Главные вкладки

    Статья "Инклюзивный подход в физкультурно–оздоровительной работе педагога ДОУ".
    статья по физкультуре по теме

    Косолапова Татьяна Александровна

    В статье раскрываются принципы инклюзивного подхода в физкультурно–оздоровительной работе педагога ДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon inklyuzivnyy_podkhod.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    АНО ДО «Планета детства «Лада»

    Д/с № 149 «Ёлочка»

     «Инклюзивный подход в физкультурно – оздоровительной работе педагога ДОУ»

    Составил:

    инструктор по физической культуре

    высшей категории

    Косолапова Татьяна Александровна

    г.о. Тольятти

    Рассматривая инклюзивный подход в целом, необходимо отметить то, что сам процесс обучения должен быть приспособлен  к нуждам ребенка, а не ребенок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и характеристика обучения. Сложности в обучении заключены не в детях, и не дети требуют «исправления», а подходы к обучению.

    Исходя из этого, можно выделить два основных направления в физкультурно-оздоровительной работе в дошкольном учреждении, которые базируются на принципах инклюзивности:

    1. Воспитание интереса друг к другу. Мы должны помнить, что каждый ребенок уникален по своим интересам, способностям, характеру и потребностям. Это направление основано на 4-х позициях:
    1. Индивидуальный подход, который учитывает уровень физического развития ребенка. Его здоровье. Отсюда идет распределение физической нагрузки. Индивидуальный подход может помочь избежать пустой траты сил и средств, которые, как правило, бывают вследствие привычки «ровнять всех под одну гребенку».
    2. Особое отношение к детям, пришедшим после перенесенного заболевания и к детям, находящимся на адаптации. Другими словами, это реабилитационный период, во время которого обязательно снижение нагрузки и постоянный контроль самочувствия (остановки и ходьба во время бега, меньшее количество повторяемости упражнения и т.д.).
    3. Работа с одаренными в физическом плане детьми. Задатки этих детей можно определить с первого взгляда, и, как бывает зачастую, педагоги уделяют им наименьшее количество внимания, т.к. ребенку многое удается сразу, а все внимание переключается на детей, у которых что-то не получается. Здесь целесообразно дать индивидуальное задание повышенной сложности ребенку, которое он может выполнить самостоятельно, но в то же время под контролем педагога.

    Пример: акробатическое упражнение на гибкость «корзиночка» (Настя 32 группа); силовая выносливость: отжимание (Алеша М. группа 11).

    1. Учет разнообразия свойств и качеств личности и воспитание терпимого отношения к этим особенностям, как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка. Необходимо объяснить, что разница между людьми – это нормальное явление, учить поддерживать друг друга, прощать, мириться, находить положительные качества (указывать на это, подхваливать, показывать, что получается).

    Пример: объяснение того, что мы в детском саду учимся: у кого-то получается сразу, у кого-то не получается, но если трудиться, то получится обязательно. Дать возможность ребенку отличиться там, где у него что-то выходит лучше: показать упражнение, провести гимнастику, дать роль в подвижной игре и т.д.

    1. Формирование потребности в здоровом образе жизни. Это направление осуществляется через:
    1. Формирование культурно-гигиенических навыков:
    • знания о функционировании органов и систем;
    • гигиенические навыки.
    1.  Развитие физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости) – это формирование знаний о влиянии движений разного характера на работу определенных органов и систем (уровень будет отслежен к концу года в диагностике).

    Пример: во время занятия объясняем, что медленный непрерывный бег укрепляет сердечно-сосудистую систему и развивает выносливость, а акробатические упражнения делают гибкими наш позвоночник, руки, ноги.

    В подвижной игре, развивая быстроту, учим экономить силы: дышать носом, останавливаться и т.д.

    1. Самостоятельная двигательная активность ребенка. Отмечено, что в СДА мальчики более подвижны, чем девочки. Условно дети распределяются на 3 группы, в зависимости от уровня двигательной активности, который тесно связан с особенностями проявлений нервной системы:
    • гиперактивные;
    • дети со средним уровнем двигательной активности;
    • малоподвижные.

    К гиперактивным относятся дошкольники с высокой интенсивностью двигательной активности независимо от ее объема и продолжительности. Такие дети очень подвижны, имеют хороший уровень развития основных видов движений, обладают достаточным двигательным опытом. Эти дети не отличаются особой ловкостью и координацией движений и часто бывают невнимательны во время выполнения  физических упражнений. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, беспокойство. У этих детей слабо сформированы механизмы саморегуляции деятельности и поведения. Нередко у гиперактивных детей наблюдаются неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку (42 гр.: Обенауэр В.; 32 гр.: Скрипченко М., Киселев Н.; 22 гр.: Гудкова Ю.; 21 гр.: Горбышев В., Колюжная Л.).

    Дети со средним уровнем двигательной активности сочетают средний и высокий уровень объема и продолжительности со средней и низкой интенсивностью двигательной активности. Эти дети имеют высокие и средние показатели двигательной подготовленности и хороший уровень развития физических качеств. Для них характерна разнообразная самостоятельная двигательная деятельность, насыщенная играми и упражнениями. Они отличаются уравновешенным поведением, сочетающимся с хороши эмоциональным тонусом. Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку протекает благоприятно (по д/с около 80%).

    Общих рекомендаций для этих детей нет, необходимо индивидуально выявлять недостатки и работать с ними.

    Малоподвижные дети имеют низкий объем двигательной активности в сочетании с низкими и средними показателями ее продолжительности и интенсивности. У всех малоподвижных детей отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. Чаще всего они бывают неуверенны в своих возможностях, отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх-соревнованиях. Каких-либо закономерных изменений со стороны показателей сердечно-сосудистой системы после физической нагрузки у этих детей не выявлено.

    Рекомендации: с такими детьми проводить игры и игровые упражнения на развитие быстроты, ловкости и назначать на главные роли в подвижных играх (средней и малой подвижности).

    Таким образом, необходимость инклюзивного подхода в физкультурно-оздоровительной работе, как и в любом другом виде деятельности в дошкольном учреждении, очевидна и включает в себя:

    1. индивидуальный подход;

    2. учет особенностей состояния во время реабилитационного периода;

    3. воспитание терпимого отношения к особенностям личности;

    4. работа с одаренными в физическом плане детьми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Инновационные подходы к физкультурно- оздоровительной работе ДОУ»

    Система здоровьесберегающих физкультурно-оздоровительных ме­роприятий, реализуемая ДОУ, и контроль за организацией инновационных форм двигательной активности (ДА) позволят снизить заболеваемость воспи...

    «Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ»

    Сохранение и укрепление здоро­вья детей — одна из  основных целей любого ДОУ. Ежегодно, не зависимо от годовых задач детского сада, коллектив ДОУ  уделяет внимание укрепле­нию здор...

    Семинар - практикум «Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе».

    Семинар-практикум по физической культуре в ДОУ (для педагогов) «Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе»....

    Комплексный подход к физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста

    В статье описывается опыт работы по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, приводятся разнообразные формы организации детей ( игры, закаливающие и оздоровительные мероприятия...

    Консультации для воспитателей « Инновационные подходы к физкультурно- оздоровительной работе ДОУ.»

    Инновацион­ные формамы физкультурно-оздоровительной работы с детьми от 1,5 до 7 лет....

    Реализация педагогами здоровьесберегающих инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе технологий в течении дня

    Реализация педагогами здоровьесберегающих инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной  работе технологий в течении дня2. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – ...