Физкультурная библиотека для родителей
статья по теме

Каменецкая Елена Евгеньевна

Физкультурные минутки и паузы для дошкольников.

Спортивные игры для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fiz_biblioteka.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультминутки и физкультурные паузы

 для дошкольников

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий широко применяется с детьми дошкольного возраста.

Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Исходя из этого, для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в себя 3—4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение.

Выполняются они в течение 1,5—2 минут.

Первоначально для малышей предлагаются упражнения подражательно-имитационного характера — как птички пьют водичку, как капает дождик, как падают листочки, как кружатся снежинки, как едет поезд и т. д.

Продолжительность физкультурных пауз, в отличие от физкультурных минут, несколько дольше. Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурных пауз полезно включать малоподвижные игры, развлечения. Упражнения подбираются по тому же принципу, что и в физкультурных минутках, с той лишь разницей, что их количество увеличивается до 5—8. И физические упражнения, и игры должны быть детям хорошо знакомы. Полезно содержание физкультурных пауз строить на программном материале, включая в них упражнения, знакомые детям, или упражнения, способствующие подготовке нового двигательного действия. Прежде всего, каждый педагог обязан помнить, что главное назначение физкультурных минут и физкультурных пауз — активный отдых. Еженедельно комплексы физкультминуток обновляются, обогащаются новыми движениями, либо заменяются полностью. Выполнение упражнений физкультминуток с пособиями или дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, способствует формированию правильной осанки.

Дети дошкольного возраста, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные физкультминутки помогают решить эти проблемы. Чтобы научить детей правильно дышать при выполнении упражнений, предложите им при опускании рук вниз, при приседаниях, наклонах, произносить звуки или слова. Например, при наклоне вперед протяжно произнести звук «ш-ш-ш»: как шипят гуси, как сдувается лопнувший шарик и т. д.

На эффективность проведения физкультминуток влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Музыкальное сопровождение (бубен, барабан, фортепиано, аудиозаписи) оставит неизгладимый след в памяти дошкольников и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.

Аист


(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.

А теперь на месте шаг


А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам.
Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество.
Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма.
Спортивные упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «стойка» (бадминтониста или теннисиста), «городки», «кегли», «бита» и др. Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций.

Бадминтон (мяч с перьями) — спортивная игра с воланом и ракетками. 

Цель игры — не допустить падения волана на своей площадке и приземлять его на стороне противника. До проведения игры ребенка учат правильно держать ракетку: ее держат в правой руке так, чтобы конец ручки упирался в основание ладони, большой палец слегка вытянут вперед и упирается в ручку ракетки. Ребенок упражняется в отбивании волана. Он левой рукой  подбрасывает волан перед собой и отбивает его ракеткой вверх, не давая ему упасть.

 Баскетбол — это командная игра, в которой совместные действия игроков обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метание, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре.
Прежде чем приступить к игре в баскетбол, необходимо соблюсти следующую последовательность упражнений, подводящих к освоению этой игры:

Теннис — спортивная игра. Она ведется ударами ракетки по небольшому резиновому мячу массой 56,7—58,5 г, диаметром 6,35 — 6,67 см. Площадка для игры имеет длину 23,77 м и ширину 10,97 м, для одиночной игры размер площадки 8,23 м при длине 23,77 м. Грунт для площадки выбирают глино-песчаный или асфальтовое, деревянное, травяное покрытия. Сущность игры заключается в том, что игроки, занимая противоположные стороны площадки, перебрасывают мяч через сетку, стараясь направить его так, чтобы противник не смог отразить мяч.

Серсо. В детском саду используются игры в серсо. «Серсо» по-французски — обруч. В дошкольном учреждении игры в серсо рекомендуется использовать, начиная со старшей группы. Эти игры способствуют выработке основных двигательных качеств (ловкости, силы, быстроты, выносливости), помогают ориентировке в пространстве, согласованности действий, тренируют вестибулярный аппарат, оказывают влияние на формирование нравственно-волевых качеств (взаимовыручки, выдержки, дисциплинированности, смелости, настойчивости и т.д.), воспитывают стремление выполнить упражнение не только правильно, но и красиво, легко, непринужденно.

Оборудование игры в серсо несложное: кольцо и шпажка.
Правила основной игры сводятся к следующему: ребенок бросает кольцо одной рукой или шпажкой партнеру, тот ловит рукой, на руку или на шпажку. Поочередно меняются ролями. Победитель определяется по числу пойманных колец  (число устанавливается заранее).

Хоккей. В подготовительный период дети осваивают основные понятия: клюшка, крюк клюшки, шайба и т.п.
Вначале дети играют с маленькими клюшками без коньков. В этот период руки ребенка привыкают к отягощению клюшкой, дети приобретают ловкость, учатся маневрировать, бить по шайбе и т.п. Маленькими клюшками дети стараются загнать льдинку в лунку, круг или воротца. Играют в игры «Передай шайбу», «Кто быстрее догонит шайбу до круга» и т. п. С самого начала важно научить правильно, непринужденно держать клюшку двумя руками — правой (сильной) рукой за конец палки, хватом сверху (отступив 1,5—2 см), а другой рукой немного ниже — хватом снизу. Клюшку нужно держать так, чтобы крюк нижним ребром целиком прилегал ко льду. Во время игры не следует перехватывать клюшку руками. В руках игрока она должна быть легкой, послушной. Для этого Детям предлагаются упражнения: махи руками с клюшкой, перенос клюшки вокруг туловища, из одной руки в другую, вращение Клюшки, держа ее двумя руками и т.п.
 Предлагаются следующие правила игры:

  1. Играют двумя командами по 5—6 человек в каждой команде.
  2. Продолжительность игры 20 мин (два периода по 10 мин с перерывом 5—8 мин).
  3. В процессе игры возможна замена игроков по усмотрению судьи (воспитателя).
  4. Во время игры не толкаться, не поднимать клюшку выше плеча, не перебрасывать шайбу высоко по воздуху.
  5. Через каждые 5 мин заменять вратаря членами команды (поочередно, по предложению судьи).
  6. Игрокам не заходить в зону вратарской площадки.

7. После пропущенной шайбы игру начинать с центра поля. 8. За нарушение правил удалять игрока с поля на 1—2 мин.
Городки — старинная русская игра. Эта игра развивает глазомер, точность движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса, вызывает сильные эмоции.
Для детей дошкольного возраста подбираются облегченные биты длиной 45—50 см, весом 400—450 г, городки высотой 10—12 см.
Система и правила игры в городки значительно упрощены по сравнению с игрой взрослых.
На земле чертят «город»—квадрат, каждая сторона которого равна 1 м. На расстоянии 3—4 м от передней (лицевой) линии города проводится черта, с которой начинается кон. Между городом и коном на расстоянии 2—2,5 м от города — полукон. Когда дети научатся выбивать городки с этого расстояния, линии кона и полукона увеличиваются на расстояние 5—6 и 2—3 м.
На передней линии города складываются различные фигуры («забор», «бочка», «колодец», «самолет» и др.). Бросая биты, играющий старается выбить городки за пределы квадрата-города. Биты вначале бросают с кона, когда выбьют хотя бы один городок — с полукона. Выигрывает тот, кто выбьет большее количество городков при меньшем количестве бросков (см. рис. 16).
Бросать биту учат двумя способами. Один из них делается согнутой в локте высоко поднятой рукой с битой, другой — прямой
http://www.i-gnom.ru/books/phizicheskoe_vospitaniye/p34_clip_image002_0000.jpg

рукой, отведенной в сторону — назад. Ребенка обучают обоим способам, и в процессе игры он пользуется любым из них.
Для игры дети делятся на два звена по три человека в каждом; в начале игры биты лежат у линии кона, там же находятся и играющие; из городков на площадках выкладываются фигуры поочередно. Когда выбита одна фигура, можно выкладывать следующую. С линии кона выбивается один городок, затем играющие переходят на линию полукона, откуда выбивают остальные городки и фигуры. Выигрывает то звено, которое раньше выбьет пять фигур. При этом принимается во внимание правильность позы, сильный удар (удар по желанию либо от плеча, либо наотмашь). Городки и биты можно приносить только с внешней стороны площадки, чтобы не попасть под удар другого звена.
Занятия проводятся с группой детей и индивидуально.
Кегли (нем. Kegel) — спортивная игра, цель которой сбить меньшим количеством шаров, пускаемых руками, большее число фигур-кеглей, установленных на площадке в определенном порядке.
В дошкольном учреждении в постоянном распоряжении детей должны быть кегли, городки, крокет, серсо, бадминтон.
Подвижные игры с элементами спортивных игр требуют особой подготовки организма ребенка для их проведения. Для этого в детском саду необходимо применять только те игры, которые дадут детям возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр. С этой целью самое большое внимание следует уделять играм с мячом. В этих играх дети овладеют навыками ловли, бросания, метания. Наблюдения и проведенные исследования позволили сделать вывод, что игры с мячом являются прекрасным средством физического и нервно-психического развития. Врачебно-педаго-гический контроль показывает, что при быстрых движениях с мячом интенсивнее протекают все физиологические процессы. Особенно большое внимание игры с мячом оказывают на воспитание быстроты реакции, ловкость, подвижность и т.п.
Обучать детей играм с элементами спортивных игр следует постепенно, переходя от простого к сложному. Обучение нужно начинать с изучения общих, сходных для ряда игр, приемов. При разучивании элементарной техники спортивных игр наибольшей любовью (особенно у мальчиков) пользуется игра в городки, а также игры с мячом типа баскетбол, бадминтон, малый теннис.

Физкультурная образованность родителей детей дошкольного возраста, имеющих особые образовательные потребности

Ключевые слова: анкетирование, здоровье, физкультурное образование, физическое воспитание. 

Российская система физкультурного воспитания прошла довольно сложный путь становления. В настоящее время созданы идеологические предпосылки ее окончательного формирования. Основанием для ее построения могут служить национальные идеи оздоровления россиян, закаливания их тела и духа, что имеет глубокие национальные корни. Современное отношение к формированию российской системы физического воспитания, основанной на гуманистических и демократических идеалах, потребует в первую очередь избрания новой цели физического воспитания населения. Цель эта достигается путем решения двух задач: первая - формирование у людей потребности в постоянных занятиях физической культурой и вторая - повышение уровня физкультурной образованности людей различного возраста [4, 7].

К оптимальному решению этих сложных задач должны быть привлечены не только специалисты в области физического воспитания, но и вся заинтересованная в успехе этого дела общественность: врачи, психологи, родители. В настоящее время термины "физическая культура", "физическое воспитание" напрямую связываются с вопросами оздоровления и проблемой здоровья современного человека, в первую очередь детей и подростков. Большой интерес представляет проблема "физкультурной образованности" родителей, особенно если это касается детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта социальная категория детей очень многочисленна и сложна по своему составу, в нее входят дети-инвалиды, дети III-IV групп здоровья, так называемой "группы риска", которые также требуют особого педагогического подхода [4].

Здоровье изменило свой статус в современном обществе, и выражается это изменение глубинно, по-разному и комплексно как в индивидуальном понимании, так и в оценке всего сообщества [8, 9]. Понимание здоровья значительно расширяется. Оно не только привязывается к морфологическому и психофизиологическому пространству, но и воспринимается как сложный биосоциальный феномен, заключающий в себе новые смыслы и значения [1, 4].

Здоровье (как особое социальное отношение) перемещается на позиции, когда оно во все большей степени становится структурообразующим фактором социальности не на уровне сохранения и воспроизводства человека как действующего субъекта, а образования соответствующего исторически нового субъекта активного действия. Здоровье приобретает ценность для индивида не только в плане здоровье-болезнь и не только в плане сохранения возможности своей действенности, когда ценность здоровья имеет своего рода рыночный характер, но и как личностно необходимый компонент, который обеспечивает соответствующую личностную представленность человека в обществе [2].

Тематика здоровья выходит на одно из центральных мест в кругу интересов современного человека, понятие "здоровье" приобретает широкое междисциплинарное обсуждение, что позволяет обнаружить в этом понятии то содержание, которое задается различными дисциплинарными (в первую очередь педагогическими и медико-биологическими) и смысловыми перспективами [3, 5]. Ведь сами эти перспективы задаются в конечном счете не чем иным, как тем нередко совершенно новым и беспрецедентным опытом восприятия людьми здоровья и отношения к нему, которое формируется именно сегодня [6].

Таким образом, можно зафиксировать, что в свойственном нашему времени понимании здоровья разрушаются те устойчивые стереотипы, которые достаточно жестко привязывают здоровье к медицине [9]. Здоровье начинает восприниматься и пониматься в более широком контексте. Если же попытаться перейти от уровня популяционного к уровню индивидуального здоровья, то здесь мы можем сопоставить отмеченную тенденцию с тем обстоятельством, что люди все чаще и все легче разрывают столь же жесткую и кажущуюся совершенно естественной привязку здоровья к болезни. На первые позиции постепенно, но достаточно четко прослеживаемо выходят различные методы, связанные с вопросами профилактики заболеваний и укрепления здоровья, в первую очередь физкультурно-оздоровительные методики [1, 4].

Мы провели анализ уровня здоровья детей 5-14 лет г. Тамбова (всех групп здоровья), посещающих детские дошкольные образовательные учреждения города и общеобразовательные школы (в первую очередь были использованы статистические данные городского управления здравоохранения мэрии г. Тамбова, а также данные собственных исследований, проведенных в течение последних трех лет [2]).

Мы получили довольно неутешительные результаты (табл. 1), которые свидетельствуют о том, что состояние здоровья современных детей г. Тамбова имеет довольно низкий уровень. Особо следует отметить, что количество детей 5-14 лет г. Тамбова, отнесенных по состоянию здоровья к I и II группам здоровья, несколько меньше, чем отнесенных к III и IV группам здоровья. Эта тенденция не прослеживается только в возрастной группе детей 7-9 лет. Количество детей только одной группы заболеваний - логопедической - уменьшается в период с 6 до 14 лет. Количество детей с другими заболеваниями значительно увеличивается за этот период. В первую очередь это относится к заболеваниям опорно-двигательного аппарата, нарушениям зрения и заболеваниям позвоночного столба.

Оценивая и анализируя данную ситуацию, мы предприняли попытку выявить уровень физкультурной образованности родителей детей, отнесенных к разным группам здоровья, в первую очередь родителей детей с особыми образовательными потребностями, выявить качество знаний о здоровье, оценить уровень физкультурной образованности, которыми обладают родители детей различных групп здоровья.

Для сбора необходимой информации в нашем исследовании было использовано анкетирование, проводимое в соответствии с правилами выполнения опросных процедур [3, 12]. При сопоставлении анкет нами был соблюден принцип чередования вопросов большой сложности с относительно легкими [5]. Работе во многом помогло разнообразие типов вопросов (открытых, полуоткрытых и закрытых), за счет чего достигалось также снижение вероятности механических и стереотипных ответов респондентов.

Особо следует рассмотреть совместные занятия родителей с детьми физической культурой. Именно деятельность такого рода в наибольшей степени способствует формированию осознанного подхода к формированию собственного здоровья и определяет уровень физкультурной образованности родителей (табл. 5).

Анализ данных свидетельствует о том, что у родителей детей, посещающих различные типы детских садов, не существует системы регулярных или даже нерегулярных занятий физической культурой со своими собственными детьми. Это показывает, что родители не совсем правильно подходят к проблеме воспитания у детей осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями.

Мы подошли к этой проблеме несколько нестандартно и, изменив форму вопроса, оставили его суть (табл. 6).

Сопоставляя два вопроса, мы можем с достаточной уверенностью сказать, что большая часть родителей перенесла решение проблем физического воспитания своих детей на образовательную систему.

Используя методику ранговых исследований, мы проанализировали основные источники знаний о физическом воспитании родителей детей, посещающих различные типы ДОУ (всего предложено 12 вариантов ответов) (табл. 7).

К сожалению, в изученной нами литературе нет сходных данных, и мы не смогли сравнить полученные нами результаты об источниках знаний о физическом воспитании родителей детей различных групп здоровья.

По этой же методике мы оценили и основные группы физкультурно-оздоровительных занятий, которые и предложили родителям в виде дополнительных теоретических занятий, всего было предложено 9 тем этих занятий (табл. 8).

Анализ данных показал, что родители хотят получить основные и дополнительные знания по конкретным вопросам физкультурно-оздоровительной деятельности, в то время как организационные вопросы их интересуют меньше, а для ряда родителей эти вопросы стоят на последнем месте.

В наибольшей степени родители владеют двигательными навыками, которые не требуют технической подготовки, т.е. приближены к естественным двигательным локомоциям и не требуют специальной подготовки. В то же время очень низок уровень простейшей спортивной подготовленности всех родителей.

Заключение. Проанализировав основные блоки вопросов, предложенные родителям детей различных групп здоровья, мы сделали предварительные выводы.

Уровень физкультурной образованности родителей недостаточно высок и в определенной мере зависит от той работы, которую проводят с родителями специалисты по оздоровительно-коррекционной и физкультурной деятельности, работающие в образовательных учреждениях.

В большей мере на уровень физкультурной образованности влияет самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность, которая, по нашему мнению, стимулирует повышение уровня физкультурной образованности родителей.

Анализируя влияние физических упражнений на уровень здоровья детей, можно констатировать, что родители недооценивают роль физической культуры как определяющего фактора укрепления здоровья своих детей и недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-библиотека для родителей "Семейный климат"

Ежемесячно, в рамках работы с родителями, стараюсь подбирать интересный материал по актуальной тематике. В сентябре, по запросу администрации составила маленький сборник по семейному воспитанию. ...

Статья: "КРИЗИС 3х ЛЕТ - "Я САМ!!!""Библиотека для родителей.

Достаточно спокойный в эмоциональном плане период развития с года до трёх лет заканчивается. Впереди кризис трёх лет....

Статья. "НЕ ХОЧУ! НЕ БУДУ! "Библиотека для родителей.

С течением времени наши маленькие детки подрастают и у нас к ним, конечно же, вырабатываются какие-то требования. Нам хочется, чтобы малыш всегда наводил порядок после устроенного погрома в своей детс...

Статья: "ПРИРОДА - В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА"- библиотека для родителей

У каждого времени года есть свое неповторимое очарование. Конечно, жаль, что так быстро промчалось веселое лето. Но не стоит грустить об ушедшем лете ни вам, ни малышу. Ведь впереди нас ждет замечател...

ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА (рекомендации родителям)

ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА(рекомендации родителям)             Какое образование могут дать родители своим детям-дошкольникам дома без приглашения репет...

Библиотека для родителей

Рабочии тетради...