Система работы по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами народных подвижных игр
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Лёвкина Елена Александровна

Система работы по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами народных подвижных игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 55 «Мишутка» г. Смоленск»

СИСТЕМА РАБОТЫ

по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами народных подвижных игр

Разработчики:

 

Левкина Е.А.

инструктор по физической культуре

 высшей квалификационной категории;

Иващенкова Н.В.

старший воспитатель

 высшей квалификационной категории

                                                                           

Содержание

  1. Введение.
  2. Система работы по развитию физических качеств у детей старшей группы:
  1. Цель,  задачи, основные принципы, методы и приемы работы.
  2.  Планирование подвижных игр в старшей группе.
  3. Описание игр в старшей группе.
  1. Система работы по развитию физических качеств у детей подготовительной к школе группе:
  1. Планирование подвижных игр в подготовительной группе.
  2. Описание подвижных игр в подготовительной группе.
  1. Система работы с семьей.
  2. Список литературы.

Введение.

          В современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что именно в возрасте, с трех до семи лет, ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис.

              Большую роль в этом играет приобщение к культуре своего народа, в результате которого ребенок может достичь душевного равновесия, здоровья, чувства уверенности и признания в этом мире. А обращение к национальным традициям даст возможность ребенку понять, что именно он частичка этого огромного мира, поможет ему найти контакт с окружающими людьми.

 Мы все чаще возвращаемся к нашим истокам, понимая значение сохранения наших народных традиций. Еще несколько веков назад во времена Древней Руси, русский народ устраивал игрища, где показывал удаль русскую, силушку богатырскую, быстроту соколиную. До наших времен дошли игры, развивающие все двигательные и волевые качества («Баба-Яга», «Ворон», «Родничок», и т.д.). Многие народные игры имеют зачин, а правила гласят, в игру вступать, только после зачина – вот она и выдержка; попробуй сыграть роль с диалогом – вот и решительность; как бы ни было трудно догнать, но прилагая усилия догонять – вот и настойчивость.          С древних времен в народных играх отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, проявлялись сила, ловкость, выносливость, красота движений, ценились смекалка, выдержка, творческая выдумка, стремление к победе.         Психологами доказано, что игра представляет собой ведущую деятельность в период дошкольного детства. Я. Бердыхова считает, что подвижные игры, в которых основная двигательная активность проявляется в таких циклических упражнениях, как бег, прыжки, ходьба и т.д., дает наибольший оздоровительный эффект. Так же Ю.Ф. Змановский считал, что именно подвижные игры являются важным и основным разделом занятий по физической культуре, направленные на укрепление здоровья. Но огорчает то, что среди подвижных игр, в практике дошкольного воспитания, народная игра встречается редко. Не так много педагогических изданий, в которых народной игре уделялось бы большое внимание.

 Среди них М.Ф. Литвинова в своей книге «Русские народные игры» представила народные подвижные игры, а так же их варианты, считая, что они ценны для детей в педагогическом отношении, оказывая влияние на воспитание ума, характера, воли, а так же физических качеств. Автор сборника игр «Березовая карусель» Г.М. Науменко, так же знакомит нас с большим количеством игр, считая, что игра развивает физически, психически, интеллектуально и, конечно, эстетически. И это действительно так, игровая ситуация увлекает детей, а стало быть воспитывает. Встречающиеся во многих играх зачины, диалоги персонажей, которые нужно умело сыграть, требуют раскрепощенности и артистизма. Правила игры просты, но они определяют весь ход игры, способствуют развитию внутренней саморегуляции, устанавливают рамки, за которые нельзя переступать.

Народная игра – средство от гиподинамии – двигательная активность во время позволяет снять статическую нагрузку на определенные группы мышц. Повышается работоспособность скелетной мускулатуры, что дает хорошую осанку, развитие двигательных качеств, увеличение положительных эмоций, во время игры нормализуется течение физиологических процессов, что ведет к улучшению здоровья ребенка. Игра – это светлая энергия радости и удовольствия, заряжающая детей положительными эмоциями. Народные игры прекрасно сочетаются с природой, проводя их на улице, создается высокий эмоциональный потенциал. Природа, человек, народная игра – вот три совместимые субстанции, всецело влияющие одна на другую.

         Народная игра позволяет нам закреплять двигательные навыки на разных этапах обучения. Играя, ребенок раскрепощается, это уже происходит при исполнении зачина, и в результате движение выполняется с более устойчивыми навыками, получая от этого удовольствие, наслаждаясь движениями. Еще немаловажный фактор – развитие физических качеств через народную игру.

Почти каждая представляет собой некий «тренажер» для развития двигательных качеств. Играя, ребенок становится более крепким, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность, умение владеть своим телом, развиваются «мышечные чувства».

Система работы по развитию физических качеств у детей 5 – 7 лет.

Диагностика:

Для определения уровня развития физических качеств у детей 5 – 7 лет исследователями Е.Н. Вавиловой, В.А. Шишкиной и Э.Я. Степаненковой были разработаны специальные контрольные тесты, которую я взяла за основу проводимой диагностики. Диагностика проходила как в помещении (спортивном зале), так и на спортивной площадке детского сада в первую половину дня. На обследование дети приглашались по 2 – 3 человека, остальные были заняты играми под наблюдением воспитателя. В ходе испытания учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей.

Выявлять уровень быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силовых качеств целесообразно в тех движениях, которыми дети свободно владеют:

- быстрота определялась по времени пробегания с хода небольшого расстояния – 10 метров. Выбирается прямая ровная дорожка с плотным покрытием не менее 20 метров. Секундомером фиксируется время бега от старта до финиша, не считая время начального ускорения бега до стартовой линии и время снижения скорости после финиша;

- определением ловкости является челночный бег на 10 метров с двумя поворотами. Показателем ловкости будет время, затраченное на выполнение задания;

- для выявления уровня силовых качеств использовалось техника бросания набивного мяча  массой 1 кг вдаль из исходного положения сидя. Проводилось два подхода. Результат выбирался из лучшего показателя;

- уровень гибкости определялся наклоном туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке, стараясь пальцами рук дотронуться как можно ниже до линейки, установленной от пола к поверхности скамейки. Нулевое деление линейки находилось у поверхности скамейки, а 30-ти сантиметровое деление у пола;

- с целью выявить уровень выносливости использовался бег в течении двух минут, с приблизительной дистанцией 300 метров, в чередовании с ходьбой.

В старшей группе для выявления уровня физических качеств были выбраны следующие критерии оценки:

Высокий уровень – проявляет стойкий интерес к физически упражнениям. Появляются элементы контроля за действиями товарищей, замечает нарушение правил в играх. Наблюдается перенос упражнений в самостоятельную деятельность.

Средний уровень –  владеет главными элементами техники большинства движений. Способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа. Иногда замечает ошибки  при выполнении и нарушении правил в играх. Увлечен процессом и не всегда обращает внимание на результат. В играх активен, положительно относится ко всем предлагаемым и особенно новым упражнениям.

Низкий уровень – допускает существенные ошибки в технике движений. Не соблюдает заданный темп и ритм, действует только в сопровождении показа воспитателя. Допускает нарушение правил в играх, хотя с интересом в них участвует. Ошибок в действиях других не замечает.

Показатель физической подготовленности детей 5-7 лет.

Физические качества

возраст

быстрота

сила

Ловкость

выносливость

Гибкость

Бег 30 м (с)

Бросание набивного мяча (см)

Челночный бег 3/10 м (с)

Бег 300 м (мин.)

Наклон туловища вперед (см)

Ма

ль

чи

ки

5 лет

8,5 – 8,1

165 - 260

12,8 – 11,1

105,1– 85,1

3 – 6

6 лет

8,0 – 6,5

215 - 340

11,2 – 9,9

97,3 – 80,9

4 – 7

7 лет

7,2 – 6,0

270 - 400

9,8 – 9,5

89,4 – 75,7

5 – 8

Де

воч

ки

5 лет

8,5 – 8,2

140 - 230

12,9 – 11,1

107,2– 84,2

6 – 9

6 лет

8,1 – 6,5

175 - 300

11,3 – 10,0

101,2– 84,6

7 – 10

7 лет

7,2 – 6,1

200 - 350

10,0 – 9,9

95,9 – 81,2

8 – 12

Цель работы: психофизическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами народных подвижных игр.

Для достижения данной цели предусматривается выполнение следующих задач:

  1. изучить психолого – педагогическую литературу по данной проблеме;
  2. провести диагностику уровня развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста;
  3. разработать и реализовать систему работы по развитию физических качеств у детей средствами народных игр;
  4. разработать систему работы по развитию физических качеств у детей 5 – 7 лет в условиях детского сада и семьи.

 Определился круг задач, решаемых в процессе работы с детьми:

  1. продолжать работу по укреплению здоровья, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку во всех видах деятельности, воспитывать гигиенические привычки и телесную рефлексию;
  2. развивать самостоятельность, творчество, формировать умения и навыки при использовании народных подвижных игр, способность к самоконтролю и самооценке при выполнении правил  игр;
  3. воспитывать положительные нравственно – волевые черты личности;
  4.   формировать интерес и любовь к народным играм.

  В ходе работы были собраны и классифицированы народные подвижные игры по возрастным особенностям и физическим качествам.

Народные подвижные игры систематизировались с учетом следующих принципов:

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, заключается в развитии двигательных умений и навыков ребенка, его двигательной способности, функциональной возможности организма в определенный возрастной период времени.
  2. Принцип систематичности и последовательности, заключается в следующем:

- система подготовленных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового и приступить к познанию последующего более сложного материала;

- в последовательности построена работа по развитию физических качеств: диагностика, обучающие мероприятия в течение года, подведение итогов;

3)  Принцип комплексного подхода, осуществляется во взаимодействии разных специалистов детского сада и родителей, по решению данной проблемы: привлечение медицинского персонала, музыкального работника, воспитателей к совместным мероприятиям с родителями.

4) Принцип деятельного подхода, обусловил выбор народных подвижных игр как ведущего вида деятельности ребенка, которая является основным в дошкольном возрасте.

5) Принцип оздоровительной направленности, направлен на сохранение и укрепление здоровья ребенка, физические нагрузки в сочетании с определенными процедурами, повышают функциональные возможности организма.

Основные методы и приемы проведения игр: беседа, рассказ, показ инструктора, объяснение и поощрение.

В спортивном зале был организован уголок народных игр «Кладовая игр», совместно с детьми и воспитателями велись альбомы «Наши любимые игры», в которые записывались новые игры, ход игры, дети рисовали к ним иллюстрации и вклеивались картинки.

Каждая игра предусматривала следующий алгоритм: разучивание слов и движений - ознакомление с правилами игры -  распределение ролей – размещение детей по площадке – раздача инвентаря и атрибутов – проведение игры – окончание игры и подведение итогов.

Система рассчитана на старший дошкольный возраст 5 – 7 лет и проходит в два этапа:

1-ый этап: 5 – 6 лет

2-ой этап: 6 – 7 лет.

Система работы по развитию физических качеств у детей старшей группы.

 Задачи:

- развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу (скоростно-силовые качества);

- развивать все группы мышц рук, ног, туловища, уделять преимущественное внимание мышцам-разгибателям;

- формировать интерес к соревновательным играм;

-  способствовать комплексному формированию физических качеств.

Время проведения

Физическое качество

Задачи

Народная игра

Форма проведения

Атрибуты

Базисная

Вариант

I квартал

Быстрота

Учить детей изменению скорости движения при определенном сигнале

«Кот и мышь»

«Займи место»

«Кто первый»

Групповой

Фронтальный

Индивидуальный

Сила

Учить детей равномерно распределять силовой запас

«Метание с плеча»

«Перетягивание палки»

«Стрелок»

Метание снизу

Индивидуальный

Индивидуальный

Групповой

Ловкость

Упражнять в координации движения и внимании, умения бегать в рассыпную; четко выполнять предложенные задания

«Грушка»

«Ленок»

«Игровая»

«Гуси-лебеди»

Групповой

Групповой

Фронтальный

Групповой

Выносливость

Повышать устойчивость вестибулярного аппарата

«Молчанка»

Индивидуальный

Гибкость

Развивать мышцы туловища и ног; воспитывать чувство красоты движения, грации.

«Заплетись плетень»

«Хороводная»

Групповой

Фронтальный

II квартал

Быстрота

Закрепить вид бега в рассыпную; упражнять в ходьбе по кругу с произношение слов; учить распределять свои силы на протяжении всей игры

«Черное и белое»

«Хлибчик» («Хлебчик»)

«Мороз»

Групповой

Фронтальный

Индивидуальный

Тарелочки 2-х цветов

Сила

Развивать мышцы плечевого пояса, упражнять в беге с увертыванием, воспитывать чувство ответственности  за команду

«Охотники и утки»

«Мяч к верху»

«Редьки»

Фронтальный

Индивидуальный

Групповой

Ловкость

Упражнять в беге змейкой, развивать глазомер у детей, совершенствовать навыки метания в игре

«Иголка, нитка и узелок»

«Платок с узелком»

«Гуси»

Групповой

Индивидуальный

Групповой

Выносливость

Углубить представление детей о зимних видах спорта, развивать умение ориентироваться в пространстве

«Пятнашки на санках»

Групповой

Гибкость

Совершенствовать координацию движения, равновесия; закреплять умение соотносить слова с движениями

«Тимербай»

«Ромашки»

Фронтальный

Фронтальный

III квартал

Быстрота

Формировать навыки в ходьбе, беге разного вида; воспитывать честность, самостоятельность в процессе подвижных игр

«Похитители огня»

«Чай-чай»

«Важенка и оленята»

Групповой

Индивидуальный

Фронтальный

Сила

Развивать способность рационально проявлять мышечные усилия, учитывая разнообразные условия деятельность

«Мельница»

«Кто дальше бросит»

«Иванка»

Фронтальный

Групповой

Фронтальный

Ловкость

Повысить двигательную активность детей; совершенствовать выполнение действий несколькими участниками

«Колечко»

«Займи место»

«Прела-горела»

Фронтальный

Групповой

Индивидуальный

Выносливость

Упражнять в чередовании напряжения и расслабления мышц

«Посадка картошки»

Фронтальный

Гибкость

Совершенствовать координацию движений, укреплять связочно-суставный аппарат

«У Мазаля»

Фронтальный

ОПИСАНИЕ ИГР:

  1. «Кот и мыши»

Правила Игры: играющие встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та убегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющий встает в ряд. Начинает игру вторая пара.

  1. «Займи место»

Правила игры: дети образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

         Как сорока стрекочу,

         Никого в дом не пущу.

         Как гусыня гогочу,

         Тебя хлопну по плечу- беги.

Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.

  1. «Кто первый?»

Правила игры: играющие выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки, на другой – ставится флажок, обозначающий конец дистанции. По сигналу участники начинают бег наперегонки. Кто пробежит это расстояние первым становится победителем.

  1. «Метание с плеча» (I вариант)

Правила игры: берется мешок с песком массой 200-300 гр. Его поднимают на уровень правого плеча и кладут на ладонь. Играющий, несколько отклонившись всем корпусом и приседая, с силой отбрасывает мешочек.

  1. «Метание с плеча» (II вариант – снизу)

Правила игры: в правую, опущенную вдоль туловища руку берут мешочек с песком и снизу стараются бросить его как можно дальше.

6) «Перетягивание палки» 

 Правила игры: по сигналу ведущего два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями, и берут в руки палку, причем держат ее каждый за середину и за края. По второму сигналу игроки начинают тянуть друг друга с целью поднять на ноги.

  1. «Стрелок»

Правила игры: проводятся две параллельные линии. В середине между ними чертится круг. Один игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот в кого попал, выходит из игры.

  1. «Грушка»

Правила игры: играющие берутся за руки, образуя круг. В середине стоит грушка (ребенок). Все ходят вокруг нее:

Мы посадим грушку – вот, вот!

Пускай наша грушка растет, растет!

Вырастай ты, грушка,

Вот такой вышины;

Выростай ты, грушка,

Вот такой ширины;

Вырастай ты, грушка,

Вырастай в добрый час!

Потанцуй, Марийка,

Покружись ты для нас!

А мы эту грушку

Все щипать будем.

От наше Марийки убегать будем!

Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется. Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит кого – нибудь.

  1. «Ленок»

Правила игры: на земле рисуют кружки – гнезда, которых на 2-3 меньше, чем игроков. Все становятся в круг, берутся за руки. Ведущий в кругу делает разные движения, все повторяют их. По команде «Сажай лен» игроки занимают гнезда, а кто не займет гнездо, считается «посаженным»: его сажают в гнездо до конца игры.

  1. «Игровая»

Правила игры: дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу, говорят слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не ели, не пили,

Друг на друга смотрели.

Разом делали как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

  1. «Гуси – лебеди»

Правила игры: участники игры выбирают волка и хозяина, остальные гуси – лебеди. На одной стороне площадки чертится дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живее волк под горой. Идет перекличка между хозяином и гусями:

-Гуси – гуси!

-Га –га – га.

-Есть хотите?

-Да – да – да.

-Гуси – лебеди домой!

- Серый волк под горой!

-Что он там делает?

-Рябчиков щиплет.

-Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать.

  1. «Молчанка»

Правила игры: перед началом игры все играющие произносят напевку:

Первенчики, червенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок – молчок!

Как скажут последнее слово все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками. Кто засмеется, тот выполняет желание ведущего.

  1. «Заплетись плетень»

Правила игры: играющие делятся на две команды – зайцы и плетень. Чертятся две параллельные линии – коридор. Игроки – плетень, становятся  в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети – плетень читают:

Заяц, заяц не войдет

В наш зеленый огород!

Плетень, заплетайся,

Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове, зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!» и они выбывают из игры.

  1. «Черное и белое»

Правила игры: две команды – «Черные» и «Белые» - стоят лицо друг к другу. Ведущий бросает картонный диск, у которого одна сторона черная, другая – белая. В зависимости от того, какая сторона при падении окажется наверху – белая или черная, - одна команда начинает ловить другую. Убегающие пытаются выскочить за прочерченную линию дома. Побеждает та команда, на счету у которой за время игры окажется больше пойманных противников.

  1. «Хлибчик»

Правила игры: дети становятся парами друг за другом на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлибчиком.

- Пеку – пеку хлибчик!

- А выпечешь?

- Выпеку!

- А убежишь?

- Посмотрю.

С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Игрок оставшийся без пары становится хлибчиком.

  1. «Мороз»

Правила игры: с помощью считалки выбирается Дед Мороз.

Ты зеленый, ты красный,

Ты в шубе, ты в кушаке,

У тебя синий нос,

Это ты, Дед Мороз!

Все дети разбегаются, а Дед Мороз старается дотронутся до любого игрока и заморозить его. Замороженный стоит в любой позе.

  1. «Охотники и утки»

Правила игры: играющие делятся на две команды – утки и охотники. В середине площадки чертится круг – дом охотников. Утки бегают по площадке, охотники стреляют в уток мечами. Когда утки пойманы, команды меняются местами.

  1. «Мяч кверху»

Правила игры: участники игры встают в круг, водящий идет к середине круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!». Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!». Все должны остановиться, а водящий1 не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим.

18) «Редьки»

 Правила игры: пан стоит где – нибудь вдалеке, а хозяин остается с редьками. Редьки садятся на пол одна за другой, обхватив обеими руками того, кто сидит впереди. Они поют:

Мы на грядке сидим

Да на солнышко глядим!    

Мы сидим, сидим, сидим!

Да глядим, глядим, глядим!

А хозяин перед грядками похаживает. Вдруг из далека слышится:

Динь – дилинь! (3 раза)

Подъезжает пан и спрашивает:

«Дома ли хозяин?» - «Дома».  

«А, что тебе надо?»

«Моя пани на печи лежала,

Свалилась с печи,

Ушибла плечи.

Охает, вздыхает –

Редьки желает.

Дай мне редьки!»

Хозяин отвечает:

Редька еще мала:

С куриную головку,

Приезжай завтра!

Так повторяется два раза. На третий пан спрашивает: «А можно вырвать редьку?» - «Можно. Дергай сам. Какую хочешь!»

Начиная с последнего ребенка, пан «пытается вырвать редьку». Так продолжается до тех пор пока на грядке ничего не останется.

  1. «Иголка, нитка и узелок»

Правила игры: считалкой выбираются иголка, нитка и узелок. Играющие становятся в круг, берясь за руки. Персонажи друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались, то эта группа считается проигравшей. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, не отставая друг от друга.

  1. «Платок с узелком»

Правила игры: у водящего в руках завязанный в узел платок. Участники становятся в круг вокруг водящего.  По команде: «Раз, два, три» все разбегаются. Водящий должен догнать убегающего и платком коснуться его плеча.

  1. «Пятнашки на санках» (на лыжах)

Правила игры: играют несколько пар. В каждой из них один играющий везет другого, сидящего на санках (выбирается пара водящих). Водящие стараются догнать любую другую пару играющих и запятнать одного из них. Салит игрок, сидящий на санках. Если в паре игрок осален – пара становится водящей.

  1. «Тимербай»

Правила игры: играющие становятся в круг, в центре водящий – тимербай:

Пять детей у тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстро искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга Поглядели,

Сделали вот так .

  1. «Похитители огня»

Правила игры: на прямоугольной площадки с двух сторон чертится круг. Каждый круг – крепость. Играет две команды, они располагаются по линии опасности. Каждая команда выбирает себе капитана и отличительный знак. По сигналу капитана, команды начинающий игру, подходит к противнику, легким ударом по руке любого из игроков берет огонь и убегает к своей границе. Тот бежит за ним, стараясь поймать, пока первый игрок не добежит до границы. Пойманный становится пленником, его сажают в крепость противника. Если не удается поймать убегающего, а догоняющий игрок доходит уже до линии опасности, то из команды соперника выбегает другой игрок, стараясь взять в плен догоняющего.

  1. «Чай – чай!»

Правила игры: все играющие располагаются на площадке, обведенной чертой. Водящий кричит: «Чай – чай!» - и, подняв руку бежит по площадке. Остальные игроки должны догнать его и коснуться рукой. Коснувшийся игрок становится заводилой. Он тоже, кричит «Чай –чай» - и подняв руку бежит по площадке. Игра возобновляется.

  1. «Важенка и оленята»

Правила игры: на площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится Важенка и один олененок. Волк сидит за сопкой. На слова ведущего:

Бродит в тундре Важенка,

С нею -  оленята,

Объясняет каждому

Все, что не понятно…

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставления мамины –

Играющие оленята бегают свободно по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет» Оленята и Важенка убегают в свои домики «круги». Пойманного олененка волк уводит с собой.

  1. «Мельница»

Правила игры: все играющие становятся в круг. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч.

  1. «Кто дальше бросит»

Правила игры: играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок. По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель.

  1. «Иванка»

Правила игры: на земле чертится круг большого диаметра – это лес, а в середине квадратик – это дом лесовика. В квадрат помещают Иванка и выбирают лесовика. Остальные – лебеди. Лебеди, залетая в лес, пробуют забрать Иванку, а лесовик – поймать лебедей рукой или дотронуться до них прутиком. Лебедь, которому удается вывести из леса Иванку, сам становится лесовиком, и игра начинается сначала.

  1. «Колечко»

Правила игры: играющие стоят в кругу, держа руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у ведущего небольшой блестящий предмет. Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руку:

Вот по кругу я иду,

Всем колечко вам кладу,

Ручки крепко зажимайте

Да следите, не зевайте!

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!». Тот у которого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны постараться задержать его, не выпустить из круга.

  1. «Прела – горела»

Правила игры: ведущий в разных местах прячет игрушки, сопровождая действия словами: «Прела – горела, за море летела, а как прилетела, так где- то и села, кто первый найдет, тот себе возьмет!». После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выигрывает.

  1. «Посадка картошки»

Правила игры: создается две команды. Игрок, стоящий первым держит в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На небольшом расстоянии от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку в каждый кружок, за тем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, бежит собирать картошку и т.д.

  1. «У Мазаля»

Правила игры: участники игры выбирают Мазаля. Все остальные отходят от Мазаля и договариваются, что будут ему показывать, после чего идут к Мазалю и говорят:

- Здравствуй, дедушка Мазаль –

С длинной белой бородой,

С карими глазами,

С белыми усами!

- Здравствуйте, детки!

Где вы были? Что делали?

- Где мы были, вам не скажем,

А, что делали – покажем!

Все делают те движения, о которых договорились заранее. Когда  дед Мазаль отгадает, играющие разбегаются, а дед ловит их.

Система работы по развитию физических качеств у детей подготовительной группы.

Задачи:

- совершенствовать технику выполнения движений;

- формировать умение осознанно использовать приобретенные двигательные навыки в различных условиях;

- продолжать целенаправленно развивать физические качества;

- поддерживать стремление детей к улучшению результатов при выполнении физических упражнений.

Время проведения

Физическое качество

Задачи

Народная игра

Форма проведения

Атрибуты

Базисная

Вариант

I квартал

Быстрота

Развивать внимание, быстроту реакции, ловкость, меткость, координацию движений пальцев рук

«Ким – тез»

(кто быстрее)

«Кто скорее дойдет до середины»

«догони»

Фронтальная

Индивидуальная

групповой

Камешки, мешочки с песком

Шнур с 2-мя палочками на концах

Сила

Продолжать развивать мышцы рук, ног, спины;

Совершенствовать навыки лазания и ползания

«Шлепанки»

«Игра в колокол»

«Медведи и пчелы»

Индивидуальная

Фронтальная

Групповой

Мяч

Флажок на шесте

Ловкость

Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу; приучать их быстро действовать по сигналу.

«Есть идея!»

«Жмурки»

«Михасик»

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Шапочка

Платок, салфетки

Обувь по количеству детей

Выносливость

Закреплять в игре навыки прыжков на двух ногах, беге в рассыпную; воспитывать положительное отношение к играм.

«Ляпка»

«Ловишка в кругу»

«Прыжки через ров»

Индивидуальная

Фронтальная

Групповая

Палка длинной 2-3 м

Гибкость

Совершенствовать навыки бросания, ловли, передачи мяча; развивать внимание, сообразительность, самодисциплину

«Мяч среднему»

«Пятнашки»

«Липкие пеньки»

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Мяч

II квартал

Быстрота

Развивать быстроту реакции; упражнять в беге на неровной поверхности; воспитывать чувство товарищества, ответственности за команду.

«Коршун»

«Бег в снегоступках»

«Оленьи упряжки»

Групповая

Групповая

Фронтальная

Снегоступки

Санки

Сила

Совершенствовать навыки прыжка на одной и двух ногах; развивать глазомер, координацию движения, сообразительность, внимание.

«Перетягивание»

«Ловкий оленевод»

«Тройной прыжок»

«Охота на волка»

Групповая

Индивидуальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Мяч, макет оленя

Мяч, макет волка

Ловкость

Упражнять в беге, развивать быстроту движения; воспитывать дисциплинированность, активность.

«Охота на лося»

«Чья шеренга победит»

«Пятнашки по- новому»

Групповая

Групповая

Индивидуальная

Аркан,

рога лося

Выносливость

Упражнять в беге; развивать кисти рук, согласованность и быстроту движений; воспитывать ловкость и активность.

«Бирюльки»

«Найди пару»

«Стая уток»

II

Индивидуальная

Групповая

Индивидуальная

Мелкие игрушки с петельками, удочки с крючком

Гибкость

Упражнять в ходьбе; развивать ритмичность, воображение, согласованность в движении.

«Птицелов»

«Второй лишний»

«Запомни – повтори»

Индивидуальная

Индивидуальная

Индивидуальная

III квартал

Быстрота

Упражнять в беге; развивать наблюдательность, внимание, ловкость, быстроту движений; Воспитывать дисциплинированность, чувство товарищества

«Стадо»

«Бабочки и стрекозы»

«Быстро по местам»

II

Групповая

Групповая

Индивидуальная

Сила

Совершенствовать технику бросания, метания на дальность; развивать глазомер; воспитывать ловкость , выдержку, организованность

«Городки»

«Лапта»

«Луна или солнце»

Индивидуальная

Групповая

Групповая

Рюхи, бита

Мяч, бита

Ловкость

Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма. Способствовать профилактике плоскостопия; Укреплять дыхательную систему.

«Заря»

«День и ночь»

«Кто быстрее поднимет круг»

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Лента с кольцом

Круг с петельками, две удочки

Выносливость

Закреплять умение спрыгивать и запрыгивать на поверхность, развивать силу ног; совершенствовать координацию движений.

«Дети и петух»

«Круговорот»

«Ноги от земли»

Групповая

Групповая

Индивидуальная

Гибкость

Упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности; учить подражать движениям сверстников; Воспитывать организованность, Смелость, чувство товарищества.

«Канатоходец»

«Невидимки»

«Угадай, что делали?»

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Досточка шириной 7-10 см

Повязка

СПИСОК ИГР

  1. «Ким- тез»

Правила игры: дети образуют круг. У каждого в руках по одному маленькому камешку. Один игрок без камешка находится в центре круга. По первому сигналу все дети бросают камешки перед собой и поворачиваются спиной к центру круга. По второму сигналу они поворачиваются лицом в круг, стараясь быстро взять свои камешки. Игрок, стоящий в центре, по этому же сигналу может подобрать любой камешек. Не успевший взять свой камешек считается проигравшим.

  1. «Кто скорее дойдет до середины»

Правила игры: Для игры используются шнур с двумя палочками на концах. Двое играющих по сигналу берут палочки и наматывают шнур. Выигрывает тот, кто раньше дойдет до середины.

  1. «Догони»

Правила игры: на одной стороне площадки стоят друг за другом два ребенка, между ними расстояние. По сигналу бегут в прямом направлении в другую сторону, сзади стоящий старается догнать переднего.

  1. «Шлепанки»

Правила игры: играющие встают в круг лицом к центру на расстоянии одного шага друг от друга. Выбирается водящий. Водящий выходит в центр круга и называя по имени одного из детей бросает мяч о землю в его направлении. Играющий, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его. Число отбиваний мяча устанавливается по договоренности.

  1. «В колокол»

Правила игры: на площадке чертится круг, на расстоянии от которого ставится флажок на подставке. Дети становятся внутри круга, берутся за руки и, расставив их в стороны, образуют колокол. Один игрок назначается языком колокола, который двигается внутри круга и говорит: «Сломаю колокол». Внезапно он подбегает к какой-нибудь паре детей и пытается разорвать из сцепленные руки – сломать колокол. В случае если ему это удается, он бежит по направлению к флажку, а его преследуют те двое игроков, между которыми он разорвал круг.

  1. «Медведи и пчелы»

Правила игры: играющие делятся на две команды медведи – пчелы. В центре площадки устанавливается вышка – это улей. С одной стороны вышки – берлога, с другой – луга. По сигналу водящего пчелы спускаются с вышки, летят на луг за медом. Медведи влезают на опустевшую вышку. По сигналу «Медведи!» все пчелы летят в улей, а медведи слезают с вышки и убегают в берлогу. Не успевших убежать в берлогу пчелы жалят.

  1. «Есть идея!»

Правила игры: играющие становятся в круг и выбирают ведущего. У него в руках шапочка. Он обходит ребят произнося следующие слова: «Есть идея! Неспеша начинаем игру: садимся кругом». После этих слов дети садятся, ведущий продолжает: «Потихоньку, неторопливо обойду я вас. В это время незаметно шапочку положу кому- нибудь.  Если не заметишь ее, тебя я ею же и побью. И тебе придется начать игру». После слов ведущий незаметно подкладывает сзади кому- нибудь шапочку. По окончании текста дети ищут вокруг себя шапочку; тот у кого за спиной она окажется, догоняет ведущего и надевает ему на голову шапочку.

  1. «Жмурки»

Правила игры: все идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока – кота с завязанными глазами. Ставят его на середину площадки.

- Кот, кот! На чем стоишь?

- На дубу!

- За что держишься?

- За сук!

- Что на суку?

- Ульи.

- Что в ульях?

- Мед.

- Кому да кому?

- Мне да сыну моему.

- А нам что?

- Глины на лопате.

Все начинают тормошить кота и напевают:

Кот, кот Апанас,

Ты лови три года нас (2 раза)

Не развязывая глаз!

После последних слов дети разбегаются в разные стороны, а кот их ловит.

  1. «Михасик»

Правила игры: пары обуви ставятся по кругу, их должно быть на одну меньше, чем участников игры. После произнесенных ведущим слов: «Ты, Михасик, не зевай, не зевай! Лопаточки обувай, обувай.» Звучит мелодия, дети двигаются по кругу. С окончанием музыки все останавливаются и каждый старается быстрее обуться. Ребенок, оставшийся без обуви, выбывает из игры.

  1. «Ляпка»

Правила игры: один из играющих – водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого то осалить, приговаривая: « На тебе ляпку, отдай ее другому». Новый водящий догоняет игроков и старается кому то из них передать ляпку.

  1. «Ловишка в кругу»

Правила игры: на площадке чертится круг. В середину круга кладут палку, ее длина должна быть значительно меньше диаметра круга. Все участники стоят в кругу, один из них – ловишка. Он бегает за детьми и старается кого то поймать. Пойманный игрок становится ловишкой. Ловишка во время игры не должен перепрыгивать через палку.

  1. «Прыжки через ров»

Правила игры: на площадке чертятся две параллельные линии – это ров. Игроки распределяются на две команды: если хочешь ловким быть, если хочешь сильным быть, если хочешь быть здоров - , прыгай с нами через ров. Команды выстраиваются по обе стороны рва. По очереди  дети подходят ко рву с закрытыми глазами и прыгают.

  1. «Мяч среднему»

Правила игры: играющие образуют несколько кругов. В центре каждого – средний, который поочередно бросает мяч своим товарищам, а те передают ему обратно по кругу. Получив мяч от последнего игрока, средний поднимает его вверх. Выигрывает команда, первой закончила передачу мяча. После этого можно поменять среднего игрока.

  1. «Пятнашки»

Правила игры: двое играющих кладут руки друг другу на плечи и, подпрыгивая, попеременно ударяют правой ногой о правую, а левой о левую ногу напарника. Игра ведется ритмично в виде танца.

  1. «Липкие пеньки»

Правила игры: три – четыре игрока садятся на корточки, как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.

  1. «Коршун»

Правила игры: коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него. Наседка останавливается возле него и спрашивает:

- Коршун, коршун, что ты делаешь?

- Ямку рою.

- На что тебе ямка?

- Копеечку ищу.

- На что тебе копеечка?

- Иголочку куплю.

- На что тебе иголочка?

- Мешочек сшить.

-На что тебе мешочек?

- Камешки класть.

- зачем тебе камешки?

- В твоих деток кидать.

- За что?

- Ко мне в огород лазят!

- Ты бы делал забор выше, коли не  умеешь, так лови их.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их. Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего.

  1. «Бег в снегоступках»

 Правила игры: играющие делятся на две команды. У каждой команды по одной паре снегоступов. По сигналу ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно.

  1. «Оленьи упряжки»  I вариант

Правила игры: Играющие стоят вдоль линии по двое, изображая запряженного оленя и каюра. По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходя ручей по мостику. Доехав до противоположной стороны, каюр отпускает своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей» каждый игрок – каюр ловит свою пару.

 II вариант

Две – три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу упряжки бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает.

  1. «Перетягивание»

Правила игры: мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну по одному выстраиваются две команды игроков.

  По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу. Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в свою сторону, стараясь нарушить цепь противника, т.е. перетянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает.

  1. «Ловкий оленевод»

Правила  игры:  в стороне на площадке ставится макет оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3 – 4 м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя.

  1. « Тройной прыжок»

Правила  игры: на снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

  1. «Охота на волка»

Правила  игры: охотник встает в 4 – 5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

  1. « Охота на лося»

Правила  игры: играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от лосиных рогов (их количество соответствует числу участников в команде). В руках у каждого участника аркан. Все стараются заарканить лося (набросить аркан на рога). Выигрывают те охотники, кто поймал больше лосей, т.е. большее число раз набросил аркан.

  1. «Чья шеренга победит?»

Правила игры: играющие делятся на две равные команды. Два игрока, по одному из каждой команды, становятся лицом друг к другу перед начерченной на земле линией. Держа друг друга за пояс, по сигналу стараются перетянуть противника к себе. Проигравший становится в команду выигравшего.

  1. «Пятнашки по – новому»

Правила игры: все играющие разбегаются по площадке; пятнашка получает мяч и бросает его в убегающего. Тот, в кого он попадает, становится пятнашкой, но если он промахнется, любой игрок может поднять мяч с земли и наяать перебрасываться с другим игроком.

  1. «Бирюльки»

Правила игры: на столе рассыпаны мелкие игрушки (чашки, коробки, шарики) с петельками. Играющие поочередно удочкой (небольшая палка с крючком) пытаются поднять предметы, беря по одному так, чтобы не пошевелить другие. Если играющий нарушил правило игры и задел другой предмет, он передает удочку следующему участнику. Выигрывает тот, кто соберет больше предметов.

  1. «Найди пару»

Правила игры: играющие разбегаются по всей площадке, на сигнал «В пары!» находят каждый себе пару и выполняют движения в парах: приседают, кружатся, пляшут. По сигналу «Побежали!» снова бегают по одному.

Усложнение: а) каждый раз находить новую пару;

б) стараться придумать другие движения.

  1. «Стая уток»

Правила игры: играющие становятся в шеренгу на  таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Они слегка сгибают ноги в коленях и кладут на них руки. По сигналу все начинают в полуприседе  быстро продвигаться вперед до обозначенной черты (10 – 15 м), не меняя положения рук и ног. Побеждает та утка, которая первой достигнет озера (перейдет черту).

  1. «Птицелов»

Правила игры: играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке.

Птички весело поют,

Ай! Птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.

  1. «Второй лишний наоборот»

Правила игры: начинают игру двое водящих, один из которых убегает, а другой его догоняет. Когда убегающему грозит опасность быть пойманным, он может стать вперед любого игрока, стоящего в круге. Оказавшийся сзади считается лишним. Он становится водящим и начинает преследовать того игрока, который сам был только что в роли догоняющего.

  1. «Запомни – повтори»

Правила игры: взрослый предлагает запомнить три движения (например, руки вперед, руки вверх, присесть) и повторить их. Затем просит внимательно послушать, какое движение он назовет, и выполнить его. Сам при этом показывает другое движение. Играющие должны при выполнении названного действия не сбиваться, глядя на взрослого.

  1. «Стадо»

Правила игры: играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные -  овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

  1. «Бабочки и стрекозы»

Правила игры: играющие в двух шеренгах располагаются в середине площадки на расстоянии одного шага спиной друг к другу. Командам дают названия «Бабочки» и «Стрекозы». Воспитатель, стоя сбоку, называет одну из команд. Ее игроки должны как можно быстрее убежать за линию, обозначенную в 10 шагах перед ними. Играющие другой команды, повернувшись кругом, устремляются вдогонку. Сколько игроков они успеют осалить  до черты дома, столько и получают очков. Из игры никто не выбывает, и все участники снова встают по шеренгам.

  1. «Быстро по местам»

Правила игры: играющие стоят в колонне или шеренге. По команде разбегаются по площадке и выполняют упражнения с любым физкультурным пособием, находящимся на площадке. По команде «Быстро по местам» ребята должны положить пособие туда, откуда его взяли и быстро вернуться на свое место. Проигрывает тот, кто занял свое место последним.  

Система работы с родителями

Цель: создание условий для взаимодействия инструктора физ. воспитания, воспитателей группы детского сада с родителями по развитию психофизических качеств у детей дошкольного возраста.

Задачи

содержание

Формы

1) Выявить отношение родителей к проблеме развития физических качеств у дошкольников.

Тест – опросник родительского отношения к данной проблеме и способы ее решения.

Фронтальная, индивидуальная беседы.

2) Провести анализ опросника родительского отношения к развитию физических качеств.

Анализ ответов родителей.

Выступление инструктора физ. воспитания на родительском собрании в начале года на тему «Воспитание и развитие физических качеств у детей дошкольного возраста»

3) Обогатить знания родителе о развитии физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

«Игры наших детей»

Консультация

4) Познакомить родителей с народными подвижными играми

«Поиграем и узнаем»

Оформление папки – передвижки.

5) Обеспечить взаимодействие педагогов, родителей и детей по развитию физических качеств.

«У наших у ворот всегда хоровод»

«Веселая ярмарка»

«Делу – время, а потехе – час»

Совместные развлечения

6) Приобщение родителей к совместной деятельности с инструктором физ. воспитания, воспитателями по решению данной проблемы.

Помощь в изготовлении пособий и атрибутов к играм.

7) Познакомить родителей с итогами работы по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие  в страну народных игр»

Открытое итоговое занятие для родителей

Литература.

  1. Аникин В.П., Гусев В.Е. Мудрость народная вып. 1–М., «Художественная литература» 1991.
  2. Батурина Г.И., Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника - М., 1995.
  3. Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР - М., «Физкультура и спорт» 1985.
  4. Володченко В., Юлашев В. Выходи играть во двор – М., 1984.
  5. Гришина Г. Не забывайте народные игры // Дошкольное воспитание, - 1993.- №2.
  6. Еджименко Н.Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего возраста – М., Линка – Пресс, 1999.
  7. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР – М., Физкультура и спорт, 1985.
  8. Литвинова М.Ф. Русская народная подвижная игра – М., 1986.
  9. Мельников М.Н. Русский детский фольклор – М., Просвещение, 1987.
  10. Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять мы идем с тобой  играть – М., Просвещение, 1995.
  11. Петров В.М., Гришина Г.Н. Летние праздники, игры и забавы для детей – М., ТЦ Сфера, 1998.
  12. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду – М., Просвещение, 1982.