Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников средствами фитбол-гимнастики
статья по физкультуре на тему

Соломеина Елена Юрьевна

Материал для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников средствами фитбол-гимнастики.

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание всех родителей. Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях.     На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние  различные факторы: это и наследственность, и неблагоприятная экологическая обстановка, а также образ жизни.

Сегодня мы все чаще слышим слово «гиподинамия», что означает «недостаток движения». В современном мире гиподинамия - своеобразная болезнь, которая звучит угрожающе: «нарушение функций организма при ограничении двигательной активности».

Ведь не секрет, что большую часть времени дети проводят в статическом положении (за столом, у компьютера, телевизора и т.д.).  Кроме того, очень высок процент рождаемости ослабленных детей, которых, как правило, чрезмерно опекают взрослые, освобождают их от физической нагрузки, что приводит к уменьшению естественной потребности в движении, снижению двигательной активности.А недостаточная двигательная активность детей вызывает изменения в центральной нервной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости,  к нарушению обмена веществ в организме, ослаблению нервно-мышечного аппарата, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно - сосудистой, дыхательной систем, и, следовательно, к снижению работоспособности организма. В связи с этим нередко формируются различные дефекты осанки, усугубляются имевшиеся ранее нарушения осанки. Нарушением опорно-двигательного аппарата является и плоскостопие — деформация стопы, формирование которой в дошкольном возрасте еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Таким образом, важно как можно раньше начать профилактику нарушений осанки и плоскостопия, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища. Ведь всегда легче предупредить, чем лечить!!!

Решение данной проблемы мы видим в использовании фитбол-гимнастики. Фитбол-гимнастика уникальна по своему воздействию на организм. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, являются прекрасным средством коррекции нарушений осанки. Лечебный эффект обусловлен прежде всего воздействием колебаний мяча на позвоночник, межпозвоночные диски, суставы и окружающие их ткани. При систематически нарастающей нагрузке создается сильный мышечный корсет вокруг позвоночника, улучшается крово - и лимфообращение в области позвоночника, обмен веществ в межпозвоночных дисках. Поддержание равновесия при выполнении упражнений требует координированной работы многочисленных мышечных групп, что способствует формированию мышечного корсета за счет укрепления мышц спины и брюшного пресса.

Фитбол по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений. Мяч позволяет выполнять упражнения в различных исходных положениях: сидя на нем, лежа на полу, лежа спиной на мяче или на животе, с опорой о пол руками или ногами, стоя рядом, а так же упражнения в движении, различные виды бросков. Большой интерес у детей вызывает использование фитболов в подвижных играх и командных соревнованиях.

При проведении фитбол-гимнастики следует учитывать следующие рекомендации:

  • подбирать фитбол каждому ребенку по росту;
  • начинать занятия с простых исходных положений и упражнений, постепенно переходя к более сложным, благодаря этому решаются задачи создания мышечного корсета;
  • следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло боли и не вызывало дискомфорта;
  • исключить быстрые и резкие движения, скручивания в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивное напряжение мышц шеи и спины, т.к. резкие повороты, скручивания, осевая нагрузка повреждают межпозвонковые диски, играющие роль амортизаторов;
  • при выполнении упражнений в положении лежа на животе и спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию;
  • при выполнении упражнений в положении лежа на животе с упором руками о пол ладони должны располагаться параллельно на уровне плечевых суставов;
  • следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки;
  • на каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого настроения.

Применение фитболов для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников помогает снять нагрузку с позвоночника, формирует правильную осанку и укрепляет мышцы туловища. А яркий цвет мячей оказывает терапевтический эффект и способствует созданию позитивного настроя на занятие.

C:\Documents and Settings\Вика\Рабочий стол\фитбол сидя.JPG                  C:\Documents and Settings\Вика\Рабочий стол\P1030936.JPG  C:\Documents and Settings\Вика\Рабочий стол\IMG_0775.JPG

C:\Documents and Settings\Вика\Рабочий стол\фитбол лежа.JPG                  C:\Documents and Settings\Вика\Рабочий стол\P1030938.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников средствами музыкотерапии и музыкально-ритмических движений

Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...

«Использование подвижных игр в коррекции нарушений опорно- двигательного аппарата у старших дошкольников».

Статья содержит информацию об условиях использования подвижных игр для детей,имеющих ограничения в основных видах движения  по медицинским показаниям.Предложены варианты преобразования подвижных ...

Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата воспитанников ДОУ с элементами гидрокинезотерапии.

Гидрокинезотерапия – это вид процедур лечебной физкультуры (ЛФК), проводимой в водной среде с погружением в неё всего тела....

Игры и упражнения для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.

Вопросы здоровья детей всегда находятся в центре внимания воспитателя....

Доклад на педагогическом совете «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ».

Физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста является основным в разностороннем развитии. Ребенок познает мир в движении, и чем многогранней эти движения, тем больше жизненный опыт малыша....

Коррекция нарушения опорно- двигательного аппарата разной этиологии посредством скандинавской ходьбы

В настоящее время становится все больше детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, которое возникает из-за слаборазвитой мускулатуры у детей. Си...

Коррекция нарушений опорно - двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол - гимнастики.

Статья посвящена вопросам коррекции вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол- гимнастики....