Консультация на тему: «Русские народные подвижные игры».
консультация по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему

Панкова Любовь Михайловна

Материал о видах подвижных игр, об их истории, о играх нашего детства (дворовые игры). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodny_podvizhnye_igry.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Тема: «Русские народные подвижные игры».

        Во все времена люди отмечали важность игры для общего развития ребенка и необходимость применения ее в воспитании. Игра как деятельность человека- явление сложное, и педагоги разных стран  на протяжении многих столетий задумывались о сущности этого явления, указывая на огромное воспитательное значение игр. Понятие «игра» в народной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности «игрой» называли такие явления, как пляски, танцы, хождения под песни,  подвижные игры и вообще веселье. Игры проникали во все сферы жизни человека. Следует отметить, что игры сопутствовали человеку от рождения до старости и в каждом возрасте имели свои особенности, выполняли определенные функции. Для детей наиболее важным в игре являются задачи физического и психического развития, для молодежи- знакомства, для взрослых – проведение досуга, для людей пожилого возраста – общение и преодоление одиночества.

        В XXI веке в России нередким стало конфликтное и агрессивное поведение детей. Причинами этого является падение престижа народной культуры, исчезновение из детского обихода многих жанров игрового фольклора. Так, из детских игр практически полностью исчезли традиционная терминология, символика, игровые предметы, способы разметки игрового поля и разделения на команды. А ведь именно игра помогает ребенку усвоить социальный опыт многих поколений, развивает умение соотносить собственные и общественные ценности и нормы.

        Известный русский исследователь народных игр XIX века Е.А. Покровский отмечал, что представление об игре имело некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово «игра» означало собою действия, свойственные детям, выражая то, что у нас теперь называется «предаваться ребячеству». У римлян «игра» означало радость, веселье. Психологический словарь понятие «игра» раскрывает так: « Игра - один из видов деятельности человека и животных… Детская игра - исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности».

        Педагог XVII века Я.А. Каменский справедливо указывал на воспитательную роль игры в деле сближения ребенка с его сверстниками и рекомендовал родителям организовывать и поощрять совместные игры и развлечения детей друг с другом. В современной литературе игра рассматривается как:

*особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается  как его субъективная деятельность;

 * социально- заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности;

 * деятельность, в ходе которой происходит развитие психики  ребенка;

 * социально- педагогическая форма организации детской жизни,

 « детского общества».

Подвижная игра - это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные дворовые игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Воспитание беззаботной любви к Родине является основным,  ведущим принципом русской и советской педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком  в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

        Веселые дворовые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни. Русские дворовые подвижные игры имеют много вековую историю, они сохранились и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех дворовых подвижных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Такие игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. В практике дошкольного воспитания дворовые подвижные игры стали встречаться редко. В отдельных сборниках есть народные подвижные игры, но они настолько изменены, что в новом варианте утратили народные традиции, лишены игрового зачина, потеряли  « дворовость»…

        Во всех коллективных играх решается единая задача - найти способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуя в рамках установленных норм и правил. Упражняясь в играх с детства до преклонных лет, люди приучались преодолевать трудности и таким образом тренировали физическую силу, ловкость, воспитывали в себе волевые качества- всё то, что имеет большое значение в повседневной жизнедеятельности.

     Значение дворовых игр в развитии личности:

 1.Игра как развлечение -  одно из самых полезных занятий, поскольку обеспечивает здоровье, долголетие; помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми; снимает психические перегрузки; учит отдыхать и веселиться; обеспечивает радостное самочувствие.

2.Воспроизводство игровых традиций - своеобразное возвращение к некоторым играм на более поздних этапах жизненного пути, связанное с воспитанием собственных детей и внуков, передача игровых традиций «по наследству».

Дворовые подвижные игры способствуют развитию двигательных способностей: быстроты, силы, ловкости, выносливости. Воспитывают чуткость к людям, учат детей общаться, помогают усвоить нормы и ценности культуры, расширяется процесс взаимодействия подрастающего поколения с окружающими людьми,  дети учатся отстаивать свои интересы и своё место в социальной группе. В старшем дошкольном возрасте результативность определяется знанием дворовых подвижных игр и умением их организовать со сверстниками. В процессе обучения дети учатся называть дворовые подвижные игры, запоминать их содержание, правила, ориентироваться в способах выбора водящего, учатся ставить цель перед собой и товарищем, привлекать к игре сверстников, поддерживать интерес, регулировать физическую нагрузку, контролировать соответствие действий играющих правилам игры, своевременно окончить игру.

        Основным условием успешного внедрения дворовых подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Взрослый, творчески используя игру как эмоционально- образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к содержанию, следит за точностью движений, соответствующих правилам, за дозировкой физической нагрузки, поддерживает эмоционально-положительное настроение, регулирует взаимоотношения играющих. Педагог помогает находить выход из создавшейся  игровой ситуации, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость, то  есть научить детей самостоятельно, активно и с удовольствием играть.

        Дворовые подвижные игры можно планировать в режиме дня, как на физкультурных занятиях, так и во время прогулки, на физкультурных праздниках, развлечениях, досугах. Можно проводить дворовые подвижные игры, требующие большого пространства, во время экскурсий, в прогулках- походах, где можно использовать естественные условия. Играть можно как со всеми детьми, так и с подгруппой детей, как индивидуально с одним ребёнком, так и с взрослыми. На выбор дворовых  подвижных игр влияет возраст детей, место проведения, время года, состояние погоды.

        Итак, дворовые подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной  личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Русская народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни»

Данный опыт может быть использован начинающими и опытными педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни, развитию двигательных  способностей, умен...

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Русские народные подвижные игры - средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста

В. Н. Сорока- Росинский: « Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребенка не забава, а естественное...

Мастер – класс для родителей ТЕМА: «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ» СТАРШАЯ ГРУППА «СКАЗКА»

Цели: воспитывать нравственную сплоченность семьи;укреплять связь семьи и детского сада, внутрисемейные отношения;научить родителей организовывать досуг детей. Задачи:Упражнять в ходьбе, бег...

Консультация по теме: "Русские народные подвижные игры"

Консультация по теме: "Русские народные подвижные игры"...

Мастер-класс на тему: "Русские народные подвижные игры, как метод воспитания у детей нравственных и патриотических чувств.

Роль русских подвижных игр в формировании нравственно-патриотических чувств у дошкольников....