Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
методическая разработка по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему
Система работы состоит из комплекса непосредственой образовательной деятельности (16 занятий), творческих игр, работы с родителями, работы с воспитателями, организации педметно – развивающей среды.
Проведение занятий проходит по принципу от простого к сложному.Комплекс непосредственной образовательной деятельности включает систему творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства нетрадиционных техник рисования и создание проблемно-поисковых ситуаций, использование игровых упражнений и развивающих дидактических игр, которые осваиваются детьми в циклах «Радуга цвета», «В мире волшебства», «Умелый художник».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
Система работы состоит из комплекса непосредственой образовательной деятельности (16 занятий), творческих игр, работы с родителями, работы с воспитателями, организации педметно – развивающей среды.
Проведение занятий проходит по принципу от простого к сложному, по определенным правилам:
- самостоятельный выбор изобразительных материалов ребенком;
- материал, на котором будет нанесено изображение, выбирает ребенок;
- обучить ребенка различным техникам изображения;
- сформировать умение применять каждый вид изображения отдельно и в комплексе различных видов.
Все занятия проводятся с использованием методов музыкального развития ребенка, развития речи, ознакомления с окружающим. В проведение занятий включены, как индивидуальные, так и коллективные приемы.
Методической основой проведения занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста является методы педагогики сотрудничества. Обучение проводится в свободных группах, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения воспитателю.
Комплекс непосредственной образовательной деятельности включает систему творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства нетрадиционных техник рисования и создание проблемно-поисковых ситуаций, использование игровых упражнений и развивающих дидактических игр, которые осваиваются детьми в циклах «Радуга цвета», «В мире волшебства», «Умелый художник».
Технология предполагает три этапа: обучающий, развивающий, творческий.
Комплекс непосредственной образовательной деятельности
I этап (обучающий) - 5 занятий | ||||
Тематический цикл: «Радуга цвета» | ||||
Цель: заинтересовать детей творческим процессом, развивать интерес, любознательность; подводить к созданию многоцветных выразительных образов с помощью нетрадиционных техник рисования, формировать технические умения и навыки. | ||||
№ | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | Оборудование |
1. | Свободное эксперименти-рование с материалами
| Различные | 1. Выявить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. 2. Формировать умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Бумага, разведенная гуашь разных цветов, акварель, трубочки для коктейля, пластмассовые ложечки, кисть для рисования, зубные щетки, бумажные салфетки, влажная губка. |
2. | «Путешествие в страну Кляксия». | Кляксография | 1. Показать выразительные возможности техники - кляксография. 2. Учить дорисовывать детали объектов, для придания им законченности и сходства с реальными образами. 3. Упражнять в отображении состояния настроения в рисунках. | Листы бумаги, разведенная гуашь разных цветов, трубочки для коктейля, пластмассовые ложечки, кисть для рисования, бумажные салфетки. |
3. | «Настроение» | Монотипия | 1. Знакомство с техникой – монотипия, ее особенностями. 2. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. 3. Расширить знаний о теплых и холодных цветах, правилах их смешения, развитие чувства цвета, формы, композиции; развитие фантазии и творческого воображения. | Бумага, кисти, акварель, влажная губка. |
4. | «Новогодний салют»
| Набрызг | 1. Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие. 2. Учить отражать в рисунке впечатления от праздника Новый год; 3. Создавать композицию рисунка, располагая внизу – город, а вверху – салют (с помощью набрызга). | Листы бумаги голубого цвета, цветная гуашь, зубные щетки, стакан с водой, салфетки.
|
5. | «Зимняя сказка»
| По мокрому | 1. Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа, передавать ее колорит в рисунке. 2. Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы, используя знания детей. 3. Учить детей рисовать в новой нетрадиционной технике.
| Лист бумаги с намеченным рисунком (свечой) на каждого ребенка и для воспитателя, материал для рисования (баночки с водой, вата, краска синего и белого цвета, губка, тонкая кисточка); |
II этап - (развивающий) - 8 занятий | ||||
Тематический цикл: «В мире волшебства» | ||||
Цель: развивать понимание детьми средств выразительности для разных техник изобразительной деятельности и изобразительных материалов в процессе изобразительной деятельности, специфики каждой техники, умение замечать особенности их сочетания при изображении разных образов. | ||||
6. | «Фантазии»
| Кляксография, «знакомая форма – новый образ» | 1. Познакомить с нетрадиционной техникой «знакомая форма – новый образ»; 2. Закрепить умение работать в технике «кляксография». 3. Развивать творческое воображение. | Бумага, кисти, акварель, простой карандаш (различные предметы: ключи, ножницы). |
7. | «Небо при закате солнца» | Монотипия пейзажная | 1. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа — монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. 2. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. 3. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. | Бумага, кисти, акварель, влажная губка. |
8. | «Лесное царство»
| Печать ладошкой и скомканной бумагой, оттиск пробкой, рисование палочкой в изображении деревьев, листвы, птиц, | 1. Учить использовать различные виды техник: упражнять в изображении по всей поверхности листа. 2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. | Бумага формата А4, гуашь разных цветов, скомканная бумага, палочки, пробки, салфетки.
|
9. | «Лесные звери зимой» | Тычок жесткой кистью | 1. Учить создавать выразительный образ диких животных, используя технику тычка. 2. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. 3. Закрепить навыки работы с данными материалами. | Бумага, жесткая и мягкая кисти, черная гуашь, иллюстрации, эскизы. |
10. | «В гостях у феи воображения и фантазии» | Цветными мыльными пузырями | 1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – цветными мыльными пузырями. 2. Развивать способности находить красивое композиционное решение в рисунке, умение дорисовывать отпечатки цветных мыльных пузырей, получая изображения законченности и сходства с реальными образами. 3. Обобщить и закрепить знания детей о разных жанрах живописи. | бумага формата А5, гуашь, акварель, трубочки для коктейля, стаканчики с мыльным раствором, кисти, стаканчик с водой, губка, фломастеры, маркеры.
|
11. | «Зима пришла» | Набрызг, оттиск, тампонирование | 1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. 2. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа. 3. Закреплять умение подбирать необходимые материалы. | Гуашь, акварель, пластиковые коробочки со штемпельной подушечкой из тонкого поролона, кусочки поролона, зубные щетки бумажные и матерчатые салфетки.
|
12. | «Снежная семья». | Рисование способом тычка | 1. Учить рисовать снеговиков разных размеров. 2. Закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях. 3. Совершенствовать технику рисования тычком. | Бумага, жесткая и мягкая кисти, гуашь, иллюстрации. |
13. | «Ночной пейзаж»
| Граттаж «черно –белый» | 1. Познакомить детей с новыми изобразительными средствами – углем, свечой, пером и тушью. 2. Формировать умение передавать характерные особенности природы в темное время суток, отражать свое настроение, используя в своей работе новые способы рисования разными материалами. 3. Самостоятельно продумывать композиционное решение, выбирать необходимый формат бумаги и материал для работы. 4. Совершенствовать умение договариваться о совместной работе, анализировать свою работу и работы товарищей. | Альбомные листы бумаги белого цвета, черные листы, натертые свечой и черной тушью; свечи, тушь черная, акварельные краски черного цвета, птичьи перья, стеки, угольки древесные. |
III этап – (Творческий) – 3 занятия | ||||
Тематический цикл: «Умелый художники» | ||||
Цель: стимулировать потребность детей в творческой самореализации, развивать творческие способности дошкольников. Способствовать реализации приобретенных умений и навыков, полученных на прошлых двух циклах, учить объединять в одном рисунке нескольких нетрадиционных техник в разных сочетаниях. | ||||
14.
| «Сказочный зимний лес» | Оттиск капустным листом, картофельными печатками, рисование мятой бумагой, пальчиками, метод "тычка".
| 1. Учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования. 2. Обобщать представления детей о типичных явлениях в живой и неживой природе. 3. Расширять и уточнять представления детей о времени года – зиме. 4. Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции. | Белая гуашь, стаканчики с водой, кисти, салфетки, подставки для кисточек, тонированный лист ватмана, листы пекинской капусты, ватные палочки, печатки из картофеля, штемпельные подушки. |
15. | «Морозные узоры» (коллаж) | Разные | 1. Совершенствовать умения и навыки в рисовании нетрадиционным материалом. 2. Закреплять знания о нетрадиционной технике изображения «коллаж». 3. Научить детей поэтапному рисованию узоров нетрадиционным способом (бутылочкой с клеем) и оформить его способом «коллаж». 4. Формировать умение самостоятельно выбирать материалы, соответствующие зимнему настроению. | Стекла, салфетки, тряпочные полоски, вата, перо, манка, мишура, пенопласт,
|
16.
| «Любимый сказочный герой»
| Рисование по сырому, тычок сухой жесткой кистью, набрызг, рисование трубочкой, рисование «капельками» | 1. Способствовать реализации приобретенных умений и навыков. 2. учить объединять в одном рисунке нескольких нетрадиционных техник в разных сочетаниях. | Бумага, жесткая и мягкая кисти, гуашь, зубные щетки, коктейльные трубочки, губки влажные
|
На первом этапе у детей идет ознакомление с нетрадиционными техниками, с их особенностями и выразительными возможностями, они экспериментируют, создавая рисунки, осваивая разные варианты воплощения замысла. Которые в дальнейшем будут служить фоном последующих работ.
Технология первого этапа заключается в обогащении опыта детей работать с материалами изобразительного творчества (гуашь, акварель) в нетрадиционных техниках (кляксография, монотипия, набрызг, рисование по-сырому). Постепенно происходит накопление детьми художественного опыта рисования в изучаемых техниках, педагогом используется «картотека элементов нетрадиционых техник», которая способствует лучшему запоминанию того или иного элемента, развития творческого воображения и обогащения творческих проявлений на основе создаваемых изображений детьми. Игра и игровые приемы, применяемые в начале творческой деятельности оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей, тем самым повышая их интерес к процессу изобразительной деятельности.
На данном этапе это способствует формированию у детей умения воспринимать и представлять образ, формированию техники и графики рисунка, эстетическому восприятию явлений реального мира, пробуждает интеллектуальную активность, то есть ведет к развитию художественно-творческих способностей. Особое внимание уделяется цвету: его подбору, смешиванию, получению новых цветов. На основе этой технологии реализован цикл занятий «Радуга цвета».
Второй этап эксперимента - «вариативность» называется так потому, что здесь дети принимают активное участие в сочетании и объединении нетрадиционных техник рисования попарно, в разных вариантах в одном рисунке. Это относится к тем техникам, которые были уже освоены ранее и новым, при этом для передачи необходимого художественного образа учитываются выразительные возможности каждой техники: рисование по сырому (фон) + тычок жесткой полусухой кистью (образ); монотипия (фон) + рисование трубочкой (образ); набрызг (фон) + кляксография (образ) и т.д. Такая продуктивная деятельность играет важную роль в воплощении замысла, его обогащении, уточнении, углублении. Она предполагает дальнейшее развитие у детей творческого воображения.
На начальном этапе технологии «вариативность» дети с помощью педагога, учатся высказывать свое мнение по содержанию, стилю художественного выражения в разных подобранных техниках в изображении определенного образа. В конце данного этапа дети самостоятельно подбирают, рисуют и объясняют свой выбор техник по конкретной теме. При этом происходит формирование умений видеть, выделять средства выразительности каждой техники, замечать особенности их сочетания в изображении необходимого образа. Таким образом, сущность этого этапа технологии заключается в объединении нетрадиционных техник и использование искусства для выразительности детских рисунков, расширении опыта художественно-творческой деятельности детей, освоении языка изобразительной деятельности. Этап реализован в цикле «В мире волшебства».
Третий этап - «творческая активность» - направлен на стимулирование самостоятельного творчества детей, создание условий поиска в подборе нетрадиционных техник для рисования нужного выразительного образа к предложенной теме, побуждающих детей к творческой активности, организующих работу воображения.
Педагог использует коллективное творчество детей, формируя при этом потребность работать в команде, умение договариваться, искать что-то новое, необычное, оригинальное. Дети овладев разнообразными нетрадиционными техниками, компонентами ручной умелости, приобретают свободу действий, имеют возможность изображать предметы и явления по-разному, демонстрируют выразительность рисунков - все это дает возможность творческого подхода к воплощению задуманного, показывает новый уровень художественно-творческих способностей дошкольников. Для раскрытия темы рисунка, когда детям предлагается одна тема, а рисунки выполняются в разных техниках и их сочетаниях поощряется и приветствуется самостоятельный выбор. Эта технология реализована в цикле «Умелый художник».
Таким образом, технология предполагает постепенное освоение нетрадиционных техник изобразительной деятельности, способствуя пониманию выразительных средств каждой, освоению особенностей создания целостного образа путем сочетания их в разных вариантах, тем самым обогащает художественный опыт, используя при этом средства искусства, игру, опорные карточки, индивидуальное и коллективное творчество, что ведет к формированию потребности в творческой активности. Необходимо быть очень внимательным к проявлению индивидуальности восприятия, манере исполнения каждого ребенка.
Необходимым является сочетание обучающего компонента с развивающим, соединение обучения с развитием самостоятельности, познавательной активности, эстетической восприимчивости детей и их эмоционального отношения к окружающему.
В данной работе использовались упражнения и творческие игры: «Временa гoдa», «Цветнoй круг», «Настроение тучек», «На что похожи наши ладошки», «Три краски», «Превращение пятнышек краски», «Волшебная ниточка», «Неоконченный рисунок», «Волшебники», «О чем рассказала музыка», «Волшебные картинки» и другие в хoде кoтoрых былo виднo, чтo дети зaинтереcoвaны рaбoтoй c крacкaми, проявляют интерес к необычному использованию обычных вещей, стараются воплотить свои задумки, нo необходимые умения и навыки нaхoдятcя нa среднем урoвне. Используя данные упрaжнения и игры предполагается что у детей будет развиваться творческое воображения, умение находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами, умение coздaвaть худoжеcтвенный oбрaз c пoмoщью цветa, а также упрaжняться в применении нетрaдициoнных техник.
Работа с родителями предполагает следующее:
- проведение индивидуальных консультаций;
- беседы;
- разработка рекомендаций;
- оформление информационных стендов;
- анкетирование;
- показ непосредственной образовательной деятельности;
- проведение мастер – классов по рисованию с использованием нетрадиционных техник;
- выставки детского творчества и совместного творчества (родители, дети)
Работа с воспитателями:
- консультации;
- беседы;
- показ открытых занятий;
- семинары-практикумы, которые помогают пополнить их педагогические копилки, в работе с детьми по использованию нетрадиционных техник рисования;
- мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования направленные на обогащение знаний педагогов по данной теме.
Взаимодействие педагога, родителей и детей в совместной продуктивной деятельности является важнейшим фактором творческого развития ребёнка дошкольного возраста. От того, какое участие принимают родители в развитии ребенка, зависит будущий потенциал его творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...
КУРСОВАЯ РАБОТА "Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Цель исследования: теоретически обосновать проблему изобразительного творчества и разработать методические рекомендации по развитию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредст...
Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования...
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования...
План работы по самообразованию 2016-2018 гг. на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия. Так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....
Консультация для воспитателей «Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
Опыт работы воспитателя. Нетрадиционные техники рисования «Ребенок в мире красок»....
Доклад "Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования"
Педагогический совет. Протокол №2Тема: «Художественно-творческое воспитание детей и создание комфортной обстановки ДОУ.»...