Приобщение воспитанников к физической культуре, спорту, активной двигательной деятельности.
статья по физкультуре на тему

Шмакова Ирина Юрьевна

Опыт работы инструктора по физической кульуре МБДОУ №108,г. Мурманск,  Шмаковой Ирины Юрьевны, по формированию у воспитанников потребности к занятиям физической культурой, спортом,активной двигательной деятельностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл potrebnost_v_fiz_upr_material_dlya_publikatsii.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение воспитанников к физической культуре, спорту,

активной двигательной деятельности.

Шмакова Ирина Юрьевна, инструктор по физической культуре , МБДОУ  № 108, Мурманск                                              

 

              Потребности человека разнообразны. Они являются главной побудительной и регулирующей силой поведения личности. Люди испытывают множество потребностей: в общении, отдыхе, в движениях и физических нагрузках. К примеру, необходимая потребность в двигательной активности дошкольников 20- 27 часов в неделю.

             Для формирования потребности дошкольников   в занятиях физической культурой и спортом, активными движениями, важно создать условия, способствующие  возникновению и поддержанию    у них  стабильного  интереса к данным  видам деятельности.

              В век стремительного развития   инновационных технологий, проблема приобщения воспитанников к физической культуре, спорту, заслуживает особого внимания. К сожалению, компьютерные технологии, мобильные  телефоны,  темп, с которым они совершенствуются,  вызывая к себе  повышенный интерес, отрицательно сказываются на  здоровье детей, отвлекая  ребенка  от естественной  двигательной  активности.

              Воспитать у  дошкольника потребность к занятиям физкультурой и спортом   возможно   грамотно формируя у него правильную мотивацию, вызывая  заинтересованность в совершенствовании собственных двигательных  способностей.

              На чём основывается интерес дошкольников к движениям ?  Многих детей привлекает  сам  процесс  физкультурных   занятий: его  эмоциональный фон, динамика, разнообразие. Подвижные игры, включённые  в процесс физического развития, воспринимаются воспитанниками, как средство развлечения, снятия  нервного напряжения, отдыха.  Многими дошкольниками движет мотив подражания.    Из практики своей работы, хочу отметить, что у воспитанников наблюдается  психологическая потребность в прохождении всевозможных испытаний для подтверждения своих двигательных умений, для проявления волевых качеств: упорства, смелости, решительности, настойчивости, выдержки.  Старших дошкольников, как правило, привлекает ощущение  соперничества, желание  добиться авторитета в своём коллективе, стремление   стать лучшим в определённом виде физкультурной  деятельности, повысить  свой собственный результат.

              Вышеперечисленные потребности,  воспитанники  могут  реализовывать    практически во всех формах организованной деятельности детей в процессе физического развития:  во время утренней гимнастики,  на физкультурных занятиях и  спортивных праздниках, совместных мероприятиях  с родителями, занимаясь в спортивном кружке, в процессе походов и экскурсий.

              В процессе   реализации образовательной области «физическое развитие», в условиях внедрения ФГОС  ДО,     решаются  следующие задачи:

  • Обеспечение    вариативности и разнообразия содержания образовательной  программы,      учитывая    индивидуальные образовательные потребности, способности, состояние здоровья, интересы  и мотивы  каждого воспитанника.  
  • Поддержание  развития детской инициативы ,творческих  способностей  воспитанников.
  • Совершенствование двигательной деятельности воспитанников, в процессе индивидуального физического развития, на основе формирования у ребенка потребности в движениях,  с учётом психофизиологических особенностей, природных двигательных задатков и желаний детей.
  • Обеспечение условий для формирования у воспитанников устойчивого интереса к занятиям двигательного характера

 В рамках образовательной программы нашего ДОУ, для воспитанников разработана   формируемая часть программы  по физическому развитию. Основополагающим документом формируемой части программы   является парциальная   программа  « Старт». Авторы: Л.В. Яковлева, Р. А. Юдина. Программа  «Старт» построена по принципу:« Каждый ребёнок продвигается в  своём физическом развитии от программы-минимум до программы–максимум, независимо  от возраста». Этот принцип был сформирован на основе идей Л.В.  Выготского, А.И. Леонтьева, Л.В. Занкова. Его применение позволяет  вызвать у детей личную заинтересованность в самостоятельном совершенствовании своих результатов, даёт возможность педагогу   максимально- эффективно осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку.Занятия, рекомендованные программой « Старт» предоставили возможность каждому ребенку активно проявлять свою инициативу, раскрывать и реализовывать свой личный творческий потенциал, в процессе постановки спортивных номеров. Благодаря тому, что воспитанники приняли участие в мероприятиях, проводимых в спортивной школе, в других ДОУ, они приобрели позитивный социально-коммуникативный опыт                                                                                                                                                          Яркими моментами всех физкультурно - массовых мероприятий в нашем МБДОУ являются  авторские спортивно – хореографические постановки . Акробатические и гимнастические упражнения, входящие  в композиции, оказывают содействие развитию координации движений детей, способствуют   формированию у них правильной осанки, развитию гибкости, пластичности, грациозности, гармоничности, выразительности движений.  

Организую показательные выступления  наших выпускников, занимающихся в спортивных школах и секциях города. Благодаря запоминающимся   выступлениям  , желание заниматься гимнастическими видами спорта среди воспитанников , возрастает.

                 Роль родителей в формировании потребности воспитанников в активной двигательной деятельности  неоспорима .Поэтому   разработала и включаю в практику работы серию совместных физкультурных занятий для воспитанников и их родителей « Давайте дружить»  Таким образом, происходит формирование ценностей культуры здорового образа жизни в семьях воспитанников.  

       Для профилактики переутомления детского организма, восстановления его функций, приобщению детей к здоровому образу жизни, воспитанию у них интереса  к  двигательной деятельности, использую в работе методы рекреативной физической культуры. Организую с дошкольниками походы, экскурсии, провожу дни здоровья, в условиях природы. Применение в работе средств туризма, таких как  специальные двигательные задания по ориентировке на местности,   упражнения по   рациональному преодолению естественных препятствий  ,  содействовало  удовлетворению потребности воспитанников в регулярной  активной  двигательной деятельности.  

                Воспитанники    нашего ДОУ принимают активное участие в  городских спортивных мероприятиях: ежегодных массовых пробегах, спортивном празднике, посвящённом Дню физкультурника, в 2014 году в смотре-конкурсе «Олимпийские надежды»   в МБОУ ДОД ДЮСШ №1,  в 2015 году в42 лыжном Всероссийском лыжном  марафоне  в рамках 81 Праздника Севера.

                   Большое внимание уделяю созданию благоприятной предметно-развивающей и пространственной среды. Для занятий общеразвивающими упражнениями изготовила флажки, султанчики, ленточки, косички, комочки из ниток, набивные мешочки, легкие набивные мячи, платочки, длинные скакалки, верёвки, ленты для художественной гимнастики., тоннели для лазания. Приобрела гантели, мячи разных размеров, погремушки, маракасы, гимнастические палки, массажные и набивные мячи, скакалки, массажные дорожки, сигнальные конусы, лыжи, гимнастические маты, кегли, обручи, палатки, дуги для подлезания,  наборы для игры в хоккей, футбол, баскетбольные корзины, помпоны для черлидинга .

              Развивающая предметная среда предоставила детям  возможность    выбора     атрибутов, что разнообразило  виды  их двигательной  активности, обеспечила возможность совместной деятельности для воспитанников и их родителей  и условия для творческого самовыражения детей. В итоге, периодическая сменяемость физкультурных атрибутов, стимулировала возникновение у воспитанников  интереса к двигательной деятельности, его стабильность,   повысила творческую, игровую,   познавательную и исследовательскую активность детей,    содействовала их эмоциональному благополучию        

               При   проведении спортивно-массовых мероприятий, особое внимание уделяю тщательному подбору музыкальных произведений, поскольку музыкальное сопровождение физкультурных мероприятий   является мощным средством, пробуждающим эмоции, оказывает существенное влияние на развитие и совершенствование физических качеств и   детей и взрослых. Музыка на занятиях не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность внутренних систем организма, но и позволяет повысить эффективность учебного процесса по совершенствованию физических качеств воспитанников.  Методы музыкального воздействия, оказывают влияние на улучшение качества и амплитуды движений детей, способствуют развитию ритмичности и выразительности движений дошкольников. Благодаря звучащей на протяжении физкультурного мероприятия музыке, у воспитанников сохраняется устойчивый интерес к двигательной деятельности формируется    мотивация к регулярным занятиям физической культурой, проявляется любовь к физической культуре, спорту.

              Таким образом, реализация данной системы работы  в нашем ДОУ  содействует   приобщению воспитанников к физической культуре, спорту, активной двигательной деятельности, способствует созданию оптимальных отношений между педагогами и родителями воспитанников, основанных на доверии, желании сотрудничать, понимании всеми участниками педагогического процесса  важности ценностей ЗОЖ.

                Воспитанники нашего ДОУ,  делают свои  первые шаги во многих   спортивных дисциплинах.

  Надеемся, что эти первые шаги приведут их в яркий, многогранный, ни с чем не сравнимый мир спорта!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по физической культуре. Тема: Развитие двигательной активности детей с элементами ритмики и логоритмики.

ПЛАН – КОНСПЕКТНепосредственной образовательной деятельности по физическому воспитанию в соответствии с ФГТподготовительная группа Педагог: Анищук Ирина НиколаевнаТема: Развитие двигательной...

Приобщение детей к физической культуре через организацию и проведение нетрадиционных форм двигательной активности

Приобщение детей к физической культуре через организацию и проведение  нетрадиционных форм двигательной активности...

Мастер-класс для педагогов «Экспериментально-исследовательская деятельность детей старших дошкольников как средство приобщения к занятиям физической культурой и спортом»

Внедряя экспериментирование в образовательную область «Физическое развитие», необходимо показать дошкольникам, насколько важно сохранять и укреплять свое здоровье, постараться привить любо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Организация образовательной деятельности по приобщению детей к физической культуре.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.  "Организация образовательной деятельности по приобщению  детей к физической культуре". Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма р...

Проектная деятельность, как одно из средств приобщения дошкольников к физической культуре

В статье рассказывается о работе по проведению группового краткосрочного познавательно-игрового проекта в подготовительной к школе группе "Олимпийские надежды"...

Мастер-класс «Экспериментально-исследовательская деятельность детей старших дошкольников как средство приобщения к занятиям физической культурой и спортом»

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.Э...