Рабочая программа учителя-дефектолога по развитию речи на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_razvitiyu_rechi.docx | 57.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное (областное) образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными
возможностями здоровья VIII вида
УТВЕРЖДАЮ
Приказом от_____________№___
Директор ГБ(О)ОУ специального
(коррекционного) детского дома
_________________О.П.Шовская
Рабочая программа учителя-дефектолога
по развитию речи
на 2014-2015 учебный год
для детей старшей группы
ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома
Принята на педагогическом совете
29.08.2014 г. протокол № 1
Составитель:
учитель-дефектолог
Голева З.С.
г.Лебедянь, 2014 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственную отсталость, ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома на 2014 - 2015 учебный год».
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г.
N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г., № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
-Уставом Государственного бюджетного (областного) образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального (коррекционного) детского дома для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья 8 вида.
Рабочая программа обеспечивает развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с умеренной и лёгкой умственной отсталостью.
Актуальность программы
Старший дошкольный возраст - это период активного становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.
Значимость этой проблемы определяется несколькими аспектами: во-первых, необходимостью социализации ребенка и его личностного развития; во-вторых, специальной подготовкой педагога к осуществлению функций развития речи и ее коррекции на ранних этапах возрастного развития детей.
Возрастные и индивидуальные особенности детей с лёгкой и умеренной умственной отсталостью 5 – 6 лет
У детей с нарушениями интеллекта развитие речи существенно отличается от нормы. Отставание в развитии речи начинается у них с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Соответственно, к дошкольному возрасту у них нет готовности к ее усвоению.
У детей моей группы не сформированы такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, интерес к окружающему, развитие эмоционально-волевой сферы, в частности эмоционального общения со взрослыми, не сформирован фонематический слух, недостаточно развит артикуляционный аппарат.
Среди детей моей группы имеются дети, совсем не владеющие речью; дети, владеющие небольшим объемом слов и простых фраз; дети с формально хорошо развитой речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности – с другой. Речь не отражает истинных интеллектуальных возможностей детей, не может служить полноценным источником передачи им знаний и сведений. Фразовая речь отличается большим количеством фонетических и грамматических искажений. Овладение грамматическим строем речи происходит не на должном уровне. Особенно страдает связная речь. Одной из характерных особенностей оказывается при этом стойкое нарушение согласования числительных с существительными. Ситуативное значение слова, недостаточная грамматическая сформированость речи, нарушение фонематического слуха и замедленность восприятия приводят к тому, что речь взрослого либо часто совсем не понимается ребенком, либо понимается неточно и даже искажённо.
Без специального обучения у детей с нарушениями интеллекта не развивается возможность регулировать деятельность с помощью собственной речи: наблюдается в отдельных случаях сопровождающая речь, но совсем не возникает фиксирующая и планирующая.
Речь у некоторых детей настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными; амимичное (лишенное мимики) лицо, плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов отличают детей с нарушениями интеллекта от безречевых детей и от детей с другими нарушениями (с нарушениями слуха, с моторной алалией). Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. Второй уровень речевого развития определяется как начатки общеупотребительной речи, звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16-20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости.
В старшей группе 10 детей 5-6 летнего возраста: с I уровнем - 5 детей, со II уровнем также 5 детей.
Основная цель программы – обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи детей старшей группы как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности.
Задачи программы.
- Воспитывать у детей потребность выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.
- Продолжать уточнять и обогащать словарный запас дошкольников.
- Начать формировать у детей процессы словообразования.
- Формировать у детей грамматический строй речи, стимулируя использование детьми знакомых и новых речевых конструкций (употребление в речевых высказываниях предлогов за, перед, согласование существительных и глаголов, согласование существительных и прилагательных, местоимений и глаголов, употребление существительных в дательном и творительном падежах).
- Учить детей образовывать множественное число имен существительных.
- Учить детей строить фразы из трех-четырех слов по картинке, употребляя глаголы.
- Учить детей понимать и передавать характер, особенности и повадки знакомых персонажей сказок, рассказов и мультфильмов.
- Учить детей понимать прочитанный текст, устанавливая причинно-следственные отношения, явные и скрытые (с помощью педагога).
- Учить детей понимать прочитанный текст, уметь передавать его содержание по уточняющим вопросам и самостоятельно.
- Учить детей разучивать наизусть стихи, считалочки, потешки, скороговорки.
- Учить детей понимать и отгадывать загадки. Учить детей придумывать различные рассказы по наглядной модели-схеме.
- Поощрять речевые высказывания детей в различных видах деятельности.
Принципы для коррекционно-развивающей деятельности по реализации рабочей программы
1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов дошкольной образовательной организации. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов учреждения.
Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.
4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами учреждения. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строиться так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
Условия, необходимые для реализации программы.
Занятия по развитию речи проводятся, согласно учебному плану и расписанию, в кабинете учителя-дефектолога в первой половине дня продолжительностью 20 - 22 минуты в подгрупповой форме (4 - 5 человек). Кабинет оснащён необходимым оборудованием и пособиями: предметами, игрушками, дидактическими играми, помогающими мне решать задачи развития речи детей.
Особенности организации педагогического процесса.
В неделю проводится 1 занятие по развитию речи, в месяц – 4; в год – 33.
Основные направления работы по развитию речи детей
Развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие, различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация).
Формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).
Развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи. а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения — монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму.
Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.
Конкретизация задач развития речи носит условный характер в работе с детьми, они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. В связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны.
В коррекционно – развивающей работе с детьми использую современные образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, проектной деятельности, личностно-ориентированные, развивающее обучение, информационно-коммуникационные.
Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы
Развитие речи | |||||||||||||||
Фамилия, имя ребёнка | Критерии | ||||||||||||||
формирование словаря | звуковая культура речи | граммати-ческий строй речи | связная речь | общий балл | |||||||||||
Н.г. | С.г. | К.г. | Н.г. | С.г. | К.г. | Н.г. | С.г. | К.г. | Н.г. | С.г. | К.г. | Н.г. | С.г. | К.г. | |
Оценка уровня овладения ребёнком необходимыми навыками и умениями по образовательной области
1 балл – ребёнок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.
2 балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.
3 балла – ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.
4 балла - ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания.
5 баллов - ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Условные обозначения
1 – низкий уровень
2 – уровень выше нижнего
3 – средний уровень
4 – уровень выше среднего
5 – высокий уровень
2. Проектирование образовательного процесса
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома
на 2014-2015 учебный год
Возрастная группа | Старшая группа (от 5 до 6 лет) | |
Образовательные области/ Занятия | ||
Социально- коммуникативное развитие | Социальное развитие и ознакомление с окружающим | 1 |
Обучение игре | 1 | |
Труд | 0,5 | |
ОБЖ | 0,5 | |
Познавательное развитие | ФЭМП | 2 |
Обучение грамоте | - | |
Речевое развитие | Развитие речи | 1 |
Чтение художественной литературы | 1 | |
Художественно-эстетическое развитие | Конструирование | 1 |
Рисование | 1 | |
Лепка | 0,5 | |
Аппликация | 0,5 | |
Музыка | 2 | |
Физическое развитие | Физическая культура | 3 |
Всего: | 15 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ГБ (О) ОУ специального (коррекционного) детского дома на 2014 - 2015 учебный год.
Начало учебного года – 01.09.2014 г.
Окончание учебного года – 29.05.2014 г.
Количество учебных дней в неделю – 6
Количество учебных недель – 33
Диагностическое обследование – с 01.09.2014 г. по 12.09.2014 г. (по 19.09.2014 г.) и с 18.05.2015 г. по 29.05.2015 г.
Зимние каникулы – с 29.12.2014 г. по 11.01.2015 г.
Летний оздоровительный период – с 01.06.2015 г. по 31.08.2015 г.
Непосредственно образовательная деятельность
Возрастная группа | Количество занятий в неделю | Продолжительность занятий | 1-я половина дня | ||
1-я половина дня | 2-я половина дня | Начало занятий | Окончание занятий | ||
Старшая группа | 15 | 22 минуты | 20 минут | 9.00 | 10.00 |
Перерыв между подгрупповыми занятиями не менее 10 минут
Расписание занятий учителя-дефектолога в старшей группе
на 2014 – 2015 учебный год
Дни недели | Занятие |
Понедельник | Социальное развитие |
Вторник | ФЭМП |
Среда | Развитие речи |
Четверг | ФЭМП |
Пятница | Игра сюжетно-ролевая |
Содержание работы по образовательной области «Речевое развитие»
Квартал | Основное содержание работ |
I | Учить детей обмениваться с педагогом своими впечатлениями об эмоционально значимых событиях (праздник, свадьба, день рождения, разлука, болезнь) Воспитывать у детей потребность и умение выражать свои эмоциональные переживания в речи («Маша огорчилась, что мама заболела», «Саша пришел довольный. У него был день рождения. Ему подарили много подарков», «Осенний лес очень красивый. В нем интересно и весело играть») Учить детей выражать свои чувства и мысли от первого лица («Я принес в группу игрушки. Буду играть с Катей», «Вчера я был у доктора. У меня болел зуб. Доктор полечил зуб») Учить детей использовать предлог за в речи на прогулках и в свободной деятельности («Катя спряталась за деревом», «Маша, спрячь обруч за шкаф») Учить детей образовывать множественное число имен существительных (кукла — куклы, машина — машины, мяч — мячи, рука — руки, яблоко — яблоки, книга — книги и т. д.) Учить детей обмениваться в речевых высказываниях результатами наблюдений за явлениями природы и изменениями погоды (ответы на вопросы, беседы, обсуждения) Создавать условия для понимания детьми текста (С. Маршак. «Усатый-полосатый») Учить детей составлять описательный рассказ по игрушке, фиксируя в речи отношение к ней |
II | Создавать условия для вступления детей в диалог Закрепить умение детей задавать вопросы друг другу, отвечать на них спокойно, глядя друг другу в глаза, не перебивая партнера по общению Учить детей образовывать новые слова с помощью суффиксов (мяч — мячик, коза — козленок) Разучить с детьми стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?» («Иголочка, иголка») Учить детей понимать адаптированный текст и отвечать по нему на вопросы (В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»; К. Чуковский. «Доктор Айболит») Учить детей употреблению имен существительных в дательном падеже без предлога («Кому дать?») и с предлогом к (направление движения) Учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке («Зима», «Таня не боится мороза») Продолжать обучать детей рассказывать об увиденном («Новогодний праздник», «Подарок Деда Мороза» и т. д.) Разучивать детские потешки, считалки, песни, стихи о зиме (музыка Л. Бекмана, слова Р. Кудашевой. «Елочка» и др.) Познакомить детей со сказкой «Волк и семеро козлят» Учить детей понимать в тексте скрытый смысл и причинно-следственные отношения Закрепить у детей умение рассказывать об увиденном («Расскажи, что ты делал дома в выходные дни», «Что ты делал летом, где был?») Учить детей планировать в речи свою деятельность (игровую, трудовую) |
III | Продолжать формировать у детей вербальные формы общения со взрослыми и сверстниками (поддерживать беседу, отвечая на вопросы, и самостоятельно задавать вопросы) Расширять речевые возможности детей, обучая их употреблению существительных в творительном падеже (в орудийном действии) Учить детей употреблять в активных высказываниях предлоги за, перед Учить детей отвечать на вопрос «чем?» («Я рисую карандашом», «Пол подметают щеткой») Учить детей составлять рассказ по картинкам («Играем в поезд», «Прогулка в лесу») Учить детей пониманию причинно-следственных зависимостей в литературных произведениях (К. Чуковский. «Мойдодыр», «Телефон», «Федорино горе»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Б. Житков. «Храбрый утенок») Продолжать разучивание с детьми стихотворений, считалок, загадок (К. Чуковский. «Мойдодыр», «Телефон»; считалочки «Аты-баты...», «Колечко, колечко, выйди на крылечко...», «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять...») Познакомить детей с содержанием сказок, текстов, отвечая на вопросы (С. Маршак. «Усатый-полосатый») Учить детей составлять описательный рассказ по игрушкам, предметам и явлениям природы (подводя детей к пониманию содержания загадок через описание важнейших признаков предметов и явлений) Учить детей составлять рассказ по рисунку педагога Учить детей образовывать новые слова с помощью приставок (пришел — ушел, уехал — приехал, убежал — прибежал, открыл — закрыл) Продолжать учить детей планировать свою деятельность в речевых высказываниях |
Перспективно-тематическое планирование по развитию речи на период
с сентября месяца 2014 года по май месяц 2015 года
Период | Тема | Задачи |
1 и 2 недели сентября – обследование | ||
3-я неделя | Ознакомление с органами артикуляционного аппарата | Коррекционно- образовательные задачи: вспомнить основные органы артикуляционного аппарата и основные движения языка; ознакомить детей с верхними и нижними губами и зубами, со спинкой языка, научить делать язык попеременно то широким, то узким. Коррекционно-развивающие задачи: наблюдательность, внимание. Коррекционно-воспитательные задачи: продолжать воспитывать умение слушать. |
4-я неделя | Части тела | Коррекционно- образовательные задачи: Познакомить с частями тела человека, научить образовывать существительное множественного числа; учить составлять предложения на наглядном материале; учить различать правую и левую ногу, руку; закрепить словарь по теме. Коррекционно-развивающие задачи: развивать внимание, мышление. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к собственным высказываниям. |
Октябрь 1-я неделя | Чтение С.Маршака«Усатый-полосатый» | Коррекционно- образовательные задачи: Создавать условия для понимания детьми текста, учить детей обмениваться своими впечатлениями, продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию. Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух,память, эмоцианальную отзывчивость. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать потребность выражать свои мысли в речевых высказываниях. |
2-я неделя | Составление рассказа на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени | Коррекционно- образовательные задачи: учить детей составлять рассказы об осени с опорой на личный опыт или ориентируясь на план, продолжать активизировать словарь по данной теме;. Коррекционно-развивающие задачи: развивать внимание, память, мышление. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, приобщать к восприятию поэтических произведений о природе |
3-я неделя | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с | Коррекционно- образовательные задачи: упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой. Коррекционно-развивающие задачи: развивать речевое дыхание, фонематический слух. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать звуковую и интонационную выразительность. |
4-я неделя | Овощи | Коррекционно- образовательные задачи: продолжать знакомить детей с названиями овощей, внешними признаками, обобщающим словом «овощи»; учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и множественное число существительных. Коррекционно-развивающие задачи: развивать внимание, память, мышление. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к собственным высказываниям. |
Ноябрь 1-я неделя | Пересказ сказки «Заяц-хвастун» | Коррекционно- образовательные задачи: вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Заяц-хвастун», помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Коррекционно-развивающие задачи: развивать лексико –грамматический строй речи, развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. |
2-я неделя | Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней | Коррекционно- образовательные задачи: Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана, закреплять знания об основных признаках осени, уточнять и обогащать словарный запас Коррекционно-воспитательные задачи: |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц | Коррекционно- образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать звуковую и интонационную выразительность. | |
4-я неделя | Фрукты | Коррекционно- образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с названиями фруктов. внешними признаками, обобщающим словом, учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и множественное число существительных. Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, усидчивость, тактильные ощущения. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к собственным высказываниям. |
Декабрь 1-я неделя | Учимся быть вежливыми. Чтение стихотворения Р. Сефа «Совет» | Коррекционно- образовательные задачи: Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; уточнять и обогащать словарный запас Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать уважительное отношение друг к другу, прививать любовь к художественной литературе. |
2-я неделя | Обучение рассказыванию: описание кукол | Коррекционно- образовательные задачи: Учить детей составлять описательный рассказ об игрушк; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом; закреплять обобщающее слово игрушки; активизировать словарь |
3-я неделя | Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш | Коррекционно- образовательные задачи: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, отрабатывать речевое дыхание. |
4-я неделя | Игрушки | Коррекционно- образовательные задачи: Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, образовывать существительные родительного падежа; формировать умение различать на слух и правильно употреблять в речи названия больших и маленьких предметов Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительную и слуховую память, Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к собственным высказываниям |
Январь 3-я неделя | Чтение р.н. сказки «Волк и семеро козлят» | Коррекционно- образовательные задачи: познакомить детей со сказкой, учить понимать прочитанный текст, учить детей передавать характер и особенности персонажей сказки. Коррекционно-развивающие задачи: развивать эмоциональную отзывчивость,память. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к художественной литературе, умение слушать. |
Беседа на тему: «Я мечтал…» Дидактическая игра «Подбери рифму» | Коррекционно- образовательные задачи: Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания, продолжать учить детей рассказывать об увиденном с опорой на пережитые впечатления Коррекционно-развивающие задачи: развивать грамматический строй речи, память. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес с собственным высказываниям | |
Февраль 1-я неделя | Чтение стихотворения К. И. Чуковского «Айболит» | Коррекционно- образовательные задачи: учить детей слушать адаптированный текст и отвечать по нему на вопросы Коррекционно-развивающие задачи: развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, память. Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к книге. |
2-я неделя | Обучение рассказываниюпо картине «Зима. Зимние забавы» | Коррекционно- образовательные задачи: Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); закрепить знания о зиме, уточнить признаки зимы Коррекционно-развивающие задачи: развивать словарь, память, внимание, мышление. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ |
3-я неделя | Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш | Коррекционно- образовательные задачи: Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове. |
4-я неделя | Зимующие птицы | Коррекционно- образовательные задачи: Закреплять и уточнить названия зимующих птиц, образовывать существительные с уменьшително -ласкательными суффиксами, приставочными глаголами; согласовывать числительные с существительными Коррекционно-развивающие задачи: Развивать словарь, внимание Коррекционно-воспитательные задачи: интерес к собственным высказываниям |
Март 1-я неделя | Беседа на тему «Наши мамы». Чтение Е.Благинина «Посидим в тишине» | Коррекционно- образовательные задачи: учить детей понимать прочитанный текст, устанавливая причинно- следственных зависимость в литературном произведении, продолжать обогащать словарный запас. Коррекционно-развивающие задачи: развивать слуховое внимание, память. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к ближнему, интерес к художественной литературе. |
2-я неделя | Составление творческого рассказа «8 Марта» | Коррекционно- образовательные задачи:закрепить и уточнить знания детей о празднике, учить составлять творческие рассказы, обогащать словарь по данной теме. Коррекционно-развивающие задачи: развивать творческое воображение, лексико-грамматический строй речи. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре. |
3.я неделя | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж | Коррекционно- образовательные задачи: Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, отрабатывать речевое дыхание. |
4-я неделя | Посуда | Коррекционно- образовательные задачи: уточнить с детьми названия посуды, уметь различать и называть кухонную и чайную посуду, уметь называть части посуды, учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать числительные с существительными. Коррекционно-развивающие задачи: развивать лексико-грамматический строй речи; Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к собственным высказываниям |
Апрель 1-я неделя | Чтение Б.Житкова « Храбрый утенок» | Коррекционно- образовательные задачи: продолжать учить детей понимать прочитанный текст, устанавливая причинно- следственных зависимость в литературном произведении, продолжать обогащать словарный запас. Коррекционно-развивающие задачи: развивать слуховое внимание, память. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к животным, интерес к художественной литературе. |
2-я неделя | Рассказывание по теме «Моё любимое время года». Дидактическое упражнение «Подскажи слово» | Коррекционно- образовательные задачи: Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта, строить фразы из трех-четырех слов, упражнять в образовании слов-антонимов, уточнять и обогащать словарный запас Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать умение слушать друг друга. |
3-я неделя | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ | Коррекционно- образовательные задачи: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. |
4-я неделя | Птицы | Коррекционно- образовательные задачи: уточнить знания детей о птицах, пить понятия перелетные и зимующие, учить образовывать существительные в родительном падеже, упражнять в составление рассказов. Обогащать словарь по данной теме. Коррекционно-развивающие задачи: развивать лексико-грамматический строй речи; память Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к птицам |
Май 1-я неделя | Чтение К.И.Чуковский «Мойдодыр» | Коррекционно- образовательные задачи: продолжать учить детей понимать прочитанный текст, устанавливая причинно- следственных зависимость в литературном произведении, продолжать обогащать словарный запас. Коррекционно-развивающие задачи: развивать слуховое внимание, память. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к животным, интерес к художественной литературе. |
2-я неделя | Составление рассказа по картинкам | Коррекционно- образовательные задачи: Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Коррекционно-развивающие задачи: развивать словарь, память, внимание, мышление. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ |
3-я и 4-я недели обследование |
Показатели развития к концу третьего года обучения
Дети должны научиться:
проявлять доброжелательность и внимание к близким взрослым и сверстникам;
выражать свое сочувствие (пожалеть, помочь);
называть свое имя, фамилию, имена близких взрослых и сверстников, участвующих в повседневном общении;
называть свой возраст, половую принадлежность, время рождения, место жительства (город, поселок);
обращаться к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами, пожеланиями;
приветливо здороваться и прощаться, вежливо обращаться по имени друг к другу;
участвовать в коллективной деятельности со сверстниками (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной); уважительно относиться к труду взрослых.
3. Информационно - методическое обеспечение программы
Программа: «Адаптированная основная образовательная программа коррекционно – развивающей работы с дошкольниками с лёгкой и умеренной умственной отсталостью ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома на 2014-2015 учебный год».
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в детском саду».
Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке», ч.1 и 2. Москва «Баласс», 2007.
М.А. Васильева, В.В.Гербова «Комплексные занятия в средней группе д/с». «Учитель», 2010, г. Волгоград.
Н.Ф.Виноградова «Рассказы-загадки о природе». «Вентана-Граф», 2007.
Н.В.Новоторцева «Обучение грамоте». «Академия, к.»,1999.
Т.А. Шорыгина «Какие месяцы в году?», развитие речи в д/с. Москва, 2000.
Т.И. Затулина. Развитие речи. 2008 г.
Перечень оборудования и дидактического материала
Детские книги; картинки с изображением различных предметов, игрушек, сказочных ситуаций и т. п.; иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой,социальный, игровой опыт детей; иллюстрации разных времен года и частей суток; настольные театры из пластмассы, дерева или картона по народным и авторским сказкам («Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Зайкина избушка», «Рукавичка» (украинская), «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «У солнышка в гостях» (словацкая), «Три медведя») и различным произведениям А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака и др.; настольная и напольная ширмы; декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.); наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведи различного размера, лиса, собака, петух, девочка, бабушка, дедушка и т. п.); куклы бибабо для сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Зайкина избушка», «Рукавичка» (украинская), «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «У солнышка в гостях» (словацкая), «Три медведя» и др.); рукавички с изображениями мордочек различных сказочных персонажей; атрибуты для игры-драматизации: репка; домики, имитирующие деревянную и ледяную избушки; большая рукавица и др.; образные игрушки (кошка, собака, курочка, мышка, заяц, медведь, волк, лиса, дедушка, бабушка, девочка, мальчик, дед-мороз, снегурочка, лесовичок, снеговик и т. п.); настольно-печатные игры («Иллюстрированные кубики», «Составь картинку» (разрезные картинки по содержанию сказок с изображением различных предметов, ситуаций), «У нас порядок», «Расскажи сказку», «Сказки», игры-печатки и др.); картины из серии «Домашние животные», «Дикие животные», «Картины по сказкам», «Мы играем», «Времена года», различные картинки, выполненные в стиле коллажа, и т. п.; мольберт; фланелеграф.
Технические средства обучения: ноутбук, планшетный компьютер, магнитофон, мультимедийное устройство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальное исследование по теме: «Формирование просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста в условиях коррекционного детского дома».
В данной работе, представлена система логопедической работы по формированию просодической стороны речи детей дошкольников в условиях детского дома. Для проведения данной раб...
Рабочая программа воспитателя разновозрастной группы на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГТ....
Рабочая программа для средней группы на 2014-2015 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильево...
Рабочая программа первой младшей группы на 2014-2015 учебный год
Составлена на основе примерной образовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Вераксы...
Рабочая программа учителя-дефектолога по формированию элементарных математических представлений на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома
Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...
Рабочая программа учителя-дефектолога по обучению игре на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома
Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...
Рабочая программа по физическому развитию на 2014-2015 учебный год
Дошкольный возраст - важный период формирования человеческой личности. Именно в детском возрасте формируются основы физического и психического здоровья детей. Охрана и укрепление здоровья, совершенств...