Роль игры в обучении русскому языку иноязычных детей.
статья по коррекционной педагогике по теме

Штанько Ирина Васильевна

Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому обучение русскому языку должно органически вплетаться в игровую деятельность. Участие детей в игре требует от каждого не только знания правил игры, но и одного общего языка, на котором дети могут общаться. С помощью игры можно создать ситуацию, соответствующую жизненной, поставить детей в условия, максимально приближающиеся к тем, в который данный речевой материал используется в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Штанько Ирина Васильевна

учитель – логопед ГБДОУ детский сад №5

Выборгского района

города Санкт – Петербурга.

Роль игры в обучении русскому языку иноязычных детей.

Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому обучение русскому языку должно органически вплетаться в игровую деятельность. Участие детей в игре требует от каждого не только знания правил игры, но и одного общего языка, на котором дети могут общаться. С помощью игры можно создать ситуацию, соответствующую жизненной, поставить детей в условия, максимально приближающиеся к тем, в который данный речевой материал используется в жизни.

Игры для обучения дошкольников русскому языку классифицируются в зависимости от  учебно – игровой задачи, которая должна быть в ней решена. Предлагаю вашему вниманию различные группы дидактических игр.

  1. Игры на овладение звукопроизношением.

В игре должен быть заложен критерий правильного узнавания и произношения звука, который включается в состав слова. На первых этапах обучения с этой целью используются слова, обозначающие новую для ребенка вещь, предмет. Для упражнения детей в звукопроизношении используются такие игры, как:

- «Угадай, какая это птица»

- «В зоопарке»

- «Какой звук потерялся?»

- «Подскажи звук»

- «Какой звук я пропустила?»

- «Тук – тук»

- «Угадай, кто пришел»

- «Кто как кричит»

  1. Игры на введение, закрепление и уточнение лексики.

В этой группе игр выделяются несколько подгрупп, включающих подготовительные игры, в ходе которых ребенок должен прочно усвоить новое слово. Ребенку нужно не просто механически запомнить слово, обозначающее предмет, а научиться пользоваться им как орудием деятельности. Поэтому действия со словом в игре должны быть похожими на те, которые происходят в реальности.

а) Игры на пассивное распознавание слова. Их проводят после ознакомления детей с новой лексикой. Ребенок еще не научился произносить слово, но узнавать его в речи других уже может.

- «Да или нет»

- «Угадай»

- «Правильно ли я назвал картинку?»

- «Что я достал из корзинки?»

б) Игры на активное распознавание слова. Педагог называет слова, а дети должны найти нужный предмет среди нескольких других.

 - «Кто первый узнает»

- «Кто первый придет»

- «Принеси картинку»

- «Овощной магазин»

- «Магазин игрушек»

- «Приготовим обед»

 в) Игры на воспроизведение слов по подсказке. Их сущность состоит в том, что педагог называет несколько слов и предлагает детям выбрать нужное.

- «Чем будем угощать?»

- «На чем поедем в гости?»

- «Что подарим кукле?»

- «Чем покормим зверей?»

- «Твой любимый цвет»

г) Игры на воспроизведение без подсказки. Ребенок должен сначала назвать предмет, а затем найти его или узнать.

- «Какая краска у меня в руках?»

- «Чем накормим зверей?»

- «Кто назовет, тот получит наклейку»

  3. Игры на закрепление усвоенных грамматических конструкций и операций.

В данной группе может быть несколько серий игр в зависимости от грамматических категорий, изучаемых в ходе занятия.

а) игры на закрепление множественного числа существительных:

- «Сколько?»

- «Что на картинке?»

- «Один – много»

б) игры на сочетание числительного с множественным числом существительных:

- «Магазин»

- «Что я видел»

- «У кого больше»

- «Сколько тебе лет?»

в) игры на употребление глаголов:

- «Кто что делает?»

- «Что ты делаешь?»

- «Путешествие»

- «Назови действие»

- «Спортсмены»

- «Хорошие дела»

г) игры на употребление предлогов:

- «Где, что лежит?»

- «Что изменилось?»

- «Куда положить?»

д) игры на употребление местоимений:

- «Кто ты?»

- «Что кто видел?»

   4. Игры на развитие монологической речи.

В этих играх должны строить связное высказывание. К ним относятся:

- «Расскажи о своих друзьях»

- «Где мы были»

- «Лесная газета»

- «Угадай, какое время года»

- «Необыкновенный город»

- «Семья»

Кроме игр, на каждом занятии используются игровые дидактические упражнения. Дидактические упражнения, как и дидактические игры, направлены на активизацию, уточнение и обогащение словаря детей. Приведу примеры дидактических упражнений:

- «Дополни предложение»

- «Назови какой»

- «Деревья, какие?»

- «Для чего нужен этот предмет?»

- «Подбери слово»

- «Скажи по-другому»

- «Кому что нужно для работы?»

- «Кто больше назовет действий»

Список литературы:

  1.  Богуш А.М. Обучение правильной речи в детском саду. – К.: Рад. Шк., 1990.
  2. Нежевицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. – М.: Наука, 1981.
  3. «Функционирование русского языка в двуязычном образовательном пространстве». — СПб: Златоуст, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению русскому языку для детей старшей группы "Магазин игрушек".

Конспект НОД по обучению русскому языку для детей старшей группы "Магазин игрушек" с использованием учебно-методического комплекта " Изучаем русский язык" Гаффаровой С.М....

Роль игры при обучении дошкольников английскому языку. Игры с мячом.

Игра в процессе изучения английского языка дошкольниками вызывает у ребят желание изучать язык других стран, воспитывает в них доброту, уважение к чужому мнению, ответственность и организованно...

Комплексно-тематический план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет. УМК "Изучаем русский язык"

Календарный  план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет....

Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях РФ.

Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навы...

Дидактическая игра по обучению чувашскому языку для детей средней группы «Угадай,что изменилось» «Кала, мӗн улшӑнчӗ»

Данная игра предназначена детям средней группы для закрепления уменя образовывать множественное число имен существительных на чувашскос языке....

Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях

Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навы...

«Обучение русскому языку детей дошкольного возраста как неродному языку»

С каждым годом в дошкольных учреждениях увеличивается количество детей, для которых русский язык не является родным. Все мы знаем и зачастую на практике сталкиваемся с «иноязычными гражданами&ra...