Главные вкладки

    Взаимодействие педагогов, детей и родителей в совместных проектах по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста
    статья по физкультуре на тему

    Семёнова Ираида Владимировна
    Опыт работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vzaimodeystvie_pedagogov.docx19.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Взаимодействие педагогов, детей и родителей

     в совместных проектах по формированию здорового образа жизни

    детей дошкольного возраста

        Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится актуальной в сфере дошкольного воспитания и образования. Известно, что первоочередной задачей дошкольного образовательного учреждения является укрепление здоровья ребенка. Поэтому очень важна оздоровительная работа, проводимая в ГБОУ и представляющая собой систему лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др.). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Одним из приоритетных направлений развития является создание условий для физического развития и укрепления здоровья дошкольников. Необходимо основываться  на современном понимании оздоровления, стремится сформировать у детей основы здорового образа жизни, воспитать желание быть здоровым.

         Одним из самых важных аспектов проблемы формирования у детей основ здорового образа жизни является работа ГБОУ с семьей. Ведь воспитание у дошкольников культуры здоровья без тесного сотрудничества с семьей практически невозможно. Поэтому перед нами встаёт вопрос о том, как добиться более тесного контакта с родителями, сделать их своими партнерами в нашем общем деле. Приступая к работе по оздоровлению мы отмечаем, что эффективность нашей оздоровительной работы будет во многом зависеть от того, как поддержат и продолжат оздоровление детей родители в семье, что, в свою очередь будет зависеть от тех подходов к взаимодействию, которые найдет педагог детского сада. Основная цель взаимодействия с родителями: «Создание условий для улучшения и сохранения здоровья детей и родителей».

         Реализация цели обеспечивается через группу взаимосвязанных задач, а именно:

    1. Формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи, семейную установку на здравосозидание.

    2. Обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье.

    3. Активизировать родительский интерес, творчество, самостоятельный поиск способов решения проблем в области здоровья как своих детей, так и своего собственного.

    4. Оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

        В соответствии с целью и задачами определяются принципы взаимодействия с семьей:

    1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия. Родители, приведшие своего ребенка впервые в детский сад, всегда очень настороженно относятся к педагогам. Для того, чтобы преодолеть эту отстраненность, нам необходимо расположить родителей к себе, добиться их взаимопонимания и доверия, беседуя с ними об их детях, подмечая их особенности, привлекая родителей к решению различных задач. Родители чувствуют внимание к своему ребенку и к себе и становятся более открытыми для общения.

    2. Принцип "Активного слушателя". В своей работе с родителями необходимо стремится внимательно выслушивать каждого и в беседе "возвращать" то, что они рассказали, обозначив их чувства. Например, мама Рустама делится своими переживаниями о том, достаточно ли тщательно одевается ее ребенок на прогулку, так как он подвержен простудным заболеваниям. Беседуя с ней, мы объясняем, что хорошо понимаем ее беспокойство и озабоченность, и проконтролируем, как Максим одевается на прогулку.

    3. Принцип согласованности действий. Стараться подробно познакомить родителей с правилами, действующими в нашем ГБОУ, и согласовывать эти правила с ними. Ведь иначе будет невозможно сформировать у ребенка основы здорового образа жизни. Например, стараемся убедить родителей в необходимости придерживаться режима дня даже дома, чтобы избежать переутомления и капризов ребенка.

    4. Принцип самовоспитания и самообучения. То есть, призывать родителей признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться, заняться самообразованием и самовоспитанием, чтобы быть примером для своего ребенка. Ведь ребенок тонко почувствует обман, если папа будет говорить о пользе утренней гимнастики, лежа на диване.

    5. Принцип ненавязчивости. Все свои советы и просьбы стараться облекать в ненавязчивую форму, чтобы избежать принуждения и достичь взаимопонимания и доверия.

    6. Принцип жизненного опыта. Обладая определенным опытом в воспитании детей, активно делиться им с родителями. Но и не пренебрегать опытом самих родителей, внимательно выслушивая их. Например, мама Данила  обсуждает с воспитателем проблему частых простудных заболеваний своего сына. Воспитатель дает советы, как оздоровить ребенка, как правильно одевать его на прогулку. В беседу включается мама Семена и делится своим опытом оздоровления ребенка.

    7. Принцип безусловного принятия ребенка. Этого принципа мы придерживаемся в своей повседневной работе и объясняем родителям, что принимать ребенка - значит любить его не за что-то, а просто так, за то, что он есть.

        Чтобы вовлечение родителей в работу по оздоровлению детей было успешным, следует активно, непрерывно, гибко, позитивно обмениваться информацией с родителями. Способы сообщения информации должны быть подобраны интересные, чтобы постепенно менялись представления родителей о собственной роли и их взгляды на опыт оздоровления, который приобретают дети в детском саду. На начальном этапе работы основной целью является налаживание взаимопонимания между нами и родителями, достижение заинтересованности родителей проблемой формирования здорового образа жизни детей. Необходимо  подвести родителей к пониманию того, что нужно заботиться не только о том, тепло ли одет ребенок, не продует ли его, но и задуматься над вопросом, как приучить ребенка следить за своим здоровьем, воспитать культуру здоровья. Этот этап работы носил просветительский характер. Первоначально мы провели среди родителей анкетирование и интервьюирование, благодаря которым смогли выяснить, что беспокоит родителей в здоровье их детей, какие проблемы со здоровьем у ребенка уже существуют (аллергия, хронические заболевания), какие вопросы детского здоровья вызывают наибольший интерес, с целью лучше познакомиться с семьёй, выявить трудности семейного воспитания, определить наиболее "популярные" формы работы с родителями. Затем мы подробно познакомили родителей с работой по формированию здорового образа жизни детей, проводимой в нашем ГБОУ. На родительском собрании "О здоровье всерьёз", которое проходило в форме круглого стола, совместно с воспитателем медиком, психологом, обсуждались вопросы о важности движения, правильного питания, сна.

        В качестве традиционных форм взаимодействия с родителями были использованы следующие информационно-наглядные мероприятия:

    -папки-передвижки на тему: "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста", "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь", "Берегите зрение ребенка", "Активные игры с ребенком на свежем воздухе", "Предупреждение травматизма детей", "Как приучить ребенка к гигиене"

     - рекомендации медицинских работников по профилактике ОРЗ и других заболеваний;

     - проводятся индивидуальные беседы с родителями "Как одеть ребёнка на прогулку в зависимости от погоды", "Нужно ли гулять с ребёнком зимой", "О режиме дня" и др. - изготавливаем памятки для родителей по темам: "Как закалять ребёнка", "Как сохранить зрение ребёнка", "Как сформировать правильную осанку".

        Большой популярностью у родителей пользуется такая форма работы, как проведение Дней открытых дверей. Мы подбираем и предлагаем родителям научно-популярную литературу о здоровом образе жизни, организуем консультации специалистов (врача, физ. инструктора, ст.воспитателя, мед.сестры, психолога), разрабатываем совместно с врачом и медицинской сестрой индивидуальные рекомендации.

        Конечно же, ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как совместно проведенные мероприятия. Поэтому мы разрабатываем и проводим различные мероприятия, посвященные формированию здорового образа жизни дошкольников. Например, организуем различные спортивные досуги ("В здоровом теле - здоровый дух!", "Спорт - это наше здоровье, красота, смех"). Эти досуги посвящаются знаменательным датам, таким как Международный День Здоровья (7 апреля).

        Всегда весело и задорно проходят развлечения, посвященные праздникам 23 февраля и 1 апреля, веселые соревнования и игры ("Сильные, быстрые, ловкие!", "Весёлые старты"). Эти мероприятия помогают взрослым раскрепоститься, более непринужденно общаться между собой и с воспитателями. Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка среди сверстников, сравнить его физическое развитие с другими детьми. Дети же испытывают радость и гордость от того, что их мамы и папы пришли на праздник не просто посмотреть, но и повеселиться вместе с ними. Совместные досуги и праздники тесно сближают родителей и детей, дают всем положительные эмоции и приятные воспоминания.

        Для того, чтобы работа по привлечению родителей к проблеме формирования здорового образа жизни детей была более эффективной, необходимо:

    - организовать распространение передового семейного опыта на родительском собрании (родители, поделятся опытом, обсудят различные проблемы: "Семейные традиции - основа здорового образа жизни в семье", "Профилактика инфекционных заболеваний", "Роль отца в воспитании ребенка", "Личный пример родителей в формировании здорового образа жизни дошкольника");

     - выпуск семейных газет "Наш семейный отдых", которая позволит не только рассказать, но и показать, как они проводят выходные и праздники в кругу своей семьи, поделиться впечатлениями.

        Проведение этой работы позволит нам сплотить детский коллектив и родителей между собой, поможет нам добиться взаимопонимания и доверия родителей, вызвать их интерес к проблеме формирования здорового образа жизни детей и стать активными участниками этого процесса. Все эти мероприятия позволят нам привлечь внимание родителей к проблеме формирования здорового образа жизни детей, заручиться их поддержкой в этом нелегком деле. Таким образом, данная система работы по взаимодействию с семьей обеспечит:

     - рост воспитательного и оздоровительного потенциала семьи;

    - характер обращения родителей к воспитателю как показатель роста интереса к оздоровлению детей;

    - рост посещаемости родителями и старшими членами семьи мероприятий, активность в выполнении домашних заданий по программе;

    - рост спектра совместных дел родителей и педагога;

     - положительное мнение родителей о компетентности педагогов и руководителей детского сада в вопросах оздоровления, удовлетворенность оказанной помощью;

     - осознанное использование педагогической литературы по оздоровлению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект "Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

    Сколько лет огонь угрожает людям , почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеч...

    ПРОГРАММА «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

    Программа "Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста"...

    Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

    Объединить стремление педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей....

    «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ и семьи»

    Материал расчитан для работы с педагогами на практико-ориентированном семинаре в ДОУ. Педагоги на практике определяли к...

    Мастер- класс для педагогов: "Здоровьесберегающие технологии в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста" (из опыта работы). Выступление на педагогическом совете №2 от 26.11.2015 года

    Мастер- класс познакомит  педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий,  с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей, а также...

    ПРОГРАММА «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

    ПРОГРАММА  «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни   детей  дошкольного возраста»...