РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ЧЕРЕЗ ИГРЫ – ЭСТАФЕТЫ.
статья по физкультуре на тему

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты. Самое непосредственное отношение к вопросам охраны здоровья дошкольника имеет образовательная область «Физическая развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inns_portaloffice_word.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ЧЕРЕЗ ИГРЫ – ЭСТАФЕТЫ.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

Самое непосредственное отношение к вопросам охраны здоровья дошкольника имеет образовательная область «Физическая развитие»

Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений.

Координационные способности определяет как, во-первых, способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий; во-вторых, способность перестраивать координацию движении при необходимости изменить параметры освоенного действия или при переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий.

Координационные способности лежат в основе бытовых, двигательных навыков и умений дошкольников, поэтому особое значение их развития приобретает для детей с речевой патологией.

Известно, что все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление и целенаправленное поведение - развиваются с прямым участием речи. Для категории детей, имеющих отклонения в развитии речи, характерны общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, прежде всего в координации движений, недоразвитие мелкой моторики, неточность, суетливость, неуверенность в выполнении дозированных движений, пониженная скорость и ловкость выполнения заданий.

Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным ориентирам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, «застревание» на одной позе. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. При недостаточном развитии координационных способностей у детей формируются неправильные элементы жизненно необходимых для человека движений, которыми он пользуется в разнообразной деятельности - бега, прыжков, лазанья, метания. Так, при недостаточно развитой координации не получится широкий замах, сильный толчок снаряда, высокая траектория его полёта, позволяющая добиться дальности метания; недостаточно развитая координация приведёт к привычке бегать на полусогнутых ногах, не используя при этом энергичного отталкивания, и затруднит овладение хорошей  скоростью бега;  без хорошей координации ребенку не пробежать по извилистой тропинке, не натолкнувшись на стоящие по её краям деревья. Способность правильно координировать свои движения – залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные  ему движения. А от того, как правильно выполняются упражнения зависит и степень нагрузки на какую-либо часть тела, и точность исполнения, и развитие всего организма в целом.

Определены три группы координационных способностей:

I. Пространственные, временные параметры движений

(они зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства

времени» )

На первом этапе овладения пространственными ориентировками изменение положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения. На втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частям тела самого ребенка. И только на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим людям. Появляются представления о направлении движения по словесному описанию до его выполнения. Таким образом, для развития пространственных ориентировок целесообразно давать следующую последовательность общеразвивающих упражнений.

2. Временными ориентировками дети овладевают с большим трудом, чем пространственными. Большинство упражнений активно влияет на развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определенном темпе и ритме. С целью развития временных ориентировок упражнения  целесообразно давать в следующем порядке:

II Ловкость

Развитие ловкости непосредственно связано с совершенствованием координационных способностей, пространственных и временных ориентировок, так как ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро, неожиданно.

III. Статическое (поза) и динамическое равновесие

Равновесие - один из основных видов движений - является обязательным компонентом при выполнении любого упражнения и сохранения любой позы. Основная задача упражнений на равновесие состоит в том, чтобы научить детей сохранять устойчивое положение тела в разнообразных ситуациях и быстро его восстанавливать.

Упражнения в равновесии требуют собранности, сосредоточенности, внимания и достаточно развитой координации движений. 

В старшем дошкольном возрасте происходит становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно.

По мнению ученых, этот период признаётся сензитивным для воспитания данного качества. Целенаправленное и эффективное воздействие на совершенствование координационных способностей именно в этом возрасте является мощным средством качественной и целостной подготовки будущего первоклассника.

При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д.

При использовании игр на координацию речи с движением мы решаем следующие задачи:

  • становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
  • развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
  • воспитание чувства ритма и темпа;
  • формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
  • развитие физиологического и речевого дыхания;
  • активизация речевых процессов;
  • воспитание умения работать сообща.

Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.

При подборе координационных упражнений я руководствовалась тем, что ребёнок быстро теряет интерес к упражнениям, если оно не вызывает положительных эмоций. Поэтому я предлагаю детям упражнения игрового характера, ставя перед ними задачи: «Кто лучше? Кто точнее? Кто внимательнее? Кто страшнее? А можете ли вы летать? » и т. д. чтобы упражнения были доступными, каждому из них даю образное название.

Игровые упражнения провожу в любой части занятии для переключения внимания, снятия напряжения, создания настроения и интереса. При этом пользуюсь классическими  педагогическими правилами:

-от низкой скорости к высокой (уровень быстроты координации) ;

-от лёгкого к трудному (интенсивность нагрузки и внимания);

-от малого к огромному (объём нагрузки).

Основную работу по развитию координационных способностей я организую в три этапа.

Цель первого этапа – обогащать двигательный опыт, формировать осознанное выполнение физических упражнений, быстроту усвоения сложного координационного действия.

На данном этапе я использую метод стандартно – повторного упражнения для разучивания новых сложнокоординируемых двигательных действий. Эффективным является приём наглядного показа образца движений и словесного сопровождения двигательных действий. Для осмысленного и технически правильного выполнения движений даю задание выполнить движение в разном темпе и ритме, из разных исходных положений, с предметами и без них под музыкальное сопровождение.

Цель второго этапа – совершенствовать двигательные навыки, активизировать мыследеятельностные способности воспитанников. По мере того, как дети начинают уверенно выполнять усваиваемые двигательные действия, я применяю метод переменного (вариативного) упражнения.

На третьем этапе формирую способность творчески использовать двигательный опыт детей, включая разучиваемые подвижные игры и упражнения в физкультурные праздники и развлечения. Многообразие подбора и расстановки оборудования даёт возможность детям продуктивно обыгрывать его в процессе занятий, а также во время свободной двигательной деятельности.

При разработке системы на развитие координационных способностей я учитываю положения по ФГОС.

- формирование познавательного интереса;

- учёт индивидуальных способностей;

- выбор, игр, предметов, участников;

- равноправное отношение с взрослыми;

- создание условий для эмоционального благополучия;

- формирования положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

На каждом занятии мной решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Оздоровительные – обеспечивать разностороннюю двигательную активность детей в оптимальных гигиенических и закаливающих условиях, что приводит к нормализации всех функциональных процессов в организме, способствует усилению его жизнедеятельности.

Образовательные – предоставить возможность овладевать необходимым программным материалом по развитию движений, формировать доступные знания об основах физической культуры и здоровом образе жизни, обогащать детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, их практической целесообразности.

Воспитательные – развивать самостоятельность, активность, создавать дружескую, доброжелательную атмосферу, формировать морально-волевые качества детей в процессе их двигательной активности.

Упражнения на развитие координационных способностей я включаю во все части физкультурного занятия, в зависимости от решаемых задач.

В подготовительной и заключительной части считаю целесообразным проведение некоторых специально-подготовительных координационных упражнений. В этих частях занятия основным способом организации занятий является фронтальный. Его можно применять при проведении общеразвивающих упражнений без предметов, с предметами, в ходьбе, беге, прыжках.

В подвижных играх знакомлю детей с разнообразными приёмами, помогающими уворачиваться, уклоняться при проведении игр с бегом. Изменяю варианты знакомых игр: изменяю сигнал, число водящих, уменьшаю размер площадки и т. п. Для формирования умения целесообразно применять имеющийся опыт в разнообразных ситуациях, при объяснении правил игры я даю детям возможность самим выбирать способ выполнения движения. Развитию творчества способствую, используя имитационные упражнения.

Индивидуальный подход в обучении двигательным действиям использую с учётом особенностей и возможностей воспитанников, уровня развития их психофизиологических функций. Даю задания, направленные на улучшение слабо развитых общих движений (пространства, времени, степени проявляемых мышечных усилий) и т. д.

Используя активную двигательную деятельность как форму тренировки, мы можем ускорить и усовершенствовать процесс развития координации движений. Однако следует помнить, что это должен быть не хаотический набор движений, а правильно и строго организованный педагогический процесс, в котором физические упражнения выполнялись бы с определенными нагрузкой и дозировкой соответственно возрасту занимающихся.

  1. Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности.
  2. Наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей являются игровые упражнения с мячом.
  3. Координация движений тренируема, и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса.
  4. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока.

Таким образом, хочется отметить, что именно физические упражнения и подвижные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, быстроты реакции; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями.

Последовательность упражнений на пространственную ориентировку.

  1. Движения рук, так как они наиболее управляемы, находятся в максимальном поле зрения ребенка (разные варианты упражнений с вытягиванием рук вперед, помахиванием перед собой и пр.).
  2. Движения рук, находящихся с частичным видением для ребёнка. (поднимание вверх, в стороны, назад — со сгибанием, вращением в суставах — в каком-либо одном направлении).
  3. Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости.
  4. Движения ног вперед, в стороны, назад.
  5. Движения разных частей тела по направлению к каким-либо конкретным предметам, затем по слову в названном направлении (например, повороты в стороны к окну, к двери, затем направо, налево).
  6. Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему).
  7. Движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки (например, развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую ногу вперед с поворотом носка в сторону; то же — в другую сторону; затем выполнить в ускоренном темпе)

  1. Упражнения, которые проводятся в сопровож дении слова воспитателя. При этом указания, команды и паузы выдерживаются в определенном ритме, акцентирование («присели вниз», «выпрямились»; «в сто-ро-ну»; «прямо» и т.д.).
  2. Упражнения в сопровождении музыки.
  3. Наряду с упражнениями под музыку давать упражнения под счет с четким ритмическим рисунком («раз — руки в стороны», «два — вниз») или такие движения, в которых части ритмически неравномерны («раз, два, три — присели», «четыре — выпрямились»).

Наибольшее влияние на развитие ловкости оказывают следующие упражнения:

  1. Упражнения на быструю смена позы (например, из положения, сидя с вытянутыми ногами лечь на живот (спину), перевернуться вокруг себя в одну сторону, в другую, опять сесть).
  2. Упражнения на согласованность действий в парах, малой группе  детей (например, упражнения в парах, сидя друг против друга, упражнения подгруппами с большими гимнастическими обручами, с длинными палками, в колонне — при передаче мяча и т. д.).
  3. С некоторыми предметами (мячи, обручи, скакалка и пр.). Упражнения на ловкость зависят от наличия двигательного опыта, от уровня координации в выполнении простых, изолированных, а также сложных комбинаций движений. Поэтому в работе с малышами используются лишь некоторые упражнения (например, упражнения с мячами). Быстрые темпы развития моторики у детей позволяют применять эти упражнения в среднем и, в особенности, в старшем дошкольном возрасте.

Упражнения на развитие статической позы и динамического равновесия

  1. Поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног; приседание на носки с прямой спиной.
  2. Отведение и приставление вперед, в сторону, назад одной ноги с опорой на другую ногу (поочередно).
  3. Поднимание одной ноги с опорой на другую ногу; то же — с закрытыми глазами; то же — с задержкой на одной ноге.
  4. Повороты (прыгнуть в обруч, сделав поворот, и выпрыгнуть из него; стоя повернуться вокруг себя, остановиться; то же — в другую сторону; то же — повернуться два раза и т.д.).

-стойка на полу, руки в сторону;

- стойка на носках;

-сед в приседе (с различным положением рук)

-стойка на гимнастической скамейке с различными положениями рук

- стойка на гимнастической скамейке с различными предметами на голове (мешочки)

- ходьба боком по гимнастической скамейке;

Прыжки: на месте, на одной ноге; с продвижением вперёд; в ориентиры (обруч), через препятствия (верёвка, палка, мяч); соскоки с возвышенности, вперёд с двух ног; подпрыгивание вверх за предметом (следить за правильным приземлением); прыжки на батуте, соскоки с батута;; прыжки на средних и  больших мячах.

Метание: в цель двумя, одной рукой (теннисный мяч, средний мяч)

Манипулятивные упражнения. Упражнения с мячом: подбрасывание и ловля, перебрасывание в паре, удары о пол и ловля (тоже и с большим мячом); удары о стену и ловля; сбивание кегли; удары ладоней по мячу о пол.

Упражнения на развитии

координационных способностей в различных видах ходьбы и прыжков.

  1. Ходьба змейкой перешагивая через канат, лежащий на полу.
  2. Ходьба змейкой спиной вперед, перешагивая через канат.
  3. Ходьба приставными шагами (левым, правым боком), руки за головой, наступая пятками на канат.
  4. Ходьба приставными шагами, руки на поясе, наступая передней частью стопы на канат.
  5. Ходьба по канату скрестными шагами (левым, правым боком), наступая срединой стопы на канат.
  6. Перешагивание через канат из круга в круг (или из обруча в обруч), лежащие в шахматном порядке.
  7. Перепрыгивание через канат из круга в круг (или из обруча в обруч), отталкиваясь одной ногой с поочередным приземлением на обе ноги.
  8. Прыжки через канат змейкой с ноги на ногу.
  9. Прыжки через канат змейкой на двух ногах.
  10. Прыжки через канат змейкой с ноги на ногу.
  11. Подскоки с ноги на ногу змейкой через канат.
  12. Скачки на одной ноге змейкой через канат.

Упражнения на развитие

координационных способностей в равновесии на ограниченной опоре, на повышенной ограниченной опоре.

  1. Ходьба по гимнастической скамейке на носках, руки за головой.
  2. Ходьба по гимнастической скамейке с высоким подниманием бедра, руки в стороны.
  3. Ходьба по скамейке приставными шагами левым (правым) боком, руки на поясе.
  4. Ходьба по скамейке приставным шагом, левая впереди, руки на поясе.
  5. Ходьба по скамейке приставным шагом, правая впереди, руки на поясе.
  6. Ходьба по скамейке попеременными скрестными шагами левым (правым) боком.
  7. Ходьба по скамейке руки в стороны, в одной руке малый мяч (или мелкие предметы: кубик, массажный мячик и д.р), перекладывание мяча из руки в руку перед собой с разведением в стороны.
  8. То же, но передача предметов над головой.
  9. То же, но передача предметов  выполняется под коленом согнутой ноги.
  10. То же, но передача мяча выполняется за спиной.
  11. Ходьба с подбрасыванием мяча одной рукой и ловлей другой рукой или двумя снизу.
  12. Ходьба приставным шагом с ударами мячом пол и ловлей двумя руками снизу.
  13. Ходьба по скамейке с перешагиванием через препятствие высотой 15-20см.
  14. Ходьба по скамейке боком с перешагиванием через препятствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие координации движения у детей через двигательную деятельность"

    Развитие координации движения у детей имеет огромное значение, так как согласованная работа мышц тела является условием его нормального роста и развития. Именно поэтому родители д...

Проект Развитие координации движений и мелкой моторики у детей с ОВЗ через организацию игровой деятельности.

Проект Развитие координации движений и мелкой моторики у детей с ОВЗ через организацию игровой деятельности....

«Развитие координации движения через игровые технологии в хореографии»

Систематические занятия хореографией – это, прежде всего, педагогический процесс, который играет огромную роль в воспитании личности ребёнка.Соприкасаясь с танцевальным искусством в доступной фо...

«Развитие координации движения через игровые технологии в хореографии»

Систематические занятия хореографией – это, прежде всего, педагогический процесс, который играет огромную роль в воспитании личности ребёнка.Соприкасаясь с танцевальным искусством в доступной фо...

«Развитие координации движения через игровые технологии в хореографии»

Хореография для детей – это:-формирование творческих способностей и эстетического вкуса;-музыкально-ролевые игры, в ходе которых дети учатся двигаться под музыку, развивают музыкальный слух, опр...

«Развитие координации движения через игровые технологии в хореографии»

Хореография для детей – это:-формирование творческих способностей и эстетического вкуса;-музыкально-ролевые игры, в ходе которых дети учатся двигаться под музыку, развивают музыкальный слух, опр...