Совершенствование условий для развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством игры .
статья по физкультуре (младшая группа) на тему

Губинская Светлана Борисовна

Младший дошкольный возраст — важный период в развитии движения ребенка. В это время закладываются основы его физической подготовленности. Овладение движениями обеспечивает ребенку самостоятельность, влияет на общее развитие психики, связывает его с окружающей средой. Игра создает благоприятные условия для развития навыков и физических качеств, способствует произвольности двигательного поведения. Мотивы игры побуждают ребенка выполнять упражнения, придают смысл двигательной деятельности.  Игровые мотивы и задачи близки и доступны ребенку, захватывают его. Они связаны с конкретностью формы, в какой происходит овладение движением. Игровая форма проведения физических упражнений помогает развивать у ребенка инициативу и самостоятельность. Поэтому целью  работы с младшим дошкольным возрастом,  считаю: создание условий для развития двигательной активности детей посредством игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Губинская С.Б.

воспитатель филиала «Детский сад № 2 «Сказка»

МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа

 №7» города Няндома

Совершенствование  условий для развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством игры .

Младший дошкольный возраст — важный период в развитии движения ребенка. В это время закладываются основы его физической подготовленности. Овладение движениями обеспечивает ребенку самостоятельность, влияет на общее развитие психики, связывает его с окружающей средой. Игра создает благоприятные условия для развития навыков и физических качеств, способствует произвольности двигательного поведения. Мотивы игры побуждают ребенка выполнять упражнения, придают смысл двигательной деятельности.  Игровые мотивы и задачи близки и доступны ребенку, захватывают его. Они связаны с конкретностью формы, в какой происходит овладение движением. Игровая форма проведения физических упражнений помогает развивать у ребенка инициативу и самостоятельность. Поэтому целью  работы с младшим дошкольным возрастом,  считаю: создание условий для развития двигательной активности детей посредством игры.

Задачи:

1. воспитать интерес и желание участвовать в спортивных играх и физических упражнениях;

2. учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия, формировать и развивать устойчивую координацию движений, и осанку;

3. обеспечить детей всем необходимым для физических упражнений и подвижных игр.

Чтобы воплотить задуманное в жизнь, вначале я  изучила уровень физического развития детей от 2 до 3 лет. Затем  старалась  планировать день так, чтобы детям была обеспечена должная двигательная активность. Акцентировать внимание на работе с малоактивными детьми и организации самостоятельной двигательной деятельности.

Поддерживать  общий интерес детей к двигательной деятельности  помогают, в первую очередь, спортивные игрушки и инвентарь, имеющиеся в детском саду: мячи, скакалки, кегли, детский дартс с мячиками на липучках, санки. Наблюдая за детьми,  выявила, что лишенные этих игрушек дети лишены, соответственно, и опыта взаимодействия с ними, они менее подвижны, инициативны, реакция их замедлена. Следовательно, я поставила перед собой задачу  — создать такую среду, которая будет стимулировать, соответственно, детскую потребность в движении, пробуждать чувство «мышечной радости».

Для  работы  наметила  способы, обеспечивающие физическое развитие детей: совместные подвижные игры и физические упражнения, закаливание, зарядка. В связи с этим планировала круг первоочередных задач:

1. просветительная работа с  родителями по вопросам здоровья и физического развития детей. Успешное овладение разнообразной двигательной деятельностью во многом зависит от уровня развития быстроты, силы, ловкости, но особенно от важнейшего качества — выносливости.

2. динамические наблюдения за состоянием здоровья, физическим развитием детей, которые определяются врачами.

З. контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий.

4. наблюдение за рациональным двигательным режимом .

На первом этапе  работы я  тщательно изучила задачи программы « От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой под руководством старшего воспитателя . Также помогают различные книги,  статьи, опубликованные в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду» и др., связанные с проблемами развития двигательной активности.

После первого этапа своей работы подводила  итог  деятельности и анализировала то, чему дети научились с учетом данного возраста.  Выявляла, что дети не просто манипулируют предметами, а действуют, с ними в соответствии с их назначением, функцией. Зарождение личных желаний ведет к появлению «внутренней» целенаправленности, обусловленной стремлениями и потребностями самого ребенка в движении. Также были выявлены недостатки в  работе: посещение детьми младшего возраста  детского сада  нерегулярно, т.к. одной из причин является не достаточная  работа с родителями по этому вопросу. В результате:  у таких детей сложно проходит период адаптации, где желание  подключить их в игру обусловливается негативной реакцией, т.к. интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, огорчение.

Прежде чем перейти ко второму этапу,  проводила   работу с родителями:

1. Организовывала   беседы с родителями о тесной связи детского сада и семьи и необходимости регулярного посещения детского сада.

2.  Оформила   стенд, где помещаются обращения к родителям, памятки об организации игровой деятельности детей дома, советы по ее руководству.

З. Проводила   родительское собрание на тему «Игра в жизни вашего ребенка», где  даются советы по организации игровой деятельности, воспитанию поведения и взаимоотношения с  детьми  в семейных условиях.

Второй этап — усложнения. На этом этапе  продолжала  использовать ряд педагогических приемов, которые пробуждают  у детей интерес к новым знаниям о предметах, желание действовать с ними. Руководя играми малышей, стремилась   не только обучить их игровым двигательным умениям и навыкам, но и управлять детскими взаимоотношениями. Для этого использовала  различные приемы: создание атмосферы доброжелательности,  сердечности, участие в игре, положительная оценка действий детей и т.д.

Также в играх широко использовала  художественное слово — потешки,  прибаутки, песенки, стихотворения. Это способствует  созданию у  малышей положительного отношения к игровой деятельности и повышению их активности. Продолжала  сотрудничать с родителями.  Задача - помочь родителям осознать значимость двигательной активности как важного фактора укрепления здоровья малыша.

Для осуществления поставленных задач планировала  работу так, чтобы в течение дня детям была обеспечена должная двигательная активность. Процесс адаптации значительно облегчает организация  гибкого  режима. В течение первой недели ребенок находится в детском саду вместе с мамой 2-3 часа в день. В это время  знакомилась    с малышом и его  родителями. На второй неделе ребенок посещает детский сад без мамы, в  этот период устанавливается с ним индивидуальный контакт:  «гуляем» по групповой комнате, знакомлю   со спортивным оборудованием. На третьей  неделе привлекала   малыша к совместной игре, знакомила    со спортивным залом. В конце третьей и в начале четвертой недели, если у ребенка нет  дезадаптации, он идет на физкультурное занятие.

Для детей данного возраста разработала оздоровительный режим.  В нем учитываем  специфику сезона (осенне - зимний, зимне — весенний, летний). Отличие данного режима от традиционного в том, что в его структуру включены обязательные оздоровительные  мероприятия. Основной формой организованной двигательной активности являются совместная деятельность взрослых и детей по физической культуре. Формы проведения  самые разнообразные: игровые, сюжетные, обычного типа и др. Важной частью режима двигательной активности является утренняя гимнастика. Снять усталость детей, повысить умственную работоспособность на занятиях помогают физкультминутки.  Проводятся  они  в форме подвижной или дидактической игры, с выполнением движений под такт стихотворения, с использованием упражнений для отработки и закрепления некоторых рефлексов.

Еще одной формой оздоровительного режима является гимнастика после сна. Ее цель — поднять настроение и мышечный тонус детей. Начинается гимнастика с упражнений в постели, затем проводятся корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, заканчивается гимнастика игрой.

После второго этапа работы тщательно подвожу   итог  деятельности и делаю  выводы. Во-первых, посещаемость детей улучшается, родители стали относиться ответственней к игровой деятельности детей, прислушиваются к рекомендациям о  приобретении   игрушек, способствующих развитию двигательной активности. Во-вторых, организованная таким образом работа, позволяет  повысить сопротивляемость организма ребенка простудным заболеваниям и обеспечивает  оптимальную  двигательную активность. 

Третий этап начинала  с того, что пополняла игрушками и спортивным оборудованием игровые зоны, так как ценность игры и игрушки являются важными факторами поэтапного развития самостоятельной двигательной активности детей.

Для двухлетних детей ведущей деятельностью является выполнение игровых действий. В первую очередь это действия с предметами, в которых дети пытаются воспроизвести наблюдаемый  ими способ употребления предмета. Малыши в этом возрасте принимают на себя роль, осваиваются в воображаемой ситуации, но не обыгрывают эти предметы. Основное условие их игры — многократное повторение одних и тех же действий. Каждый ребенок считает, что он выполняет какую-либо роль. Малыши способны в течение длительного времени повторять действия, не стремясь к результату, их привлекает само действие, способ его выполнения. Отмечено, что оно максимально развернуто, никогда не бывает сокращенным, как у старших детей, не носит условия характера.

Роль и воображаемая ситуация у малышей служит как бы фоном для развертывания предметной игры. Воображаемая ситуация помогает сделать интересными для ребенка двигательные задания: он не просто поднимает руки вверх, размахивает флажком, не просто идет по прямой, а шагает по тропинке, везет машину по дороге, переходит через ручей по мосту, идет по кочкам, прыгает, как зайчик, ходит на четвереньках, как мишка. Каждый ребенок, выполняя задание рядом с другими, реализует при этом свои возможности двигательной деятельности.

Итак, подводя итоги  деятельности, делаю  вывод, что использование игры явилось мощным толчком в развитии двигательной активности детей, это помогает   добиваться  успехов в физическом воспитании детей. Материальная база групы позволяет детям заниматься в свободное время различными физическими упражнениями. Планирую спортивную деятельность, учитывая  индивидуальные особенности детей. В этом оказывают свою помощь и игры-забавы, они  имеют разную педагогическую направленность.    Использую  их, принимая  детей в детский сад, с целью развлечь их, переключить  внимание на активную двигательную деятельность. Игры- забавы с элементами соревнования, требующие проявления физических качеств, используются на занятиях в течение всего учебного года. Эффективным приемом является описание воображаемой ситуации, в которой хорошо известный и любимый детьми герой (это может быть и персонаж знакомой им сказки, например «колобок») попадает в трудное или опасное положение, а дети могут выступить в роли помощника или защитника. Действуя в воображаемой ситуации, малыши спешат на помощь любимому герою. Они стремятся выручить его из беды, преодолевая возникающие на пути трудности и препятствия. Бегут, как будто бы, по узкому мостику, перешагивают через «камешки» и «лужи», идут по «кочкам», перепрыгивают «ручьи», имитируя соответствующие движения, выбирая способ их выполнения в зависимости от предложенных условий.                        

Успешность действий приносит детям радость и удовлетворение Воображаемая ситуация, в этом случае, является обязательным фоном для развертывания действий. Выражая сочувствие игровым персонажам,  малыши оказываются перед необходимостью освоить различные движения, на деле узнают их целесообразность, а также по своей инициативе и желанию проявляют реальные физические и моральные  качества. В условиях заданных воображаемой игровой ситуацией, определенных ролевым заданием, маленькие дети могут самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, более выразительно исполняют имитационные упражнения, по ходу игры находят их варианты.

 Для дальнейшего совершенствования  работы в этом направлении намечаю:

1. последовательно и систематически планировать физическую деятельность детей.

2. продолжать теоретическое и практическое самосовершенствование.

3. совершенствовать и усложнять игровые ситуации для оптимизации двигательной активности.

Итогом  деятельности является:

1. тесный, деятельный контакт с родителями; пополняется  материально- техническая база физкультурного оснащения групп  руками родителей и администрацией детского сада;

2. воспитывается  устойчивый интерес к физкультурно-оздоровительной деятельности;

3. разработаны сценарии спортивных праздников, эстафет, родительских собраний.

Список литературы

1.В.Т.Кудрявцева,Б.Б.Егорова.Развивающая педагогика оздоровления:Методическое пособие.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2000,с.4-5,с.20-26

2.Е.А.Синкевич,Т.В.Большева.Физкультура для малышей:Методическое пособие для влспритателей.-СПб.: «Детство-пресс»,2000.с3-5

3.Т.Л.Логинова.Охрана здоровья детей:Методическое пособие.-Мозаика-Синтез,

2005.с27-30

4.О.Н.Моргунова.Физкультурно-оздоровительная работа: из опыта работы-Воронеж:ЧП ЛакоценинС.С.,2007.с4-8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта «Повышение двигательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы»

Двигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени, удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитиеВведение в действие...

Доклад "Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством координационной лестницы"

laquo;Развитие двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством координационной лестницы» Слайд 1.    Тема презентации: «Развитие двигательной...

Игры на развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста

Игры на развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста...

"Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования элементов хоккея".

Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие....

Игры на развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста

Игры на развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста...