Педагогический проект "Детский сад - территория здоровья"
проект по физкультуре (старшая группа) по теме
Содержание
1. Паспорт проекта.
2. Пояснительная записка.
3. План проекта (этапы, содержание и описание реализации).
4. Заключение.
5. Список литературы.
Приложения:
№ 1. План сотрудничества ДОУ с родителями – участниками педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья».
№ 2. Консультация - памятка для родителей «Заботы поровну, или Задачи ДОУ и семьи в процессе укрепления здоровья детей».
№ 3. Результаты диагностики дошкольников (деление на типологические подгруппы по уровню готовности к освоению позиции субъекта деятельности) в рамках педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья».
№ 4. Методическая копилка»:
4.1. Система закаливания в МБДОУ « Детский сад присмотра и оздоровления № 39
«Медвежонок».
4.2. Психогигиенические мероприятия в режиме дня.
4.3. Требования к профессиональной компетенции сотрудников ДОУ, осуществляющих работу по физическому развитию, оздоровлению, воспитанию осознанного отношения к здоровому образу жизни.
4.4.Принципы организации оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми.
4.5. Формы работы по физическому воспитанию, развитию и обеспечению нормального уровня двигательной активности дошкольников в МБДОУ.
4.6. Использование современных развивающих оздоровительных технологий в МБДОУ.
№ 5. Коллекция художественного слова о здоровье человека.
№6. Методические рекомендации «Педагогические условия успешной реализации развивающей деятельности по воспитанию у детей осознанного отношения к собственному здоровью».
№ 7. Сценарий спортивного праздника «Спорт – залог здоровья».
№ 8. Сценарий спектакля-развлечения «Правила движения достойны уважения».
№ 9. Фото.
1. Паспорт педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья»
Структура | Содержание |
Направленность проекта | Формирование и развитие позиции субъекта развивающей деятельности дошкольников в воспитании осознанного отношения к собственному здоровью. |
Адресация проекта | Инструктор по физической культуре и обучению детей плаванию, воспитатели и воспитанники ДОУ 5-7 лет. |
Руководитель проекта | Петухова Татьяна Алексеевна, инструктор по физической культуре и обучению детей плаванию МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления» № 39, 1-ая квалификационная категория. |
Участники проекта | Педагоги МБДОУ, дети 5-7 лет, родители. |
Особенности проекта | По характеру создаваемого продукта: - информационный и практико-ориентированный; По количеству детей, вовлечённых в проект: - групповой (18 человек старшего дошкольного возраста). По продолжительности: - средней продолжительности: 2 месяца (октябрь – ноябрь 2013 г.) По контактам: - на уровне ДОУ и на уровне города. |
Цель проекта | Организация оптимального педагогического сопровождения дошкольников 5-7 лет в процессе воспитания у них осознанного отношения к собственному здоровью. |
Задачи проекта | 1.Формировать и развивать способность дошкольников занимать позицию субъекта развивающей деятельности. 2.Развивать интегративные качества личности дошкольников: «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», «любознательный, активный», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о здоровом образе жизни». 3.Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения. 4.Воспитывать самостоятельность и чувство ответственности старших дошкольников за малышей детского сада. |
Принципы реализации | 1. Индивидуально-дифференцированный подход: учёт в процессе деятельности по актуальному вопросу индивидуальных особенностей детей, в частности уровня способности занимать позицию субъекта в активной развивающей, целенаправленной деятельности. 2. Принцип научности: использование в организации мероприятий образовательной и воспитательной работы разработок современных учёных и исследователей по проблеме здоровьесбережения дошкольников. 3. Принцип системности: непрерывность деятельности вместе рациональным сочетанием различных мероприятий. 4. Принцип рефлексии: предусматривает анализ результатов запланированной деятельности, выявление положительных сторон работы педагога и недоработок; корректировка деятельности в актуальном аспекте в зависимости от полученных результатов. |
Ресурсы проекта | - Перспективный план образовательных ситуаций по направлению «Основы безопасности жизнедеятельности». - Диагностика имеющихся у детей способностей занимать позицию субъекта развивающей деятельности (по критериям М.В.Крулехт). - Предметно-развивающая среда группы «Теремок» (игры, плакаты, иллюстрации, пособия) по актуальному направлению развития дошкольников. |
Предполагаемые продукты проекта | - «Коллекция здоровья» (творчески преобразованная предметно-развивающая среда группы: коллекция предметов и иллюстраций для мероприятий по здоровьесберегающей деятельности). - Конспекты мероприятий по вопросам здоровьесбережения, проводимых с активным участием старших дошкольников и малышей. - Подборки подвижных игр для детей разных возрастных групп. |
2. Пояснительная записка.
Использование педагогического проекта "Детский сад - территория здоровья" в МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления № 39 "Медвежонок" г. Воркуты Республики Коми обосновано следующими факторами.
Объективные факторы:
- Государственная политика в области образования и здравоохранения на первый план выдвигает вопросы разностороннего полноценного развития детей и укрепления здоровья дошкольников. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» указывает на то, что «...ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности», а также акцентирует внимание на то, что Здоровье детей является одним из ключевых направлений развития современного образования. Именно такие возможности открывает перед дошкольниками технология проектирования в целом, и наш проект в частности.
Субъективные факторы:
- реализуемая в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад присмотра и оздоровления № 39 «Медвежонок» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», переработанная в соответствии с Федеральными государственными требованиями, в качестве основной технологии реализации содержания предусматривает именно деятельностный подход. Именно такой подход заложен в основу и в содержание проекта, который предусматривает постоянную, насыщенную, активную развивающую деятельность. Ребёнок выступает субъектом данной деятельности. Он учится самостоятельно ставить цель деятельности и мотивировать её необходимость, выбирать предмет и способ деятельности, организовывать себе условия для достижения поставленной деятельности. Таким образом, каждый ребёнок, участвующий в проекте, максимально реализует свой личностный потенциал, осваивает доступный возрасту социальный опыт.
- проведённая в старшей разновозрастной группе детского сада диагностика по критериям М.В.Крулехт, направленная на определение уровня способности детей принимать позицию субъекта деятельности, показала необходимость регулярного использования технологии педагогического проектирования с детьми старшего возраста, так как при делении детей на типологические подгруппы выявлено, что из 18 дошкольников только 3 самостоятельно или с незначительной помощью педагога ставят проблему, выбирают средства и пути её достижения; проявляют творчество в применении средств, могут варьировать способы, творчески их изменять; соотносят свои действия с поставленной целью, могут помочь затрудняющимся товарищам.
- приоритет деятельности МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 39 «Медвежонок» - осуществление санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур предусматривает активную деятельность, направленную на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья, представлений о здоровом образе жизни.
В данном проекте присутствует элемент новизны, который заключается в следующем:
1. На основе содержательной, разнообразной развивающей деятельности педагога с детьми создаются условия для проявления детьми старшего дошкольного возраста здоровьесберегающей компетентности, инициируется самостоятельность детей именно в здоровьесберегающем поведении. Ранее данный подход был применяем в большинстве случаев в познавательно-исследовательской либо продуктивной деятельности.
2. Дети привлекаются к современному виду деятельности - к освоению элементарных навыков цифровых информационных технологий: созданию компьютерной презентации, которую смогут использовать для обучения малышей 3-4 лет.
Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность педагогического коллектива по данной программе, являются:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2009 год);
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ от 23.11.2009 г. № 655).
- Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в части III, п.п. 3.1.1., 3.1.2., 3.1.4., 3.2.5., в части IV, п. 7.1.)
В ходе реализации проекта «Детский сад – территория здоровья» используются следующие принципы:
- Принцип интеграции развивающего содержания. Заключается в том, что развитие и становление позиции субъекта деятельности проходит через совокупность разнообразных видов деятельности; кроме того, деятельность по достижению поставленной цели проекта сочетается практически со всеми темами недели, предусмотренными «Календарём жизни ДОУ». Воспитание осознанного отношения к собственному здоровью успешно интегрируется со всеми образовательными областями, с любыми темами.
- Принцип научности предполагает использование современных разработок педагогической и психологической науки и лучшего передового опыта специалистов в точном соответствии с их содержанием (трактовка М.М.Поташника);
- Принцип доверительного сотрудничества субъектов деятельности предполагает активность всех участников проекта в процессе совместной деятельности. Доверительность обеспечивается взаимным уважением, учётом индивидуальных особенностей и потребностей каждого участника (трактовка Т.И.Бабаевой, О.Л.Князевой).
- Принцип диалогического общения тесно связан с предыдущим принципом и логически вытекает из него. Диалог предполагает открытость в сотрудничестве, учёт мнений и аргументов каждого субъекта сотрудничества, искренность и взаимопонимание (трактовка О.Н.Сомковой, Т.И.Бабаевой, М.В.Крулехт).
- Принцип приоритетности развития личности и смысловой сферы участников проекта связан с заботой не только о появлении новых знаний, но и о культуре и психоэмоциональном здоровье дошкольников, с повышением мотивационной готовности участников образовательного процесса к собственному личностному развитию; саморефлексия (особо пристально рассматривается В.Т.Кудрявцевым, Б.Б.Егоровым, Е.Шулешко).
Методологической основой данной разработки являются идеи таких учёных, педагогов, методистов как:
- Л.Д.Морозова, рассматривающая проектирование как компонент профессиональной педагогической деятельности и утверждающая, что проектирование открывает возможности для новых форм взаимодействия с детьми и их родителями, а, следовательно, «может стать способом развития умения существовать в поле неопределённости, в пространстве, требующем освоения» (Л.Д.Морозова. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М.: ТЦ «Сфера», 2010);
В.Е.Радионовой, акцентирующей внимание на том, что педагогические проекты - «непременное условие регулятивной функции педагогики» и «неотъемлемый и очень существенный момент обучения как социального явления»;
- В.Х.Килпатрика, заложившего в понятие «проект» идею «разветвляющейся активности» участников по мере следования намеченному плану выполнения совместных действий;
- Авторов Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Дество», переработанной в соответствии с ФГТ - О.В. Акуловой, Т.И.Бабаевой, М.В.Крулехт, Т.А.Березиной, A.M. Вербенец и др., отмечающих, что современный дошкольник отличается тем, что его внутренние резервы раскрываются в различных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, «потому что так ему комфортнее и всё можно успеть». Именно в ходе проектов он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности.
Основными методами реализации проекта являются:
- проблемный метод;
- метод сотрудничества и взаимопомощи;
- метод проектирования (конструирования) педагогического процесса;
- метод активного партнёрского диалога;
- метод игрового взаимодействия;
- метод рефлексии.
Продолжительность проекта - 2 месяца. Содержание запланированной деятельности реализовано в течение октябрь – ноябрь 2013 года:
- в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- в самостоятельной деятельности детей;
- во взаимодействии с семьями по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
Педагог помогает детям увидеть проблему, поставить цель, коллективно обсудить способы её достижения, проявить активность и выразить собственное мнение при планировании действий, и, конечно, включиться в такие виды деятельности, как изготовление коллажей и рисование; оформление выставки; поиск и составление коллекции, поиск образцов художественного слова на тему «здоровье», подготовка праздника и участие в нём, помощь малышам в освоении новых знаний (проведение экскурсий для малышей, составление для них рассказов по плакатам), поиск в интернете интересных иллюстраций и составление мультимедийной презентации – обучающих слайдов для младших дошкольников на тему «Детский сад – территория здоровья».
3. ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «Детский сад – территория здоровья».
(Этапы, содержание и описание проектной деятельности).
Подготовительный этан | |||
Срок, продолжительность | Содержание деятельности, основные мероприятия | Основные методы | Планируемые результаты |
1-ая неделя октября
| Деятельность сотрудников. - Доведение до сведения смысла и цели проекта. - Выборы творческой группы педагогов - активных участников проекта. - Составление плана сотрудничества с родителями детей, участников проекта. Приложение № 1. - Подбор практических материалов и разработок в помощь к организации проектной деятельности (конспекты игровых образовательных ситуаций, художественных текстов и т.п.) - Составление плана педагогического проекта.
| Проблемный; Метод сотрудничества; Метод проектирования (конструирования педагогического процесса)
| - Ориентирование педагогов на сотрудничество. Создание коллектива единомышленников в актуальном аспекте воспитания дошкольников. - Определение перспективы в работе по формированию внутренней мотивации дошкольников на осознанное отношение к собственному здоровью, - Практическая помощь педагогам в организации проектной деятельности.
|
Сотрудничество с родителями. - Доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта. - Выборы творческой группы родителей - активных участников проекта. - Консультация для родителей «Заботы поровну, или Задачи ДОУ и семьи в процессе укрепления здоровья детей» Приложение № 2. - Создание творческой группой плана участия родителей в реализации проекта.
| Метод сотрудничества; Метод проектирования (конструирования педагогического процесса)
| - Возникновение у родителей мотивации к активной дополнительной работе, направленной на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья, основ безопасности жизнедеятельности. - Появление азов педагогических знаний, направленных на воспитание детей в актуальном аспекте.
| |
Работа с детьми. Предварительный шаг. Диагностика способности дошкольников принимать позицию субъекта развивающей деятельности (деление на типологические подгруппы по критериям М.В.Крулехт) Основные методы диагностики: наблюдения за детьми; практические задания. Пособие: М.В.Крулехт. Педагогическая технология реализации программы «Детство» в образовательном процессе детского сада. - Методические советы к программе «Детство». - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007 - 304 с. Приложение № 3. 1 шаг. Интригующее начало, подведение детей к проблеме. В процессе наведения порядка и перестановки в группе дети замечают, что в группе имеется большое количество картинок, дидактических игр по ОБЖ, уже хорошо знакомых детям. Воспитатель предлагает обсудить: принесли ли пользу эти материалы и какую? Почему? А нужны ли они нам в дальнейшем? Может, они больше не нужны и их можно выбросить? А если нет, то как можно их использовать? Улучшить, обогатить? 2 шаг. Обсуждение с детьми проблемы. Дети и воспитатель в активном диалоге высказывают мнение: - Материалы, имеющиеся в группе сослужили добрую службу, потому что дети знают многие правила сохранения и укрепления здоровья. - Чтобы эти материалы стали интереснее, их можно обновить, пополнить, рассортировать по темам. Они могут помочь детям старшей группы добыть новые знания и передать свои знания малышам. Дети ставят цель: 1. Проверить свои знания в области укрепления здоровья, найти материал для пополнения этих знаний. 2. Использовать имеющиеся яркие, привлекательные дидактические игровые и иллюстративные материалы для того, чтобы научить малышей правилам укрепления и сохранения здоровья. Коллективно обсуждаются способы и пути достижения цели. Воспитатель при необходимости задаёт наводящие вопросы,просит «помощи», «подсказки». Выдвигаются предложения: - Классифицировать имеющиеся материалы по темам «Физкультура и спорт», «Личная гигиена, или правила Мойдодыра», «Правила ОБЖ», «Правила дорожного движения и примерного пешехода», «Здоровое питание», «Хорошее настроение». - Найти книги, фотографии, иллюстрации с новой информацией о разных способах укрепления здоровья, которые можно показать малышам и объяснить им содержание картинок и фотографий. Составить правила, понятные малышам, по каждой намеченной теме. - Создать «Коллекцию здоровья» (предметы, необходимые для того, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье). - Сделать выставку рисунков «Вот что такое здоровье». - Создать коллекцию «Художественного слова о здоровье» - стихи, загадки, пословицы и поговорки. - Создать обучающую компьютерную презентацию, как очень интересный и привлекательный способ довести до сведения младших товарищей правила здорового образа жизни. - Для того, чтобы научить малышей, необходимо самим вспомнить всё, что знаем, рассказать об этом родителям, друг другу, воспитателям. - В случае затруднений обратиться за помощью: к родителям, к медицинской сестре, поискать информацию в книгах, в интернете.
| Проблемный; Метод активного диалога; Метод сотрудничества; Метод планирования деятельности; Игровой.
|
- Первоначальная заинтересованность детей в успешном решении выявленной проблемы. - Появление первых навыков собственных активных действий, направленных на достижение запланированного успеха. Осознание собственной роли в активной деятельности. - Появление навыков решения простых проблемных ситуаций, активности в мышлении (в зависимости от индивидуальных способностей).
|
Этап реализации проекта | |||
Срок, продолжительность | Содержание деятельности, основные мероприятия | Основные методы | Планируемые результаты |
Со 2-ой недели октября по 2-ую неделю ноября.
| Деятельность сотрудников. - Создание методической копилки с практическими материалами, способствующими успешной реализации, образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность».Приложение № 4. - Проведение с детьми индивидуальной работы по физическому развитию и совершенствованию двигательных умений в течение совместной деятельности, режимных моментов. - Организация фотовыставки для родителей. - Распределение ролей в подготовке спортивного развлечения и музыкально-познавательного досуга по правилам дорожного движения. | Метод сотрудничества, взаимопомощи.
| - Обмен положительным опытом работы с коллегами; - Пополненные практические и теоретические материалы, помогающие оптимизировать образовательную деятельность с детьми в актуальном аспекте развития и воспитания.
|
Сотрудничество с родителями. - Помощь родителей в организации экскурсии в ДТДМ с целью наблюдения за тренировкой юных пловцов, фехтовальщиков, борцов; беседа с тренером о режиме дня и питании спортсменов, о важности занятий спортом. - Участие родителей в спортивном развлечении ДОУ «Спорт -залог здоровья» и в музыкально-познавательном досуге «Правила движения достойны уважения». - Помощь родителей в пополнении «Коллекции здоровья» группы необходимыми предметами. - Помощь родителей в поиске материалов и в создании мультимедийной презентации.
| Метод сотрудничества, взаимопомощи.
| - Активное включение родителей в практическую реализацию содержания проекта; расширение педагогических знаний по вопросам воспитания у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью. - Возросший интерес к жизни детей в ДОУ, сплочение с педагогами в достижении общей цели.
| |
Работа с детьми. - Составление «Плана работы с малышами» (обсуждение мероприятий, назначение ответственных детей старшей группы с учётом их желания и возможностей). - Еженедельные беседы детей на темы «Наши успехи в создании «Коллекции здоровья», «За что могу себя похвалить, за что могу похвалить своих товарищей по группе», «Что не получилось? Почему? Что сделать, чтобы исправить положение?». - Индивидуальные и подгрупповые занятия (образовательные ситуации) детьми на тему «Детский сад – территория здоровья». - Рисование на тему «Вот что такое здоровье». - Проведение бесед с малышами 3-х лет «Чтобы быть здоровыми» - Оформление «Коллекции здоровья», фотографирование коллекции. - Составление «Коллекции художественного слова» Приложение №5 | Игровой метод; Проблемный метод. Метод сотрудничества.
| - Активизация детей в процессе достижения общей со взрослыми цели. Возросшая самостоятельность в принятии решения. - Закрепление внутренней мотивации на успех подготовке к работе с малышами. - Повышение уровня способности принимать позицию субъекта развивающей деятельности. - Творчески преобразованная предметно-развивающая среда группы.
| |
Заключительный этап. | |||
Срок, продолжительность | Содержание деятельности, основные мероприятия | Основные методы | Планируемые результаты |
3-я и 4-я недели ноября
| Деятельность сотрудников. - Обсуждение и анализ хода и результатов проекта (выявление плюсов и минусов, выработка путей коррекции проведённой работы). - Подготовка благодарственных писем родителям и детям -участникам педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья» - Круглый стол (совместно с родителями - участниками творческой группы): анализ содержания и результатов проекта. Определение педагогических условий успешной реализации деятельности по воспитанию у детей осознанного отношения к собственному здоровью. Приложение 6.
| Метод партнёрского диалога; Метод рефлексии.
| Новый уровень компетентности педагогов в организации индивидуальной работы с детьми, направленной на формирование у детей позиции субъекта деятельности в процессе воспитания осознанного отношения к собственному здоровью. Возможность увидеть и оценить результаты проектной деятельности в условиях работы детского сада.
|
Сотрудничество с родителями. - Круглый стол (совместно с педагогами): обмен мнениями по поводу изменений в личностном развитии детей - участников проекта. Мнения родителей о собственной роли, о роли педагогов в процессе формирования и развития у ребёнка позиции субъекта деятельности. Определение перспектив дальнейшего развития детей.
| Метод партнёрского диалога; Метод рефлексии
| Осознание родителями роли взрослого в полноценном развитии ребёнка;
| |
Работа с детьми. - Цикл «экскурсий здоровья», проводимых старшими детьми для малышей. - Приглашение малышей на тренировочные занятия в бассейне старших дошкольников. - Приглашение малышей на спортивное развлечение «Спорт -залог здоровья» и в музыкально-познавательный досуг «Правила движения достойны уважения». Приложения 7, 8 -конспекты. - Беседа с детьми «Наши успехи в работе с малышами».
| Метод практической деятельности; Метод партнёрского диалога; Игровой метод; Метод рефлексии
| - Предоставление детям возможности увидеть реальные результаты сотрудничества с воспитателем. - Появление у детей не только новых умений, но и навыков анализировать собственные действия. - Появление нового уровня развития способности принимать позицию субъекта деятельности возможность самореализации. Постановка детей в ситуацию успеха. |
4. Заключение.
Таким образом, представленный проект «Детский сад – территория здоровья» является оптимальной современной формой работы с дошкольниками, направленной на формирование умения детей принимать позицию субъектной деятельности и способствовать развитию важнейших интегративных качеств личности, освещаемых в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы.
Это подтверждается результатами проекта, а именно: - позитивными изменениями в умениях старших дошкольников принимать позицию субъектной деятельности, подтверждаемыми данными диагностики, проведённой по критериям профессора Санкт-Петербургского педагогического университета им. А.И.Герцена, доктора педагогических наук М.В.Крулехт и позволяющей условно выделить типологические подгруппы дошкольников по уровню готовности к освоению позиции субъекта развивающей деятельности. 1-ая типологическая подгруппа: высокий уровень готовности к освоению (принятию) позиции субъекта развивающей деятельности). Критерии: дети самостоятельно или с незначительной помощью педагога ставят проблему, выбирают средства и пути её достижения; проявляют творчество в применении средств, могут варьировать способы, творчески их изменять; соотносят свои действия с поставленной целью, могут помочь затрудняющимся товарищам. 2-ая типологическая подгруппа: средний уровень готовности к освоению (принятию) позиции субъекта развивающей деятельности). Критерии: дети с помощью педагога ставят проблему, с помощью наводящих вопросов или вариантов, предложенных взрослым, правильно выбирают средства и пути её достижения; активны в достижений цели; иногда проявляют творчество в применении средств; затрудняются в варьировании способов достижения цели деятельности; периодически обращаются за помощью к товарищам или взрослому.
3-я типологическая подгруппа: низкий уровень готовности к освоению (принятию) позиции субъекта развивающей деятельности. Критерии: дети не могут самостоятельно увидеть и поставить проблему, предпочитают дождаться, когда это сделают партнёры по деятельности. Не могут выбрать средства достижения цели самостоятельно, предпочитают выполнять инструкцию взрослого. Действуют по образцу партнёров по деятельности.
За 2 месяца активной деятельности количество детей 3-ей подгруппы уменьшилось почти в 2 раза, а 1-ой подгруппы возросло в 1,5 раза.
У дошкольников усовершенствовались такие интегративные качества личности, как способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о здоровом образе жизни, устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения, самостоятельность и чувство ответственности старших дошкольников за малышей детского сада; усовершенствовались культурно-гигиенические навыки, физические качества.
Перспективы и возможности распространения использования данного проекта:
- обмен опытом с педагогами ОУ города (трансляция опыта на педагогических чтениях, на сайтах для работников дошкольного образования; участие в заочных российских конкурсах);
- дальнейшее использование подобной системы работы со следующим поколением старших дошкольников, модификация содержания проектной деятельности в соответствии с возникающими у детей вопросами, проблемами и запросами семей.
5. Список литературы.
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Дошкольная педагогика. 2010. №5, с.61.
2. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Дошкольная педагогика. 2011, №10. С.45.
3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011, 528 с.
4.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
5. Морозова Л.Д. Метод проектов в деятельности ДОУ //Детский сад от А до Я, 2006. № 2.
6. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых//Развитие личности. 2001. № 1.
7. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пед.проект "Детский сад - территория здоровья" | 45.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Паспорт проекта.
3. План проекта (этапы, содержание и описание реализации).
4. Заключение.
5. Список литературы.
Приложения:
№ 1. План сотрудничества ДОУ с родителями – участниками педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья».
№ 2. Консультация - памятка для родителей «Заботы поровну, или Задачи ДОУ и семьи в процессе укрепления здоровья детей».
№ 3. Результаты диагностики дошкольников (деление на типологические подгруппы по уровню готовности к освоению позиции субъекта деятельности) в рамках педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья».
№ 4. Методическая копилка»:
4.1. Система закаливания в МБДОУ « Детский сад присмотра и оздоровления № 39
«Медвежонок».
4.2. Психогигиенические мероприятия в режиме дня.
4.3. Требования к профессиональной компетенции сотрудников ДОУ, осуществляющих работу по физическому развитию, оздоровлению, воспитанию осознанного отношения к здоровому образу жизни.
4.4.Принципы организации оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми.
4.5. Формы работы по физическому воспитанию, развитию и обеспечению нормального уровня двигательной активности дошкольников в МБДОУ.
4.6. Использование современных развивающих оздоровительных технологий в МБДОУ.
№ 5. Коллекция художественного слова о здоровье человека.
№6. Методические рекомендации «Педагогические условия успешной реализации развивающей деятельности по воспитанию у детей осознанного отношения к собственному здоровью».
№ 7. Сценарий спортивного праздника «Спорт – залог здоровья».
№ 8. Сценарий спектакля-развлечения «Правила движения достойны уважения».
№ 9. Фото.
- Паспорт педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья»
Структура | Содержание |
Направленность проекта | Формирование и развитие позиции субъекта развивающей деятельности дошкольников в воспитании осознанного отношения к собственному здоровью. |
Адресация проекта | Инструктор по физической культуре и обучению детей плаванию, воспитатели и воспитанники ДОУ 5-7 лет. |
Руководитель проекта | Петухова Татьяна Алексеевна, инструктор по физической культуре и обучению детей плаванию МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления» № 39, 1-ая квалификационная категория. |
Участники проекта | Педагоги МБДОУ, дети 5-7 лет, родители. |
Особенности проекта | По характеру создаваемого продукта: - информационный и практико-ориентированный; По количеству детей, вовлечённых в проект: - групповой (18 человек старшего дошкольного возраста). По продолжительности: - средней продолжительности: 2 месяца (октябрь – ноябрь 2013 г.) По контактам: - на уровне ДОУ и на уровне города. |
Цель проекта | Организация оптимального педагогического сопровождения дошкольников 5-7 лет в процессе воспитания у них осознанного отношения к собственному здоровью. |
Задачи проекта | 1.Формировать и развивать способность дошкольников занимать позицию субъекта развивающей деятельности. 2.Развивать интегративные качества личности дошкольников: «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», «любознательный, активный», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о здоровом образе жизни». 3.Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения. 4.Воспитывать самостоятельность и чувство ответственности старших дошкольников за малышей детского сада. |
Принципы реализации | 1. Индивидуально-дифференцированный подход: учёт в процессе деятельности по актуальному вопросу индивидуальных особенностей детей, в частности уровня способности занимать позицию субъекта в активной развивающей, целенаправленной деятельности. 2. Принцип научности: использование в организации мероприятий образовательной и воспитательной работы разработок современных учёных и исследователей по проблеме здоровьесбережения дошкольников. 3. Принцип системности: непрерывность деятельности вместе рациональным сочетанием различных мероприятий. 4. Принцип рефлексии: предусматривает анализ результатов запланированной деятельности, выявление положительных сторон работы педагога и недоработок; корректировка деятельности в актуальном аспекте в зависимости от полученных результатов. |
Ресурсы проекта | - Перспективный план образовательных ситуаций по направлению «Основы безопасности жизнедеятельности». - Диагностика имеющихся у детей способностей занимать позицию субъекта развивающей деятельности (по критериям М.В.Крулехт). - Предметно-развивающая среда группы «Теремок» (игры, плакаты, иллюстрации, пособия) по актуальному направлению развития дошкольников. |
Предполагаемые продукты проекта | - «Коллекция здоровья» (творчески преобразованная предметно-развивающая среда группы: коллекция предметов и иллюстраций для мероприятий по здоровьесберегающей деятельности). - Конспекты мероприятий по вопросам здоровьесбережения, проводимых с активным участием старших дошкольников и малышей. - Подборки подвижных игр для детей разных возрастных групп. |
- Пояснительная записка.
Использование педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья» в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад присмотра и оздоровления № 39 «Медвежонок» города Воркуты Республики Коми обосновано следующими факторами.
Объективные факторы:
- Государственная политика в области образования и здравоохранения на первый план выдвигает вопросы разностороннего полноценного развития детей и укрепления здоровья дошкольников. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» указывает на то, что «...ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности», а также акцентирует внимание на то, что Здоровье детей является одним из ключевых направлений развития современного образования. Именно такие возможности открывает перед дошкольниками технология проектирования в целом, и наш проект в частности.
Субъективные факторы:
- реализуемая в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад присмотра и оздоровления № 39 «Медвежонок» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», переработанная в соответствии с Федеральными государственными требованиями, в качестве основной технологии реализации содержания предусматривает именно деятельностный подход. Именно такой подход заложен в основу и в содержание проекта, который предусматривает постоянную, насыщенную, активную развивающую деятельность. Ребёнок выступает субъектом данной деятельности. Он учится самостоятельно ставить цель деятельности и мотивировать её необходимость, выбирать предмет и способ деятельности, организовывать себе условия для достижения поставленной деятельности. Таким образом, каждый ребёнок, участвующий в проекте, максимально реализует свой личностный потенциал, осваивает доступный возрасту социальный опыт.
- проведённая в старшей разновозрастной группе детского сада диагностика по критериям М.В.Крулехт, направленная на определение уровня способности детей принимать позицию субъекта деятельности, показала необходимость регулярного использования технологии педагогического проектирования с детьми старшего возраста, так как при делении детей на типологические подгруппы выявлено, что из 18 дошкольников только 3 самостоятельно или с незначительной помощью педагога ставят проблему, выбирают средства и пути её достижения; проявляют творчество в применении средств, могут варьировать способы, творчески их изменять; соотносят свои действия с поставленной целью, могут помочь затрудняющимся товарищам.
- приоритет деятельности МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 39 «Медвежонок» - осуществление санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур предусматривает активную деятельность, направленную на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья, представлений о здоровом образе жизни.
В данном проекте присутствует элемент новизны, который заключается в следующем:
1. На основе содержательной, разнообразной развивающей деятельности педагога с детьми создаются условия для проявления детьми старшего дошкольного возраста здоровьесберегающей компетентности, инициируется самостоятельность детей именно в здоровьесберегающем поведении. Ранее данный подход был применяем в большинстве случаев в познавательно-исследовательской либо продуктивной деятельности.
2. Дети привлекаются к современному виду деятельности - к освоению элементарных навыков цифровых информационных технологий: созданию компьютерной презентации, которую смогут использовать для обучения малышей 3-4 лет.
Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность педагогического коллектива по данной программе, являются:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2009 год);
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ от 23.11.2009 г. № 655).
- Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в части III, п.п. 3.1.1., 3.1.2., 3.1.4., 3.2.5., в части IV, п. 7.1.)
В ходе реализации проекта «Детский сад – территория здоровья» используются следующие принципы:
- Принцип интеграции развивающего содержания. Заключается в том, что развитие и становление позиции субъекта деятельности проходит через совокупность разнообразных видов деятельности; кроме того, деятельность по достижению поставленной цели проекта сочетается практически со всеми темами недели, предусмотренными «Календарём жизни ДОУ». Воспитание осознанного отношения к собственному здоровью успешно интегрируется со всеми образовательными областями, с любыми темами.
- Принцип научности предполагает использование современных разработок педагогической и психологической науки и лучшего передового опыта специалистов в точном соответствии с их содержанием (трактовка М.М.Поташника);
- Принцип доверительного сотрудничества субъектов деятельности предполагает активность всех участников проекта в процессе совместной деятельности. Доверительность обеспечивается взаимным уважением, учётом индивидуальных особенностей и потребностей каждого участника (трактовка Т.И.Бабаевой, О.Л.Князевой).
- Принцип диалогического общения тесно связан с предыдущим принципом и логически вытекает из него. Диалог предполагает открытость в сотрудничестве, учёт мнений и аргументов каждого субъекта сотрудничества, искренность и взаимопонимание (трактовка О.Н.Сомковой, Т.И.Бабаевой, М.В.Крулехт).
- Принцип приоритетности развития личности и смысловой сферы участников проекта связан с заботой не только о появлении новых знаний, но и о культуре и психоэмоциональном здоровье дошкольников, с повышением мотивационной готовности участников образовательного процесса к собственному личностному развитию; саморефлексия (особо пристально рассматривается В.Т.Кудрявцевым, Б.Б.Егоровым, Е.Шулешко).
Методологической основой данной разработки являются идеи таких учёных, педагогов, методистов как:
- Л.Д.Морозова, рассматривающая проектирование как компонент профессиональной педагогической деятельности и утверждающая, что проектирование открывает возможности для новых форм взаимодействия с детьми и их родителями, а, следовательно, «может стать способом развития умения существовать в поле неопределённости, в пространстве, требующем освоения» (Л.Д.Морозова. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М.: ТЦ «Сфера», 2010);
В.Е.Радионовой, акцентирующей внимание на том, что педагогические проекты - «непременное условие регулятивной функции педагогики» и «неотъемлемый и очень существенный момент обучения как социального явления»;
- В.Х.Килпатрика, заложившего в понятие «проект» идею «разветвляющейся активности» участников по мере следования намеченному плану выполнения совместных действий;
- Авторов Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Дество», переработанной в соответствии с ФГТ - О.В. Акуловой, Т.И.Бабаевой, М.В.Крулехт, Т.А.Березиной, A.M. Вербенец и др., отмечающих, что современный дошкольник отличается тем, что его внутренние резервы раскрываются в различных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, «потому что так ему комфортнее и всё можно успеть». Именно в ходе проектов он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности.
Основными методами реализации проекта являются:
- проблемный метод;
- метод сотрудничества и взаимопомощи;
- метод проектирования (конструирования) педагогического процесса;
- метод активного партнёрского диалога;
- метод игрового взаимодействия;
- метод рефлексии.
Продолжительность проекта - 2 месяца. Содержание запланированной деятельности реализовано в течение октябрь – ноябрь 2013 года:
- в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- в самостоятельной деятельности детей;
- во взаимодействии с семьями по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
Педагог помогает детям увидеть проблему, поставить цель, коллективно обсудить способы её достижения, проявить активность и выразить собственное мнение при планировании действий, и, конечно, включиться в такие виды деятельности, как изготовление коллажей и рисование; оформление выставки; поиск и составление коллекции, поиск образцов художественного слова на тему «здоровье», подготовка праздника и участие в нём, помощь малышам в освоении новых знаний (проведение экскурсий для малышей, составление для них рассказов по плакатам), поиск в интернете интересных иллюстраций и составление мультимедийной презентации – обучающих слайдов для младших дошкольников на тему «Детский сад – территория здоровья».
- ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «Детский сад – территория здоровья».
(Этапы, содержание и описание проектной деятельности).
Подготовительный этан | |||
Срок, продолжительность | Содержание деятельности, основные мероприятия | Основные методы | Планируемые результаты |
1-ая неделя октября | Деятельность сотрудников. - Доведение до сведения смысла и цели проекта. - Выборы творческой группы педагогов - активных участников проекта. - Составление плана сотрудничества с родителями детей, участников проекта. Приложение № 1. - Подбор практических материалов и разработок в помощь к организации проектной деятельности (конспекты игровых образовательных ситуаций, художественных текстов и т.п.) - Составление плана педагогического проекта. | Проблемный; Метод сотрудничества; Метод проектирования (конструирования педагогического процесса) | - Ориентирование педагогов на сотрудничество. Создание коллектива единомышленников в актуальном аспекте воспитания дошкольников. - Определение перспективы в работе по формированию внутренней мотивации дошкольников на осознанное отношение к собственному здоровью, - Практическая помощь педагогам в организации проектной деятельности. |
Сотрудничество с родителями. - Доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта. - Выборы творческой группы родителей - активных участников проекта. - Консультация для родителей «Заботы поровну, или Задачи ДОУ и семьи в процессе укрепления здоровья детей» Приложение № 2. - Создание творческой группой плана участия родителей в реализации проекта. | Метод сотрудничества; Метод проектирования (конструирования педагогического процесса) | - Возникновение у родителей мотивации к активной дополнительной работе, направленной на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья, основ безопасности жизнедеятельности. - Появление азов педагогических знаний, направленных на воспитание детей в актуальном аспекте. | |
Работа с детьми. Предварительный шаг. Диагностика способности дошкольников принимать позицию субъекта развивающей деятельности (деление на типологические подгруппы по критериям М.В.Крулехт) Основные методы диагностики: наблюдения за детьми; практические задания. Пособие: М.В.Крулехт. Педагогическая технология реализации программы «Детство» в образовательном процессе детского сада. - Методические советы к программе «Детство». - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007 - 304 с. Приложение № 3. 1 шаг. Интригующее начало, подведение детей к проблеме. В процессе наведения порядка и перестановки в группе дети замечают, что в группе имеется большое количество картинок, дидактических игр по ОБЖ, уже хорошо знакомых детям. Воспитатель предлагает обсудить: принесли ли пользу эти материалы и какую? Почему? А нужны ли они нам в дальнейшем? Может, они больше не нужны и их можно выбросить? А если нет, то как можно их использовать? Улучшить, обогатить? 2 шаг. Обсуждение с детьми проблемы. Дети и воспитатель в активном диалоге высказывают мнение: - Материалы, имеющиеся в группе сослужили добрую службу, потому что дети знают многие правила сохранения и укрепления здоровья. - Чтобы эти материалы стали интереснее, их можно обновить, пополнить, рассортировать по темам. Они могут помочь детям старшей группы добыть новые знания и передать свои знания малышам. Дети ставят цель: 1. Проверить свои знания в области укрепления здоровья, найти материал для пополнения этих знаний. 2. Использовать имеющиеся яркие, привлекательные дидактические игровые и иллюстративные материалы для того, чтобы научить малышей правилам укрепления и сохранения здоровья. Коллективно обсуждаются способы и пути достижения цели. Воспитатель при необходимости задаёт наводящие вопросы, просит «помощи», «подсказки». Выдвигаются предложения: - Классифицировать имеющиеся материалы по темам «Физкультура и спорт», «Личная гигиена, или правила Мойдодыра», «Правила ОБЖ», «Правила дорожного движения и примерного пешехода», «Здоровое питание», «Хорошее настроение». - Найти книги, фотографии, иллюстрации с новой информацией о разных способах укрепления здоровья, которые можно показать малышам и объяснить им содержание картинок и фотографий. Составить правила, понятные малышам, по каждой намеченной теме. - Создать «Коллекцию здоровья» (предметы, необходимые для того, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье). - Сделать выставку рисунков «Вот что такое здоровье». - Создать коллекцию «Художественного слова о здоровье» - стихи, загадки, пословицы и поговорки. - Создать обучающую компьютерную презентацию, как очень интересный и привлекательный способ довести до сведения младших товарищей правила здорового образа жизни. - Для того, чтобы научить малышей, необходимо самим вспомнить всё, что знаем, рассказать об этом родителям, друг другу, воспитателям. - В случае затруднений обратиться за помощью: к родителям, к медицинской сестре, поискать информацию в книгах, в интернете. | Проблемный; Метод активного диалога; Метод сотрудничества; Метод планирования деятельности; Игровой. | - Первоначальная заинтересованность детей в успешном решении выявленной проблемы. - Появление первых навыков собственных активных действий, направленных на достижение запланированного успеха. Осознание собственной роли в активной деятельности. - Появление навыков решения простых проблемных ситуаций, активности в мышлении (в зависимости от индивидуальных способностей). |
Этап реализации проекта | |||
Срок, продолжительность | Содержание деятельности, основные мероприятия | Основные методы | Планируемые результаты |
Со 2-ой недели октября по 2-ую неделю ноября. | Деятельность сотрудников. - Создание методической копилки с практическими материалами, способствующими успешной реализации, образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность». Приложение № 4. - Проведение с детьми индивидуальной работы по физическому развитию и совершенствованию двигательных умений в течение совместной деятельности, режимных моментов. - Организация фотовыставки для родителей. - Распределение ролей в подготовке спортивного развлечения и музыкально-познавательного досуга по правилам дорожного движения. | Метод сотрудничества, взаимопомощи. | - Обмен положительным опытом работы с коллегами; - Пополненные практические и теоретические материалы, помогающие оптимизировать образовательную деятельность с детьми в актуальном аспекте развития и воспитания. |
Сотрудничество с родителями. - Помощь родителей в организации экскурсии в ДТДМ с целью наблюдения за тренировкой юных пловцов, фехтовальщиков, борцов; беседа с тренером о режиме дня и питании спортсменов, о важности занятий спортом. - Участие родителей в спортивном развлечении ДОУ «Спорт -залог здоровья» и в музыкально-познавательном досуге «Правила движения достойны уважения». - Помощь родителей в пополнении «Коллекции здоровья» группы необходимыми предметами. - Помощь родителей в поиске материалов и в создании мультимедийной презентации. | Метод сотрудничества, взаимопомощи. | - Активное включение родителей в практическую реализацию содержания проекта; расширение педагогических знаний по вопросам воспитания у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью. - Возросший интерес к жизни детей в ДОУ, сплочение с педагогами в достижении общей цели. | |
Работа с детьми. - Составление «Плана работы с малышами» (обсуждение мероприятий, назначение ответственных детей старшей группы с учётом их желания и возможностей). - Еженедельные беседы детей на темы «Наши успехи в создании «Коллекции здоровья», «За что могу себя похвалить, за что могу похвалить своих товарищей по группе», «Что не получилось? Почему? Что сделать, чтобы исправить положение?». - Индивидуальные и подгрупповые занятия (образовательные ситуации) детьми на тему «Детский сад – территория здоровья». - Рисование на тему «Вот что такое здоровье». - Проведение бесед с малышами 3-х лет «Чтобы быть здоровыми» - Оформление «Коллекции здоровья», фотографирование коллекции. - Составление «Коллекции художественного слова» Приложение №5 | Игровой метод; Проблемный метод. Метод сотрудничества. | - Активизация детей в процессе достижения общей со взрослыми цели. Возросшая самостоятельность в принятии решения. - Закрепление внутренней мотивации на успех подготовке к работе с малышами. - Повышение уровня способности принимать позицию субъекта развивающей деятельности. - Творчески преобразованная предметно-развивающая среда группы. | |
Заключительный этап. | |||
Срок, продолжительность | Содержание деятельности, основные мероприятия | Основные методы | Планируемые результаты |
3-я и 4-я недели ноября | Деятельность сотрудников. - Обсуждение и анализ хода и результатов проекта (выявление плюсов и минусов, выработка путей коррекции проведённой работы). - Подготовка благодарственных писем родителям и детям -участникам педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья» - Круглый стол (совместно с родителями - участниками творческой группы): анализ содержания и результатов проекта. Определение педагогических условий успешной реализации деятельности по воспитанию у детей осознанного отношения к собственному здоровью. Приложение 6. | Метод партнёрского диалога; Метод рефлексии. | Новый уровень компетентности педагогов в организации индивидуальной работы с детьми, направленной на формирование у детей позиции субъекта деятельности в процессе воспитания осознанного отношения к собственному здоровью. Возможность увидеть и оценить результаты проектной деятельности в условиях работы детского сада. |
Сотрудничество с родителями. - Круглый стол (совместно с педагогами): обмен мнениями по поводу изменений в личностном развитии детей - участников проекта. Мнения родителей о собственной роли, о роли педагогов в процессе формирования и развития у ребёнка позиции субъекта деятельности. Определение перспектив дальнейшего развития детей. | Метод партнёрского диалога; Метод рефлексии. | Осознание родителями роли взрослого в полноценном развитии ребёнка; | |
Работа с детьми. - Цикл «экскурсий здоровья», проводимых старшими детьми для малышей. - Приглашение малышей на тренировочные занятия в бассейне старших дошкольников. - Приглашение малышей на спортивное развлечение «Спорт -залог здоровья» и в музыкально-познавательный досуг «Правила движения достойны уважения». Приложения 7, 8 -конспекты. - Беседа с детьми «Наши успехи в работе с малышами». | Метод практической деятельности; Метод партнёрского диалога; Игровой метод; Метод рефлексии | - Предоставление детям возможности увидеть реальные результаты сотрудничества с воспитателем. - Появление у детей не только новых умений, но и навыков анализировать собственные действия. - Появление нового уровня развития способности принимать позицию субъекта деятельности возможность самореализации. Постановка детей в ситуацию успеха. |
- Заключение.
Таким образом, представленный проект «Детский сад – территория здоровья» является оптимальной современной формой работы с дошкольниками, направленной на формирование умения детей принимать позицию субъектной деятельности и способствовать развитию важнейших интегративных качеств личности, освещаемых в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы.
Это подтверждается результатами проекта, а именно: - позитивными изменениями в умениях старших дошкольников принимать позицию субъектной деятельности, подтверждаемыми данными диагностики, проведённой по критериям профессора Санкт-Петербургского педагогического университета им. А.И.Герцена, доктора педагогических наук М.В.Крулехт и позволяющей условно выделить типологические подгруппы дошкольников по уровню готовности к освоению позиции субъекта развивающей деятельности. 1-ая типологическая подгруппа: высокий уровень готовности к освоению (принятию) позиции субъекта развивающей деятельности). Критерии: дети самостоятельно или с незначительной помощью педагога ставят проблему, выбирают средства и пути её достижения; проявляют творчество в применении средств, могут варьировать способы, творчески их изменять; соотносят свои действия с поставленной целью, могут помочь затрудняющимся товарищам. 2-ая типологическая подгруппа: средний уровень готовности к освоению (принятию) позиции субъекта развивающей деятельности). Критерии: дети с помощью педагога ставят проблему, с помощью наводящих вопросов или вариантов, предложенных взрослым, правильно выбирают средства и пути её достижения; активны в достижений цели; иногда проявляют творчество в применении средств; затрудняются в варьировании способов достижения цели деятельности; периодически обращаются за помощью к товарищам или взрослому.
3-я типологическая подгруппа: низкий уровень готовности к освоению (принятию) позиции субъекта развивающей деятельности. Критерии: дети не могут самостоятельно увидеть и поставить проблему, предпочитают дождаться, когда это сделают партнёры по деятельности. Не могут выбрать средства достижения цели самостоятельно, предпочитают выполнять инструкцию взрослого. Действуют по образцу партнёров по деятельности.
За 2 месяца активной деятельности количество детей 3-ей подгруппы уменьшилось почти в 2 раза, а 1-ой подгруппы возросло в 1,5 раза.
У дошкольников усовершенствовались такие интегративные качества личности, как способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о здоровом образе жизни, устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения, самостоятельность и чувство ответственности старших дошкольников за малышей детского сада; усовершенствовались культурно-гигиенические навыки, физические качества.
Перспективы и возможности распространения использования данного проекта:
- обмен опытом с педагогами ОУ города (трансляция опыта на педагогических чтениях, на сайтах для работников дошкольного образования; участие в заочных российских конкурсах);
- дальнейшее использование подобной системы работы со следующим поколением старших дошкольников, модификация содержания проектной деятельности в соответствии с возникающими у детей вопросами, проблемами и запросами семей.
5. Список литературы.
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Дошкольная педагогика. 2010. №5, с.61.
2. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Дошкольная педагогика. 2011, №10. С.45.
3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011, 528 с.
4.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
5. Морозова Л.Д. Метод проектов в деятельности ДОУ //Детский сад от А до Я, 2006. № 2.
6. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых//Развитие личности. 2001. № 1.
7. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Детский сад – территория здоровья»
Педагогический проект«Детский сад – территория здоровья»«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное ра...
Социально-педагогический проект "Детский сад- территория здоровья"
Представляю Вашему вниманию социально-педагогический проект, реализованный мною и детьми моей группы в 2013-2014уч.г. в рамках проведения в рамках решения годовой задачи ДОУ по здоровьесбережени...
Педагогический проект «Детский сад – территория здоровья»
Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения.Здоровье подрастающего поколения в значительной степени определяет будущее страны, ген...
Педагогический проект «Детский сад – территория здоровья»
Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения.Здоровье подрастающего поколения в значительной степени определяет будущее страны, ген...
Педагогический проект по здоровьесбережению "Детский сад-территория здоровья"
Ростим здоровых детей...
Педагогический совет "Детский сад и семья - территория здоровья"
Педагогический совет "Детский сад и семья - территория здоровья"...
Педагогический проект "Территория здорового детства"
Проект реализуется через полную интеграцию физкультурно-оздоровительного развития с использованием современных физкультурно-оздоровительных и здоровьесберегающих технологий и применением совреме...