Главные вкладки

    Дыхательная гимнастика
    материал по физкультуре по теме

    Жукова Ирина Борисовна

    Комплексы дыхательной гимнастики для детей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dykhatelnaya_gimnastika.doc83 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

    Основы культуры дыхательной гимнастики заимствованные из системы йогов.

             Дыхание - единственная вегетативная функция; на которую человек с легкостью воздействует произвольно, влияя тем самым на различные физиологические системы Обучение правильному дыханию - одна из основных форм  физического воспитания детей с ослабленным здоровьем. Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит  к нарушению обмена веществ, затрудняет выполнение физических нагрузок.  Правильное дыхание необходимо для здоровья ребенка так же, как и правильное питание. Поэтому выполнять дыхательные упражнения с младенчества. Они вводятся в комплекс упражнений уже для 2-месячных детей. Когда малыши подрастает, можно заниматься развитием дыхательного аппарата при различных играх с ребенком, например, дать одуванчик и предложить подуть на него с начало, ртом, а потом носом. Обычно дети с удовольствием включаются  в игру. К таким упражнениям можно отнести пускание мыльных пузырей, задувание свечей, нюхание цветов. Надо приучать ребенка дыханию через нос. Это самое целесообразное и естественное дыхание. Дыхание должно быть полным, чтобы расширялась грудная клетка, и развивались мышцы живота. Покажите, как втягивать живот и сокращать его мышцы во  время дыхания. Дли этого положите ребенке на шину, и прижмите руками его живот, а потом попросите его втянуть живот, чтобы он стаи плоским или впалым.

    Помните, что дети запоминают дыхательные упражнения и

    овладевают навыками дыхания гораздо быстрее взрослых,  но если занятия нерегулярны, то они так же  быстро утрачивают  полученные  навыки!


    КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО ДЫШАТЬ

    Сначала научите его сморкаться. Многие  матери вообще не обращают на это внимания. Сморкаться - это не значить дуть носом в платок. Нужно прочищать  одну ноздрю за другой.- Закройте ребенку левую ноздрю - пусть дышит правой, и наоборот. Когда  сжимаешь обе ноздри фазу, слизистые выделения подаются назад, и могут попасть в евстахиеву трубу, что вызывает воспаление среднего уха

    Игра с розой и одуванчиком поможет понять, что такое дыхание даже самому маленькому  ребенку.

    Дайте ему понюхать  цветок розы Ребенок должен закрыть рот и развернуть ноздри во время дыхания, Многие дети сопят, вместо того чтобы нюхать; они «приклеивают» свои ноздри, а это как раз обратное тому, что надо делать!

    Затем дайте ребенку подуть на одуванчик. Сначала покажите, что когда он дует ртом, улетают мелкие зернышки. Потом покажите, что он может добиться того же результат если будет дуть носом.

    Вы можете предложить малышу задеть свечу, заставить двигать крылья маленькой мельницы или создать «ураган»: разбросать как можно дальше какую-нибудь конструкцию из спичек и кусочков бумага. Эти упражнения выполняются ртом, затем носом, потом одной ноздрей,

    Всех детей веселят  мыльные пузыри.  В то же время пускать их - прекрасное упражнение.

    Когда вы гуляете с ребенком за городом, в парке, по берегу моря, покажите, как можно почувствовать чудесный запах чистого воздуха, медленно вдыхая носом. Затем заставьте полностью удалить использованный воздух, находящийся в легких.  Для этого пусть выдыхает (вое время носом) медленно-медленно и до конца . Делайте упражнения  всякий раз, когда гуляете. Они вам принесут пользу, а у вашего ребенка вырабатывается хорошая привычка на всю жизнь.

    Выполняя все эти упражнения вы позаботитесь,  чтобы

    • ребенок хорошо прочистил нос - одну ноздрю за  другой (если нос забит, все упражнения не принесет:  никакой  пользы);
    • одежда не стесняет движений грудной клетки;
    • упражнения выполняются на  улице или в хорошо проветренной комнате.

    ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

    для детей 3-7 лет

    Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики

    Все три комплекса связаны между собой по степени увеличения физической нагрузки на определенные мышцы дыхательной системы и по технике выполнения.

    1. В первом комплексе большое внимание уделяется типам дыхания -
      успокаивающе-восстановляющему и очистительному (упражнения выполняются без особого напряжения мышц).
    2. второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и легких с напряжением тонуса определенных групп мышц.
    3. Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.

    Все три комплекса необходимо чередовать в течение одной или двух недель, т.е. каждый комплекс проводить по 2 - 3 дня. (При разучивании каждого комплекса количество дней можно увеличить).

    4   Дыхательные упражнения "Дышим тихо, спокойно и плавно", "Ветер", "Радуга, обними меня" из первого комплекса полезны для восстановления организма и дыхания после любой дыхательной нагрузки.

    Комплекс дыхательной гимнастики № 1

    Послушаем свое дыхание

    Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.

    И. п. - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

    В полной тишине дети прислушиваются к своему дыханию и определяют:

    • куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
    • какая часть тела приходит в движении при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно)
    • какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
    • какова частота дыхания: часто происходит вдох- выдох или спокойно с
      определенным интервалом (автоматической паузой);
    • тихое, неслышное дыхание или шумное.

    Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние своего организма.

    Дышим спокойно и плавно

    Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

    И.п.- стоя, сидя, лежа, (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

    Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.

    Выполнять 5-10 раз.

    Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так чтобы подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании

    Подыши одной ноздрей

    Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

    И.п. - сидя, стоя. Туловище выпрямлено, но не напряжено.

    1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей
      сделать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
    2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась "ямка".

    3-4- то же другими ноздрями. Повторить 3-6 раза.

    Воздушный шар

    (дышим животом, нижнее дыхание)

    Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

    И.п. - лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты.

    Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

    Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы

    опускается.

    1- медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий - живот медленно поднимается
    вверх и раздувается, как круглый шар.

    2- медленный, плавный выдох, живот медленно втягивается к спине.
    Повторить 4-10 раз.

    Воздушный шар в грудной клетке 

    (среднее, реберное дыхание)

     Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

    И.п. - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнею часть ребер и сконцентрировать на них внимание.

    Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

    1- медленно выполнить вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и
    медленно освобождают зажим.

    2- на выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней
    части ребер.

    Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.

    Повторить 6-10 раз.

    Воздушный шар поднимается вверх

     (верхнее дыхание) 

    Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути,

    обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

    И.п. - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

    Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием

    ключиц и плечей.

    Повторить 4 -8 раз.

    Ветер 

    (очистительное, полное дыхание)

    Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

    И.п. - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

    1. - сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.
    2. - задержать дыхание на 3-4 секунды.
    3. - сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

    Повторить 3-4 раза.

    Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

    Радуга, обними меня

    Цель: та же. 

    И.п. - стоя или в движении.

    1. - сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
    2. - задержать дыхание на 3-4 секунды
    1. - растягивая губы в улыбке, произносить звук "эс", выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, Затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет подмышку, другая на плечо.

    Повторить 3-4 раза.

    Повторить 3-4 раза упражнение "Дышим тихо, спокойно и плавно".


    Комплекс дыхательной гимнастики №2.

    Цель данного комплекса укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие.

    Подыши одной ноздрей

    Повторите упражнение "Подыши одной ноздрей" из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

    Ежик.

    Поворот головы вправо - влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ежик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

    Повторить 4-8 раз.

    Губы "Трубкой"

    1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.
    2. Губы сложить "трубкой", резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.
    3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).
    4. Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через
      нос плавно и медленно.
    5. Повторить 4-6 раз.

    Ушки

    Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

    Повторить 4-5 раз.

    Пускаем мыльные пузыри.

    1. При наклоне головы и груди сделать носом вдох, напрягая мышцы носоглотки.
    2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская
      мыльные пузыри.
    3. Не отпуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

    4.Выдох через нос с опущенной головой.
    Повторить 3-5 раз.

    Язык "трубкой"

    1. Губы сложены "трубкой", как при произношении звука "о". Язык высунуть и тоже сложить "трубкой".
    2. Медленно втягивая воздух через "трубку" языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.
    3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза - 3-5 секунд.

    4.Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.
    Повторить 4-8 раз.

    Насос.

    1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
    1. Выполнять наклоны вперед вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при закачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).

    3.Выдох произвольный.
    Повторить 3-6 раз.

    Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

    Усложнение. Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны вперед-назад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

    При каждом вдохе напрягается мышца носоглотки.

    Повторить 3-5 раз.

    Дышим тихо, спокойно, плавно.

    Повторить упражнение "дышим тихо, спокойно и плавно" из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.


    Комплекс дыхательной гимнастики № 3

    Ветер на планете

    Повторить упражнение "Насос" из комплекса № 2.

    Планета "Сат-Нам" - отзовись!

    (йоговское дыхание)

    Цель: Учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.

    И.п. - сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены, как стрела

    После слов "Планета, отзовись!" дети начинают петь "Сат-Нам"

    Повторить 3-5 раз.

    Примечание. "Сат" произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу - это резкий выдох. "Нам" произносить мягко, расслабляя мышцы живота - это небольшой вдох.

    Цикл дыхания: выдох "сат" - пауза - вдох "нам". С произнесением "сат" напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног. мышцы лица и шеи; "нам" - все расслабляется.

    Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз произнесут "Сат-Нам, инструктор говорит: "Позывные принял"

    На планете дышится тихо, спокойно и плавно

    Повторить упражнение "Дышим тихо, спокойно и плавно" из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.

    Инопланетяне

    Цель: та же, что и в упражнениях "Дышим тихо, спокойно и плавно", "Планета "Сат-Нам"-отзовись 1"

    Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

    И.п. - 3-4 раза из положения лежа на спине, 3-4 раза стоя. Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: "Инопланетяне просыпаются, напрягаются" и т.д.

    1. спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.
    2. медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие.
    3. задержать дыхание, напрягая все мышцы и медленно проговаривая: "Я сильный (ая)".
    4. спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

    1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

    Игровая дыхательная гимнастика, способствующая формированию правильного физиологического дыхания и профилактике заболеваний верхних дыхательных путей у детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Игры, формирующие правильные навыки физиологического дыхания у детей дошкольного возраста на основе технологий врача К. П. Бутейко, педагога - фониатора А. Н. Стрельниковой и А. С. Галанова, помогут р...

    Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста Картотека дыхательной гимнастики

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»     Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сох...

    Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

    Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

    «Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

    laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...