Формы организации двигательной активности детей
статья по физкультуре по теме

Скворцова Елена Юрьевна

В материале рассматриваются формы организации двигательной активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_dvigatelnoy_akttivnosti.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Формы организации

двигательной активности детей

В каждом маленьком ребенке – 
И в мальчишке, и в девчонке – 
Есть по двести грамм взрывчатки, 
Или даже полкило. 

Должен он скакать и прыгать, 
Все хватать, ногами дрыгать, 
А иначе он взорвется – 
Трах-бабах – и нет его! 

Г.Остер 

Двигательная активность — естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие.

 Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию. Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре представляет целый комплекс оздоровительно – образовательных и воспитательных мероприятий. Содержание и построение занятий разное, каждое из них в той или иной мере имеет свое специфическое название.

  • Оздоровительная гимнастика - это гимнастика позволяет обретать положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день.
  • Гимнастика после дневного сна – цель поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. 
  • Психогимнастика – проводиться с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия.
  • Логоритмическая гимнастика – это движения, которые сочетаются с речевым сопровождением, она способствует развитию рече – двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению.
  • Пальчиковая гимнастика - это развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.
  • Спортивные танцы и аэробика - организуется с целью обогащения и развития двигательной сферы, а также наполнения ее эмоционально-выразительным содержанием.
  • Релаксация  - снятие мышечного напряжения, полное или частичное расслабление организма, укрепление нервной системы.
  • Оздоровительный дозированный бег – предназначен для тренировки всех функциональных систем организма, для развития физической  выносливости и формирования волевых качеств.
  • Тренирующая игровая дорожка – обеспечивает качественное и индивидуальное обучение детей основным видам движений.
  • Подвижная игра с правилами - сознательная, активная деятельность ребенка, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным умственным и физическим усилиям.
  • Имитационные игры - это самостоятельная двигательная деятельность, направленная на воспроизведение образов окружающей действительности; при этом движения выполняются в произвольном темпе, без регламентации времени и подчиняются только замыслу исполнителя.
  • Игровые упражнения - действия, направленные на овладение движениями в игровой форме. Ребенок действует в игровых упражнениях без специально установленных правил, соблюдая требование точного осуществления двигательного действия, выполняя движения независимо от других.
  • Игры соревнования - укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сен-сомоторный опыт, развивается творчество.
  • Игры с элементами спорта - способствуют общему развитию ребенка, оздоровление его организма, развитие движений, двигательных способностей и психофизических качеств, создание эмоциональной обстановки, воспитание любви и интереса к различным видам спорта.
  • Дыхательные упражнения – тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, повышает сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниям.
  • Полоса препятствий – закрепляет основные виды движений, развивает координацию, ориентацию в пространстве, выносливость, умение выполнять правила.
  • Физкультурные праздники и досуги – являются своеобразной формой показа достижений в различных видах движений, но и учат творческому использованию двигательного опыта в условиях коллективных действий, они призваны веселить детей, доставлять им удовольствие.
  • Свободная двигательная активность – позволяет ребёнку испытывать радость от физических упражнений, трансформировать их из чисто механических упражнений, в реабилитационно – лечебные, освобождаться от чувства тревожности, зажатости, страха, влиять на своё собственное состояние и поведение.

Все эти виды занятий по физической культуре, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего дня. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда её основные параметры (объём, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается её соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной), правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

Рекомендуемая литература:

  • Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения М.,2006    
  • Бабенко Е. А. Игры, которые лечат М., 2009
  • Бетации М.К. Лучшие игры на улице М.,2006
  • Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет М.,2006
  • Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет М., 2011
  • Мастюкова Е. М. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития М.,2004
  • Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов М., 2005
  • Картушина М. Ю.  Зеленый огонек здоровья С.-П.,2005
  • Утробина К.К. Физкультура для дошкольников М.,2003
  • Шебеко В. Н.Физкультурные праздники в детском саду М.2001
  • Щербак А. П. Тематические занятия и праздники в дошкольном учреждении М.,1999

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Формы организации двигательной активности детей»

Цель: совершенствовать работу в ДОУ по физическому развитию, стимулировать потребность у педагогов в познании двигательной активности детей.Задачи:1. Формировать преставление педагогов о понятии «двиг...

Конспект консультации выступления на семинаре инструктора по физической культуре на тему: ": «Формы организации двигательной активности детей. Идеи организации уголка здоровья».".

Данная информация будет полезна, как инструкторам по физической культуре, так и воспитателям дошкольного учреждения для организации уголков активности в группе....

Консультация для воспитателей: «Формы организации двигательной активности детей»

совершенствовать работу в ДОУ по физическому  развитию, стимулировать потребность у педагогов в познании двигательной активности детей....

Сценарий презентации «Формы организации двигательной активности детей»

Содержание «программы детского сада» предусматривает значительный объем знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей. Овладение знаниями осуществляется преимущественно на занятиях по...