Кадровые проблемы в ДОУ. Выступление на научно-практической конференции
статья по физкультуре на тему

Курыгина Наталья Ивановна

Кадровые проблемы образования в области физической культуре в ДОУ.

Хочется подтвердить уже перечисленные трудности образования в области физической культуры и спорта и познакомить вас с кадровыми проблемами в области ФК в   дошкольных образовательных учреждений.

По образованию я являюсь преподавателем ФК, инструктором  по ЛФК и массажу,  получив достойное образование в ГЦОЛИФКе (Российской академии спорта в г.Москве), в настоящее время являюсь инструктором по  физической культуре в ДОУ ( со стажем работы 24 года), , фитнес-инструктором , тьютором в области физической культуры в ДОУ, руководителем РМО инструкторов по ФК  Энгельсского муниципального района, автором  программы по оздоровительно-развивающей гимнастике «Fitness Baby». Поэтому тема подготовки специалистов по ФК актуальна для меня особенно, чтобы создать сильную команду единомышленников. Не так давно приходилось сталкиваться с проблемой некомпетенции  педагогических работников в области физического развития, физической подготовленности детей, обучении техники основных двигательных умений и навыков, профилактике и коррекции отклонений в физическом развитии дошкольников, формировании основ здорового образа жизни, владении здоровьеформирующими и здоровьесберегающими технологиями. В свое время, я  стояла у истоков организации спортивных залов в ДОУ (их переоборудовали из групповых помещений), в конце 80-ых годов вводилась должность инструктора по физической культуре.. На должность инструктора по ФК принимали  тогда людей  без специального физкультурного образования, в лучшем случае, бывших воспитателей, бывших спортсменов (когда – либо, занимающихся спортом или хореографией) , молодых мужчин и женщин , которые только поступили в пединститут  или окончили педкласс.  Для того , чтобы стать , в то время, инструктором по ФК  нужно просто презентабельно выглядеть, иметь навыки общения с детьми и владеть минимумом игровых заданий из собственного опыта. Поэтому ДО быстро наполнилось случайными людьми, поэтому заболеваемость в группах не снижалась, а повышалась. Занятия проходили на низком уровне, не учитывалась  ни общая, ни моторная плотность занятия, подготовленность детей была низкой. Обратимся к показателям состояния здоровья дошкольников. По статистике XXI  век начался в России с резкого ухудшения здоровья дошкольников. На 8.1% снизилось число здоровых детей, на 6.7% увеличилось число детей с нарушением в физическом развитии и предрасположенностью к патологии.     Почти на 1.5 % возросла численность детей третьей группы здоровья с отчетливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

  Снижение двигательной активности, перегруженность учебными занятиями, неблагоприятная экология, вредные привычки, асоциальное поведение окружающих, низкая грамотность населения  в культуре ЗОЖ - это те факторы, которые мешали и мешают  нормальному формированию здорового человека.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Это реальная  причина, чтобы  на высоком профессиональном уровне организовывать физкультурно-оздоровительную и профилактическую работу с детьми с целью сохранения и укрепления их здоровья.  Вот почему так важно на современном этапе развития общества выделить ведущую роль подготовки  кадров (начиная  с дошкольного образования, как начальной ступени образования в целом) – инструкторов по физической культуре  и ЛФК в ДОУ, поднимая престиж физической культуры и спорта, отдавая ей ведущую  роль в воспитании подрастающего поколения и формирования качеств личности.

В настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют жесткие требования к профессиональному подходу к отбору кадров и это правильно, так как первое правило физической культуры НЕ НАВРЕДИ!  Как инструктор по ФК  ДОУ,  я постаралась изменить существующее положение дел в своем ДОУ. Для этого активно изучала передовой опыт работы в данном направлении. Потом,   создала необходимую предметно-развивающую среду, продумала  много - функциональную  систему физкультурно-оздоровительной работы. Постоянно  насыщала  жизнь детей двигательной деятельностью в спортивном зале и на свежем воздухе, организовывала ежедневные зарядки в форме ритмической гимнастики, открыла кружок по оздоровительно-развивающей гимнастике «Fitness Baby» (с охватом детей до 54%), организовывала соревнования, тематические спортивные праздники, конкурсы, демонстрировала достижения детей родителям и т.п. Результаты такой работы подтверждали  положительную динамику улучшения здоровья детей,  физической подготовленности детей, качества образования  из года в год

Став руководителем РМО инструкторов по физической культуре я поставила перед собой задачу обучать  специалистов основам преподавания ОО «Физическое развитие», в соответствии с требованиями ФГОС. Ежемесячно,  в течении 14 лет, под моим руководством проходят районные методические объединения, на которых организуются открытые мероприятия с детьми, семинары – практикумы, информационные – методические совещания, мастер-классы, презентации положительного опыта, ярмарки идей, учеба молодых специалистов. С 2011 года в нашем городе работает «Общественный центр методической поддержки специалистов ДОУ по внедрению фитнес-технологии в ДОУ», в этом направлении проводится тоже большая работа, где в форме семинаров-практикумов, мастер-классов, открытых уроков, презентаций  демонстрируется положительный опыт интеграции фитнес - технологии в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения, использования здоровьесберегающих технологий,  фитнес – оборудования.

Как тьютор я транслировала этот опыт  слушателям курсов повышения квалификации инструкторам и учителям физической культуры. Со временем у меня появились единомышленники, которые стремятся повысить качество образования по ФК в ДОУ, формировать интерес детей и взрослых к занятиям физкультурой и спортом, поделиться имеющимися достижениями и творческими успехами в своей работе.  Я увлекла этой большой работой  коллег, которые являются моими помощниками в  продвижении современных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий (инструкторы по ФК  МБДОУ «Детский сад № 77, 75, 45, 51, 76, 16, 69, 70, 55, 63, 1, 6 г. Энгельса). Некоторые из них стали учиться дальше,  обучились на курсах для фитнес - инструкторов по детскому фитнесу, ЛФК. Даже частные «Детские сады» и фитнес – клубы  стали обращаться за помощью  в организации системы физкультурно-оздоровительной  и спортивно-массовой работы для детей дошкольного возраста на их базе, т.к. эта одно  из приоритетных направлений современного образования, требований современной жизни, потребностей детей,  семьи и общества.

 Как руководитель РМО, назову  проблемы в работе по внедрению  передового  опыта  работы по физической культуре с дошкольниками неспециалистам…, уровень подготовленности специалистов очень разный (с большим опытом работы до 20 лет и маленьким от 2 месяцев). Понимая, что топтанием  на месте, обучая молодого непрофессионала, торможу развитие достойных кадров. Поднимая планку выше, чувствую, что пугаю объемом программного материала новичков. Повышая требования к качеству образования,  теряю молодых людей, которые не могут объять необъятное от того, что не имеют базового образования, специальных навыков и умений. Сейчас я говорю о единицах, ведь в общем,  еще не все ДОУ имеют в своем штате инструктора по ФК. Из 66 ДОУ района лишь 32 имеют должность инструктора по ФК в своем штате.  Всего лишь 6 % из общего количества инструкторов имеют специальное физкультурное образование, только 31% творчески и с интересом относятся к своей работе.  Примерно 40% от общего количества инструкторов прошли переподготовку на курсах ГАУ ДПО «СОиРО» в этом году  и получили допуск к педагогической деятельности по физической культуре с дошкольниками. Первую квалификационную категорию имеют 43 % инструкторов по ФК, 9 % - имеют высшую квалификационную категорию.

Целенаправленная, систематическая работа по профессиональной подготовке специалистов дает положительный результат уже сейчас. Инструкторы по ФК стали  уверенными в себе, грамотно составляют учебный материал,  используют вариативные программы и инновационные технологии, реализуют свои потенциальные возможности, через  самообразование,  проявляют  творчество и самостоятельность. Все больше ДОУ находят возможности для создания  предметно-развивающей среды, оснащают спортивные залы  современным фитнес – оборудованием,   создают нетрадиционное оборудование, Посещаемость РМО почти всегда составляет 100%, а иногда 120%, когда приходят воспитатели, приезжают инструкторы по ФК из области. Соответственно, качество образование постепенно повышается, улучшая  показатели здоровья воспитанников.

Инструкторы по физической культуре в ДОУ – люди творческие,  инициативные, любящие  детей. Хотелось бы, чтобы это были профессионалы своего дела, получающие достойную зарплату и заслуженное уважение за воспитание здоровых и  гармонически развитых детей, за формирование  у них социальных компетенций так необходимых в современном обществе. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курыгина Н.И.

инструктор по физической культуре

МАДОУ «Детский сад №53»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области.

Кадровые проблемы образования в области физической культуре в ДОУ.

Хочется подтвердить уже перечисленные трудности образования в области физической культуры и спорта и познакомить вас с кадровыми проблемами в области ФК в   дошкольных образовательных учреждений.

По образованию я являюсь преподавателем ФК, инструктором  по ЛФК и массажу,  получив достойное образование в ГЦОЛИФКе (Российской академии спорта в г.Москве), в настоящее время являюсь инструктором по  физической культуре в ДОУ ( со стажем работы 24 года), , фитнес-инструктором , тьютором в области физической культуры в ДОУ, руководителем РМО инструкторов по ФК  Энгельсского муниципального района, автором  программы по оздоровительно-развивающей гимнастике «Fitness Baby». Поэтому тема подготовки специалистов по ФК актуальна для меня особенно, чтобы создать сильную команду единомышленников. Не так давно приходилось сталкиваться с проблемой некомпетенции  педагогических работников в области физического развития, физической подготовленности детей, обучении техники основных двигательных умений и навыков, профилактике и коррекции отклонений в физическом развитии дошкольников, формировании основ здорового образа жизни, владении здоровьеформирующими и здоровьесберегающими технологиями. В свое время, я  стояла у истоков организации спортивных залов в ДОУ (их переоборудовали из групповых помещений), в конце 80-ых годов вводилась должность инструктора по физической культуре.. На должность инструктора по ФК принимали  тогда людей  без специального физкультурного образования, в лучшем случае, бывших воспитателей, бывших спортсменов (когда – либо, занимающихся спортом или хореографией) , молодых мужчин и женщин , которые только поступили в пединститут  или окончили педкласс.  Для того , чтобы стать , в то время, инструктором по ФК  нужно просто презентабельно выглядеть, иметь навыки общения с детьми и владеть минимумом игровых заданий из собственного опыта. Поэтому ДО быстро наполнилось случайными людьми, поэтому заболеваемость в группах не снижалась, а повышалась. Занятия проходили на низком уровне, не учитывалась  ни общая, ни моторная плотность занятия, подготовленность детей была низкой. Обратимся к показателям состояния здоровья дошкольников. По статистике XXI  век начался в России с резкого ухудшения здоровья дошкольников. На 8.1% снизилось число здоровых детей, на 6.7% увеличилось число детей с нарушением в физическом развитии и предрасположенностью к патологии.     Почти на 1.5 % возросла численность детей третьей группы здоровья с отчетливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

  Снижение двигательной активности, перегруженность учебными занятиями, неблагоприятная экология, вредные привычки, асоциальное поведение окружающих, низкая грамотность населения  в культуре ЗОЖ - это те факторы, которые мешали и мешают  нормальному формированию здорового человека.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Это реальная  причина, чтобы  на высоком профессиональном уровне организовывать физкультурно-оздоровительную и профилактическую работу с детьми с целью сохранения и укрепления их здоровья.  Вот почему так важно на современном этапе развития общества выделить ведущую роль подготовки  кадров (начиная  с дошкольного образования, как начальной ступени образования в целом) – инструкторов по физической культуре  и ЛФК в ДОУ, поднимая престиж физической культуры и спорта, отдавая ей ведущую  роль в воспитании подрастающего поколения и формирования качеств личности.

В настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют жесткие требования к профессиональному подходу к отбору кадров и это правильно, так как первое правило физической культуры НЕ НАВРЕДИ!  Как инструктор по ФК  ДОУ,  я постаралась изменить существующее положение дел в своем ДОУ. Для этого активно изучала передовой опыт работы в данном направлении. Потом,   создала необходимую предметно-развивающую среду, продумала  много - функциональную  систему физкультурно-оздоровительной работы. Постоянно  насыщала  жизнь детей двигательной деятельностью в спортивном зале и на свежем воздухе, организовывала ежедневные зарядки в форме ритмической гимнастики, открыла кружок по оздоровительно-развивающей гимнастике «Fitness Baby» (с охватом детей до 54%), организовывала соревнования, тематические спортивные праздники, конкурсы, демонстрировала достижения детей родителям и т.п. Результаты такой работы подтверждали  положительную динамику улучшения здоровья детей,  физической подготовленности детей, качества образования  из года в год

Став руководителем РМО инструкторов по физической культуре я поставила перед собой задачу обучать  специалистов основам преподавания ОО «Физическое развитие», в соответствии с требованиями ФГОС. Ежемесячно,  в течении 14 лет, под моим руководством проходят районные методические объединения, на которых организуются открытые мероприятия с детьми, семинары – практикумы, информационные – методические совещания, мастер-классы, презентации положительного опыта, ярмарки идей, учеба молодых специалистов. С 2011 года в нашем городе работает «Общественный центр методической поддержки специалистов ДОУ по внедрению фитнес-технологии в ДОУ», в этом направлении проводится тоже большая работа, где в форме семинаров-практикумов, мастер-классов, открытых уроков, презентаций  демонстрируется положительный опыт интеграции фитнес - технологии в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения, использования здоровьесберегающих технологий,  фитнес – оборудования.

Как тьютор я транслировала этот опыт  слушателям курсов повышения квалификации инструкторам и учителям физической культуры. Со временем у меня появились единомышленники, которые стремятся повысить качество образования по ФК в ДОУ, формировать интерес детей и взрослых к занятиям физкультурой и спортом, поделиться имеющимися достижениями и творческими успехами в своей работе.  Я увлекла этой большой работой  коллег, которые являются моими помощниками в  продвижении современных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий (инструкторы по ФК  МБДОУ «Детский сад № 77, 75, 45, 51, 76, 16, 69, 70, 55, 63, 1, 6 г. Энгельса). Некоторые из них стали учиться дальше,  обучились на курсах для фитнес - инструкторов по детскому фитнесу, ЛФК. Даже частные «Детские сады» и фитнес – клубы  стали обращаться за помощью  в организации системы физкультурно-оздоровительной  и спортивно-массовой работы для детей дошкольного возраста на их базе, т.к. эта одно  из приоритетных направлений современного образования, требований современной жизни, потребностей детей,  семьи и общества.

 Как руководитель РМО, назову  проблемы в работе по внедрению  передового  опыта  работы по физической культуре с дошкольниками неспециалистам…, уровень подготовленности специалистов очень разный (с большим опытом работы до 20 лет и маленьким от 2 месяцев). Понимая, что топтанием  на месте, обучая молодого непрофессионала, торможу развитие достойных кадров. Поднимая планку выше, чувствую, что пугаю объемом программного материала новичков. Повышая требования к качеству образования,  теряю молодых людей, которые не могут объять необъятное от того, что не имеют базового образования, специальных навыков и умений. Сейчас я говорю о единицах, ведь в общем,  еще не все ДОУ имеют в своем штате инструктора по ФК. Из 66 ДОУ района лишь 32 имеют должность инструктора по ФК в своем штате.  Всего лишь 6 % из общего количества инструкторов имеют специальное физкультурное образование, только 31% творчески и с интересом относятся к своей работе.  Примерно 40% от общего количества инструкторов прошли переподготовку на курсах ГАУ ДПО «СОиРО» в этом году  и получили допуск к педагогической деятельности по физической культуре с дошкольниками. Первую квалификационную категорию имеют 43 % инструкторов по ФК, 9 % - имеют высшую квалификационную категорию.

Целенаправленная, систематическая работа по профессиональной подготовке специалистов дает положительный результат уже сейчас. Инструкторы по ФК стали  уверенными в себе, грамотно составляют учебный материал,  используют вариативные программы и инновационные технологии, реализуют свои потенциальные возможности, через  самообразование,  проявляют  творчество и самостоятельность. Все больше ДОУ находят возможности для создания  предметно-развивающей среды, оснащают спортивные залы  современным фитнес – оборудованием,   создают нетрадиционное оборудование, Посещаемость РМО почти всегда составляет 100%, а иногда 120%, когда приходят воспитатели, приезжают инструкторы по ФК из области. Соответственно, качество образование постепенно повышается, улучшая  показатели здоровья воспитанников.

Инструкторы по физической культуре в ДОУ – люди творческие,  инициативные, любящие  детей. Хотелось бы, чтобы это были профессионалы своего дела, получающие достойную зарплату и заслуженное уважение за воспитание здоровых и  гармонически развитых детей, за формирование  у них социальных компетенций так необходимых в современном обществе.  



Предварительный просмотр:

Курыгина Наталья Ивановна,

 инструктор по ФК

 МАДОУ «Детский сад № 53»

  Энгельсского муниципального района

 Саратовской области

Фитнес -  технология, как средство формирования ценностей

здорового образа жизни у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Современное общество предъявляет  высокие требования к работе ДОУ, которые должны заложить основы крепкого здоровья, всестороннего развития личности ребёнка и формировать компетенции здоровьясбережения.

Сегодня стратегическое направление государственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей регламентируется рядом нормативно-правовых документов. Они представлены на слайде.

По статистике, XXI-й век начался в России с резкого ухудшения качества  здоровья дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей 3-й группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями. Это могут подтвердить данные мониторинга здоровья детей  в МАДОУ «Детский сад № 53» на слайде. Согласно исследованиям (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Д. и др.) основными факторами, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья детей, являются: неправильный образ жизни, выражающийся в гиподинамии, чрезмерной учебной нагрузке, неправильном питании, а также отсутствие знаний о  ценности своего здоровья и здоровом образе жизни у учащихся, педагогов и родителей, отсутствие системности в процессе формирования культуры здоровья.

Актуальность проблемы  обусловлена социальным заказом на формирование культуры здоровья у детей,  начиная с дошкольного детства; отношением к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности;  совершенствования качества воспитания ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста путем создания специальных условий в ДОУ.

Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья. Введение этой науки в образовательный процесс связано с современной концепцией и стратегией здоровья, основанной на ценности здоровья человека.

Понимая государственную значимость работы по формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников, созданию благоприятного здоровьесберегающего пространства, выявления  новых современных методов и приемов формирования культуры ЗОЖ педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад № 53» разработал план мероприятий  по развитию экологической культуры и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста. В нем   учитывается деятельность  в рамках образовательной программы ДОУ, годового плана работы ДОУ, плана дополнительного образования, плана методической работы ДОУ, плана взаимодействия с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей, снижения заболеваемости, формирования ценностного отношения к здоровью, улучшению качества здоровья дошкольников, повышения физической подготовленности и коррекции отклонений в физическом развитии детей. Для решения этих задач в ДОУ:

  • выявляются причины  отставания детей в физическом развитии и физической подготовленности;
  • обеспечивается индивидуально – дифференцированный подход в процессе воспитания и социализации воспитанников;
  • соблюдаются санитарно – гигиенические требования к организации образовательного процесса;
  • в практику внедряются  новые методики и образовательные технологии, вариативные программы по воспитанию и оздоровлению  детей;
  •  совершенствуется многофункциональная система физкультурно-оздоровительной работы по здоровьеформированию и здоровьюсбережению детей;
  •  осуществляется диагностика  физической подготовленности  дошкольников и скрининг – тестирование, с целью определения уровня и состояния здоровья детей;
  • организуются консультации, мастер-классы для  родителей и педагогов по вопросам физического воспитания и оздоровления детей;
  • активно пропагандируется активный отдых семей с выездом на природу:
  • обновляется  предметно-развивающая среда.
  • Созданы «Служба сопровождения» и  «Квадрат взаимодействия», который предусматривает  взаимодействие родителей, педагогов, медперсонала и инструктора по физической культуре для решения вопросов по коррекции физического развития детей и преодоления трудностей  здоровьеформированиия

Здоровье - это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Поэтому, в течение года педагогический коллектив, медработники, специалисты  проводят целенаправленную работу по повышению качества медицинского, медико – психолого - педагогического сопровождения,  организации воспитательно-образовательного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, оздоровительно - профилатических и закаливающих мероприятий, организации просветительской и методической работы по вопросам здорового и безопасного образа жизни, развития педагогического потенциала,  комплексной системы сопровождения формирования культуры ЗОЖ, взаимодействия с родителями,  мониторинга сформированности здорового и безопасного образа жизни и здоровья обучающихся.

Главной идеей нашей работы стало воспитание  у дошкольников  бережного  отношения к своему здоровью, как основной ценности жизни через  использование фитнес – технологии.

«Фитнес» - это оздоровительно-развивающая система общего оздоровления человека через формирования культуры здорового образа жизни, физическую нагрузку, рациональное питание. Доказано, что занимаясь фитнесом, человек решает для себя сразу несколько задач:

- укрепление здоровья,

- достижение спортивных результатов,

- овладение  культурой движений;

- формирование фигуры (эстетика тела);

- обеспечение психологического благополучия,

- формирование знаний о здоровом питании,  рациональном режиме труда и  активного отдыха (компетенции).

Нами предложены способы интеграции методического комплекта фитнес - технологии в НОД по физической культуре (в форме ритмической гимнастики с предметами и без предметов, круговой тренировки, интервальной тренировки, стрейчинга), в режимные моменты (УГГ, физминутки, гимнастика после сна, прогулка), в совместную (спортивные праздники, развлечения, тренинговые и игровые динамические часы, занятия в  кружках) и самостоятельную  досуговую деятельность детей. Плодотворная работа коллектива МАДОУ «Детский сад № 53» сумела доказать, что использование фитнес – технологии  в сочетании с комплексными мероприятиями по формированию экологической культуры и основ ЗОЖ  в  дошкольном  образовании   помогает  детям узнать свое тело, открыть свой потенциал, узнать секреты здоровья, стать хозяином своего тела и здоровья.  Основой данного проекта по внедрению фитнес – технологии  в воспитательно - образовательный процесс ДОУ стала авторская программа по оздоровительно - развивающей гимнастике «Fitness Baby» , Курыгиной Н.И., имеющая гриф Министерства образования и науки Саратовской области. Планирование ОО «Физическое развитие»  осуществляется 5 раз в неделю. Обучающие, закрепляющие занятия, занятия на свежем воздухе, игровые и тренинговые динамические часы, занятия ЛФК в коррекционных группах для детей с нарушением зрения,  организуемые в режиме дня и во время прогулки,  способствуют активизации двигательной деятельности детей. Перед каждым занятием дети мотивируются  теоретическими сведениями из цикла занятий "Познай себя" и «Уроки здоровья». В процессе двигательной деятельности решаются образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи, одновременно предлагается  применить знания  на практике. Целью практического аспекта является повышение  функциональных возможностей организма, формирования здорового образа жизни, обучение жизнесберегающим технологиям, поддержание жизненного тонуса, создание  и укрепление мышечного корсета, предупреждение нарушений  осанки, обучение детей приемам профилактики заболеваний, оказания первой помощи при травмах, инструктаж по технике безопасности и все это  в игровой форме. Использование проблемных  и проектных методов обучения детей, когда ребенок активно включается в образовательный процесс, положительно влияет на осознанное отношение детей к двигательной деятельности. Такая деятельность рассчитана на усвоение детьми  4-6 лет расширенных программных знаний  и проводятся  в течение года.

  Два раза в неделю воспитанники ДОУ  имеют возможность посещать спортивные кружки дополнительного образования по физической культуре,  дифференцированных по интересам, возможностям и способностям детей. Для детей с отклонениями в физическом развитии и низким уровнем физической подготовленности оздоровительно-развивающий кружок «Крепыш», для детей со средним и ниже среднего уровнем для развития потенциальных возможностей - кружок «Fitness Baby», для детей с высоким и выше средним уровнем  для развития акробатических и танцевальных способностей - кружок «Ритм Данс». Таким образом, у детей появляется желание самореализации, самосовершенствования, самопознания, а это одно из главных требований ФГОС.

Медико-психолого -педагогический контроль НОД и совместной деятельности детей с использованием фитнес – технологии подтверждает, что двигательная  деятельность детей организована  грамотно, обеспечивая хороший тренировочный эффект, проводится систематически в соответствии с принципами дидактики, с учетом индивидуально-дифференцированного подхода, учитывая половые, возрастные, индивидуальные особенности детей. Использование методов ритмической гимнастики, круговой  и интервальной тренировки, рациональных способов организации детей во время двигательной деятельности положительно влияют  на  моторную плотность занятий, которая  в среднем составляет 86-92% и общую  плотность занятия – 92-98%. 

Зачастую одной из главных причин снижения положительных показаний здоровья у дошкольников является потеря естественного стремления к движению, которая подарена всем нам от природы.  Поэтому немаловажным условием  формирования ЗОЖ является предметно-развивающая среда. Наличие  спортивных уголков в групповых комнатах и свободный доступ к ним, способствует активизации самостоятельной двигательной деятельности детей. Спортивный  зал, тренажерная комната, наличие современного фитнес оборудования, достаточное количество инвентаря стимулируют двигательную деятельность детей в две смены. Оборудованная спортивная площадка, с разметкой для бега, прыжков в длину, игр в баскетбол, пионербол, полоса препятствий – необходимые условия успешности в решении данной проблемы.  Большую помощь в оснащении предметно-развивающей среды ДОУ оказывают родители и спонсоры,  которые стали нашими единомышленниками, а также участие  специалистов в профессиональных конкурсах.  МАДОУ «Детский сад № 53» занял призовое место в региональном конкурсе среди ДОУ, внедряющих здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, по результатам конкурса награждены уличным спортивным комплексом.

Большая работа проводится с родителями. Выездные мероприятия на природу «Семейный weekend», в развлекательный парк «Веревочный город», совместные мероприятия «Папа, мама, я – дружная семья», «Семейные Олимпийские старты, «Бабушка рядышком с дедушкой», «О здоровье всерьез», «Гимнастика вдвоем», «Самый лучший папа», «Фитнес –марафон» проходят весело и интересно.

 Отслеживание динамики показателей здоровья воспитанников МАДОУ «Детский сад № 53», характеризующих формирование ценности здорового и безопасного образа жизни демонстрирует положительную динамику прироста уровня физической подготовленности воспитанников, качества образования,  снижения показателей заболеваемости простудными заболеваниями, заболеваниями органом зрения, опорно-двигательного аппарата, травматизма. За  текущий год произошло заметное снижение заболеваемости детей дошкольного возраста, положительная динамика улучшения здоровья детей прослеживается на протяжении трех последних лет. Уровень заболеваемости  снизился до допустимого уровня в соответствии с возрастными особенностями детей (9.1%). Индекс здоровья составил 44% (дети с I группой здоровья). Общая заболеваемость 1.5 дней на каждого ребенка. За отчетный период  с 2011по 2014 год, случаев детского травматизма не зарегистрировано. Прирост уровня физической подготовленности в общеобразовательных группах  в среднем 16.8%, в коррекционных группах -18.2%. Средний прирост отдельных  физических качеств по МАДОУ «Детский сад № 53» за 2013-2014 уч.год   24%,  качество образования   98.3%. Результаты использования выше перечисленных  фактов и мер  - показатели эффективности  предложенной нами системы методической поддержки, основанной на фитнес – технологии.

Вывод: Использование инновационных педагогических практик (фитнес –технология) в области эффективного методического сопровождения формирования культуры здорового образа жизни обучающихся дает огромный скачек в качестве образования, доказано,  что интеграция традиционного и нового всегда дает опережающий результат. 

По инициативе Коллегии при администрации Комитета по образованию и молодежной политике ЭМР СО в 2011 году был создан общественный центр методической поддержки педагогов по внедрению фитнес - технологии в воспитательно – образовательный  процесс ДОУ, который продолжает свою работу до настоящего времени. За три года проделана огромная работа: организовывались обучающие семинары, открытые занятия, семинары - практикумы, презентации опыта работы на различных уровнях (локальном, муниципальном и региональном), мастер-классы, ярмарки идей, участие в профессиональных конкурсах,  совместные мероприятия с родителями и детьми, подготовлены педагоги – тьюторы. Таким образом, опыт работы транслируется на другие дошкольные образовательные учреждения Саратовской области и мы открыты к сотрудничеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на научно-практической конференции "Детский сад-здоровье,безопасность,комфорт" по теме: "Реализация проекта "Олимпийский росток"

Успешный ребенок, в первую очередь, здоровый ребенок. Забота о здоровье стала занимать приоритетные позиции во всем мире, в том числе в нашей стране, в республике. Работа по физическому воспитанию с д...

«Через поэзию к воспитанию любви к родному языку» Выступление на научно – практической конференции по патриотическому воспитанию

«Через  поэзию  к воспитанию  любви к родному  языку»Выступление на научно – практической конференции по патриотическому воспитанию      Как бы н...

Выступление на научно-практической конференции.

Выступление на научно-практической конференции "Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения". Тема выступления : "Профилактика дисграфии у детей с ОВЗ при подготовки к школьному обучению"....

Презентация к выступлению на научно-практической конференции

Презентация-иллюстрация к выступлению на нанаучно-практической конференции "Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения"....

3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 3-х выступлений

ТемаДатаУровеньСсылкаПедсовет. Доклад «Система работы по валеологическому воспитанию детей и просвещению родителей в ДОУ»3.11.2022гВнутренний, МКДОУ ДС "Джангар"https://cloud.mai...

3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 2-х выступлений

муниципальный уровень, не менее 2-х выступленийТемаДатаУровеньСсылка«Основные перспективы и задачи деятельности педагогов-психологов, направленной на развитие психологической службы в соответств...

3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 3-х выступлений

ТемаДатаУровеньСсылка«Создание условий для бучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах»24.08.2021гАвгустовское совещание педработников.Муниципальный, г.Лаг...


 

Комментарии