Главные вкладки

    Обобщение опыта работы по теме «Нетрадиционные формы организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми и родителями»
    материал по теме

    Лазарева Татьяна Евгеньевна

    В методическом материале представлен опыт работы по организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми и родителями. Для нормального физического, психического и интеллектуального развития детей требуется эффективная совместная работа всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и детей. Работа педагогов – дошкольников с семьёй одно из самых трудных направлений в педагогике.  Использование нетрадиционных форм позволяет привлечь внимание детей и родителей, а значит добиться положительных результатов в физкультурно – оздоровительной работе с семьями воспитанников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Нетрадиционные формы организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми и родителями»

    1.Теоретическая интерпретация опыта

    Самое главное для человека - здоровье. Только здоровый человек может активно жить и развиваться в обществе. Любому государству всегда нужны творческие,  активные, гармонично развитые и здоровые личности. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, создание условий для правильного физического развития приоритетная задача нашей страны. На это указывают законы Российской Федерации. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования №1155 от «17 » октября 2013 г. отдельно выделена задача по  обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В Постановлении правительства РФ № 302 от 15 апреля 2014 года, «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» и в распоряжении Правительства Российской Федерации "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года"  от 07.08.2009 № 1101-р. выделена задача «Создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения, разработки и реализации комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта, как важнейшей составляющей здорового образа жизни»

    Семья играет большую роль в сохранении и укреплении здоровья ребёнка. Эффективность физического воспитания и развития дошкольников, зависит от реализации совместной работы  педагогов, родителей и воспитанников. Именно родители в первую очередь должны обладать знаниями, умениями, а главное желанием и потребностью в организации физкультурно - оздоровительной деятельности. Родители первые и главные воспитатели детей, от них зависит общее, физическое развитие и совершенствование личности ребёнка. В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 прописано, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

    В народной педагогике накоплен ценнейший опыт воспитания подрастающего поколения, где задачу развития физически крепкого ребёнка, решали разнообразные подвижные игры и народные виды спорта. Во второй половине ХIХ происходит  становление педагогических и естественно - научных основ физического воспитания и практики. Выдающиеся физиологи Н.Е.Веденский, И.П.Павлов, И.М.Сеченов раскрывают представления о физических механизмах двигательных умений и навыков. Основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский, впервые научно доказавший большое значение физического воспитания в общем процессе воспитания ребёнка, утверждал: «Дайте ребёнку немного подвигаться, и он подарит вам опять десять минут внимания». П.Ф. Лесгафт научно обосновал взаимосвязь семейного и общественного воспитания, в том числе и в области физического развития. Видный деятель дошкольного воспитания, А.С.Симонович (1840 – 1933) утверждала, что воспитание детей является не частным делом, а общественной обязанностью родителей, для выполнения которых требуется соответствующая обстановка, необходимые материальные условия жизни, а также элементарные знания родителями педагогической науки. В начале 1990-х гг. особенно популярным стал опыт физического и нравственного воспитания семьи Б.П. и Л.А. Никитиных.

    Тема «Нетрадиционные формы организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми и родителями» выбрана не случайно.

    Мой педагогический стаж в должности воспитатель ДОУ 26 лет. Из них, последние 4 года, работаю воспитателем по физической культуре. В начале деятельности возникли трудности в вопросах организации физкультурно - оздоровительной работы с семьёй:

    • большое количество детей с разным уровнем физического и психического развития, групп здоровья;
    • огромное количество родителей с разным уровнем педагогического, социокультурного развития.
    • поверхностное восприятие родителями влияния физической культуры на  воспитание и развитие детей;
    • отсутствие постоянного взаимодействия воспитателя по физической культуре с семьями воспитанников;
    • низкая посещаемость родителями открытых мероприятий физкультурно – оздоровительной направленности родителей;
    • разный уровень профессионального мастерства и педагогической компетентности воспитателей ДОУ в вопросах физкультурно – оздоровительной направленности;
    • отсутствие личных наработок в данном направлении.

    Результаты анкетирования показали, что родители не знают: 73% - программу ДОУ по физическому развитию, 67% - показателей физического развития детей, 47% - значения ЗОЖ в воспитании ребёнка. Не все родители, задумываются о личном примере, своём отношении к физической культуре. Только в 27% семей оба родителя занимаются спортом. А ведь многие малыши своим поведением копируют своих родителей. Личные качества которых, во многом определяют дальнейшую жизнь малыша. «Не пришли на собрание, забыли про открытое занятие,  проигнорировали просьбу воспитателей» находит горький отклик в сердцах детей.  «А моя мама, сегодня  не придёт! Почему МОЯ?» - думает ребёнок. Тем самым понимая, что он какой – то особенный, и с каждым разом привыкая к этому, осознавая, что так можно себя вести. Вырастая, эта модель семейного воспитания будет и в его семье. Как же заинтересовать родителей и сделать активными участниками образовательного процесса? Родители… Родителям… Можно сколько угодно повторять это, но отношения между родителями и педагогами детского сада, лучше не станут. Только новые принципы и формы могут повлиять на взаимоотношения педагогов и родителей, поиск эффективных решений взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи, для достижения общих целей, интересов, развития здорового и гармонично развитого  ребёнка.

    Цель работы – активизация и поиск нетрадиционных, эффективных форм организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями.

    Задачи:

    •        способствовать сохранению и укреплению психофизического здоровья детей;

    •        повысить посещаемость родителями мероприятий, участие в конкурсах, праздниках физкультурно – оздоровительной направленности;

    •        оказывать методическую поддержку родителям (законным представителям) по повышению их компетентности в области здоровьесбережения детей;

    •        совершенствовать профессиональную компетентность педагогов детского сада по ОО «Физическое развитие» в работе семьёй;

    Организацию работы с родителями выстраивала в соответствии с ФГОС ДО, где семья рассматривается как соучастник или полноправный участник образовательного процесса, с учетом потребности детей и заказов родителей. В физкультурно - оздоровительной работе использовала систему сотрудничества «дети – родители - педагоги» и принципов педагогической компетентности педагогов и родителей.

    I.Принцип сотрудничества с семьёй (по М.Д. Маханёвой):

    •        единство целей и задач воспитания здорового ребёнка в семье и ДОУ;

    •        индивидуальный подход к каждому ребёнку и семье;

    •        систематичность, последовательность работы;

    •        взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

    II. Принципы педагогической компетентности педагога:

    •        открытость педагогического процесса для родителей (законных представителей);

    •        повышение образования педагога и поиск новых решений в вопросах работы с семьёй;

    •        готовность педагога  к осуществлению новых подходов к взаимодействию с родителями и детей;

    •        желание работать с родителями;

    •        способность адекватно оценивать возможности детей, родителей и педагогов;

    •        учёт запросов и пожеланий родителей;

    III. Принципы педагогической компетентности родителей (законных представителей):

    •        осознание родителями важности физического развития в дошкольном детстве, собственного поведения, личного примера в вопросах  воспитания, оздоровления ребёнка;

    •        наличие знаний и умений родителей в вопросах физического воспитания и социально – культурного уровня;

    •        готовность родителей к партнёрским взаимоотношениям с сотрудниками ДОУ.

    •          рефлексия собственного поведения по отношению к ребёнку.

    Данный опыт работы может быть полезен воспитателям детских садов, инструкторам по физической культуре, студентам педагогических колледжей и вузов, родителям и всем, кто интересуется решением проблем физического воспитания и развития дошкольников в работе с семьёй.

    Результативность работы.

    • Повышение индекса здоровья и  физического развития детей (приложение 1)
    • Повышение активности, заинтересованность родителей в образовательном процессе в детском саду и мероприятий города.
    • Повышение результатов в спортивных мероприятиях ДОУ, города.
    • Создание, обновление физкультурного оборудования, методического материала.
    • Наличие благодарностей в журнале «Отзывы и предложения».

    2. Система работы.

    1.Изучение нормативно – правовых документов государства, программы ДО,  педагогического опыта в работе с семьёй, анкетирование семей.

    2.Создание и обновление развивающей предметно-пространственной среды в ДО, разработка методического материала, анализ анкет.

    3. Апробирование нетрадиционных форм работы с родителями

    4. Анализ результативности работы

    3.  Нетрадиционные формы организации работы с родителями.

    Единственным связующим звеном между педагогом и родителей является ребёнок. Только через ребёнка можно выстроить плодотворную работу с семьёй. Личная заинтересованность педагога в развитии ребёнка, изучении его особенностей, семьи, ориентирование родителей на успешность ребёнка в дальнейшей жизни, отношений родителей и детей в будущем. Мой принцип работы: «От интереса ребёнка к заинтересованности родителя». 

    В начале работы изучила, содержание ОО «Физическое развитие» и раздел «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников», основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 «Искорка» разработанной в соответствии с ФГОС ДО на основе ПООП ДО с учетом специфики комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе и др). Одной из задач программы является, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах  развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, обогащение развития ребенка в едином процессе социализации-индивидуализации, с учетом детских потребностей, возможностей и способностей.  Программа предлагает традиционные и нетрадиционные формы  работы с семьями воспитанников.  Проанализировав анкеты родителей, пришла к выводу, что перспективными и интересными формами родители считают нетрадиционные формы (по системе Т.В. Кротовой), совместные спортивные праздники 91% и открытые занятия 92%.  Поэтому, чтобы повысить интерес к физкультурно – оздоровительной работе ДО, решила разработать и применить нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников, которые позволят объединить детей, родителей, педагогов в единый сплочённый коллектив. В работе с родителями и педагогами использовала четыре группы нетрадиционных форм сотрудничества.

    1.Информационно – аналитические формы – направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми:

    • Анкетирование;
    • «Почта первоклассных родителей»;
    • «Башмачок здоровья»;
    • Голосование;
    • Журнал «Отзывы и предложения»

    Свою работу с семьями воспитанников начинаю с анкетирования семей воспитанников. Это позволяет выявить общий уровень педагогической  компетентности родителей, условия физического развития воспитанника в семье, индивидуальные особенности детей, интересы и пожелания, узнать желание  родителей участвовать в  спортивной жизни ДОУ и города. Использую этот метод в проектной деятельности и работе клуба. Конкретные вопросы помогают скорректировать направления организации деятельности с семьями воспитанников.

    В работе родительского клуба «Школа первоклассных родителей» применила форму «Почта первоклассных родителей». С её помощью родители задавали вопрос по заданной теме, а на встрече клуба получали на него ответ.

    Во время проекта «Здоровые ножки – бегут по дорожке» использовала «Башмачок здоровья». Где было предложено родителям назвать тему консультации, по которой они хотели бы получить информацию. Эти формы сотрудничества дают возможность педагогу более тщательно подготовиться по темам встреч.

    Для информирования о проведении интересного мероприятия, узнать мнение родителей, детей и педагогов ДОУ, использую метод голосования. Во время проекта «Олимпийские надежды» в детском саду был организован конкурс творческих работ детей и родителей «Мой любимый Олимпийский талисман». Детям и родителям всего детского сада было предложено проголосовать за самую лучшую работу. В конкурсе приняло участие 15 творческих работ детей и родителей, сотрудников детского сада. В голосовании приняло участие 145 воспитанников и родителей.

    Для оценки педагогической деятельности использую журнал «Отзывы и предложения». Родители имеют возможность оставить отзыв о проведении и организации мероприятий, благодарность, внести предложение.

    2. Досуговые формы – помогают устанавливать неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между участниками мероприятий:

    • Спортивно - оздоровительные мероприятия, где родители, дети, педагоги выступают как:
    • активные участники команд;
    • главные герои;
    • организаторы;
    • капитаны команд;
    • участники межгрупповых соревнований детского сада.
    • участники соревнований между детскими садами города;
    • участники городских соревнований;
    • Фестивали;
    • Акции;
    • Турниры.
    • Презентации.
    • Создание музея.

    Физкультурно – спортивные праздники, досуги одна из самых любимых форм организации детей и родителей. Именно они сближают педагогов, родителей и детей. В разработке методического материала учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка и уровень физического развития группы. Каждой группе выбираю свою тему, форму проведения мероприятия: групповое, межгрупповое, между детско – родительскими командами, командами детей и родителей. На любом празднике ВСЕ дети принимают активное участие. Они с радостью ждут его. В каждом задании участвуют дети с определёнными навыками физического развития. Это помогает ребёнку уверенно чувствовать себя на празднике и с гордостью похвалить за выполненное задание. Во всех мероприятиях родители выступают активными участниками. Часто узнав о спортивном мероприятии, родители спрашивают воспитателей: «А я справлюсь?». Многие боятся оказаться в неловкой ситуации, поэтому и не спешат прийти на него. Поэтому при выборе заданий учитываю возраст и особенности родителей. Интересные, нетрадиционные темы досугов, праздников «Зимние забавы Антошки и Тимошки», «Взрослые и дети», «Как Кузька в армию собирался», «Зимние забавы Шиша», подбор конкурсов, оборудования  помогают сплотить в единый коллектив  педагогов, детей и родителей. Этот подход помогает добиться хорошей посещаемости мероприятий.

    Привлекаю родителей к организации праздников в роли главных героев. В спортивном празднике посвящённому Дню защитника Отечества, «Богатырские потехи»  роли Ильи Муромца и Алёши Поповича сыграли папы воспитанников. Они рассказали ребятам про историю Руси и провели соревнования, в которых принимали участие дети и папы.

    В познавательной игре «Где прячется здоровье?» капитаны команд - родители, вместе с детьми активно отвечали на вопросы связанные с ЗОЖ: отгадывали загадки про предметы личной гигиены, находили витамины  в продуктах, рассказывали о видах спорта. В конкурсе капитанов команд, родителям надо было продолжить пословицы и поговорки связанные со здоровьем.

    Особенно переживают и с удовольствием «болеют» ребята, когда родители и педагоги  участвуют в соревнованиях ДОУ. В соревнованиях «Самые спортивные»  принимали участие не только дети подготовительных групп, а так же мамы и работники детского сада.

    Интересно и нетрадиционно прошёл фестиваль аэробики «Радуга  счастья», где родители каждой группы представляли свою разработку гимнастических комплексов. В фестивале приняли участие не только мамы воспитанников, но и папы. Такая форма способствует объединению группы, позволяет родителям поделиться накопленным опытом, реализовать свои и способности детей.

    Привлекаю родителей к организации самостоятельного проведения занятий и развлечений. Для детей группы № 6 «Знайки – Всезнайки» мама воспитанника провела физкультурное занятие «Со зверятами не лень, бегать, прыгать каждый день!», где забавные зверята играли с детьми в интересные игры. Они подарили ребятам медали чемпионов и пожелали им, всегда быть здоровыми и сильными. С удовольствием дети и бабушка группы № 12 «Весёлые нотки»  отправились в гости к лесным жителям.  Дорога оказалась трудной, но в конце детей ждал сладкий сюрприз.

    Участвуют родители в городских мероприятиях: «Всероссийский день бега», «Всероссийская массовая лыжная гонка "Лыжня России", соревнованиях  для молодых семей «Семейный кеглепад», «Снежные баталии». Вместе с семьями воспитанников обсуждается решение, чья семья будет представлять детский сад на соревнованиях. «Болеть» за участников приходят остальные родители группы.  Более тесное сотрудничество между воспитателем по физической культуре и семьями воспитанников проходит в подготовке к соревнованиям туристкой направленности  - «Мама, папа, я – туристкая семья». Во время встречи обсуждаем детали, нюансы соревнований: как правильно преодолеть «болото», «паутину», «параллельные перила», оказать первую медицинскую помощь. В поддержку семей на соревнования приходят дети, родители, воспитатели групп.

    Особенно был интересен опыт объединения родителей всех возрастных групп для участия в городских соревнованиях «Майская эстафета». Именно это мероприятие помогло почувствовать всем родителям себя частью большой семьи детского сада «Искорка». На стадионе «Локомотив», где проходили соревнования по бегу, собрались активные болельщики. Дети, педагоги, родители поддерживали, переживали, «болели» и очень ждали победы нашей сборной.

    В апреле 2016 г. дети, родители и воспитатели приняли участие во Всероссийской акции «Зарядка для всех». Все вместе, дружно, весело сделали зарядку на свежем воздухе. Поступило предложение от папы воспитанника гр.№ 9 сделать её проведение традиционной. Предложение было принято всеми единогласно.

    В своей работе использую организацию досуговой деятельности с детьми подготовительных групп других дошкольных учреждений. Ребята с удовольствием участвуют в соревнованиях, развлечениях, интеллектуальных играх со сверстниками детских садов № 27«Золотая рыбка», № 62 «Аленький цветочек». Это помогает социализации детей в обществе. Мы отказались от практики соревнований между детскими садами. Желание выиграть любой ценой, делает детей жестокими. Поэтому на встречах мы просто организовываем общие игры, в которых ребята общаются друг с другом. Дети делятся своими впечатлениями с родителями.  

    Участие семей в спортивных мероприятиях вызывает гордость, влияет на  развитие детей. Способствуют воспитанию у детей и родителей потребности в здоровом образе жизни, проявления интереса к физической культуре и спорту, положительном контакте всех участников процесса.

    3. Познавательные формы – направлены на повышение психолого – педагогической культуры родителей:

    • Деловые игры;
    • Встречи со специалистами;
    • Мастер – классы;

    Обратить внимание родителей на проблемы связанные с сохранением и укреплением здоровья детей, поделиться опытом физкультурно – оздоровительного направления помогают деловые игры. Н – р: деловая игра «С физкультурой дружить – здоровым быть!». Деление на команды, поиск общего решения, эмоции объединяют родителей и педагогов. Благодаря свободному общению появляется возможность вовлечь родителей в диалог, обменяться собственным опытом воспитания ребёнка в семье, привлечь к анализу собственной воспитательной деятельности.

    Встречи со специалистами здравоохранения помогают укрепить здоровье детей, повысить уровень знаний родителей. В рамках проекта «Позвоночник берегу, сам себе я помогу», была организована встреча с  инструктором  ЛФК, Котласской детской поликлиники. Она рассказала родителям про вредные факторы, влияющие на осанку, и показала с детьми профилактический комплекс упражнений.

    В своей работе провожу мастер – классы с родителями. «Чудесные превращения киндер – сюрприза» помогли познакомить родителей с изготовлением нестандартного оборудования из бросового материала - капсулы от киндер – сюрпризов и применением его в оздоровлении детей.

    4. Наглядно – информационные формы:

    1. Информационно -  ознакомительные – направлены на ознакомление родителей с работой детского сада:
    • Дни открытых дверей
    • Проектная деятельность;

    Познакомить с направлениями физкультурно – оздоровительной работы детского сада помогают дни открытых дверей.  Организацию предметной среды, режима, разных видов деятельности с интересом и удовольствием наблюдают родители.

    Привлекаю родителей к участию в проектной деятельности: «Озорные валенки», «Олимпийские надежды», «Русские шашки». В проекте «Русские шашки» ребята вместе с родителями, воспитателями группы познакомились с историей возникновения игры, с правилами, с профессией реставратор, вместе создали новые виды шашек. Итогом проекта стало создание музея «Русские шашки» и презентация его детьми для родителей. В презентации участвовали все дети и воспитатели группы. В конце были сказаны слова благодарности детям, родителям, вручены грамоты. Был проведён групповой турнир между родителями и детьми,  а также организован турнир между командами детских садов № 14 «Искорка» и № 62 «Аленький цветочек». В команду вошли лучшие игроки шашечного турнира, родители и воспитатели.

    1. Информационно – просветительские – направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей:
    • Открытые занятия с родителями;
    • Мини – газеты;
    • Молнии;
    • Сайт ДОУ;
    • Газета «Вечерний Котлас»

    Обратить внимание родителей на физическое развитие ребёнка, поучаствовать в педагогическом процессе помогают открытые занятия. Они способствуют физическому развитию, укреплению здоровья, установлению доверительных отношений между детьми и родителями, формированию добрых семейных традиций. Помогают осуществить индивидуальный подход к ребёнку через взаимодействие с родителями.

    Огромное значение в организации имеет информационно - просветительская работа с родителями. Условия, специфика проведения мероприятий, занятость родителей мешает всем членам семьи принять участие в них. Выпуск мини – газеты помогает рассказать всем желающим о  прошедшем мероприятии, поделиться впечатлениями, яркими моментами праздника, результатах конкурсов, соревнований. В особых случаях: победы на соревнованиях, конкурсах выпускается «Молния». Регулярно  выкладываю на сайте детского сада (iskorka14kotlas.ru) консультации, статьи о спортивной жизни, физкультурно – оздоровительной работы  ДОУ.  Самые интересные мероприятия печатаю в газете «Вечерний Котлас».

    Одним из важных направлений в работе с родителями считаю работу с коллегами. Именно от нашей сплочённой команды зависит успех каждого мероприятия. Особенно это касается работы с молодыми кадрами ДОУ. Ведь зачастую у них возникают сложности в вопросах организации деятельности с детьми и родителями. Для повышения уровня педагогической компетентности молодых воспитателей в вопросах сохранения, укрепления здоровья воспитанников провожу игровые и информационные практикумы.  Знакомлю  со спецификой организации занятий, досугов, двигательной деятельности, договариваемся о выработке единых требований. Для проведения   спортивных праздников привлекаю к организации специалистов: музыкальных работников, хореографа.  Яркие, красивые музыкальные и танцевальные номера с удовольствием смотрят дети и взрослые. Для повышения значимости физического развития у самих педагогов ДОУ №14 «Искорка»  была разработано совместно с педагогическим коллективом ДОУ № 7 «Огонёк» и проведено спортивно - массовое  мероприятия  «Знак ГТО на груди у него!». Цель встречи была узнать насколько педагоги готовы выполнить  нормы ГТО и чья команда окажется быстрее, выше, сильнее? Команду представляли самые смелые и молодые педагоги  нашего детского сада. А болели за нашу сборную стажисты детского сада.  Итогом этой встречи стало участие педагогов детского сада «Искорка» во Всероссийской сдаче норм ГТО.

    4. Выводы.

    Благодаря использованию нетрадиционных форм работы с родителями, повысились параметры успешного взаимодействия:

    1. динамика уровня здоровья и физического развития детей (приложение 1);
    2. повышение результатов в городских спортивных мероприятиях (приложение 2):
    3. активное участие родителей в мероприятиях физкультурно – оздоровительной направленности (приложение 3)
    4. появление у родителей размышлений, предложений, увеличение количества вопросов родителей по физическому развитию и оздоровлению детей в ДОУ;
    5. наличие благодарностей в журнале «Отзывы и предложения».

    Применение нетрадиционных форм организации физкультурно – оздоровительной работы помогают родителям глубже понять образовательную работу педагогов детского сада с детьми, перенять методы и приёмы физического воспитания и развития, увидеть собственного ребёнка в другой системе взаимоотношений.

    Е. А.  Аркин  отмечал: «..если родители не будут принимать участие в воспитание ребёнка, то они могут с лёгкостью разрушить то, что стоит огромного труда и усилий воспитателя».

    Библиография.

    1. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016г.
    2. Данилина Т.А. Степина Н.М. Социальное партнёрство педагогов, детей и родителей - Москва: АЙРИС ПРЕСС, АЙРИС ДИДАКТИКА 2004г.
    3. Горшенина В.В. Самошкина И.В. Система работы детского сада по опросам семейного воспитания - Москва: ПАНОРАМА, 2007г.
    4. Майер А.А. Воронина Н.В. Давыдова О.И. УПРАВЛЕНИЕ ДОУ 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада - Москва: творческий центр СФЕРА, 2011г.
    5. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй - Москва: АЙРИС ПРЕСС, 2006.
    6. Микляева Н.В., БИБЛИОТЕКА ВОСПИТАТЕЛЯ Детский сад и молодая семья - Москва: творческий центр СФЕРА, 2010г.
    7. Прищепа С.С. Шатверян Т.С. БИБЛИОТЕКА ВОСПИТАТЕЛЯ, Сотрудничество детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников - Москва: творческий центр СФЕРА, 2013г.
    8. Свирская Л. Работа с семьёй необязательные инструкции - Москва: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Прогулка-эффективная форма организации физкультурно-оздоровительной работы

    Правильная организация и проведение прогулки является хорошим залогом здорового образа жизни дошкольника....

    Обмен опытом:"Создание условий и использование традиционных и нетрадиционных методов в физкультурно оздоровительной работе с детьми раннего возраста в ДОУ "

    От жизнерадостности, бодрости здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....

    Мини-поход - одна из форм организации физкультурно- оздоровительной работы

    Мини-поход - одна из форм организации физкультурно- оздоровительной работы.  1 слайдМини-поход - одна из форм организации физкультурно-оздоровительнойработы. 2 слайдТуризм:n  массо...

    Сообщение из опыта работы «Использование нетрадиционного физического оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с младшими дошкольниками»

    В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи – все это не укрепляет здоровье реб...

    Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

    Необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым....

    Обобщение опыта работы по теме: «Нетрадиционная работа с родителями».

    Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детског...