Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навыками красивой, правильной, приметной простой речи, всегда интересно и приятно общаться. И поэтому речь стоит развивать с детства.

Одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 гг. является совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения.

Разработанная «Методика обучения русскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста как средства укрепления русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации» построена в соответствии с современными нормативными правовыми и нормативными методическими документами.

Структура и содержание «Методики обучения русскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста как средства укрепления русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации» разработаны с учетом научных принципов:

-        детерминизма (отсутствие «цельной» методики обучения русскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста как средства укрепления русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации - далее МЕТОДИКА),

-        соответствия (сочетаемость дидактических основ (теоретической базы) и методических (практических) материалов, связь с предшествующей системой знаний),

-        дополнительности («без субъекта нет объекта»),

-        логической последовательности,

-        оптимальности.

Кроме того, при отборе содержания МЕТОДИКИ учитывались устоявшиеся в дидактике принципы:

-        принцип развития, который предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно - нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач.

-        принцип целостности образа мира, который требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время - сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

-        принцип культуросообразности, который понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

Утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 09 апреля 2016 года №637-р Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, отражает, в частности, основные проблемы в области русского языка и литературы: «Неравный уровень владения обучающимися русским языком делает необходимым создание и внедрение в образовательную деятельность методик преподавания русского языка и других учебных предметов в условиях многоязычия.

Требуют совершенствования методики и приемы формирования интереса современного обучающегося к чтению (в том числе с учетом развития современных информационно-коммуникационных технологий)....

....Требуется разработка методик преподавания русского языка и других учебных предметов в условиях многоязычия, опирающихся на достижения современной лингвистики и теории межкультурной коммуникации»

Содержание данной методики актуально и значимо, поскольку анализ положения дел по изучаемому вопросу позволил выявить существующие проблемы в обучении русскому языку, а именно:

  • В каждой группе дошкольной организации и в каждом классе от 5 до 50 % обучающихся не владеют русским языком, как родным языком;
  • У большинства, обучающихся не сформирован лексический запас слов для создания устного или письменного высказывания;
  • Большинство учащихся не владеют общими учебными приёмами создания высказывания, текста, как устного , так и письменного;
  • Не разработаны методы, приёмы, технологии обучения учащихся как родному, так и неродному языку в современных условиях;
  • Большинство педагогов не владеют методами, приёмами, технологиями обучения учащихся как родному, так и неродному языку в современных условиях.

Кроме того, изучение ситуации, связанной с обучением дошкольников и младших школьников русскому языку (как родному, как неродному, как иностранному) во всех регионах Российской Федерации позволяет сделать вывод об отсутствии методики обучения русскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста (при наличии программ, учебников и различного уровня методических материалов), что придает еще большую значимость и актуальность разработанной МЕТОДИКЕ.

Методические рекомендации воспитателям ДОУ

Отбор содержания обучения русскому языку дошкольников и младших школьников (монолингвов с родным русским языком) должен осуществляться с учетом следующих моментов:

  • актуальность содержания обучения для повседневной жизни ребенка; соответствие содержание обучения общеобразовательным (развитие интеллекта) и воспитательным (формирование личности) целям, отражение культурно-значимого содержания обучения;
  • упорядоченный отбор языкового и речевого материала, пробуждающий интерес у маленьких учащихся, активизирующий их речемыслительную деятельность, позволяющий заложить основы правильного звукопроизношения, грамматики, коммуникации;
  • соотнесение с возрастом детей и особенностями их развития;
  • использование в восприятии, понимании, активизации материала опоры на физические действия (движения, игры);
  • работа в маленьких группах (8 -10 человек) и использование различных форм совместной деятельности: слушания, совместного чтения, рассказа-обсуждения, развивающих способность к сотрудничеству;

преобладание устного способа предъявления материала;

  • использование адекватных возрасту и уровню владения языком способов развития словарного запаса: включение слов и выражений в контекст, их тренировка в различных занимательных упражнениях, сопровождение слов видеорядом (картинка, реалии, жест, мимика, движения), изучение в игровой форме словообразования, словосложения, сочетаемости слов;
  • обучение основам паралингвистического поведения (жестам, мимике, праксемике) и умению выражать, к примеру, просьбу помолчать, усталость и другие состояния и смыслы, демонстрируя просодические возможности языка: долгота звука (о-о-очень хорошо), высота и громкость голоса, тон, ударение;
  • активное и адекватное использование так называемых паратекстуальных средств: картинок, рисунков, фотографий, подчеркиваний, шрифта и др.
  • Общие рекомендации по планированию учебного процесса

    При поступлении в дошкольную образовательную организацию, стартовый уровень владения языком у всех обучающихся разный. Необходимо проведение входного мониторирования для определения индивидуальных маршрутов.

    Стандарт предлагает измерители двух видов: методики измерения уровня владения видами речевой деятельности - аудированием, говорением, чтением и письмом; тестирование, с помощью которого определяется уровень знаний.

    Каждое задание включает в себя: 1) объект проверки, 2) материал, с помощью которой эта проверка осуществляется, 3) критерий обработки полученных результатов.

  • В рекомендациях представлены материалы входного тестирования для выявления уровня владения видами речевой деятельности для различных возрастных категорий детей дошкольного возраста (монолингвов с родным русским языком). Данное тестирование представленно в виде блоков.

    (возраст ребенка от 4 до 5 лет)

    Основная цель тестовых заданий первого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.

    2        блок

    Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.

    3 блок

    Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического и просодического оформления речи.

  • (возраст ребенка от 5 до 6 лет)

    Цели 1, 2, 3 блоков тестирования данного возраста совпадают с тестированием детей 4-5 лет

    Блок 4

    Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сфор - мированное™ связного речевого высказывания (текстовой деятельности), которая складывается в результате совокупного анализа понимания и са-мостоятельного продуцирования/репродуцирования текста повество¬вательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.

    (возраст ребенка от 6 до 7 лет) как предыдущий

     

    В соответствии с требованиями ФГОС в образовательном процессе должны использоваться технологии и приёмы деятельностного типа. Следовательно, при обучении языку как родному, неродному, как иностранному должны использоваться также технологии деятельностного типа.

    Методическим содержанием деятельностного подхода являются различные способы организации учебной деятельности, связанные в первую очередь с широким использованием коллективных форм работы, с решением проблемных задач, применением игровых форм работы, с сотрудничеством между педагогом и детьми.

    Иногда такой подход понимается слишком узко - как использование во время НОД различных ситуаций, реализуемых с помощью игровой формы их представления. Между тем суть подхода сводится не столько к созданию условий, в которых детям предстоит действовать, сколько к самой деятельности в предлагаемых ситуациях.

    Заключение

    1. Заключение

    Разработанные методические рекомендации по использованию методики обучения русскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста как средства укрепления русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации предназначены для различных категорий педагогических работников: воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, педагогических работников системы дополнительного профессионального образования, руководителей образовательных учреждений, а также руководителей и специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

    В методических рекомендациях изложены конструктивные пути внедрения и использования МЕТОДИКИ различными категориями педагогических работников.

    Методические рекомендации разработаны с позиций системного, личностного, деятельностного и полисубъектного подходов и представляют собой четкие ориентиры по внедрению и использованию МЕТОДИКИ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Многочисленными исследованиями доказано, что становление навыков в жизненно важных движениях наиболее эффективно происходит в дошкольный период жизни человека....

Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях РФ.

Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навы...

сборник "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы. Статья: Приемы организации учебной деятельности при обучении английскому языку детей дошкольного возраста

В сборнике представлены научные статьи, раскрывающие широкий круг вопросов, связанных с инновационными процессами на разных ступенях образования. Авторы приводят основные результаты деятельности образ...

«Теория и методика обучения и развития детей дошкольного возраста»

Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх. ...

«Обучение русскому языку детей дошкольного возраста как неродному языку»

С каждым годом в дошкольных учреждениях увеличивается количество детей, для которых русский язык не является родным. Все мы знаем и зачастую на практике сталкиваемся с «иноязычными гражданами&ra...