Физическая культура и развитие здоровья ребенка
консультация по физкультуре на тему

Аисова Нурия Хайдаровна

Физическая культура и развитие здоровья ребенка

 

Идея развития здоровья через приобщение к тем исторически сложившимся (складывающимся) формам физической культуры человечества, которые способствуют не только «физическому», но прежде всего личностному росту человека и – только на этой основе – его движению к спортивным достижениям, в том числе высшего уровня. Слово «Культура» написано с заглавной буквы не ради оригинальности. Имеется в виду не та «физкультура», которую преподают в учебных заведениях по традиционным программам, а развитая культура отношения человека к себе и своим телесно-психическим возможностям. Пусть в настоящий спорт лежит только через нее, а не через «моторный тренаж», какую бы форму он ни принимал. Это позволяет замкнуть цепочку: развитие здоровья – развивающие формы физической культуры (которая постепенно перерастает в «базисную культуру личности») – спорт высоких достижений (включая достижения личностного роста). Но чтобы цепочка эффективно заработала, необходимы более радикальные и масштабные меры. Позитивные сдвиги в этом направлении уже наметились. Достаточно перечислить ряд документов, подготовленных только за последнее время: рекомендации Государственного Совета РФ «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» (от 30.01.02), соответствующие поручения Президента РФ  (от 18.02.02, № Пр-279) и Председателя Правительства РФ (от 21.02.02, № МК-П*-02655), приказ Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, Российской академии образования «О совершенствовании процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» (от 16.07.02, № 2715/227/199/19).

Однако обращает на себя внимание следующий факт: двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации, оздоровительная работа в действительности занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка – дошкольника и школьника. Они остаются вынесенными на периферию образовательного процесса.

Все это ведет к  утрате ускоренных в сфере движений потенциальных источников развития ребенка (а они ведь имеют непреходящее значение!), росту детской заболеваемости, не спадающему даже благодаря принятию различных профилактических мер. Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало увеличить удельный вес движений в жизни ребенка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии современных детей это, безусловно, необходимый шаг. К нему автоматически не приведет и само по себе расширение диапазона оздоровительных процедур. Все зависит от того, как двигаться и как оздоравливать. Понятно, что, например, перспектива увеличения объема двигательной активности воспитанников детского сада в организованных формах оздоровительно-воспитательной работы до 6-8 часов в неделю (см. упомянутый Приказ Минобразования, Минздрава, Госкомспорта и РАО) будет полноценно реализована лишь при условии содержательного наполнения самого этого «объема», самих этих форм.

При обучении дошкольников (и младших школьников), например, рисованию, обычно в фокусе внимания оказывается детская рука, согласующаяся с изобразительным образцом (неважно – демонстрирует ли его педагог, или ребенок сам ориентируется на него по памяти). Так или иначе, но именно действующая рука ребенка становится главным предметом работы педагога. В отличие от этого, в построении и воплощении художественного образа, с нашей точки зрения, должно участвовать все тело ребенка. При этом осмысленное телесное движение является самоценным моментом изобразительной деятельности. Это отчасти расходится с традиционным пониманием природы продуктивной деятельности как деятельности, направленной на получение «конечного результата».

На начальных этапах развивающего обучения рисованию (и лепке) особое внимание мы уделяем развитию у ребенка способности эмоционально переживать свое продуктивное действие, состояние выполняющего его органа (органов) и одновременно выражать через действие строй собственных переживаний и чувств. Дети учатся «слушать» свои руки, все тело в моменты творения и претворения образа. Для этого используются специальные методики «вхождения» в целостное психосоматическое состояние. Тело в эти моменты достаточно подвижно: дети принимают разнообразные позы, иногда «пританцовывают», живой характер носит их мимика. Большую роль тут играют кинестетические (исходящие от движущихся органов) ощущения. Дети помогают себе рисовать не только движением, но и голосом (им предлагается голосом, в том числе и музыкально, «озвучивать» рисунок).

В образовательно-оздоровительной программе определены два направления педагогического процесса:

1) приобщение к физической культуре (развитие культуры движений) на специальных занятиях

2) развивающие (личностно развивающие) формы оздоровительной работы

В соответствии с этим сгруппирован и материал настоящих публикаций. Идеи развивающего образования последовательно реализуются во всех рубрика Программы. Перечислим эти рубрики по вышеуказанным направлениям:

1) упражнения и задания на развитие основных движений, мелких мышц руки и лица, мимики. Упражнения для разных групп мышц. На принятие и сохранение позы, музыкально-ритмические упражнения, подвижные игры, игры-аттракционы для праздников, подготовка к плаванию, а также (начиная со старшей группы) силовые упражнения, элементы спортивных игр для мальчиков, художественно-спортивные упражнения для девочек, спортивные упражнения и игры для детей обоих полов;

2) закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, для профилактики плоскостопия, психогимнастика.

Развивающая двигательно-игровая деятельность, содержание и формы которой отражены в Программе. Носят ярко выраженный творческий характер. Отсюда общая цель работы по нашим программно-методическим материалам: формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности. Именно на этой основе у детей может культивироваться осмысленное отношение к собственному телу, его состоянию и возможностям. Достижение поставленной цели обеспечивают специальные технологии образовательно-оздоровительной работы.

Эффект образовательно-оздоровительной работы усматривается нами в воспитании у ребенка общей способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно-игровой деятельности – конечно, на доступном дошкольнику уровне. А это предполагает выработку у него отношение к собственному духовно-телесной организации как зеркало, точнее – как к своеобразной «голограмме» Мира. Эту «голограмму» ребенку помогает строить его воображение, неразрывно связанная со сферой эмоций, выразительных движений, экспрессивных действий. Воздействуя на него в игре (в плане воображения), ребенок сможет реально гармонизировать свое отношение к действительности (в самом широком смысле слова). Как показали наши экспериментальные, поисковые исследования подобные взаимодействия благоприятно сказываются на психофизиологическом развитии ребенка, способствует поддержанию его психосоматического благополучия, заметному снижению уровня заболеваемости и др.

 

Литература: Дошкольное воспитание № 1. 2004г.,стр. 80

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа № 20

 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск

структурное подразделение «Детский сад «Гномик»

                                   ЗАВЕРЯЮ:

                                                      Зав. ГБОУ ООШ № 20

                                                   г. Новокуйбышевска

                                                                    структурного подразделения

                                                               «Детского сада «Гномик»

________________ Бурнаева Н.Н.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Физическая культура и развитие здоровья ребенка»

                                                                              Подготовила: инструктор

                                                                            по физической культуре

                                                                ГБОУ ООШ № 20

                                                                       г. Новокуйбышевска

структурное подразделение

                                                                             «Детский сад «Гномик»

                                                       Аисова Н.Х.

г. Новокуйбышевск

Физическая культура и развитие здоровья ребенка

Идея развития здоровья через приобщение к тем исторически сложившимся (складывающимся) формам физической культуры человечества, которые способствуют не только «физическому», но прежде всего личностному росту человека и – только на этой основе – его движению к спортивным достижениям, в том числе высшего уровня. Слово «Культура» написано с заглавной буквы не ради оригинальности. Имеется в виду не та «физкультура», которую преподают в учебных заведениях по традиционным программам, а развитая культура отношения человека к себе и своим телесно-психическим возможностям. Пусть в настоящий спорт лежит только через нее, а не через «моторный тренаж», какую бы форму он ни принимал. Это позволяет замкнуть цепочку: развитие здоровья – развивающие формы физической культуры (которая постепенно перерастает в «базисную культуру личности») – спорт высоких достижений (включая достижения личностного роста). Но чтобы цепочка эффективно заработала, необходимы более радикальные и масштабные меры. Позитивные сдвиги в этом направлении уже наметились. Достаточно перечислить ряд документов, подготовленных только за последнее время: рекомендации Государственного Совета РФ «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» (от 30.01.02), соответствующие поручения Президента РФ  (от 18.02.02, № Пр-279) и Председателя Правительства РФ (от 21.02.02, № МК-П*-02655), приказ Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, Российской академии образования «О совершенствовании процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» (от 16.07.02, № 2715/227/199/19).

Однако обращает на себя внимание следующий факт: двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации, оздоровительная работа в действительности занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка – дошкольника и школьника. Они остаются вынесенными на периферию образовательного процесса.

Все это ведет к  утрате ускоренных в сфере движений потенциальных источников развития ребенка (а они ведь имеют непреходящее значение!), росту детской заболеваемости, не спадающему даже благодаря принятию различных профилактических мер. Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало увеличить удельный вес движений в жизни ребенка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии современных детей это, безусловно, необходимый шаг. К нему автоматически не приведет и само по себе расширение диапазона оздоровительных процедур. Все зависит от того, как двигаться и как оздоравливать. Понятно, что, например, перспектива увеличения объема двигательной активности воспитанников детского сада в организованных формах оздоровительно-воспитательной работы до 6-8 часов в неделю (см. упомянутый Приказ Минобразования, Минздрава, Госкомспорта и РАО) будет полноценно реализована лишь при условии содержательного наполнения самого этого «объема», самих этих форм.

При обучении дошкольников (и младших школьников), например, рисованию, обычно в фокусе внимания оказывается детская рука, согласующаяся с изобразительным образцом (неважно – демонстрирует ли его педагог, или ребенок сам ориентируется на него по памяти). Так или иначе, но именно действующая рука ребенка становится главным предметом работы педагога. В отличие от этого, в построении и воплощении художественного образа, с нашей точки зрения, должно участвовать все тело ребенка. При этом осмысленное телесное движение является самоценным моментом изобразительной деятельности. Это отчасти расходится с традиционным пониманием природы продуктивной деятельности как деятельности, направленной на получение «конечного результата».

На начальных этапах развивающего обучения рисованию (и лепке) особое внимание мы уделяем развитию у ребенка способности эмоционально переживать свое продуктивное действие, состояние выполняющего его органа (органов) и одновременно выражать через действие строй собственных переживаний и чувств. Дети учатся «слушать» свои руки, все тело в моменты творения и претворения образа. Для этого используются специальные методики «вхождения» в целостное психосоматическое состояние. Тело в эти моменты достаточно подвижно: дети принимают разнообразные позы, иногда «пританцовывают», живой характер носит их мимика. Большую роль тут играют кинестетические (исходящие от движущихся органов) ощущения. Дети помогают себе рисовать не только движением, но и голосом (им предлагается голосом, в том числе и музыкально, «озвучивать» рисунок).

В образовательно-оздоровительной программе определены два направления педагогического процесса:

1) приобщение к физической культуре (развитие культуры движений) на специальных занятиях

2) развивающие (личностно развивающие) формы оздоровительной работы

В соответствии с этим сгруппирован и материал настоящих публикаций. Идеи развивающего образования последовательно реализуются во всех рубрика Программы. Перечислим эти рубрики по вышеуказанным направлениям:

1) упражнения и задания на развитие основных движений, мелких мышц руки и лица, мимики. Упражнения для разных групп мышц. На принятие и сохранение позы, музыкально-ритмические упражнения, подвижные игры, игры-аттракционы для праздников, подготовка к плаванию, а также (начиная со старшей группы) силовые упражнения, элементы спортивных игр для мальчиков, художественно-спортивные упражнения для девочек, спортивные упражнения и игры для детей обоих полов;

2) закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, для профилактики плоскостопия, психогимнастика.

Развивающая двигательно-игровая деятельность, содержание и формы которой отражены в Программе. Носят ярко выраженный творческий характер. Отсюда общая цель работы по нашим программно-методическим материалам: формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности. Именно на этой основе у детей может культивироваться осмысленное отношение к собственному телу, его состоянию и возможностям. Достижение поставленной цели обеспечивают специальные технологии образовательно-оздоровительной работы.

Эффект образовательно-оздоровительной работы усматривается нами в воспитании у ребенка общей способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно-игровой деятельности – конечно, на доступном дошкольнику уровне. А это предполагает выработку у него отношение к собственному духовно-телесной организации как зеркало, точнее – как к своеобразной «голограмме» Мира. Эту «голограмму» ребенку помогает строить его воображение, неразрывно связанная со сферой эмоций, выразительных движений, экспрессивных действий. Воздействуя на него в игре (в плане воображения), ребенок сможет реально гармонизировать свое отношение к действительности (в самом широком смысле слова). Как показали наши экспериментальные, поисковые исследования подобные взаимодействия благоприятно сказываются на психофизиологическом развитии ребенка, способствует поддержанию его психосоматического благополучия, заметному снижению уровня заболеваемости и др.

Литература: Дошкольное воспитание № 1. 2004г.,стр. 80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для инструкторов по физической культуре Особенности развития ребенка-дошкольника

У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. Таким образом,...

Консультация для инструкторов по физической культуре Особенности развития ребенка-дошкольника

У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. Таким образом,...

консультация для родителей по физической культуре в ДОУ "помоги ребенку расти здоровым"

Консультация для родителей«Помогите ребенку расти здоровым!»...

Методическая разработка по образовательной области «Физическое развитие» «Здоровый ребенок- это здорово»

Забота о развитии и здоровье ребёнка начинается по существу с организации здорового образа жизни в семье.Здоровый образ жизни - это благоприятный климат в семье, дружеское, доброже...

Утренняя зарядка, как средство воздействия на эмоционального и физического развитие здоровье ребенка

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие  эмоционального  и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполне...