Доклад и презентация на тему: "Нетрадиционные формы работы по физической культуре"
презентация к уроку по физкультуре по теме


Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ – ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ

В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодня модным стало слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощенно – как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия – своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».

Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования всего организма.

Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизоров, компьютеров и т.д.), особенно это касается старших дошкольников. При  этом снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Интенсивность физического развития детей, их здоровье напрямую и целиком зависят от двигательной активности.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

«Физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками» - одно из интегративных качеств, которым должен овладеть ребенок к семи годам, т.е. к выходу из детского сада. Одним из условий развития этого интегративного качества у дошкольников является формирование  потребности в двигательной активности.

Исходя из всего вышеизложенного была выбрана такая тема работы: нетрадиционные формы работы по физической культуре – одно из условий формирования потребности в двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Цель: Создать условия для формирования у старших дошкольников потребности в двигательной активности

Задачи  представлены на экране (читать текст про интеграцию)

  1. Формировать  умение использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем
  2. Формировать умение самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, придумывать варианты игр и собственные игры, проявляя инициативу и творчество
  3. Воспитывать стремление участвовать в различных подвижных играх и упражнениях
  4. Поддерживать интерес детей к различным формам физической культуры

При формировании у детей потребности в двигательной активности вся работа проходит через Интеграцию областей. При  решается определенный круг задач, которые    так же способствуют достижению поставленной цели:

  • «Здоровье» - Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни
  • «Безопасность» - формирование навыков безопасного поведения при проведении подвижных игр и упражнений
  • «Труд»- привлечение детей к участию в расстановке и уборке физкультурного оборудования и инвентаря
  • «Познание» - активизация мышления детей через самостоятельный выбор игры, необходимого оборудования
  • «Коммуникация» - поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы занятий физической культурой
  • «Чтение художественной литературы» - организация игр и упражнений под стихотворные тексты, на темы прочитанных сказок, потешек
  • «Музыка» - проведение подвижных игр, упражнений под музыкальное сопровождение.

        Работа по физической культуре складывается из основных форм работы. Таких как:  различные виды физкультурных занятий; утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры, гимнастика после сна; самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия; анкетирование, консультации, родительские собрания, создание памяток, приглашение родителей на спортивные праздники и развлечения и участие в них.

Для поддержания и интереса к традиционным формам работы и формирования потребности в двигательной активности использую нетрадиционные формы работы с детьми по физической культуре

  • самомассаж,
  • игры с фитболом,
  • дыхательная гимнастика,
  • релаксация,
  • пальчиковая гимнастика,
  • креативная гимнастика
  • офтольмотренаж

На физкультурных занятиях с традиционной структурой перед проведением общеразвивающих упражнений для активизации внимания проводится массаж и самомассаж. Самомассаж значительно повышает производительность детской деятельности, снимает напряжение и утомление. Он активно влияет на газообмен, на минеральный и белковый обмен. Это положительно сказывается на функции внутренних органов и жизнедеятельности организма. Массаж и самомассаж положительно влияют и на дыхательную систему. Самомассаж и массаж с детьми в игровой форме, с использованием художественного слова значительно повышают интерес детей к дальнейшему занятию. Подборка массажа и самомассажа была предложена воспитателям для проведения на занятиях в качестве физкультминутки или динамической паузы, гимнастики после сна.

На  одном из трех физкультурных занятий в неделю для старших дошкольников  мы проводим подвижные игры, эстафеты с фитболом. Так же они широко используются на досугах и развлечениях. В детском саду существует подборка игр и эстафет с фитболами, которой постоянно пользуются  педагоги. При выполнении физических упражнений на фитболе в игровой и  соревновательной форме возникает особый физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм, способствует повышению интереса к выполняемым заданиям и ко всему занятию в целом, способствует формированию потребности в двигательной активности. Нами составлена программа кружка с фитболами, который планируем проводить с начала нового учебного года.

Заключительную  часть занятия на 1 неделе проводим традиционно с игрой малой подвижности и добавляем офтольмотренаж – гимнастику для глаз.

Группа упражнений, применяемая при утомлении глаз, способствует расслаблению глазодвигательных мышц и мышц, воздействующих на хрусталик, снижает напряжение, улучшает кровообращение глаз и циркуляцию внутриглазной жидкости, что создает благоприятные условия для формирования органа зрения, предупреждает его переутомление.

Согласно разным теориям одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряженные зрительные нагрузки. По данным В.Ф.Базарного, при напряженных зрительных нагрузках формируется аномальный зрительно-двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии. Близорукость у детей, по мнению ряда авторов, является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Упражнения для глаз предусматривают движения глазного яблока по всем направлениям.

Комплексы упражнений могут включать повороты головы, туловища. Офтольмотренаж проводится и в группах на занятиях для снятия напряжения с глаз.

На 2-й неделе проводим пальчиковую гимнастику, развивая мелкую моторику рук. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, развитие речи, подготовка к обучению письму. Вот сколько всего может случиться, если начать… с пальчика! Пальчиковая гимнастика широко используется на других занятиях в форме физкультурной минутки. Рекомендуем  проводить пальчиковую гимнастику и в заключительной части утренней гимнастики и в течение дня.

На 3-й неделе обязательна дыхательная гимнастика для тренировки дыхательных мышц и профилактики простудных заболеваний. Темп дыхательных движений должен быть спокойным, не частым. Выдох должен быть несколько длиннее вдоха. Полный выдох освобождает легкие от отработанного воздуха, таким образом, рефлекторно усиливается вдох. Поэтому при выполнении дыхательных упражнений нужно, прежде всего, обращаем внимание детей на выдох, добиваемся его продолжительности. У детей длительному выдоху способствует произношение некоторых звуков. Для этого подбираются образные упражнения, в которых на выдохе произносят односложные слова, включающие определенные гласные или согласные. Для того чтобы научить правильно дышать, нужно уметь управлять дыхательными мышцами, всячески развивать их, укреплять.

Дыхательные упражнения проводим и по ходу всего занятия по мере необходимости для восстановления дыхания детей.

На 4-й неделе в заключительной части занятия проводим релаксацию под музыку. Главная задача релаксации – снятие напряжения. Для релаксации выбираем спокойные музыкальные композиции со звуками леса, моря. Дошкольникам при этом нужно давать словесные инструкции, чтобы научить их расслабляться, понять разницу между напряжением и расслаблением, и помочь сделать вывод, что из них приятней. Словесная инструкция чаще всего дается в виде стихотворного текста или связного рассказа.

Так же нами был разработан и внедрен проект «Креативная гимнастика». Цель проекта: способствовать формированию творческого потенциала воспитанников, развитию их творческих способностей, навыков самовыражения через движение.  

Современные исследования показали, что сензитивным (оптимальным) периодом развития креативности выступает старший дошкольный возраст.

Креативная гимнастика предусматривает целенаправленную работу инструктора по использованию:

  • специальных заданий  («Перекрестное марширование», «Перекрестные танцы». -  эти задания направлены на активизацию межполушарного взаимодействия. основаны на перекрестных движениях – касаться пр. рукой левого колена и наоборот, следить за ритмом, музыкой, определить в парах где правая рука, а где левая, придумывание своих нестандартных вариантов спортивных фигур)  (двигательные загадки, работа со схемами: прочитать, расставить, атрибуты, выполнить и т.д.)
  • творческих игр, игр-путешествий, игр - драматизаций

 Работая с дошкольниками, убеждаешься в необходимости развития их творческих способностей. На физкультурных занятиях педагоги стремятся научить детей выполнять физические упражнения осмысленно, технически правильно, дети знают, какую пользу приносит то или иное упражнение. Но при этом дети с трудом самостоятельно пользуются приобретенными навыками в движениях, чувствуют себя скованно. Для детей, у которых все успешно получается на занятии, есть спортивные наклонности, движения и упражнения не вызывают никаких трудностей.  Например,  самостоятельно провести разминку или обыграть какого-либо героя им доставляет удовольствие. Но многие дети затрудняются самостоятельно создавать варианты движений. Для решения этой проблемы необходимо развивать творческие способности в двигательной деятельности. Мы пришли к выводу, что нужно максимально сблизить и интегрировать два вида детской деятельности – развитие движений и игровую деятельность. Поставленные задачи решались в три этапа. Первый этап – творческое осмысление эталонов движения (мл. и ср. группы). В работе мы использовали оздоровительную технологию В.Т.Кудрявцева, одна из ведущих задач которой – развитие двигательного творчества. Также использовались методы, предложенные Т.С.Яковлевой: творческие игровые задания, придумывание названия выполняемого движения. Так, например, осваивая лазанье по гимнастической стенке с переходом с пролета на пролет, дети обыгрывают образы: «медвежата ищут мед», прокатывая мяч между предметами – «угощаем белочек орешками» и т.д. На втором этапе решаются задачи по развитию способности к двигательной импровизации (старшая группа). Используются игры «Просторы моря», «Фотограф», «Скульптор», «Зеркало» и т.д., где дети играют парами, повторяя и копируя движения друг друга

При проведении физкультурных развлечений используется не  только традиционное их проведение, но и методика, направленная на развитие творчества в двигательной деятельности, воображения, фантазии, а так же инициативности и самостоятельности, укрепление физического и психического здоровья

Так же нами внедряется в жизнь физкультурно-познавательный проект:  - большая тематическая игра «Где и как зародились популярные виды спорта на Земле». рассчитан на 1 год.

Перспективно-тематическое планирование  бесед, мини- игр на год

Континент

Месяц

Мини-игра

Африка

Сентябрь

Вводная беседа о Олимпийском флаге и о видах спорта

Октябрь

«В поисках острова «Чунга-Чанга»

Азия

Ноябрь

«Восточные школы: йога, ушу, дзюдо»

Декабрь

«Зов тундры»

Европа

Январь

«Греция – колыбель спорта»

Австралия

Февраль

«Австралийские охотники и аборигены»

Америка

Март

«Страна хоккея и ковбоев»

Апрель

«В дебрях Амозонки»

Итоговая игра

Май

«Откуда игры к нам пришли»

Работа по организации и проведению мини игр предполагает

  • Подготовка и показ презентации детям
  • Разработка сценария
  • Предварительная подготовка детей к участию в игре.
  • Подбор муз. сопровождения
  • Декорация зала
  • Помощь родителей.

Подготовка и показ презентации детям

все пять Частей  света нашей планеты (Африка, Азия, Америка, Австралия, Европа) нашли отражение на белом Олимпийском флаге пятью сплетенными кольцами и имеют определенный цвет. (на каждой презентации это напоминаем). В каждой части света есть страна или место, которое заслуживает особого внимания, потому, что там мог зародиться один из популярных видов спорта. любой вид спорта рождается в том месте, которое способствует его развитию, благодаря климату, ландшафтным особенностям, основным занятием народа. задача педагога, организуя путешествие по всем пяти  частям света познакомить детей с особенностями географического положения, условиями жизни, растительным и животным миром, народами, ритуальными праздниками. Эти знания помогают детям ответить на вопрос «почему и как этот вид спорта зародился и пришел к нам с этого континента»

презентацию показываю за 2-3 дня до игры.

Разработка сценария мини-игры

структура построения мини-игры вписывается с общую структуру проведения физкультурных занятий.

Чтобы попасть в то  место, где будет проходить сюжет игры, детям приходиться преодолевать препятствия (Австралия – через барьерный риф). так что уже в подготовительной части игры дети настраиваются к последующей двигательной деятельности, у них зарождается интерес. в тоже время знания при просмотре презентации, закрепляются на двигательном уровне.

комплекс ОРУ

здесь могут быть задания-игры, игры-эстафеты, викторины, игры с элементами спорта и т.д.

 все должно быть подчинено теме игры

в заключительной части эмоциональное состояние детей приводится в норму. подводя итоги, еще раз уточняется у детей, какой же вид спорта пришел с этой страны или континента.

Предварительная подготовка детей к участию в игре.

не следует разучивать с детьми конкретные игры и упражнения. . отдельные их элементы в виде заданий лучше выполнять на занятиях, но с другим инвентарем и в других условиях. любую подвижную игру, эстафету можно подогнать под тему игры, изменить чуть-чуть правила, заменив инвентарь и цель игры. это нужно для того, чтобы меньше времени уходило на объяснение. упражнения на дыхание, массаж, расслабление обновляются по ходу игры. такие  упражнения не требуют особой подготовки, поэтому можно смело импровизировать

Подбор муз. сопровождения

яркая самобытная музыка разных стран и народов расширяет кругозор детей, их культурный уровень, без чего творческое выражение невозможно

Декорация зала

все атрибуты должны помогать создавать тот мир, где будет проходить игра

Помощь детей, специалистов, родителей. (в иготовление атрибутов к игре)

В ходе работы по организации двигательной деятельности детей, складывается система, которая включает в себя и методику обучения основным движениям, и использование различного нестандартного оборудования, и введение дополнительных оздоровительных мероприятий в структуру физкультурного занятия (массаж и самомассаж, игры и упражнения с фитболом, дыхательная и пальчиковая гимнастика, креативная гимнастика, использование ИКТ), и нетрадиционный подход в проведении спортивных развлечений (использование  части творческого задания), и функционирование в МДОАУ спортивных кружков. Все эти формы двигательной деятельности направлены на решение задач физического развития  в целом, и, в частности, на успешное формирование у детей потребности в двигательной активности, что является одним из показателей интегративного качества «Физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками».

        Я считаю, что использование нетрадиционных форм работы с детьми по физической культуре позволяет:

  • Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни
  • Использовать полученные знания в свободной двигательной деятельности, активно проявляя инициативу и творчество
  • Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционные формы работы по физической культуре – одно из условий формирования потребности в двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста МДОАУ № 6 Бирюкова Елена Анатольевна

Слайд 2

Цель работы: Создать условия для формирования у старших дошкольников потребности в двигательной активности. Задачи: 1. Формировать умение использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем. 2.Формировать умение самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры. 3. Воспитывать стремление участвовать в различных подвижных играх и упражнениях. 4. Поддерживать интерес детей к различным формам физической культуры

Слайд 3

Интеграция областей «Здоровье» - Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни «Безопасность» - формирование навыков безопасного поведения при проведении подвижных игр и упражнений «Труд»- привлечение детей к участию в расстановке и уборке физкультурного оборудования и инвентаря «Познание» - активизация мышления детей через самостоятельный выбор игры, необходимого оборудования «Коммуникация» - поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы занятий физической культурой «Чтение художественной литературы» - организация игр и упражнений под стихотворные тексты, на темы прочитанных сказок, потешек «Музыка» - проведение подвижных игр, упражнений под музыкальное сопровождение.

Слайд 4

Диагностические методики: - диагностика физической подготовленности (Г.Лесковой, Н.Ноткиной) 1. Тест на определение скоростных качеств Оценка скоростных качества в беге на 30 м с высокого старта. 2. Тест на определение силовых качеств, глазомера, координации Оценка силовых качеств, глазомера, координации, ловкости при метании мешочка с песком вдаль. 3. Тест на определение ловкости Определение ловкости при подбрасывании и ловле мяча. Оценка ловкости, скорости реакции, устойчивости позы при отбивании мяча от пола. 4. Тест на определение скоростно-силовых качеств Определение скоростно-силовых качеств в прыжке в длину с места 5.Тест на определение выносливости Изучение выносливость в беге на расстояние . - диагностика развития самостоятельной двигательной деятельности (Г.Юрко, В.Белоярцева) оценивалась: по показателю использования детьми физкультурного оборудования в самостоятельной двигательной деятельности по показателю самоорганизации подвижных игр - креативность (Е.Р.Торренс) тест «Круги».

Слайд 5

Уровень организованной и самостоятельной двигательной деятельности детей Уровень Количество детей Высокий 8% Средний 50% Низкий 42%

Слайд 6

Основные формы работы по физической культуре. различные виды НОД по физической культуре, утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры, гимнастика после сна, самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры.

Слайд 7

Внедрение в практику дошкольного учреждения нетрадиционных форм работы с детьми по физической культуре самомассаж, игры с фитболом, дыхательная гимнастика, релаксация, пальчиковая гимнастика, креативная гимнастика, офтольмотренаж

Слайд 8

Самомассаж Значение: повышает производительность детской деятельности, снимает напряжение и утомление. активно влияет на газообмен, на минеральный и белковый обмен.

Слайд 9

Игры с фитболом Задачи: Развитие двигательных качеств; Развитие и совершенствование координации движений и равновесия; Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки; Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем; Улучшение кровоснабжения позвоночника, устранение венозного застоя; Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы

Слайд 10

Офтольмотренаж способствует расслаблению глазодвигательных мышц и мышц, воздействующих на хрусталик, снижает напряжение, улучшает кровообращение глаз, создает благоприятные условия для формирования органа зрения, предупреждает его переутомление.

Слайд 11

Пальчиковая гимнастика Задачи: развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, развитие речи, подготовка к обучению письму.

Слайд 12

Дыхательная гимнастика Задачи: тренировки дыхательных мышц профилактики простудных заболеваний.

Слайд 13

Релаксация Главная задача релаксации – снятие напряжения

Слайд 14

Проект «КРЕАТИВНАЯ ГИМНАСТИКА» Вид проекта: исследовательский, творческий Продолжительность проекта: 3 года. с сентября 2009 г. по май 2012 г. Возраст участников: 4-7 лет

Слайд 15

Цель проекта: способствовать формированию творческого потенциала воспитанников, развитию их творческих способностей, навыков самовыражения через движение. Задачи: - развивать творческие способности детей в двигательной деятельности - совершенствовать умение творческого осмысления движений - развивать способности к двигательной импровизации - способствовать развитию воображению, фантазии, а так же инициативности и самостоятельности,

Слайд 16

Формула В.И.Усакова: ( V 2 – V 1) W =--------------------------- х 100 0,5 ( V 1 + V 2 ) Шкала оценки темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста Темпы прироста, % Оценка За счет чего достигнут прирост до 8 Неудовлетворительно За счет естественного роста. 8-10 Удовлетворительно. За счет естественного роста и роста естественной двигательной активности. 10-15 Хорошо За счет естественного роста, повышения двигательной активности и регулярных занятий физическими упражнениями. свыше 15 Отлично. За счет эффективного использования естественных сил природы и целенаправленной системы физического воспитания.

Слайд 17

Уровень организованной и самостоятельной двигательной деятельности детей Уровень Сентябрь 2011 г Май 2012 Высокий 8% 62% Средний 50% 38% Низкий 42% 0%

Слайд 18

Диаграммы уровня организованной и самостоятельной двигательной деятельности детей подготовительной к школе группы Сентябрь 2011 г. Май 2012 г.

Слайд 19

Использование нетрадиционных форм работы с детьми по физической культуре позволяет: Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни Использовать полученные знания в свободной двигательной деятельности, активно проявляя инициативу и творчество Воспитывать у детей интерес к физической культуре

Слайд 20

Спасибо за внимание! Успехов в работе!