«Использование подвижных игр в коррекции нарушений опорно- двигательного аппарата у старших дошкольников».
статья по физкультуре на тему

Статья содержит информацию об условиях использования подвижных игр для детей,имеющих ограничения в основных видах движения  по медицинским показаниям.Предложены варианты преобразования подвижных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование подвижных игр в коррекции нарушений опорно- двигательного аппарата   у старших дошкольников».

Важной частью общей системы воспитания и лечения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) является физическое воспитание, которое требует особых подходов в работе с детьми. Важно осуществлять дифференцированный подход  в коррекционно-педагогическом процессе с учетом характера заболеваний детей.

 Дошкольные образовательные учреждения  посещают дети с различной патологией ОДА (заболевания тазобедренного сустава, нарушение осанки, деформация нижних конечностей, патология стоп, аномалия развития верхних и нижних конечностей), большинство из них имеют сочетанные диагнозы.

Учитывая, что игра - ведущий вид деятельности, естественный спутник жизни ребенка, который отвечает потребности организма в жизнерадостных движениях, мы определили возможность использования программных подвижных игр для осуществления коррекции нарушений ОДА  при соблюдении  следующих условий:

- замена основных видов движений на коррекционные, учитывая показания по основному заболеванию ребенка. В работе с детьми чаще приходится сталкиваться с ограничениями в прыжках и беге, так как в этих упражнениях большая часть нагрузки направлена  на тазобедренные суставы. Соответственно, замена упражнений происходит при сохранении схемы движения и направленности на группы мышц (бег - на спортивную ходьбу, прыжки - на ходьбу в приседе). Так в играх «Воробьи-вороны», «Ловишки»- бег заменяется на ползание на высоких и средних четвереньках, спортивную ходьбу;  в играх  «Лягушки», «Зайцы и волк» прыжки заменяются на ходьбу в приседе, прыжки с опорой на руки;

- изменение правил игры, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к выполнению движений. Так в подвижных играх с бегом, предлагаем детям  использовать спортивную ходьбу и делаем акцент на умение уворачиваться от «ловишки». Дети, имеющие варусную деформацию стоп (косолапость) получают специальное задание. Например, в подвижной игре «Футбол»- ведение мяча только внутренним сводом стопы. При необходимости увеличения подвижности позвоночника (при нарушении осанки), используется вариант игры «Ловишки» - «Висячие ловишки», когда нельзя «осаливать» ребенка, находящегося в положении виса на гимнастической стенке.

В процессе работы мы выяснили, что наиболее эффективны  и вариативны игры малой и средней подвижности. Они позволяют использовать статические позы коррекции. Включаясь в сюжет игры, дети не утомляются в процессе выполнения коррекционных упражнений (некомфортных для них). Коррекционное положение заранее оговаривается в правилах игры и  позволяет исподволь контролировать движения

Игра.и.п. / диагноз, коррекционное и.п.

Варусная

деформация.

Вальгусная

деформация.

Дисплазия,

вывихи т/б с.

Исходное положение – стоя.

-«Бездомный заяц»; «День и ночь»; «Ловишки»; «Догони Буратино» и т.д.

И. п.–«Балерина»

(отведение переднего

отдела стопы)

И. п.– «Турок»

(ноги скрестно)

И. п. – «Лягушка»

(полуприсед с разведением коленей)

Исходное положение – сидя.

-«Огуречик»; «Кот и мыши»; «Самолеты» и  т. д.

И. п. –

сидя  между

пяток.

И. п. –

сидя  по

турецки.

И. п. –

сидя  по

турецки.

Для примера рассмотрим игру «Кот и мыши». В обычном варианте дети сидят в «норке» в произвольном положении. А в измененном варианте игры, дети забежав в «норку», должны принять позу коррекции (волшебную позу, которая защитит от «кота»). Следует уточнить, что при плоскостопии принимают положение «по - турецки», при варусной деформации (косолапости)- «лягушка» (сед между пяток). Та же схема применяется в малоподвижных играх, когда детям рекомендуем принять коррекционное исходное положение. Например, в малоподвижной игре «Мяч по кругу», дети стоят в исходном положении «Балерина» (с отведением переднего отдела стопы) или «Турок» (ноги скрестно).

Исходное положение – стоя.

- «Море волнуется»;

- «Магазин игрушек»;

- «Съедобное-несъедобное»;

- «Запрещенное движение»;

- «Летает - не летает» и  т. д.

   Варусная

 деформация 

И.п.-«Балерина»

(отведение

переднего

отдела стопы)

Вальгусная

деформация.

И.п.-«Турок»

(ноги

скрестно).

Дисплазия, вывихи   т/б суставов

И.п.–«Лягушка»

(полуприсед с разведением коленей).

Исходное положение – сидя.

- «Мяч по кругу»;

- «Колобок и лиса»

И. п. –

сидя  между

пяток.

И. п. –

сидя  по

турецки.

И.п.- сидя по турецки.

При проведении эстафет рассматриваем два варианта преобразования:

1 - изменение техники выполнения ОВД (пример-лазание по г/скамейке, подтягиваясь двумя   руками - изменение положения ног: отведение переднего отдела стопы при косолапости, скрещенные ноги при плоско- вальгусных стопах).

ОВД

варусная деформация

вальгусная

деформация

дисплазия

  •Лазание: по   г/скамейке;

с отведением переднего отдела  стопы.

со скрещенными

ногами.

колени  развести, стопы вместе.

•  Равновесие:

- ходьба  по  шнуру;

ходьба  в  приседе;

- ходьба  с  мячом  между ногами.

пятки на шнур, носки

развести.

с отведением переднего отдела стопы.

мяч  между коленями

ходьба на внешнем своде стопы (шнур между стоп).

перенося вес тела с одной ноги на другую.

мяч  между стоп;

пятки на шнур, носки развести.

Перенося вес тела с одной ноги на другую.

Мяч между коленями.

•  Бег.

постановка ноги на всю

стопу.

на  носках.

на носках.

 Прыжки.

приземление на    всю стопу.

Стандартная схема

движения.

Стандартная схема движения.

Координация     ведение  мяча ногой (футбол)

внутренним сводом

стопы.

внутренним

сводом стопы

Внутренним сводом стопы.

2 - включение  коррекционных упражнений (при нарушении осанки - ходьба с переносом предметов на голове, ползание по - пластунски; при деформации стопы - поднимание мелких предметов пальцами стопы; ходьба  на  пятках  с отведением переднего отдела  стопы; ходьба  с мячом между  стоп и т.д.).

Разучивание игр происходит по обычной схеме: обучение- повторение- закрепление. Особое внимание обращаем на выполнение правила, в котором заложено строгое выполнение разученного ранее коррекционного упражнения. Адаптированные подвижные игры используем на физкультурных занятиях в зале, часть игр разработана к применению в условиях улицы, и предложена к использованию воспитателям на прогулке.

Таким образом, используя подвижные игры в коррекционной работе, мы заинтересовываем ребенка выполнением коррекционных упражнений не по принуждению, а самостоятельно и осознанно, что необходимо для выздоровления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата воспитанников ДОУ с элементами гидрокинезотерапии.

Гидрокинезотерапия – это вид процедур лечебной физкультуры (ЛФК), проводимой в водной среде с погружением в неё всего тела....

Игры и упражнения для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.

Вопросы здоровья детей всегда находятся в центре внимания воспитателя....

Использование интегративной музыкотерапии и музыкально – ритмических движений для коррекции и профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у дошкольников во взаимодействии музыкального руководителя и педагога - психолога

Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...

Доклад на педагогическом совете «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ».

Физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста является основным в разностороннем развитии. Ребенок познает мир в движении, и чем многогранней эти движения, тем больше жизненный опыт малыша....

Коррекция нарушения опорно- двигательного аппарата разной этиологии посредством скандинавской ходьбы

В настоящее время становится все больше детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, которое возникает из-за слаборазвитой мускулатуры у детей. Си...

Коррекция нарушений опорно - двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол - гимнастики.

Статья посвящена вопросам коррекции вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол- гимнастики....