"Роль игры в обучении плаванию"
консультация по физкультуре на тему

Капустина Татьяна Сергеевна

Этот материал предназначен для инструкторов по плаванию. Который даст понять, как помочь детям преодолеть страх к воде, а так же проявить интерес  к плаванию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры  в обучении плаванию

Давно известно, что плавание оказывает благоприятное и всестороннее воздействие на организм ребёнка, формирование личности в целом. Занятия плаванием создают благоприятные условия для развития таких черт характера, как целеустремлённость, настойчивость, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность. Не все дети, став взрослыми, захотят посвятить свою жизнь этому виду спорта, но радость общения с водой, заложенная с детства, само существование человека сделает богаче и интересней, расширит его возможности, ускорит процесс самопознания.

Особая роль в обучении плаванию отводится игре. В процессе игры ребёнок расслабляется, чувствует себя более  уверенно в непривычной среде. Обычно игры направлены на ознакомление ребёнка с водой, погружение в воду, развитие способности совершать движения телом большой амплитуды и совсем не уделяется внимания развитию способности совершать точные движения  амплитуды (пальчиковые, глазодвигательные, артикуляционные, упражнения для развития межполушарного взаимодействия, самомассаж). Это вполне объяснимо. Двигательная активность на занятиях должна быть достаточно высокой, чтобы дети не переохлаждались в воде.  Упражнения мелкой амплитуды требуют остановки и необходимого количества времени в занятии. Перед нами встал вопрос: как органично соединить обучение плаванию с упражнениями для психомоторного развития детей? Для гармоничного встраивания этих упражнений в занятия необходимо, чтобы их разучивание проходило вне занятий, а в воде они занимали небольшое количество времени, проводились в быстром темпе и включались всего лишь как элементы игры, внося разнообразие и поддерживая интерес у детей к плаванию.

Пальчиковую гимнастику, разученную заранее в группе, можно включить в разминку, выполнить под водой без слов. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия помогут детям лучше овладеть спортивным способом плавания, таким как кроль, поскольку они требуют внимания, точности выполнения, развивают координацию движений. Они могут предшествовать погружению, выдоху в воду, скольжению.

Эти упражнения также можно использовать при создании различных  образов. Они помогают направить воображение детей в нужное русло, преодолеть страх, почувствовать себя свободно. Например, при вхождении в образ «рыбки»  дети могут нарисовать пальчиками чешуйки (самомассаж), помочь другим детям нарисовать чешуйки на спине; показать, как рыбки разговаривают (артикуляционная гимнастика), плавают (пальчиковая гимнастика), двигают глазами (глазодвигательная гимнастика). Многие из этих упражнений можно выполнять под водой, в парах.

Несколько вариантов  игр и упражнений для психомоторного развития дошкольников, которые можно использовать на занятиях плаванием

«Волны и водоворот»

Цели:

- учить преодолевать сопротивление воды, закрепить умение лежать на воде;

- развивать межполушарное взаимодействие.

Подготовительные упражнения на суше:

Одна рука выполняет круговые движения сбоку около туловища («водоворот»), вторая – прямые движения у поверхности воды вперёд и назад («волны»). Затем дети меняют положение и движение рук. В завершение разучиваются движения со словами.

                    Волны и водоворот

                    Мы покажем дружно.

Дети выполняют разноимённые упражнения.

                    А теперь наоборот

                    Это делать нужно.

Дети меняют движения.

В воде дети выполняют движения со словами, по сигналу «штиль» дети ложатся на воду.

«Добрый кит»

Цели:

- учить погружаться в воду с задержкой дыхания;

- развивать межполушарное взаимодействие.

Подготовительные упражнения на суше:

Ребёнку показывают положения руки на плоскости, последовательно сменяющие друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости пола; распрямлённая ладонь на плоскости пола. Он выполняет сначала правой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. В завершение разучиваются движения со словами, с заменой положения рук на каждое слово.

                  Добрый синий кит

                  На воде лежит.

                  Шевельнёт хвостом,

                  Вглубь уйдёт потом.

В воде дети выполняют упражнение, затем погружаются с задержкой дыхания. Упражнение выполняется 2-3 раза.

Упражнение выполняется 2-3 раза.

«Осьминожки»

Цели:

- учить скользить на груди и спине;

- развивать мелкую моторику рук, межполушарное взаимодействие.

Подготовительные упражнения на суше:

Одна рука ребёнка сжата в кулак, вторая ладонью на плоскости, пальцы рук разомкнуты.

Поменять положение рук.

  Ладонь правой руки медленно движется вверх, ладонь левой – вниз.

  Ладони переворачиваются в воздухе (левая ладонью вверх, правая ладонью вниз, затем положение рук меняется).

  После разучивания движений упражнения выполняются в соответствии с текстом.

                     Осьминожки, осьминожки

                     Тренируют ручки, ножки.

                      Могут плавать вверх и вниз,

                      Сальто сделают на «бис».

Далее дети выполняют упражнение в воде, затем скользят на груди с поворотом на спину.

«Художники»

Цели:

- учить преодолевать сопротивление воды, закрепить умение лежать на воде;

- развивать межполушарное взаимодействие.

Подготовительные упражнения на суше:

Упражнения выполняется в парах. Дети договариваются, какую фигуру будут рисовать (круг, квадрат, треугольник, цифру, букву). Смотрят друг на друга и выполняют своё движение, стараясь не запутаться.

                       Раз, два, три, четыре, пять –

                       Мы умеем рисовать.

                       На листе и на холсте,

                       Под водой  и на воде.

Дети повторяют эту игру в воде.

«Щука и рыбки»

Цели:

- учить погружаться в воду с задержкой дыхания;

- развивать межполушарное взаимодействие.

Подготовительные упражнения на суше:

Ребёнок складывает руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Затем одновременно меняет положение рук. Потом разучиваются движения со словами, с заменой положения рук на каждое слово.

                    Щука хочет рыбок съесть.

                    Нужно на пол дружно сесть.

Далее дети выполняют упражнение в воде, затем задерживают дыхание и садятся

«Танец  веселых лягушат»

Цели:

- упражнять в погружении в воду с задержкой дыхания, учить прыгать в воде;

- развивать координацию движений.

Подготовительные упражнения на суше:

                       Вот танцуют на опушке

                       Две зелёные лягушки.

Дети попеременно прикасаются то правым, то левым локтём к противоположному колену – перекрёстные движения.

                       Достают локтями ноги

                       И шагают по дороге.

То же, прикасаясь к одноименному колену, - одностороннее движение.

                        Две лягушки танцевали

                        И немножечко устали.

Дети попеременно прикасаются то правым, то левым локтём к противоположному колену – перекрёстные движения.

                        А теперь поймаем мух.

Дети подпрыгивают и хлопают.

                        А теперь в болото – плюх.

Дети приседают.

Дети выполняют те же самые движения в воде, в конце погружаются в воду.

«Водоросли - камень»

Цели:

- закрепить умение всплывать в воде;

- способствовать нормализации гипо- и гипертонуса  мышц, используя их попеременное напряжение и расслабление.

Подготовительные упражнения на суше:

Стоять прямо, руки внизу, покачиваться вперёд, назад, вправо, влево («водоросли качаются в воде»), затем сделать вдох и потянуться вверх руками («водоросли тянутся к солнцу»), по сигналу «камень» обхватить колени руками, лоб прижать к ногам.  После разучивания движений упражнения выполняются в соответствии с текстом.

                           Мы росли, росли, росли

                           Водоросли выросли.

                           К солнцу потянулись –

                           Камнем обернулись.

Выполнить упражнение со словами в воде, затем упражнение «Поплавок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Роль игры в обучении детей».

Нет игры у дошкольника – нет интереса к учёбе у школьника. Нет знаний – нет игры, нет игры – нет знаний....

Роль игры при обучении дошкольников английскому языку. Игры с мячом.

Игра в процессе изучения английского языка дошкольниками вызывает у ребят желание изучать язык других стран, воспитывает в них доброту, уважение к чужому мнению, ответственность и организованно...

Роль игры в обучении русскому языку иноязычных детей.

Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому обучение русскому языку должно органически вплетаться в игровую деятельность. Участие детей в игре требует от каждого не только знания правил ...

Роль игры в обучении и воспитании детей дошкольного возраста

Воспитателям и родителям воспитанников будет полезен этот материал.Здесь представлена классификация различных игр....

Консультация для родителей на тему: «Роль игры в обучении дошкольника»

В педагогической науке существует множество методов воспитания, и среди них не последнее место занимает - игра. Более того, в последние несколько десятилетий в педагогической науке появилось целое нап...

Роль игры в обучении дошкольников по хореографии

Подготовила - педагог дополнительного образования, заслуженный работник культуры Майорова М.М....

Роль игры в обучении плаванию

Роль игры.Игры для освоения способов передвижения в воде.Перспективный план использования игр....