консультации
консультация по физкультуре на тему

Вострецова Екатерина Владимировна

Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым. Но дома дети в основном заняты просмотром телепередач, компьютерными играми, занятиями и играми умственного плана. В редкой семье есть физкультурное и спортивное оборудование. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе. Таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovyy_rebenok-nadezhnoe_budushchee.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

"Здоровый ребенок — надежное будущее"

        Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым. Но дома дети в основном заняты просмотром телепередач, компьютерными играми, занятиями и играми умственного плана. В редкой семье есть физкультурное и спортивное оборудование. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе. Таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов.

        Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с раннего детства. В современных условиях всё ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека.

        Все понимают, насколько важно, начиная с самого раннего возраста воспитывать в детях активное отношение к собственному здоровью, формировать культуру здоровья, включающую в себя различные аспекты бытия человека, поскольку, чему бы ребёнок ни научился в детстве, он проносит это через всю жизнь.

        Основы культуры здоровья, конечно же, закладываются в семье. Приоритет здоровья в семье, владение элементарными приёмами поддержания хорошего самочувствия, пример родителей способствуют формированию у детей навыков здорового образа жизни. Однако в большинстве семей, воспитывающих детей дошкольного и школьного возраста, нет системы сохранения и укрепления здоровья детей и самих родителей. Частично эту функцию может взять на себя дошкольное учреждение, где дети пребывают в течении 8 -10 часов.
        Педагогами и воспитателями решается задача снижения эмоционально-волевого напряжения и укрепления иммунитета дошкольников посредством комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников. В процессе жизни детей в детском саду познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными. Развивающие занятия сочетаются с выполнением дыхательных упражнений, гимнастики, игровых упражнений, гимнастики для глаз, элементами закаливания, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесберегающими технологиями.

Состояние здоровья и развития подрастающего поколения заставляет взрослых обратиться к здоровьесберегающим и здоровьеформирующим технологиям. В чем отличие последних друг от друга? Здоровьесберегающие технологии делают акцент на внешний фактор.
Создание благоприятных условий для сохранения здоровья детей. Обучение различным приемам и способам его поддержания. Педагог ДОУ выступает как транслятор знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Форма передачи знания — научение.
Здоровьеформирующие технологии акцентируют внимание на внутреннем факторе.
Создание условий для развития навыка сознательной саморегуляции. Пробуждение внутренней потребности быть здоровым. Овладение методами повышения внутреннего ресурса.

        Ученые выделяют два основных фактора, способствующих повышению неврозов у детей дошкольного и школьного возраста. Это психологическое состояние родителей и нервно-психическое состояние педагогов. Следовательно, одним из условий создания здоровьеформирующей среды для детей является настроение и здоровье самих воспитателей. А так же оказывает влияние тип мышления взрослых, в общении с которыми растут дети.
Важно, что бы педагог сам занимался своим оздоровлением, повышением душевного благополучия, позитивным отношением к жизни. Необходимо, что бы воспитатель понимал значимость оздоровительных занятий для детей не только с позиции физического здоровья, но и раскрытия способностей ребенка, его успешности в жизни, радостного восприятия действительности.
        Ещё одним фактором. Способствующим оздоровлению детей, является повышение их стрессоустойчивости. Наиболее эффективными способами, повышающими стрессоустойчивость, являются закаливание природными силами, массаж и специальные упражнения, помогающие полноценному развитию мозга. Развитию межполушарного взаимодействия необходимо уделить должное внимание, поскольку его нарушение является основной причиной «забывания» информации в психологически сложных ситуациях (конкурсы, проверки, экзамены). Существуют специальные комплексы кинезиологических упражнений, то есть упражнений, способствующих увеличению межполушарных связей мозга. Систематическое применение этих комплексов показывает великолепный результат умственного развития детей при сохранении уровня здоровья.

        Необходимым условием повышения уровня жизненных сил ребенка является работа с телом. Тело для растущего человека — особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Через тело ребенок учится осознавать себя.

        Кроме того, кожа ребенка по чувствительности и способности к восприятию информации приравнивается к коре головного мозга.

        Жизненно важными для ребенка являются нежные объятия и прикосновения, через которые он ощущает себя и реальность окружающего мира. Через легкое прикосновение у человека формируется доверие к миру, закладывается принятие самого себя, снижается агрессивность, вырастает уверенность в себе и дружелюбное отношение к окружающим.
Для того, что бы физическая культура стала инструментом оздоровления, она должна приносить удовлетворение. Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребёнка таков: от удовольствия — к привычке, от привычки — к потребности. В любых оздоровительных практиках нельзя идти через принуждение, иначе получим обратный результат. Требуется разумное сочетание полезного с приятным. Надо, что бы ребенок захотел это сделать, глядя на увлеченность, радость и удовольствие других детей и воспитателя. Поэтому так важно, что бы среди детей как можно чаще звучал смех. Радостное состояние — естественное состояние здорового ребенка. Взрослым необходимо поддерживать в нём детей.

        При освоении детьми любой оздоровительной технологии нужно объяснять им, что они делают, зачем это нужно им сегодня, что будет от этого завтра, кого они этому потом научат сами и с кем «попрактикуют» свое умение (ориентировка детей на взаимодействие с родителями). После проведения оздоровительных процедур следует спросить детей о том, что они чувствуют, какой стала спинка (ручки, ножки, ушки и т.д.) после занятия. Таким образом, осмысленная потребность в оздоровительных занятиях формируется через ощущение удовольствия от них и фиксации этого в сознании детей.

        Комплексный подход к оздоровлению ребенка в дошкольном учреждении будет неполным, если не затронуть психологический и духовно-нравственный уровень здоровья детей.
        На психологическом уровне важно создать ситуацию успеха для каждого; помочь поверить в себя; найти свою «особинку»; сохранить природное любопытство, стремление к развитию, потребность быть личностью и развивать способности самоуправления, а не только иметь «нужные» социуму личностные качества. Взрослый (будь то воспитатель или родитель), несущий в себе образ успешного здорового душевного ребёнка. Создает условия, что бы ребёнок таким и являлся в действительности.

        Повышая духовно-нравственное здоровье детей, необходимо пробуждать в них чувство единства. Единство — одна из важнейших общечеловеческих ценностей. «Разделение мира и людей на части происходит в умах и сердцах людей, и там же должно произойти их объединение»

        Важно рассмотреть, прочувствовать и прожить с детьми такие понятия как:
Я - часть семьи,

Я – часть коллектива,

Я – часть человечества,

Я – часть мира.

        Каждое прикосновение к душе ребенка — жизнетворчество. И кем мы, взрослые люди, будем в процессе жизнетворения — Мастерами или ремесленниками — зависит от нас, от нашего осознания ответственности перед Жизнью!

Какие факторы способствуют сохранению здоровья и повышают уровень здоровья детей?
1. Соответствие условий развития и обучения условиям и темпам физиологического развития мозга ребенка. Развитие природности мышления.

2. Благоприятная психологическая атмосфера вокруг него. Сенсорные возможности детей выше, чем у взрослых, поэтому дети буквально сканируют состояние взрослых ещё до того, как они начнут с ними общаться.

3. Перевод энергии стресса в энергию развития: напряжение — достижение — удовольствие, радость.
4. Направление внимания ребенка на самого себя, на своё состояние, свои чувства, свои ощущения. При этом происходит активизация процессов внутренней саморегуляции.
5. Оптимальная двигательная активность, которая способствует не просто поддержанию достаточного уровня движений, а носит тренировочный характер. У каждого ребенка она будет своя. Ритмичность движений. Координация.

6. Расширение интервала физиологической устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды (экологическое загрязнение, психологическое давление, холод и т.д.)
7. Здоровое адекватное питание.

Общие рекомендации

1. В развитии детей дошкольного возраста основной акцент необходимо сделать на координацию движений и развитие музыкально-двигательного ритма.

2. Важно постоянно наблюдать за синхронностью движений детей в коллективных занятиях. Обращать на это внимание детей.

3. Обязательно в утреннюю зарядку вводить кинезиологические упражнения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия мозга. Особенно это касается детей с минимально мозговыми дисфункциями и гидроцефальным синдромом.
4. Во время музыкально-двигательных, физкультурно-оздоровительных занятий и на утренней зарядке следует использовать как можно больше гармоничных естественно-природных образов, благодаря резонансному настрою на которые, происходит выравнивание и оптимизация энергетических процессов в теле ребенка. Такие занятия будут носить оздоровительный характер

5. Для того, что бы успокоить детей после сильного возбуждения, можно поводить с ними хоровод (плавность и ритмичность движений в коллективном взаимодействии выравнивают эмоциональное и энергетическое поле детей).

6. Любое действие, игра, занятие, направленное на развитие навыка здорового образа жизни должны быть объяснены ребенку и положительно-эмоционально окрашены.

7. Главное условие здоровья детей — желание и стремление родителя и педагога самому быть здоровым.

По материалам книги «Здоровье наших детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....