Дополнительная образовательная программа «Олимпийские звезды» по общей физической подготовке детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по физкультуре на тему

Девицкая Зоя Владимировна

Дополнительная образовательная программа «Олимпийские звезды» по общей физической подготовке детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

для детей старшего дошкольного возраста

«Олимпийские звезды»

(по секции  общей физической подготовленности)

                                                                    Автор:

 Составитель:                                                           инструктор по физической культуре

Девицкая Зоя Владимировна

                                                                   

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Концептуальная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  1-3                                                                                                                        
  2. Содержательная часть программы. . . . . . . . . . . . .   4-6
  3. Методическая часть программы. . . . . . . . . . . . . . .   7-8
  4. Диагностическая часть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
  5. Список литературы для педагога. . . . . . . . . . . . . . . . 10

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Накопившиеся за всю историю человечества факты показывают, что заботливое отношение человека к собственному здоровью зачастую бывает определяющим фактором в его сохранении.  По выражению профессора Н.М.Амосова, «чтобы быть здоровым, нужны собственные умения, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».

             Понятие здоровья более широкое.  Оно включает в себя уравновешенность физической, психической и социальной стороны человеческого бытия. Дисгармония с окружающей средой и самим собой грозит нарушением его не только как биологического вида, но и как феномена природы, ее уникального творения, наделенного разумом и способностью творить и преобразовывать реальность. Осознание себя как величайшей ценности подразумевает и высокую степень ответственности за свое здоровье, здоровье своих потомков, для создания условий его сохранения. И в этом смысле огромную роль приобретает воспитание и обучение, ориентированное  на приобщение человечества по сохранению здоровья и физической культуре.

  Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение. Полноценное физическое развитие дошкольника – это правильное и своевременное формирование умений и навыков, развитие интереса к различным доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно – волевых черт личности. Успешное решение  этой задачи возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания, природных факторов, гигиенических мероприятий, физических упражнений.

     Согласно исследованиям специалистов, современные дети в большинстве своем  испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Таким образом, интенсивность физического развития зависит от двигательной активности. Об этом еще говорил в свое время Ж.Руссо: « Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделай его крепким и здоровым,  пусть он бегает, кричит, пусть он находиться в постоянном движении». По мнению В.Ф.Базарного «… недостаток движения ведет к задержке телесного и психического развития…». Здоровье – категория педагогическая, категория резервов жизни, жизнеспособности человека, как целостного существа в единстве его  телесных и психических характеристик». По мнению С.Филоновой (Санкт – Петербург), правильно построить физическое воспитание ребенка или научить контролировать его здоровье, можно только проникнувшись глубоким смыслом, в который вложила природа в движения человека, и, осознав как в рисунке, в музыке, так и в движении ребенок проживает особую жизнь.

        Необходимость физического воспитания и развития детей, укрепление их здоровья диктуется тем, что с развитием двигательной сферы связаны особенности жизненного тонуса ребенка, энергетическое обеспечение организма и всех его систем, характер доминирующего настроения. Овладения движениями это появление у ребенка возможности    испытать «мышечную радость». Поэтому так важно удовлетворить потребность ребенка в движении.

Основная цель программы:

  • формирование положительно – эмоциональных качеств, отношений и устойчивых интересов  к физической культуре, ориентация на здоровый образ жизни.

Задачи:

  • укрепление физического и психического здоровья детей, улучшение физического развития;
  • формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств ловкости, выносливости, быстроты, гибкости;
  • воспитание у ребят отношения к своему "физическому Я", здоровью как главной ценности жизни и физической культуре.

          Программа предусматривает как теоретические, так и практические занятия, выполнение контрольных нормативов и участие в соревнованиях. Занятия проводятся как в спортивном зале, так и на открытом воздухе. В программу включено четыре раздела:

  1. Двигательные умения, навыки и способности (ОРУ, строевые упражнения, бег, ходьба, лазание, ползание и т.д.).
  2. Подвижные игры (игры с нестандартным оборудованием, русские народные игры, фольклор, игры с прыжками, бегом, с элементами построения и перестроения, игры с мячом).
  3. Ритмическая гимнастика (танцевальные упражнения, различные сочетания танцевальных шагов и ходьбы).
  4. ЛФК (занятия на тренажерах, различные  виды  массажа).

  Основные задачи теоретических занятий.

  • дать необходимые представления о значении физических упражнений в жизни и здоровье человека, о личной гигиене, технике безопасности на занятиях, о различных видах спорта, знакомить детей с понятием, как рациональный отдых.

Основные задачи практических занятий.

  • упражнять в умение контролировать технику выполнения движений;
  • обучать способам самоконтроля и самооценки;
  • совершенствовать навыки самоорганизации детей в подвижных играх, спортивных играх;
  • создать условия для разностороннего развития детей.

Структура занятия.

I вводная часть (разные виды ходьбы и бега, строевые упражнения, перестроение).

II основная часть (ОРУ, ОД,  музыкально – ритмические движения, подвижные игры).

III заключительная часть (упражнения на расслабление мышц, на дыхание, рефлексия, спокойная ходьба, игры малой подвижности).

Формы проведения занятий:

  • сюжетные;
  • игровые;
  • музыкально – ритмические;
  • интегрированные.

По ходу занятия дети получают определенные знания, чаще всего  в процессе выполнения двигательных действий. Руководитель секции должен формировать у детей умения применять полученные знания на практике. Это создает условия для  осознанных занятий физическими упражнениями. Важно, чтобы педагог творчески относился к сообщению знаний, используя межпредметные связи, т.е. опирался бы на те знания, которые получают дети, изучая другие предметы. Это, несомненно, обогатит кругозор детей, углубит знания, повысит их интерес к занятиям.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, оценивать их реакцию на предлагаемую нагрузку, следить за их самочувствием во время занятий, замечать признаки утомления и предупреждать перенапряжение.

Численный состав секции и режим работы (сетка часов).

Год обучения

Количество детей

Время занятий

Количество часов

1

Старшая группа

20

30 минут

1 раз в неделю

2

Подготовительная группа

20

40 минут

2 раза в неделю

  Программный материал распределен на два года обучения для девочек и мальчиков от 6 до 7 лет.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Двигательные умения, навыки и способности.

Цель:

  • Данный раздел предусматривает работу по парциальной  программе «Старт» Л.В. Яковлевой, Р.Юдиной, которая  даёт возможность не только оздоровить детский организм, но и выработать у детей потребность систематически и с удовольствием заниматься физкультурой, спортом, помогает развить у детей ловкость, выносливость, умение владеть своим телом, чувство самостраховки;
  • Повысить двигательную активность детей.

        В программу включены:

  • акробатические упражнения;
  • игровые подражательные движения;
  • упражнения в равновесии на различных снарядах.

II. Подвижные игры.

Цель:

  • способствовать всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию, расширение общего кругозора детей. Дать разрядку умственному и эмоциональному напряжению.

Название подвижных игр

Игры с элементами построения и перестроения

" Где звенит", "Точный поворот", "Смирно".

Игры с элементами общеразвивающих упражнений

"Охотники и звери", "Мяч водящему", "Брось за флажок", "Встречная эстафета с мячом", "Передал – садись", "Мяч – среднему", "Попади в обруч", "Метко в цель", " Охотники и зайцы", " Круговая лапта", " Удержи палку", "Пионербол".

Игры с бегом

"»Быстро возьми, быстро положи»,  «Перемени предмет», «Ловишки», «Бери ленту»,»Совушка», «Жмурки», «Два мороза», «Догони свою пару», «Паук и мухи», «Кто дальше», «Ловишка из круга».

Игры с прыжками

"Лягушки и цапля», «Волк во рву», «Удочка», «Не попадись», «Будь ловким», «Воробьи и кошка», «Медведи и пчелы», «С кочки на кочку».

Игры с элементами спортивных игр

"Мяч в корзину", "Точный пас", "Вверх – вниз", "Встреча через сетку", "Змейка", "Порази цель",  "Кто больше", "Послушный мяч", "Городки".

Игры с лазанием

«Перелет птиц», «Ловля обезьян», «Медведи и пчелы», «Пожарные на учении».

Игры с метанием и ловлей

«Стоп», «Кто самый меткий», «Ловишка с мячом», «Школа мяча».

Методика проведения подвижных игр.

1этап – предварительный (чтение литературы, подбор считалок, стихов).

2 этап – сбор на игру (сюрпризный, игровой момент).

3 этап – название игры.

4 этап – информация о содержании двигательных задач.

5 этап – выполнение правил игры.

6 этап – распределение ролей.

7 этап – руководство игрой.

8 этап – подведение итогов.

Подвижные игры во время занятий создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

III.  Ритмическая гимнастика.

Цель:

  • Содействовать всестороннему и гармоничному  развитию личности ребенка дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

Планирование занятий

по танцевально-игровой гимнастики.

п/п

Разделы

Характеристика разделов

Месяц

Неделя

1

Игроритмика

Является основой для развития чувства ритма и  двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения  под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности.

Сентябрь

1 неделя

2

Игрогимнастика

Служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков.

Октябрь

1неделя

3

Танцевально-ритмическая гимнастика

Представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Физические упражнения, оказывают определенное воздействие  на занимающихся, решают конкретные задачи.

Октябрь

2 неделя

4

Игротанцы

Направлены на формирование  танцевальных движений.

Ноябрь

1неделя

5

Игропластика

Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости. Используются элементы древних гимнастических движений стретчинга, выполняемые в игровой  сюжетной форме.

Декабрь

1неделя

IY. ЛФК.

Цель:

  • Улучшить состояние здоровья детей с патологией костно-мышечной системы.

Тренирующий режим

п/п

Форма занятия

Длительность

Месяц

1

Занятие фитбол-гимнастикой.

30-40 минут

1 раза в месяц

2

Занятие корригирующей гимнастикой.

30-40 минут

2 раза в месяц

3

Занятие  с использованием упражнений для укрепления мышц туловища, рук и ног.

30-40 минут

1 раз в месяц

4

Занятие с использованием тренажеров и спортивного инвентаря.

30-40 минут

1 раз в месяц

5

 Занятие с использованием дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз.

30-40 минут

2 раза в месяц

6

Занятие с использованием различных видов массажа.

30-40 минут

1 раз в месяц

Теоретическая подготовка.

  1. Правила поведения на занятиях. Техника безопасности. Беседа о том, как вести себя на занятиях, разработка правил поведения. Какие меры безопасности предусмотрены на занятиях по физической культуре.

  1. Личная гигиена. Закаливание. Основные правила личной гигиены. Беседы о

     ЗОЖ. Для чего это нужно?

  1. «Мальчики и девочки» - дифференцированный подход.  Мальчики внимательно и бережно относятся к девочкам. Мужское достоинство в рыцарском отношении к женщине. Какие качества на занятиях развивают девочки?  Зачем это нужно?

  1. Продолжать знакомить с разными видами спорта. Краткие сведения о разных видах спорта.

  1. Правила игр и соревнований. Правила при проведении подвижных игр, спортивных игр. Правила пользования игротекой. Правила общения со спортивным инвентарем.

Контрольные испытания.

В начале и в конце учебного года проводиться диагностика по уровню физической подготовленности дошкольников. Диагностика проводиться совместно с руководителем по физическому воспитанию и медицинской сестрой. Диагностика используется для оценки исходного уровня развития школьников с тем, чтобы определить для каждого оптимальную "ближайшую" зону здоровья формирование систем, функций организма и двигательных навыков.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Комплектование  методических  пособий, подбор и распределение информационного материала по темам.
  2. Методические разработки по проведению занятий по наиболее популярным темам: "Дни здоровья", "Спортивный праздник".
  3. Распечатка наглядного материала.
  4. Пополнение картотеки подвижных  и спортивных  игр.
  5. Подбор музыкальных произведений для проведения занятий.

Диагностическая методика  выявления физических способностей и навыков детей  5-6 лет.

Физическими  (двигательными) качествами  называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость.

Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

Быстрота – это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

В качестве тестового упражнения предлагается бег на 30 метров. Длина беговой дорожки должна быть на 5-7 м больше, чем длина дистанции.

Линия  финиша наносится сбоку короткой чертой, а за ней на расстоянии 5-7 м ставится хорошо видимой с линии старта чертой ориентир (флажок на подставке,  куб), чтобы избежать замедления ребёнком движения на финише. По команде «на старт, внимание» поднимается флажок, и по команде «марш» ребёнок с максимальной скоростью стремится добежать до финиша. После отдыха нужно предложить ребёнку ещё 3 попытки. В протокол заносится результат лучший из трёх попыток.

Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы обеспечивается в первую очередь силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.

Сила рук измеряется специальным ручным динамометром, сила ног – становым динамометром. Силу плечевого пояса можно измерить по расстоянию, на которое ребёнок бросает двумя руками набивной мяч массой 1 кг, а сила нижних конечностей определяется по прыжкам в длину с места.

Следует отметить, что и прыжок, и бросок набивного мяча требуют не только значительных мышечных усилий, но и быстроты движений. Поэтому данные упражнения называются скоростно-силовыми.

Прыжок в длину с места. Для  проведения прыжков нужно создать необходимые условия, т.е. положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определённом расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить 3 флажка и предложить ребёнку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется 3 раза, фиксируется лучшая из попыток.

Ловкость  - это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои  действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений и окружающей обстановки.

Ловкость можно оценить по результатам челночного бега на дистанцию 10м: она определяется как разница во времени, за которое ребёнок пробегает эту дистанцию с поворотом и по прямой. Ребёнку следует дать две попытки с перерывом для отдыха между ними. Для повышения интереса и результативности действий задание лучше выполнять в условиях соревнования.

Выносливость – это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности, выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Выносливость можно оценить по результату непрерывного бега в равномерном темпе: на дистанцию 800 метров. Тест считается выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановки.

Гибкость – это морфофункциональные свойства спорно – двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Гибкость оценивается при помощи упражнения – наклон вперёд, стоя на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее 20-25см. Для измерения глубины наклона линейку или планку прикрепляют таким образом, чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости опоры. Если ребёнок не дотягивается кончиками пальцев до плоскости опоры. Если ребёнок не дотягивается кончиками пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком минус. При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Оптимально – минимальный уровень (стандарт) физической подготовленности дошкольников начальной школы – детский сад

 (основная медицинская группа).

                                                                                                        ДЕВОЧКИ.

Контрольные нормативы (тесты).

6 лет.

7 лет.

1. Бег 30 м/сек. (с высокого старта).

6.5

6.1

2. Прыжки в длину с места (см.)

70

90

3. Прыжки в длину с разбега (см).

90

110

4.Прыжки в высоту с разбега (см).

40

50

5. Челночный бег 3х10м/с.

13.0

12.5

6. Наклоны, вперед сидя на полу (см.)

+ 2

+2

   МАЛЬЧИКИ.

Контрольные упражнения

(тесты).

6 лет.

7 лет.

1. Бег 30 м/с ( с высокого старта).

7.3

6.8

2. Прыжки в длину с места (см.)

75

95

3. Прыжки в длину с разбега (см).

100

115

4.Прыжки в высоту с разбега (см).

45

50

5. Челночный бег 3х10м/с.

12.7

12.5

6. Наклоны, вперед сидя на полу (см.)

+ 3

+ 3

Предполагаемый результат:

  • Система представлений детей о себе своем здоровье и физической культуре.

  • Повысить двигательную активность детей на физкультурных занятиях и в СДД.

  • Повысить уровень ответственного отношения детей к себе, к своему здоровью и физической культуре.

  • Получить положительные результаты оздоровления и физического развития детей,  сформировать у них ценностное отношение к своему здоровью и физической культуре.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

  1. Токаева Т.Э. Региональная программа физического и валеологического развития детей дошкольного возраста "Азбука здоровья".
  2. Токаева Т.Э. «Мир физической культуры т здоровья».
  3. Токаева Т.Э. «Пермячок».
  4. Былеева Л.В. "Подвижные игры".
  5. Ефименко Н. "Театр физического развития и оздоровления детей".
  6. Каштанова Г.В. «Лечебная физкультура и массаж».
  7. Маханева Т.Д.   «Воспитание здорового ребенка».
  8. Реутов С. «Физкультура про другое, от простого к сложному».
  9. Высоцкий В. «Физкультура. Педагогика общего успеха».
  10. Литвинов Е.Н. "Веселая физкультура".
  11. Смирнова Л.А. "Общеразвивающие упражнения для дошкольников".
  12. Фирилева Ж.Е. "СА- ФИ – ДАНСЕ" ( танцевально – игровая гимнастика для детей).
  13. Л.В. Яковлева парциальная программа по физическому воспитанию для детей дошкольного возраста «Старт».

Рецензия

на программу по общей физической подготовки

 детей старшего дошкольного возраста  

«Растем крепкими и здоровыми»,

автор  -  Казанцева Елена Михайловна,

руководитель по физическому воспитанию

Частинской начальной школы-детский сад.

Данная программа реализуется на базе Частинской начальной школы-детский сад, образовательная область – физкультурно-спортивная.

Программа предназначена для детей  старшего дошкольного возраста. Срок реализации программы 2 года. В программе определены допустимые нормы и объемы тренировочных нагрузок, соответствующие возрасту детей. Качество подачи материала: грамотно, профессионально. Программа актуальна, для проведения занятий по общей физической подготовки детей старшего дошкольного возраста.

В концептуальной части программы выделена основная цель и задачи программы. Учтены анатомические  и физиологические особенности детей дошкольного возраста.

Содержательная часть программы  включает в себя 4 раздела. В каждом разделе программы выделены цель и задачи. Содержит  тематическое планирование, включает  распределение теоретической и практической подготовки.

В методической части программы характеризуются организационно-педагогические условия, формы и методы обучения,  комплектование  методических  пособий, подбор и распределение информационного материала по темам. Предоставлена  диагностическая методика  выявления физических способностей и навыков детей  5-6 лет.

В диагностической части программы предоставлен  оптимально – минимальный уровень (стандарт) физической подготовленности дошкольников по основной медицинской группе.

Предоставлен список литературы.

Предложения:

  1. Программа может быть использована  для детей старшего дошкольного возраста
  2. Закрепить за программой статус – адаптированная.

Заместитель директора по воспитательно-образовательной работе  Частинской начальной школе детский сад ______________ /Н.М.Эскина/

30.08.2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...

Дополнительная образовательная программа «Олимпийские звезды» по общей физической подготовке детей старшего дошкольного возраста

Полноценное физическое развитие дошкольника – это правильное и своевременное формирование умений и навыков, развитие интереса к различным доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нра...

Дополнительная образовательная программа по развитию познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в стране Наурандии»

В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Почемучки» ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (для детей старшего дошкольного возраста)

Пояснительная запискаДополнительная образовательная программа (далее – программа) направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе...

«Вверх по лестнице, ведущей к духовности» дополнительная образовательная программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Срок реализаци

Дополнительная образовательная программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Вверх по лестнице, ведущей к духовности» направл...