Выступление на педагогическом совете. Тема: «Коррекция эмоционально-волевой сферы обучающихся через игры, упражнения и воспитательные занятия в условиях школы-интерната».
материал

Рузавина Елена Сергеевна

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_emotsionalno_-_volevoy_sfery.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

“Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся         без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья”                

                       Выступление на          

                  педагогическом совете.

        Тема:  «Коррекция эмоционально-волевой сферы обучающихся через игры, упражнения и воспитательные                       занятия в условиях школы-интерната».

                                                       

                                                                               Подготовила:

                                                                                                       Рузавина Е.С.

                                                                   

                                   

                         

                                    Апрель   –  2023 год.

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Уровень и темп психического развития воспитанников с овз придают его эмоциональным процессам ряд специфических особенностей.

Прежде всего,  необходимо указать на незрелость чувств воспитанника. Переживания их весьма примитивны, диапазон их крайне невелик. Ребенок испытывает только или удовольствие, или неудовольствие. Во-вторых, воспитанники довольно часто проявляют чувства, не соответствующие по своей силе или динамике внешним воздействиям. Они очень легко и поверхностно переживают какие-либо серьезные жизненные события. Они не понимают действительный смысл этих событий. Обычны для них быстрые переходы от одних настроений к другим. Бывает, что  малосущественный повод может вызвать переживание большой силы.  Воспитанники не в состоянии отказаться от какого-либо проявленного им желания, несмотря на явную его нецелесообразность.

Слабость интеллектуальной регуляции чувств не позволяет воспитанникам с овз  перестроить чувства сообразно ситуации. Они не могут подавить в себе обиду, хотя могут понять, что обидеть их  не хотели; не могут удовлетвориться лучшей вещью взамен той, которую хотели получить и т.д.

Также, незрелость чувств умственно отсталого воспитанника,  вызванная слабой интеллектуальной регуляцией, сказывается в импульсивности поведения, в склонности к аффективным состояниям, вспышкам раздражения, гнева и т.п.

С трудом вырабатываются и переходят в переживания нравственные понятия и нормы, которыми воспитанники  могли бы руководствоваться в оценке своих действий и поступков. Слабость мысли мешает выработке моральных чувств. Это зачастую делает отношение к своему поведению некритичным, отсюда нарушения самых элементарных принципов морали.

Чувство долга, чести, совести, ответственности у воспитанников не может сформироваться во всей своей глубине. Так, например, дисциплинированность и старательность долго побуждаются мотивом подчинения. Значительно позже, в ходе специальной работы у воспитанников с овз формируются познавательные интересы и любовь к труду как мотивы учебной и трудовой деятельности .

Важнейшей особенностью воспитанников с овз является затрудненность, и  неспособность к целеустремленным действиям. Это  связано с недостатками воли. Недоразвитие воли воспитанника с овз  связано с его основным дефектом - нарушением познавательной деятельности.

Волевая деятельность воспитанников с овз затруднена в связи с неумением самостоятельно определить цель действия, предвидеть его результат, наметить план и выбрать необходимые средства. Это связано с недоразвитием речи и мышления. Поэтому воспитанники с овз, зачастую неспособны выполнить действие по словесной инструкции.

Воспитанников с овз характеризует слабость и неустойчивость намерений, которые проявляется в том, что ребенок не испытывает желания активно действовать, а склонны к короткой мотивации. Они безынициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить ее отдельной цели, не всегда могут сосредоточить усилия для преодоления даже незначительных препятствий, возникающих по ходу той или иной работы. Воспитанники с овз зачастую не доводят до конца задуманное и начатое дело, забывают о нем.

Воспитанники с овз отличаются несамостоятельностью, слепым доверием к указаниям и советам окружающих, они склонны к внушаемости, к механической подражаемости и т.п. Из-за этого они зачастую попадают под чуждое, социально вредное влияние, толкающее их на совершение отрицательных поступков. Воспитанникам свойственны непосредственные импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия, неумение противостоять воле другого человека. В то же время им свойственно  упрямство, являющееся проявлением слабости воли, как и внушаемость.

Очень часто мы сталкиваемся с детской агрессивностью. Агрессивные дети ведут себя вызывающе, не слушаются, неусидчивы, драчливы, обвиняют других в своих проступках, бывают невнимательны.

Таким воспитанникам,  необходима индивидуальная помощь, выражающаяся в постоянстве требований, предъявлении заданий, развивающих силу и объем внимания. В индивидуальных беседах с таким ребенком необходимо определить  его интересы, его желания  и создать условия для их позитивного проявления. 

Воспитанники с овз пусть не очень глубоко и четко, но понимают свои чувства и чувства окружающих людей, в той или иной степени регулируют свои внутренние переживания, устанавливают определенные отношения и контакты, в основном правильно ведут себя в коллективе.

Воспитание эмоционально - волевой сферы -  очень важная задача. На развитие эмоционально-волевой сферы воспитанника с овз будет оказывать влияние не только степень его дефекта, но и та атмосфера, в которой он рос и воспитывался, приобретал знания.

При коррекционной работе недостатков эмоционально - волевой сферы учитываю индивидуальные особенности каждого воспитанника, а также   общее развитие их личности. Стараюсь добиваться от них  выполнения норм и правил.

С помощью  различных  методов и приёмов ,  в ходе каждого занятия, стараюсь  развивать память, внимание, мышление, речь и др..  высшие психические функции, в результате чего  формируется эмоционально – волевая  сфера воспитанников.

На открытом мероприятии «Моя будущая профессия»,  я провела такие игровые приемы:

  1.  На столе  карточки с изображением продуктов. Вам необходимо выбрать те карточки с продуктами, которые понадобятся для приготовления обеда. Обед состоит из борща, свежего салата из овощей, плова, компота и хлеба. Ребята с интересом выбирали нужные карточки,  а затем называли все нужные продукты для каждого блюда. В результате развивается и внимание, и память, и мышление, и речь, и тактильные ощущения, и положительные эмоции  и стремление найти все карточки с нужными предметами.  
  2. Составить из геометрических фигур шаблон дома. И здесь ребята с желанием и интересом его выполняли. В результате развивается внимание, сообразительность, тактильные ощущении, стремление довести начатое до конца и прочие.
  3. Каждому из вас нужно выбрать нужный предмет  и  изобразить профессию, при помощи жестов и мимики, без слов.  Ребята изображали такие профессии: маляр, парикмахер, портной, водитель, учитель, доктор. Здесь их переполняли положительные эмоции, желание и стремление изобразить профессию при помощи специальных предметов.

С помощью игровых приемов,  повышается и стабилизируется на высоком уровне эмоциональное состояние, снижается тревожность, возникает стремление быть не хуже других.

Очень важно организовать любое  занятие  так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением занимался, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Любое мероприятие  становится интересно детям, если материал представлен в красках, со звуком и анимированными эффектами. Дети становятся активными участниками и с удовольствием выполняют задания, которые видят на проекционном экране, что значительно повышает эмоциональный фон. Там же использую показ видеороликов на различные темы. Так ребята  учатся передавать чувства и эмоции. Эмоционально-расторможенные дети становятся более усидчивыми, тревожные - расслабляются. Провожу физминутки, гимнастику для глаз с помощью видеороликов.  Видя перед собой объекты в движении, ребята подражают им.  Таким образом,  стабилизируется эмоциональной сфера, повышается способность познания.  

Ребята любят  раскрашивать раскраски о животных, по различным заданным темам,  по номерам, раскраски антистресс, у них возникает желание  делать  аппликации, выкладывать алмазную мозаику.  Все это помогает самораскрытию личности. В результате они  испытывают разнообразные чувства: радуются красивому изображению, которое  создают сами, огорчаются, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение или делая подделку,  ребята приобретают различные знания; уточняются и углубляются их представления об окружающем мире; в процессе работы они осмысливают  качества предметов, запоминают  их характерные особенности и детали, овладевают  изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. В результате повышается и стабилизируется на высоком уровне психоэмоциональное состояние, снижается тревожность, что позволяет легче адаптироваться к различным  ситуациям.

Так же ребята любят собирать коструктор «Лего». Здесь ребята целеустремленно , целенаправленно сидят и  собирают пока не увидят результата своей работы, потому что это их любимое дело.

Развитие эмоционально-волевой сферы личности – это сложный процесс. Необходимо  своевременно  воздействовать на эмоционально-волевое развитие воспитанников,  а также на общее развитие их личности.

Интернет – источники:

  1. https://videouroki.net/razrabotki/korriektsionno-razvivaiushchaia-proghramma-po-razvitiiu-emotsional-no-volievoi-s.html
  2. https://multiurok.ru/files/uprazhnieniie-kak-sriedstvo-korriektsii-emotsional.html
  3. https://www.uchmet.ru/library/material/276845/
  4. https://www.uchmet.ru/library/material/276845/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете: "Развитие игровой деятельности в сфере ФГТ"

Выступление на педагогическом совете: "Развитие игровой деятельности в сфере ФГТ"...

Выступление на педагогическом совете Тема: ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Выступление на педагогическом совете Тема: ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВОсновной вид деятельности д...

Выступление на педагогическом совете. Тема:" Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность"

Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность презентация...

Выступление на педагогическом совете. Тема: «Особенности организации художественно-изобразительной деятельности с детьми с нарушением зрения. Зрительные упражнения»

     Данный материал позволит повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации художественно-изобразительной деятельности с детьми с нарушением зрения....

Выступление на педагогическом совете: Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников через дополнительное образование».

Выступление на педагогическом совете: Тема: «Развитие творческих способностей младших школьниковчерез дополнительное образование»....

Психолого-педагогическая помощь по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с тяжелыми нарушениями речи.

Определяющая роль в установлении взаимодействия с семьей принадлежит педагогам. Взаимопонимание педагогов и родителей, их доверие возможны в том случае, если педагог исключает в работе с родителями ди...