РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
рабочая программа по физкультуре по теме

Жаворонкова Ольга Сергеевна

Дети с ОНР часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Для них характерна скованность, плохая переключаемость на другие виды деятельности,  многим непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным развитием, даже в основных видах движений.

        В связи с этим возрастает необходимость воздействия средствами физического воспитания на различные параметры психофизической деятельности детей с ОНР. А так как у детей с ОНР эти навыки развиваются с задержкой, то целенаправленное систематическое проведение подвижных игр с дошкольниками - позволит быстрее освоить двигательные навыки, необходимые для нормальной жизнедеятельности ребенка с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olga.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Дети с ОНР часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Для них характерна скованность, плохая переключаемость на другие виды деятельности,  многим непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным развитием, даже в основных видах движений.

        Исследованиями многих авторов доказано наличие двигательных нарушений (Мастюкова Е.Н. 1997) и слабость развития двигательной координации у детей, имеющих ОНР (Карпова М.В.,1997; Горская И.Ю., 2001). Именно это доказывает, как важно уделить серьезное внимание тем видам деятельности, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию.

       Развитие двигательных функций и преодоление даже не резко выраженных двигательных нарушений имеют для таких детей важное значение. Ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений способствуют предупреждению выраженных трудностей в формировании речевой и двигательной функции (Филичева Т.Б, 2008).

       Основной формой обучения детей движениям признаны занятия, в которых физическим воспитанием существенное место занимают   подвижные игры. Анализ научно-методической литературы Гужаловский А.А., (1978), Яковлев В.Г., (1975), Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г.,(1974), многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у детей. Некоторые авторы даже отводят подвижной игре ведущую роль, так как она является одним из основных средств и методов физического воспитания, и позволяет эффективно решать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. В настоящее время имеется достаточно литературы, описывающей значение и большую роль подвижных игр в воспитании дошкольников. Это сборники Осокиной Т.И.(1973), Вавиловой Е.Н.(1983), Степаненковой Э.Я.(2001), Шапковой Л.В.(2001)  Жукова М.Н. (2004) и другие.

     Особенно эта проблема актуальна с детьми с ОНР, у которых замедлен темп формирования двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы.

        В связи с этим возрастает необходимость воздействия средствами физического воспитания на различные параметры психофизической деятельности детей с ОНР. А так как у детей с ОНР эти навыки развиваются с задержкой, то целенаправленное систематическое проведение подвижных игр с дошкольниками - позволит быстрее освоить двигательные навыки, необходимые для нормальной жизнедеятельности ребенка с ОНР.

Значение игры для всестороннего развития ребенка

Образовательное значение подвижных игр

Игры способствуют всестороннему развитию ребенка. Они расширяют круг его представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей его среде.

Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта (спортивным играм, легкой атлетике, гимнастике, борьбе, плаванию и др.). Такие игры направлены на совершенствование и закрепление разученных  предварительно технических приемов и навыков того или другого вида спорта.

Воспитательное значение подвижных игр

Велико значение подвижных игр в воспитании  физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Причем в подвижных играх физические качества развиваются в комплексе.

      Ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде (Матвеев Л.П., 1991).    

Коррекционное,  гигиеническое и оздоровительное значение

 подвижных игр

Двигательная активность является врожденной, жизненно важной потребностью человека.

       Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они оказывают благотворное влияние на сердечно - сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма.

       Игры на открытом воздухе в летнее и зимнее время способствуют закаливанию детей.

              При отставании физического развития у детей необходимо использовать подвижные игры, которые способствуют оздоровлению организма, повышают общий уровень физического развития.

   

       Игры с прыжками могут использоваться также для коррекции роста детей. Современной наукой установлено, что на рост человека влияет не только наследственность, но и условия жизни и воспитания.

       Ценность подвижных (коррекционных) игр в том, что задание педагога в них становится игровым мотивом, поэтому выполняется ребенком непринужденно, увлеченно, легко переносится им в самостоятельную игру.

Подвижные игры используются для коррекции двигательной активности детей.

 Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. Они способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психическое состояние детей.

Подвижные игры с бегом

    «Стой! »

Коррекционная направленность: развивать быстроту реакции и переключения, устойчивость вестибулярного аппарата, ориентировка в пространстве.

      Дети бегают в разных направлениях. По сигналу они должны остановиться и замереть, стараясь сохранить равновесие до сигнала: «Можно бегать!».

«Ветер и ветерки»

Коррекционная направленность: упражнять в различных видах и способах ходьбы и бега, развивать внимание, быстроту реакции на сигнал.

       Ведущий (ветер) выполняет движения: бег в разных направлениях, с разным положением рук, с высоким подниманием коленей, с кружением и приседанием, широким шагом, галопом и т.д. Ветерки должны повторять их в точности. Движения всеми игроками должны выполняться четко и правильно. Неправильно выполнивший движение или запоздавший выходит из игры.

«Кто сделает меньше шагов?»

Коррекционная направленность: развитие скоростных качеств, быстрота реакции на сигнал, быстрота двигательной реакции, координация движений.

       Дети становятся за линию и по сигналу бегут на противоположную сторону до обозначенного чертой места примерно на расстоянии (5-6м). Каждый из играющих старается делать шаги как можно длиннее и считает их. По окончании бега дети говорят, кто, сколько сделал шагов, и определяют, у кого их меньше.

«Кто быстрей?»

Коррекционная направленность: на закрепление и совершенствование навыков бега, скоростные качества, ловкость.

Пробежать, перешагивая на бегу линии, начерченные на земле на расстоянии 1,5-2м.

Бежать, перешагивая через палки, положенные на землю или приподнятые на высоту 15-20см.

«Самый ловкий, быстрый, меткий»

Коррекционная направленность: коррекция техники движений, усвоение темпа, развивать быстроту реакции и переключения, ориентировка в пространстве, ловкость.

        По сигналу дети бегают с кеглями врассыпную. По команде «Стоп!» останавливаются и кладут кегли на пол. По сигналу бегают между кеглями, не задевая их. По команде «Место!» относят кегли на место. По сигналу берут мешочки и бегают с ними врассыпную. На слово «корзина» забрасывают их в баскетбольную корзину, после чего берут снова кегли.

«Найди свой домик»

Коррекционная направленность: ориентировка в пространстве, концентрация внимания, быстрота двигательной реакции и переключения.

       Дети встают в разные обручи и запоминают их: это их домики. По сигналу выбегают на прогулку и бегают вдалеке от домиков. После команды «Домой!» бегут и встают в центр своего обруча. Отмечается самые внимательный хозяин дома.

Подвижные игры с прыжками

«С кочки на кочку»

Коррекционная направленность: укрепление свода стопы, ритмичность и соразмерность усилий, координация движений рук и ног.

       Играющие выстраиваются в три колонны у стартовой линии. Перед каждой на расстоянии 10м чертятся или кладутся плоские обручи(6-8 штук) - это кочки. По команде, первые игроки начинают прыгать из обруча в обруч. Достигнув финишной черты, они бегом возвращаются назад. Прыжки начинает следующий участник. Побеждает команда, быстро и правильно (не оступившись ни разу) выполнившая задание.

«Удочка»

Коррекционная направленность: координация и ритм движений, укрепление стопы.

       Дети становятся по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга - педагог. Он вращает по кругу шнур (на высоте 10-15см), к концу которого привязан мешочек с песком. Играющие внимательно следят за мешочком, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы мешочек не коснулся ног. Тот, кого мешочек заденет, делает шаг назад и выбывает временно из игры.

Сначала шнур вращают так, чтобы мешочек поднимался невысоко. Если дети легко справляются с заданием, мешочек можно поднять немного выше. Вращать шнур можно не только по часовой стрелке, но и против неё.

«У солнышка в гостях»

Коррекционная направленность: стимулировать ростовые точки на подошвах ног; укреплять мышцы; упражнять в прыжках вверх с доставанием предметов.

        На натянутой веревке привязаны на разной высоте три солнышка (плоскостные изображения). Дети поочередно подходят к натянутой веревке и подпрыгивают вверх, стараясь достать рукой сначала -то солнышко, которое висит ниже всех, затем то, что висит повыше, и т.д. За удачный прыжок выдается фишка. В конце игры ведется подсчет фишек, т.е. кто сколько раз побывал у солнышка в гостях.

«Прыжки по полоскам»

Коррекционная направленность: соразмерность расстояния и усилий, координация и точность движений.

       На земле (полу) обозначается пять полосок длиной 6-8м, шириной 40см. Расстояние от первой полоски до второй- 40см, от второй до третьей- 60см,от третьей до четвертой- 85см, от четвертой до пятой-115см. Все играющие делятся на две- три команды. Каждая команда становится в шеренгу вблизи от первой полоски, в 3-4м от нее.

     Из каждой команды выходят по одному игроку и становятся на первую полоску. По первому сигналу они прыгают на вторую полоску, по второму - на третью, по третьему- на четвертую, по четвертому сигналу- на пятую полоску. Кто допрыгнет до пятой полоски, тому засчитывается четыре очка, до четвертой полоски - три очка и так далее. После первой группы прыгунов на первую полоску встает вторая группа, а прыгнувшие встают на левый фланг шеренги. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

«Кто обгонит?»

Коррекционная направленность: согласованность движений, развитие силы разгибателей ног.

       Все играющие делятся на четыре-пять команд и выстраиваются на одной линии шеренгами, держась за руки по командам.

По сигналу все команды прыгают на одной ноге до обозначенной линии. Выигрывает команда, достигшая границы первой.

«Пингвины»

Коррекционная направленность: координация движений, точность кинестетических ощущений.  

       Играющие строятся у исходной черты в две-три колонны. У игроков, стоящих первыми, по одному мячу. По сигналу  они зажимают мячи между колен и на двух ногах прыгают до обруча, затем берут их в руки, бегом возвращаются к своей колонне и передают мешочки следующим игрокам. Сами встают в конец своей колонны.

Содержание программы для развития основных движений (бега, прыжков).

В программу вошли специально подобранные подвижные игры, включающие бег и прыжки,  из сборников Агаповой И.А., и Давыдовой М.А.,(2008), Вавиловой Е.Н.,(2007), Дедулевича М.Н.,(2007), Жукова М.Н.,(2004), Осокиной Т.И.,(1983;1989), Пензулаевой Л.И.,(2011), Сочевановой Е.А.,(2008), Шапковой Л.В.,(2001).

                                                                                                                Таблица 1

Планирование подвижных игр

С бегом

С прыжками

Сентябрь

На занятиях  

«Стой!»

«Ветер и ветерки»

 «С кочки на кочку»

«Удочка»

На прогулке

«Кто быстрей»

«Кто сделает меньше шагов»

 «У солнышка в гостях»

«Прыжки по полоскам»

Октябрь

На занятиях  

 «Самый ловкий, быстрый, меткий»

«Найди свой домик»

«Кто обгонит?»

«Пингвины»

На прогулке

 «Игрушки»

«Догони пару»

 «Добеги и прыгни»

«Не задень предмет»

Ноябрь

На занятиях

«Тихие пробежки»

«Палочка мой конь»

«Не задень»

«Попрыгунчики»

На прогулке

 «Слушай сигнал»

«Будь внимателен»

«Точный прыжок»

«Не наступи»

Декабрь

На занятиях  

«Стой!»

«Ветер и ветерки»

 

 

 «Прыгни- повернись»

«Перескок»

На прогулке

«Кто быстрей»

«Кто сделает меньше шагов»

«С кочки на кочку»

«Удочка»

Январь

На занятиях  

«Самый ловкий, быстрый, меткий»

«Найди свой домик»

 

«У солнышка в гостях»

«Прыжки по полоскам»

На прогулке

 

«Игрушки»

«Догони пару»

 «Кто обгонит?»

«Пингвины»

Февраль

На занятиях  

«Палочка- мой конь»

«Тихие пробежки»

«Добеги и прыгни»

«Не задень предмет»

На прогулке

 «Слушай сигнал»

«Будь внимателен»

«Бег по кругу»

«Не задень»

«Попрыгунчики»

 Все игры  осваиваются  детьми. Игры используются  в основной части занятия (5-7 мин) и на прогулке (15-20 мин.). Занятия проводятся три раза в неделю.

      Наиболее приемлемы  для детей подвижные игры, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх подобраны с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям детей. При проведении подвижных игр использовались такие методические приемы, как показ и объяснение того, как надо выполнить движение.

       В результате проведенной работы движения детей заметно улучшаются. Все это позволяет повысить двигательную активность детей в самостоятельной деятельности, положительно сказываться  на их физическом развитии.

       Каждый месяц игры обновляются, включаются две новых игры, в помещении, на занятиях, и на прогулках.

       Подробное описание игр, включающие беговые и прыжковые упражнения и их коррекционную направленность представлено в приложениях 1 и 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Дети с ОНР часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Для них характерна скованность, плохая переключаемость на другие виды деятельности,  многим непосильны требования...

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одной из важных форм логопедического воздействия при работе с де...

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одной из важных форм логопедического воздействия при работе с де...

Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи

Физическое развитие детей с ОНР имеет ряд отличий от физического развития сверстников без речевой патологии. Такие дети часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с ...

Мастер-класс для родителей "Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи"

В материале раскрываются вопросы развития подвижности детей с общим недоразвитием речи, предлагаются конкретные игры, развивающие общую моторику данной категории детей, улучшают коррдинацию дижений, с...

Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи

Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нару...