Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
статья по физкультуре на тему

Родионова Виктория Борисовна

В статье подобран материал о системе физкультурно-оздоровительной работы, о лечебно-профилактических и физкультурных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkulturno-ozdorovitelnaya_rabota.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

В. Б. Усова

МБДОУ «ДСКВ № 116» г. Братск

Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Человек – это высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым и дружить со спортом и физкультурой.

Конечно же, очень важно овладеть элементарными, умениями, которые помогли бы ребенку впоследствии самому выбирать наиболее рациональный путь к здоровью с учетом личных физиологических возможностей. Именно поэтому современный педагог должен владеть знаниями о формах и методах физкультурно- оздоровительной работы с дошкольниками, могли организовать и повести занятия с детьми интересно, полезно, увлекательно, чтобы гимнастика, физические упражнения, ходьба прочно вошли в повседневный быт каждого ребенка, чтобы сохранить и обеспечить подрастающему поколению работоспособность, здоровье, полноценную радостную жизнь.

Основными задачами физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста являются:

оздоровительные задачи:

  • охрана жизни и укрепление здоровья детей
  • всесторонне физическое развитие и совершенствование функций организма
  • повышение активности и общей работоспособности

образовательные задачи:

  • формирование у детей двигательных умений и навыков
  • развитие физических качеств
  • получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного здоровья                  

воспитательные задачи:

  • разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое)
  • формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания в детском саду.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

1. Утренняя гимнастика, гимнастика после сна.

Построение комплексов гимнастики должно опираться на основные структурные принципы и соответствовать общепринятой схеме. Как правило, комплексы гимнастики включают различные виды ходьбы и бега (иногда не сложные игровые задания); общеразвивающие упражнения с предметами и без них, подвижные игры малой и средней активности, эстафеты.

2. Физкультурные занятия.

Занятия – основная форма работы по физическому воспитанию. Занятия обязательны для всех здоровых воспитанников, проводятся круглый год, по расписанию – в определенные дни и часы недели. Для каждой возрастной группы установлена целесообразная длительность.

3. Подвижные игры.

Игры имеют огромное значение для всестороннего развития ребенка. Они развивают не только физически, в процессе овладения различными движениями у детей формируется способность проявлять выдержку, волю, уверенно действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, оценивая при этом меняющуюся ситуацию.

4. Физкультурные минутки.

Образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным,  являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физминутка. Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей.

5. Закаливание.

  • контрастное воздушное закаливание
  • контрастное водное закаливание
  • солевое закаливание
  • прогулка
  • проветривание.

Закаливание является одним из общепринятых традиционных методов профилактики ОРЗ. При закаливании происходят изменения кровотока, как в сосудах кожи, так и во внутренних органах. Изменяются частота сердечных сокращений и дыхания. Это ведет к повышению уровня обмена веществ и реактивности организма. Оздоравливающий эффект закаливания сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения и формирует принципы и правила здорового образа жизни. Закаливание имеет ряд принципов:

  • осуществляется при полном здоровье детей
  • интенсивность процедур увеличивается постепенно
  • соблюдается систематичность и последовательность.

6. Детский массаж.

  • самомассаж ушных раковин
  • массаж рук
  • точечный массаж.

Детский массаж повышает тонус мышечной системы ребенка, укрепляет опорно-двигательный аппарат, повышает подвижность и эластичность связочного аппарата, сократительную способность и пластичность мышц. Детский массаж помогает справиться с различного рода заболеваниями, существенно сокращает количество используемых антибиотиков. Упражнения способствуют улучшению в организме обменных процессов, нормализации функций внутренних органов и мышечном кровоснабжении.

7. Дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка,  укрепляет защитные силы организма. Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке. 

7. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки.

Воспитание правильной осанки и формирование сводов стоп обеспечивают оптимальные условия для функционирования всех органов и систем детского организма. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях ДОУ.
Профилактика плоскостопия.

1. Укрепление мышц, поддерживающих свод стопы – ходьба босиком по неровному, но мягкому грунту (песок, земля). В ежедневную утреннюю гимнастику вводят ряд упражнений (ходьба на носках, пятках, внешнем крае стопы и т.д., плавание).

2. Ношение рациональной обуви.

3. Ограничение нагрузки на нижние конечности.

4. Воспитание правильной походки (при ходьбе и стоянии носки смотрят прямо вперед, нагрузка приходится на пятку).

Профилактика нарушений осанки.

1. Необходима правильная организация общего и двигательного режима.

2. Контроль за осанкой ребенка в течение всего дня (использовать коррекционные стены в группах).

3. Воспитывать правильные привычные позы при занятиях игрушками и во время сна – прямое симметричное положение туловища.

4. Постель должна быть жесткой, подушка плоской.

5. Менять позы во время проведения занятий (стоя, сидя, лежа).

8. Ароматерапия и фитотерапия.

Перспективным методом профилактики респираторных заболеваний является ароматерапия и фитотерапия. Это рациональный, простой и доступный метод оздоровления детей. Установлено, что аромотерапевтическими свойствами обладают природные масла. В период реабилитации после перенесенных заболеваний, в стрессовых ситуациях (адаптация к дошкольному учреждению) показаны эфирные масла, обладающие расслабляющим, успокаивающим действием. Для проведения фитотерапии можно использовать нюхательные флаконы, ингаляторы, травяные подушки.

9. Витаминизация третьих блюд.

В дошкольных учреждениях введена витаминизация пищи аскорбиновой кислотой. С-витаминизация проводится ежедневно, что способствует оптимальному развитию детей, повышает сопротивляемость организма к различным вредным факторам внешней среды и в первую очередь к инфекционным заболеваниям. Медицинским работником препараты витаминов вводятся в третье блюдо (компот, кисель и т.п.) после его охлаждения, до температуры 15°С (для компота) и 35°С (для киселя) непосредственно перед реализацией. Витаминизированные блюда не подогревают.

10. Профилактические прививки.

Профилактические прививки представляют собой метод иммунизации человека против определенных инфекционных заболеваний. Все профилактические прививки предполагают введение вакцины.

Профилактические прививки классифицируются на:

  • плановые, которые ставят детям и взрослым в определенное время и в конкретном возрасте, вне зависимости от того, выявлен очаг инфекции или нет.
  • проводимые по эпидемиологическим показаниям, которые делают людям, находящимся в регионе, в котором имеется опасность вспышки инфекционного заболевания.  

Все физкультурно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые навыки, наилучшим способом приспособить организм к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

Список литературы

1. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных учреждениях. – М.: АРКТИ, 2002. – 45 с.

2. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 3 с.

3. Горбатова М. С. Оздоровительная работа в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008. – 70-76 с.

4. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1986. – 28с.

5. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2005. – 53с.

6. Горбатенко О. Ф., Кардиальская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008. – 5с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по организации физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ

обобщён опыт работы, на базе опыта защищена выпускная квалификационная работа ВведениеГлава I. Теоретические основы проблемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреж...

Сообщение из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста»

Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общему ослаблению здоровья поступающих в детский сад воспитанников, снижение иммунитета. Поэтому сохранение и укреплени...

Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном  учреждении....

Обобщение опыта работы по теме «Нетрадиционные формы организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми и родителями»

В методическом материале представлен опыт работы по организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми и родителями. Для нормального физического, психического и интеллектуального развития...

Сообщение из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ «Брусничка» города Братска».

laquo;Человек – высший продукт земной природы.Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы,  человек должен быть здоровым, сильным, умным»....

Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада

Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада...