Педагогическая мастерская «Говорим и играем!»
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) на тему

Коваленко  Татьяна Ивановна
Инновационные формы работы в сфере.Физкультурно - оздоровительная работа с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_masterskaya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

 города Губкина Белгородской области

Педагогическая мастерская

 «Говорим и играем!»

(инновационные формы работы в сфере

физкультурно - оздоровительной работы с дошкольниками)

Составитель:

Коваленко Т.И.,

воспитатель группы

компенсирующей

направленности

для детей с тяжелым нарушением речи

2013г.

«Говорим и играем!»

 «Инновационные формы работы в сфере

физкультурно - оздоровительной работы с дошкольниками»

             Многие  дети нашей группы имеют тяжелые нарушения речи. Таким детям наиболее полезны игры с мячом, т.к. у них наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, характеризующееся плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения физических упражнений, большими трудностями при выполнении движений по словесной инструкции. Благодаря играм с мячом совершенствуется общая и мелкая моторика, а это в свою очередь, благотворно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие дошкольника.

           Дети нашего детского сада очень любят в игры с мячом. Они органично вошли в образовательный процесс нашего дошкольного учреждения, и используются педагогами при работе с детьми во всех образовательных областях.

Учитывая все это, мы  разработали физкультурно - речевой цикл, объединивший элементы игры в баскетбол и речевой материал для коррекции недоразвития речи. Все игры и упражнения с мячом были распределены на группы:

  • Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения («Мячик отбиваем, звук повторяем», «Мяч передавай, слово называй», «Мяч поймай - слово называй», «Мяч отбивай, слово удлиняй» и т.п.)
  • Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи («Лови да бросай, и цвета называй», «Мяч передавай, предложение составляй», «Мяч отбивай, кто как двигается называй», «Мяч перебрось и ответь на вопрос» и т.п.)
  • На основе данных игр были разработаны игровые ситуации; упражнения по ведению мяча с проговариванием слов; придуманы эстафеты, сочетающие в себе элементы баскетбола и речевой материал.

«Говорим и играем!» органично вошел в образовательный процесс нашего дошкольного учреждения и используется педагогами для работы с детьми как в непосредственно образовательной, так и в совместной деятельности. Наши наблюдения доказывают, что тщательно подобранный двигательный и речевой материал позволяют постоянно поддерживать интерес детей к физкультурно - речевым упражнениям. И их главный результат – само движение, реализация двигательной потребности, хорошее настроение, коррекция речевых нарушений в игровой форме. Разученные игры и физкультурно - речевые упражнения с мячом охотно используются детьми в самостоятельной деятельности.

План - конспект спортивных соревнований «Говорим и играем!»

старший дошкольный возраст

Цель: коррекция речевых нарушений старших дошкольников в двигательной сфере.        

Задачи:

  • Формировать у детей потребность в активной деятельности,
  • Совершенствовать двигательные умения и навыки, навыки игры в
  • баскетбол.
  • Осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений. Обогащать познавательно - речевую компетентность детей в рамках лексической темы «Спорт».
  • Показать родителям, что движение, как основа формирования здорового, хорошо владеющего своими движениями ребенка, и игры с мячом также способствуют коррекции речевых нарушений.

Участники: дети и родители логопедической группы, учитель – логопед, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели.

1. Организационный этап:

Дети делятся на 2 команды, из присутствующих родителей выбираются капитаны команд, двое судей. Остальные родители являются болельщиками. Ведущие – учитель-логопед и инструктор по физическому воспитанию.

 Команды представляют себя (название, девиз) и своих капитанов.

2. Основной этап:

Эстафета 1 «Мяч бросай, лови, веди – виды спорта говори!»

 Команды выстраиваются в две колонны за капитанами с одной стороны площадки. Напротив каждой команды с другой стороны площадки стоит ведущий.

Задание: добежать до ведущего, подбрасывая мяч над собой, произвести бросок мяча в руки ведущего, назвать какой-либо вид спорта, поймать мяч от ведущего, добежать до своей команды, отбивая мяч об пол рукой, передать мяч следующему игроку.

Судьи оценивают правильность выполнения движений и контролируют, чтобы названия видов спорта не повторялись. Побеждает команда, назвавшая слово последней. Выигравшей команде присуждается один балл.        

Эстафета 2 «Мяч в кольцо скорей бросай – своё слово называй!»

 Команды выстраиваются в две колонны перед кольцом (корзиной). Расстояние до кольца (корзины) – 2 метра.

 Задание: произвести бросок мяча, стараясь забросить его в кольцо (корзину), назвав при этом слово (имя прилагательное), характеризующее предмет (объект).

Речевой материал:

  • Одна команда подбирает слова-признаки к слову «мяч» (мяч какой?. - круглый, резиновый, упругий, футбольный, волейбольный, баскетбольный...).
  • Другая команда к слову «спортсмен» (спортсмен, какой - здоровый, выносливый, ловкий, стройный, сильный, высокий, гибкий, быстрый...)…

 За каждое попадание в кольцо (корзину) – 1 балл.

 За каждое правильно названное слово – 1 балл.

Эстафета 3 «Мяч летит ко мне и вот слово вам наоборот!»

 Команды выстраиваются в две колонны. Напротив каждой колонны на некотором удалении стоит ведущий.

Задание: по сигналу судьи ведущий бросает мяч первому игроку и называет слово. Игрок должен поймать мяч, назвать слово – антоним, отбросить мяч обратно ведущему и убежать в конец своей колонны. Если слово подобрано неверно, то это же задание даётся следующему игроку. Судьи оценивают правильность броска и ловли мяча, правильность подбора слов. За каждое правильно названное слово команда получает по 1 баллу.        

Речевой материал:

Мяч большой – мяч маленький        

Бежать быстро – бежать медленно

Тренер старый – тренер молодой         

Форма чёрная – форма белая

Посмотреть налево – посмотреть направо        

Сигнал громкий – сигнал тихий

Тренироваться трудно – тренироваться легко         

Залетел - вылетел и т.п.

Эстафета 4 «Мяч я правильно веду – звуки чисто говорю!»

 Команды выстраиваются в две колонны.

Задание: каждый игрок, начиная с первого, с ведением мяча (отбивая мяч о пол) идёт до специальной метки - флажка, проговаривая чистоговорку, обходит флажок, обратно бежит с мячом в руках и передаёт его следующему игроку. Каждый удар мяча о пол должен соответствовать ритмическому рисунку чистоговорки. Отрабатываемый звук должен произноситься правильно.

 Судьи оценивают правильность ведения мяча и чёткость произнесения чистоговорки.

1 балл присуждается каждому игроку, если не было потери мяча.

 1 балл - за правильность произнесения чистоговорки.

 Речевой материал:

 Например:

  • «ЧУ – ЧУ – ЧУ – ЧУ – Я МЯЧОМ О ПОЛ СТУЧУ»
  • «БОЛ – БОЛ – БОЛ – БОЛ – ВОЛЕЙБОЛ И БАСКЕТБОЛ» и т.п.

Эстафета 5 «Целься метко, думай крепко!»

 Команды занимают противоположные половины площадки, игроки становятся врассыпную. Капитаны команд находятся на половинах противника в специально выделенной зоне (обруче или начерченном круге).

Задание: игроки одной команды стараются передать мяч своему капитану на другую половину площадки, а игроки другой команды должны этот мяч перехватить и передать своему капитану. Команда, которой удалось передать мяч своему капитану, а не отдать сопернику зарабатывает 1 балл. Им же загадывается загадка на спортивную тематику. Если они её отгадали, то зарабатывают ещё 1 балл. Если не отгадали, то загадку предлагают отгадать другой команде, которая не смогла перехватить мяч. Отгадав её, они могут заработать 1 балл. Если мяч перехвачен, то игроки этой команды пытаются теперь передать мяч уже своему капитану и игра продолжается по этой же схеме.

3. Заключительный этап:

 Судьи подводят итоги игры, объявляют счёт.

 Выигрывает команда, получившая наибольшее количество баллов.

Вывод: игры с мячом, в частности с элементами баскетбола, являются средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и коррекционный эффект. Их разнообразие и наполнение содержанием зависят только от творчества педагогов и желания работать с детьми весело, интересно, нетрадиционно!

                               

                       

                               

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская на тему: "Игра с предметами заместителями"

Педагогическая мастерская "Игра с предметами заместителями" подходит для воспитателей и родителей....

Педагогическая мастерская на тему: "Игра"

Данная педагогическая мастерская разработана для воспитателей....

Педагогическая мастерская по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста.

laquo;Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для дошкольников»...

Педагогическая мастерская "Учим детей играя - дистанционно!" доклад

В своём докладе и призентации я описала и предложила игры на дистанционном режиме обучения в режиме самоизоляции.  Предложила родителям как можно продолжить обучение детей через игру. В данной ра...

Педагогическая мастерская "Учим детей играя - дистанционно!" презентация

Вашему вниманию представлена презентация "Учим детей играя - дистанционно!", как можно в дистанционном режиме продолжить обучать ребенка через игру из подручных средств и предметов домашнего...

«Практико-ориентированные технологии, активные формы организации детской деятельности в направлении формирования финансовой, социально-бытовой грамотности действий в чрезвычайных ситуациях». Педагогическая мастерская «Учим детей играя!»

laquo;Практико-ориентированные технологии, активные формы организации детской деятельности в направлении формирования финансовой, социально-бытовой грамотности действий в чрезвычайных ситуациях»...