Главные вкладки

    Методическая разработка по физкультуре на тему:
    Методические рекомендации к проведению мониторинга по физкультуре.

    Мухина Наталья Алексеевна

    Методические рекомендации к проведению мониторинга по физкультуре в детском саду (ФГТ).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mr_fiz-ra-.docx27.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации

    Структура и организация проведения мониторинга образовательного процесса (освоения образовательной программы) и физической подготовленности дошкольников в ДОУ ПМР по ПООП ДО «От рождения до школы».

    Настоящая система мониторинга разработана проблемной группой инструкторов по физической культуре ДОУ Партизанского муниципального района под руководством методиста Мухиной Н.А. для использования педагогами в дошкольных учреждениях района.

               Мониторинг состоит из 2-х частей: оценка физической подготовленности дошкольников от 3,6 до 7 лет и мониторинг результатов освоения образовательной программы в образовательной области «Физическая культура» по ПООП ДО «От рождения до школы» под ред.Н.Е. Вераксы.

    При разработке структуры карт и системы оценивания по уровням мониторинга освоения образовательной программы использовано пособие "Мониторинг результатов освоения программы «От рождения до школы». Подготовительная группа"  Н.Е. Вераксы (электронная книга).

               Критерии и методы оценки уровня физической подготовленности детей определены на основе рекомендованных вышеуказанной примерной ООП, «Общероссийской системы мониторинга состояния физического развития населения, физического развития детей, подростков и молодёжи», которые  прошли широкую апробацию в ДОУ различного вида и утверждены Министерством образования РФ, а так же нормативов физической подготовленности, разработанных для детей дошкольного возраста В.Н.Шебеко, Руновой М.А., Г.Н.Сердюковской.

               Данные тесты прошли широкую апробацию в ДОУ различного вида; утверждены Министерством образования РФ; полностью соответствуют анатомо-физиологическим особенностям дошкольников; имеют минимум медицинских противопоказаний; двигательные задания доступны для детей различного уровня физического развития; не требуют больших временных затрат и сложной измерительной аппаратуры; позволяют прослеживать динамику показателей.

    1. Оценка уровня физической подготовленности детей

    Контрольные упражнения и двигательные задания (тесты), по результатам, выполнения которых оцениваются различные стороны физической подготовленности детей от 3,6 до 7 лет:

    1. 10 метров  с хода (оценка скоростных качеств и реакции) (В.Н.Шебеко)
    2. Бег по прямой с высокого старта на 30 м (оценка быстроты)*
    3. Прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги одновременно (оценка скоростно-силовых качеств)*
    4. Бег на 90 м (с)*,120 метров (Г.Н.Сердюковская),150 метров (Г.Н.Сердюковская) (оценка выносливости)
    5. Метание мешочка с песком весом 150-200 г. удобной рукой на дальность (м) (оценка скоростной реакции) (Рунова М.А.)
    6. Статистическое равновесие (сек) (оценка координационных возможностей) (Рунова М.А.)
    7. Бросок набивного мяча из-за головы (см) (оценка уровня физического развития, ориентировочной реакции и координационных способностей) (Рунова М.А.)

    Методика:

    1, 2. Быстрота определяется временем пробегания отрезков дистанции 10 м с ходу (с), 30 м – с высокого старта:

    - Бег на 10 м с хода: на беговой дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (6-7 м. от нее) ставится ориентир, для того чтобы ребенок, пересекая линию финиша, не делал резкой остановки. Предлагаются 2 попытки, наилучший результат заносится в таблицу.

    - Бег на 30 м с высокого старта: длина беговой дрожки не менее 40 м, ширина 3 м., отмечается линия старта и финиша. За линией старта на расстоянии 5-7 м ставится яркий ориентир. Тестирование проводят двое взрослых, один (с флажком)– на линии старта, второй (с секундомером) – на линии финиша. Предлагается две попытки.

    3. Тест на определение скоростно-силовых качеств:

         Прыжок в длину с места: можно проводить в зале на поролоновом мате, на котором нанесена разметка через каждые 10 см. Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние. Инструктор измеряет расстояние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точностью до 1 см. Предлагается две попытки.

    1. Для оценки общей выносливости используются двигательные задания на преодоление разных по длительности дистанций (90-150 м):

     Бег на выносливость: проводится с  подгруппой детей, сформированной с учетом уровня ДА. Дорожка может быть расположена вокруг ДОУ. Необходимо измерить дистанцию, разметить беговую дорожку – отметить линию старта и половину дистанции. Инструктор бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановок. В таблицу записываются два показателя: продолжительность бега и длинна дистанции, которую пробежал ребенок.

    1. Метание мешочка с песком весом 150-200 г. удобной рукой на дальность (м): метание осуществляется на дорожке шириной 4-5 м, длиной 20 м с линиями деления через каждые 0,5м. Метание производится любой рукой, способом «из-за спины через плечо». Из 2-х попыток фиксируется лучший результат.
    2. Для оценки функции статического равновесия предлагается задание: удерживать позу, стоя на одной ноге. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Из 2-х попыток фиксируется лучший результат.
    3. Для определения силы и координационных способностей - бросок набивного мяча весом 1кг.: выполняется способом из-за головы двумя руками стоя. Ребенок встает у контрольной линии, берет мяч и бросает его как можно дальше, при этом одна нога впереди, другая сзади. Из 2-х попыток фиксируется лучший результат.

    Рекомендации по проведению тестирования

    Тестирование физической подготовленности детей проводит  инструктор по физической культуре. Старший воспитатель должен контролировать его проведение. Воспитатели групп оказывают необходимую помощь в организации этой работы. Как правило, медицинская сестра осуществляет наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания.

    Для проведения в одной возрастной группе необходимо присутствие не менее двух человек (один педагог регистрирует результаты, другой – объясняет двигательные задания). Очень важно четко и правильно заполнить протокол тестирования.

                Для определения исходного уровня физической подготовленности детей оптимальным считается период с 15 сентября по 15 октября. Для обследования динамики развития двигательных навыков тестирование следует проводить два раза в год: в начале учебного года – в сентябре-октябре (кроме 2 младшей группы), когда группа уже укомплектована полностью, и в конце года – в апреле–мае.

             Тестирование можно осуществлять как в рамках занятий по физической культуре, так и в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий. Всем выполняемым упражнениям должна предшествовать разминка, которая включает ходьбу, бег, дыхательные подготавливающие упражнения.

    Необходимые условия для оценки физических качеств:

                 Целесообразно разделить показатели физической подготовленности по половозрастным группам с указанием возраста (месяц, год) и пола детей (мальчики и девочки).

    Для получения объективных данных первичное и повторное обследования должны осуществляться в одинаковых условиях. Если скорость бега в первый раз измерялась на участке, то вторичное обследование бега проходит там же.

               Обязательно следует четко соблюдать методику тестирования. Заранее отрабатывается единая методика подачи команд.

                Результат теста засчитывается, если ребенок справился с заданием в соответствии с методикой.

    Во время выполнения тестовых заданий недопустимы комментарии и разбор ошибок детей со стороны педагогов. Они должны рассматриваться в процессе обучения.

    Требования по безопасности тестирования:

    Тестирование физической подготовленности детей проводится по достижении ими 3 лет 6 месяцев. К обследованию допускаются дети, не имеющие противопоказаний к выполнению контрольных нормативов по состоянию здоровья (в соответствии с заключением медработника дошкольного образовательного учреждения). Дошкольники 2-й медицинской группы освобождаются от тестов, которые им противопоказаны. Дошкольники 3-й и 4-й медицинских групп и дети, имеющие врожденные пороки развития органов или систем, от тестирования по обязательной программе освобождаются полностью, в протоколе фиксируется только их медицинская группа или делается отметка “ЛФК”, если они занимаются по программе лечебной физической культуры.

                Тестирование не проводится в течение месяца с детьми, перенесшими острое заболевание, обострение хронического заболевания. Всю необходимую информацию о состоянии здоровья детей медицинская сестра предоставляет воспитателю по физической культуре в начале учебного года.

    Особое внимание следует уделять детям с повышенной возбудимостью и двигательной расторможенностью. Такие дошкольники нуждаются в постоянном контроле со стороны воспитателя и медицинской сестры.

                 Обследование следует выполнять не ранее 30 мин после принятия пищи. Целесообразно проводить тестирование в часы наибольшей биологической активности – с 9 до 12 ч, перед тестированием необходимо организовать небольшую разминку для подготовки организма дошкольников к предстоящей мышечной нагрузке.

    Участок или физкультурный зал, где проводится тестирование детей, должен быть подготовлен (не иметь посторонних предметов; быть хорошо проветриваемым; стандартное, апробированное оборудование должно быть прочно закреплено, не иметь острых краев и т. д.).

                Обязательна страховка детей при выполнении двигательных заданий, особенно это важно для беговых упражнений, прыжков, упражнений на выносливость. К выполнению двигательных тестов дети допускаются в соответствующей спортивной форме, подобранной по сезону и удобной для занятий.

    После обследования анализируются показатели каждого ребёнка и сопоставляются с нормативными данными (приложение 1).

    II. Мониторинг результатов освоения образовательной программы в образовательной области «Физическая культура»

    Таблицы составлены по возрастным группам в соответствие с содержанием программы «От рождения до школы»  и отражают планируемые промежуточные и итоговые (подготовительная группа) результаты освоения Программы. Предлагаемые критерии по каждой группе, позволяют выяснить, насколько ребенок выполняет программные задачи.

    Оценка осуществляется в несколько этапов:

    На первом этапе оцениваются все показатели по каждому разделу. Каждый показатель оценивается в баллах: от 0 до 3 баллов. Баллы проставляются в соответствующих графах таблицы, затем выводится итоговая сумма баллов.

    На втором этапе  на основании суммы баллов определяется комплексная оценка, характеризующая  уровень развития ребенка в  соответствие с программой (от 0 до 5 баллов), она так же вносится в специальную графу. На основании комплексных оценок заполняется сводная (индивидуальная) таблица результатов мониторинга (приложение 2).

    На третьем этапе  заполняется сводная таблица результатов мониторинга по группе (приложение 3) и проводится качественный анализ карт развития, основная задача которого – оценить эффективность ООП и организацию образовательного процесса в группе ДОУ.

              Если результат по одному или нескольким разделам программы равен  1 баллу, то требуется внимание специалиста; если 2 баллам, то требуется корректирующая работа педагога. Если установлен недостаточный уровень развития в определенном разделе, необходимо разработать дополнительную индивидуальную программу мероприятий, позволяющих активизировать процесс развития ребенка по соответствующему направлению.

    Литература:

    1. Постановление правительства РФ № 916 от 29.12.2001г. «Общероссийская система мониторинга состояния физического развития населения, физического развития детей, подростков и молодёжи»*

    1. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Тарасова Т.А.  Издательство: Сфера.  Год издания: 2006.
    2. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика- Синтез, 2004. – 256с.
    3. Сагайдачная Е.А., Богина Т.Л., Яковлева Т.С. Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. // Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – № 3. – с.16-28
    4. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
    5. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика- Синтез, 2005.
    6. Щебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. – М.: Академия. – 1999. – 160 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений

    Пополнение и уточнение словаря не должны быть главным содержанием логопедического занятия. В первую очередь акцент в лексико-грамматических занятиях необходимо делать на грамматическое оформление слов...

    Методические рекомендации к проведению занятий кружка "Юный художник" (нетрадиционные способы рисования на бумаге и ткани "Батик")

    В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. И...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ДНЯ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ В ДОУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ВОСПИТАННИКОВ

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ  ДНЯ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ В ДОУДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  БУДУЩИХ ВОСПИТАННИКОВ      Поступление ребенка в детский сад – важное событие к...

    Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

    1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

    «Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики».

    Артикуляционная гимнастика и методические рекомендации по её выполнению...

    Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

    Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

    Методические рекомендации к проведению логопедической работы по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Важнейшее значение в работе по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет индивидуальный подход к детям, в основе которого лежит учёт уровня разв...