Спортивная игра как средство физического воспитания дошкольников
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Щелканова Елена Александровна

В период дошкольного детства закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития,  формируются все важнейшие двигательные навыки и умения. Особую роль играет в это время физическое воспитание, в процессе которого происходит знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, так как именно они являются естественным стимулом жизнедеятельности организма, тренировки  всей его системы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики

Кафедра физической культуры и спорта

ЩЕЛКАНОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

СПОРТИВНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЮЖНО-САХАЛИНСК, 2011

ВВЕДЕНИЕ

Формирование здоровья детей полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития,  формируются все важнейшие двигательные навыки и умения. Особую роль играет в это время физическое воспитание, в процессе которого происходит знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, так как именно они являются естественным стимулом жизнедеятельности организма, тренировки  всей его системы. Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив очень ценным чувством - чувством «мышечной радости» которое он испытывает, двигаясь. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Ведь играть для них - это,  прежде всего,  двигаться и действовать. На фоне общего ухудшения здоровья и проблем личностного воспитания детей возникает необходимость объединить физическое воспитание, оздоровление детей и игровую деятельность, которая является ведущей в дошкольном возрасте.

        Актуальность исследования.

В современных условиях важной задачей семьи и детского дошкольного учреждения в работе по укреплению здоровья детей, является привитие  стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями. И это в значительной степени зависит от обучения и воспитания детей, от проводимой  физкультурно - оздоровительной работы с ними. Поиск новых путей решения этой проблемы  связан  с необходимостью,  совершенствования процесса физической подготовки и психологического развития подрастающего поколения, за счет использования различных средств обучения.  Основной резерв увеличения двигательной активности детей дошкольного возраста заложен в организации физкультурной работы с использованием подвижных и спортивных игр.

Однако сложившаяся система дошкольного образования недооценивает значение спортивной игры  как одного из  средств комплексного развития ребенка - его физических, интеллектуальных и психологических, нравственных качеств. Выбор спортивных игр и игровых упражнений  на занятиях с детьми дошкольного возраста традиционен -  баскетбол, футбол, теннис, бадминтон.

Современные тенденции обуславливают появление новых и нетрадиционных, в массовом физкультурном движении, спортивных игр, к которым можно отнести мини-волейбол по-японски. Несмотря на то, что  это относительно «молодой» вид спорта, он получил большую популярность среди самых разных по возрасту и роду занятий людей. С каждым днём увеличивается количество школ и университетов, где существуют кружки по мини-волейболу, и где им занимаются на уроках физической культуры.

Мини-волейбол значительно проще и доступнее классического волейбола и большинства других спортивных игр. Особую значимость имеет рекреативная и коммуникабельная функция игры. В связи с этим возникает потребность включения данного вида состязаний в учебный процесс по физическому воспитанию дошкольников.

Цель данной работы - изучить содержание и определить пути  возможного использования мини-волейбола по-японски в процессе физического воспитания детей  дошкольного возраста.

Объект исследования - физическое воспитание детей  дошкольного возраста.

Предмет исследования – спортивная игра  мини-волейбол по-японски.

Гипотеза. Так как  игра для детей имеет исключительное значение то, мы предполагаем, что включение в учебный процесс физического воспитания дошкольников спортивной игры мини-волейбол по-японски, будет способствовать повышению интереса к занятиям физической культуры, а также улучшению физической и функциональной подготовленности детей дошкольного возраста.  

Цель исследования и поставленные задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

          Введение раскрывает актуальность темы, определяет методологические и теоретические основы исследования, объект, предмет, цель  и  гипотезу  исследования.

          В первой главе «Теоретические и методические особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста»  раскрывается  роль  игры  в  жизни  ребёнка. Приводится теоретическое и методическое обоснование использования подвижных и спортивных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста, в особенности игры -  волейбол.

Вторая глава содержит задачи, методы  исследования и раскрывает его организацию по данной теме. Исследование стало возможным благодаря участию доктора педагогических наук, профессора Сахалинского государственного университета П.Н. Пасюкова и основано на его методических рекомендациях.

          Третья глава «Предпосылки использования мини-волейбола по-японски в игровой деятельности дошкольников» раскрывает значимость использования мини-волейбола  в физкультурно-оздоровительной работе с  детьми дошкольного возраста, а также пути реализации кружковой работы в дошкольном учреждении.

           В заключении сделаны выводы по результатам исследования, определена степень подтверждения гипотезы, сформулированы методические рекомендации  по  теме  исследования.

         

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ  ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1.Основы теории игры

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Каждого из представителей научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся в одном  мнении, что игра - неотъемлемая часть человеческой культуры.

 В ходе социально - исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. Она выступает не только элементом культуры, но и  является полезным средством воспитания подрастающего поколения. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

Дети - творцы настоящего и будущего.  В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослыми: ребенок - «новичок», все для него полно новизны, значения; ребенок в игре делает «открытия» того, что давно известно взрослому. Взрослый, в свою очередь, способствует распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение. «Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития. Игра -  это огромное светлое окно,  через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.  Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - писал В. А. Сухомлинский.

В игре ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия - сокращенными. Играя, ребенок не только развлекается, но и развивается. В это время происходит развитие познавательных, личностных и поведенческих процессов. Дети играют большую часть времени. За период дошкольного детства игра проходит значительный путь развития. П. Ф. Лесгафт считал, что игра есть упражнение, с которого ребенок готовится к жизни.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка - дошкольника. Ведущее положение игры, определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности: стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых; познание окружающего мира;  нужды в активных действиях и в общении. Н. К. Крупская отмечала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников способ познания окружающего».

Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством воспитания. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Я. А Каменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они способствовали воспитанию честности, любви к порядку, мужества и дружеских отношений в детском коллективе.

На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывал А. С.Макаренко, рассматривая ее как основной вид физической и двигательной деятельности.  В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность использования игры заключается в том, что двигательная деятельность играющих организуется на основе, ее содержания, условий и правил.

Основные методические особенности проведения игры:

- игра обеспечивает  всестороннее, комплексное  развитие физически качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в ее процессе они проявляются  не изолированно, а в тесном взаимодействии, а  при необходимости избирательно, для развития определенного  физического качества;

- наличие в игре элементов соперничества требует  значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

- широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию  самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

- соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства  дает возможность  целенаправленно формировать  нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

- присущий игре фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Игра - очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в  воспитательной работе с детьми.

1.2.Роль подвижных игр  в физическом воспитании  детей

В эволюции детских игр высший этап развития игровой деятельности  занимают игры с правилами, в особенности  подвижные игры. Они играют большую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста, так как  благоприятствуют комплексному совершенствованию двигательных навыков, нормальному физическому развитию, укреплению и сохранению их здоровья. Подвижные игры предоставляют возможность развивать познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком своего жизненного опыта.

Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным  и физическим усилиям.

Подвижная игра  -  незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально - волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры,  которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

Подвижная игра - сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры.

Сущность подвижных игр:

- подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими;

- достижение цели требует от них активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы играющих;

- двигательные действия устанавливаются правилами игры, выполнение которых требует от играющих соответствующего инициативного поведения в пределах установленных правил;

- правила определяют характер препятствий и трудностей в игре на пути достижения цели;

- от сложности и количества правил зависит и сама сложность игры.

В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» упражнения и действия с мячом  занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения.

Подвижным играм с мячом отводится особая роль. Известный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений. Он считал, что все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему даст мяч. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом. Целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. д. Эти игры развивают  глазомер, двигательные координационные функции,  совершенствуют деятельность коры головного мозга. Отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. В упражнениях и играх с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий.

Подвижные игры могут стать и средством, подводящим к спортивным играм. В дошкольных учреждениях используются только их элементы, подводящие ребенка к более сложным спортивным игровым действиям при дальнейшем его обучении в школе.

1.3.Волейбол -  средство повышения интереса

к физической культуре у детей старшего дошкольного возраста

Спортивные игры - высшая ступень подвижных игр. Спорт - это соперничество, стремление и воля к победе, игра по правилам. Заниматься спортом в прямом смысле этого слова детям дошкольного возраста не рекомендуется, но некоторые элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста.  Освоение элементов спортивных игр составляет основу дальнейших занятий спортом. Однако методика проведения спортивной игры имеет свою специфику: она требует обязательного учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. На основе этих, разученных детьми элементов, могут быть организованны и игры, которые проводятся по упрощенным правилам.

     Спортивные игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма. Улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально - волевых черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи, формируют интерес к физической культуре, потребность в самостоятельных занятиях, удовлетворяют биологическую потребность в движениях.

 Игровые виды спорта - важнейшая составная часть культуры. Занятия баскетболом, футболом, волейболом, другими спортивными играми способствуют развитию силы, ловкости, быстроты, выносливости, вырабатывают сильный характер, являются лучшим средством проведения досуга. Поэтому крайне важно, чтобы ребенок научился играть в большинство спортивных игр и чем раньше, тем лучше.

Для этого есть оправданные  предпосылки.

  • Маленький ребенок очень легко обучаем. И чем раньше он начинает заниматься каким-либо видом спорта, тем больше успехов он достигает.
  • Разные спортивные игры, способствуют развитию разных групп мышц и разных черт характера, требуют разного темперамента. Научившись играть в разные игры, ребенок получит всестороннее развитие, лучше прочувствует особенности каждой игры и сможет осознанно выбрать ту из них, которая в наибольшей степени отвечает его характеру и темпераменту.
  • Ребенок, да и взрослый, умеющий играть во многие спортивные игры, пользуется большим уважением и авторитетом, ему легче найти свое место в коллективе.

Чтобы научиться  играть в какую-либо игру, необходимо освоить огромное количество различных технических и тактических приемов, для чего потребуется много времени. Но в каждой игре имеется относительно небольшое число основных технических приемов, освоив которые уже можно достаточно успешно участвовать в игре.

Основные приемы можно объединить в три группы:

  • прием и передача мяча;
  • ведение мяча;
  • выполнение нападающего удара или броска.

Обучать этим основным приемам желательно в самом раннем возрасте.

Дети старшего дошкольного возраста с большим интересом принимают участие в спортивных играх.  Однако в теории и методике физического воспитания дошкольников отсутствует методика обучения спортивной игре - волейбол. В нашей стране волейбол считается народной игрой. Его любят миллионы людей за лучшие качества всех спортивных игр, простоту и зрелищность, доступность, и эмоциональность и, главное, за способность увлечь и влюбить в себя любого человека. Игра в волейбол закаляет волю, вырабатывает настойчивость, целеустремленность, способность быстро принимать решения.

Волейбол воспитывает командный дух, ведь каждый член команды знает, что общий результат зависит и от его действий. В волейбольной команде есть специализация: кто-то подает, кто-то блокирует удар соперника, кто-то его принимает, кто-то подстраховывает, кто-то бьет сам. В то же время, члены команды периодически меняются местами, то есть они должны уметь неплохо делать все перечисленное, быть взаимозаменяемыми. Ситуация в игре быстро меняется, значит, члены команды должны доверять друг другу и понимать товарища без слов, быстро принимать решения. В волейболе сочетаются универсальность и взаимозаменяемость,  доверие и право на риск, подстраховка и взаимопомощь. Так что волейбол - отличное занятие для детей дошкольного возраста.

        Правильно организованная игра  в волейбол является отличным средством всестороннего физического развития дошкольников. Игра в волейбол эмоциональная и привлекательная. Детям она доставляет радость, их удовлетворяет характер двигательной деятельности. В ней мобилизуются силы детей для решения игровых задач, проявляется смелость, находчивость, личная инициатива. Игра в волейбол способствует развитию крупных мышечных групп (при выполнении бега, прыжков, действий с мячом), быстроте реакции, особенно сложной, на движущийся объект, ориентировке в пространстве. Отличительная черта волейбола – разнообразие движений и игровых ситуаций, что устраняет опасность переутомления детей, появляется возможность самим детям регулировать темп двигательной активности.

         В детском дошкольном учреждении волейбол практически напоминает пионербол. Мяч для игры следует использовать большой и легкий, лучше всего - хорошо надутый детский пляжный мяч. Сущность игры заключается в том, что каждая из двух команд стремится точно разыграть мяч руками  и направить его через сетку на сторону противника нападающим ударом. Играть с дошкольниками в волейбол необходимо по упрощенным  правилам и только после хорошей подготовки и систематических занятий в волейбольной кружковой деятельности. Всем этим требованиям замечательно соответствует спортивная игра мини-волейбол по-японски с простыми и доступными правилами и легким мячом.

Итак, на основе анализа научно - методической литературы, посвященной игре, можно сделать следующие выводы:

  • истоками подвижной игры является моделирование недоступной для ребенка деятельности взрослого;
  • игры создаются с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду;
  • игры возникают с целью проверки готовности к жизни;
  • игры создаются с целью развития и совершенствования основных видов движения;
  •  игра является ведущей деятельностью дошкольника;
  • игры с правилами занимают высший этап развития игровой деятельности;
  • подвижные игры -  это сознательная, активная деятельность ребенка, с выраженной ролью движений в содержании и обязательным соблюдением правил;
  • спортивные игры - высшая ступень подвижных игр;
  •  для дошкольников характерно проведение элементов спортивных игр по упрощенным правилам;
  • волейбол - средство повышения интереса к физической культуре дошкольников и всестороннего физического развития дошкольников;
  • мини-волейбол по-японски значительно проще и доступнее классического волейбола и большинства других спортивных игр для дошкольников.

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Задачи исследования

Каждый ребенок находит себя в движениях, соответствующих его двигательным задаткам и интересам, что помогает ему на протяжении всей жизни самостоятельно и с чувством удовлетворения поддерживать свое здоровье и психическое равновесие. Чтобы удовлетворить эту потребность необходимо расширять кругозор ребенка еще с дошкольных лет, поддерживать интерес  к различным видам спорта, учить их элементам спортивных игр не только традиционной направленности, но и широко использовать нетрадиционные средства физической культуры.

В связи с этим были поставлены следующие задачи исследования:

1. Теоретически обосновать использование подвижных и спортивных игр с мячом в процессе физического воспитания дошкольников.

2. Раскрыть содержание и предпосылки использования  мини-волейбола по-японски в игровой деятельности детей дошкольного возраста.

3. Определить пути реализации кружковой работы по мини-волейболу в условиях дошкольного образовательного  учреждения.

2.2. Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  1. теоретический анализ литературы
  2. анкетирование
  3. анализ рабочей документации  
  4. математический анализ

Теоретический анализ литературы. В процессе работы для решения поставленных задач изучалась литература по теории и методике физического воспитания, книги по педагогике и психологии, книги и журналы со статьями по проблеме, а также статистические данные об уровне здоровья. Теоретической основой написания данной работы являются работы авторов Э. Я. Степаненковой, А. И. Фоминой, Н. И. Дворкиной, Ж. К. Холодова, П.Н. Пасюкова, Н.М. Савостина. Данная литература содержит обширный теоретический и справочный материал по игровой деятельности детей дошкольного возраста, содержанию спортивной игры  мини-волейбол по-японски, который может быть  применен в практической деятельности педагогов. Методические рекомендации доктора педагогических наук, профессора Сахалинского государственного университета П.Н. Пасюкова.

стали основой данного исследования. Также в работе использован опыт  учителей физической культуры И. Ю. Кулигиной,  Е.С.Корнеевой и  С. А. Корниенко и опыт кружковой работы по физическому воспитанию  в детском дошкольном учреждении.

Анкетирование. Метод «опроса» использовался на втором этапе исследования.  Это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему  вопросов анкеты, которые были подобранны на тему изучаемой проблемы.  Анкетирование проводилось среди  детей дошкольного возраста 6-7 лет, их родителей   на предмет выявления интереса и желания познакомиться с новой нетрадиционной спортивной игрой мини-волейбол по-японски.

На третьем этапе был проведен анализ анкетных данных, их математическая обработка, сформулированы выводы по результатам исследования.

 Анализ рабочей документации использовался для определения оценки учебно-воспитательного процесса, в особенности кружковой работы по физическому воспитанию в детском дошкольном учреждении.

        Математический анализ. Метод математической обработки результатов анкетирования использовался для объективной оценки возможности использования в физическом воспитании детей дошкольного возраста мини-волейбола  по-японски, который будет способствовать повышению интереса к занятиям  физической культуры,  обогащению  двигательного опыта, укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

  1. Организация  исследования

         Исследования проводились на базе МБДОУ детский сад №20 «Снегурочка» г.Охи Сахалинской области (заведующий Макарова И. А.) и лаборатории региональных образовательных систем и педагогических технологий Сахалинского государственного университета (руководитель – д.п.н., профессор П.Н.Пасюков). В исследовании приняли участие воспитанники  подготовительной группы и их родители – всего 44  человека.

         Исследование проводилось в три этапа.

         Аналитический этап (февраль 2011г.) - были изучены литературные источники по вопросам исследуемой темы, выявлена актуальность исследования, определены цель, задачи, предмет и объект, гипотеза, практическая значимость.

  На формирующем этапе исследования (март – апрель 2011г.) - была проведена практическая часть исследования. Состоялась  презентация игры мини-волейбол по-японски для родителей и детей подготовительной группы, после которой проведено анкетирование этих респондентов на предмет выявления интереса и желания познакомиться с новой нетрадиционной спортивной игрой мини-волейбол по-японски.  Проанализирована  рабочая документации для определения оценки учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию дошкольников, а также кружковой работы в этом направлении.  Главные стремления данного исследования были направлены на определение перспективы использования  мини-волейбола по-японски в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

          На третьем этапе  (май 2011г.) - подводились итоги исследования: анализ анкетных данных, математическая обработка данных, сделаны выводы по результатам исследования, оформление тематического и практического материала в  виде  курсовой  работы.

ГЛАВА 3. ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯПОНСКОГО

МИНИ ВОЛЕЙБОЛА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

3.1. Мини-волейбол по-японски - игра для всех

           Обращение к нетрадиционным средствам физической культуры населения Восточно-Азиатского культурного региона не случайно. Для  Дальневосточного региона России проблема «восток-запад» включает в себя разумное заимствование наиболее ценного у других народов в системе физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры, не исключая исконно национальных предпочтений,

          Мини-волейбол по-японски по правилам Всеяпонской Ассоциации с его прекрасными возможностями для физической рекреации населения появился в 1972 г. и подразумевает «миниатюрный волейбол». Название игры обусловлено  малыми размерами площадки и   меньшим количеством играющих на ней, а также более низкой сеткой. Родиной мини-волейбола является японский город Таики, где живет основатель этой игры  Хидетоши Кодзима, который  считает, что  «…мини-волейбол объединяет людей, позволяет приобретать новых друзей, что это -  «спорт для всех». Он очень эффективен в сфере межчеловеческих контактов, включая интернациональные связи. Игра способствует долголетию, саморазвитию, построению личности в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни». Соревнования по мини-волейболу включают в себя традиционный фестиваль мини-волейбола в Токио, ежегодные соревнования на Кубок Японии, чемпионат округа Окинава.

         С каждым годом возрастает количество играющих в мини-волейбол по-японски. Его культивирование на Хоккайдо в течение более тридцати пяти лет показывает, что эта игра хорошо подходит для людей, живущих в северных районах, где количество дней пригодных для занятий спортом на открытом воздухе ограничено.  Это определяет  интерес специалистов и любителей спорта к игре и создает хорошие перспективы ее быстрого распространения в различных регионах России. Развитие мини-волейбол по-японски в нашей стране стало возможным благодаря участию доктора педагогических наук, профессора Сахалинского Государственного университета Петра Николаевича Пасюкова. К настоящему времени игра получила широкое распространение не только на Сахалине, но и в других регионах России (на Дальнем Востоке, на Урале, в Якутии, г.Санкт-Петербурге).

         Правила мини-волейбола по-японски очень просты и доступны, начинающим их легко понять и сразу включиться в игру. Площадка для игры разделена пополам сеткой высотой 155 см, ее размер - 6х9 метров. Низкая сетка делает возможным выполнение технических приемов всеми независимо от возраста, пола и уровня физической подготовленности. Мяч весом 50 грамм и диаметром 35 см. Такой  легкий мяч снижает травматизм, не причиняет боль, когда ударяешь его или когда он попадает в игрока. Мяч летает по криволинейной траектории, это увеличивает непредсказуемость игровых ситуаций, а тем самым эмоциональность игры. Игра подходит по уровню физической нагрузки и трудности всем. В каждой из двух играющих команд по 4 человека. Игра ведется до 11 очков из трех партий до двух побед. Очко можно заработать только на своей подаче. Нельзя: переносить руки на сторону соперника и играть ногами. Остальные правила практически не выходят за рамки официальных волейбольных правил. В этой игре есть все, и нападающие удары, и тонкие игровые комбинации, мощная защита и слаженные коллективные действия – словом все, как в большом волейболе.

        Специфические функции мини-волейбола заключаются, в его свойствах, позволяющих, прежде всего, удовлетворять естественные потребности человека в двигательной активности, оптимизировать на этой основе физическое состояние и развитие организма соответственно закономерностям укрепления здоровья и обеспечивать физическую дееспособность, необходимую в жизни.

         Мини-волейбол по-японски получил большую популярность среди самых разных по возрасту и роду занятий людей, потому что это действительно игра для всех.  Почему бы не обучить  детей дошкольного возраста мини-волейболу по-японски, ввести в работу по физическому воспитанию дошкольников как дополнительную форму обучения?

Ведь примечательность данного вида спорта и  его преимущество очевидны:

  • правила игры очень просты и доступны;
  • игра подходит большинству людей, а значит и дошкольникам;
  • легкий мяч снижает травматизм;
  • высота сетки снижена;
  • площадь для игры уменьшена;
  • не требует больших денежных затрат.

           Таким образом, мини-волейбол значительно проще и доступнее классического волейбола и большинства других спортивных игр. Его значимость - это использование в  системе физического образования для формирования жизненно важных двигательных умений; в воспитательных целях, связанных с социальной направленностью системы воспитания; в сфере организации досуга, активного отдыха, доставляющего наряду с восстановлением сил удовольствие, развлечение; и как средство борьбы с гиподинамией, сохранения и укрепления здоровья в течение всей жизни. В связи с этим возникает потребность включения данного вида спорта в учебный процесс по физическому воспитанию дошкольников, что  будет способствовать повышению интереса к занятиям физической культуры, а также улучшению физической и функциональной подготовленности детей дошкольного возраста.

3.2. Перспективы реализации кружковой работы

по мини-волейболу в условиях ДОУ

        Забота о здоровье ребенка  занимает  приоритетные позиции. За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей дошкольного возраста. Современные условия жизни (транспорт, телевидение, компьютеры, и т.д.) способствуют уменьшению двигательной активности детей, а такое явление как гиподинамия стало чаще наблюдаться в дошкольном возрасте. В настоящее время активно ведется поиск новых путей физического оздоровления дошкольников, воспитания интереса к физическим упражнениям на основе жизненной потребности быть здоровым, ловким, сильным.

Для решения  задач по физическому воспитанию в дошкольном учреждении проводится целенаправленная работа, которая включает такие  формы, как физкультурные занятия, физкультурные праздники и досуги, а также спортивные кружки. Кружковая работа по физическому воспитанию,  обеспечивает всем детям равные права в овладении ценностями физической культуры и каждому ребенку право выбора для проявления личных  способностей. Современному ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные запросы.

Изучение научно-методической литературы  по вопросам исследуемой темы установило, что большую роль  во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста  играют подвижные и спортивные игры. Выявленная актуальность исследования, определила практическая значимость использования  мини-волейбола по-японски в игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Потребность в организации кружковой работы по мини-волейболу в условиях дошкольного образовательного  учреждения подтвердили результаты проведенного анкетирования, которое состоялось после презентации «Мини-волейбол по-японски – игра для всех». Опрос на предмет выявления интереса и желания познакомиться с новой нетрадиционной спортивной игрой мини-волейбол по-японски проводился среди воспитанников подготовительной группы и их родителей, которым  было предложено ответить на ряд вопросов отраженных в анкете (приложение 1).

Было опрошено 44 человека. Предпочтение игре отдали 73% родителей и  91% детей, со своим мнением не определились соответственно 27% и 9%. Таким образом, большая часть респондентов проявила интерес и желание познакомиться с новой спортивной игрой.

Результаты опроса показали, что причинами  частого заболевания детей являются: малая двигательной активность, не достаточное внимание к закаливающим процедурам, отсутствие интереса  к занятиям физической культуры. Спортивные игры обязательно должны входить в программу физического воспитания дошкольников. Мини-волейбол по-японски вызвал интерес и желание познакомиться с ним и у детей,  и у их родителей. Родители проявили заинтересованность не только в организации кружка по мини-волейболу для детей, но и выразили готовность поиграть в новую спортивную игру.  

Анализ  рабочей  документации по физическому воспитанию дошкольников и опыт проведения кружковой деятельности в  дошкольном учреждении позволил определить перспективы  организации кружка по мини-волейболу по-японски для детей старшего дошкольного возраста.

Краткая характеристика  кружковой деятельности

Направление деятельности

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей

Форма проведения

Кружок

Название кружка

«Мяч дружбы»

Средство обучения

Мини-волейбол по-японски

Цель

Укрепление здоровья и повышение интереса к  физической культуре  дошкольников посредством мини-волейбола по-японски

Контингент воспитанников

Дети дошкольного возраста  6-7лет

Возрастная группа

Подготовительная к школе

презентации «Мини-волейбол по-японски – игра для всех». Опрос на предмет выявления интереса и желания познакомиться с новой нетрадиционной спортивной игрой мини-волейбол по-японски проводился среди воспитанников подготовительной группы и их родителей, которым  было предложено ответить на ряд вопросов отраженных в анкете (приложение 1).

Было опрошено 44 человека. Предпочтение игре отдали 73% родителей и  91% детей, со своим мнением не определились соответственно 27% и 9%. Таким образом, большая часть респондентов проявила интерес и желание познакомиться с новой спортивной игрой.

Результаты опроса показали, что причинами  частого заболевания детей являются: малая двигательной активность, не достаточное внимание к закаливающим процедурам, отсутствие интереса  к занятиям физической культуры. Спортивные игры обязательно должны входить в программу физического воспитания дошкольников. Мини-волейбол по-японски вызвал интерес и желание познакомиться с ним и у детей,  и у их родителей. Родители проявили заинтересованность не только в организации кружка по мини-волейболу для детей, но и выразили готовность поиграть в новую спортивную игру.  

Анализ  рабочей  документации по физическому воспитанию дошкольников и опыт проведения кружковой деятельности в  дошкольном учреждении позволил определить перспективы  организации кружка по мини-волейболу по-японски для детей старшего дошкольного возраста.

Краткая характеристика  кружковой деятельности

Направление деятельности

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей

Форма проведения

Кружок

Название кружка

«Мяч дружбы»

Средство обучения

Мини-волейбол по-японски

Цель

Укрепление здоровья и повышение интереса к  физической культуре  дошкольников посредством мини-волейбола по-японски

Контингент воспитанников

Дети дошкольного возраста  6-7лет

Возрастная группа

Подготовительная к школе

Количество занимающихся

12 человек

Длительность занятия

30 минут

Срок реализации

1 год

Формы проведения

реализации

- Открытые занятия

- Мастер- классы

- Показательные выступления

- Соревнования по мини-волейболу

- Спортивные праздники, развлечения

Ожидаемые результаты

- Укрепление здоровья детей

- развитие физических качеств: быстроты,

   ловкости, координации

- интерес к занятиям физической культурой

- заинтересованность родителей в  

  оздоровлении детей

Место проведения

Спортивный зал, спортивная площадка

Инвентарь

- Сетка высотой 155 см;

- мяч весом 50 грамм и диаметром 35 см (12 шт.)

         

          Распределение времени организации кружка на учебный год

Количество занятий

Количество часов

в неделю

в месяц

в год

в неделю

в месяц

в год

2

8

72

1

4

36

  Основные формы занятий:

  • теоретические   предполагают рассказ об истории создания и развития игры; о роли мини-волейбола по-японски и использовании его в повседневной жизни, в самостоятельной активности; об основных правилах игры;
  • практические обеспечивают обучение новым физическим упражнениям с мячом и без; достаточный уровень физической подготовленности; выполнение технических и тактических приемов игры; совершенствование умения действовать в коллективе и соревноваться; формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям;
  • самостоятельные предусматривают самостоятельное выполнение упражнений с мячом и без; проявление индивидуальности, реализацию своих потребностей в движении; дальнейшее распространение игры среди населения;
  • индивидуальные  направлены на совершенствование умений детей, которые имеют слабую подготовку или, наоборот, сильную.                               

    Основное содержание занятий

  • Подготовительная часть состоит из выполнения комплексов общеразвивающих, подводящих упражнений, обеспечивает разогревание организма, повышение частоты пульса, дыхания. Упражнения выполняются с мячом и без.
  • Основная часть направлена на развитие физических качеств, силы, быстроты, выносливости, а также основных навыков игры в мини-волейбол по-японски;  состоит из упражнений на отработку основных приемов (ведение мяча; прием и передача мяча; выполнение нападающего удара или броска); подвижных игр и игровых упражнений с мячом и без; собственно игры в мини-волейбол по-японски.
  • Заключительная часть предусматривает постепенное снижение нагрузки. Для этого выполняются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление в медленном темпе,  на восстановление функций организма после нагрузки, подвижные игры малой активности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Железняк О.Д. Спортивные игры. – М.: «Академия», 2001.
  2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  3. Волошина Л.Н.Воспитание двигательной культуры  дошкольников: Учебно-методическое пособие/Л.Н.Волошина. –  М.:АРКТИ, 2005.-108 с. (Развитие и воспитание).
  4. Галицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Галицина.- М.:, 2005.-143с.
  5. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д.Глазырина.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.-143 с.
  6.  Сажина С.Д.Составление рабочих учебных программ для ДОУ: Методические рекомендации / С.Д.Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 112 с.- ( Библиотека руководителя ДОУ).
  7. Тарасова Т.А.Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов  ДОУ / Т.А. Тарасова. - М.:ТЦ Сфера, 2005.-176 с.- (Приложение к журналу  «Управление ДОУ»).
  8. Пасюков П.Н., Савостин Н.М., Кодзима Х. Традиционные средства физической активности населения Японии // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой. Матер. 6 междунар. научн.-практ. конф. – Томск, 2003.
  9. Пасюков П.Н., Савостин Н.М. Мини-волейбол по-японски: системный анализ // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: IV межрегион. конф.: сб. материалов. – Уссурийск, УГПИ, 2003.
  10.  Пасюков П.Н., Савостин Н.М. Мини-волейбол по-японски как средство формирования здорового образа жизни педагогов // Физическая культура, спорт, здоровье: проблемы, ценности, решения. Матер. междунар. научн.-практ. конф. – Благовещенск, 2003.
  11.  Савостин Н.М. Мини-волейбол по-японски: встречай людей, приобретай друзей, участвуй!: Учебно-методическое пособие. – Южно-Сахалинск, СахГУ, 2004.
  12. Андерсон В.А., Викс Л.А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста.-  М:  Просвещение, 1991.
  13.  Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы  дошкольников. - М.: Глобус, 2007.
  14.   Бочкарева О.И. Система по формированию здорового образа жизни – ИТД  Корифей, 2008.
  15.  Вавилова Л.К. Курилова Т.В. Игры с элементами спорта. -  М: Издательство  ГНОМ и Д, 2004.
  16.  Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы                дошкольников. - М.: Глобус, 2007.
  17.  Васильева М.А. Программа воспитание и обучение в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  18.  Лукошина Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду. - М: Айрис-пресс, 2006
  19.  Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2007.
  20.  Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  21.  Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания.- М.: Мозаика-Синтез,  2008.
  22.  Филиппова С.О. Спутник руководителя физического воспитания  дошкольного учреждения. -  Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2005.

                                                                                                                        Приложение 1

Анкета

на выявление интереса и желания познакомиться с новой

 нетрадиционной спортивной игрой мини-волейбол по-японски

Просим Вас ответить на вопросы анкеты.  Те из них,  которые отражают Ваше мнение, обведите в кружок или представьте собственное мнение  в свободной строке.

 Для родителей:

1.Часто ли ваш ребенок болеет? Если часто, то почему?

- да;…………………………………………………………………………………………….

- нет;

- затрудняюсь ответить.

4. Необходимо ли обучать дошкольников спортивным играм?

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

5. Какие спортивные игры Вы знаете? …………………………………………...

.....................................................................................................................................

6. Понравилась ли Вам  спортивная игра мини-волейбол по-японски?

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

7. Когда и где Вы узнали про спортивную игру мини-волейбол по-японски?

- на сегодняшней презентации в детском саду;

- узнали через СМИ;

- давно знакомы с этой игрой;

- затрудняюсь ответить;

………………………………………

6. Хотели бы, чтоб Ваш ребенок посещал кружок по мини-волейболу в детском саду? Почему?………………………………………………………….

Для детей:

1. Понравилась ли Вам  спортивная игра мини-волейбол по-японски?

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

2. Хотели бы посещать кружок по мини-волейболу в детском саду и познакомиться с новой игрой?

 - да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

Спасибо за ответы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижная игра, как средство физического воспитания дошкольников"

Содержание ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3Глава 1. ПОДВИЖНАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬ...

Подвижные игры как средство физического воспитания дошкольников 2-3 лет

В статье рассмотрена проблема сбережения и поддержания здоровья дошкольников. В статье предложено использование подвижных игр как одно из средств физического развития....

НАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. «КАЛЕЙДОСКОП НАРОДНЫХ ИГР»

Материал демонстрирует эффективность использования народных спортивных игр на занятиях и развлечениях по физической культуре. Представлены особенности игровой деятельности и подвижных игр....

Спортивные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста.

Спортивные  игры как средство физического развития детей дошкольного возраста.Игра - важнейший вид деятельности ребенка - играет огромную роль в физическом развитии и воспитании ребенка....

Семинар с педагогами «Спортивные игры и игровые упражнения как средство физического воспитания дошкольников».

презентация для педагогов «Спортивные игры и игровые упражнения как средство физического воспитания дошкольников»....