Главные вкладки

    Консультация для родителей "Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей. Комплекс дыхательной гимнастики для детей младшей группы"
    консультация (младшая группа)


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города  Иркутска детский сад № 175

    Консультация для родителей

    "Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей. Комплекс дыхательной гимнастики для детей младшей группы"

                                                        Подготовила воспитатель

                                                        МБДОУ д/с № 175 Мотчанова И.П.

                         

                                 г. Иркутск, 2016

    Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. На дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время  и т.д. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной  системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы, вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

            Начальная фаза дыхания – выдох. Чтобы получить новую порцию кислорода, необходимо для нормального функционирования организма, нужно освободить для него место в воздухоносных путях, что достигается благодаря выдоху.

            Дыхательная система, следуя за выдохом, - переходная фаза, характеризующаяся завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем «активные» фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и др.

            Дыхательная система детей не совершенна. Чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, осень нежная, легко воспаляющаяся, даже под воздействием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы делаются еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Поэтому помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено. В чистом воздухе меньше микробов, снижается риск заболевания.

            Жизненная емкость легких у ребенка маленькая, а потребность в  кислороде велика, поэтому он дышит часто и поверхностно. В комплексе физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.

            Основная поза дыхательной гимнастики: встать прямо, поставить ноги чуть уже плеч, стопы -  параллельно, руки вдоль туловища или левая рука на нижней части живота, а правая сбоку обхватывает грудную клетку, приблизительно на уровне локтя (для контроля за дыханием).

    Последовательность выполнения дыхательных упражнений:

    • Встать прямо, опустить плечи и сделать свободный выдох; медленно поднять плечи, одновременно делая вдох; медленно опустить плечи, одновременно делая выдох.
    • Плечи вперед, скрещивая перед собой опущенные руки, делать свободный выдох; медленно отвести плечи назад, сводя лопатки, одновременно выдохнуть.
    • Медленно наклониться вперед, сгибая позвоночник только в грудном отделе, и, делая выдох, медленно выпрямиться и прогнуться назад, делая вдох.
    • И.п. то же. Сделать вдох, на выдохе повернуться, одна рука за спину, другая вперед; вернуться в и.п.
    • Ноги на ширине плеч, руки опущены; медленно поднимать правую руку, скользя ею вдоль туловища и поднимая плечо, -- вдох, опускать руку и плечо – выдох; то же, но в другую сторону.

    Очищающее «ха» - дыхание

    Встать прямо, ноги на ширине плеч; сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задерживать дыхание, пока это приятно; открыть рот, расслабить гортань, сделать энергичный вдох  через рот, одновременно опускать руки  и наклоняясь вперед(«ха»). Медленно выпрямиться и отдыхать в течении пяти дыхательных циклов (вдох-выдох). Выдыхать воздух следует с облегчением, как будто освобождаясь от всего.

    Энергетизированное  дыхание (задувание свечи)

            Встать прямо, ноги на ширине плеч; сделать свободный вдох и задержать дыхание. Сложить губы трубочкой, сделать три коротких резких выдоха, словно стараясь задуть свечу: «ФУ-фу-фу». Во время упражнения корпус держат прямо, отдыхать в течение пяти дыхательных циклов.

    Стимулирующее  «шипящее» дыхание

            Дыхательное движение такое же, как в гармонично – полном дыхании. Вдох делается через нос в естественном темпе, выдох предельно затягивается. Во время выдоха воздух выходит через рот, издавая высокий свистящий звук, как при произнесении звука (c).

            В комплексе упражнений обязательно должны быть элементы надувания резиновых мячей, шаров. Надувание следует начинать с трех-четырех выдохов,  постепенно увеличивая их количество на два-три выдоха за каждое занятие, доводя до полного заполнения игрушки воздухом. При этом необходимо контролировать, чтобы ребенок вдыхал только через нос.

            Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие правила:

    • дышать нужно носом
    • заниматься нужно в удобной спортивной форме
    • необходимо следить за тем, чтобы воздух входил и выходил из легких одной непрерывной струей, а вдох и выдох были равны по силе и длительности и плавно переходили друг в друга
    • нагрузку увеличивать постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнений.

    Комплекс дыхательной гимнастики

    Насос

            И.п.: стоя. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочередно вправо-влево. При наклоне – выдох с произнесением: «С-с-с», при выпрямлении – вдох. Повторить 4-5 раз.

    Это очень просто:

    Накачай насос ты.

    Вправо-влево

    Руками скользя,

    Назад и вперед

    Наклоняться нельзя.

    Накачай насос ты –

    Это очень просто.

    Пускаем мыльные пузыри

    • При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
    • Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.
    • Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
    • Выдох спокойный через нос, с опущенной головой. Повторить 3 5 раз.

    Трубач

    И.п.: сидя на стуле. Поднести кисти рук, сжатые в кулак, к губам и, как в трубу, произнести: «Тру – ру - ру». Повторить 3-4 раза.

    Мы пришли и сели,

    Играем на трубе.

    Тру-ру-ру, бу-бу-бу!

    Подудим в свою трубу.

    Язык «трубочкой»

    Губы сложить «трубочкой», при произнесении звука (о) язык высунуть и тоже сложить «трубочкой».

    Медленно втягивать воздух через «трубочку» языка, заполнить им легкие, раздувая живот и грудную клетку.

    Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза 3-5 с. Повторить 4-8 раз.

    Ёж

    И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть ноги и руками притянуть их к груди – выдох с произнесением: «Бр-р-р» (ёжик замерз). Опустить ноги, поднять руки кверху – вдох (ёжик согрелся). Повторить 5-6 раз.

    Вот свернулся еж в клубок,

    Потому что он продрог.

    Лучик ёжика коснулся,

     Ёжик сладко потянулся.

    Подуем на плечо

    И.п. : стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову влево, сделать губы трубочкой, подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голова вправо – выдох трубочкой. Голова прямо – вдох. Затем опустить голову, подбородком касаясь груди, - сделать спокойные, слегка углубленный выдох. Голова прямо – вдох. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой. Повторить 2-3 раза.

    Подуем на плечо,

    Подуем на другое,

    Нам солнце горячо

    Пекло дневной порою.

    Подуем и на грудь мы

    И грудь свою остудим.

    Подуем мы на облака

    И остановимся пока.

    Потом повторим все опять –

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Куры

    И.п.: стоя. Наклониться пониже, свесив руки и опустив голову. Произносить: «Тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям, - выдох. Выпрямиться, подняв руки к плечам, - вдох. Повторить 3-5 раз.

    Бормочут куры по ночам,

    Бьют крыльями: тах – тах.

    Поднимем крылья мы к плечам,

    Потом опустим так.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексы утренней гимнастики для детей младших групп

    На каждый месяц. Очень интересный материял!!!...

    Комплексы дыхательной гимнастики для детей средней группы

    Комплексы дыхательной гимнастики для детей средней группы позволяет снять психоэмоциональное напряжение  детей во время занятий, способствует расслаблению мышечного спазма....

    Комплексы дыхательной гимнастики во 2 младшей группе.

    Дыхательные упражненя, проводимые в увлекательной стихотворной игровой форме, осуществляют полноценный дренаж бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатуру в цело...

    Комплексы утренней гимнастики для детей младшей группы

    Комплексы утренней гимнастики для детей младшей группы разработаны на учебный год, по месяцам.  Могут проводится воспитателями в деском саду, родителями в домашних условиях....

    Комплексы дыхательной гимнастики для детей подготовительной группы

    Цель данного комплекса упражнений научить правильно дышать детей через нос, рот и при дыхании выполнять различные упражнения....

    Комплекс дыхательной гимнастики во 2 младшей группе

    Комплекс дыхательной гимнастики для 2 младшей группы...

    Комплексы дыхательной гимнастики для детей 2 группы раннего возраста

    Комплексы дыхательной гимнастики для детей 2 группы раннего возраста...