консультация для инструкторов "Развитие двигательной активности детей в каникулярное время"
консультация по физкультуре на тему

Давыдова Татьяна Ивановна

Как развивать двигательную активность детей на каникулах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnaya_aktivnost.docx248.54 КБ

Предварительный просмотр:

МДОБУ д/с № 12 города Свободного

   

Консультация для инструкторов по физической культуре

             

                        Инструктор по ф/к: Т.И. Давыдова

(II квалификационная категория)

Март 2013 г.

Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения.

                                                            Ж.Тиссо

Ни для кого не секрет, что с наступлением каникул в школе посещаемость в детских садах снижается. У многих малышей есть старшие братья и сёстры, поэтому с понятием «каникулы» они отождествляют радостное событие: весь день находиться дома и не идти на «работу» (в детский сад). Напрасно мы недооцениваем сообразительность детей, с надеждой ожидающих, что и к ним родители проявят милосердие: не поднимут рано с тёплой постели, оставят дома посмотреть интересные телепрограммы, специально предусмотренные для детей в каникулярное время.

Даже нам, взрослым, так иногда хочется расслабиться в это беспокойно до предела напряжённое время.

 Каникулы в детском саду проводятся, начиная со средней группы, в течение последней недели декабря и первой недели января; последней недели марта и летние каникулы. По времени они совпадают с традиционными зимними и весенними каникулами в школе. Их длительность — неделя. Каникулы направлены на охрану нервной системы, оздоровление организма ребенка и т.д.

Жизнь детей в каникулярные дни должна быть совершенно не такой, как в другие дни: немного загадочной, насыщенной необычным, сказочным, удивительным.. Их содержание состоит в организации художественно-творческой, музыкальной и физкультурной деятельности.

Особое внимание уделяется рациональной организации ежедневной двигательной активности дошкольников. Этому способствует ежедневное проведение разных видов физических упражнений, подвижных и спортивных игр (большей частью во время дневной и вечерней прогулок). Один-два раза в неделю целесообразно проводить физкультурные досуги, пешеходные прогулки и экскурсии. Пешеходные прогулки, наряду с другими формами работы по физическому воспитанию, обеспечивают достаточную физическую нагрузку одновременно для всех детей, повышают тренированность, закаленность детского организма. Их можно использовать вместо физкультурных занятий (например, на лыжах).

Желательно продумать разнообразную и интересную организацию физкультурных занятий, обогатить их сюжетно-игровым содержанием (веселые старты, лыжники, прогулка в парк, разведчики и т.п.). Это повышает интерес к занятиям физической культуры, доставляет детям радость

Тематика дней может быть самой разнообразной. В отдыхе дети нуждаются не только зимой и летом, но и весной, когда резко снижается сопротивляемость организма болезням. Накапливается годовалая усталость. Поэтому рекомендуется спланировать и неделю весенних каникул: «У весны в гостях», «День юмора и смеха», «Первоцветы», «Птицы принесли весну на крыльях», «Весенняя сказка», «В мире неживой природы» и т.д.

Естественно, планирование зимних и весенних каникул определяется различиями, связанными с сезонными и погодными условиями. Так, в зимние каникулы в основном планируются зимние виды спортивных игр и упражнений (катание на санках, коньках, лыжах, хоккей, метание снежков, постройки из снега), прогулки на площадь к нарядной елке и т.п. Весной – катание на самокатах, велосипедах, игры с мячами и прыгалками, рисование на асфальте цветными мелками и др. В зимнее время, когда рано темнеет, можно показывать диафильмы, а весной со старшими дошкольниками сходить в кинотеатр.

Практика показывает целесообразность проведения во время каникул музыкальных занятий в форме музыкально-литературных утренников, концертов самодеятельности, музыкальных досугов, викторин, дней рождений, игр-драматизаций с музыкальным сопровождением, что является тоже повышением двигательной активности детей. При этом можно объединять две параллельные или разные по возрасту группы.

На каникулах необходимо стараться задействовать детей, имеющих проблемы в развитии речи, эмоционально-волевой сферы, гипер и гипоактивных.

Поэтому, учитывая важную роль положительных эмоций, больше внимания следует уделять всевозможным забавам и развлечениям.       Физкультурный праздник является особым, радостным событием в жизни ребенка. Он демонстрирует здоровый образ жизни, представляет достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств. Проводить спортивные праздники можно в любое время года, их продолжительность зависит от заранее определенной тематики, интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития детей.

В программу физкультурного праздника, как одного из видов активного отдыха детей, входят разнообразные физические упражнения и веселые подвижные игры, отражающие приобретенные ребенком двигательные навыки. В праздничную программу включаются движения, предварительно разученные на физкультурных занятиях. Они доставляют ребенку радость и удовольствие.

 Физкультурные праздники разнообразны по содержанию и структуре. Значительную роль в празднике играет музыка, создающая эмоциональный подъем, веселое, бодрое, радостное настроение.

Движения проводятся под музыку, стихи, песни, что вызывает высокий эмоциональный подъем. После физкультурного парада дети демонстрируют свои умения в играх и упражнениях. Старшие группы участвуют в соревнованиях в беге, метании, прыжках и т.д.; играх-эстафетах, играх с элементами соревнования, спортивных играх. В праздник можно включать и разнообразные аттракционы. Эта часть праздника проводится с учетом времени для каждой возрастной группы и всех участников.

 Во второй части праздника могут быть организованы кукольный театр, выступление школьников, взрослых, сюжетные прогулки и т.д. В этой части обязательно вводятся разнообразные сюрпризные моменты: появление сказочных героев, фокусника, танцоров и т.д.

 В заключение праздника гости, дети, родители, воспитатели и сотрудники детского сада исполняют общий танец, импровизируя и веселясь.

 Интересно и увлекательно проходят зимние физкультурные праздники. Их содержание отражает время года и включает в себя катание на санках, коньках, лыжах, а также спортивные игры (хоккей), различные подвижные игры, массовые несложные пляски и сюрпризные моменты. На зимнем празднике песни и стихи ребенок не исполняет. Сюрпризные моменты — источник радости детей.

На праздниках лучше использовать красочные атрибуты и оформление, музыкальное сопровождение, что делает его привлекательным и интересным.

В день проведения праздника взрослые стараются не нарушать режим дня, избегать излишней нервозности. Обстановка праздника должна доставлять радость ребенку. Длительность праздника не превышает 45 мин — 1 ч.   .

В ходе праздника вместе с инструктором по физической культуре активное участие могут принимать и персонажи любимых детских сказок и фольклора: веселые скоморохи и Масленица, дети, исполняющие роли зверей и т.д. Все герои усиливают элемент праздника и доставляют много удовольствия детям. Выбирая время для праздника, следует ориентироваться на то, что обычно самые длительные праздники целесообразнее проводить во второй половине дня, после 15 часов. В это время активность детей достигает своего второго пика. Кроме того, в зимнее время в это время еще продолжается световой день.

При проведении спортивного праздника особые впечатления у детей оставляет еще и непосредственный период подготовки к нему. Все события, направленные на достижение большой совместной цели, приносят огромное эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяя усилия детей и взрослых. А сам праздник надолго остается в памяти детей как яркое событие, умноженное на общие радостные переживания.

Следует учесть, что в зимнее холодное время снижается естественная активность деятельности детей. Погодные условия (ветер, сырость, снег, «тяжелый» наст), а также громоздкая одежда и обувь значительно сковывают их движения.

Сочетание нужных физических упражнений с воздействием свежего воздуха станет высоко результативным профилактическим средством закаливания детей, фиксируя у них потребность в постоянном приобщении к спортивным движениям и повышая у них сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Дети всегда с интересом наблюдают за подготовкой, которую осуществляют в преддверии праздника взрослые. Но и сами воспитатели привлекают детей к посильной самостоятельной помощи. Так, в зимнее время дети могут помочь разметить участок на нужные сектора для разных видов соревнований, расчистить каток, проложить лыжню, построить снежную горку крепость и лабиринт. Кроме того, дети охотно принимают участие в процессе подготовки нужного инвентаря для праздника.

При организации и проведения зимнего спортивного праздника необходимо руководствоваться методическими рекомендациями:

1. Зимой праздник проводится при ясной погоде, без снегопада, при температуре не ниже –10-12 градусов.

 2. Площадка для проведения спортивного праздника должна быть  заранее подготовлена в целях предотвращения детского травматизма.

 2. Продолжительность праздников планируется с учётом возраста детей.

 3. Детская одежда должна быть облегчённой, не сковывая  движения.

 4. Не рекомендовано привлекать к участию в зимнем празднике часто болеющих детей.

 5. Наиболее эффективная форма проведения эстафет и соревнований – поточный способ.

 6. Воспитатели должны бать активными помощниками  в проведении праздника инструктору по физической культуре.

 7. На празднике необходимо присутствие медицинского работника.

 8. После окончания спортивного праздника необходимо похвалить старание детей, отметив их ловкость, силу, догадливость, закончить пребывание детей на свежем воздухе. 

         

 Другим видом активного отдыха детей является физкультурный досуг. Физкультурный досуг наполняет жизнь ребенка эмоциональной, веселой двигательной деятельностью.

 Содержание досуга составляют знакомые ребенку подвижные игры и физические упражнения, которые варьируются, вызывая у него интерес и положительные эмоции при выполнении.

 Программа физкультурного досуга в младших и средних группах строится на простейших играх типа: «Кто скорей принесет игрушки, выполнит веселые игровые действия» и т.п.

 В старших группах ребенок индивидуально и коллективно (командами) участвует в веселых играх с элементами соревнования, подобных небольшой спартакиаде. В содержание досуга включаются интересные аттракционы, знакомые ребенку танцы и пляски.

 Главной задачей педагога при проведении физкультурного досуга является: создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, дифференцированный подход к оценке результатов его действий, предоставление возможности испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, а также радости от успехов товарища.

 При проведении этого досуга ребенок выполняет различные двигательные задания. Он ведет себя более непосредственно, чем на физкультурных занятиях. Раскованность и естественность использования двигательных умений и навыков обеспечивает выразительность, артистизм, эстетичность его движений. Физические нагрузки — лучший способ формирования раскованности и красоты движений. Умеренная мышечная нагрузка улучшает самочувствие и поднимает настроение.

Физкультурный досуг развивает мышление, воображение, целеустремленность, культуру чувств (например, приучают ребенка сдерживать свои чувства и желания, проявлять решительность). Он развивает в детях умение двигаться под музыку, музыкальный слух, память.

 Физкультурный досуг не требует специальной подготовки. Он строится на знакомом материале. Развлечения проводят как с одной группой, так и с группами близких по возрасту детей. В досуге педагог принимает самое активное участие: он подает команды к началу и окончанию игры или двигательного задания, подводит итоги, является главным судьей соревнования и своим заинтересованным отношением к происходящему создает эмоциональную атмосферу. Важную роль в поддержании               радостного настроения, создании положительных эмоций играет атрибутика: эмблемы, медали, вымпелы, табло и т.д.

 По содержанию и композиции физкультурный досуг может быть разным: он строится на знакомых играх и игровых упражнениях, на элементах спортивных игр (баскетбол,  хоккей, футбол, теннис и т.д.), на упражнениях в основных движениях (беге, прыжках, езде на велосипедах, самокатах, роликовых коньках, прыжках через короткую скакалку). Такой вариант досуга является для ребенка своеобразным зачетом по овладению им перечисленных видов движений и освоению правильной техники движений.

 Физкультурный досуг может строиться в основном на играх-эстафетах типа «Веселые старты» и другие.

Интересно проходит музыкальный досуг. Ребенок упражняется в выполнении движений с предметами (мячами, лентами, обручами и т.д.), ритмических упражнениях. Такой досуг развивает творчество, инициативу, красоту, грациозность и выразительность движений.

 Со второй младшей группой проводится День здоровья. Цель проведения Дня здоровья — профилактика нервной системы, оздоровление организма и поддержание положительно-эмоционального состояния психики ребенка. В этот день обеспечивается его пребывание на воздухе, на природе. В этот день не проводятся обучающие формы работы с детьми, требующие интеллектуального напряжения. Дети играют в интересные, любимые игры, слушают музыку, поют, занимаются творческой деятельностью, весело общаются друг с другом. В группах царит праздничная, радостная атмосфера, педагог старается предотвратить конфликты, обеспечивает спокойное общение детей друг с другом.

Во время каникул проводятся туристские прогулки; желательно вывезти детей  за город, где организуется катание на лыжах. Игры на природе обеспечивают ребенку режим, близкий к санаторному. Организация каникул требует тщательной подготовки педагога, продуманности и творческой атмосферы.

Задания на дом позволяют согласовывать выполнение физических упражнений и игр ребенка в дошкольном учреждении и в семье. Домашние задания выполняются ребенком дома под контролем родителей или вместе с ними.

 Успешному решению задач физического воспитания способствуют организуемые воспитателем консультации для родителей. Педагог объясняет родителям методику проведения с ребенком утренней гимнастики, физических упражнений, учит совместному решению творческих заданий. Задания на дом способствуют более тесному контакту родителей, детей и воспитателей.

 Все приведенные формы организации активного отдыха тщательно планируются и обсуждаются на педагогических советах дошкольного учреждения. В подготовке разнообразных форм активного отдыха могут принимать участие родители, спонсоры. Нередко на праздники и досуг приглашают школьников, старших братьев и сестер, выдающихся спортсменов и других интересных людей.

В процессе повседневной жизни в детском саду дошкольники могут уставать от коллективного общения, поэтому им надо предоставлять возможность для разнообразной индивидуальной деятельности и игр с небольшим количеством партнёров (2-3 человека), которые объединяются на основе общих интересов и симпатий. Но и здесь воспитатель должен руководить детской деятельностью, углублять положительные взаимоотношения детей, развивать отзывчивость, обогащать интеллектуальными и эмоциональными впечатлениями.

Главное, чтобы каникулярная работа с дошкольниками не проводилась формально и дети хорошо отдохнули, были веселы и жизнерадостны. 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей«Двигательная активность детей в зимнее время года"

Описание материала: Предлагаю Вам, консультацию для родителей. Данный материал будет полезен для воспитателей и родителей.Тема: «Двигательная активность детей в зимнее время года»....

Консультация для родителей «Двигательная активность детей в зимнее время года".

Как сделать зимнюю прогулку более приятной и полезной для Вас и Вашего  малыша?Вам предлагаются несколько советов для установления более доверительного и тесного общения с Вашим малышом....

Консультация для педагогов и родителей: "Двигательная активность детей в зимнее время года"

Лыжами можно заниматься также с 4-6 лет. Ходьба на лыжах развивает все группы мышц, скоростно-силовые качества ребенка, формирует умение координировать движения рук и ног, тренирует выносливость. Но н...

Консультация для родителей "Двигательная активность детей в зимнее время"

Предлагаю Вам консультацию для родителей.Вы узнаете, как сделать зимнюю прогулку более приятной и полезной для Вашего ребенка....

Консультация для родителей на тему: «Двигательная активность детей в зимнее время года».

Предлагаю Вам, консультацию для родителей. Данный материал будет полезен для воспитателей и родителей....

Консультация для родителей "Двигательная активность детей в зимнее время года"

В консультации даются советы родителям: как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной для взрослого и ребенка. Говорится о зимних забавах, известных с давних времен. Даются рекомендации для занятий ...