Организация активного отдыха детей
статья по физкультуре (старшая группа) по теме

Алла Викторовна Чернышова

Эффективность учебно-воспитательного процесса в детском саду во многом зависит от правильной организации физкультурно- оздоровительной работы. Особенно важно рационально чередовать учебную деятельность детей с активным отдыхом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Организация активного отдыха детей

Статья подготовлена воспитателем Чернышовой А.В.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга














Санкт-Петербург 2014г.

                                                                                                         Эффективность учебно-воспитательного процесса в детском саду во многом зависит от правильной организации физкультурно- оздоровительной работы. Особенно важно рационально чередовать учебную деятельность детей с активным отдыхом.

Известно, что в результате учебной деятельности, связанной с длительном поддержанием статической позы, у детей развивается утомление, падает активность, внимание, понижается восприятие. Выполнение физических упражнений вызывает активную работу мышц, а это в свою очередь усиливает кровообращение и тем самым повышает интенсивность работы сердца, активизирует деятельность нервной системы повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность.

Для того, чтобы дети росли здоровыми и жизнерадостными, чтобы были созданы благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо следить за чередованием работы и отдыха, занятий умственного характера и физических упражнений, игр, развлечений.

Физкультурные праздники, физкультурный досуг, дни здоровья являются важными компонентами активного отдыха детей. Многообразная деятельность детей, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми на свежем воздухе в виде развлечений, способствует физическому расслаблению организма детей после умственной нагрузки, укреплению их здоровья. Полезными упражнениями и в плане всесторонней физической подготовки и в плане активного отдыха детей являются спортивные игры и упражнения, в основе которых лежат все основные виды движений, выполняемых в самых разнообразных условиях. Эмоциональный фон, интересные действия в спортивных играх и упражнениях рождают положительные эмоции, бодрое, жизнерадостное настроение, создают определенный эмоциональный настрой у детей, что является особенно важным условием активного отдыха.

Физкультурные праздники

Большой популярностью среди малышей пользуются физкультурные праздники. Они способствуют приобщению детей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у ребят такие важные черты характера, как взаимовыручка, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. Физкультурные праздники можно проводить в любое время года, в одной группе или в нескольких группах.

В зависимости от количества участников соответственно ведется и подготовка. Праздник должен проходить торжественно и эмоционально. Дети проникнутся праздничным настроением спортивного азарта, если праздник будет проводиться с соответствующим оформлением, яркими атрибутами, участием сказочных персонажей, сюрпризными моментами, зрителями и правильно подобранным музыкальным сопровождением.

В ходе подготовки к празднику необходимо тщательно разработать программу отдельных видов игр и соревнований, подготовить призы для участников. Целью соревнований может быть приобщение детей к занятиям физической культурой, популяризация отдельных видов спорта или движений, подведение итогов учебных занятий, определение сильнейших детей и т.д. Программа соревнований составляется с таким расчетом, чтобы все дети ( мальчики и девочки ), даже физически слабо подготовленные, могли участвовать в них. Забавные игры, упражнения подбираются на основе программного материала для соответствующей возрастной группы.

В программе праздника предусматриваются конкретное время и место проведения соревнований. Некоторые виды состязаний можно проводить рядом с территорией детского сада, например, зимой - ходьбу на лыжах.

Хорошо подобранные игры, упражнения, развлечения, активное участие всех детей способствуют укреплению здоровья, приучают их к активному отдыху.

Физкультурный досуг

Физкультурный досуг лучше проводить на открытом воздухе, что способствует оздоровлению, а также закаливанию организма детей. В программу физкультурного досуга включаются соревнования по подвижным и спортивным играм, комбинированные и комические эстафеты, аттракционы.

Успех физкультурного досуга во многом зависит от четкой его организации. Важно за 2-3 дня познакомить детей с правилами игры, содержанием эстафет. Тогда дети успеют потренироваться в основных действиях, быстрее поймут суть задания. Заранее необходимо подготовить и оборудовать место, где планируется провести игры, подготовить в достаточном количестве мелкий инвентарь: мячи, скакалки, обручи, флажки и т.д.

В программу физкультурного досуга можно включать игры как для смешанных команд, так и для мальчиков и девочек отдельно. Необходимо принять все меры предосторожности, исключающие возможность травматизма. Физкультурный досуг должен быть насыщен действиями, проходить без пауз, лишней траты времени на организацию и, продолжаться не более 20-50 мин. в зависимости от возраста детей.

Заканчивается физкультурный досуг подведением итогов игр и эстафет. Отмечаются победители, а также дети, судьи, оказавшие активную помощь в проведении физкультурного досуга.              

                               День здоровья

День здоровья проводится на свежем воздухе. Многообразная и интересная двигательная деятельность, длительное пребывание на свежем воздухе способствует физической релаксации детей после умственной работы, укреплению здоровья, закаливанию организма, приучает их к активному отдыху. Игровая деятельность организуется в спокойной обстановке, без спешки и постоянных поторапливаний, она должна создать жизнерадостное настроение у детей. В программу этого дня можно включить подвижные игры, игровые упражнения, элементы спортивных игр и упражнений, веселые эстафеты, развлечения и забавы, преодоление разнообразных естественных природных препятствий. Основу программы должны составлять веселые и интересные детям физические упражнения и задания, включающие приобретенные ими двигательные навыки. Такое содержание позволяет проводить дни здоровья эмоционально, с большой двигательной активностью.

Содержание физических упражнений составляет двигательная деятельность детей, характерная для данного сезона. Например, зимой можно организовать катание на санках на ровном месте или с горы с различными заданиями на ловкость; катание на коньках, карнавал на льду, игры с клюшкой, шайбой или мячом; метание снежков в цель; сооружение снежных скульптур персонажей из сказок; соревнования.

В конце дня здоровья подводятся итоги соревнований, игр, эстафет. Команды-победительницы определяются по сумме лучших результатов. Победители делают круг почета.

Определение и регулирование нагрузок требует особого внимания педагогов. Важное условие успешного управления нагрузками - их дозирование. Дозировка осуществляется различными способами, выбор которых зависит от педагогических задач, особенностей используемых упражнений и условий их применения. Существенное значение в дозировке имеют паузы для активного и пассивного отдыха. Интенсивные игры, эстафеты должны чередоваться с развлечениями, аттракционами, танцами и песнями. Необходимо придать этому виду отдыха произвольный характер, не принуждать детей к обязательному выполнению намеченных видов игр и развлечений. Дети должны сами проявлять активность," участвовать в играх и упражнениях.

Недопустимы переутомление, перегрузка детей. Педагог должен подмечать признаки усталости детей и переключать их в более спокойную деятельность. Нагрузка должна регулироваться в соответствии с возрастом детей, физической подготовленностью, состоянием здоровья.

Успешное проведение дня здоровья - результат слаженной работы всего коллектива детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по организации активного отдыха детей на природе.

ЗА ЗДОРОВЬЕМ НА ПРИРОДУ   Рекомендации родителям по организации активного отдыха детей на природе. Советы по организации двигательной активности детей на свежем воздухе.   На площадке....

ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ

ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ...

Организация активного отдыха детей

Эффективность учебно-воспитательного процесса в детском саду во многом зависит от правильной организации физкультурно- оздоровительной работы. Особенно важно рационально чередовать учебную деятельност...

Организация активного отдыха детей

Эффективность учебно-воспитательного процесса в детском саду во многом зависит от правильной организации физкультурно- оздоровительной работы. Особенно важно рационально чередовать учебную деятельност...

Консультация для воспитателей "Организация активного отдыха детей совместно с родителями"

Физкультурный досуг является организованной формой активного отдыха, который приобщает детей и их родителей к занятиям спортом. Целью совместного досуга является установление и активизация партнерства...

Рекомендации родителям по организации активного отдыха детей на природе. За здоровьем-на природу!

Рекомендации родителям по организации активного отдыха детей на природе. За  здоровьем-на природу!...