Физиология плавания.
статья по физкультуре на тему
Особенности плавания, отличающие его от физической работы в условиях воздушной среды определяются механическими факторами, связанными с движением в воде (плавучая сила, лобовое сопротивление, движущая сила в результате усилий пловца), горизонтальным положением тела при плавании и большой теплоемкостью воды.
Подъемная (или обратная ей - потопляющая) сила - Величина ее зависит от веса (объема) различных тканей тела (особенно мышц и жировой ткани) и их соотношения в теле пловца; от степени погружения тела в воду, от объема воздуха в легких. Люди с большим количеством жира способны удерживаться на поверхности воды без каких-либо дополнительных усилий. Чем больше потопляющая сила, тем больше должна быть мышечная работа для удержания тела у поверхности воды.
Лобовое сопротивление - При плавании основная мышечная работа тратится даже не на удержание тела на воде, а на преодоление силы сопротивления движению тела. Эта сила называется лобовым сопротивлением. Ее величина зависит от скорости движения пловца, размеров и формы тела, вязкости воды. Лобовое сопротивление у мальчиков в среднем больше, чем у девочек из за большей поверхности тела. Величина лобового сопротивления сильно зависит от положения тела в воде при разных стилях плавания, а также фазы плавательного цикла. При высокой скорости плавания преодоление лобового сопротивления - главный компонент физической нагрузки для человека.
Движущая, или пропульсивная (продвигающая), сила - Возникает в результате активной мышечной работы пловца и представляет собой сумму действия двух сил – подъемной силы и лобового сопротивления. Наибольшая движущая сила при плавании брассом - около 22 кг. В брассе наибольший вклад дает работа ног. В кроле - работа рук. В баттерфляе движущая сила рук и ног примерно одинакова.
Энергообразование - Чтобы получить необходимую энергию для плавания в организме задействуется анаэробная и/или аэробная система энергообразования. На спринтерских дистанциях преимущественно задействована анаэробная система, на стайерских - аэробная.
Энергозатраты и эффективность - Расходы энергии у человека при плавании примерно в 30 раз больше, чем у рыбы сходных размеров, и в 5-10 раз больше, чем при беге с той же скоростью. Эффективность работы определяется как отношение полезной работы к расходуемой для ее выполнения энергии. Эффективность плавания крайне низкая и составляет 4-7% у высококвалифицированных пловцов (механическая эффективность наземной работы - ходьбы, бега - 20-30%.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние искусства на физиологию ребенка с точки зрения развития его способностей.
В данной статье рассмотренны аспекты обучения детей музыке, исскуству с точки зрения психологов, педагогов, музыкантов. Если вы, уважаемые родители, сомневаетесь "надо ли обучать ребенка исскуству" - ...
«Возрастная анатомия физиология и гигиена детей»
ВведениеДолголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение раз...
Физиология речи ребенка.
Консультация для родителей....
Физиология плавания
Физиология плаванияОсобенности плавания, отличающие его от физической работы в условиях воздушной среды определяются механическими факторами, связанными с движением в воде (плавучая сила, лобовое сопр...
Статья для родителей от музыкального руководителя "Влияние искусства на физиологию ребенка с точки зрения развития его способностей"
Влияние искусства на физиологию ребенка с точки зрения развития его способностей , обучать музыке надо всех...
Физиология детей 5 лет
Пятилетние дошкольники – и мальчики, и девочки — активно растут, почти не поправляясь. О соответствующем возрасту физическом развитии пятилетнего ребёнка можно судить по показателям роста и веса....
Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер
Аннотация В учебном пособии представлены современные концепции онтогенеза человека с учетом новейших достижений антропологии, анатомии, физиологии, биохимии, нейро‑ и психофизиологии и т. п....