Главные вкладки

    Методическая разработка по физической культуре"По тропе здоровья"
    методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

    Баженова Мария Вячеславовна

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста в учреждениях осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». При этом задачи физического воспитания многообразны и тесно связаны между собой, а также с музыкальным и эстетическим воспитанием, развитием речи и т.д. Их цель заключается в совершенствовании основных движений, быстроты, ловкости, согласованности движений, умения действовать в коллективе, активности, инициативы и в укреплении здоровья.

    Для успешного физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо максимально учитывать особенности возрастной физиологии. Данные о влиянии физических упражнений на организм детей дошкольного возраста позволяют научно, с точки зрения физиологических возможностей детского организма, обосновать выбор и дозировку упражнений.

    Как известно, двигательная активность детей зависит от уровня развития их высшей нервной деятельности и меняется под влиянием условий внешней среды, важная роль среди которых принадлежит факторам физического воспитания.

    У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора. Условные рефлексы у детей этого возраста вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу и навыки ребенка вначале непрочны и легко нарушаются. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируются, поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер и дети быстро утомляются. Кроме этого, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над торможением.

    Следовательно, детям этого возраста нужно давать упражнения для развития основных двигательных умений, приучать их выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций и развивать активное торможение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon bazhenova_m.v.po_trope_zdorovya.doc72.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «По тропе здоровья»

    Баженова Мария Вячеславовна, воспитатель

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста в учреждениях осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». При этом задачи физического воспитания многообразны и тесно связаны между собой, а также с музыкальным и эстетическим воспитанием, развитием речи и т.д. Их цель заключается в совершенствовании основных движений, быстроты, ловкости, согласованности движений, умения действовать в коллективе, активности, инициативы и в укреплении здоровья.

    Для успешного физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо максимально учитывать особенности возрастной физиологии. Данные о влиянии физических упражнений на организм детей дошкольного возраста позволяют научно, с точки зрения физиологических возможностей детского организма, обосновать выбор и дозировку упражнений.

    Как известно, двигательная активность детей зависит от уровня развития их высшей нервной деятельности и меняется под влиянием условий внешней среды, важная роль среди которых принадлежит факторам физического воспитания.

    У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора. Условные рефлексы у детей этого возраста вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу и навыки ребенка вначале непрочны и легко нарушаются. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируются, поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер и дети быстро утомляются. Кроме этого, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над торможением.

    Следовательно, детям этого возраста нужно давать упражнения для развития основных двигательных умений, приучать их выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций и развивать активное торможение.

    Для растущего организма физкультурные упражнения и подвижные игры приобретают особую ценность

    Цель: повысить двигательную активность детей, воспитать потребность в физических упражнениях ,создать положительный эмоциональный настрой.

    Задачи:

    1. Развивать физические качества, обеспечивая высокую двигательную активность детей.

    2. Развивать ловкость, выносливость, чувство взаимопомощи в играх и эстафетах.

    4. Способствовать развитию творческого подхода в разрешении игровых ситуаций.

    Маршрут « Тропы здоровья» проложен по территории дошкольного учреждения и состоит из 5 станций. Каждая станция включает в себя несколько объектов или модулей. Существующую структуру можно использовать как единый маршрут, так и каждую станцию в отдельности.

    Особенность “Тропы здоровья” заключается в том, что она позволяет всем участникам здоровье сбегающего процесса и детям, и взрослым по-новому воспринимать и эффективно использовать имеющееся спортивное и игровое оборудование на территории дошкольного учреждения.

    Составлена карта маршрута, на каждой станции есть свои указатели с названием и схематичным изображением.

    Предлагаемые станции «Тропы здоровья»:

    1. «Туристическая»

    2. « Светофорик»

    3.  «Поезд здоровья»

    4. «Путешественники»

    5. «Веселый стадион»

    Воспитатель приглашает детей в путешествие по «Тропе здоровья». Говорит, что тропа эта волшебная – кто по ней идет становится здоровым, сильным и смелым. Предлагает стать туристами. Рассматривают карту маршрута и отправляются на любую выбранную станцию.

    Станция «Туристическая».

    Задачи:укрепить мышцы туловища, спины и живота; тренировать мышцы стопы; формировать правильную осанку;  воспитывать согласованность движений, организованность, умение ориентироваться на площадке.

    Оборудование:на земле нарисованы: желтая дорожка(тропинка), зеленые круги (кочки), разноцветная  «змейка», синяя широкая дорожка(ручей); обручи, флажки.

    Дети идут друг за другом и выполняют игровые упражнения:

    1. Игровые упражнения:
    • «По тропинке мы идем»(Идут по нарисованной на земле тропинке).
    • «С кочки на кочку»  (Перепрыгивают с кочки на кочку).
    • «Догони змейку»(Ходьба змейкой).
    • «Перейди через ручеек»(Перешагивают через ручеек).

    Идут дальше и приходят на «Полянку отдыха»:

    2.Игра «Зеркало». Ведущий  выполняет упражнения, а дети их копируют (разные виды ходьбы, положения рук, прыжки на одной ноге, на двух с продвижением вперед).

    3.Игра «Смена ведущих».Дети двигаются в колонне по одному. Воспитатель называет имя ребенка, который должен занять место направляющего.

    - Туристы смелые и ловкие, справятся с любыми препятствиями на пути.

    4. Эстафета «Перейди болото».Играют две команды. Флажками размечается начало и конец «болота». Капитанам команд выдаются два обруча для перехода по «болоту». По сигналу капитаны начинают движение, перекладывая поочередно с места на место обручи, переходя по ним «болото», не касаясь земли ногами. Закончив переправу,  быстро возвращаются на старт для передачи обручей. Побеждает команда, закончившая эстафету первой,  и не провалившаяся в «болото».

    Станция « Светофорик».

    Задачи: развивать общую выносливость, дыхательную систему, закрепить знания о правилах поведения на улице, повторить дорожные знаки,воспитывать стремление к своей безопасности и окружающих

    Оборудование:светофор,  дорожные знаки, на асфальте нанесена разметка пешеходного перехода, круги (красного, желтого и зеленого цвета), два тоннеля,  гимнастические палки, деревянный кирпичик с отверстием, гимнастическая палка с держателями для колец, три кольца (красное, желтое, зеленое), скамейки.

    - Ребята, совсем скоро вы пойдете в школу и, возможно вам придется самостоятельно переходить проезжую часть.И чтобы избежать опасностей на дорогах, надо знать правила дорожного движения.

    1. Игра на внимание «Сигнал светофора»

    В руках у каждого ребенка круг(красного, желтого, зеленого цвета).Участники выстраиваются в шеренгу.

     Воспитатель:  На дорогах с давних пор

    Есть хозяин – светофор!Перед вами все цвета,Вам представить их пора.

    Загорелся красный свет. (Дети поднимают красные круги)

    Все вместе:       Стой, вперед дороги нет!

    Воспитатель:  Желтый глаз твердит без слов. (Поднимают желтые круги)

    Все вместе:       К переходу будь готов.

    Воспитатель:    На зеленый свет – вперед!(Дети поднимают зеленые круги)

    Все вместе:       Путь свободен! Переход!

    - Молодцы! Хорошо знаете сигналы светофора. А сейчас давайте немного разомнемся.

    3. Эстафета «Подземный переход»:

    Команды выстраиваются в колонны. Перед каждой командой выкладывается туннель. Дети по очереди проходят его, обегают стойку и возвращаются к своей команде, передают эстафету.

    - Когда такого туннеля нет, нужно поискать знак «Наземный переход». Рядом с ним на проезжей части обязательно нарисована полосатая дорожка – «зебра». (Воспитатель показывает знак «Наземный переход»)

                                    Настоящий пешеход

                                   Сразу ищет переход.

                                   Осторожны его ноги,

                                   Он не пешка на дороге.

    Станция «Поезд здоровья»

    Задачи:закреплять навыки лазанья различными способами, развивать функцию равновесия при выполнении упражнений;формировать у детей правильную осанку, координацию движений, укреплять мышечный аппарат и моторику рук и ног;

    Оборудование: на участке расположены спортивные объекты: лестница, горка, скамейка, МАФ «Паровоз».

    1.Упражнение «По бревнышку»

      - Дальше мы сейчас пойдем,по тропинке в лес зайдем,

    Руки за спину кладем и по бревнышку идем!

    (дети по очереди  идут друг за другом  по начерченной на земле линии, держа руки за спиной)

    2.Упражнение « По озеру на лодке»

     - Мы вышли к озеру (дети занимают положение сидя верхом на скамейке и  начинают выполнять движения,имитирующие греблю веслами)

    3. Упражнение « На крутой  берег»

     - Дружно на берег крутой, поднимаемся гурьбой.

    (друг за другом поднимаются по одной гимнастической стенке вверх и спускаются вниз по другой)

    5. Упражнение «По мостику»

    - Мы в затылок     поравнялись,на ступеньки  приподнялись,                             На  мосточек  мы взошли,вот и речку перешли  

    (дети поднимаются по перекладинам, идут по мостику,спускаются)

    - Вот мы и прокатились на Поезде Здоровья.

    Мы здоровы и сильны!Вот какими стали мы стали

    Станция «Путешественники»

    Задачи:  Развивать глазомер, меткость броска, ловкость,   координацию движений;гибкость при выполнении игровых упражнений; способствовать обогащению знаний детей о традиционных промыслах и самобытных физических упражнениях народов Севера.

    Оборудование:мягкие мячи, обручи, маска волка, «оленьи рожки».

    1.Подвижная игра «Перелет птиц»

    Дети – «птицы» стоят врассыпную на одной стороне зала напротив гимнастической стенки.

    По сигналу «Птицы улетают!» нужно, подняв руки-крылья  в стороны, бегать по залу. По сигналу «Буря!» - быстро бежать к гимнастической стенке и влезать на нее – так птицы скрываются от бури на деревьях. Когда я скажу: «Буря прекратилась!» - все птицы спускаются с гимнастической стенки чередующимся шагом и снова бегают – продолжают полет.

                           

    2.Подвижная игра «Охотники и звери»

    Дети изображают лесных зверей : зайцев, медведей, лисиц. В определенном месте зала начерчен мелом круг – дом охотников.

    Два охотника стоят у противоположных сторон зала. В руках у каждого 2 мяча. Дети бегают врассыпную по залу, передавая движениями характерные особенности изображаемых зверей. По сигналу «Охотники!» звери замирают – останавливаются, а охотники стреляют – бьют мячом с места 2 раза в ноги детей. Тех, кого подстрелили, охотники отводят в свой дом.

    3.Подвижная игра «Волчата и лисята»

    Все вместе говорим слова: «В лесу играют волчата, вместе с ними играют лисята, и ,  совсем как маленькие ребятишки, играют они в ловишки». А потом внимательно слушайте мой сигнал «раз, два, три… лисенок, лови!» - волчонок убегает, а лисенок ловит или наоборот. Поймав, нужно снова построиться в пары.

    Станция «Веселый стадион»

    Задачи: развивать интерес к спортивным играм и упражнениям; учить детей придумывать варианты игр; комбинировать движения, проявляя творческие способности; развивать самостоятельность  в двигательных действиях, с учетом гендерных особенностей детей

    Оборудование: мячи, скакалки, спортивные игры: «Городки», «Бадминтон».

    - Воспитатель предлагает детям выбрать игры и игрока по своему желанию.

    Площадка поделена на четыре части- нанесена разметка. На одной части играют в городки, на другой в бадминтон, на третьей прыгают на скакалке, на четвертой выполняют упражнения с мячом. Девочкам рекомендуем бадминтон и скакалки, а мальчикам- городки и мячи.

    Таким образом,  можно сделать вывод, что разработка и использование «Тропы здоровья» в образовательном процессе способствует оптимизации  двигательной деятельности дошкольников, повышению эффективности оздоровительной и образовательной работы  с детьми дошкольного возраста, способствует развитию физических качеств.

    При организации оздоровительных прогулок, старались не заорганизовать детей, предоставить им возможность реализовать свои потребности в движении в различных видах деятельности:

    - подвижные игры;

    - спортивные игры;

    - игры- эстафеты и соревнования;

    - игры по ориентированию на местности;

    - оздоровительная ходьба;

    -самостоятельная двигательная активность.

    Результаты работы убеждают, что использование в маршруте образовательного материала способствует расширению знаний детей о безопасности жизнедеятельности. Применение регионального компонента позволило дошкольникам познакомиться с играми народов Крайнего Севера. Учитывая климатические особенности региона,  воспитанники  больше узнали о природе родного края.

    «Тропа здоровья» стала для наших детей формой физического самовыражения, средством активного отдыха и положительного эмоционального настроя.

    Подвижная игра «День и ночь» 

    Посередине зала поводят линию, по обе стороны от нее, в 1,5-2 м, отмечают 2 дома. Играющие делятся на 2 команды: ночь, день. Встают на расстоянии 1 м от средней линии спиной к ней, через 2 шага друг от друга. Против каждой команды находится дом противника. Когда все встали на свои места, ведущий бросает жребий – дощечку,  окрашенную с одной стороны в черный цвет. Если дощечка упала белой стороной, ведущий громко кричит: «День!» игроки из команды дня поворачиваются и бегут между игроками ночи к своему дому. Те бегут за ними и стараются осалить. Осаленные переходят в команду ночи. Ведущий вновь бросает жребий, игра продолжается. Побеждает команда, где больше осаленных игроков.

    Подвижная игра «Успей выбежать»

    играющие образуют круг. В середину круга выходят 7-8 детей. Стоящие по кругу поворачиваются вправо или влево и, держась за руки, бегут по кругу. Стоящие в середине хлопают в ладоши. По сигналу «Стой!» дети быстро останавливаются и поднимают вверх сцепленные руки. Инструктор ыстро считает до трех. За это время дети, стоящие в середине круга, должны успеть выбежать из него. После счета «три» дети быстро опускают руки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по физической культуре на тему "Развитие основных двигательных качеств дошкольников в процессе регламентированной и самостоятельной деятельности"

    Содержание:1.     Введение     2. Характеристика основных двигательных качеств     3. Основные задачи  развития двигательных качеств до...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Адаптивная физическая культура – средство преодоления недостатков в физическом развитии дошкольников с нарушением зрения.

    В общей системе воспитания ребёнка дошкольного возраста физическое воспитание занимает особенное место, поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физич...

    Методическая разработка по физической культуре. Комплексы "бодрящей" гимнастики.

    Гимнастика после сна позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость....

    Методические разработки по физической культуре и спорту в свободное от занятий время в ДОУ.

    1.        Цель, задачи и направленность учебно-методических разработок.     - Формирование  у учащихся привычек здорового образа жизни ...

    Методическая разработка раздела физическая культура общеобразовательной программы. Тема: «Физкультурные досуги»

    Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных соревнований, увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие- творчество и смекалку, трет...

    Методическая разработка раздела физическая культура общеобразовательной программы. Тема: «Физкультурные досуги»

    Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных соревнований, увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие- творчество и смекалку, трет...


     

    Комментарии

    Березняк Людмила Николаевна

    в копилку