Организация и проведение подвижных игр.
консультация по физкультуре на тему

Маврежко Елена Васильевна

Данный материал будет полезен для воспитателей детских садов.
В нём содержится :
-Классификация подвижных игр
-Руководство воспитателя подвижной игрой
-Методика проведения подвижных игр
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_vospitateley.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение подвижных игр

Консультация для воспитателей

Основатель российской системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни, он отмечал, что в игровой деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка.

Подвижные игры классифицируются по возрасту, по степени подвижности (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры). К  подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.

Особое значение имеют профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в его развитии и поведении определяет реальные изменения в знаниях, умениях и навыках. (важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицатель – ные). Педагогическая наблюдательность, любовь к детям позволяют педагогу вдумчиво выбирать методы руководства их деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое собственное; создавать радостную, доброжелательную атмосферу в группе. Детская радость, сопровождающая игру, способствует формированию физических, психических, духовных, эстетических и нравственных качеств ребенка.

Условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание поставленных  задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель., учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

(для этого  надо прежде всего иметь данные врачебного осмотра по всем показателям, знать, кто из детей имеет отклонение от нормы физического развития).

Необходимо намечать конкретные задачи по отношению к каждому ребенку, детям робким, неуверенным в движениях нужно помогать в преодолении трудностей: опустить пониже веревочку во время прыжков, поставить поближе корзинку при забрасывании мяча, поддержать во время хождения на равновесие и т. д. Но делать это надо незаметно, чтобы не страдало самолюбие ребенка. Дети легко   возбудимые , излишне подвижные также требуют к себе внимания: их надо чаще привлекать к играм, способствующим развитию тормозных процессов.

Подвижные игры, которые будут использованы в работе с детьми, воспитатель обязан хорошо знать, чтобы ясно рассказать содержание, правила, суметь правильно и четко выполнить движения, входящие в игру. Незнакомую игру надо внимательно разобрать, мысленно проиграть и только после этого предлагать детям. Также необходимо предварительно продумать, где целесообразнее провести ту или иную игру: в помещении или на участке.

 Равнодушие воспитателя, вялый, безразличный тон, формальное отношение к игре являются одной из причин спада интереса детей к подвижным играм.

Воспитательное воздействие подвижных игр в большой мере зависит от посильности игровой задачи и степени физической нагрузки. Несмотря на то что игры требуют большой затраты энергии и побуждают организм ребенка к усиленной работе, они обычно сопровождаются радостным настроением. Однако радостное возбуждение будет способствовать правильному развитию ребенка только в том случае, когда перед ним поставлена вполне  доступная задача ( перевозбуждение является признаком перегрузки как физической, так и психической).

Следует помнить, что неудачи порождают чувство неуверенности. «Постройте вашу воспитательную работу так, — говорил Е. А. Аркин, — чтобы ребенок чаще побеждал, чем терпел поражения, чтобы он чаще убеждался в надежности своих сил, чем в своем бессилии. Успех и победа бодрят и укрепляют, они являются условиями здоровья»

В этом отношении надо особенно осторожно относиться к играм с элементами соревнования. Эти игры должны иметь преимущественно групповой  характер  где в результате действия отдельных детей выигрывает, команда, звено. Игры, включающие индивидуальное соревнование, могут проводиться только в подготовительной к школе группе, но и здесь надо строго следить, чтобы силы партнеров были равные, тогда результаты будут близки к ничьей.

Всякая деятельность детей должна доставлять им  радость  как от самого процесса, так и от его результата, от совместных действий и переживаний., так как уже само движение доставляет детям удовольствие. Эмоциональная же насыщенность игры повышает и двигательную активность, поэтому необходимо, чтобы игра вызывала у детей интерес.

Чтобы игры жили в каждой группе, возникали и проводились по инициативе самих детей, необходимо хорошо продумать их организацию, использовать разнообразные средства, вызывающие у детей желание играть.

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит также в распределении ролей. Водящего  можно назначить, выбрать с помощью считалки или предложить детям самим выбрать водящего; можно  взять ведущую роль на себя или выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет поначалу воспитатель, делая это эмоционально, образно. Постепенно роль ведущего начинают поручать детям.

Подводя итог игры, воспитатель отмечает ребят, хорошо выполнявших свои роли, проявивших смекалку, выдержку, взаимопомощь, творчество. Отмечая действия детей, нарушавших условия и правила игры, педагог высказывает уверенность в том, что в следующий раз ребята  постараются и будут играть лучше.

Значительное внимание  следует  уделяет вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи; совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка.

Первоначально варианты игры педагог придумывает сам или подбирает из сборников подвижных игр; учитывая постепенно усложнение правил, повышая требование к их исполнению. Постепенно к составлению вариантов подключаются и дети, что способствует развитию детского творчества.

Руководя игрой, педагог формирует правильную самооценку, доброжела -тельные  взаимоотношения, дружбу и взаимовыручку, учит детей преодолевать трудности. Преодоление трудностей П. Ф. Каптерев называл нравственным закаливанием, связывая его с формированием высокого духовного потенциала. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психо-коррекционное, психотерапевтическое воздействие.

Во всех возрастных группах подвижные игры, организуемые воспитателем, должны быть интересны для детей, проходить живо, эмоционально, непринужденно. Только в этом случае они будут эффективным средством воспитания детей.

Литература:

«Спортивные упражнения и игры в детском саду» О.М.Литвинова

«Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» ред.С. О. Филипповой

«Методика проведения подвижных игр» Э. Я. Степаненкова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение подвижных игр на прогулке в старшем дошкольном возрасте.

В сатье описан опыт работы по проведению подвижных игр на прогулке с учётом разной степени двигательной активности детей ....

Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр

" Кажется, чего легче, как вести игру, а между тем - это самое трудное дело, и очень редко приходиться встречать руководителя, стоящего на уровне своего положения"       ...

Организация и проведение подвижных и спортивных игр в домашних условиях

Буклет для родителей о проведении подв.и спортивных игр дома....

Методика организации и проведения подвижной игры для развития ловкости

В современной жизни возникают ситуации, которые требуют проявления внимания, быстроты реакции, находчивости, уверенности, настойчивости, самостоятельности, точности движения, координации и многое друг...

Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр в старшей группе.

     В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развит...

Мастер - класс "Организация и проведение подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста"

Игры для детей второй младшей группы, направленные на развитие общей моторики и координации в пространстве....