Педагогический проект "Территория здорового детства"
проект

Проект реализуется через полную интеграцию физкультурно-оздоровительного развития с использованием современных физкультурно-оздоровительных и здоровьесберегающих  технологий и применением современных методик для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и достижения позитивного результата. Используется комплексный подход к оздоровительной работе вместе с другими направлениями воспитания в дошкольном учреждении, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt_territoriya_zdorovogo_detstva.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

Главное управление образования администрации города Красноярска

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 84 комбинированного вида»

________________________________________________________________

660068, г. Красноярск, пер. Тихий, д.24; тел. 2644 –031, mdou84@mail.ru

ОКПО 53633567,    ОГРН 1022402065256,      ИНН  2462022725  / КПП   246201001

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Территория здорового детства»

                                                                            автор

                                                                                         воспитатель

В.В. Головнёва

Красноярск 2018 г.


Пояснительная записка.

Актуальность:

      Характерная для современного мира ситуация  неопределенности способствует поиску педагогами технологий, форм, методов, средств, способствующих социализации дошкольника в изменяющемся мире. Одним из показателей успешности социализации ребенка служит ценностное отношение к здоровому образу жизни.  

Практически все показатели здоровья детей дошкольного возраста  претерпели  резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают  физическое развитие и  состояние здоровья подрастающего поколения.  Рождение здорового ребёнка стало редкостью, растёт число недоношенных детей, число врождённых аномалий, число детей с речевыми расстройствами.  Причин этому много. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном укрепляют и сохраняют здоровье ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушения осанки, излишний вес, задержка в развитии координации движений.

Понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, укрепления его посредством здоровьесберегающих  технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

О необходимости  охранять  и укреплять физическое и психическое здоровье  детей, их эмоциональное благополучие, важности становления ценностей здорового образа жизни, овладения элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек) прописано в ФГОС  ДО. Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ, является актуальным на сегодняшний день.

  Цель проекта: организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ  через применение современных здоровьесберегающих технологий.

  Задачи  проекта:

  • обеспечить комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья детей, используя современные здоровьесберегающие  технологии;
  • воспитывать у детей осмысленное отношение к здоровью как важной жизненной ценности: развивать культуру здоровья ребенка, основы ЗОЖ;
  • создать партнёрские отношения родителей и детского сада в воспитании и оздоровлении ребёнка в условиях ДОО и дома.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Создание системы комплексного мониторинга  здоровья ребенка.
  • Повышение индекса здоровья детей по ДОУ.
  • Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
  • Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья дошкольников в условиях ДОУ и семьи.
  • Дети понимают и принимают ценности здорового образа жизни.
  • Установление взаимодействия   родителей и детского сада в воспитании и оздоровлении детей в условиях ДОУ и дома.  

Проект предполагает построение здоровьесберегающего пространства на нескольких уровнях:

  1. На индивидуальном уровне.

Это локальные здоровьесберегающие пространства, обеспечивающие сбережение здоровья каждого ребёнка на основе индивидуальных медицинских рекомендаций с учётом состояния его здоровья.

  1. На уровне группы.

Это здоровьесберегающее пространство, способствующее сбережению здоровья детей на основе соблюдения санитарных правил и норм (СанПиН), созданию условий для благоприятной адаптации вновь поступающих дошкольников, а также формированию у детей с ОВЗ представлений о ЗОЖ средствами игровой, проектной и продуктивной деятельности.

  1. На уровне детского сада.

Предполагает  подготовку педагогов к формированию у дошкольников когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ, к приобщению дошкольников к ЗОЖ, реализацию здоровьесберегающих технологий.

В рамках проекта  применяются  здоровьесберегающие  технологиии:

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ — обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

  • технологии профилактики заболеваний,
  • углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
  • коррекция возникающих функциональных отклонений,
  • отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),
  • реабилитация соматического состояния здоровья,
  • противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
  • витаминопрофилактика (отвар шиповника в осенне – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
  • санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребѐнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

  • закаливание;
  • беседы по вылеологии;
  • спортивны праздники;
  • спортивные развлечения и досуги;
  • недели здоровья;
  • соревнования;
  • прогулки-походы.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

  • Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
  • Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребѐнка дошкольника», «Запрещѐнные физические
  • упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
  • Практикум для педагогов ДОУ «Приѐмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
  • Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.

Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

  • Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
  • Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные
  • праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Деятельность по проекту осуществляется поэтапно:

I. Подготовительный этап:

1.Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков.

2.  Создание   методической базы  по  современным  здоровьесберегающим  технологиям в ДОУ, разработка  картотеки  здоровьесберегающих  технологий, адаптированных  к условиям  ДОУ, проведение семинаров для педагогов.

3.Реорганизация Центров детской активности  по физическому развитию в группах (совместная работа педагогов, детей и родителей), оборудование прогулочных площадок групп (совместная работа педагогов, детей и родителей).

Мониторинг здоровья детей

Мониторинг здоровья детей включает в себя три аспекта:

  • медицинский;
  • психологический;
  • педагогический.

Все три аспекта содержат составные части, касающиеся вопросов здоровья. Полученные данные заносятся в диагностические таблицы и листы здоровья, отражающие уровень физического развития и здоровья детей и хранятся на протяжении всего периода посещения ребенком ДОУ.

Сбор информации осуществляется следующими методами:

  • осмотр детей;
  • наблюдение за деятельностью ребенка и анализ его результатов;
  • изучение и анализ документов;
  • определение компетентности детей с последующим анализом результатов;
  • тестирование и анализ результатов.

Первый аспект – медицинский, направлен на оценку и изучение состояния здоровья детей, осуществляется медицинскими работниками. Показатели здоровья включают в себя: группу физического здоровья на основе анамнеза; группу физического развития на основе антропометрических данных;  разделение детей на группы для занятий физической культурой (основная, подготовительная, специальная).

Профилактические медицинские осмотры детей декретированных возрастов проводят в соответствии с действующими нормативными документами и предусматривают доврачебный (на основе программы скрининг-тестов), педиатрический и специализированный этапы. Остальным детям ежегодно проводят скрининг-тестирование и педиатрический осмотр. По показаниям дети осматриваются и другими врачами-специалистами.

Оценку физического развития детей проводят 2 раза в год (осень, весна) по данным антропометрических показателей (длинна и масса тела) и для детей дошкольного возраста дополняют результатами тестирования физической подготовленности.

Состояние здоровья каждого ребенка оценивается комплексно с учетом уровня достигнутого физического и нервно-психического развития, острой заболеваемости за год, предшествующий осмотру, наличия или отсутствия в момент обследования хронических заболеваний и частоты их обострения, уровня функционального состояния основных систем организма.

Оценка состояния здоровья группы детей включает в себя следующие показатели:

- общая заболеваемость (уровень и структура);

- острая заболеваемость (уровень и структура);

- заболеваемость детей в случаях, в днях на 1 ребенка;

- процент часто болеющих детей (ЧБД);

- индекс здоровья;

- процент детей, имеющих морфофункциональные отклонения;

- процент детей с хроническими заболеваниями;

- процент детей, функционально незрелых к обучению в школе;

- процент детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к дошкольному учреждению;

- распределение детей по группам физического развития;

- распределение детей по группам здоровья;

- процент детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях.

Для каждой возрастной группы детей медицинская сестра составляет комплексный план оздоровительных мероприятий, направленный на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей.

За год, предшествующий поступлению в школу, проводят медицинское обследование детей, а повторный медицинский осмотр – непосредственно перед поступлением в школу.

Для детей функционально не готовых к обучению, следует составить индивидуальный план медико-коррекционных мероприятий, включающих лечебно-оздоровительные процедуры, занятия с логопедом, развитие общей и мелкой моторики.

Медицинская сестра отслеживает общую заболеваемость детей и заболеваемость детей в днях на одного ребенка. Собранные данные анализирует врач-педиатр, выявляя часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями, а также детей, нуждающихся в индивидуальных  оздоровительных мероприятиях.

На основе полученных данных, мед. сестра, под руководством врача педиатра, составляет индивидуальные оздоровительные программы.

Листы здоровья  используются  воспитателями и для планирования собственной деятельности с детьми. Владея полной информацией о состояние здоровья каждого ребенка, педагог имеет возможность осуществлять дифференцированный подход к детям.  

Третий аспект – педагогический направлен на выявление сформированности у детей компетентности в области здоровьесбережения  и включает в себя:

- уровень физической подготовленности детей - отслеживается инструктором по физвоспитанию в начале и в конце года. С учетом полученных данных, а, также, данных о физическом развитии детей, на занятиях по физической культуре варьируется нагрузка на каждого ребенка с учетом его функционального состояния и индивидуальных особенностей. Медицинской сестрой определяется моторная плотность занятия, частота сердечных сокращений у детей;

-  уровень усвоения детьми раздела образовательной программы по формированию здорового и безопасного образа жизни;

- уровень усвоения детьми раздела программы «Развитие»: «Развитие представлений об окружающем мире и о себе» - отслеживается воспитателями посредством срезовых диагностических занятий;

- уровень овладения культурно-гигиеническими навыками – отслеживается воспитателями ежедневно в ходе режимных моментов при помощи метода наблюдения.

Важнейшим условием успешной деятельности ДОУ является комплексное взаимодействие  педагогов, медиков и специалистов по всем направлениям: медицинскому, коррекционному, педагогическому.

Основными задачами данного взаимодействия являются:

- обнаружение и ранняя (с первых дней пребывания воспитанника в ДОУ) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;

- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

- выявление резервных возможностей развития воспитанника;

- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в ДОУ возможностей;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие воспитанника, динамику его состояния.

Данный подход к отслеживанию развития детей, позволяет:

  • осуществлять целостный подход к выявлению уровня развития детей;
  • планомерно и целенаправленно отслеживать уровень развития каждого ребенка;
  • своевременно выявлять проблемы в развитии отдельных детей;
  • целенаправленно осуществлять коррекционную помощь нуждающимся детям.

II. Основной этап:

Реализация проекта по направлениям

«Я узнаю себя»

(Я и моя безопасность)

«Я люблю солнце, воздух и воду»

( закаливание)

«Школа моего питания»

(правильное питание)

«Азбука движения»

«Здоровая семья»

(совместная работа с родителями)

«Здоровые педагоги»

Знакомство с собой и другими детьми

Обеспечить тренировки защитных сил организма с помощью факторов окружающей среды

Создать условия для полноценного питания

Развивать основные виды движения.

Формировать и совершенствовать двигательные навыки и умения.

Совершенствовать планирование работы по взаимодействию с семьей

Создание условий работы для  физического, эмоционального, интеллектуального, социально – нравственного здоровья

Учиться беречь свое тело и здоровье

Выбор ( в группе) форм закаливания

Формировать культурно – гигиенические навыки

Формировать физические и нравственные качества личности

Разработать систему совместных с семьей спортивных праздников

Разработать систему повышения квалификации педагогов.

Учиться понимать свое состояние

Выбор индивидуальных форм закаливания

Организовать питание детей с проблемами здоровья

Развивать интерес к спорту.

Обучать  элементам спортивной подготовки

Разработать систему  семейных конкурсов

Профилактика, оздоровление и лечение работников

Учиться быть осторожными

Закаливание детей после болезни

Разработать разнообразное меню

Совершенствовать двигательно - оздоровительный режим

Разработать систему  выставок на  спортивную тематику

Тренинги по профилактике профессионального выгорания педагогов

Формировать интерес к

фитнесу ( степ – аэробике)

Привлечь родителей к изготовлению нетрадиционного спортивного оборудования

Организация двигательной деятельности для профилактики заболеваний

«Фитнес -аэробика».

Проводить коррекцию нарушений осанки и плоскостопия.

Создать групповые семейные клубы «Здоровья»  

Клуб выходного дня

Способствовать развитию речи средствами музыкально - ритмическим движениям (логоритмика)

Организовать занятия по фитнесу для родителей.

Обучать плаванию.

Система закаливания с учётом времени года

Младший возраст

3-4 года

Средний возраст

5-6 лет

Старший возраст

6-7 лет

ЗИМА

ВЕСНА

ЛЕТО

ОСЕНЬ

Условные обозначения:

Утренний приём на воздухе –

Утренняя гимнастика на свежем воздухе –                

Прогулка:    воздушные ванны –

                     

                     солнечные ванны –

Босохождение по солевым дорожкам –

Сон в проветриваемом помещениии –

Полоскание рта –

Ароматерапия –

Примечание: Ограничение (1-2 недели) в проведении закаливающих процедур – ребёнок после болезни, учитывая рекомендации врача-педиатра.

Модель организации двигательного режима

                Физкультурно-оздоровительные мероприятия:

1.

Утренняя гимнастика

Ежедневно: младший возраст – в зале, средний и старший возраст: 3 раза в неделю – на открытом воздухе (в зависимости от погодных условий), 2 раза в неделю – в зале (ритмическая гимнастика) (10-15 мин)

2.

 Физминутка

Ежедневно, по мере необходимости (3-5 мин)

3.

Подвижные игры

Ежедневно на прогулке (20-30 мин)

4.

Оздоровительный бег

Ежедневно в конце прогулки: средний и старший возраст (3-7 мин.)

5.

Индивидуальная работа по развитию движений

Ежедневно во время вечерней прогулки (12-15 мин)

6.

Гимнастика после сна

Ежедневно в сочетании с воздушными ваннами (5 мин)

7.

Прогулки-походы

Один раз в квартал, начиная со старшей группы (1-2 часа)

Учебные занятия

1.

По физической культуре

Ежедневно, пять раз в неделю:

-три занятия проводит инструктор по физвоспитанию;

-два занятия проводят воспитатели на группах (2 раза в неделю, как часть оздоровительной прогулки),

-продолжительность в мл.гр. – 15-20 мин, в ст. гр. – 20-25 мин.

2.

Уроки здоровья и безопасности

Начиная с средней группы 1 раз в месяц

Самостоятельная деятельность детей

1.

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно в помещении и на прогулке

Физкультурно-массовые мероприятия

1.

День здоровья

Один раз в квартал, начиная с младшей группы

2.

Физкультурный досуг

Один раз в месяц, начиная с младшей группы (20-40 мин)

3.

Спортивно-семейный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Один раз в год с родителями и воспитанниками старшей группы

4.

Игры-соревнования «Весёлые старты», «Весёлая лыжня»

Один-два раза в год между старшей и подготовительной к школе группами

Дополнительные занятия

1.

Индивидуальные занятия с детьми часто и длительно болеющими, имеющими нарушения в осанке, плоскостопие «Будь здоров, малыш!»

Два раза в неделю

2.

Кружок «Непоседы» (игровой стретчинг и ритмика)

Один раз в неделю

3.

Домашние задания

Определяются воспитателем

Вариативность физкультурно-оздоровительных мероприятий

                

Структура примерного планирования прогулки

 

Виды двигательной активности дошкольников на прогулке:

  • Общая подвижная игра для всех детей.
  • 2-3 подвижные игры с подгруппами детей.
  • Индивидуальная работа с детьми над основными видами движений (в соответствии с ОВД, включенными в физкультурное занятие)
  • Спортивные игры (зимой – хоккей, весной, летом и осенью – футбол, бадминтон, , баскетбол).
  • Спортивные упражнения (зимой – катание на санках, лыжах, весной, летом и осенью – катание на велосипедах, самокатах, игры с мячом).
  • Оздоровительный бег в конце первой прогулки (средний, старший возраст).

Раз в квартал полезно проводить прогулку-поход за пределы детского сада. Длительная спортивная ходьба по заданному маршруту позволяет детям не только укрепить своё здоровье, но и значительно расширить знания об окружающем мире.

Направление «Я и моя безопасность»

Цель

Решаемые задачи

Используемые приемы

СТАРШИЙ и СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Развитие эмоционально-волевой сферы личности ребенка

  1. Развивать понимание чувств, эмоций других людей.
  2. Развивать умение понимать и выражать свои чувства.
  3. Развивать умение фиксировать свое внимание на проявлениях различных эмоций.
  4. Развивать умение воспроизводить спектр различных эмоций с фиксацией внимания на собственных мышечных ощущениях.
  5. Развивать умение словесно описывать эмоциональные проявления.
  6. Развивать умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения и чувства.
  7. Развивать умение произвольно подчинять свое поведение правилам.
  8. Развивать навыки самоконтроля.
  9. Развивать умение фиксировать свое внимание на различных мышечных ощущениях.
  • эмоциональные этюды;
  • беседы о чувствах, которые возникают в различных ситуациях;
  • работа с пиктограммами чувств;
  • упражнение «Покажи эмоцию»;
  • упражнение «Отгадай эмоцию;
  • упражнение «Эмоциональные звуки»;
  • прочтение стихов с различными эмоциональными состояниями;
  • упражнение «Передай чувство прикосновением»;
  • чтение рассказов и сказок с обсуждением чувств героев;
  • упражнение «Противоположные эмоции»;
  • упражнение «Мое настроение»;
  • упражнение «Чувства животных»;
  • упражнение «Передай настроение позой»;
  • игры на подражание «Зеркало», «Обезьянки»;
  • медитативные упражнения;
  • игра «Запрещенное движение»;

Развитие социальных навыков  и социального поведения

  1. Развивать умение сопереживать.
  2. Развивать у ребенка умение понимать чувства, эмоции, действия других людей.
  3. Развивать умение выделять и узнавать типичные формы адаптивного и неадаптивного поведения.
  4. Формировать приемлемые для ребенка стандарты и стереотипы поведения и способы разрешения конфликтов.
  5. Развивать навыки самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм действий и реакций в разных ситуациях.
  • беседы с ребенком о различных проблемных ситуациях, которые происходили в его жизни, обсуждение, как быть в таких ситуациях, чего не следует делать;
  • проигрывание проблемных ситуаций;
  • беседы с ребенком о чувствах, возникающих в различных жизненных ситуациях;
  • чтение рассказов и сказок, обсуждение событий и переживаний героев;
  • арт-терапевтические техники

Формирование основ безопасного поведения

  1. Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
  2. Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
  3. Развивать представления о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
  4. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально

опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Развитие эмоционально-волевой сферы личности ребенка

  1. Развивать умение сопереживать другим людям.
  2. Развивать умение дифференцировать положительные и отрицательные эмоции.
  3. Развивать умение фиксировать свое внимание на проявлениях различных эмоций.
  4. Развивать умение воспроизводить спектр различных эмоций по образцу.
  5. Развивать умение различать и сравнивать основные эмоциональные ощущения и чувства.
  6. Развивать умение произвольно подчинять свое поведение правилам.

  • эмоциональные этюды;
  • беседы о чувствах, которые возникают в различных ситуациях;
  • работа с пиктограммами чувств;
  • упражнение «Покажи эмоцию»;
  • упражнение «Отгадай эмоцию;
  • упражнение «Эмоциональные звуки»;
  • упражнение «Передай чувство прикосновением»;
  • чтение сказок с обсуждением чувств героев;
  • упражнение «Мое настроение»;
  • упражнение «Чувства животных»;
  • игры на подражание «Зеркало», «Обезьянки»;
  • медитативные упражнения;
  • игра «Запрещенное движение»

Развитие социальных навыков  и социального поведения

  1. Развивать умение сопереживать.
  2. Развивать у ребенка умение понимать чувства, эмоции, действия других людей.
  3. Формировать приемлемые для ребенка стандарты и стереотипы поведения и способы разрешения конфликтов.

  • беседы с ребенком о различных ситуациях, которые происходили в его жизни, обсуждение, как быть в таких ситуациях, чего не следует делать;
  • проигрывание ситуаций;
  • беседы с ребенком о чувствах, возникающих в различных жизненных ситуациях;
  • чтение рассказов и сказок, обсуждение событий и переживаний героев;
  • арт-терапевтические техники;

Направление «Здоровая семья»

Задачи физического воспитания ребёнка и их реализация в семье и в детском саду

по Т.Н. Дороновой, Е.В. Соловьёвой

Программные задачи

Реализация задач в семье

Реализация задач

 в детском саду

1. Обеспечить условия комфортной адаптации ребёнка к детскому саду

Служить эмоциональной опорой для ребёнка.

Оказывать педагогам помощь в налаживании нормальной жизни малыша в детском саду.

Дать ему возможность постепенно привыкать к новым условиям.

Максимально подробно и точно отвечать на все вопросы педагогов о ребёнке.

Продумать, какие любимые вещи, игрушки, книги малыш возьмёт с собой в группу детского сада.

Предварительно узнать как можно больше об особенностях ребёнка.

Оказать ему эмоциональную поддержку.

Способствовать постепенному привыканию к ДОУ.

2. Разработать индивидуальную программу формирования здоровья.

Обеспечить полную информацию о состоянии здоровья ребёнка.

Координировать работу медицинской и психологической служб ДОУ с педагогами.

3. Создать условия для физического и психологического комфорта в ДОУ.

Соблюдать дома режим сна и питания, диету, принятые в детском саду.

Соблюдать рациональный режим сна, питания, диету.

Выработать ритуалы проведения режимных моментов.

4. Воспитывать привычку к чистоте, формировать гигиенические навыки.

В домашних условиях поддерживать привычки, вырабатываемые в детском саду.

Хвалить ребёнка за проявления самостоятельности, правильное выполнение гигиенических процедур.

Учить детей:

Умываться, летом мыть ноги перед сном, следить за состоянием рук, мыть руки после прогулки, пользоваться унитазом и туалетной бумагой, чистить зубы и полоскать рот после еды, правильно применять предметы индивидуального пользования - расчёску, полотенце, носовой платок.

5. Осуществлять профилактику нарушения зрения.

Создавать условия для правильного освещения тех мест, где ребёнок рисует, просматривает книги.

Приучать дошкольника контролировать позу за столом.

Включать в комплекс гимнастики после пробуждения (или перед дневным сном) упражнения на расслабление глаз.

6. Осуществлять профилактику нарушения осанки, плоскостопия.

Выполнять упражнения по рекомендации врача. Правильно подбирать обувь для ребёнка.

Проводить диагностику состояния стопы, осанки детей. Вводить ЛФК по показаниям. Снабжать родителей комплексами упражнений для их ребёнка. Следить за обувью, позой детей за столом.

7. Поддерживать потребность в спонтанной двигательной активности, создавать условия для «мышечной радости».

Соблюдать режим прогулок. Давать возможность ребёнку во время прогулок много свободно двигаться.

Ввести семейную традицию занятий спортом, приобщать ребёнка к ходьбе на лыжах, коньках, спортивным играм, плаванию.

Создавать условия для спонтанной двигательной активности в группах и на территории детского сада.

Проводить физкультурные занятия, двигательные пятиминутки после интенсивной интеллектуальной нагрузки в течение дня.

Эффективными формами работы с семьёй по физическому воспитанию детей

  • Совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, туристические походы;
  • Дни открытых дверей, где родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурном занятии;
  • Организация групповых родительских клубов здоровья;
  • Семейный фитнес «Я и мама»
  • Демонстрации передового опыта семейного воспитания: интервью, выставки, встречи с родителями, конференции.

III. Заключительный этап:

1.Мониторинг детей.

2. Распространение результатов проекта.

        Вследствие  реализации  проекта предполагается, что у дошкольников выработается  устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Они будут ориентированы на здоровый образ жизни, будут имеют прочные знания о здоровьесбережении,  средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма.

        Участие родителей в совместной  деятельности   наполнит жизнь детей новым содержанием, позволит изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Физкультурные досуги  и совместные занятия с родителями способствуют закаливанию  и укреплению здоровья детей; повышают двигательную активность и выносливость организма; оказывают  положительное влияние  на физическое, психическое и эмоциональное благополучие ребенка. Опыт работы по проекту даст возможность для пропаганды здорового образа жизни в других группах.

        Внедряемая система целенаправленных мероприятий должна привести к качественным  изменениям  в показателях физического развития и здоровья дошкольников: снижению заболеваемости детей, увеличению выносливости, повышению уровня двигательных умений.

        Таким образом, повышение эффективности педагогического опыта по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни станет возможным благодаря внедрению системы мероприятий по взаимодействию дошкольного учреждения с родителями и созданию единых условий для полноценного физического развития в детском саду и семье.

Литература

1.        «Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ» В.Г. Алямовская Москва 2005г.

2.        «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» Н.С. Галицина Москва 2008г.

3.        «Технология оздоровления детей в детском саду» Е.А. Бабенкова Москва 2012г.

4. Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ /Т.С.Яколева, 2006 г/

5. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольников: методическое пособие /Н.Н. Ефименко – М, Линка-пресс, 1999 г./

6. «Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет» И.Е.  Варенин, С.Г. Кудрявцева

 7. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Л.В. Гаврючина

 8. «Игры, которые лечат» Е.А. Бабенкова

 9. «Азбука физкультминуток для дошкольников» В.И. Ковалько

 10. «Развиваем мелкую моторику» О.И. Крупенчук

 ИНТЕРНЕТ - ИСТОЧНИКИ

http://www.dissercat.com/content/razvitie-dvigatelnykh-sposobnostei-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-modeliro

http://www.teoriya.ru/

http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productld/50722/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Моя педагогическая философия» МИР ДЕТСТВА

У человека всегда было два мира. Один – повседневный мир, в котором мы живем, делаем каждодневные дела, болеем и выздоравливаем. В этом мире все понятно, все упорядочено, все делается по правила...

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

ПРОЕКТ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ в средней группе № 13 МБДОУ № 27 «СКАЗКА» г. Северодвинска "ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВОЕ ДЕТСТВО"

В сотрудничестве с семьёй воспитывать физически развитого, жизнерадостного ребёнка путём формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни....

Технологическая карта педагогического проекта "Краски детства"

Технологическая карта педагогического проекта "Краски детства"...

Педагогический капустник "Поэзия детства" (на материале произведений ярославских детских писателей Ю. Симбирской и А. Орловой)

Капустник - шуточное юмористическое представление.  Капустники устраивались в дореволюционной России работниками театра для узкого круга приглашенных, обычно во время так называемого великого пос...

Педагогический проект "Территория детства"

Наш детский сад – это непросто дошкольное учреждение, это родной дом для  наших воспитанников и хочется, чтобы этот дом стал уютным и комфортным, а территория носила индивидуальный и неповт...