Организация летней оздоровительной работы в детском саду.
календарно-тематическое планирование по физкультуре по теме

Организация летней оздоровительной работы в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_letney_ozdorovitelnoy_raboty_v_dou.doc367 КБ

Предварительный просмотр:

       Организация летней оздоровительной работы в ДОУ

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа представляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.
Успех летней работы определяется, прежде всего, тем, насколько своевременно подготовился к ней коллектив детского сада.

Летом продолжается систематическая и полномочная работа по разделам программ. Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.

Нужны ли занятия с детьми в летний период? Не будет ли это препятствовать полноценному их отдыху? Надо иметь в виду, что организовать летний отдых детей не значит предоставить им полную свободу в выборе, их необходимо объединять для коллективных занятий, иначе они устают, излишне возбуждаются.

Учитывая то, что лето самый благоприятный период для укрепления физического и психического здоровья и развития детей, наш детский сад стремиться в полной мере, использовать благоприятные условия летнего времени.  Планируя  летнюю оздоровительную работу, мы стараемся увеличить и разнообразить двигательную активность детей  наряду с закаливающими мероприятиями.

    Общие закаливающие мероприятия в нашем дошкольном учреждении проводятся на протяжении повседневной жизни ребенка и предусматривают правильный распорядок дня, рациональное питание,  ежедневные прогулки, сон с доступом свежего воздуха, воздушный и температурный режим в помещении.

    К специальным  закаливающим мероприятиям относятся световоздушные и солнечные ванны, хождение босиком, игры с водой. При  закаливании  мы обеспечиваем оптимальное сочетание температуры воздуха и одежды детей, максимальное пребывание детей на воздухе.

 Утреннюю гимнастику и     прием   детей летом, проводим на участке, так как  именно в теплое время года значительно улучшаются условия для развития движений детей. Кроме этого физкультурные занятия также проводятся на свежем воздухе, на спортивной площадке. Наша спортивная площадка оборудована необходимыми пособиями для развития основных движений: яма с песком для прыжков в длину; гимнастическое бревно; полоса препятствий; сенсорная дорожка. Что позволяет детям охотно пользоваться ими как на занятиях, так и в самостоятельной двигательной деятельности с целью закрепления навыков в основных видах движений и развития  ловкости.

  В летний  период в течение дня мы предусматриваем сбалансированное чередование всех видов детской деятельности, среди которой преобладающей выступает игра.  В теплое время года может быть проведено более 50 подвижных игр и различных вариантов. Особенно детям интересны игры с более длительным бегом, с бегом наперегонки, с элементами соревнований, игры-эстафеты.  Оснащение  участков выносным  нетрадиционным спортивным оборудованием  и спортивным инвентарем увеличивает интерес детей к самостоятельной двигательной деятельности.

   Наряду  со спортивными упражнениями: упражнениями в метании, бросании и ловле мяча с целью подготовки детей к спортивным играм (баскетбол, бадминтон, теннис)   мы  закрепляем классы по «Школе мяча».Имея на территории детского сада футбольное поле, площадку для волейбола и баскетбола в летний период мы продолжаем обучать детей этим спортивным играм. Конечным результатом чего становятся проведение матчей по футболу и пионерболу.

    На участке нашего детского сада  оборудованы специальные дорожки для езды на велосипедах и самокатах. Детям предлагаются задания с постепенным усложнением: езда по прямой, по кругу, друг за другом, по извилистой дорожке, по дорожке с различным грунтом и т.д. Значительный интерес у них вызывают игры-забавы: «Не задень», «Змейка», »Восьмерка», «Заезд парами медленным ходом», эстафеты и велопробеги.

   Организуя летнюю оздоровительную работу, большое внимание уделяем планированию туристических походов и экскурсий. Есть у нас «наши полянки», где, предварительно проверив местность, разрешаем детям побегать босиком, поиграть в игры, позагорать. Походы в лес, к морю на большие расстояния не пугают детей ,а наоборот способствуют совершенствованию разнообразных двигательных умений, воспитывают в них самостоятельность, смелость, находчивость, взаимопомощь.

    Особое место в нашей физкультурно-оздоровительной работе мы отводим таким формам активного отдыха, как физкультурные праздники и досуги. Такие мероприятия у нас всегда наполнены веселыми занимательными упражнениями, встречей с любимыми героями, неожиданными сюрпризами. Пребывание на свежем воздухе, игры с водой, разнообразная двигательная деятельность способствует укреплению здоровья, закаливанию организма, обогащению двигательного опыта детей, что позволяет повысить интерес детей к движениям. При организации летних праздников мы знакомим детей  с русскими народными праздниками с особенностями их проведения. Ну и конечно без внимания не остаются и родители, которые принимают активное участие в  «Веселых стартах» и «Летних олимпийских играх»

  Таким образом,  и летом продолжается систематическая и планомерная работа по разделам реализуемой в нашем ДОУ программы воспитания и обучения.

                                           

ИГРЫ С ПЕСКОМ.

Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, раздолье для движений в природных условиях – все это дает ребенку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.

Наиболее любимая игра детей в летний период на свежем воздухе – строительство из песка. Главное условие успешной деятельности в данном случае – это подготовка песка к работе. Он должен быть чистым и влажным.

Для малышей лучше предусмотреть переносные песочницы в виде небольших емкостей. Тем более, что маленькие дети не умеют создавать из песка крупные сюжетные постройки, их сооружения несовершенны и просты.

Для старших ребят необходимы значительные площади. Они сооружают крупные коллективные постройки, сложные по конструкции, развертывают интересные сюжетные игры.

Чтобы оградить детей от перегрева, надо заранее подготовить теневые зонты.

Примерные задачи и материал для игр с песком.

Младшая группа

Задачи

Материал

Формирование  устойчивого мотива к активной совместной деятельности.

Обучение навыкам работы с песком (сухим и мокрым).

Пластиковые ведра, совки, лопатки, формочки, некрупные игрушки. Различный дополнительный материал: дощечки, фанерные трафареты (изображения людей, животных, транспортных средств).

Средняя группа

Стимулирование самостоятельности и проявления навыков самоуправления в  совместной деятельности.

Создание условий для самостоятельной постановки целей, поиска детьми конструктивных решений, исходящих из их собственного опыта, для планирования работы самими ребятами или с помощью взрослых.

Формирование умения объединять постройки общим сюжетом, добиваться конечной цели (сделать пруд, пляж, посадить парк).

Воспитание бережного отношения к результатам труда.

Те же материалы, что и в младшей группе, но в большем количестве. Пластины из пластмассы – разного размера и формы, кусочки разноцветного оргстекла. Природный материал: ветки, корни, камешки, ракушки и т. п.

Старшие группы

Продолжение формирования умения объединять постройки общим сюжетом и добиваться конечной цели.

Закрепление навыка договариваться для реализации многообразных и интересных сюжетов.

Мелкие игрушки, предназначенные для реализации цели. Многообразный дополнительный материал: обрезки пластмассовых шлангов, трубки разного диаметра, куски пенопласта, поролона, цветной проволоки, различные коробки, банки разной формы и размера, емкости для наполнения водой.

Примерная тематика построек из песка и предполагаемые действия детей.

Младшая группа.

Угощение для кукол – сгребать песок в небольшие кусочки совком, лопаткой, утрамбовывать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в маленькие низкие формочки и мастерить пирожки, пряники, торты и другие угощения.

Будка для собаки – сгребать песок в кучку, уплотнять и делать углубления совком, чтобы в это нехитрое сооружение поместить игрушку – собачку.

Дорожка – продвигать дощечку, лежащую плашмя, сделать кочку и ямку. Постройку обыграть: «По кочкам, по кочкам, по ровненьким  дорожкам…»

Формочки – наполнять формочку песком и уплотнять его, опрокинуть, постучать, поднять, мастерить из образовавшихся фигурных холмиков торты, башни, домики.

Сюжетное строительство – пытаться сооружать из песка горки, скамейки, ворота, столы, стулья, мостики.

Заборчик – сгребать песок с двух сторон руками, уплотнять его, постепенно подстраивая сооружение в длину по направлению к себе.

Средняя группа.

Сюжетное строительство – закрепить умение формировать различные детали, сооружать несложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать эти постройки. Можно под руководством взрослого строить высокую башню из трех форм разного объема.

Горки – самостоятельно сооружать разные горки.

Дома – строить из песка дома, используя кубические формы, украшать их разноцветными окнами, вдавливая в песок кусочки оргстекла.

Тоннели – рыть тоннели в куче песка. Дети любят это занятие, прорывают тоннели вдвоем с обеих сторон, пока не соединяться внутри кучи их руки.

Старшие группы.

Сооружение сложных и крупных построек – воспитатель показывает, как с помощью лопатки или дощечки вырезать из утрамбованного песка дома, корабли, машины, поезда, мебель. Для этого приспосабливают деревянные рамки, банки без дна, отрезки пластмассовых труб.

Создание крупных сюжетных построек – интересно строить высокие дома, дворцы, прокладывать дороги, сооружать бассейны, детские сады; украшать высотные дома с лоджиями, вставляя в ряд сверху вниз на одинаковом расстоянии кусочки оргстекла или фанеры; устанавливать на зданиях телевизионные антенны из цветной проволоки, прокладывать провода между мачтами уличных фонарей.

Строительство по темам знакомых сказок и разыгрывание сказочных сюжетов – «Царевна – лягушка», «Заячья избушка», «Снежная королева».

Строительство из «жидкого» песка – педагог показывает ребятам новый прием работы с песком: насыпать песок в ведро, смешать с водой, набрать получившуюся               «кашу – малашу» в ладошки и выпускать струйкой. Песок  при этом ложится узорами. Так можно строить высокие дворцы, замки, башни и другие сооружения конусообразной формы, постепенно наращивая постройку в высоту и ширину.

Использование бросового материала – для устройства комнаты для кукол можно сделать мебель из молочных пакетов, а из клеенки, палочек, катушек изготовить флажки, дорожные знаки.

Рисование на песке  песком.

Устройство садика из песка и камней.

Сооружение песочных часов.

Строительство песочного города.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ

Игра-это огромное светлое окно,

                                                                                               через которое в духовный мир

                                                                                                   ребенка вливается живительный

                                                                                               поток представлений, понятий

                                                                                об окружающем мире

                                                                                                                         

                                                                                                                         В.А. Сухомлинский

        Лето – это самое благодатное время года. На улице тепло и есть возможность гулять, играть столько, сколько пожелаешь. Разумеется, для ребенка это счастливое время активности и движения. Простор и свежий воздух необходимы для здоровья и гармоничного развития ребенка.

        Во время прогулки на участке ДОУ воспитатель организовывает различные подвижные игры. Подвижную игру воспитатель проводит со всей группой детей и повторить ее можно 3-5 раз. При организации известных игр, воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила.        

        При разучивании новой подвижной игры необходимо четкое  объяснение ее содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточнить то, что недостаточно хорошо запомнили дети. В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети.

        Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности. К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать свое поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности.

        В течение месяца может быть разучено 3-4 новые игры, в том числе несколько народных.        Значительная роль в организации воспитательно-образовательного процесса отводится народной культуре. В процессе изучения  обычаев, традиций, самобытных обрядов ребенок раскрывается, как цветок, а родители, видя изменения в своем ребенке, начинают интересоваться историей нашего края, своими родовыми корнями.

        Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. Познание дошкольниками этнических особенностей через ведущую деятельность – игру – позволяет нам надеяться, что молодое поколение будет знать свои корни, а не вырастет «Иванами, родства не помнящими».

ЛЕТНЯЯ ИГРОВАЯ МОЗАИКА.

Литература: 

     журнал «Дошкольное воспитание» № 1 2009г. , № 10 2008 г., № 11 2009 г., № 4 2009 г.                                                                                                                                                                                                                      

«Творчество является постоянным спутником детского развития. Лучшим средством для развития способности к творчеству является деятельность» Л.С. Выготский.

Дошкольник – прирожденный исследователь. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решения в творческих поисках.

Игровая деятельность  – поистине удивительный феномен детского периода жизни. Она является средством познания окружающего мира, обучения, развития творчества и отдыха детей.

        Именно летом предоставляются наиболее благоприятные возможности для разнообразной игровой деятельности детей, развития и расширения их творческих способностей.

        Игровые технологии позволяют реализовать  принцип активного участия детей, который даёт дошкольникам возможность мобилизовать свои интеллектуальные ресурсы и механизмы саморазвития. Игра рождает переживания связанные с пробой собственных сил и самоутверждением, поэтому, несмотря на условность игровой ситуации, она является эффективным средством обогащения жизненного опыта.

        Игры и развлечения – непременные спутники жизни каждого ребёнка. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, музыкальные, игры – драматизации, игры - пантомимы и т.д.

        Лето! Яркое и теплое солнце! Свежий воздух и вода! В этот период дети проявляют наибольшую самостоятельную активность. И главной задачей педагогов является стимулирование творческой активности воспитанников. Предлагаю детям ситуации – путешествия, «превращения» в кого – либо или во что – либо: например в  птицу, лисичку, берёзку, облачко… Можно предложить детям поиграть в игру – пантомиму «В царстве цветов», где каждый ребенок берет на себя роль любимого цветка. Используя мимику, жесты, пластику собственного тела  необходимо передать образ цветка: весёлого, стройного, печального, задумчивого....

        Летняя пора не обходится без традиционных и любимых игр детей с влажным и жидким песком – строительство сложных и крупных построек: городов, дворцов, бассейнов и многое другое. Очень любят играть дети с водой на участке, ветряными вертушками, в подвижные, сюжетно – ролевые  игры.

        Родители нашей группы принимают активное участие в организации интересного отдыха детей. Вот и пригодились старые обои. И на участке  появилась дорожка из  отпечатков рук и  ног детей. Добавим фантазии и наши отпечатки стали превращаться  в деревья, животных, птиц, бабочек, рыбок и т.д.. В своей  деятельности дети используют ватные палочки, поролон, пластилин, остатки самоклеющей бумаги, фигурки для печатания и вот получилась интересная необычная страна. Затем дети обыгрывают то, что нарисовали. Получилась интересная сказка! Движениями дети изображают животных и птиц, мимикой – добро и зло. Получилась необычная игра – импровизация, которую мы придумали с детьми вместе. Такие игры развивают фантазию и творчество детей, их артистические способности, пластику.

        А вы пробовали рисовать водой? Фантазия детей безгранична. Брызгались водой  из пластиковых бутылочек и вдруг… дети стали рисовать круги, овалы, простые формы, которые перешли в более сложные  изображения: птиц, зверей, людей, машин и т.д. Но вода на асфальте быстро высыхает и рисунок исчезает. Решили в воду добавить краску. В одну бутылочку – красную, в другую – желтую и так далее (используем старую засохшую гуашь). И вот рисунок стал разноцветным и дольше сохранился.

        Играем на асфальте, а солнце отбрасывает тени. Они особенно хорошо видны в солнечный летний день. Мы не обращаем на тень внимания, она серая и незаметная, всегда рядом с тобой, то впереди, то сзади, то сбоку. Но ведь и с ней можно играть! Сделать её яркой, веселой, озорной!  

        Попробуем, пофантазируем?! И мы решили,  попробовали и тени «ожили»! сначала двое детей обрисовали тени друг друга, в смешных позах, мелом. Один из них разукрасил тени цветными мелками, а другой подкрашенной водой из пластиковой бутылочки. Получились две цветные тени – клоуны. Дети начали играть в клоунов. Затем к их игре присоединились другие ребята. Появились тени акробатов, силачей, гимнастов, танцовщиц на канате и т.д. Закончив веселое, необычное рисование, дети с интересом обыгрывают свои изображения и получается целое цирковое представление,  сопровождаемое музыкой.  При этом дети меняются ролями.

        Детям очень интересно обрисовывать тени и придумывать разные позы. А что если соединить две разные тени? Ух, ты…получилась коллективная работа, а если добавить несколько деталей, то получится целая картина.

Предлагаем вам перечень некоторых игр на участке с детьми в летний период:

  • «Конкурс танцоров»
  • «Спортсмены»
  • «Встреча с инопланетянами»
  • «Фантастические растения»
  • «Сказочные персонажи» и т.д.

Такие игры и развлечения способствуют развитию творчества и фантазии детей.

Способствуют положительному заряду энергии на весь день. Кроме того, сочетание движений с воздействием игр на асфальте является  эффективным средством закаливания детей, повышения сопротивляемости организма к  простудным и инфекционным заболеваниям.

Такие игры являются хорошим дополнением к традиционным играм, делая их более эмоциональными и разнообразными.

Главное для развития детей дошкольного возраста – это развитие творческой личности, так как  творческие люди являются созидателями всего нового  и прогрессивного на земле. Именно они изменяют и улучшают жизнь во всех её областях.

ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО СПОРТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ДОУ.

Для занятий физической культурой и личного самосовершенствования дошкольников необходимо специальное спортивное оборудование, но оно, как правило, стоит дорого и не каждому доступно. Поэтому возникает необходимость использовать для спортивно - оздоровительных занятий оборудование, изготовленное самостоятельно из подручных средств. Материалами для его изготовления служат старые резиновые мячи различных размеров, пластиковые бутылки, разноцветные пробки. Изготовление подобного оборудования вполне под силу каждому. Предлагаем несколько подвижных игр, которые можно организовать с его помощью в спортивном уголке группы, на физкультурном занятии, во время прогулки в летний оздоровительный период.

Игры с использованием спортивного инвентаря, изготовленного из мячей.

Подвижная игра «Весёлые мячики»

Цели: развивать внимание, память детей, координацию движений; формировать интерес к

занятиям физкультурой.

Для игры используются разрезанные пополам резиновые мячики средней величины.

1.Дети идут по гимнастической скамейке, перешагивая через разложенные на ней полусферы.

2.    Дети с закрытыми глазами перешагивают через полусферы, лежащие на полу.

3.   Педагог раскладывает на полу полусферы, которых в 1,5-2 раза больше, чем детей. Под одну из полусфер спрятан «сюрприз». Каждому ребёнку поочерёдно даётся попытка отыскать спрятанный «клад», при этом ему необходимо помнить, какие полусферы уже открывались до него.

4. Для метания можно подвесить их на дерево. Вариант «Баскетбол».

Подвижная игра «Мячи»

Цель: развивать ловкость, интуицию, координацию движений. В прорезь резинового мяча вставляют и закрепляют один конец верёвки (подобие ёлочного шара), другой надевают петлей на карабин и прикрепляют к рукоходу. Количество мячей произвольное.

1.   Дети сначала бегут змейкой под рукоходом с подвешенными неподвижными мячами, а затем - под раскачивающимися, стараясь не дотронуться до них.

2.   Дети идут по гимнастической скамейке, стоящей над рукоходом. Необходимо пройти так, чтобы не задеть подвешенные раскачивающиеся мячи.

3.   Дети стараются попасть подвешенными мячами в установленный перед ними предмет.

Игры с использованием инвентаря, изготовленного из пластиковых бутылок

Подвижная игра «Цветик - семицветик»

Цель: развить глазомер и меткость.

Оборудование: восемь стаканчиков, вырезанных из пластиковых бутылок, скреплены в форме цветка канцелярскими скрепками (один стаканчик в центре, семь – вокруг него), восемь теннисных шариков или пластмассовых футляров от «киндер - сюрпризов».

Дети бросают шарики в цель  (цветик – семицветик)  и набирают баллы: попадая в центр цветка - 5 баллов, в лепестки - 2 балла. Также можно мишени придать форму треугольника, квадрата, линии и т.д.

Подвижная игра «Бутылочный канат»

Цель: развивать ловкость, координацию движений, выносливость

Оборудование: канат, сделанный из 15 бутылок, надетых на верёвку длиной 5 метров.

1.   Дети прыгают через лежащий на полу канат.

2.   Участники игры перепрыгивают через раскачивающийся канат, как через скакалку. Возможно, выполнение этого упражнения одновременно несколькими детьми.

3.   Дети перебрасывают мяч через подвешенный канат (как через сетку). Они участвуют в игре парами или командами.

4.   Канат используется в весёлой эстафете. Играющие пролезают под канатом или перепрыгивают через него (в зависимости от высоты расположения).

5.    Дети идут в колонне, держа рукой канат, и выполняют задания: ходьба змейкой, приседания и т.д. Канат используется в качестве связки.

Бутылки можно использовать, как кегли (утяжелить, насыпав в них песок, пшено, мелкие камни, фасоль). Использовать их в метании, как цель и игр в эстафеты.

Подвижная игра « Воронки»

Цель: развивать ловкость, глазомер, координацию движений, наблюдательность. Оборудование: воронки - верхушки, отрезанные от пластиковых бутылок (по количеству детей).

1.   В ходе эстафеты дети перекладывают теннисный шарик из воронки в воронку, стоя в шеренге.

2.   В ходе беговой эстафеты каждый ребёнок в обозначенном месте ставит свою воронку на другую (строим башню).

3.   В парах дети перекидывают друг другу из воронки в воронку теннисные шарики или футляры от «киндер - сюрприза»

4. «Самый ловкий». К воронкам прикрепить шнуры,  на концах которых футляр от «киндер - сюрприза». Постараться поймать воронкой «киндер-сюрприз».

Игры с разноцветными крышками от пластиковых бутылок

Игра «Сухой аквариум»

Цель: Снять напряжение, усталость, расслабить мышцы спины, плечевого пояса. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику рук.

Вариант 1. Купание рук — кисти, руки по локоть шуршание крышками.

Вариант 2. Выполнить задания:

  • какого цвета крышки?
  • крышек какого цвета больше?
  • разложи крышки по цвету.
  • кто быстрее соберет в тазик крышки того или иного цвета?

Вариант 3. «Чьи бусы длиннее», «Паровозик с вагончиками», «Дорожки», «Мостики», «Змейки».

Вариант 4. Строим пирамиды, башни.

Вариант 5. «Изучаем временные промежутки».

Утро - желтая крышка,

День - красная,

Вечер - синяя

Ночь - черная

«Неделя» - семь дней - семь разных цветов крышек.

Игра «Найди свой домик»

Детям раздаются разноцветные крышки от бутылок, а на полу также крышки разного цвета. Дети по сигналу должны найти аналогичного цвета крышку (свой домик) и подбежать к ней.

Игра «Найди пару»

Раздаются разного цвета крышки. Дети бегают, а по сигналу находят себе пару по цвету крышки.

Мягкие квадраты из поролона 20х20 см.

Цель: формирование правильной осанки, развитие ловкости, глазомера.

  1. Кто быстрее дойдет, не уронив квадрат с головы.
  2. «Кенгуру» - прыжки с зажатым квадратом между колен.
  3. «Метко в цель» - подвесить на веревку или дерево.
  4. Эстафеты с разными заданиями:
  • прыжки на одной ноге через квадраты;
  • на двух ногах;
  • правым и левым боком;
  • змейкой между ними;
  • бегом перешагивая через квадраты.

Массажеры сделаны из капсул от «киндер-сюрпризов» и крышек от бутылок, нанизанные поочередно на леску, а по бокам крепления-ручки - колпачки от фломастеров (используются для массажа ног, рук, спины, шеи, груди и для ОРУ).

Игрушки от «киндер — сюрпризов» используются для профилактики плоскостопия (собираем игрушки пальчиками ног)

Пушинки на веревочке (пушинки можно сделать из синтепона)

Цель: Развитие органов дыхания.

Игра «Сосчитай»

Круги из фанеры или крышки из под майонезных ведер с цифровыми обозначениями раскладываются по кругу. Дети бегают по кругу и слушают задания- 1+2=. Они должны сосчитать и  подбежать к кружку с цифрой 3.

Теннисные ракетки (вырезанные из фанеры)

Цель: Служат для координации движения.

Игры:

  1. Кто больше набьет теннисный мячик и не уронит
  2. Для обучения элементам игры в теннис. Для этого используются подвесные шары на веревочке. Выполняются удары справа, слева.
  3. Для метания в цель, подвешиваются на разной высоте и крепятся жестко или  на веревке.

Обще развивающие упражнения.

Для выполнения ОРУ также можно использовать предметы, изготовленные из бросового материала:

  • бутылки-погремушки послужат гантелями;
  • вееры из картонных цветных обложек альбомов для рисования;
  • ведерки из под майонеза, украшенные мишурой или цветной пленкой;
  • самодельные эспандеры, сделанные из широкой резинки и маленьких кусочков обруча используются в ОРУ, для развития мышц рук и ног.

Подвижные игры с использованием нестандартного оборудования мы проводим практически на каждом занятии. Родители могут не только познакомиться с этим инвентарем и правилами его применения, а также изготовить его в домашних условиях и использовать для игр с детьми в свободное время.

«Литература»

  1. Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно-методические материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры.- Волгоград, 2007.

Журналы

  1. Методист ДОУ. 2008. № 2 (Инновационные компоненты предметно-развивающей среды)
  2. Воспитатель ДОУ. 2008. № 2 (Веселая физкультура)

Играем с песком, водой и глиной

. Наступило долгожданное лето... Тело уже не сковано душной и тяжелой одеждой. Дни стали длинные-предлинные... Почти все свободное время можно проводить на улице. А там...А там можно наконец поиграть в то, во что не поиграешь в группе: в песок, камешки, глину, воду... Кстати. В Японии существует специальный парк, в котором взрослые получают редкую возможность побултыхаться, поваляться, изгваздаться в самых разных по густоте, липкости, вязкости и цвету видах грязи. Психологи считают, что это великолепное средство от стрессов. Почему? Такое валяние снимает бремя перфекционизма - стремления всегда быть безупречно хорошим, правильным. Оно освобождает эмоциональную спонтанность и ребенка, и взрослого. (Так что не побрезгуйте разделить с малышом его игру, и вы тоже получите пользу для своего здоровья!)

  Именно сейчас можно уделить время их «общению» с природными материалами: песком, водой, глиной. Какие же их свойства могут усвоить дошкольники? Они уже способны понять, что такое три состояния воды. Начнем с жидкого ее состояния - самого привлекательного для детей. Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, ее можно разлить. Познакомиться с этой особенностью воды дети могут на прогулке: например, вылить воду на асфальт, на пол веранды и понаблюдать за тем, как она разливается, а затем испаряется под лупами солнца (лужи высыхают).

Для уточнения представлений о текучести воды можно провести несложный опыт. Возьмите два ведерка (стаканчика и т.д.), наполненные водой, а также два-три предмета из твердого материала (кубики, камешки, палочки, деревянные спилы и т.д.). Сравните свойства воды и свойства этих предметов: вода льется, растекается, твердые предметы сохраняют форму. А есть ли форма у воды? Ответ на этот вопрос дети должны найти самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (баночки, формочки и тд). В заключение обобщите результаты экспериментирования: вода принимает форму сосуда, в который ее наливают.

Можно обратить внимание детей на то, что вода бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха (например, когда даем детям пить на прогулке).

Представление о воде как о жидкости без запаха сформировать у детей нетрудно. «Чистая вода ничем не пахнет», - убежденно говорят они. Труднее доказать, что вода не имеет вкуса. Утолив жажду, дети часто говорят: «Ух, вкусная!». Уточните смысл слов «вкус», «вкусная». Обычно дети свои вкусовые ощущения называют словами: «сладкий», «кислый», «соленый», «горький». Можно ли про воду сказать, что она сладкая, кислая, соленая, горькая? Таким доступным способом можно сформировать представление о том, что чистая вода не имеет вкуса.

Иногда дети ошибочно считают, что вода белого цвета. Как их переубедить? Предложите вспомнить предметы белого цвета. Можно взять лист бумаги и рядом поставить прозрачную баночку с водой или стакан. На основе наглядности дети убедятся: чистая вода не имеет цвета - она бесцветная.

С этим признаком воды непосредственно связан другой - прозрачность. Усвоить этот признак дети могут на прогулке. Предложите им бросить в таз (бассейн) с водой камешки. Можно спросить детей: всегда ли вода бывает прозрачной? Почему она бывает мутной? Прозрачная ли вода в реке, озере, луже? В заключение подведите детей к обобщению: чистая вода - прозрачная; мутная и грязная - непрозрачная.

У воды есть еще один признак, ознакомиться с которым дошкольнику интересно: способность поверхности воды отражать окружающие предметы. В тихий, безветренный день подведите детей к луже на асфальте. Рассмотрите, что отражается в воде. Старшим дошкольникам можно рассказать, что в старину, когда не было зеркала, люди рассматривали себя, наклонившись над рекой, бочкой с водой.

Сложнее всего сформировать представление о газообразном состоянии воды (туман, пар, тучи, облака), поскольку детей надо предварительно познакомить с таким физическим явлением, как испарение. В солнечный день вылейте на пол веранды воду. Пол под лучами солнца быстро высохнет, а вода в виде пара исчезнет на глазах у детей.

В повседневной жизни следует чаще привлекать их внимание к этому процессу: в аквариуме снизился уровень воды, высохла лужа на участке, поднимается пар из носика чайника, из-под крышки кастрюли и т.д. Вернулись с прогулки в сырой одежде - окна в раздевалке запотели, «заплакали».

Конечно, представления о превращении воды в газообразное состояние довольно сложны. Их полноценное формирование возможно при условии организации опытов, игр, упражнений. Возможно, что их усвоят не все дети. Но такая задача и не ставится.

Дети довольно рано начинают связывать переход воды из одного состояния в другое с температурой воздуха: холодно - вода замерзает, тепло – тает.

Наполните бутылку водой примерно на ¾. Опустите в нее соломинку. Предложите сильно подуть на верх соломинки. Когда ребенок подберет правильное положение губ, водяной тромбон начнет звучать. Медленно перемещая соломинку вверх-вниз. Продолжая дуть. Чем ниже опускается соломинка, тем ниже звук.

             А сколько удовольствия приносят детям игры с песком! Вспомним стихи Б. Заходера:

                                                      Пусть не сердятся родители,

                                                      Что измажутся строители,

                                                      Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

И не важно, что пока

Этот домик из песка!

Удивительные здания, подземные дороги и дороги, сбегающие с крутых гор, замки, крепости и глубокие колодцы, парки и сады со скульптурами из песка - все свидетельствует о богатой фантазии ребенка, его развитом воображении, умении трудиться. Работая с песком, дети воплощают свои замыслы, испытывают творческий подъем. Сколько у них выдумки и изобретательности. Сколько настойчивости! Но песок  строительный материал недолговечен. Стоит ли удивляться, что дошкольники успевают усвоить только первоначальные представления о свойствах песка: о  цвете, сыпучести сухого песка, липкости  влажного.

Дошкольников можно познакомить с еще одним свойством песка: влажный тяжелее сухого. Для этого следует организовать игры с песком «Испечем куличики». Предложите детям насыпать в  одинаковые по размеру ведерки сухой и влажный песок, сравнить, какое ведерко тяжелее. Пусть дети сами попытаются объяснить, почему ведерко с влажным песком тяжелее, почему сухой несом легче влажного. Тогда им будет понятно: что ветер разносит только сухой песок. Завершить такую работу можно, ознакомив детей с иллюстративным материалом о дюнах, пустынях: почему ветер наметает дюны, барханы, «выводит волны» на просторах пустынь.

Чтобы подвести детей к понимании того, почему песок пропускает воду; быстро сохнет, познакомьте их с его составом. Для этого каждому ребенку предложите положить на картон горстку песка, а картонки расположить по краю песочницы. Целесообразно поставить перед детьми познавательную задачу: «Внимательно рассмотрите песок найдите как можно больше особенностей у песчинок». Неожиданно для самих себя дети с удивлением обнаружат много интересного: песчинки неодинаковы по размеру (есть крупные и совсем маленькие), по цвету (попадаются темные и светлые), по степени блеска (одни блестят, другие матовые), в песке встречаются ракушки и т.д.

После этого детей несложно подвести к выводу, почему песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются по листу бумаги. Понятнее станет детям и причина быстрого высыхания песка: между песчинками есть свободное место, куда проникает ветер, солнечное тепло.

Поговорим теперь о глине. С глиной детям удобно заниматься на улице нестрашно, если они испачкаются, не надо торопить детей и напоминать о том, что занятие заучивается, можно помыть руки в тазике с водой или в ведерке, не боясь пролить воду. Целесообразно со свойствами глины знакомить во время лепки. Дошкольники сразу отметят, что глина мягкая, легко поддается воздействию: они мнут ее в руках, раскатывают в шарик колбаску, делают лепешки - угощение для кукол. Вылепленные фигурки подсыхают на скамейке под лучами летнего солнца. Педагог беседует с детьми о том, кто что слепил, каких добился успехов. Напоминает, что надо осторожно брать в руки сухую глиняную фигурку («Она может сломаться»); уточняет («Легко ломается, потому что хрупкая»). Уместно спросить детей, какие еще хрупкие материалы и предметы  из глины  они знают. Так постепенно подводим детей к знакомству с понятием «хрупкий», т.е. такой, который ломается, рассыпается на части от удара, падения. Можно сначала предложить детям ударить по куску сухой глины и сравнить рассыпавшиеся частички с песком, и только затем сказать, что означают понятия «хрупкий» и «сыпучий». Вспомните вместе с детьми о тех предметах из глины, которые им знакомы (игрушки народных мастеров, керамическая посуда, фаянсовая и фарфоровая, сувениры).

Можно провести занятие на сравнение песка и глины. Для этого на дощечку для лепки поместите порошок глины и песок. Спросите, чем различаются частички глины и песчинки, в чем их сходство. Дети сами увидят различия. Надо только отметить одну из главных особенностей глины-, частички ее связана, скреплены между собой, поэтому глину нельзя пересыпать, сырая глина вязкая, липкая, пластичная, а песчинки рассыпаются.

Чтобы познакомить со свойством глины не пропускать воду, можно организовать игры на участке детского сада, например, предложите слепить из глины тарелочку, мисочку, чашку, а в утрамбованном песке сделать углубление. Потом налейте воду в глиняные изделия и в углубление в песке. Спросите: почему вода в глиняной посуде держится, а в песке нет?

Детям нравится строить запруды в ручейке, дамбы в луже, в песке. Они убеждаются: песок опускается на дно; прочную дамбу или запруду можно сделать из глины: она не пропускает воду.

Для закрепления и уточнения представлений о глине предложите детям решить логические задачи. Например, такую: «В теплый летний день дети пошли в лес. Вдруг начался ливень. Дети промокли и заторопились домой. Стали спорить, по какой дороге идти: по короткой, но глинистой или длинной, но песчаной. Все выбрали длинную. Только Саша пошел по короткой. Дети пришли домой, переоделись в сухую одежду, сели обедать - и только тогда появился Саша, мокрый, грязный, сердитый. Почему Саша так долго добирался до дома? Ведь он пошел по короткой дороге... А какую дорогу выбрали бы вы в солнечный день, после дождя? Объясните почему».

Уточнить знания о свойствах глины поможет практическая деятельность. Игра «Пекарня», в ходе которой дети лепят из глины булочки, батоны, или игра «Гончарная мастерская» заинтересуют их не меньше. Хорошо организовать мастерскую по изготовлению сувениров, игрушек по образцу дымковских, филимоновских, каргопольских. Такие игры не только развивают творчество дошкольников, но и помогают им в доступной и интересной форме познать свойства и качества природных материалов.

Игры с песком, водой и глиной любимое занятие детей на прогулке. Развитие познавательной активности об окружающем мире и о себе. Стимулировать освоение детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребёнку получить знания. Формирование положительного отношения к миру. Таким образом, каждый день, проведенный в детском саду, мы стараемся сделать для детей интересным, познавательным, радостным, полезным для здоровья.  

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти помог!

           Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало.

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру….

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу

 ЦВЕТНЫЕ ИГРЫ И СКАЗКИ (ПРИМЕНЕНИЕ ЦВЕТА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД)

 

С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к обучению детей. При этом напряженная социальная и экологическая обстановка оказывает негативное влияние на развитие детской психики. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых технологий, способствующих интенсификации процесса обучения в сочетании с сохранением психологического здоровья детей

Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом всегда интересовали исследователей души, которые пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человека. Человеческий организм, по представлениям индийских йогов, состоит из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека. В сочетании с направленным музыкальным воздействием цвет может приводить к исцелению даже в самых сложных случаях. Речь идет не только об органических заболеваниях, но и о тяжелых психозах.

Разработанность на сегодняшний день теории цветового влияния на все живое и применение ее в практической деятельности дает возможность утверждать, что цвет позволяет за считанные минуты по характеру предпочтения «вычислить» то интимно-внутреннее, о котором порой не догадывается и сам человек. Цвет жизненно необходим всякому, ибо питает тело и поддерживает душу. Он жизненно важен для медиков и художников, психологов и строителей, педагогии и рекламщиков, учёных и политиков. Цвет созвучен душевным состояниям, родственен психическим процессам, близок самому важному, самому глубокому, наиболее истинному в наших душах.

В образовательной экспериментальной деятельности исследователи полагались на тот факт, что символическое значение цвета, его «психологический код» действительно объективны и не зависят от положения того или иного цвета в ряду индивидуального цветопредпочтения.

М. Люшер. синтезировав все имевшиеся в его распоряжении данные о психологическом воздействии определенных цветов, создал для каждого из них перечень генерируемых им сдвигов в состоянии организма (в самочувствии, в настроении, в характере понимания). При этом действие каждого цвета и специфика его внутреннего значения не зависит от отношения человека к нему. Цвет может нравиться или не правиться, но характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными, вне зависимости от состояния организма в момент воздействия. Таким образом, символическое значение цвета, его «психологический код» действительно объективны и не зависят от положения того или иного цвета в ряду индивидуального предпочтения. Каждый цветовой оттенок производит одно и то же действие на любой организм, вызывает вполне определенный сдвиг в состоянии всякой биосистемы, будь то мышь или человек. Качественное своеобразие цвета очень тонко и четко дифференцировано.

Известный психиатр В.М. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры». Цветовая гамма мира, ее восприятие, ассоциативные возможности цветов играют в жизни людей чрезвычайно важную роль.

Тот факт, что воздействие цвета на человека и его психику, различает три вида воздействия цвета на человека: физическое, оптическое и эмоциональное, позволяет утверждать, что активное целенаправленное применение цвета в образовательном процессе с учетом индивидуальных особенностей восприятия его может способствовать повышению зрительных памяти и внимания у детей. Таким образом, педагог получает дополнительную возможность влиять на восприятие обучающегося, на детское внимание, запоминание.

Интенсивные положительные эмоции могут выполнять роль побудителя деятельности. При активном применении определенных приятных для ребенка цветов в процессе обучения, эмоциональный фон обучающегося может корректироваться. Тем более что,  мотивом деятельности ребенка является его стремление к собственному развитию в процессе обучения и творчества, действию вместе с другими и для других, к познанию нового и интересного.

Таким «творческим и интересным» может служить и участие ребенка в создании «цветных сказок».

Процесс сочинения сказок — это не только возможность разбудить воображение ребенка и развить его мыслительные способности. Это возможность помочь маленькому человечку адаптироваться к жизни. Воспроизводя жизненные ситуации в сказке, сталкивая своих героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребенок смягчает внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности.

Процесс сочинения сказок — это не только возможность разбудить воображение ребенка и развить его мыслительные способности. Это возможность помочь маленькому человечку адаптироваться к жизни. Воспроизводя жизненные ситуации в сказке, сталкивая своих героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребенок смягчает внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности.

Внимательный педагог увидит за обычными образами и поступками героев скрытые проблемы и конфликты. Он сумеет направить детское воображение в такое русло, где таятся скрытые ресурсы личности ребенка.

Почти в каждом занятии по цвету дети знакомятся с очередной сказкой. Мотивы пройденных, уже знакомых сказок расширяют представление детей о мире, взаимоотношениях героев и способах разрешения конфликтов. Излюбленные сюжеты переносятся детьми из одного цвета в другой. Так, розовый слон, символизирующий счастье, легко перекочевал в синий цвет, а зеленоватое привидение — в белый.

Следует добавить, что такие упражнения как превращение в предмет или одушевление предмета имеют очень большое значение для развития творческих способностей детей. Чтобы сочинять сказки, надо несколько иначе видеть мир. В сказках цветы и деревья могут передвигаться, животные и камни разговаривать, чайники и светофоры — думать... Когда ребенок превращается в гриб или кузнечика, ему легче понять «душу» этого предмета. Когда ребенок говорит от имени предмета, он ощущает более глубокую связь с ним. Сравните два описания.

Оранжевая морковь растет в земле, созревает.

Оранжевая морковь умеет расти, созревать, сидеть в земле.

Слово «умеет» сразу создает сказочный контекст для предмета, одушевляет его, делает живым и способным к самостоятельным действиям. А оживший предмет — отправная точка для творчества.

Ниже приводится примерная схема, на которую можно опираться при сочинении сказок.

  1. Выбор главного героя (желательно дать ему имя).
  2. Создание места, в котором приятно находиться герою.
  3. Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они существуют).
  4. Описание любимых и нелюбимых занятий главного героя.
  5. Рассказ о главной мечте (желании) героя.
  6. Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте. (Кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою или он сам справился со всеми трудностями?)
  7. Завершение сказки. (Осуществилась ли мечта героя?)

РАССЛАБЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ

Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабиться.

Для чего необходимо расслабляться? Важным моментом при взаимодействии с цветом является способность открыться интуитивным знаниям, то есть ощутить, прочувствовать, осознать. И ничто не помогает так проникнуть в мир интуитивной мудрости, как умение расслабиться.

Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии, пробуждает дремлющий творческий потенциал... Расслабление — это забота о самом себе, это помощь самому себе, это создание условий для нормальной работы своего организма. Потому что в процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

При необходимости можно уделить некоторое время обучению детей расслабляться, умению ощущать и чувствовать свое тело.

Расслабление по контрасту с напряжением

При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением мы привлекаем внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи, лица). Контрастными парами могут быть слова:

Твердый — мягкий.

Сильный — слабый.

Холод — тепло.

Сосулька — водичка.

Движение — сон.

Страх — доверие.

Злой — добрый.

В качестве вариантов упражнения можно предложить следующие.

  1. Детям предлагается максимально напрячь, сделать твердыми пальцы рук («коготки тигра») и подержать их в таком положении. Педагог обходит детей, проверяет, достаточно ли твердыми стали пальцы и кисти рук. Затем детям предлагается расслабить пальцы, свесить кисти рук, сделать их мягкими и слабыми (вместо «коготков» — «мягкие лапки»). Ведущий проверяет, достаточно ли расслабленными стали пальчики.
  2. Детям предлагается стиснуть зубы, прищурить глаза, сделать свое лицо злым и грубым, почувствовать напряжение в мышцах лица. Можно потрогать лицо своими пальчиками и ощутить, какими твердыми стали мышцы губ, челюстей, лба. Затем дети расслабляют лицо, делая его мягким, добрым, спокойным. Нежно поглаживают пальчиками щеки, губы, подбородок, лоб, ощущая покой и расслабленность мышц.
  3. Детям в положении стоя предлагается «замерзнуть», сжаться от холода, напрячь мышцы шеи, плеч, рук, почувствовать их твердость и зажатость. Педагог проверяет, насколько напряглись мышцы тела, дотрагиваясь до каждого ребенка. Затем ведущий ласково гладит каждого ребенка по голове, шее, плечам, рукам, предлагая «согреться», расслабиться, почувствовать тепло и мягкость во всем теле. Руки у детей свисают вдоль туловища, голова легонько падает на грудь. Ведущий проверяет расслабленность, поднимая руки детей. Мягкая и расслабленная рука будет падать сама, без всякого сопротивления.

Расслабление с фиксацией внимания на дыхании

Почти все динамичные упражнения, игры и танцы рекомендуется заканчивать расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное, замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает глубже расслабиться.

Живот во время вдоха должен подниматься, а во время выдоха опускаться. Внимание следует сосредоточить на животе, добиваясь более полного и глубокого выдоха. Вдох происходит самопроизвольно и не требует особого внимания. Расслабление в сочетании с дыханием можно выполнять сидя или стоя, но чаще всего это происходит в положении «лежа».

Педагог «ведет» детей своим голосом: вдо-о-о-х-х... вы-ы-до-о-х... мягче... легче... Тело не двигается... ручки лежат спокойно... расслабленно... Дышим животиком... мягче... легче... Молодцы. У вас замечательно получается...

Занятие «СТРАНА ЦВЕТА»

  1. Расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать.
  2. Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде и числе.
  3. Обучение умению ясно и четко излагать свои мысли, делать выводы и обобщать.
  4. Практическое усвоения деления слов на слоги на примере слова «разноцветный».
  5. Развитие слухового и зрительного внимания.
  6. Формирование вкусовых образов.
  7. Формирование умения плавно и длительно выдыхать.
  8. Развитие мелкой моторики пальцев и координации движения. Формирование умения произвольно расслаблять мышцы тела.
  9. Воспитание способности внимательно и терпеливо слушать других.
  1. Развитие фантазии и творческого воображения.
  2. Воспитание эстетического отношения к цвету и краскам.

Оборудование и материалы

Разноцветные предметы: игрушки, листья, ягоды и цветы из бумаги, ткани, бусы, кубики, нитки, клубки, пуговицы, карандаши, фломастеры, и т. д.

Иллюстрации с видами природы.

Ход занятия

Вступление

Сегодня нам предстоит совершить необычное путешествие, путешествие в страну цвета. Какие цвета вы знаете?

Назовите свой любимый цвет. Почему он вам нравится больше других?

Зачем нужны разные цвета?

Представьте себе, что на земле исчезли все краски, кроме черной и белой. Какое настроение вызывает черно-белый мир?

Погружение в цвет

Упражнение 1. Сказка о том, как появился разноцветный мир

Давным-давно, когда весь мир был только белым и черным, жили на Земле две могущественные феи: фея Тьмы и фея Света.

Фея Света озаряла весь мир чудесным искрящимся светом. Когда же наступала ночь, то приходила фея Тьмы, укрывала Землю черным покрывалом, и все предметы становились черными-пречерными.

Так они сменяли друг друга долгие годы и века. Но всему на свете приходит конец. И в один прекрасный день фея Света решила подарить Земле краски. Взмахнула она своим волшебным светящимся лучом, и предстали перед нею цветные феи, словно сотканные из разноцветных сверкающих искорок. Одна фея была голубой, другая розовой, третья — фиолетовой, четвертая — оранжевой... Фей было много: всех цветов и оттенков.

— Дорогие феи, — сказала могущественная фея Света, — вам предстоит нелегкая работа: осветить своими цветными лучами Землю и сделать ее разноцветной, нарядной и радостной.

Только взмахнула Голубая фея волшебным голубым лучом, как посыпались на Землю голубые искры света — и сразу заголубели васильки и незабудки, вода в озерах и небо над Землей.

Только взмахнула Розовая фея своим волшебным лучом, как полились на Землю розовые потоки света — и сразу порозовели щеки у детей, розы в садах и лесные гвоздики, а розовый рассвет осветил облака в утреннем небе.

Славно потрудились все феи... С той поры преобразилась Земля и расцвела яркими красками, радуя людей пестротой своих роскошных и разноцветных нарядов.

  • Понравилась ли вам сказка?
  • Что интересного вы узнали из этой сказки?

Упражнение 2. Феи

У каждого из вас есть любимый цвет. Выберите себе кружок любимого вами цвета (Дети выбирают кружки из картона). Теперь вы феи. Назовите себя. (Я — синяя фея, я — красная фея...)

Посмотрим, насколько внимательны феи цвета. Сейчас я буду называть разные предметы. Если это синий предмет, то свой кружок поднимет «синяя фея», если он красный — то «красная»... А если предмет бывает разных цветов, то свои кружки могут поднять сразу несколько фей. Например, какого цвета роза? Правильно, она бывает и белой, и красной, и желтой...

Приготовились? Слушайте.

Апельсин, снег, море, небо, василек, лимон, лиса, вишня, банан, медведь, крот, колокольчик, лес, одуванчик, баклажан, солнце, платье, сирень, огонь, мак, цыпленок, туча, сливы, трава, ворона, заяц. 26. Давайте посмотрим на картины природы (демонстрируются иллюстрации с изображением цветов, животных, заката, моря, гор и т. д.). Расскажите, дорогие феи, какую работу вы совершили на Земле, что в природе вы окрасили в свой цвет. Синяя фея. Я окрасила в синий цвет воду, васильки, вечернее небо... Желтая фея. Я окрасила в желтый цвет солнце, цыплят, одуванчики...

Упражнение 3. Цветик-семицветик

Посмотрите на волшебный цветок. Кто знает название этого цветка? Почему его так называют? Определите, какого цвета каждый лепесток у этого цветка. Знаете ли вы, из какой сказки прибыл этот цветок и почему он считается волшебным? Прибыл он из сказки «Цветик-семицветик», а волшебный потому, что может исполнять желания. Надо только оторвать лепесток и сказать волшебные слова: «Лети, лети, лепесток...».

Загадайте желание и оторвите лепесток от волшебного цветка. Помогите ветру унести ваш лепесток, подуйте на него длительно и плавно... Вдох делаем носом, а выдох — ртом. Выдыхая, чуть-чуть втягиваем в себя животик. Молодцы. Хорошо. Когда-нибудь ваше желание непременно сбудется.

Упражнение на дыхание выполняется несколько раз. Цветок лучше сделать из тонкой бумаги и продублировать лепестки, чтобы хватило всем детям.

Упражнение 4. Раз-но-цвет-ный

У волшебного цветка все лепестки разных цветов. Как одним словом описать его цвет? (Разноцветный.) Правильно, он раз-но-цвет-ный. Это очень длинное слово. И чтобы оно легко произносилось, поделим его на части.

Сначала дети проговаривают слово «разноцветный» вместе с педагогом, отхлопывая части слов, подсчитывают количество частей в слове. После этого дети перебрасывают друг другу разноцветный мяч, поочередно называя каждый последующий слог. Слово проговаривается три-четыре раза.

Упражнение 5. Сказка «Знаменитый дождь в Пьомбино» (Дж. Родари)

Однажды в Пьомбино дождем посыпались с неба конфеты. Конфеты были словно большие градины, но не белые, а разноцветные — красные, зеленые, голубые, фиолетовые. Один мальчик взял в рот зеленую конфету — просто так, чтобы попробовать, и обнаружил, что она мятная. А другой попробовал красную, и оказалось, что конфета земляничная.

— Да это настоящие конфеты! Самые настоящие! — обрадовались ребята и бросились набивать ими карманы. Но сколько они не собирали, конфет меньше не становилось — они по-прежнему дождем сыпались с неба.

Дождь этот шел недолго, и все же улицы в городе сплошь покрылись, словно ковром, душистыми конфетами, которые похрустывали под ногами, как мелкие льдинки. Ребята, возвращавшиеся из школы, успели еще наполнить сладостями свои портфели. И старушки тоже несли домой узелки с конфетами.

Это был великолепный праздник!

До сих пор люди ждут, что с неба опять посыплются конфеты, но облако, из которого они сыпались дождем, больше не появлялось ни над Пьомбино, ни над Турином и, вероятно, никогда не пройдет даже над Кремоной.

Что вам больше всего понравилось в сказке?

Упражнение 6. Мою руки

Кто из вас захотел бы оказаться в таком месте, где с неба падают конфеты? Все? Замечательно. Что-то мне подсказывает, что скоро над нами появится разноцветное конфетное облако. Давайте подготовимся и на всякий случай «помоем руки». Педагог читает стихотворение М. Яснова «Я мою руки». Перед началом дети энергично «намыливают» руки, разминая ладони и пальцы.

Мыло бывает

Разным-преразным:

Синим,

Зеленым,

Оранжевым,

Красным...

Но не пойму,

Отчего же всегда

Черной-пречерной

Бывает вода?

(дети намыливают руки; соединяют подушечки указательных пальцев соединяют подушечки средних пальцев соединяют подушечки безымянных пальцев соединяют подушечки мизинцев отображают эмоцию удивления: поднимают вверх брови, округляют глаза, приподнимают плечи, разводят в стороны руки...после окончания упражнения расслабляют мышцы тела, свободно свесив руки, слегка согнув колени и наклонив голову вперед)

Упражнение 7. Конфеты

Кажется, я слышу шум дождя. Закройте глаза и послушайте. (Педагог шуршит конфетными фантиками.) Подставьте ладони под разноцветный конфетный дождь. (Педагог кладет в ладони каждому ребенку по одной — две конфеты в разноцветных фантиках.) Назовите, какого цвета конфета упала в ваши руки.

Попробуем конфету на вкус. Какая она? (Твердая, сладкая, ароматная, душистая, вкусная.)

Итог занятия

Сегодня мы побывали в волшебной стране, где встретились с самыми разными цветами. Что вам больше всего понравилось на занятии?

В таких «разноцветных сказках» можно использовать все цвета.

Используемая литература:

  1. Тренинг по сказкотерапии / Под. рея. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2000
  2. Е.Н.Устюжанинова, Т.О.Никитина и др. Применение цвета в образовательном процессе старших дошкольников. Самара: СФ МГПУ, 2010
  3. В.Ф.Молчатская, Т.О.Никитина и др. Изобразительная деятельность в системе оздоровительной работы с дошкольниками. Самара: изд-во СИПКРО, 2006.
  4. Н.М.Погосова. Цветовой игротренинг. СПб.: Речь, 2007

                                             ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ

В июне логопед продолжает работать с детьми индивидуально. Коррекционная работа продолжается и вне занятий в кабинете, перемещаясь на прогулку. Летом на воздухе легко проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, игры на закрепление и автоматизацию сформированного звукопроизношения, на развитие общей и мелкой моторики, речевые игры на развитие грамматического строя речи, связного высказывания.

На прогулке игры и упражнения  могут проводиться индивидуально или объединяя детей в малые подгруппы по дефекту речи.

Очень полезны для развития  детей с нарушениями речи игры с мячом. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, нормализует поведение гиперактивных детей.

Трудно переоценить роль мяча в физическом развитии детей. Прогулка - очень удачное место как для индивидуальных игр с мячом, так и для коллективных: ничто не стесняет движений, отсутствует боязнь что-то разбить или кого-то толкнуть. Цель этих игр определяет логопед.

Например, для закрепления правильного произношения гласных, выделения их из ряда других звуков удобна игра «Гласный звук услышат ушки». Логопед называет ряд звуков, а дети подбрасывают мяч, когда услышат гласный.

Для различения гласных и согласных звуков на прогулке проводится  игра «Разноцветные мячики». Красный - гласный, синий — согласный.

Активизирует словарь детей, развивает фонематические представления игра «Звуковая цепочка». Первое слово говорит логопед и передает мяч ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук нового.

В игре «Слог да слог - и будет слово» закрепляется умение детей образовывать новые слова. Первую часть слова говорит взрослый — вторую ребенок.

Есть и универсальная игра «Мяч бросай и животных называй». Можно использовать любое другое обобщающее понятие: овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д.  Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе» проводится для активного использования в речи глаголов и согласования слов в предложении. (Солнце что делает? — Светит, греет. Птицы что делают? — Летят, щебечут.)

Таких игр с мячом можно придумать множество. Они оживляют коррекционную работу, вызывают интерес у детей.

В летнее время в жизни дошкольников большое место занимают игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камешками.

Помимо огромного удовольствия, которое доставляют ребятам эти игры, они способствуют развитию мелкой моторики, фантазии, конструктивных способностей.

Природный материал можно эффективно и вместе с тем непринужденно использовать в коррекционной работе.

Определенные возможности открываются для обучения детей грамоте, для закрепления навыков написания букв и слов: рисование палочкой по песку, выкладывание букв камешками, лепка их из глины.

Игры на прогулке могут быть самыми разнообразными и наполненными увлекательным и полезным содержанием. Так логопед, воспитатель и родители могут проводить время с детьми интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.

Игры с мячом,

направленные на развитие мелкой моторики

Комплекс  «Разминка» для развития мелкой моторики, с использованием небольших мячиков или шариков «Су-Джок». Они легко помещаются в ладошки детей, не выскальзывают из рук.

Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю.

«Здравствуй, мой любимей мячик!» -

Скажет утром каждый пальчик.

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Только брату отдает:

 Брат у брата мяч берет.

                                                                           

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад – вперед его качу;

Вправо-влево – как хочу.

                                                                     

Танцевать умеет танец

 На мяче мой каждый палец.

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Мячик мой не отдыхает –

Между пальцами гуляет.

 Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

 Сверху левой, снизу правой –

 Я его катаю браво.

 

Поверну, а ты проверь –

Сверху правая теперь!

Игры с мячом,

направленные на развитие ориентировки в пространстве

Комплекс «Фокусник»

Рекомендуется проводить после комплекса «Разминка».

Дети с недостатками произношения часто совершают ошибки в использовании предлогов.

Непринужденная игра поможет им научиться правильно употреблять предлоги, совмещая это занятие с упражнениями для развития мелкой моторики.

      Ловко мячиком играем

      И предлоги называем.

      За рукой и под рукой,

     Из – под кисти на покой.

             

Над рукою мяч кружит,

От нее теперь бежит.

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану.

Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу.

Из – за спинки выну мячик,

Возле ног моих поскачет.

Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу.

Мяч снаружи, мяч внутри,

По руке качу – смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой –

Вот я фокусник, какой!

 Игра «Вратарь»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения.

Ход игры:

Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок:                              Вратарем зовусь не зря:

                                           Мяч всегда поймаю я.

Логопед:                           Раз, два, три –

                                         Справа (слева, прямо) мяч,

                                                                       смотри!

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики.

Оборудование: маленькие мячики или шарики.

Ход игры:

Дети садятся на корточки в форме круга. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции логопеда: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.

Игра «Мячик прыгает ко мне – по груди и по спине»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа – слева, впереди – сзади), закрепление употребления предлогов.

Оборудование: мячи сделанные из ткани, теннисные мячи.

Ход игры:

Дети выполняют задания по инструкции логопеда.

Логопед:

                                      В правую руку свой мячик возьми,

                                      Над головою его подними

                                      И перед грудью его подержи.

                                     К левой ступне не спеша, положи.

                                     За спину спрячь и затылка коснись.

                                     Руку смени и другим улыбнись.

                                     Правого плечика мячик коснется

                                     И ненадолго за спину вернется.

                                     С голени правой да к левой ступне,

                                     Да на живот – не запутаться б мне.

Игра «Попади в ворота»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа – слева, впереди – сзади, прямо), развитие моторики.

Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из кубиков.

Ход игры:

По заданию логопеда дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка).

 Логопед:

                                           От ворот -  поворот

                                           Вправо и наоборот.

                                   

Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа – слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.

Ход игры:

 Дети становятся  в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»

Игра «Справа, слева, впереди – в обруч точно попади»

Цель:  закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счета.

Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.

Ход игры:

Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Логопед предлагает ребенку следующие задания:

  •  Какой обруч находится слева (справа)?
  • Стукни три раза мячом в левый обруч.
  • Стукни четыре раза мячом в левый обруч.
  • Стукни мячом два раза перед собой и четыре

раза в правый обруч.

  • Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре

раза перед собой.

                                                                           

Игра «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»

Цель игры: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.

Оборудование: дорожка из трех – пяти обручей, мячи.

Ход игры:

Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч:

                                                          Я вдоль обручей иду,

                                                          В каждый обруч попаду.

Возможны варианты: начать с первого обруча; начать с последнего обруча; пройти дорожку туда и обратно; пройди дорожку, ударяя мячом справа (слева) от себя.

Усложнение: попади мячом во второй, в пятый обруч и т.д.

Игра «Бросаемся слогами».

Один ребенок называет какой-нибудь слог, бросая мяч следующему,  а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.
Примеры:
- Ко - …мар; … са; …тёнок; …рабль.
- Са - …молёт; …поги; … мовар.
- Де - …рево; …вочка; …ти.

Важно! Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся. КО – ляс – ка. Но не кА –ля –Ска.

Игра «Назови слово».

Играть можно и группой и вдвоем. Для игры лучше использовать небольшой мяч.
Местоимения. Один бросает мяч называет местоимение. Задача ловящего мяч назвать слово, соответствующее названному местоимению. Пример: она - картина; он - чемпион; оно - солнышко.

Усложненный вариант: ему - слону; ей - кукле, им - собакам; от нас (от них) - от девочек.

Игра "Скажи наоборот"

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ          
                     (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

Литература:

  1. Воробьева Т.А. Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. СПб:КАРО,2004.96с
  2. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений./ сост. О.Е.Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация летней оздоровительной работы

Система мероприятий по оздоровлению дошкольников в летний период...

Организация летней оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

Создание условий, планирование работы, осуществление контроля  -  все это поможет качественно организовать работу коллектива детского сада в летний период....

План организации летней оздоровительной работы в детском саду

Цель:создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы с детьми и развития познавательного интереса воспитанников в летний период.Структура плана:...

Справка о проведении неплановой проверки по организации летней оздоровительной работы в МАДОУ «Солнышко».

Справкао  проведении  неплановой  проверки   по организации   летней  оздоровительной   работы  в  МАДОУ «Солнышко».Проверка  организац...

организация летней оздоровительной работы в ДОУ

как организовать летний отдых дошкольников в условиях ДОУ...

План управленческой работы по организации летней оздоровительной работы

Цель: создать в детском саду условия для организации разноплановой познавательнойи оздоровительной деятельности воспитанников, их физического, художественно-эстетическогои психического развития.Задачи...