Главные вкладки

    Организация и методика проведения НОД по ОО «Физическое развитие» детей дошкольного возраста.
    консультация по физкультуре на тему

    Осьминина Екатерина Юрьевна

    Организация и методика проведения НОД по ОО «Физическое развитие» детей дошкольного возраста.

     

    1. В соответствии с ФГОС содержание образовательной области „Физическое развитие" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

          развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

    накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

    формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

     

    Данные задачи решаются через различные формы работы по физическому воспитанию: утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, физминутки, подвижные игры, прогулки, простейший туризм, самостоятельная деятельность детей, досуги, физкультурные праздники,  Непосредственная образовательная деятельность (НОД) и др. формы. Все формы работы по физическому воспитанию тесно взаимосвязаны.

     

     Непосредственная образовательная деятельность по ОО «Физическая культура» регулирется документом СанПиН, где указаны продолжительность одной НОД, количество в недельном цикле для каждой возрастной группы.

     

     

    2 младшая группа

    Средняя группа

    Старшая группа

    Подготови группа тельная

    Кол-во НОД в неделю

    3

    3

    3

    3

    Продолжительность одной НОД

    15

    20

    25

    30

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodika_provedeniya_nod.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация и методика проведения НОД по ОО «Физическая культура» детей дошкольного возраста.

    1. В соответствии с ФГТ содержание образовательной области „Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

            развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

    накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

    формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

    Данные задачи решаются через различные формы работы по физическому воспитанию: утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, физминутки, подвижные игры, прогулки, простейший туризм, самостоятельная деятельность детей, досуги, физкультурные праздники,  Непосредственная образовательная деятельность (НОД) и др. формы. Все формы работы по физическому воспитанию тесно взаимосвязаны.

     Непосредственная образовательная деятельность по ОО «Физическая культура» регулирется документом СанПиН, где указаны продолжительность одной НОД, количество в недельном цикле для каждой возрастной группы.

    2 младшая группа

    Средняя группа

    Старшая группа

    Подготови группа тельная

    Кол-во НОД в неделю

    3

    3

    3

    3

    Продолжительность одной НОД

    15

    20

    25

    30

    Со старшей группы 1 НОД в неделю проводится на улице.

    2.  Структура Непосредственной образовательной деятельности.

    Важным средством физического воспитания являются физические упражнения.

    Физические упражнения в НОД располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими закономерностями работоспособности организма. Перечень  физических упражнений указан в программе по которой работает ДОУ, они в каждой возрастной группе усложняются.

    При выполнении физических упражнений работоспособность человека возрастает постепенно. Затем она держится некоторое время на оптимальном уровне, после этого начинает снижаться. Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи. Исходя из этого, в физкультурном занятии выделяют вводную, основную и заключительную части.

    Вводная часть решает психологическую задачу: организовать детей, собрать и активизировать внимание у детей, мотивировать детей, вызвать у них интерес, создать бодрое настроение. (Например в мл гр это использование игрушек, в под гр Постановка проблемной задачи «Где спряталось здоровье»)

    Используются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, элементы танцев и плясок.

    В этой части занятия обеспечивается общая и специальная подготовка организма к выполнению более сложных упражнений, которые планируются в основной части занятия, и к повышению физической нагрузки.

    Общая подготовка обеспечивается общеразвивающими упражнениями, воздействующими на все группы мышц, а также основными движениями (ходьба, бег, прыжки), которые усиливают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вследствие чего физическая нагрузка постепенно возрастает. Могут использоваться предметы. (мл гр ОРУ с игрушкой, в под гр использование г. палки – очень сложно выполнять упражнения детям, но в данном случае они справились, получили необходимую нагрузку).

    Специальная подготовка направлена на «разогревание» тех мышц, связок, суставов, которые участвуют в первом упражнении, проводимом в основной части занятия.

    Например, в НОД мл гр таким упражнением оказался прыжок, то к этому надо подготовить мышцы ног, а метание потребует подготовки мышц плечевого пояса и рук. В НОД подготовительной группы специальная подготовка решалась с помощью общеразвивающих и подготовительных (типа подводящих) упражнений.

    Использование музыкального сопровождения помогает детям выполнять упражнения, поднимает эмоциональный настрой, помогает регулировать нагрузку на организм (маршевая музыка, более быстрая для бега), соблюдать длительность проведения данного упражнения.

    В основной части занятия формируются двигательные навыки и умения, развиваются физические качества. Последовательность решения этих задач обусловлена особенностями нервной системы ребенка дошкольного возраста: сначала разучиваются новые упражнения, когда работоспособность ребенка находится на оптимальном уровне. И уже после этого закрепляют навыки в освоенных движениях и развивают физические качества.

    Содержание этой части занятия составляют основные движения (бег, прыжки, метание, лазанье и др.), игры большой подвижности, игры-эстафеты, а также в некоторых случаях элементы танцев, плясок. Когда в основную часть занятия вводят несколько наиболее сложных движений, то перед каждым из них дают подготовительные, подводящие упражнения.

    В основной части занятия могут разучиваться наиболее сложные общеразвивающие упражнения. Они используются ив качестве подготовительных и подводящих упражнений к основным движениям, а также для развития гибкости, силы, координации движений. Например подводящим упражнением для прыжка в длину с разбега будет прыжок с 3 шагов разбега.

    В конце основной части используется п.и. большой подвижности. Активная двигательная деятельность вызывает положительные эмоции. Создаются условия для развития физических качеств. Увёртываясь от водящего развивается ловкость. Необходимо выполнять правила развивается умение регулировать свои действия. Необходимо создать интерес к игре: принесли ленты, а зачем нам ленты? В мл гр объяснение во время игры, водящий в начале сам педагог, а затем назначает ведущего. В старшем возрасте сначала объяснение, затем распределяют роли. Во время игры в мл гр взрослый играет наравне с детьми, в средней только иногда, если не хватает пары и т.п. В ст воз играют только дети. Водящих выбирают считалкой. В конце игры в старш воз надо подвести итог, назвать кто был лучше.

    После основной части следует заключительная. Ее назначение — снизить физическую нагрузку, привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение, и подвести итоги занятия. Для решения этих задач используются ходьба, бег в среднем темпе, элементы танцев, самомассаж, дыхательные упражнения, подвижные игры спокойного характера («Как-то вечером на грядке под гр», «Найди, где спрятано»мл гр и др.)

    Количество частей в каждом занятии и их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах. Все части занятия взаимосвязаны: содержание вводной и заключительной в большей мере зависит от задач основной части.

    3. Способы организации детей.

    Успешное решение учебно-воспитательных задач во многом зависит от выбора рационального способа организации детей в НОД. Выделяют следующие способы: фронтальный, групповой, индивидуальный, поточный.

    При фронтальном способе организации все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение (прыгают на двух ногах на месте) или делают одновременно разные движения (упражнение с мячом по выбору детей). Воспитатель держит в поле зрения всю группу и непосредственно руководит ее деятельностью, делая соответствующие указания, при этом он осуществляет и воспитательные задачи.

    В мл гр при перестроении на ОРУ.  Дети встали на кружочки, время не тратили на их организацию. В под гр перестроение тройками.

    При групповом способе группу делят на несколько подгрупп (2—4) и каждая получает отдельное задание. Например, одна подгруппа метает в цель, другая — ходит по гимнастической скамейке, третья — упражняется с мячом, четвертая пролезает через обруч. После того как дети выполнят несколько раз упражнение, подгруппы меняются местами. Смена происходит в течение занятия. 4 раза. Таким образом, каждая подгруппа успевает позаниматься всеми четырьмя видами упражнений.

    У группового есть и недостатки: ограничены возможности воспитателя контролировать выполнение упражнений всеми детьми. Поэтому целесообразнее его использования в работе с детьми старшего возраста, когда повторяются уже разученные упражнения, когда ставится задача развить у детей умение заниматься самостоятельно, а также умение руководить небольшими подгруппами.

    При индивидуальном способе каждый ребенок делает упражнение по очереди, а воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания. Остальные дети наблюдают за исполнителем и отмечают как положительные стороны, так и недостатки. Этот способ применяется главным образом тогда, когда требуется страховка, например при прыжках в длину и в высоту с разбега каждому ребенку приходится разбегаться и преодолевать длину и высоту.

    По мере освоения техники прыжки выполняются потоком. Дети стоят в колонне по одному. Один разбегается, отталкивается и прыгает, другой в это время занимает исходное положение для разбега. Так они прыгают непрерывным потоком.

    Особую разновидность поточного способа представляет круговое («станционное») выполнение упражнений. Оно состоит в том, что ребенок, передвигаясь как бы по кругу и переходя от одной «станции» к другой, выполняет без перерыва серию упражнений.

    7. Страховка.

    Продумывать необходимо страховку детей. Педагог находится в той части зала, где выполняют наиболее сложные упражнения. В мл гр дети ползли по г. скамейке, а инструктор стоял в конце, что бы видеть всех детей. В вводной части и в п.и. инструктору приходилось передвигаться спиной вперёд, чтобы видеть всех детей. В под гр страховка на прыжках. Прилазании и прыжках обязательно использовать маты.

    4.Задачи физического воспитания.

    При составлении конспекта необходимо использовать 3 группы задач:

    Образовательные: Формировать ЗУН, применять на практике

    Воспитательные: Развивать двигательные способности. Формировать качества личности.

    Оздоровительные: Техника безопасности, оздоровление, гигиена.

    5.  Перспективное планирование НОД происходит по схеме циклограммы на один месяц, где подбор основных видов движений (ОВД) осуществляется в определённом порядке. Главный принцип  – воздействие на разные мышечные группы организма ребёнка. Перечислим ОВД: - ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазанье, метание.

    В младшей и средней группе даётся 3 основных вида движений, первое ОВД – это новое движение, разучивается, второе ОВД совершенствуется, 3 ОВД закрепляется в подвижной игре (п.и.). Например: На первой неделе: равновесие, прыжки, лазание.

    В старшем дошкольном возрасте увеличивается количество (ОВД) до 4. Первый (ОВД) разучивается, 2 и 3 совершенствуется, а четвёртый закрепляется в п.и. Например: вторая неделя лазание, равновесие, прыжки, метание.

    Подвижная игра подбирается таким образом, чтобы закрепить основное движение предыдущей недели.

    Давайте вспомним, какие основные движения были в НОД младшей группы. (прыжки, лазание, п.и. на метание, что соответствует 4-ой неделе)

    Давайте вспомним, какие основные движения были в НОД подготовительной группы. (прыжки, лазанье, метание, бег в п.и., что соответствует 4-ой неделе)


    ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ В МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

    1 НЕДЕЛЯ

    2 НЕДЕЛЯ

    3 НЕДЕЛЯ

    4 НЕДЕЛЯ

    1

    РАВНОВЕСИЕ

    МЕТАНИЕ

    ЛАЗАНЬЕ

    ПРЫЖКИ

    2

    ПРЫЖКИ

    РАВНОВЕСИЕ

    МЕТАНИЕ

    ЛАЗАНЬЕ

    3

    П./И. - ЛАЗАНЬЕ

    П./И. -ПРЫЖКИ

    П./И. -БЕГ

    П./И. -МЕТАНИЕ

    ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.

    1 НЕДЕЛЯ

    2 НЕДЕЛЯ

    3 НЕДЕЛЯ

    4 НЕДЕЛЯ

    1

    РАВНОВЕСИЕ

    ЛАЗАНЬЕ

    МЕТАНИЕ

    ПРЫЖКИ

    2

    ПРЫЖКИ

    РАВНОВЕСИЕ

    ЛАЗАНЬЕ

    МЕТАНИЕ

    3

    МЕТАНИЕ

    ПРЫЖКИ

    РАВНОВЕСИЕ

    ЛАЗАНЬЕ

    П./И ЛАЗАНЬЕ

    П./И. МЕТАНИЕ

    П./И. ПРЫЖКИ

    П./И. БЕГ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методика обследования уровня физического развития детей дошкольного возраста

    Подборка доступных методик для определения уровня физического развития детей дошкольного возраста: в подготовительной к школе группе, старшей и средней группах детского сада....

    Организация и формы работы игровых занятий по физической культуре детей дошкольного возраста.

    Организация и формы работы игровых занятий пофизической культуре детей дошкольного возраста.В младшем и среднем возрасте считаю необходимым основным методом обучения использовать импровизацию.Эт...

    МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА по Сафоновой О.А.

    Что такое физическая подготовленность и как определить ее результаты? Именно на этот вопрос ответит презентация (из опыта работы)....

    Методика физического развития детей дошкольного возраста.

    Одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста является игра. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные дви...

    "Опыт взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями и родителями по физическому развитию детей дошкольного возраста "(выступление на семинаре)

    quot;Опыт взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями и родителями по физическому развитию детей дошкольного возраста"...