Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста
картотека по физкультуре (младшая группа) на тему

Кисиленко Нина Алексеевна

Картотека удобна в непосредственной работес детьми  и в написании календарного планирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnykh_igr_mladshiy_vozrast.docx33.22 КБ

Предварительный просмотр:

  Картотека подвижных игр

для детей  младшего дошкольного возраста

Пузырь

Задачи: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
                                   Ход игры.

дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:
                    Раздувайся, пузырь,
                    Раздувайся большой,
                    Оставайся такой,
                    Да не лопайся.
Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом «Хлоп!».

Мыши и кот

(бег)

Задачи: формировать у детей умение бегать легко, на носках; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

                             Ход игры
Дети сидят на скамейках или стульчиках – это мыши в норках. В противоположном углу комнаты сидит кот – воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза) и мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается и начинает ловит мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в свои места – норки. Пойманных мышек кот уводит к себе. После кот еще раз проходит по комнате и снова засыпает.

Птички в гнездышках

 (бег)

        

Задачи: формировать у  детей  умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

                  Ход игры

Дети сидят на стульях, расставленных по углам комнаты – это гнездышки. По сигналу птички вылетают из своих гнездышек в середину комнаты и летают. По сигналу «Птички, в гнездышки!» дети возвращаются на свои места.

Лохматый пес

(бег)

Задачи: развивать у детей умение двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему.

                           Ход игры
Дети стоят или сидят в одной стороне площадки. Один ребенок находится в другой стороне и изображает пса. Дети все вместе подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
                  Вот лежит лохматый пес,
                  В лапы свой уткнувший нос,
                  Тихо, смирно он лежит,
                  Не то дремлет, не то спит.
                  Подойдем к нему, разбудим
                  И посмотрим: «Что-то будет?»
Дети приближаются к псу. Как только стихотворение заканчивается, пес встает и лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь из них и увести к себе. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место.

Трамвай

(бег)

Задачи: развивать умение двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих, учить распознавать цвета.

                                 Ход игры

 3-4 пары детей становятся в колонну, держа друг друга за руку. Свободными руками они держаться за шнур, концы которого связаны, т.е. одни держат шнур правой рукой, а другие левой. Воспитатель держит в руках 3 флажка: желтый, зеленый, красный. Зеленый сигнал – трамвай движется, желтый – замедляет движение, красный – останавливается. Воспитатель поочередно поднимает флажки.

Воробушки и кот

(бег)

Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место.

                      Ход игры
Дети становятся на высокие скамеечки (10-12 см), положенные на полу одной стороне площадки – это воробушки на крыше. В другой стороне спит кот. Воспитатель говорит: «Воробушки вылетают на дорогу» – дети спрыгивают со скамеек и разбегаются в разные стороны. Просыпается кот «мяу-мяу» и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных уводит к себе.

 

                   Найди свой цвет

             (ориентировка в пространстве)

Задачи: формировать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, внимание, умение двигаться в разных направлениях.

                                 Ход игры

Воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты возле флагов определенных цветов. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся по площадке в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свой цвет», дети собираются у флага соответствующего цвета.

Птички в гнездышках

(ходьба и бег)

Задачи: упражнять детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.      

                             Ход игры    

В разных концах площадке или сторон комнаты устанавливается 3-4 «гнезда» (ставятся стульчики или чертятся большие круги). Дети- «птицы» размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя птицы вылетают из своих гнезд и разлетаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной то на другой стороне площадки. Дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям (клюют корм). После слов воспитателя «птицы в гнезда» дети бегут на свои места.

       

   

Карусель

(ходьба и бег)

Задачи: упражнять детей в ходьбе и беге по кругу; умении действовать в соответствии со словами стихотворения.

         Ход игры

Положив на пол длинный шнур, воспитатель говорит детям, что это будет карусель, на которой можно покататься. Он предлагает обойти карусель вокруг, побегать около нее, медленно походить.   Воспитатель показывает, как нужно заводить карусель – поднимать шнур и опускать его. Затем, предложив крепче держать за шнур одной рукой, воспитатель ведет карусель, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
Скорость шага увеличивается, постепенно переходит на бег:
А потом кругом, кругом
Да бегом, бегом, бегом!
Заканчивается:
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!

Поймай комара

(прыжки)

Задачи: упражнять детей в прыжках на двух ногах; развивать ловкость и быстроту движений.

                                    Ход игры

Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру круга. Воспитатель находится в середине круга. В руках у него прут длинной 1-1,5 м с привязанным на шнуре комаром из бумаги или материи. Воспитатель кружит шнур немного выше голов играющих – комар пролетает над головой; дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Тот, кто поймает комара, говорит «Я поймал!».

К флагу!

(бег)

Задачи: упражнять детей в беге, быстрому построению по сигналу, учить ходить друг за другом.

                                 Ход игры
Дети стоят лицом к воспитателю. Он берет в руки флажок и предлагает подойти поближе и посмотреть на него. Затем говорит «Флаг опускается – дети разбегаются», и флаг опускается. Дети бегут в разные стороны. Через 10-15 секунд воспитатель поднимает флаг и продолжает «Флаг поднимается – дети собираются!». Все подбегают к воспитателю. Игр повторяется несколько раз и заканчивается ходьбой. Впереди идет один из детей с флагом.

Котята и щенята

(ползание и лазание)

Задачи: развивать у детей умение ползать на четвереньках, взбираться по гимнастической лестнице; действовать по сигналу воспитателя.

                                    Ход игры

Детей делят на 2 группы. 1 – котята, 2 – щенята. Котята находятся около гимнастической стенки, щенята на другой стороне площадки. Воспитатель предлагает побегать легко, мягко. На слова воспитателя «щенята», 2 группа детей перелезает через скамейку, они на четвереньках бегут за котятами и лают. Котята, мяукая, влезают на гимнастическую стенку.

Поезд

(ходьба и бег)

  Задачи: формировать умение ходить и бегать друг за другом небольшими группами, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать начинать движение и останавливаться по сигналу.
                           Ход игры

Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне -«паровоз», остальные — «вагоны». Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звук «чу-чу-чу»).«Поезд подъезжает к станции»,— говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется.
Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения детей. Первое время воспитатель сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка

         

Кролики

(прыжки)

Задачи: упражнять в умении прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, пролезать под ножками стульев, развивать ловкость, уверенность.

                                Ход игры

В одной стороне комнаты полукругом расставлены стулья» сиденьями внутрь полукруга. Это клетки кроликов. На противоположной стороне — дом сторожа. Посередине находится лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Дети (по 2—3) становятся сзади стульев, по указанию воспитателя они присаживаются на корточки — кролики сидят в клетках. Воспитатель-сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим проползают под стулом, а затем прыгают, продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу воспитателя «Бегите в клетки!» кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.

Солнышко и дождик

(ходьба и бег)


Задачи: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу.
                           Ход игры:
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит «Солнышко!». Дети ходят и бегают по залу в разных направлениях. После сов «Дождик!», они бегут на свои места.
Игра может проходить с музыкальным сопровождением. После того как игра хорошо освоена, слова можно заменять звуковыми сигналами.

               

Наседка и цыплята

(подлезание)

Задачи: развивать у детей умение  подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожным и внимательным; приучать их помогать им.

                                Ход игры

Дети изображают «цыплят», а воспитатель — «наседку». На одной стороне площадки огорожено веревкой место— «дом», где помещаются цыплята с наседкой (веревка натягивается между деревьями или двумя стойками на высоте 40—50 см).
Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «Ко-ко-ко-ко». По этому сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке.
Когда воспитатель говорит «большая птица», все цыплята бегут домой.
Воспитатель говорит «большая птица» только после того, как все дети подлезли под веревку и немного побегали по площадке

  Целься вернее

(метание)

Задачи: упражнять в метании.

                                    Ход игры

 Дети становятся в круг, у каждого ребенка маленький мяч или мешочек. В центре круга стоит большая корзина ( расстояние до корзины не более 1,5-2 м) по сигналу воспитателя дети бросают предметы; затем подходят к корзине, забирают, возвращают на место и играют вновь.
Указания: одновременно 8-10 человек. Одной рукой от плеча, другой снизу.

С кочки на кочку

(прыжки)

Задачи: формировать у детей умение прыгать на двух  ногах с продвижением вперед; совершенствовать умение реагировать на сигнал.

                                    Ход игры

Дети стоят в одной стороне зала. Воспитатель раскладывает на полу на расстоянии 20 см один от другого обручи. По сигналу дети переходят на другую сторону зала через обручи.

Воробушки и автомобиль

(бег)


Задачи: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.
                            Ход игры:
Дети сидят на стульчиках на одной стороне зала. Это «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне – воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Воробышки полетели» дети поднимаются со стульев, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу воспитателя «Автомобиль» , дети убегают на свои стульчики.

После того, как игра освоена детьми, вместо слов можно использовать звуковые сигналы.

Мой веселый звонкий мяч

(прыжки)

Задачи: упражнять в умении  подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены  последние слова.

                                    Ход игры

 Дети сидят на стульях в одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель становится перед ними на некотором расстоянии и выполняет упражнения с мячом; он показываетдетям, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и при этом приговаривает:        

                Мой веселый звонкий мяч,                                                                                                                                                                      

                Ты куда помчался вскачь?    

                 Красный, Желтый, Голубой,                                                                                                                                                                                                                                                

                Не угнаться за тобой! (С. Маршак) 

Затем воспитатель предлагает  детям попрыгать одновременно с мячом, а закончив произносит «Сейчас догоню» Малыши перестают прыгать и убегают от воспитателя, который делает вид, что ловит их.

Самолеты

(бег)


 Задачи: формировать умение двигаться в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу.
                        Ход игры:
Перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки.

Пройди – не упади

(ходьба и бег)

Задачи: развивать умение ходить и бегать по ограниченной площади, сохраняя равновесие.

                                  Ход игры

Воспитатель чертит на земле две прямые или зигзагообразные линии (на расстоянии 15-20 см одна от другой) длиной 4-5 метров. Дети должны пробежать по дорожке, не оступаясь.

 

Цветные автомобили

(бег)

Задачи: закреплять знание цвета, совершенствовать ориентировку в пространстве, развивать реакцию
                                 Ход игры

Дети стоят на краю площадки. Они автомобили. Каждому дается цветной руль. В центре площадки стоит воспитатель. В руках цветные флажки. Когда воспитатель поднимает флажок какого-либо цвета, то бегут дети, в руках которых руль такого же цвета. Когда опускает флажок, то дети направляются в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, игра повторяется.

 

Зайцы и волк

                            (прыжки)

Задачи: развивать умение внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; упражнять в умении ориентироваться в пространстве, находить свое место (куст, дерево).

                                  Ход игры
Дети- зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идет»- зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревья. Волк пытается догнать их. В игре можно использовать небольшой тест:
                    Заики скачут скок скок 
                    На зеленый на лужок.
                    Травку щиплют кушают .
                    Осторожно слушают,
                    Не идет ли волк.

                             Лягушки

                                  (прыжки)

Задачи: упражнять в прыжках на двух ногах; умении действовать по сигналу воспитателя.

                                  Ход игры
Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Группа детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные по одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, воспитатель говорит следующие стихи:
                 Вот лягушки по дорожке
                 Скачут, вытянувши ножки,
                 Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
                Скачут, вытянувши ножки.
Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая «лягушек». По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают лягушек); лягушки прыгают в «болотце» — перепрыгивают через черту — и тихонько присаживаются на корточки.
При повторении игры роли меняются

                     

                      Огуречик, огуречик

        (прыжки, бег)

Задачи: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

                                   Ход игры

В одном конце площадке – воспитатель «ловишка», в другом дети . дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах под приговорку, произносимую воспитателем:
                     Огуречик, огуречик ,
                     Не ходи на тот конечик:
                     Там мышка живет,
                     Тебе хвостик отгрызет.
По окончанию слов дети убегают на свои места, ловишка их ловит.

                          Найди себе пару

                (ориентировка в пространстве)

Задачи: формировать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, внимание, умение двигаться в разных направлениях.

                                 Ход игры

 Флажки по количеству участников. Половина флажков одного цвета, половина другого. По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке. По другому сигналу ищут себе пару.
В игре может принимать участие нечетное количество детей, тогда один остается без пары. К нему дети будут обращаться со словами:
Ваня, Ваня не зевай,
Быстро пару выбирай.

Проползи – не задень

(ползание, бег)

Задачи: развивать у детей умение подлезать под гимнастической палкой, не задевая ее; упражнять в беге.

                                    Ход игры

Дети располагаются по одной стороне комнаты. На расстоянии 3-4 м от них ставятся стулья, на сиденья которых положены гимнастические палки или длинные рейки. Двое или трое детей должны проползти под палками, стараясь не задеть их, доползти до скамейки, на которой лежат флажки, встать, взять флажки и помахать ими, затем бегом возвратиться обратно.

Пройди мишкой, проползи мышкой  

(ползание)

Задачи: упражнять в ходьбе (опираясь на ступни ног и ладони) и ползании на четвереньках (на коленях и ладонях).

                                    Ход игры

Дети располагаются у одной стены комнаты. Воспитатель напротив располагает друг за дружкой две дуги разного размера. Первая – 50 см, вторая – 30-35 см (на расстоянии 2-3 м от первой). Вызывается ребенок и ему предлагается пройти под первой дугой на четвереньках, как мишка, то есть опираясь на ступни ног и ладони, а под второй – проползи, как мышка (на коленях и ладонях), затем подняться и пробежать бегом на свое место.

Кто дальше бросит мешочек

(метание)

Задачи: упражнять в метании; умении действовать по сигналу воспитателя.

                                  Ход игры

Дети стоят по одной стороне за начерченной линией или положенной веревкой. Все получают мешочки и по сигналу бросают их вдаль. Каждый должен заметить куда упал его мешочек. По сигналу воспитателя дети бегут к своим мешочках и становятся возле них; двумя руками они поднимают мешочки вверх над головой. Воспитатель отмечает тех детей, которые дальше бросили мешочек.

Попади в круг

(метание)

Задачи: развивать меткость; умении действовать по сигналу воспитателя.

                                Ход игры

Дети стоят по кругу на расстоянии 2-3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга. В руках у них мешочки с песком, которые они по сигналу воспитателя бросают в круг, по сигналу же подходя, берут свои мешочки и возвращаются на место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста

Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий Игра — это иск...

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста в виде карточек для фотоальбома. Для воспитателей и инструкторов по физической культуре....

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста

Яркая картотека в помощь воспитателю и инструктору по физ.культуре...

Непосредственная образовательная область физическая культура "Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста"

Непосредственная образовательная область физическая культура "Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста"...

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста

Игровая деятельность ребенка начинает развиваться уже в раннем возрасте. Для того чтобы игра малышей была полноценной, необходимо создавать для них педагогически целесообразную внешнюю обстановку, пра...