РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ЧЕРЕЗ ИГРЫ – ЭСТАФЕТЫ.
статья по физкультуре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inns_portaloffice_word.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ЧЕРЕЗ ИГРЫ – ЭСТАФЕТЫ.
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты.
Самое непосредственное отношение к вопросам охраны здоровья дошкольника имеет образовательная область «Физическая развитие»
Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений.
Координационные способности определяет как, во-первых, способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий; во-вторых, способность перестраивать координацию движении при необходимости изменить параметры освоенного действия или при переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий.
Координационные способности лежат в основе бытовых, двигательных навыков и умений дошкольников, поэтому особое значение их развития приобретает для детей с речевой патологией.
Известно, что все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление и целенаправленное поведение - развиваются с прямым участием речи. Для категории детей, имеющих отклонения в развитии речи, характерны общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, прежде всего в координации движений, недоразвитие мелкой моторики, неточность, суетливость, неуверенность в выполнении дозированных движений, пониженная скорость и ловкость выполнения заданий.
Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным ориентирам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, «застревание» на одной позе. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. При недостаточном развитии координационных способностей у детей формируются неправильные элементы жизненно необходимых для человека движений, которыми он пользуется в разнообразной деятельности - бега, прыжков, лазанья, метания. Так, при недостаточно развитой координации не получится широкий замах, сильный толчок снаряда, высокая траектория его полёта, позволяющая добиться дальности метания; недостаточно развитая координация приведёт к привычке бегать на полусогнутых ногах, не используя при этом энергичного отталкивания, и затруднит овладение хорошей скоростью бега; без хорошей координации ребенку не пробежать по извилистой тропинке, не натолкнувшись на стоящие по её краям деревья. Способность правильно координировать свои движения – залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему движения. А от того, как правильно выполняются упражнения зависит и степень нагрузки на какую-либо часть тела, и точность исполнения, и развитие всего организма в целом.
Определены три группы координационных способностей:
I. Пространственные, временные параметры движений
(они зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства
времени» )
На первом этапе овладения пространственными ориентировками изменение положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения. На втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частям тела самого ребенка. И только на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим людям. Появляются представления о направлении движения по словесному описанию до его выполнения. Таким образом, для развития пространственных ориентировок целесообразно давать следующую последовательность общеразвивающих упражнений.
2. Временными ориентировками дети овладевают с большим трудом, чем пространственными. Большинство упражнений активно влияет на развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определенном темпе и ритме. С целью развития временных ориентировок упражнения целесообразно давать в следующем порядке:
II Ловкость
Развитие ловкости непосредственно связано с совершенствованием координационных способностей, пространственных и временных ориентировок, так как ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро, неожиданно.
III. Статическое (поза) и динамическое равновесие
Равновесие - один из основных видов движений - является обязательным компонентом при выполнении любого упражнения и сохранения любой позы. Основная задача упражнений на равновесие состоит в том, чтобы научить детей сохранять устойчивое положение тела в разнообразных ситуациях и быстро его восстанавливать.
Упражнения в равновесии требуют собранности, сосредоточенности, внимания и достаточно развитой координации движений.
В старшем дошкольном возрасте происходит становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно.
По мнению ученых, этот период признаётся сензитивным для воспитания данного качества. Целенаправленное и эффективное воздействие на совершенствование координационных способностей именно в этом возрасте является мощным средством качественной и целостной подготовки будущего первоклассника.
При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д.
При использовании игр на координацию речи с движением мы решаем следующие задачи:
- становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
- развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
- воспитание чувства ритма и темпа;
- формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
- развитие физиологического и речевого дыхания;
- активизация речевых процессов;
- воспитание умения работать сообща.
Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.
При подборе координационных упражнений я руководствовалась тем, что ребёнок быстро теряет интерес к упражнениям, если оно не вызывает положительных эмоций. Поэтому я предлагаю детям упражнения игрового характера, ставя перед ними задачи: «Кто лучше? Кто точнее? Кто внимательнее? Кто страшнее? А можете ли вы летать? » и т. д. чтобы упражнения были доступными, каждому из них даю образное название.
Игровые упражнения провожу в любой части занятии для переключения внимания, снятия напряжения, создания настроения и интереса. При этом пользуюсь классическими педагогическими правилами:
-от низкой скорости к высокой (уровень быстроты координации) ;
-от лёгкого к трудному (интенсивность нагрузки и внимания);
-от малого к огромному (объём нагрузки).
Основную работу по развитию координационных способностей я организую в три этапа.
Цель первого этапа – обогащать двигательный опыт, формировать осознанное выполнение физических упражнений, быстроту усвоения сложного координационного действия.
На данном этапе я использую метод стандартно – повторного упражнения для разучивания новых сложнокоординируемых двигательных действий. Эффективным является приём наглядного показа образца движений и словесного сопровождения двигательных действий. Для осмысленного и технически правильного выполнения движений даю задание выполнить движение в разном темпе и ритме, из разных исходных положений, с предметами и без них под музыкальное сопровождение.
Цель второго этапа – совершенствовать двигательные навыки, активизировать мыследеятельностные способности воспитанников. По мере того, как дети начинают уверенно выполнять усваиваемые двигательные действия, я применяю метод переменного (вариативного) упражнения.
На третьем этапе формирую способность творчески использовать двигательный опыт детей, включая разучиваемые подвижные игры и упражнения в физкультурные праздники и развлечения. Многообразие подбора и расстановки оборудования даёт возможность детям продуктивно обыгрывать его в процессе занятий, а также во время свободной двигательной деятельности.
При разработке системы на развитие координационных способностей я учитываю положения по ФГОС.
- формирование познавательного интереса;
- учёт индивидуальных способностей;
- выбор, игр, предметов, участников;
- равноправное отношение с взрослыми;
- создание условий для эмоционального благополучия;
- формирования положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
На каждом занятии мной решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Оздоровительные – обеспечивать разностороннюю двигательную активность детей в оптимальных гигиенических и закаливающих условиях, что приводит к нормализации всех функциональных процессов в организме, способствует усилению его жизнедеятельности.
Образовательные – предоставить возможность овладевать необходимым программным материалом по развитию движений, формировать доступные знания об основах физической культуры и здоровом образе жизни, обогащать детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, их практической целесообразности.
Воспитательные – развивать самостоятельность, активность, создавать дружескую, доброжелательную атмосферу, формировать морально-волевые качества детей в процессе их двигательной активности.
Упражнения на развитие координационных способностей я включаю во все части физкультурного занятия, в зависимости от решаемых задач.
В подготовительной и заключительной части считаю целесообразным проведение некоторых специально-подготовительных координационных упражнений. В этих частях занятия основным способом организации занятий является фронтальный. Его можно применять при проведении общеразвивающих упражнений без предметов, с предметами, в ходьбе, беге, прыжках.
В подвижных играх знакомлю детей с разнообразными приёмами, помогающими уворачиваться, уклоняться при проведении игр с бегом. Изменяю варианты знакомых игр: изменяю сигнал, число водящих, уменьшаю размер площадки и т. п. Для формирования умения целесообразно применять имеющийся опыт в разнообразных ситуациях, при объяснении правил игры я даю детям возможность самим выбирать способ выполнения движения. Развитию творчества способствую, используя имитационные упражнения.
Индивидуальный подход в обучении двигательным действиям использую с учётом особенностей и возможностей воспитанников, уровня развития их психофизиологических функций. Даю задания, направленные на улучшение слабо развитых общих движений (пространства, времени, степени проявляемых мышечных усилий) и т. д.
Используя активную двигательную деятельность как форму тренировки, мы можем ускорить и усовершенствовать процесс развития координации движений. Однако следует помнить, что это должен быть не хаотический набор движений, а правильно и строго организованный педагогический процесс, в котором физические упражнения выполнялись бы с определенными нагрузкой и дозировкой соответственно возрасту занимающихся.
- Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности.
- Наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей являются игровые упражнения с мячом.
- Координация движений тренируема, и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса.
- Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока.
Таким образом, хочется отметить, что именно физические упражнения и подвижные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, быстроты реакции; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями.
Последовательность упражнений на пространственную ориентировку.
- Движения рук, так как они наиболее управляемы, находятся в максимальном поле зрения ребенка (разные варианты упражнений с вытягиванием рук вперед, помахиванием перед собой и пр.).
- Движения рук, находящихся с частичным видением для ребёнка. (поднимание вверх, в стороны, назад — со сгибанием, вращением в суставах — в каком-либо одном направлении).
- Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости.
- Движения ног вперед, в стороны, назад.
- Движения разных частей тела по направлению к каким-либо конкретным предметам, затем по слову в названном направлении (например, повороты в стороны к окну, к двери, затем направо, налево).
- Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему).
- Движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки (например, развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую ногу вперед с поворотом носка в сторону; то же — в другую сторону; затем выполнить в ускоренном темпе)
- Упражнения, которые проводятся в сопровож дении слова воспитателя. При этом указания, команды и паузы выдерживаются в определенном ритме, акцентирование («присели вниз», «выпрямились»; «в сто-ро-ну»; «прямо» и т.д.).
- Упражнения в сопровождении музыки.
- Наряду с упражнениями под музыку давать упражнения под счет с четким ритмическим рисунком («раз — руки в стороны», «два — вниз») или такие движения, в которых части ритмически неравномерны («раз, два, три — присели», «четыре — выпрямились»).
Наибольшее влияние на развитие ловкости оказывают следующие упражнения:
- Упражнения на быструю смена позы (например, из положения, сидя с вытянутыми ногами лечь на живот (спину), перевернуться вокруг себя в одну сторону, в другую, опять сесть).
- Упражнения на согласованность действий в парах, малой группе детей (например, упражнения в парах, сидя друг против друга, упражнения подгруппами с большими гимнастическими обручами, с длинными палками, в колонне — при передаче мяча и т. д.).
- С некоторыми предметами (мячи, обручи, скакалка и пр.). Упражнения на ловкость зависят от наличия двигательного опыта, от уровня координации в выполнении простых, изолированных, а также сложных комбинаций движений. Поэтому в работе с малышами используются лишь некоторые упражнения (например, упражнения с мячами). Быстрые темпы развития моторики у детей позволяют применять эти упражнения в среднем и, в особенности, в старшем дошкольном возрасте.
Упражнения на развитие статической позы и динамического равновесия
- Поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног; приседание на носки с прямой спиной.
- Отведение и приставление вперед, в сторону, назад одной ноги с опорой на другую ногу (поочередно).
- Поднимание одной ноги с опорой на другую ногу; то же — с закрытыми глазами; то же — с задержкой на одной ноге.
- Повороты (прыгнуть в обруч, сделав поворот, и выпрыгнуть из него; стоя повернуться вокруг себя, остановиться; то же — в другую сторону; то же — повернуться два раза и т.д.).
-стойка на полу, руки в сторону; - стойка на носках; -сед в приседе (с различным положением рук) -стойка на гимнастической скамейке с различными положениями рук - стойка на гимнастической скамейке с различными предметами на голове (мешочки) - ходьба боком по гимнастической скамейке; |
Прыжки: на месте, на одной ноге; с продвижением вперёд; в ориентиры (обруч), через препятствия (верёвка, палка, мяч); соскоки с возвышенности, вперёд с двух ног; подпрыгивание вверх за предметом (следить за правильным приземлением); прыжки на батуте, соскоки с батута;; прыжки на средних и больших мячах. Метание: в цель двумя, одной рукой (теннисный мяч, средний мяч) Манипулятивные упражнения. Упражнения с мячом: подбрасывание и ловля, перебрасывание в паре, удары о пол и ловля (тоже и с большим мячом); удары о стену и ловля; сбивание кегли; удары ладоней по мячу о пол. |
Упражнения на развитии
координационных способностей в различных видах ходьбы и прыжков.
- Ходьба змейкой перешагивая через канат, лежащий на полу.
- Ходьба змейкой спиной вперед, перешагивая через канат.
- Ходьба приставными шагами (левым, правым боком), руки за головой, наступая пятками на канат.
- Ходьба приставными шагами, руки на поясе, наступая передней частью стопы на канат.
- Ходьба по канату скрестными шагами (левым, правым боком), наступая срединой стопы на канат.
- Перешагивание через канат из круга в круг (или из обруча в обруч), лежащие в шахматном порядке.
- Перепрыгивание через канат из круга в круг (или из обруча в обруч), отталкиваясь одной ногой с поочередным приземлением на обе ноги.
- Прыжки через канат змейкой с ноги на ногу.
- Прыжки через канат змейкой на двух ногах.
- Прыжки через канат змейкой с ноги на ногу.
- Подскоки с ноги на ногу змейкой через канат.
- Скачки на одной ноге змейкой через канат.
Упражнения на развитие
координационных способностей в равновесии на ограниченной опоре, на повышенной ограниченной опоре.
- Ходьба по гимнастической скамейке на носках, руки за головой.
- Ходьба по гимнастической скамейке с высоким подниманием бедра, руки в стороны.
- Ходьба по скамейке приставными шагами левым (правым) боком, руки на поясе.
- Ходьба по скамейке приставным шагом, левая впереди, руки на поясе.
- Ходьба по скамейке приставным шагом, правая впереди, руки на поясе.
- Ходьба по скамейке попеременными скрестными шагами левым (правым) боком.
- Ходьба по скамейке руки в стороны, в одной руке малый мяч (или мелкие предметы: кубик, массажный мячик и д.р), перекладывание мяча из руки в руку перед собой с разведением в стороны.
- То же, но передача предметов над головой.
- То же, но передача предметов выполняется под коленом согнутой ноги.
- То же, но передача мяча выполняется за спиной.
- Ходьба с подбрасыванием мяча одной рукой и ловлей другой рукой или двумя снизу.
- Ходьба приставным шагом с ударами мячом пол и ловлей двумя руками снизу.
- Ходьба по скамейке с перешагиванием через препятствие высотой 15-20см.
- Ходьба по скамейке боком с перешагиванием через препятствия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие координации движений мелкой моторики рук через занимательные игры с прищепками»
мастер - класс для педагогов ДОУ...
Консультация для родителей "Развитие координации движения у детей через двигательную деятельность"
Развитие координации движения у детей имеет огромное значение, так как согласованная работа мышц тела является условием его нормального роста и развития. Именно поэтому родители д...
Проект Развитие координации движений и мелкой моторики у детей с ОВЗ через организацию игровой деятельности.
Проект Развитие координации движений и мелкой моторики у детей с ОВЗ через организацию игровой деятельности....
«Развитие координации движения через игровые технологии в хореографии»
Систематические занятия хореографией – это, прежде всего, педагогический процесс, который играет огромную роль в воспитании личности ребёнка.Соприкасаясь с танцевальным искусством в доступной фо...
«Развитие координации движения через игровые технологии в хореографии»
Систематические занятия хореографией – это, прежде всего, педагогический процесс, который играет огромную роль в воспитании личности ребёнка.Соприкасаясь с танцевальным искусством в доступной фо...
«Развитие координации движения через игровые технологии в хореографии»
Хореография для детей – это:-формирование творческих способностей и эстетического вкуса;-музыкально-ролевые игры, в ходе которых дети учатся двигаться под музыку, развивают музыкальный слух, опр...
«Развитие координации движения через игровые технологии в хореографии»
Хореография для детей – это:-формирование творческих способностей и эстетического вкуса;-музыкально-ролевые игры, в ходе которых дети учатся двигаться под музыку, развивают музыкальный слух, опр...