Статья "Вместе с мамой, вместе с папой."
статья по физкультуре на тему

Реализация психолого-педагогической технологии эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных  занятиях в ГБДОУ. М.Н.Попова "Навстречу друг другу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urbanizatsiya_naseleniya.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

                   ВМЕСТЕ С МАМОЙ, ВМЕСТЕ С ПАПОЙ.                                                              

(Реализация психолого-педагогической технологии эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ГБДОУ. М.Н.Попова « Навстречу друг другу»)

Никитина Лариса Викторовна, инструктор по физической культуре  ГБДОУ №43 Невского района Санкт-Петербурга.

           Урбанизация населения, компьютеризация, большая занятость родителей, не умение, а порой и не желание родителей тесно общаться с детьми, приводит к тому что:

- у 70% родителей отсутствует понимание значимости положительного тактильного контакта с детьми.

- родители не осознают, что нарушение эмоциональных связей отрицательно сказывается на психофизическом развитие ребенка.

- в каждой второй семье нарушены эмоциональные связи (дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла и ласки).

             А семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Большинство родителей готовы активно участвовать в физическом развитии своих детей. Но этому мешает отсутствие у них необходимых умений и опыта.

             Десять лет назад педагоги нашего сада познакомились с психолого-педагогической технологией эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных досугах  М.Н.Поповой «Навстречу друг другу». Эта технология привлекла нас тем, что содержала много практического материала по выстраиванию взаимоотношений взрослого и ребенка в процессе занятий физкультурой. Мы поняли, что при активном участии всех педагогов ДОУ, сможем реализовать эту технологию в нашем саду. Результатом данной работы явилось бы эмоциональное сближение взрослого и ребенка не только в процессе физкультурных досугов, но и имело бы свое продолжение в повседневной жизни.

              В работу по реализации технологии родители младших групп вовлекались поэтапно.  Этапы реализации технологии «Навстречу друг другу».                                                      

1. Диагностический

2. Подготовительный

3. Основной

4. Заключительный

                                    1.  Диагностический этап

      Цель: выявить характер эмоциональных отношений родителей с ребенком.

      В начале учебного года проводилось анкетирование родителей с целью выявления проблемы:

   -   как осознают родители значимость эмоционально-тактильного контакта с ребенком;

   -   как часто и в каких формах оно используется;

   -   насколько чувствительны родители к своим детям.

     Так же проводилось интервью с ребенком с целью выявления наличия ритуалов и традиций в семейных отношениях и форм их проявления.

     Проводился рисуночный тест «Моя семья» с целью исследования особенностей внутрисемейных отношений и получения информации о субъективной оценке ребенком собственного места в семье, его отношений с членами семьи.

     Анализ результатов используемых диагностик (анкеты для родителей,

интервью с детьми - диагностики были проведены в сентябре 2011 года, апреле 2012), таблица  № 1, №2  позволяет нам классифицировать семьи, взяв за основу следующие критерии:

   -   осознание родителями значимости положительного эмоционально –

тактильного контакта с ребенком;

   -   частота эмоционального взаимодействия родителей с ребенком;

   -   адекватность эмоциональных проявлений родителей в процессе

взаимодействия с ребенком.

                             Анализ анкет для родителей

Таблица №1

Группы

Количество

человек

Критерии

Осознание значимости эмоционально- тактильного контакта с ребенком.

Частота эмоционального взаимодействия родителей с ребенком .

Адекватность эмоциональных

проявлений родителей в процессе взаимодействия с ребенком.

Младшая гр. № 1

16

75%  (12)

69% (11)

88% (14)

Младшая гр.№2

17

59% (10)

53% (9)

76% (13)

                             


 Анализ интервью с детьми

Таблица №2

Группы

Количество человек

Наличие ритуалов и традиций в семейных отношениях.

Младшая группа №1

 16

 88% (14)

Младшая группа №2

17

76% (13)

    В соответствии с этими критериями были выделены следующие группы семей:

«Любящие» -  родители осознают важность прикосновений к ребенку, тонко чувствуют его, эмоционально отзывчивы, активно взаимодействуют с ним в различных ситуациях.

«Игнорирующие» - родители (чаще папы) плохо чувствуют своего ребенка ввиду явной дистантности отношений и у них нет желания изменить это. Для них прикосновение к маленькому ребенку - это глупость, «сюсюканье», «телячьи нежности».

«Формально-любящие» - родители (чаще папы) не осознают или недопонимают значимость для ребенка эмоционально- тактильного контакта, недостаточно чувствительны к нему. Если они и прикасаются к ребенку, то чаще в бытовых ситуациях. Если играют, то чаще по инициативе ребенка. У этих родителей формальное понимание любви к ребенку.

   Анализ результатов анкетирования на начало 2011-2012 учебного года сведен в таблицу №3.

  Таблица №3

Группы

Группы семей

«Любящие»

«Игнорирующие»

«Формально-             любящие»

Младшая гр. №1

81% (13)

-----

19%(3)

Младшая гр. №2

70%(12)

6%(1)

24%(4)

                 

Анализ анкет на конец 2011-2012 учебного года

 Таблица №4

  Группы

                      Группы семей

«Любящие»

«Игнорирующие»

«Формально-любящие»

Младшая гр.№1

88%(14)

-----

12%(2)

Младшая гр.№2

82%(14)

6%(1)

12%(2)

      Анализ результатов анкетирования на конец учебного года (табл.№4) показал, что «любящих» родителей стало больше, правда «игнорирующий»  родитель (папа) у нас остался и на конец учебного года. Он продолжил посещать досуги со своим ребенком, и когда в начале нового 2012-2013 учебного года Сергей Иванович П. сам ко мне подошел и спросил, будем ли мы заниматься и  в этом году, я поняла, что мне удалось переломить ситуацию в данной семье. Они вместе с сыном продолжили посещать досуги, и я видела, как светились глаза Пети, когда папа прикасался к нему во время выполнения различных заданий. Для меня это была самая высокая награда за мою работу: видеть счастливые глаза своего воспитанника, что может быть лучше! В конце 2012-2013 учебного года его отношение к ребенку изменилось. Анкетирование показало, что из «игнорирующего» папа Пети перешел в разряд «формально-любящего».

      Для того чтобы привлечь как можно больше родителей к занятиям с детьми была проведена серьезна работа.

                             2. Подготовительный этап включал:

   а) Заведующий детского сада, выступая на родительских собраниях, приглашала родителей воспитанников к сотрудничеству.

   б) Инструктор по физической культуре на родительских собраниях групп выступала с сообщениями о важности совместных досугов для психического и физического развития детей, говорила о том, что дети с нетерпением ждут этих занятий и хотят быть как можно дольше с родителями.

   в) Большую роль в привлечении родителей к совместной деятельности на физкультурных досугах играют воспитатели групп: проводят индивидуальные беседы с родителями, вывешивают информационные материалы о значимости совместных досугов. За две недели до досуга размещают объявления о дате и времени проведения.

                                 

                                             3.  Основной этап

     Данный этап заключается в организации системы совместных физкультурных досугов, которые проводятся 1 раз в месяц.  

     Продолжительность досугов варьируется от 15 до 30 мин в зависимости от возраста детей. Досуги проводятся под звуковое оформление. Музыка - существенная часть занятия. Она не только создает радостное настроение, но и активизирует движения.  

      Готовясь к досугу, я тщательно продумываю предметно - пространственную среду, стараюсь расположить инвентарь, так, чтобы он был доступен как ребенку, так и взрослому и занимающиеся не тратили время на поиск необходимого предмета. Созданная эстетическая среда вызывает чувство радости, эмоционально - положительное отношение к двигательной деятельности как взрослого так и ребенка.              

     В вводной части досуга используются модули «полуцилиндры» для перешагивания, обручи для прыжков, канаты для ходьбы. В осеннее время  досуг проходит с использованием природного материала: кленовых листьев, шишек. Когда дети вместе с родителями выполняют задания и по окончанию досуга каждый уходит со своим осенним букетом.                                                                      

     В подвижной игре дети вместе с родителями активно используют атласные ленточки, маски различных животных (в зависимости от тематики досуга). В заключительной части используются мячи-массажеры. Я заметила: после занятия дети и родители не хотят расходиться по домам, поэтому предлагаю некоторое время еще побыть в зале, поиграть друг с другом, используя различные пособия. Этот вид деятельности мы называем «Ералаш».

     Для отслеживания эффективности взаимодействия родителей с детьми, предлагается заполнить анкету 3 раза в год (октябрь, декабрь, апрель).

      У М.Н.Поповой анкетирование проводится чаще, но мы считаем нецелесообразным после эмоционального взаимодействия с детьми на каждом занятии, заполнять анкету.

                                   4. Заключительный этап.

     На заключительном этапе проводится работа по осмыслению, осознанию и анализу того опыта, который получили все участники педагогического процесса (дети, родители, инструктор по физической культуре, воспитатели).

     Наблюдение за детьми в процессе совместных физкультурных досугов, беседы с ними, показали, что совместная двигательно-игровая деятельность для них предпочтительна.

      Они активно усваивают и присваивают приобретаемый опыт, перенося его в домашние условия. Беседуя с родителями, я узнаю, что выполняя дома утреннею гимнастику, они используют те упражнения, которые мы выполняли с ними на досугах.

    Анализируя свою работу, хочу сделать вывод, что технология позволяет сблизить родителей и детей, для взрослых открываются новые возможности и стороны развития ребенка. Можно сказать, что проведение совместных физкультурных досугов стала доброй традицией нашего сада.

 

                                                 Литература

  1.  Попова М.Н. «Навстречу друг другу». Психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ. Санкт-Петербург, 2004г.
  2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования. 2009г.
  3. Основная общеобразовательная программ дошкольного образования ГБДОУ №43 Невского района Санкт-Петербурга. 2011г.
  4.  Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. Санкт-Петербург, «Просвещение» 1986г.
  5. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. Санкт-Петербург, «Детство-пресс» 2005г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вместе с мамой, вместе с папой

Консультативный центр...

Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"

Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...

Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"

Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...

"Рисование вместе мамой, вместе с папой - это здорово!"

В статье рассказывается о нетрадиционных способах рисования....

Вместе с мамой, вместе с папой

Рекомендации для родителей о проведении выходного дня с ребёнком...

Конспект занятия «Вместе с мамой, вместе с папой на зарядку становись!»

     Программное содержание:- способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом;- закре­пить название некоторы...