Кружковая работа " народные подвижные игры "
календарно-тематическое планирование по физкультуре (старшая группа) на тему

Портнова Жанна Николаевна

Перспективный план работы кружка разработан на весь учебный год и включает в себя по 4 занятия ежемесячно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_zhanna_avtosokhranennyy.docx57.22 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность : Мы живём в многонациональном обществе, в котором всё больше зла и жестокости по отношению к людям иной нации, иного вероисповедания, иных национальных жизненных традиций. Я обратила внимание на то, что народные игры, и русские, и украинские, и пр., почти исчезли сегодня из детства. Сохранение и возрождение национальной культуры является ныне одной из первостепенных задач. Что бы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формировать стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают, воспитывать в детях толерантность. Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так у меня возникла необходимость в создании кружка народных подвижных игр.

Проблема: Недостаточное количество времени уделяется взрослыми организации народных игр для детей. В этом случае дети даже просто не знают названий каких-то игр, и не могут самостоятельно играть или организовать игру, не говоря уже о том, что игры у разных народов разные.

Цель: Повысить двигательную активность детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр, воспитывать интерес и любовь к подвижным играм разных народов.

Задачи:

• учить играть в народные игры в коллективе;

• удовлетворять потребности детского организма в движениях;

• развивать двигательные, скоростно-силовые качества, общую выносливость;

• развитие глазомера и силы рук; укрепление у детей силы мышц рук и туловища;

• знакомить детей с играми разных народов, дать представления о традициях, особенностях жизни людей разных национальностей;

• развивать речь - двигательные навыки;

• развивать словарный запас детей;

• развивать детский кругозор

Сентябрь

. Русские народные игры

(С мячом)

Задачи: Знакомить детей с играми русского народа, укладом жизни, обычаями, символикой.

1 неделя

1.«Мячик сверху» (развивать глазомер, меткость, быстроту реакции) Сюжетная игра

2.»Большой мяч» (развивать глазомер, тренировать меткость) Игра-соревнование

Атрибуты: мячи

2 неделя 

1 «Мячик сверху» (развивать быстроту, меткость, быстроту реакции) Игра-состязание

. 2. «Гонка мяча по улице» (Тренировать внимание, развивать ловкость) Сюжетная игра

Атрибуты: мячи

3 неделя

1. «Гонка мяча по улице» (тренировать внимание, развивать ловкость)

2. «Передал - садись» (развивать ловкость, силу, выносливость) Игра-состязание

Атрибуты: мячи

4 неделя

1. «Передал - садись» (развитие ловкость, силу, выносливость) Сюжетная игра

2.» Мячик сверху» (развивать глазомер, меткость, быстроту реакции )      

3.. «Гонка мяча по улице»(Тренировать внимание, развивать ловкость) Игра-состязание

Атрибуты: мячи

Октябрь

Украинские народные игры

Задачи: Познакомить детей с «братским украинским народом», обратить внимание на языковое сходство, и обычаи, познакомить с флагом, гербом.

1 неделя

1.»Хлебец» (Развивать координацию движений, ловкость)

2.»Перепелочка» (развивать быстроту реакции на сигнал) Сюжетная игра

Атрибуты: маски для водящих

2 неделя

1.»Хлебец» (Развитие координации движений, ловкости)

2.»Мак» (Развитие координации движений, навыков общения) Сюжетные игры

Атрибуты: шапочки для водящих

3 неделя

 1. »Мак»(Развитие координации движений, навыков общения)

2.»Колдун»(Воспитывать быстроту и ловкость) Сюжетные игры

Атрибуты: шапочки для водящих

4 неделя

 1.»Колдун»(Воспитывать быстроту и ловкость)

2.»Хлебец»(Развитие координации движений, ловкости)

3. .» Перепелочка » (развивать быстроту реакции на сигнал. Сюжетные игры

Атрибуты: шапочки для водящих

ноябрь

Белорусские народные игры

Задачи: Познакомить детей с играми белорусского народа, объяснить, что все эти народы (русский, украинский, белорусский) объединены в один славянский народ, рассказать об обычаях этого народа, реликвиями.

 1 неделя

1.» Круглый хрящик» (Совершенствовать скоростно-силовые способности)

2.»Прела-Горела» (Воспитывать быстроту, умение действовать по сигналу). Игра-соревнование

Атрибуты: шапочки для водящих

2 неделя

1. .»Прела-Горела» (Воспитывать быстроту, умение действовать по сигналу) .

2.»Заяц-месяц» (Воспитывать ловкость и быстроту). Игра-соревнование

Атрибуты: шапочки для водящих, маска зайца.

3 неделя

1. .»Заяц-месяц» (Воспитывать ловкость и быстроту)

2.»Ежик и мыши» (Совершенствовать координацию движений и ловкость). Сюжетные игры

Атрибуты : маски Ежика и мышей, зайца

4 неделя

1. Ежик и мыши» (Совершенствовать координацию движений и ловкость) .

2. .» Круглый хрящик» (Совершенствовать скоростно-силовые способности) игра-соревнование

3. .»Заяц-месяц» (Воспитывать ловкость и быстроту) Сюжетные игры

Атрибуты :маски ежика, мышей, зайца.

Декабрь

Армянские и Грузинские народные игры

Задачи: Познакомить детей с народами, населяющими край Северного Кавказа, их национальной одеждой, играми, символикой, обычаями.

1 неделя

1.»Беспокойный мяч» (Развивать силу, ловкость, выносливость) .

2. .»Земля, вода и воздух» (Воспитывать быстроту, внимание, меткость) Бессюжетная игра

Атрибуты: мяч

2 неделя

1. .»Земля, вода и воздух» (Воспитывать быстроту, внимание, меткость) .

2. Перетягивание палки» (Воспитывать умение действовать по сигналу, тренировать мышцы рук) игра соревнование

Атрибуты: палка, мяч.

3 неделя

 1.» .Перетягивание палки» (Воспитывать умение действовать по сигналу, тренировать мышцы рук) игра – соревнование

2.»Игра в колокол» (воспитывать быстроту и ловкость) игра – соревнование

Атрибуты: палка, колокольчик

4 неделя

1. «Игра в колокол» (воспитывать быстроту и ловкость) Игра-соревнование

2.» .»Беспокойный мяч» (Развивать силу, ловкость, выносливость) бессюжетная игра

3. .»Земля, вода и воздух» (Воспитывать быстроту, внимание, меткость) Бессюжетная игра

Атрибуты: колокольчик, мяч

. Январь

Литовские народные игры

Задачи: Познакомить детей с литовским народом. Рассказать о соседях, граничащих с этим государством, познакомить с флагом и гербом этого народа.

1 неделя

1.«Кошка и мышка» (Развивать ловкость, выносливость, действовать по сигналу) ) Сюжетные игры

2.»Ловля рыб» (Развивать ловкость, выносливость, действовать по сигналу) Игра-соревнование

Атрибуты :маски кошки, мышки, рыб.

2 неделя

 1.» Ловля рыб» (Развивать ловкость, выносливость, действовать по сигналу) Игра-соревнование

2.»Волчонок» (Развивать, ловкость, выносливость, координацию движений )  Сюжетная игра

Атрибуты: маски лягушек, волчонка

3 неделя

 1. .»Волчонок» (Развивать, ловкость, выносливость, координацию движений) . Сюжетная игра

2.»Птичка» (Формировать творческое воображение) Бессюжетная игра

Атрибуты :маска волчонка, предметы для фантов

4 неделя

 1. .»Птичка» (Формировать творческое воображение)  Бессюжетная игра

2 .«Кошка и мышка» (Развивать ловкость, выносливость, действовать по сигналу) Сюжетная игра

3.»Ловля рыб» (Развивать ловкость, выносливость, действовать по сигналу) Игра-соревнование

Атрибуты  :маски волка, медведя, гуся, предметы для фантов

Февраль

Эстонские народные игры

Задачи: Познакомить детей с культурой эстонского народа, национальными играми и игрушками, рассказать о флаге и гербе этого народа

.

1 неделя

1.»Черное и белое» (Развивать ловкость, внимание, умение бегать) Бессюжетная игра

2.»Король мавров» (Развивать внимание, ловкость, умение бегать) Сюжетная игра

Атрибуты: диск с 2хсторонним обозначением цвета (черного и белого, корона.)

2 неделя

 1. .»Король мавров» (Развивать внимание, ловкость, умение бегать)

2.»Заяц и собаки» (Развивать ловкость, координацию) Сюжетные игры

Атрибуты: маски зайца и собаки, водящего.

3 неделя

 1.» Заяц и собаки» (Развивать ловкость, координацию) .

2.»Птицы» (Воспитывать внимание, самостоятельность, быстроту)

Сюжетные игры

Атрибуты: мячи, маски птиц указанных в игре, зайца и собаки.

4 неделя

 1.» Птицы» (Воспитывать внимание, самостоятельность, быстроту)

2.» Король мавров» (Развивать внимание, ловкость, умение бегать) Сюжетные игры

3. »Черное и белое» (Развивать ловкость, внимание, умение бегать) Бессюжетная игра

Атрибуты: маски птиц, водящего: диск с 2хсторонним обозначением цвета (черного и белого)

        

Март

Латышские народные игры

Задачи; Познакомить детей с латышским народом. Рассказать об особенностях национального костюма, домашнем быте, символах государства

.

1 неделя

1.»Решето» (Воспитывать внимание, быстроту мышления, ловкость) Бессюжетные игры

2.»Путешественник» (Воспитывать внимание и сообразительность) Сюжетная игра

Атрибуты: шапочка для водящего

2 неделя

1. »Путешественник» (Воспитывать внимание и сообразительность) ).

2.»Волк и коза» (Развивать ловкость, сообразительность, быстроту) Сюжетная игра

Атрибуты :маски волка и козы

3 неделя

1. .»Волк и коза» (Развивать ловкость, сообразительность, быстроту) . Сюжетная игра

2.»Кольцо» (Воспитывать внимание, сообразительность) Бессюжетная игра

Атрибуты: маски волка, козы.

Шнур, кольцо.

4 неделя

1. .»Кольцо» (Воспитывать внимание, сообразительность) .

2. Путешественник» (Воспитывать внимание и сообразительность)

3. .»Решето» (Воспитывать внимание, быстроту мышления, ловкость)

Бессюжетные игры

Атрибуты: шнур, кольцо, маски пчел

Апрель

Татарские народные игры

Задачи: Познакомить с историей жизни татарского народа. Рассказать об их прошлой кочевой жизни, их национальными игрушками и укладом жизни и, национальной одеждой

.

1 неделя

1.»Продаем горшки» (Воспитывать внимание, быстроту, умение действовать по сигналу) Игра-соревнование

2 Серый волк» (Тренировать внимание, развивать ловкость и быстроту). Сюжетная игра

Атрибуты :шапочка водящего, маска волка

2 неделя

1.»Серый волк» (Тренировать внимание, развивать ловкость и быстроту). Сюжетная игра

2 «Угадай и догони » (развитие внимательности, ловкости.)

3 неделя

1.»Продаем горшки» (Воспитывать внимание, быстроту, умение действовать по сигналу) Игра-соревнование

2.»Серый волк» (Тренировать внимание, развивать ловкость и быстроту). Сюжетная игра

4 неделя

1 «Угадай и догони» (развитие внимательности, ловкости.)

2 « Спутанные кони» (развитие силовой выносливости, укрепление костно-мышечного аппарата ног.)


Русские народные игры

Мячик к верху

Дети встают в круг, водящий идёт в середину и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга

. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остаётся им вновь и игра продолжается.

Правила. 1. Водящий бросает мяч как можно выше и только после слов: «Мяч кверху!»

2. Водящему разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли.

3. Если кто-то из играющих после слов «Стой!» продолжает двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего.

4. Убегая от водящего, дети не должны прятаться за постройки или деревья.

Указания к проведению. Дети встают в круг близко друг к другу. Место водящего в центре круга лучше очертить небольшим кружком. Если водящий не поймал мяч, который далеко укатился, прежде чем кричать «Стой!», ему нужно догнать мяч и вернуться на своё место. Дети в игре должны быть очень внимательны, быстро реагировать на сигнал.


Гонка мячей

Для игры необходимо два мяча разного цвета. Чтобы дети поняли правила игры, сначала надо провести ее с небольшой группой (8—10 человек). Играющие должны точно перебрасывать мяч, быть внимательными при приеме мяча: тот, кто ловит, не должен стоять неподвижно и ждать, когда мяч попадет в руки. Ему нужно следить за направлением летящего мяча, а если потребуется — сделать шаг вперед или присесть.

.

Большой мяч


Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.

Передал - садись

Участники игры разбиваются на несколько команд и выбирают капитанов. В каждой команде может быть по 6—8 человек.

Команды выстраиваются у черты в колонны по одному. Впереди каждой колонны, лицом к ней, на расстоянии 5—6 шагов становится капитан.

Капитаны получают по мячу. По сигналу каждый капитан бросает мяч первому игроку в своей колонне. Поймав мяч, игрок возвращает его капитану и садится на пол. Капитаны бросают мяч вторым, потом третьим игрокам и т. д. Каждый из них, вернув мяч капитану, садится на пол. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают.

Выигрывает команда, капитан которой первым поднял мяч и игроки которой первыми вскочили.

Если во время игры кто-либо из игроков уронит мяч, он должен его поднять и бросить встав предварительно на свое место

Украинские народные игры

Хлебец

Цель игры: развитие внимания, ориентировки в пространстве, укрепление мышц ног.

Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется «хлибчиком».

—  Пеку-пеку хлибчик, — выкрикивает хлибчик.
—  А выпечешь? — спрашивает задняя пара.
—  Выпеку!
—  А убежишь?
—  Посмотрю!

С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если ему это удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком. Игра повторяется в том же порядке

Перепёлочка

Играющие становятся в круг, слегка расставив ноги, руки опущены вдоль туловища. Один игрок в середине круга - перепелочка. На слова народной песни:

Ой, у перепелочки да головка болит -

все участники вместе поднимают руки вверх, касаясь пальцами с двух сторон головы, а на повтор слов: «Да головка болит» - опускают руки вдоль туловища.

На припев:

Тут была, тут была перепелочка,

Тут была, тут была сизокрылая -

дети берутся за руки и идут по кругу влево, а перепелочка - вправо. На последнее слово все останавливаются.

На слова:

Ой у перепелочки да коленки болят -

все наклоняются вперед и дотрагиваются до колен, а на повтор слов: «Да коленки болят» - выпрямляются. Слова и действия припева повторяются.

Ведущий продолжает:

Ой у перепелочки крылья не болят, -

все играющие поднимают руки в стороны и на повтор слов: «Крылья не болят» - опускают вниз.

На слова: «Птички поднялись и улетели!» - все бегут по кругу.

Правила игры. Движения выполнять красиво, в соответствии с текстом.

Мак

Играющие стоят по кругу плечо к плечу. Один из них в середине круга - это огородник. Он поет:

Ой, на горе мак,

Под горою так!

Играющие берутся за руки и, отступая назад, увеличивают круг на ширину отведенных в стороны рук. На слова:

Маки, маки, маковочки,

Золотые головочки! -

все участники делают шаг на месте, размахивая руками вперед-назад. На слова:

Станьте вы так,

Как на горе мак -

все приседают и показывают руками, вытянутыми перед грудью, какой вырос мак. Затем стоя спрашивают:

Огородник, огородник,

Поливал ли мак?

Огородник отвечает: «Поливал».

На припев:

Маки, маки, маковочки,

Золотые головочки! -

все делают шаг на месте, размахивая руками, а огородник в это время ходит в середине круга и имитирует действия поливки мака.

На слова:

Станьте вы так,

Как на горе мак -

все стоя показывают, как вырос мак: поднимают руки в стороны, ладони поворачивают вверх, пальцы рук немного согнуты - имитируют цветок мака.

На припев:

Маки, маки, маковочки,

Золотые головочки! -

все играющие опускают руки и делают шаг на месте, размахивая руками.

Потом спрашивают:

Огородник, огородник,

Поспел ли мак?

Огородник отвечает: «Поспел!»

Все участники игры повторяют песню сначала, мелкими шагами сужают круг, берутся за руки и медленно поднимают руки вверх.

На слова: «Станьте так!» - показывают, какая спелая головка у мака.

Правила игры. Движения выполняются в соответствии с текстом песни

Колдун

Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по окончании, считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец будет таким образом захвачен трижды, становится колдуном.

Все разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своей жертвой, и как только кто-либо снимает чары, то он старается повторным ударом снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто отваживается выручить товарища.

Правила игры. Заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим

,

.

Белорусские народные игры

Круглый хрящик

Игра начинается с того, что кто-то из детей выкрикивает:

Чур, в «Круглого хрящика» играть!

На горе стоять, пойманным не бывать!

Две пары становятся одна против другой на расстоянии двадцати шагов и приглашают третью пару встать посередине. Игроки крайних пар, которые стоят один против другого, пытаются, минуя средних, соединиться в новые пары. Один из пары бежит вправо, а другой - влево. Игроки средней пары препятствуют им, ловят бегунов. Если игрок средней пары поймал кого-либо из тех, кто перебегает с его стороны, напарник пойманного и напарник ловишки спешат им на помощь. Тот, кто прибегает первым, вместе со своим напарником становится крайней парой, а два других игрока встают в середину. Когда же пробежка завершается успешно, то игра продолжается

Прела - горела

Ведущий (или игрок) в разных местах прячет игрушки, сопровождая действия словами:

Прела-горела, за море летела,

А как прилетела,

Так где-то и села,

Кто первый найдет,

Тот себе возьмет!

После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл.

Правила игры. Начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подсматривать. Прятать игрушки необходимо быстро

. Заяц-месяц

Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают перекличку:

- Заяц-месяц, где был?

- В лесу.

- Что делал?

- Сено косил

.

.

- Куда клал?

- Под колоду.

- Кто украл?

- Чур.

На кого падает слово чур, тот догоняет детей, а они разбегаются врассыпную.

Правила игры. Бежать можно только после слова чур. Пойманным считается тот, кого коснулся ловишка.

Ежик и мыши

Все дети вместе с игроками-мышами становятся в круг. Ежик - в центре круга. По сигналу все идут вправо, еж - влево. Игроки произносят слова:

Бежит ежик - тупу-туп,

Весь колючий, остер зуб!

Ежик, ежик, ты куда?

Что с тобою за беда?

После этих слов все останавливаются. По сигналу к ежу подходит один игрок и говорит:

Ежик ножками туп-туп!

Ежик глазками луп-луп!

Слышит ежик - всюду тишь,

Чу!.. Скребется в листьях мышь!

Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Мыши в это время бегают за кругом. Ведущий говорит:

Беги, беги, ежик,

Не жалей ты ножек,

Ты лови себе мышей,

Не лови наших детей!

Мышки бегают по кругу, выбегая и за круг. Еж их ловит (пятнает). Игроки быстро приседают и опускают руки. Мышка поймана: она в мышеловке. Таким образом игра повторяется несколько раз.

Правила игры. Все действуют точно в соответствии с текстом. Еж пятнает мышей, слегка коснувшись их рукой. Запятнанная мышка сразу выходит из игры.

Армянские и грузинские народные игры

«Беспокойный мяч»

В центре поля чертят большой круг диаметром 3-4 м. Играют две команды: одни – защитники, другие – нападающие. Защитники входят в круг, а нападающие окружают их за чертой, отойдя друг от друга на одинаковое расстояние. Получив мяч от ведущего, они три раза подряд перебрасывают мяч над кругом. Это условие для начала игры. В это время нападающие не имеют права ударять находящихся в кругу, а те не могут прыгать и ловить мяч.

После трех перебросов нападающие стараются уловить момент и ударить по кругу. Кто находится в кругу, старается избежать ударов – защищается, т.е. ловит мяч или стремится удержать его в кругу. В случае удачной защиты играющие меняются ролями.

Правила игры. Если удар нападающих достиг цели и мяч вылетел из круга, то защитник, в которого попал мяч, выбывает из игры. Если мяч не достиг цели, из игры выходит тот нападающий, который бросал мяч.

Земля, вода, огонь, воздух

 Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Правила игры. Ошибающийся не играет.

Перетягивание палки

Цель игры: развитие силы, выдержки, укрепление мышц туловища.

Два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями. В руки они берут палку (можно веревку, ремешок, или просто держаться за руки). При этом одна рука находится в середине палки, другая с краю. По сигналу игроки начинают тянуть друг друга, стараясь поднять соперника па ноги.

Правила игры: выигрывает тот игрок, которому удается поднять противника на ноги. Выигравший имеет право продолжить игру со следующим игроком

«Позвони в колокольчик»

 Во время бега малыш должен позвонить в колокольчик.

Для игры понадобится колокольчик, большой обруч, деревянные или пластмассовые бруски (2 штуки), половичок с нашитыми на него крупными пуговицами или реечками.

Ребенок, добегает до обруча, пролазит через него, бежит к брускам, перешагивает через каждый из них, пробегает по половичку, добегает до колокольчика, звонит в него и бежит на следующий круг.

Литовские народные игры

Кошка и мышка

Игру ведут двое детей. Один игрок – кошка, а другой – мышка. Кошка становится около одного конца скамейки, а мышка – у противоположного. Кошка спрашивает мышку, та отвечает:

  • Мышка, мышка, где была?
  • В кладовой.
  • Что там делала?
  • Масло ела.
  • А мне оставила?
  • Не оставила.
  • А где ложечки положила?
  • Под бочку сунула.
  • А куда кувшин поставила?
  • Шла по камешкам, напала злая собака – я уронила и разбила.
  • Тогда я буду тебя ловить.
  • Я убегу.

Мышка старается убежать от кошки. Если кошка ее поймала, они меняются ролями. Если кошка, пробежав несколько кругов вокруг скамейки, не может поймать мышку, надо предложить им поменяться ролями и изменить направление бега.

Правила игры. Играют два человека. Но еще две пары могут наблюдать за игрой, а потом занять их место. Мышка и кошка бегают только вокруг скамейки. Мышка считается пойманной, если кошка дотронулась до нее рукой.

Ловля рыб

Участники становятся в хоровод, берясь за руки, и поднимают руки вверх. Несколько других детей будут рыбками. «Рыбки» бегают произвольно, то забегая внутрь круга, то выбегая из него пока звучит какая-то музыка или бубен ведущего. Как только музыка прекращается, хоровод должен дружно опустить сцепленные руки вниз и «поймать рыбок». Что делать с пойманными рыбками решайте сами. Игра конечно для детей постарше, но двухлетние малыши вполне могут быть её участниками.

Волчонок

Играющие образуют круг. Считалкой выбирают волчонка. Он стоит в середине круга и старается выйти из него. Стоящие в кругу дети держатся за руки и периодически то поднимают, то опускают их, дразня волка и приговаривая: «Волчонок, бедняжка попался. Железные ворота, серебряные ключи! Ты ни сюда, ты ни туда не вылезешь».

Волчонок должен быть очень ловким: он внезапно бросается то в одну, то в другую сторону, обманывая стоящих в кругу.

Правила игры. Проход волчонку из круга закрывается при опускании сцепленных рук. После выхода волчонка из круга на эту роль выбирается другой игрок.

Птичка

Перед игрой все подбирают для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку.

Все игроки усаживаются поудобнее. Выбирается собиратель фантов. Он садится в середину и всем остальным игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа и т.д.). Каждый должен запомнить свое название.

Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб».

Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на елку».

Елка вызывает другое дерево и т.д. Кто прозевает, отдает фант. В конце игры фанты отыгрываются: дети поют, читают стихи, танцуют и т.д.

Эстонские народные игры

«Черное и белое»

Две команды – «Черные» и «Белые» – стоят в шеренгах лицом друг к другу. Ведущий бросает картонный диск, у которого одна сторона черная, другая – белая. В зависимости от того, какая сторона при падении окажется наверху – белая или черная,– одна команда начинает ловить другую. Убегающие пытаются выскочить за прочерченную линию дома. Побеждает та команда, на счету у которой за время игры окажется больше пойманных противников.

Правила игры. Ловить противников можно только после констатирующих слов ведущего: «Белые!» (Или: «Черные!») Догонять убегающих можно только до линии дома. Пойманные за линией дома не засчитываются

Птицы

Играющие по считалочке выбирают хозяйку и ястреба, остальные — птицы. Хозяйка тайком от ястреба дает название каждой птице: кукушка, ласточка и т. д. Прилетает ястреб. У него с хозяйкой начинается перекличка:

- Зачем пришел?

 - За птицей.

 - За какой?

 Ястреб называет, например, кукушку. Она выбегает, ястреб ее ловит. Если названной ястребом птицы нет, хозяйка прогоняет ястреба. Игра продолжается до тех пор, пока ястреб не поймает всех птиц.

Правила игры: выбегать и ловить можно только угаданную птицу

Король мавров

Один из играющих становится королем мавров, все остальные — маврами. Король встает за одной чертой, мавры — за другой на расстоянии десяти — двадцати шагов. Мавры подходят к королю и хором ведут с ним перекличку:

 - Здравствуй, король мавров!

 - Здравствуйте! Кто вы?

 - Мы — мавры!

 -Что вы умеете делать?

 - Любую работу.

 Играющие изображают какую-либо работу, о которой заранее договариваются, например, пилят, колют, копают и т. п. Если король отгадает, что они делают, игроки убегают, а король пытается их догнать. Тот, кого он догнал, становится помощником короля. Игра продолжается до тех пор, пока все мавры не будут пойманы.

Правила игры:

- мавры убегают только по сигналу (отгадывание королем вида работы);

- проигравшие переходят на сторону короля.

«Зайцы и собаки»

Играющие выбирают двух-трех охотников, двух-трех собак, остальные – зайцы. Зайцы прячутся в кустах, собаки их ищут, лают на них и гонят к охотникам. Охотники пытаются попасть в зайцев мячами или снежками (зимой). Охотник, отличившийся наибольшим количеством попаданий, становится победителем. При повторении игры дети меняются ролями.

 

.

Латышские народные игры

Решето

 Играющие становятся в ряд. Один из участников игры остается вне ряда - он решето. Решето подходит к стоящему первым в ряду и говорит: «Сей, сей решето!» Тот спрашивает: «Что ты хочешь, решето?» Решето отвечает: «Мелкую муку». Играющий, к которому обратился игрок-решето, произносит: «Беги за ней!» После этого решето бежит за участником игры, стоящим в ряду последним, и старается его поймать. Тот убегает и стремится встать первым в ряду. Если ему это удается, то он спасен. Если же решето поймает убегающего, то они меняются ролями, бывшее решето становится в ряд первым.

Правила игры. Нельзя выбегать из ряда прежде, чем будут произнесены все слова.

Волк и коза

По считалочке дети выбирают волка и козу, остальные - пастухи. Взявшись за руки, пастухи движутся по кругу, внутри которого пасется коза. Волк должен поймать козу, но попасть в круг он может только через ворота (двое детей движутся по кругу с поднятыми руками), а коза - в любом месте. Когда волк поймает козу, игра начинается сначала.

Правила игры. Волк ловит козу только в кругу.

Кольцо

Играющие становятся в круг и держат в руках шнур или ленту, концы которой связаны. На ленту нанизано колечко. В центре круга стоит водящий. Водящему нужно найти кольцо, которое играющие незаметно для него передают друг другу и прячут в ладони. Если водящий угадал, в чьей ладони кольцо, он менятся с этим игроком местами. Игру можно сопровождать народной песней.

Правила игры. По сигналу все играющие должны движениями рук имитировать передачу кольца, чтобы сбить водящего с толку.

«Путешественник»

Участники игры садятся в круг. Один лишь путешественник остается в центре круга. Сидящие по кругу тихо, так чтобы путешественник не слышал, выбирают для себя наименования знакомых городов или местностей. Путешественник вслух называет города, откуда и куда он хочет проехать. Например: «Я путешествую из Риги в Москву». Участники игры, выбравшие эти названия городов, встают и меняются местами. Путешественник старается занять одно из освободившихся мест. Тот, кто останется без места, продолжает путешествие.

Правила игры. Садясь на свободное место, нельзя толкать друг друга.

Татарские народные игры

Продаем горшки

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок - хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок!

- Покупай.

- Сколько дать тебе рублей?

- Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим   

Серый волк

Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо

.

Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20--30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):

- Вы, друзья, куда спешите?

- В лес дремучий мы идем.

- Что вы делать там хотите?

- Там малины наберем.

- Вам зачем малина, дети?

- Мы варенье приготовим.

- Если волк в лесу вас встретит?

- Серый волк нас не догонит!

После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

Соберу я ягоды и сварю варенье,

Милой моей бабушке будет угощенье.

Здесь малины много, всю и не собрать,

А волков, медведей вовсе не видать!

После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово - туда, где прятался сам.

Правила игры. Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты домаhttp://pedagogic.ru/pic/glass.gif

. 

. Спутанные кони

Цель игры: развитие силовой выносливости, укрепление костно-мышечного аппарата ног.

На игровой площадке чертится линия. На расстоянии от нее (не более 20 м) устанавливаются флажки, стойки.

Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д.

Правила игры:

  • выигрывает команда, закончившая эстафету первой;
  • прыгать следует правильно, отталкиваясь обоими ногами одновременно, помогая руками.


Угадай и догони

Цель игры: развитие внимательности, ловкости.

Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.

Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.

Правила игры:

  • если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать;
  • как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.

Угадай и догони

Список детей кружка

  1. Баженов Ваня
  2. Дудина Диана
  3. Кузнецов Илья
  4. Морьева Софья
  5. Смирнов Лёва
  6. Судома Даша
  7. Штефан Лёша
  8. Яковлев Дима

Автономное дошкольное образовательное

Учреждение – детский сад №8

Г. Балаково Саратовской области

План работы кружка

«Народные подвижные игры»

Старшая группа №10

Воспитатель

Портнова Ж. Н.

2014 – 2015 уч. год

Май

Народные игры

Задача : вспомнить и закрепить полученные знания , продолжать развивать любовь к Родине , воспитывать чувство прекрасного

1 неделя

1. .»Заяц-месяц» (Воспитывать ловкость и быстроту)

2.»Ежик и мыши» (Совершенствовать координацию движений и ловкость). Сюжетные игры

Атрибуты : маски Ежика и мышей, зайца

2 неделя

1.»Хлебец» (Развитие координации движений, ловкости)

2.»Мак» (Развитие координации движений, навыков общения) Сюжетные игры

Атрибуты: шапочки для водящих

3 неделя

1. .»Волчонок» (Развивать, ловкость, выносливость, координацию движений) . Сюжетная игра

2.»Птичка» (Формировать творческое воображение) Бессюжетная игра

Атрибуты :маска волчонка, предметы для фантов

4 неделя

1. «Передал - садись» (развитие ловкость, силу, выносливость) Сюжетная игра

2.» Мячик сверху» (развивать глазомер, меткость, быстроту реакции )      

3.. «Гонка мяча по улице» (Тренировать внимание, развивать ловкость) Игра-состязание

Атрибуты: мячи

.Литература

1 С. К. Якуб « Вспомним забытые игры» 1988 г.

2 « Энциклопедия нашего детства»

 « Детские игры » выпуск № 10 , 2007 год

3 « Русские традиции и праздники » Л. Михеева, М. Короткова – Дрофа- Плюс, 2007 г

4 Для подготовки данного материала были использованы интернет ресурсы.


P. S    Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования в ДОУ кружковая работа по подвижным играм

В настоящее время дети мало играют, поэтому мы – взрослые должны научить ребенка играть. Наблюдая за поведением ребенка в игре, взрослый учится понимать его переживания, видеть его взаимоотношения с д...

Опыт работы по теме «Русская народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни»

Данный опыт может быть использован начинающими и опытными педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни, развитию двигательных  способностей, умен...

Народные подвижные игры в работе дошкольного учреждения.

Народные подвижные игры в работе дошкольного учреждения...

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «РУЧЕЁК» (НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ)

создание условий для физического развития детей старшего дошкольного возраста через народные подвижные игры....

Народные подвижные игры в работе с детьми с ТНР

В докладе представлен опыт применения народных подвижных игр в работе с детьми с ТНР....

Статья "Народные подвижные игры" из опыта работы педагога

В статье освещены вопросы организации русских народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста....

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр «Народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет молодым  педагогам детского сада познавательно   и интересно организовать и провести  народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста....


 

Комментарии