"Русские, народные, подвижные игры"
методическая разработка (физкультура) по теме

Шихарева Марина Викторовна

 Создание картотеки русских народных игр, для использования при занятиях общей физической подготовкой с обучающимися дошкольниками..

Данная картотека будет реализована на практике практически без специального инвентаря, необходимо активное участие педагог

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon русские,народные, подвижные игры77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

«Русские народные, подвижные игры»

             Аннотация

В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребенка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Учащиеся младших классов, преемственно развиваясь с большим удовольствием занимаются физической культурой. Особенный интерес вызывают у них различного вида игры: начиная от народных игр, заканчивая спортивными - баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон и т. д

Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.

Перед педагогом дополнительного образования часто встает проблема: как привлечь детей к спорту? Поэтому, мною подобраны, и апробированы на детях младшего школьного возраста  ряд русских народных игр. Все эти игры помогают педагогам  наиболее эффективно использовать время занятий, и вызывают у обучающихся желание заниматься в секции..

Данные игры могут подойти как разработка для воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей группы продленного дня, воспитателей в лагерях отдыха, и просто взрослым и детям желающим  организовать свой досуг.

        Введение.

Дефицит движений детей школьного возраста становится причиной ослабления всего организма, что сказывается на снижении его общей биологической устойчивости. Среди школьников особенно распространены хронически заболевания дыхательных путей, и это служит причиной болезней внутренних органов, является постоянным очагом интоксикации сенсибилизации организма. Особую роль в профилактике заболеваний органов дыхания играет организация разнообразных подвижных игр и других физических упражнений на открытом воздухе. Установлено. Что при систематических занятиях резко сокращается количество заболеваний дыхательных путей (тонзиллитов, бронхитов), заметно улучшается осанка детей, снижается избыточный у многих детей вес. Многие дети в младшем школьном возрасте приходят в дополнительное образование.

Тут у  педагога дополнительного образования возникает вопрос: как привлечь детей к систематическим занятиям спортом?

Особо остро этот вопрос встает в наше время. Детей сейчас сложно чем-то удивить, у них нужно вызвать интерес к занятиям, чтоб каждую тренировку   ребенок хотел заниматься и развиваться. Поэтому мною предложена подборка русских народных игр, которые можно применять как во время занятия так и на переменах в школе.

Еще одна проблема: которая получила распространение в наше время – это отсутствие у детей знаний по народной культуре. Занимаясь русскими народными играми, наши дети приобщаются к играм наших предков.

Когда появилась идея внедрения игр в программу ОФП мною были изучены многое игры Руси, но их было настолько много ведь в каждой губернии играли в одну и ту же игру по разному..

Мне пришлось делать выбирать игры которые подходят к нашим условиям и которые безопасны для детей. Получилась соответственно картотека игр.

Цель: Создание картотеки русских народных игр, для использования при занятиях общей физической подготовкой с обучающимися младших классов.

Данная картотека будет реализована на практике практически без специального инвентаря, необходимо активное участие педагога.

      Основная часть.

Данная картотека необходима педагогу для проведения занятий по ОФП с применение русских народных игр. В ней разработка каждой игры с описанием цели игры, назначением игры, правил игры.

 - специфика методической разработки;

 - существующие требования (рекомендации) к методической разработке с учетом ее специфики;

 - замысел автора и логика разработки (основная часть может быть структурирована и разделена на составляющие части).

                                   РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

«Пчелки и ласточки»

Цель игры поймать «ласточкой» «пчелку»
Игра развивает: скорость, ловкость, выносливость.

развивает знание о народных традициях Руси.

Играющие дети – цветочки - сидят на корточках. Выбирают из числа играющих 5 пчел и ласточку. Пчелки сидят на полянке и поют:
Пчелки летают, медок собирают!
Зум, зум, зум, зум, зум, зум!
Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится ласточкой.
Правила: Пчелы летают по всей площадке, гнездо ласточки находится на возвышении.

«Солнышко – ведерышко»
Цель игры: догнать и разбудить спящих.

Игра развивает знание о народных традициях Руси улучшает  и развивает: скорость, реакцию, ловкость.
Гори солнце ярче, летом будет жарче.
А зима теплее, а весна милее!
На первые две строчки девочки ведут хоровод, а на две другие поворачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу (водящему). Он говорит: «Горячо» девочки разбегаются и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих – они просыпаются.

«Бабка – Ежка»

Цель игры: Дотронуться помелом до одного из игроков

Игра развивает: координацию движений, выносливость, память.
Рисуют круг, в середине ставится один из играющих – Баба-Яга. В руках у нее ветка – «помело». Вокруг бегают ребята и дразнят:
Бабка-Ежка костяная ножка.
С печки упала, ножку сломала,
а потом и говорит: «У меня нога болит».
Пошла она на улицу – раздавила курицу,

пошла на базар – раздавила самовар.
Пошла на лужайку – испугала зайку.
Баба-яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Кого запятнает – тот замирает.

«Скакалка»

Цель игры: как можно выше и дольше прыгать через скакалку.

Игра развивает: координацию движений, выносливость.
Двое стоят, раскручивают скакалку, приговаривают:
Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лён высок,
Прыгайте повыше, можно прыгать выше крыши!
Играющие прыгают через скакалку: чем выше, тем больше доход и богатство.

«Обыкновенные жмурки»

Цель игры как можно дольше убегать от «Жмурки», как можно больше поймать участников с закрытыми глазами.

развивает смелость, координацию движений, чувство пространства,
Водящему – «жмурке» завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:
- Кот, кот, на чём стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал, тот становится «жмуркой».

«Арина»

Цель игры: Арине поймать как можно больше участников, а участникам уклониться от Арины.

Игра: развивает смелость, координацию движений, чувство пространства, развивает вестибулярный аппарат, память.

По считалке выбирается Арина. Считалка: Теля-меля, ты Емеля-третий бас, поводи-ка ты за нас!
Дети становятся в круг. В центре Арина, ей завязывают глаза. Дети идут по кругу, поют хором:
Долгая Арина, встань выше овина,
Рученьки сложи, чьё имя - укажи.
Дети бегут по кругу и «зацепляют» Арину. Кого она поймает - того должна узнать.


«Просо».

Цель: выполнить задания данные Маткой

Игра  развивает знание о народных традициях Руси, развивает память, умение играть в коллективе, координацию, силу, ловкость .
Дети становятся в круг и поют следующие слова:
А мы землю парили, парили, А мы просо рушали, рушали,
А мы землю пахали, пахали, А мы просо веяли, веяли,
А мы просо сеяли, сеяли, А мы пшено сушили, сушили,
А мы просо пололи, пололи, А мы кашу, варили, варили,
А мы просо косили, косили, А мы кашу, кушали, кушали.
(Каждый куплет поется по два раза). При этом дети подражают тем движениям, которые означают слова.
Деление по командам. Игроки сходятся попарно, причем обращают, внимание на то, чтобы каждая пара состояла из игроков, приблизительно равных между собой, во всех отношениях - по силе, ловкости, умению играть. Сойдясь попарно, игроки сговариваются между собой насчет названий, которые они намерены дать друг другу. Первый дает себе название какой-нибудь птицы, второй - зверя; один - земли, другой - воды и т.д. Сговорившись, таким образом, пары подходят поочередно к той или другой матке и спрашивают: "Матка, Матка! Чего тебе надо? это или то?" - причем выговаривают принятые ими прозвища. Матка назначает, что ей нужно. Выбранный участник остается около нее, а другой идет, ко второй матке.


"Двойные горелки"

Цель игры: Найти себе пару.

Игра развивает силу, ловкость, скорость, координацию.
Играющие делятся на две половины: правую и левую. Каждая из них становится одна от другой на расстоянии 10 - 12 метров, но также парами в ряд, как в обыкновенных горелках. Несколько впереди и в середине между командами становится отдельно еще пара водящих. Во время игры задние пары из каждой, команды расцепляются и бегут один к другому по обеим сторонам своих колонн. Водящие их ловят и те, которых поймали, становятся парой водящих и водят дальше. Играющие, которых не поймали, образуют новые пары, эти пары становятся впереди команд.

"Бабки"

Цель игры: Сбить наименьшее количество предметов.

Игра развивает координацию, меткость.
Выставляются любые предметы в линию (небьющиеся, небольшого размера и неустойчивые). Играющие либо броском, либо катанием мяча стараются сбить эти предметы. Команда, сбившая наибольшее количество предметов - по¬беждает.
"Заинька"
Играющие становятся в круг, а один – «заинька» становится в центре круга. Он выполняет действия, о которых поется в песне:
Заинька, серенький, я хожу, гуляю, вдоль по хороводу.
Заинька, серенький, некуда заиньке выскочити,
Заинька, серенький, некуда заиньке выпрыгнути
Заинька, серенький, поскачи! 3аинька, серенький, попляши!
Заинька, серенький, я хожу, гуляю, вдоль по хороводу!

«Лапти»

Цель игры: забрать свои вещи.

Игра развивает  скорость, ловкость, координацию.
На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 метров. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой – либо предмет.
Повернувшись к водящему, спрашивают его:
- Сплели лапти?
Водящий отвечает – нет!
- Сплели лапти?
- Да.
Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает в кругу и старается запятнать играющих. Но поймать можно только в кругу. Если ребенок не успел взять свой предмет, он выходит из игры.

«Салки на одной ноге»

Цель игры: Поймать играющих удерживаясь на одной ноге.

Игра развивает координацию, укрепляет вестибулярный аппарат, улучшает физ. данные.
Дети расходятся по площадке, встают, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза, руки у всех за спиной. Ребенок которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!». Игра повторяется.
Правила: 1. Если ребенок устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.
2. Салка тоже прыгает на одной ноге.

«Горячее место»

Цель игры: остаться как можно дольше на «Горячем месте»

 Игра развивает координацию, ловкость, смелость, решительность.
На земле чертой обозначается место. Один из играющих по жребию водит: становится поодаль от «горячего места» и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, вожак не пускает и старается осалить. Кого осалил, тот ему помогает. Проникнувший в горячее место, может отдыхать там столько, сколько хочет, но как только он выбежит оттуда, помощники вожака ловят его. Когда все переловлены, игра начинается снова
.

Совушка.

Цель игры: стоять неподвижно некоторое время.

Игра развивает координацию, укрепляет вестибулярный аппарат, улучшает физ. данные

Выделяется «Совушка». Ее гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке. «Совушка» в гнезде. По сигналу учителя «День наступает — все оживает» дети ходят, бегают, подражают полету бабочек, птиц, жуков. По сигналу «Ночь наступает — все замирает» играющие замирают, останавливаются в той позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит охотиться, шевельнувшихся уводит в свое гнездо. По сигналу «День наступает — все оживает» «Совушка» уходит в гнездо, играющие опять оживают. «Совушка» меняется через две-три игры.

Игру можно проводить под музыку: «День...»—музыка звучит громко, «Ночь...» — музыка звучит тихо.

У медведя во бору

Цель игры убежать от «медведя»

Игра развивает координацию, ловкость, смелость, решительность.
Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

  У медведя во бору

      Грибы, ягоды беру!

 А медведь не спит,

     Все на нас глядит!

Когда играющие произнесли последние слова. Медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов  зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песенкой.

«Хитрая лиса».

Цель игры: Убежать от водящего.

Игра развивает координацию, укрепляет вестибулярный аппарат, улучшает физ. данные

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается дом лисы. Учитель предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а учитель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем учитель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) сначала тихо, затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят друг на друга. Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!». Все играющие разбегаются по площадке, а хитрая лиса их ловит. Всех пойманных она отводит к себе домой. После того как лиса поймает 2—3 человек, педагог говорит: «В круг!». Играющие снова образуют круг, и игра возобновляется.

«Белые медведи».

Цель игры: остаться самыми ловкими медвежатами.

Игра развивает координацию, укрепляет вестибулярный аппарат, улучшает физ. данные, умение играть в группе согласованно, выполнять действия.

В углу площадки обозначается льдина. На ней двое водящих—белые медведи. Остальные игроки—медвежата. Они размещаются произвольно на площадке. По сигналу учителя водящие, взявшись за руки, выбегают и начинают ловить медвежат. Догнав медвежонка, водящие должны соединить свободные руки так, чтобы медвежонок оказался между ними. Пойманного отводят на льдину и продолжают ловить других. Когда пойманных будет двое, они также берутся за руки и начинают ловить. Игра продолжается до тех пор, пока останутся не пойманными два медвежонка. Пойманные последними считаются самыми ловкими, и при повторении игры они будут белыми медведями. Медвежатам не разрешается разъединять руки водящих и вырываться, когда их ведут на льдину, а белым медведям—хватать убегающих за руки и одежду. Медвежата, выбежавшие за границу площадки, считаются пойманными. Во время игры надо подавать сигнал для отдыха: все останавливаются, а не пойманные поднимают правую руку вверх.

«День и ночь»

Цель игры: поймать как можно больше противников.

Игра развивает координацию, укрепляет вестибулярный аппарат, улучшает физ. данные, умение играть в группе, согласованно выполнять действия.

Две команды стоят на середине площадки спиной друг к другу на расстоянии 1,5—2 м. Одна команда день, другая— ночь. У каждой команды на своей стороне площадки дом.    Учитель неожиданно говорит: «День» или «Ночь». Соответствующая команда быстро убегает в свой дом, а другая ее догоняет. Затем все встают на прежние места, а учитель или помощники подсчитывают пойманных игроков. Игра повторяется, команды убегают и догоняют не по очереди, а по вызову учителя, всегда неожиданному. Выигрывает команда, которая поймает больше противников.

Варианты: играющие стоят не спиной друг к другу, а боком, лицом; команды называются вороны и воробьи.

"Горелки"

Цель игры: Найти себе пару в игре

Игра развивает скорость, ловкость, выносливость, согласованно выполнять действия. 

Играют на лужайке, площадке длиной не менее 20-30 метров.

Участники, разделившись на пары (обычно в паре - мальчик с девочкой, берутся за руки. Пары становятся друг за другом вереницей (колонной). Впереди в 3-5 м от первой пары стоит "горельщик" (водящий). Все говорят хором нараспев:

                   Гори, гори ясно,

                   Чтобы не погасло.

                   Глянь на небо:

                   Птички летят,

                   Колокольчики звеня!

"Горелыщик" стоит спиной к остальным играющим. Начиная со слов "глянь на небо", он смотрит вверх. В это время последняя пара разъединяет руки, и один игрок идет справа, другой слева вдоль колонны вперед. Почти поравнявшись с "горельщиком", ждут последнего слова "звенят" и после него бросаются бежать вперед мимо "горельщика". Он гонится за любым из них и старается поймать (достаточно только осалить, коснувшись рукой) прежде, чем они снова возьмутся за руки. Кого "горельщик" поймает, с тем и становится парой впереди всей вереницы. А водит игрок, оставшийся один. Если же "горельщик" никого не поймал, он снова "горит" - ловит следующую пару.

"Горельщик" не имеет права оглядываться и подсматривать, какая пара собирается бежать мимо него.

Никто не должен начинать бег прежде, чем прозвучит последнее слово "звенят".

"Горельщик" может салить бегущих только до того момента, как они возьмутся за руки.

"Третий лишний"

Цель игры: уйти от погони.

Игра развивает скорость, ловкость, выносливость,координацию.

Количество игроков не ограничено, как можно больше. Все встают в круг лицом, попарно - один человек, а за спиной другой. Одна пара становится ведущей - один из пары бежит, другой догоняет. Бегают по внешнему кругу. Тот, кто убегает, может спастись от погони, встав к любой паре третьим. Вставать нужно перед первым игроком пары, тогда стоящий у него за спиной игрок становится третьим, третьим лишним и должен убегать от погони. Тот, кого догонит и коснется рукой догоняющий, сам становится им, и теперь сам должен убегать. Играют, пока не надоест.

« Перегонки»

Цель игры: выявить сильнейшего в беге.

Игра  способствует телесному укреплению и развитию проворства.

У детей более взрослых беганье наперегонки составляет любимую забаву. Играющие перегоняют друг друга, и кто кого перегонит, тот хвастается. В этой игре принимают участие девушки.

       Заключение.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования, гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека.

Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

   

         Список литературы.

 Оформляется в стандартной форме Список использованных источников может содержать ссылки на Интернет-ресурсы.

Список литературы, где можно найти правила наиболее известных русских народных игр: Былеева Л.В. Игры народов СССР/Сост. Л.В.Былеева, В.М.Григорьев.- М.: Физкультура и спорт, 1985.- 269с.; Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателей детского сада/ Под. ред. Т.И. Осокиной.- М.: Просвещение, 1988.- 239с.: ил.; Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры/ З.М.Кузнецова.- Набережные Челны, 1996.- 160с.; Якуб С.К. Вспомним забытые игры/ С.К.Якуб. - М.: Детская литература, 1988.- 159с.: ил.


Оглавление.

 Аннотация ………………………………………………………………..  2

Введение …………………………………………………………………………………3

Основная часть ………………………………………………………………………….5

Заключение ……………………………………………………………………………..17

Список литературы …………………………………………………………………….18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные подвижные игры для малышей. Играйте вместе с нами.

Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершенно не придают значения патриотическому воспит...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры для малышей. Играйте вместе с нами»

На дворе 21 век. Век технологий и прогресса. Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершен...

Семинар-практикум для педагогов «Русские народные подвижные игры как приобщение ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов педагогов о народных подвижных играх, как средстве сохранения и укрепления психологического и физического здоровья дошкольников....


 

Комментарии

Сокова Мария Викторовна

Уважаемая Марина Викторовна!
Огромное спасибо Вам за предоставленный методический материал. Игры из данной картотеки очень удобно использовать на физкультурных занятиях, спортивных досугах и праздниках. Предлагаю обмениваться и другими картотеками. Творческих успехов и с наступающим Новым годом!!!

Шихарева Марина Викторовна

Уважаемая Мария Викторовна, мне очень приятно,что картотека подвижных народных игр, созданная мной,Вам понравилась и Вы так широко ее используете в своей работе. Предложение, по обмену картотеками, принимаю с большим удовольствием.Я тоже поздравляю Вас с наступающим Новым годом и желаю Вам здоровья и успехов во всем!!!