Педагогический проект "Детский сад - территория здоровья"
проект по физкультуре (старшая группа) по теме

Петухова Татьяна Алексеевна

Содержание

1. Паспорт проекта.

2. Пояснительная записка.

3. План проекта (этапы, содержание и описание реализации).

4. Заключение.

5. Список литературы.

Приложения:

№ 1. План сотрудничества ДОУ с родителями – участниками педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья».

№ 2. Консультация  - памятка для родителей «Заботы поровну, или Задачи ДОУ и семьи в процессе укрепления здоровья детей».

№ 3. Результаты диагностики дошкольников (деление на типологические подгруппы по уровню готовности к освоению позиции субъекта деятельности) в рамках педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья».

№ 4. Методическая копилка»:

4.1. Система закаливания в МБДОУ « Детский сад присмотра и оздоровления № 39

«Медвежонок».

4.2. Психогигиенические мероприятия в режиме дня.

4.3. Требования к профессиональной компетенции сотрудников ДОУ, осуществляющих работу по физическому развитию, оздоровлению, воспитанию осознанного отношения к здоровому образу жизни.

4.4.Принципы организации оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми.

4.5. Формы работы по физическому воспитанию, развитию и обеспечению нормального уровня двигательной активности дошкольников в МБДОУ.

4.6. Использование современных развивающих оздоровительных технологий в МБДОУ.

№ 5. Коллекция художественного слова о здоровье человека.

№6. Методические рекомендации «Педагогические условия успешной реализации развивающей деятельности по воспитанию у детей осознанного отношения к собственному здоровью».

№ 7. Сценарий спортивного праздника «Спорт – залог здоровья».

№ 8. Сценарий спектакля-развлечения «Правила движения достойны уважения».

№ 9. Фото.

1. Паспорт педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья»

 

Структура

Содержание

Направленность проекта

Формирование и развитие позиции субъекта развивающей деятельности дошкольников в воспитании осознанного отношения к собственному здоровью.

Адресация проекта

Инструктор по физической культуре и обучению детей плаванию, воспитатели и воспитанники ДОУ 5-7 лет.

Руководитель проекта

Петухова Татьяна Алексеевна, инструктор по физической культуре и обучению детей плаванию МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления» № 39, 1-ая квалификационная категория.

Участники проекта

Педагоги МБДОУ, дети 5-7 лет, родители.

Особенности проекта

По характеру создаваемого продукта:

- информационный и практико-ориентированный;

По количеству детей, вовлечённых в проект:

- групповой (18 человек старшего дошкольного возраста).

По продолжительности:

- средней продолжительности: 2 месяца (октябрь – ноябрь 2013 г.)

По контактам:

- на уровне ДОУ и на уровне города.

Цель проекта

Организация оптимального педагогического сопровождения дошкольников 5-7 лет в процессе воспитания у них осознанного отношения к собственному здоровью.

Задачи проекта

1.Формировать и развивать способность дошкольников занимать позицию субъекта развивающей деятельности.

2.Развивать интегративные качества личности дошкольников: «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», «любознательный, активный», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных  представлений о здоровом образе жизни».

3.Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения.

4.Воспитывать самостоятельность и чувство ответственности старших дошкольников за малышей детского сада.

Принципы реализации

1. Индивидуально-дифференцированный   подход: учёт в процессе деятельности по актуальному вопросу индивидуальных особенностей детей, в частности уровня способности занимать позицию субъекта в активной развивающей, целенаправленной деятельности.

2. Принцип    научности: использование    в   организации мероприятий образовательной и воспитательной работы разработок современных     учёных     и     исследователей     по     проблеме здоровьесбережения дошкольников.

3. Принцип системности: непрерывность деятельности вместе рациональным сочетанием различных мероприятий.

4. Принцип рефлексии: предусматривает анализ результатов запланированной деятельности, выявление положительных сторон работы педагога и недоработок; корректировка деятельности в актуальном аспекте в зависимости от полученных результатов.

Ресурсы проекта

- Перспективный план образовательных ситуаций по направлению «Основы безопасности жизнедеятельности».

- Диагностика имеющихся у детей способностей занимать позицию субъекта развивающей деятельности (по критериям М.В.Крулехт).

 - Предметно-развивающая среда группы «Теремок» (игры, плакаты, иллюстрации, пособия) по актуальному направлению развития дошкольников.

Предполагаемые продукты проекта

- «Коллекция здоровья» (творчески преобразованная предметно-развивающая среда группы: коллекция предметов и иллюстраций для мероприятий по здоровьесберегающей деятельности).

- Конспекты мероприятий по вопросам здоровьесбережения, проводимых с активным участием старших дошкольников и малышей.

- Подборки подвижных игр для детей разных возрастных групп.

2. Пояснительная записка.

Использование педагогического проекта "Детский сад - территория здоровья" в МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления № 39 "Медвежонок" г. Воркуты Республики Коми обосновано следующими факторами.

Объективные факторы:

- Государственная политика в области образования и здравоохранения на первый план выдвигает вопросы разностороннего полноценного развития детей и укрепления здоровья дошкольников. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» указывает на то, что «...ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности», а также акцентирует внимание на то, что Здоровье детей является одним из ключевых направлений развития современного образования. Именно такие возможности открывает перед дошкольниками технология проектирования в целом, и наш проект в частности.

Субъективные факторы:

- реализуемая в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад присмотра и оздоровления № 39 «Медвежонок» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», переработанная в соответствии с Федеральными государственными требованиями, в качестве основной технологии реализации содержания предусматривает именно деятельностный подход. Именно такой подход заложен в основу и в содержание проекта, который предусматривает постоянную, насыщенную, активную развивающую деятельность. Ребёнок выступает субъектом данной деятельности. Он учится самостоятельно ставить цель деятельности и мотивировать её необходимость, выбирать предмет и способ деятельности, организовывать себе условия для достижения поставленной деятельности. Таким образом, каждый ребёнок, участвующий в проекте, максимально реализует свой личностный потенциал, осваивает доступный возрасту социальный опыт.

- проведённая в старшей разновозрастной группе детского сада диагностика по критериям М.В.Крулехт, направленная на определение уровня способности детей принимать позицию субъекта деятельности, показала необходимость регулярного использования технологии педагогического проектирования с детьми старшего возраста, так как при делении детей на типологические подгруппы выявлено, что из 18 дошкольников только 3 самостоятельно или с незначительной помощью педагога ставят проблему, выбирают средства и пути её достижения; проявляют творчество в применении средств, могут варьировать способы, творчески их изменять; соотносят свои действия с поставленной целью, могут помочь затрудняющимся товарищам.

- приоритет деятельности МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 39 «Медвежонок» - осуществление санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур предусматривает активную деятельность, направленную на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья, представлений о здоровом образе жизни.

В данном проекте присутствует элемент новизны, который заключается в следующем:

1. На основе содержательной, разнообразной развивающей деятельности педагога с детьми создаются условия для проявления детьми старшего дошкольного возраста здоровьесберегающей компетентности, инициируется самостоятельность детей именно в здоровьесберегающем поведении. Ранее данный подход был применяем в большинстве случаев в познавательно-исследовательской либо продуктивной деятельности.

2. Дети привлекаются к современному виду деятельности - к освоению элементарных навыков цифровых информационных технологий: созданию компьютерной презентации, которую смогут использовать для обучения малышей 3-4 лет.

Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность педагогического коллектива по данной программе, являются:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2009 год);

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ от 23.11.2009 г. № 655).

- Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в части III, п.п. 3.1.1., 3.1.2., 3.1.4., 3.2.5., в части IV, п. 7.1.)

В ходе реализации проекта «Детский сад – территория здоровья» используются следующие принципы:

- Принцип интеграции развивающего содержания. Заключается в том, что развитие и становление позиции субъекта деятельности проходит через совокупность разнообразных видов деятельности; кроме того, деятельность по достижению поставленной цели проекта сочетается практически со всеми темами недели, предусмотренными «Календарём жизни ДОУ». Воспитание осознанного отношения к собственному здоровью успешно интегрируется со всеми образовательными областями, с любыми темами.

- Принцип научности предполагает использование современных разработок педагогической и психологической науки и лучшего передового опыта специалистов в точном соответствии с их содержанием (трактовка М.М.Поташника);

- Принцип доверительного сотрудничества субъектов деятельности предполагает активность всех участников проекта в процессе совместной деятельности. Доверительность обеспечивается взаимным уважением, учётом индивидуальных особенностей и потребностей каждого участника (трактовка Т.И.Бабаевой, О.Л.Князевой).

- Принцип диалогического общения тесно связан с предыдущим принципом и логически вытекает из него. Диалог предполагает открытость в сотрудничестве, учёт мнений и аргументов каждого субъекта сотрудничества, искренность и взаимопонимание (трактовка О.Н.Сомковой, Т.И.Бабаевой, М.В.Крулехт).

- Принцип приоритетности развития личности и смысловой сферы участников проекта связан с заботой не только о появлении новых знаний, но и о культуре и психоэмоциональном здоровье дошкольников, с повышением мотивационной готовности участников образовательного процесса к собственному личностному развитию; саморефлексия (особо пристально рассматривается В.Т.Кудрявцевым, Б.Б.Егоровым, Е.Шулешко).

Методологической основой данной разработки являются идеи таких учёных, педагогов, методистов как:

- Л.Д.Морозова, рассматривающая проектирование как компонент профессиональной педагогической деятельности и утверждающая, что проектирование открывает возможности для новых форм взаимодействия с детьми и их родителями, а, следовательно, «может стать способом развития умения существовать в поле неопределённости, в пространстве, требующем освоения» (Л.Д.Морозова. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М.: ТЦ «Сфера», 2010);

В.Е.Радионовой, акцентирующей внимание на том, что педагогические проекты - «непременное условие регулятивной функции педагогики» и «неотъемлемый и очень существенный момент обучения как социального явления»;

- В.Х.Килпатрика, заложившего в понятие «проект» идею «разветвляющейся активности» участников по мере следования намеченному плану выполнения совместных действий;

- Авторов Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Дество», переработанной в соответствии с ФГТ - О.В. Акуловой, Т.И.Бабаевой, М.В.Крулехт, Т.А.Березиной, A.M. Вербенец и др., отмечающих, что современный дошкольник отличается тем, что его внутренние резервы раскрываются в различных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, «потому что так ему комфортнее и всё можно успеть». Именно в ходе проектов он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности.

Основными методами реализации проекта являются:

- проблемный метод;

- метод сотрудничества и взаимопомощи;

- метод проектирования (конструирования) педагогического процесса;

- метод активного партнёрского диалога;

- метод игрового взаимодействия;

- метод рефлексии.

Продолжительность проекта - 2 месяца. Содержание запланированной деятельности реализовано в течение октябрь – ноябрь  2013 года:

- в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

- в самостоятельной деятельности детей;

- во взаимодействии с семьями по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Педагог помогает детям увидеть проблему, поставить цель, коллективно обсудить способы её достижения, проявить активность и выразить собственное мнение при планировании действий, и, конечно, включиться в такие виды деятельности, как изготовление коллажей и рисование; оформление выставки; поиск и составление коллекции, поиск образцов художественного слова на тему «здоровье», подготовка праздника и участие в нём, помощь малышам в освоении новых знаний (проведение экскурсий для малышей, составление для них рассказов по плакатам), поиск в интернете  интересных иллюстраций и составление мультимедийной презентации – обучающих слайдов для младших дошкольников на тему «Детский сад – территория здоровья».

3. ПЛАН    ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «Детский сад – территория здоровья».

(Этапы, содержание и описание проектной деятельности).

Подготовительный этан

Срок,

продолжитель­ность

Содержание деятельности, основные мероприятия

Основные методы

Планируемые результаты

1-ая неделя

октября

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность сотрудников.

- Доведение до сведения смысла и цели проекта.

- Выборы творческой группы педагогов - активных участников проекта.

- Составление плана сотрудничества с родителями детей, участников проекта. Приложение № 1.

- Подбор практических материалов и разработок в помощь к организации проектной деятельности (конспекты игровых образовательных ситуаций, художественных текстов и т.п.)

- Составление плана педагогического проекта.

 

 

 

 

 

Проблемный; Метод сотрудничества; Метод проектирования (конструирования педагогического процесса)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ориентирование педагогов на сотрудничество. Создание коллектива единомышленников в актуальном аспекте воспитания дошкольников.

- Определение перспективы в работе по формированию внутренней мотивации дошкольников на осознанное отношение к собственному здоровью,

- Практическая помощь педагогам  в организации проектной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Сотрудничество с родителями.

- Доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта.

- Выборы творческой группы родителей - активных участников проекта.

- Консультация для родителей «Заботы поровну, или Задачи ДОУ и семьи в процессе укрепления здоровья детей» Приложение № 2.

- Создание творческой группой плана участия родителей в реализации проекта.

 

 

Метод сотрудничества;

Метод проектирования (конструирования педагогического процесса)

 

 

- Возникновение у родителей мотивации к активной дополнительной работе, направленной на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья, основ безопасности жизнедеятельности.

- Появление азов педагогических знаний, направленных на воспитание детей в актуальном аспекте.

 

Работа с детьми.

 Предварительный шаг.

Диагностика способности дошкольников принимать позицию субъекта развивающей деятельности (деление на типологические подгруппы по критериям М.В.Крулехт)

Основные методы диагностики: наблюдения за детьми; практические задания.

Пособие: М.В.Крулехт. Педагогическая технология реализации программы «Детство» в образовательном процессе детского сада.

- Методические советы к программе «Детство». - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007 - 304 с. Приложение № 3.

1 шаг. Интригующее начало, подведение детей к проблеме.

В процессе наведения порядка и перестановки в группе дети замечают, что в группе имеется большое количество картинок, дидактических игр по ОБЖ, уже хорошо знакомых детям. Воспитатель предлагает обсудить: принесли ли пользу эти материалы и какую? Почему? А нужны ли они нам в дальнейшем? Может, они больше не нужны и их можно выбросить? А если нет, то как можно их использовать? Улучшить, обогатить?

2 шаг. Обсуждение с детьми проблемы.

Дети и воспитатель в активном диалоге высказывают мнение:

- Материалы, имеющиеся в группе сослужили добрую службу, потому что дети знают многие правила сохранения и укрепления здоровья.

- Чтобы эти материалы стали интереснее, их можно обновить, пополнить, рассортировать по темам. Они могут помочь детям старшей группы добыть новые знания и передать свои знания малышам.

Дети ставят цель:

1. Проверить свои знания в области укрепления здоровья, найти материал для пополнения этих знаний.

2. Использовать     имеющиеся     яркие,     привлекательные дидактические игровые и иллюстративные материалы для того, чтобы научить малышей правилам укрепления и сохранения здоровья.

Коллективно обсуждаются способы и пути достижения цели.

Воспитатель при необходимости задаёт наводящие вопросы,просит «помощи», «подсказки». Выдвигаются предложения:

- Классифицировать    имеющиеся    материалы    по    темам «Физкультура   и   спорт»,   «Личная   гигиена,   или   правила Мойдодыра», «Правила ОБЖ», «Правила дорожного движения и примерного    пешехода»,    «Здоровое    питание»,    «Хорошее настроение».

- Найти книги, фотографии, иллюстрации с новой информацией о разных способах укрепления здоровья, которые можно показать малышам и объяснить им содержание картинок и фотографий. Составить правила, понятные малышам, по каждой намеченной теме.

- Создать «Коллекцию здоровья» (предметы, необходимые для того, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье).

- Сделать выставку рисунков «Вот что такое здоровье».

- Создать коллекцию «Художественного слова о здоровье» - стихи, загадки, пословицы и поговорки.

- Создать обучающую компьютерную презентацию, как очень интересный и привлекательный способ довести до сведения младших товарищей правила здорового образа жизни.

- Для того,  чтобы научить  малышей,  необходимо  самим вспомнить всё, что знаем, рассказать об этом родителям, друг другу, воспитателям.

- В случае затруднений обратиться за помощью: к родителям, к медицинской сестре, поискать информацию в книгах, в интернете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемный;

Метод активного диалога;

Метод сотрудничества; Метод планирования деятельности;

Игровой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Первоначальная заинтересованность детей в успешном решении выявленной проблемы.

- Появление первых навыков собственных активных действий, направленных на достижение

запланированного успеха. Осознание собственной роли в активной деятельности.

- Появление навыков решения простых проблемных ситуаций, активности в мышлении (в зависимости от индивидуальных способностей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап реализации проекта

Срок,

продолжитель­ность

Содержание деятельности, основные мероприятия

Основные методы

Планируемые результаты

Со 2-ой недели октября по 2-ую неделю ноября.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность сотрудников.

- Создание методической копилки с практическими материалами, способствующими    успешной   реализации,   образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность».Приложение № 4.

- Проведение с детьми индивидуальной работы по физическому развитию и совершенствованию двигательных умений в течение совместной деятельности, режимных моментов.

- Организация фотовыставки для родителей.

- Распределение ролей в подготовке спортивного развлечения и музыкально-познавательного  досуга  по  правилам  дорожного движения.

Метод сотрудничества, взаимопомощи.

 

 

 

 

 

 

- Обмен положительным опытом работы с коллегами;

- Пополненные практические и теоретические материалы, помогающие оптимизировать образовательную деятельность с детьми в актуальном аспекте развития и воспитания.

 

 

 

Сотрудничество с родителями.

- Помощь родителей в организации экскурсии в ДТДМ с целью наблюдения за тренировкой юных пловцов, фехтовальщиков, борцов; беседа с тренером о режиме дня и питании спортсменов, о важности занятий спортом.

- Участие родителей в спортивном развлечении ДОУ «Спорт -залог здоровья» и в музыкально-познавательном досуге «Правила движения достойны уважения».

- Помощь родителей в пополнении «Коллекции здоровья» группы необходимыми предметами.

- Помощь родителей  в поиске материалов и  в  создании мультимедийной презентации.

 

 

Метод сотрудничества, взаимопомощи.

 

 

 

 

 

 

 

- Активное включение родителей в практическую реализацию содержания проекта; расширение педагогических знаний по вопросам воспитания у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью.

- Возросший интерес к жизни детей в ДОУ, сплочение с педагогами в достижении общей цели.

 

 

 

Работа с детьми.

- Составление  «Плана  работы  с  малышами»  (обсуждение мероприятий, назначение ответственных детей старшей группы с учётом их желания и возможностей).

- Еженедельные беседы детей на темы «Наши успехи в создании «Коллекции здоровья», «За что могу себя похвалить, за что могу похвалить своих товарищей по группе», «Что не получилось? Почему? Что сделать, чтобы исправить положение?».

- Индивидуальные и подгрупповые занятия (образовательные ситуации) детьми на тему «Детский сад – территория здоровья».

- Рисование на тему «Вот что такое здоровье».

- Проведение бесед с малышами 3-х лет «Чтобы быть здоровыми»

- Оформление    «Коллекции   здоровья»,    фотографирование коллекции.

- Составление «Коллекции художественного слова» Приложение №5

Игровой метод;

Проблемный метод.

Метод сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Активизация детей в процессе достижения общей со взрослыми цели. Возросшая самостоятельность в принятии решения.

- Закрепление внутренней мотивации на успех подготовке к работе с малышами.

- Повышение уровня способности принимать позицию субъекта развивающей деятельности.

- Творчески преобразованная предметно-развивающая среда группы.

 

 

 

 

Заключительный этап.

Срок,

продолжитель­ность

Содержание деятельности, основные мероприятия

Основные методы

Планируемые результаты

3-я и 4-я недели ноября

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность сотрудников.

- Обсуждение и анализ хода и результатов проекта (выявление плюсов и минусов, выработка путей коррекции проведённой работы).

- Подготовка благодарственных писем родителям и детям -участникам педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья»

- Круглый  стол  (совместно  с  родителями  - участниками творческой группы): анализ содержания и результатов проекта. Определение  педагогических условий  успешной реализации деятельности по воспитанию у детей осознанного отношения к собственному здоровью. Приложение 6.

 

 

 

 

Метод партнёрского диалога;

Метод рефлексии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Новый уровень компетентности педагогов в организации индивидуальной работы с детьми, направленной на формирование у детей позиции субъекта деятельности в процессе воспитания осознанного отношения к собственному здоровью.

Возможность увидеть и оценить результаты проектной деятельности в условиях работы детского сада.

 

 

 

 

Сотрудничество с родителями.

- Круглый стол (совместно с педагогами): обмен мнениями по поводу изменений в личностном развитии детей - участников проекта.  Мнения    родителей о собственной роли, о роли педагогов в процессе формирования и    развития у ребёнка позиции   субъекта  деятельности.      Определение   перспектив дальнейшего развития детей.

 

 

 

Метод партнёрского диалога; Метод рефлексии

 

 

 

 

 

 

Осознание родителями роли взрослого в полноценном развитии ребёнка;

 

 

 

 

 

 

Работа с детьми.

- Цикл «экскурсий здоровья», проводимых старшими детьми для малышей.

- Приглашение малышей на тренировочные занятия в бассейне старших дошкольников.

- Приглашение малышей на спортивное развлечение  «Спорт -залог здоровья» и в музыкально-познавательный досуг «Правила движения   достойны   уважения».   Приложения   7,   8   -конспекты.

- Беседа с детьми «Наши успехи в работе с малышами».

 

Метод практической деятельности; Метод партнёрского диалога; Игровой метод; Метод рефлексии

 

 

 

- Предоставление детям возможности увидеть реальные результаты сотрудничества с воспитателем.

- Появление у детей не только новых умений, но и навыков анализировать собственные действия.

- Появление нового уровня развития способности принимать позицию субъекта деятельности возможность

самореализации. Постановка детей в ситуацию успеха.

4. Заключение.

Таким образом, представленный проект «Детский сад – территория здоровья» является оптимальной современной формой работы с дошкольниками, направленной на формирование умения детей принимать позицию субъектной деятельности и способствовать развитию важнейших интегративных качеств личности, освещаемых в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы.

Это подтверждается результатами проекта, а именно: - позитивными изменениями в умениях старших дошкольников принимать позицию субъектной деятельности, подтверждаемыми данными диагностики, проведённой по критериям профессора Санкт-Петербургского педагогического университета им. А.И.Герцена, доктора педагогических наук М.В.Крулехт и позволяющей условно выделить типологические подгруппы дошкольников по уровню готовности к освоению позиции субъекта развивающей деятельности. 1-ая типологическая подгруппа: высокий уровень готовности к освоению (принятию) позиции субъекта развивающей деятельности). Критерии: дети самостоятельно или с незначительной помощью педагога ставят проблему, выбирают средства и пути её достижения; проявляют творчество в применении средств, могут варьировать способы, творчески их изменять; соотносят свои действия с поставленной целью, могут помочь затрудняющимся товарищам. 2-ая типологическая подгруппа: средний уровень готовности к освоению (принятию) позиции субъекта развивающей деятельности). Критерии: дети с помощью педагога ставят проблему, с помощью наводящих вопросов или вариантов, предложенных взрослым, правильно выбирают средства и пути её достижения; активны в достижений цели; иногда проявляют творчество в применении средств; затрудняются в варьировании способов достижения цели деятельности; периодически обращаются за помощью к товарищам или взрослому.

3-я типологическая подгруппа: низкий уровень готовности к освоению (принятию) позиции субъекта развивающей деятельности. Критерии: дети не могут самостоятельно увидеть и поставить проблему, предпочитают дождаться, когда это сделают партнёры по деятельности. Не могут выбрать средства достижения цели самостоятельно, предпочитают выполнять инструкцию взрослого. Действуют по образцу партнёров по деятельности.

За 2 месяца активной деятельности количество детей 3-ей подгруппы уменьшилось почти в 2 раза, а 1-ой подгруппы возросло в 1,5 раза.

У дошкольников усовершенствовались такие интегративные качества личности, как способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о здоровом образе жизни, устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения, самостоятельность и чувство ответственности старших дошкольников за малышей детского сада; усовершенствовались культурно-гигиенические навыки, физические качества.

Перспективы и возможности распространения использования данного проекта:

- обмен опытом с педагогами ОУ города (трансляция опыта на педагогических чтениях, на сайтах для работников дошкольного образования; участие в заочных российских конкурсах);

- дальнейшее использование подобной системы работы со следующим поколением старших дошкольников, модификация содержания проектной деятельности в соответствии с возникающими у детей вопросами, проблемами и запросами семей.

5. Список литературы.

1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Дошкольная педагогика. 2010. №5, с.61.

2. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Дошкольная педагогика. 2011, №10. С.45.

3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011, 528 с.

4.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

5. Морозова Л.Д. Метод проектов в деятельности ДОУ //Детский сад от А до Я, 2006. № 2.

6. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых//Развитие личности. 2001. № 1.

7. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2008.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

1. Паспорт проекта.

2. Пояснительная записка.

3. План проекта (этапы, содержание и описание реализации).

4. Заключение.

5. Список литературы.

Приложения:

№ 1. План сотрудничества ДОУ с родителями – участниками педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья».

№ 2. Консультация  - памятка для родителей «Заботы поровну, или Задачи ДОУ и семьи в процессе укрепления здоровья детей».

№ 3. Результаты диагностики дошкольников (деление на типологические подгруппы по уровню готовности к освоению позиции субъекта деятельности) в рамках педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья».

№ 4. Методическая копилка»:

4.1. Система закаливания в МБДОУ « Детский сад присмотра и оздоровления № 39

«Медвежонок».

4.2. Психогигиенические мероприятия в режиме дня.

4.3. Требования к профессиональной компетенции сотрудников ДОУ, осуществляющих работу по физическому развитию, оздоровлению, воспитанию осознанного отношения к здоровому образу жизни.

4.4.Принципы организации оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми.

4.5. Формы работы по физическому воспитанию, развитию и обеспечению нормального уровня двигательной активности дошкольников в МБДОУ.

4.6. Использование современных развивающих оздоровительных технологий в МБДОУ.

№ 5. Коллекция художественного слова о здоровье человека.

№6. Методические рекомендации «Педагогические условия успешной реализации развивающей деятельности по воспитанию у детей осознанного отношения к собственному здоровью».

№ 7. Сценарий спортивного праздника «Спорт – залог здоровья».

№ 8. Сценарий спектакля-развлечения «Правила движения достойны уважения».

№ 9. Фото.

  1. Паспорт педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья»

Структура

Содержание

Направленность проекта

Формирование и развитие позиции субъекта развивающей деятельности дошкольников в воспитании осознанного отношения к собственному здоровью.

Адресация проекта

Инструктор по физической культуре и обучению детей плаванию, воспитатели и воспитанники ДОУ 5-7 лет.

Руководитель проекта

Петухова Татьяна Алексеевна, инструктор по физической культуре и обучению детей плаванию МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления» № 39, 1-ая квалификационная категория.

Участники проекта

Педагоги МБДОУ, дети 5-7 лет, родители.

Особенности проекта

По характеру создаваемого продукта: 

- информационный и практико-ориентированный;

По количеству детей, вовлечённых в проект:

- групповой (18 человек старшего дошкольного возраста).

По продолжительности:

- средней продолжительности: 2 месяца (октябрь – ноябрь 2013 г.)

По контактам:

- на уровне ДОУ и на уровне города.

Цель проекта

Организация оптимального педагогического сопровождения дошкольников 5-7 лет в процессе воспитания у них осознанного отношения к собственному здоровью.

Задачи проекта

1.Формировать и развивать способность дошкольников занимать позицию субъекта развивающей деятельности.

2.Развивать интегративные качества личности дошкольников: «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», «любознательный, активный», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных  представлений о здоровом образе жизни».

3.Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения.

4.Воспитывать самостоятельность и чувство ответственности старших дошкольников за малышей детского сада.

Принципы реализации

1. Индивидуально-дифференцированный   подход: учёт в процессе деятельности по актуальному вопросу индивидуальных особенностей детей, в частности уровня способности занимать позицию субъекта в активной развивающей, целенаправленной деятельности.

2. Принцип    научности: использование    в   организации мероприятий образовательной и воспитательной работы разработок современных     учёных     и     исследователей     по     проблеме здоровьесбережения дошкольников.

3. Принцип системности: непрерывность деятельности вместе рациональным сочетанием различных мероприятий.

4. Принцип рефлексии: предусматривает анализ результатов запланированной деятельности, выявление положительных сторон работы педагога и недоработок; корректировка деятельности в актуальном аспекте в зависимости от полученных результатов.

Ресурсы проекта

- Перспективный план образовательных ситуаций по направлению «Основы безопасности жизнедеятельности».

- Диагностика имеющихся у детей способностей занимать позицию субъекта развивающей деятельности (по критериям М.В.Крулехт).

 - Предметно-развивающая среда группы «Теремок» (игры, плакаты, иллюстрации, пособия) по актуальному направлению развития дошкольников.

Предполагаемые продукты проекта

- «Коллекция здоровья» (творчески преобразованная предметно-развивающая среда группы: коллекция предметов и иллюстраций для мероприятий по здоровьесберегающей деятельности).

- Конспекты мероприятий по вопросам здоровьесбережения, проводимых с активным участием старших дошкольников и малышей.

- Подборки подвижных игр для детей разных возрастных групп.

  1. Пояснительная записка.

Использование педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья» в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад присмотра и оздоровления № 39 «Медвежонок» города Воркуты Республики Коми обосновано следующими факторами.

Объективные факторы:

- Государственная политика в области образования и здравоохранения на первый план выдвигает вопросы разностороннего полноценного развития детей и укрепления здоровья дошкольников. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» указывает на то, что «...ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности», а также акцентирует внимание на то, что Здоровье детей является одним из ключевых направлений развития современного образования. Именно такие возможности открывает перед дошкольниками технология проектирования в целом, и наш проект в частности.

Субъективные факторы:

- реализуемая в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад присмотра и оздоровления № 39 «Медвежонок» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», переработанная в соответствии с Федеральными государственными требованиями, в качестве основной технологии реализации содержания предусматривает именно деятельностный подход. Именно такой подход заложен в основу и в содержание проекта, который предусматривает постоянную, насыщенную, активную развивающую деятельность. Ребёнок выступает субъектом данной деятельности. Он учится самостоятельно ставить цель деятельности и мотивировать её необходимость, выбирать предмет и способ деятельности, организовывать себе условия для достижения поставленной деятельности. Таким образом, каждый ребёнок, участвующий в проекте, максимально реализует свой личностный потенциал, осваивает доступный возрасту социальный опыт.

- проведённая в старшей разновозрастной группе детского сада диагностика по критериям М.В.Крулехт, направленная на определение уровня способности детей принимать позицию субъекта деятельности, показала необходимость регулярного использования технологии педагогического проектирования с детьми старшего возраста, так как при делении детей на типологические подгруппы выявлено, что из 18 дошкольников только 3 самостоятельно или с незначительной помощью педагога ставят проблему, выбирают средства и пути её достижения; проявляют творчество в применении средств, могут варьировать способы, творчески их изменять; соотносят свои действия с поставленной целью, могут помочь затрудняющимся товарищам.

- приоритет деятельности МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 39 «Медвежонок» - осуществление санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур предусматривает активную деятельность, направленную на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья, представлений о здоровом образе жизни.

В данном проекте присутствует элемент новизны, который заключается в следующем:

1. На основе содержательной, разнообразной развивающей деятельности педагога с детьми создаются условия для проявления детьми старшего дошкольного возраста здоровьесберегающей компетентности, инициируется самостоятельность детей именно в здоровьесберегающем поведении. Ранее данный подход был применяем в большинстве случаев в познавательно-исследовательской либо продуктивной деятельности.

2. Дети привлекаются к современному виду деятельности - к освоению элементарных навыков цифровых информационных технологий: созданию компьютерной презентации, которую смогут использовать для обучения малышей 3-4 лет.

Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность педагогического коллектива по данной программе, являются:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2009 год);

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ от 23.11.2009 г. № 655).

- Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в части III, п.п. 3.1.1., 3.1.2., 3.1.4., 3.2.5., в части IV, п. 7.1.)

В ходе реализации проекта «Детский сад – территория здоровья» используются следующие принципы:

- Принцип интеграции развивающего содержания. Заключается в том, что развитие и становление позиции субъекта деятельности проходит через совокупность разнообразных видов деятельности; кроме того, деятельность по достижению поставленной цели проекта сочетается практически со всеми темами недели, предусмотренными «Календарём жизни ДОУ». Воспитание осознанного отношения к собственному здоровью успешно интегрируется со всеми образовательными областями, с любыми темами.

- Принцип научности предполагает использование современных разработок педагогической и психологической науки и лучшего передового опыта специалистов в точном соответствии с их содержанием (трактовка М.М.Поташника);

- Принцип доверительного сотрудничества субъектов деятельности предполагает активность всех участников проекта в процессе совместной деятельности. Доверительность обеспечивается взаимным уважением, учётом индивидуальных особенностей и потребностей каждого участника (трактовка Т.И.Бабаевой, О.Л.Князевой).

- Принцип диалогического общения тесно связан с предыдущим принципом и логически вытекает из него. Диалог предполагает открытость в сотрудничестве, учёт мнений и аргументов каждого субъекта сотрудничества, искренность и взаимопонимание (трактовка О.Н.Сомковой, Т.И.Бабаевой, М.В.Крулехт).

- Принцип приоритетности развития личности и смысловой сферы участников проекта связан с заботой не только о появлении новых знаний, но и о культуре и психоэмоциональном здоровье дошкольников, с повышением мотивационной готовности участников образовательного процесса к собственному личностному развитию; саморефлексия (особо пристально рассматривается В.Т.Кудрявцевым, Б.Б.Егоровым, Е.Шулешко).

Методологической основой данной разработки являются идеи таких учёных, педагогов, методистов как:

- Л.Д.Морозова, рассматривающая проектирование как компонент профессиональной педагогической деятельности и утверждающая, что проектирование открывает возможности для новых форм взаимодействия с детьми и их родителями, а, следовательно, «может стать способом развития умения существовать в поле неопределённости, в пространстве, требующем освоения» (Л.Д.Морозова. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М.: ТЦ «Сфера», 2010);

В.Е.Радионовой, акцентирующей внимание на том, что педагогические проекты - «непременное условие регулятивной функции педагогики» и «неотъемлемый и очень существенный момент обучения как социального явления»;

- В.Х.Килпатрика, заложившего в понятие «проект» идею «разветвляющейся активности» участников по мере следования намеченному плану выполнения совместных действий;

- Авторов Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Дество», переработанной в соответствии с ФГТ - О.В. Акуловой, Т.И.Бабаевой, М.В.Крулехт, Т.А.Березиной, A.M. Вербенец и др., отмечающих, что современный дошкольник отличается тем, что его внутренние резервы раскрываются в различных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, «потому что так ему комфортнее и всё можно успеть». Именно в ходе проектов он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности.

Основными методами реализации проекта являются:

- проблемный метод;

- метод сотрудничества и взаимопомощи;

- метод проектирования (конструирования) педагогического процесса;

- метод активного партнёрского диалога;

- метод игрового взаимодействия;

- метод рефлексии.

Продолжительность проекта - 2 месяца. Содержание запланированной деятельности реализовано в течение октябрь – ноябрь  2013 года:

- в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

- в самостоятельной деятельности детей;

- во взаимодействии с семьями по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Педагог помогает детям увидеть проблему, поставить цель, коллективно обсудить способы её достижения, проявить активность и выразить собственное мнение при планировании действий, и, конечно, включиться в такие виды деятельности, как изготовление коллажей и рисование; оформление выставки; поиск и составление коллекции, поиск образцов художественного слова на тему «здоровье», подготовка праздника и участие в нём, помощь малышам в освоении новых знаний (проведение экскурсий для малышей, составление для них рассказов по плакатам), поиск в интернете  интересных иллюстраций и составление мультимедийной презентации – обучающих слайдов для младших дошкольников на тему «Детский сад – территория здоровья».


  1. ПЛАН    ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «Детский сад – территория здоровья».

(Этапы, содержание и описание проектной деятельности).

Подготовительный этан

Срок,

продолжительность

Содержание деятельности, основные мероприятия

Основные методы

Планируемые результаты

1-ая неделя октября

Деятельность сотрудников.

- Доведение до сведения смысла и цели проекта.

- Выборы творческой группы педагогов - активных участников проекта.

- Составление плана сотрудничества с родителями детей, участников проекта. Приложение № 1.

- Подбор практических материалов и разработок в помощь к организации проектной деятельности (конспекты игровых образовательных ситуаций, художественных текстов и т.п.)

- Составление плана педагогического проекта.

Проблемный;

Метод

сотрудничества;

Метод

проектирования (конструирования педагогического процесса)

- Ориентирование педагогов на сотрудничество. Создание коллектива единомышленников в актуальном аспекте воспитания дошкольников.

- Определение перспективы в работе по формированию внутренней мотивации дошкольников на осознанное отношение к собственному здоровью,

- Практическая помощь педагогам  в организации проектной деятельности.

Сотрудничество с родителями.

- Доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта.

- Выборы творческой группы родителей - активных участников проекта.

- Консультация для родителей «Заботы поровну, или Задачи ДОУ и семьи в процессе укрепления здоровья детей» Приложение № 2.

- Создание творческой группой плана участия родителей в реализации проекта.

Метод

сотрудничества;

Метод

проектирования (конструирования педагогического процесса)

- Возникновение у родителей мотивации к активной дополнительной работе, направленной на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья, основ безопасности жизнедеятельности.

- Появление азов педагогических знаний, направленных на воспитание детей в актуальном аспекте.

Работа с детьми.

 Предварительный шаг.

Диагностика способности дошкольников принимать позицию субъекта развивающей деятельности (деление на типологические подгруппы по критериям М.В.Крулехт)

Основные методы диагностики: наблюдения за детьми; практические задания.

Пособие: М.В.Крулехт. Педагогическая технология реализации программы «Детство» в образовательном процессе детского сада.

- Методические советы к программе «Детство». - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007 - 304 с. Приложение № 3.

1 шаг. Интригующее начало, подведение детей к проблеме.

В процессе наведения порядка и перестановки в группе дети замечают, что в группе имеется большое количество картинок, дидактических игр по ОБЖ, уже хорошо знакомых детям. Воспитатель предлагает обсудить: принесли ли пользу эти материалы и какую? Почему? А нужны ли они нам в дальнейшем? Может, они больше не нужны и их можно выбросить? А если нет, то как можно их использовать? Улучшить, обогатить?

2 шаг. Обсуждение с детьми проблемы.

Дети и воспитатель в активном диалоге высказывают мнение:

- Материалы, имеющиеся в группе сослужили добрую службу, потому что дети знают многие правила сохранения и укрепления здоровья.

- Чтобы эти материалы стали интереснее, их можно обновить, пополнить, рассортировать по темам. Они могут помочь детям старшей группы добыть новые знания и передать свои знания

малышам.

Дети ставят цель:

1. Проверить свои знания в области укрепления здоровья, найти материал для пополнения этих знаний.

2. Использовать     имеющиеся     яркие,     привлекательные дидактические игровые и иллюстративные материалы для того, чтобы научить малышей правилам укрепления и сохранения здоровья.

Коллективно обсуждаются способы и пути достижения цели.

Воспитатель при необходимости задаёт наводящие вопросы,

просит «помощи», «подсказки». Выдвигаются предложения:

- Классифицировать    имеющиеся    материалы    по    темам «Физкультура   и   спорт»,   «Личная   гигиена,   или   правила Мойдодыра», «Правила ОБЖ», «Правила дорожного движения и примерного    пешехода»,    «Здоровое    питание»,    «Хорошее настроение».

- Найти книги, фотографии, иллюстрации с новой информацией о разных способах укрепления здоровья, которые можно показать малышам и объяснить им содержание картинок и фотографий. Составить правила, понятные малышам, по каждой намеченной теме.

- Создать «Коллекцию здоровья» (предметы, необходимые для того, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье).

- Сделать выставку рисунков «Вот что такое здоровье».

- Создать коллекцию «Художественного слова о здоровье» - стихи, загадки, пословицы и поговорки.

- Создать обучающую компьютерную презентацию, как очень интересный и привлекательный способ довести до сведения младших товарищей правила здорового образа жизни.

- Для того,  чтобы научить  малышей,  необходимо  самим вспомнить всё, что знаем, рассказать об этом родителям, друг другу, воспитателям.

- В случае затруднений обратиться за помощью: к родителям, к медицинской сестре, поискать информацию в книгах, в интернете.

Проблемный;

Метод активного диалога;

Метод сотрудничества; Метод планирования деятельности;

Игровой.

- Первоначальная заинтересованность детей в успешном решении выявленной проблемы.

- Появление первых навыков собственных активных действий, направленных на достижение

запланированного успеха. Осознание собственной роли в активной деятельности.

- Появление навыков решения простых проблемных ситуаций, активности в мышлении (в зависимости от индивидуальных способностей).

Этап реализации проекта

Срок,

продолжительность

Содержание деятельности, основные мероприятия

Основные методы

Планируемые результаты

Со 2-ой недели октября по 2-ую неделю ноября.

Деятельность сотрудников.

- Создание методической копилки с практическими материалами, способствующими    успешной   реализации,   образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность».

Приложение № 4.

- Проведение с детьми индивидуальной работы по физическому развитию и совершенствованию двигательных умений в течение совместной деятельности, режимных моментов.

- Организация фотовыставки для родителей.

- Распределение ролей в подготовке спортивного развлечения и музыкально-познавательного  досуга  по  правилам  дорожного движения.

Метод

сотрудничества, взаимопомощи.

- Обмен положительным опытом работы с коллегами;

- Пополненные практические и теоретические материалы, помогающие оптимизировать образовательную деятельность с детьми в актуальном аспекте развития и воспитания.

Сотрудничество с родителями.

- Помощь родителей в организации экскурсии в ДТДМ с целью наблюдения за тренировкой юных пловцов, фехтовальщиков, борцов; беседа с тренером о режиме дня и питании спортсменов, о важности занятий спортом.

- Участие родителей в спортивном развлечении ДОУ «Спорт -залог здоровья» и в музыкально-познавательном досуге «Правила движения достойны уважения».

- Помощь родителей в пополнении «Коллекции здоровья» группы необходимыми предметами.

- Помощь родителей  в поиске материалов и  в  создании мультимедийной презентации.

Метод

сотрудничества, взаимопомощи.

- Активное включение родителей в практическую реализацию содержания проекта; расширение педагогических знаний по вопросам воспитания у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью.

- Возросший интерес к жизни детей в ДОУ, сплочение с педагогами в достижении общей цели.

Работа с детьми.

- Составление  «Плана  работы  с  малышами»  (обсуждение мероприятий, назначение ответственных детей старшей группы с учётом их желания и возможностей).

- Еженедельные беседы детей на темы «Наши успехи в создании

«Коллекции здоровья», «За что могу себя похвалить, за что могу похвалить своих товарищей по группе», «Что не получилось? Почему? Что сделать, чтобы исправить положение?».

- Индивидуальные и подгрупповые занятия (образовательные ситуации) детьми на тему «Детский сад – территория здоровья».

- Рисование на тему «Вот что такое здоровье».

- Проведение бесед с малышами 3-х лет «Чтобы быть здоровыми»

- Оформление    «Коллекции   здоровья»,    фотографирование коллекции.

- Составление «Коллекции художественного слова» Приложение №5

Игровой метод; Проблемный метод. Метод

сотрудничества.

- Активизация детей в процессе достижения общей со взрослыми цели. Возросшая самостоятельность в принятии решения.

- Закрепление внутренней мотивации на успех подготовке к работе с малышами.

- Повышение уровня способности принимать позицию субъекта развивающей деятельности.

- Творчески преобразованная предметно-развивающая среда группы.

Заключительный этап.

Срок,

продолжительность

Содержание деятельности, основные мероприятия

Основные методы

Планируемые результаты

3-я и 4-я недели ноября

Деятельность сотрудников.

- Обсуждение и анализ хода и результатов проекта (выявление плюсов и минусов, выработка путей коррекции проведённой работы).

- Подготовка благодарственных писем родителям и детям -участникам педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья»

- Круглый  стол  (совместно  с  родителями  - участниками творческой группы): анализ содержания и результатов проекта. Определение  педагогических условий  успешной реализации деятельности по воспитанию у детей осознанного отношения к собственному здоровью. Приложение 6.

Метод партнёрского диалога;

Метод рефлексии.

Новый уровень компетентности педагогов в организации

индивидуальной работы с детьми, направленной на формирование у детей позиции субъекта деятельности в процессе воспитания осознанного отношения к собственному здоровью.

Возможность увидеть и оценить результаты проектной деятельности в условиях работы детского сада.

Сотрудничество с родителями.

- Круглый стол (совместно с педагогами): обмен мнениями по поводу изменений в личностном развитии детей - участников проекта.  Мнения    родителей о собственной роли, о роли педагогов в процессе формирования и    развития у ребёнка позиции   субъекта  деятельности.      Определение   перспектив дальнейшего развития детей.

Метод партнёрского диалога;

Метод рефлексии.

Осознание родителями роли взрослого в полноценном развитии ребёнка;

Работа с детьми.

- Цикл «экскурсий здоровья», проводимых старшими детьми для малышей.

- Приглашение малышей на тренировочные занятия в бассейне старших дошкольников.

- Приглашение малышей на спортивное развлечение  «Спорт -залог здоровья» и в музыкально-познавательный досуг «Правила движения   достойны   уважения».   Приложения   7,   8   -конспекты.

- Беседа с детьми «Наши успехи в работе с малышами». 

Метод практической деятельности;

Метод партнёрского диалога;

Игровой метод;

Метод рефлексии

- Предоставление детям возможности увидеть реальные результаты сотрудничества с воспитателем.

- Появление у детей не только новых умений, но и навыков анализировать собственные действия.

- Появление нового уровня развития способности принимать позицию субъекта деятельности возможность

самореализации. Постановка детей в ситуацию успеха.


  1. Заключение.

Таким образом, представленный проект «Детский сад – территория здоровья» является оптимальной современной формой работы с дошкольниками, направленной на формирование умения детей принимать позицию субъектной деятельности и способствовать развитию важнейших интегративных качеств личности, освещаемых в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы.

Это подтверждается результатами проекта, а именно: - позитивными изменениями в умениях старших дошкольников принимать позицию субъектной деятельности, подтверждаемыми данными диагностики, проведённой по критериям профессора Санкт-Петербургского педагогического университета им. А.И.Герцена, доктора педагогических наук М.В.Крулехт и позволяющей условно выделить типологические подгруппы дошкольников по уровню готовности к освоению позиции субъекта развивающей деятельности. 1-ая типологическая подгруппа: высокий уровень готовности к освоению (принятию) позиции субъекта развивающей деятельности). Критерии: дети самостоятельно или с незначительной помощью педагога ставят проблему, выбирают средства и пути её достижения; проявляют творчество в применении средств, могут варьировать способы, творчески их изменять; соотносят свои действия с поставленной целью, могут помочь затрудняющимся товарищам. 2-ая типологическая подгруппа: средний уровень готовности к освоению (принятию) позиции субъекта развивающей деятельности). Критерии: дети с помощью педагога ставят проблему, с помощью наводящих вопросов или вариантов, предложенных взрослым, правильно выбирают средства и пути её достижения; активны в достижений цели; иногда проявляют творчество в применении средств; затрудняются в варьировании способов достижения цели деятельности; периодически обращаются за помощью к товарищам или взрослому.

3-я типологическая подгруппа: низкий уровень готовности к освоению (принятию) позиции субъекта развивающей деятельности. Критерии: дети не могут самостоятельно увидеть и поставить проблему, предпочитают дождаться, когда это сделают партнёры по деятельности. Не могут выбрать средства достижения цели самостоятельно, предпочитают выполнять инструкцию взрослого. Действуют по образцу партнёров по деятельности.

За 2 месяца активной деятельности количество детей 3-ей подгруппы уменьшилось почти в 2 раза, а 1-ой подгруппы возросло в 1,5 раза.

У дошкольников усовершенствовались такие интегративные качества личности, как способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о здоровом образе жизни, устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения, самостоятельность и чувство ответственности старших дошкольников за малышей детского сада; усовершенствовались культурно-гигиенические навыки, физические качества.

Перспективы и возможности распространения использования данного проекта:

- обмен опытом с педагогами ОУ города (трансляция опыта на педагогических чтениях, на сайтах для работников дошкольного образования; участие в заочных российских конкурсах);

- дальнейшее использование подобной системы работы со следующим поколением старших дошкольников, модификация содержания проектной деятельности в соответствии с возникающими у детей вопросами, проблемами и запросами семей.

5. Список литературы.

1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Дошкольная педагогика. 2010. №5, с.61.

2. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Дошкольная педагогика. 2011, №10. С.45.

3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011, 528 с.

4.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

5. Морозова Л.Д. Метод проектов в деятельности ДОУ //Детский сад от А до Я, 2006. № 2.

6. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых//Развитие личности. 2001. № 1.

7. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Детский сад – территория здоровья»

Педагогический проект«Детский сад – территория здоровья»«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное ра...

Социально-педагогический проект "Детский сад- территория здоровья"

Представляю Вашему вниманию социально-педагогический проект, реализованный мною и детьми  моей группы в 2013-2014уч.г. в рамках проведения в рамках решения годовой задачи ДОУ по здоровьесбережени...

Педагогический проект «Детский сад – территория здоровья»

Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения.Здоровье подрастающего поколения в значительной степени определяет будущее страны, ген...

Педагогический проект «Детский сад – территория здоровья»

Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения.Здоровье подрастающего поколения в значительной степени определяет будущее страны, ген...

Педагогический совет "Детский сад и семья - территория здоровья"

Педагогический совет "Детский сад и семья - территория здоровья"...

Педагогический проект "Территория здорового детства"

Проект реализуется через полную интеграцию физкультурно-оздоровительного развития с использованием современных физкультурно-оздоровительных и здоровьесберегающих  технологий и применением совреме...