Главные вкладки

    Материал из опыта работы - мастер класс "Совершенствование звуковой культуры речи как одного из средств развития здорового ребенка"
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Совершенствование ЗКР как одного из средств развития здорового ребёнка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master-klass_zkr_ne_nado_.doc27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер – класс

    для воспитателей детей старшего дошкольного возраста

    Тема: « Совершенствования звуковой культуры речи как одного из средств развития здорового ребенка».

    Тема ООД: «Рыбы»

    Цели:

      -   закрепить названия рыб, питание, строение, дыхание;

    • формировать умения подбирать родственные слова;
    •  учить образовывать притяжательные прилагательные;
    • составлять предложение по опорным словам;
    • учить образовывать слова с увеличительными и уменьшительными суффиксами (ИЩ, ИК, К);
    •  формировать звуковую культуру речи (учить правильному произношению звукоа «р», развивать фонематический слух;
    •  учить составлять рассказ по серии картинок «Сом»;
    •  развивать внимание, память.

    Словарь: рыбы, щука, окунь, лещ, судак, сазан, ерш, налим, форель, сом, минтай, треска, хек, скумбрия, сельдь, , килька, акула, рыбак, рыболов, уха, плавники, жабры, чешуя, пресноводные, морские, аквариумные, удочка, сеть, невод, мальки, леска, поплавок, грузило и т. д.

    Оборудование: видеозапись «Морские глубины», предметные картинки, аудиозапись «Звуки природы», спортивная доска, разноцветные мешочки с крупой, разрезные картинки.

    Ход ООД:

    1. Игра «Кто как говорит?»

    Волк – воет

    Собака – лает

    Ворона -  

    Воробей –

    Кошка –

    Корова – мычит

    Рыба – молчит

    Лиса –

    Медведь –

    Лягушка –

    1. В.: - Послушайте, дети, внимательно. Что это?  (Аудиозапись «Звуки природы – журчание ручья, воды)

           В. – что чувствуем?

    • Какое настроение
    • Пожелания воспитателя.
    • Где бывает много воды?
    • А мало? … в аквариуме?
    • Кто плавает и в море, и в реке, и в аквариуме?
    • О чем речь пойдет сегодня? ( о рыбах)

    1. В.: - отправимся в дальнее путешествие к морю. Вначале поедим на лошадке. Упражнение для артикуляционного аппарата «Лошадка».

    «Цок -цок -цок, -

    мы все сказали,

    как лошадки, поскакали,

    язычок, поцокай с нами.

    – Эй, а где ж улыбка?

    Зубки и прилипка! »

    В.: - Далеко до моря, дальше поедем в поезде. Игра «Поезд»

    1. В.: - Вот и прибыли!

    Посмотрите на картинки с рыбками и скажите, как они называются. Как их называют одним словом?( Кит, акула и т. д. – морские)

    1. Описание внешнего вида рыб: голова, туловище, хвост, плавники, жабры, глаза, рот, чешуя (для чего?).
    2. Проговаривание скороговорок (чистоговорок)

     Морская волна сильна  и вольна.

    Рыбу ловит рыболов.

    Весь реку уплыл улов.

    Везет цапля  щучку в чешуйках.

    1. В.: - Путешествие продолжается. Сейчас мы сядем на теплоход и по морю отправимся к реке. Вашим билетиком будет название  морской рыбы  (дети произносят название морской рыбы и садятся)

     а).   Мы теплоходные гудки,

    теплоход отплывает- громкий М-м-м,

    теплоход уходит все дальше – н –н-н.

    б).   Теперь, представьте, что мы слышим

     шум ветра –в-в-в

    жужжание пчел –ж-ж-ж

    писк комара –з-з-з

    Воспитатель включает видео – «Морские глубины»

    • Что увидели? Какое настроение?
    1. В.: - Вот мы и на реке. Нужно выйти на берег, но здесь узенький мосток и разноцветные камешки, чтобы не замочить ноги, нужно аккуратно по ним пройти (спортивная доска, мешочки с крупой).– Устраивайтесь на берегу.
    2. Входит рыбак с удочкой, сачком, ведерком.
    • Здравствуйте, дети! Отгадайте,  кто я? – (рыбак)
    •  А как по-другому меня называют? (Рыболов)
    • Что у меня в руке?
    • Что должно быть на удочке, чтобы поймать рыбу?
    • Какими снастями можно ловить рыбу? (сеть, невод)
    • Загадки отгадывать любите? Отгадайте мои.

    В воде она живет, нет клюва, а клюет (рыба)

    У родителей и деток вся одежда из монеток (Рыба)

    Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает (рыба)

    Блещет в речке чистой спинкой серебристой (рыба)

    • А как называется суп из рыбы?
    • Однажды я поймал во-оот такую рыбину.
    • Что делать, как положить ее в кастрюлю? (разрезать)
    1. В.:-  Дети, нам понадобится острый нож. Давайте поможем рыбаку, наточим нож, чтобы разрезать рыбу для ухи.

    Физминутка «Точим нож».

    1. Пальчиковая гимнастика (Цель: автоматизация и дифференциация звуков)

    Повар нам готовить рад

    Для солдат и для ребят.

    Вот солдаты перед маршем

    Макароны любят с фаршем,

    А детишки любят рис,

    На обед чтоб был сюрприз:

    Например, блины с начинкой,

    Бутербродики с ветчинкой,

    А для маленьких детей

    Ты скорей ухи налей!

    Рыбак:- Мне пора на рыбалку, до свиданья, дети.

    1. Рассматривание рыб речных.
    • Какие рыбы живут в реке? (Дети называют)
    • Как их можно назвать? (Речные)
    • Легко ловить рыбу? Какая пословица говорит об этом? «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

    В-ль: Показывает на картинке  разных рыб и спрашивает:

    • Чей плавник?
    • Чья голова?
    • Чье туловище?
    1. В-ль: - Пора нам возвращаться в детский сад. У меня есть волшебная палочка, которая поможет нам очутиться в нужном месте, но только тогда, когда вы составите из отдельных слов предложения.

       Чайки, летать, над, вода.

       Акула, обитать, в, моря, и, океаны.

       Рыба, жить, в, река.

      Рыбаки, поймать, щука.

      Мама, варить, вкусная, уха.

    • Закройте глаза, скажите: «Крибле – крабле – бум!»
    • Вот мы и в детском саду.

     14. В.: - А что за рыбки плавают здесь?  (показывает на аквариумные)

    • Как они называются?

     15.Игра «Волшебная палочка»

    • Коснусь большим цветком – называете «Большое» слово, коснусь маленьким (на концах волшебной палочки цветки:) большой и маленький)-  называете «маленькое» слово.

    Рыба – рыбка - рыбища

    Ерш – ершик – ершище

    Сом - …..

    Уха-…

    Зуб-…

    Ведро- …

    Хвост-  …

    Акула- …

    16.В.: -  Я предлагаю вам взять части разрезанных картинок, по цвету определите, в какую группу вы войдете, составьте картинку. Что у вас получится? Какое название вы дадите?

    1.  Чтение рассказа «Сом» воспитателем.

                                         

      Сом.

       Друзья Сеня и Костя поймали сома. Они отнесли его домой и оставили в кухне на скамейке.

      Кот Васька тут как тут. Он хватает сома и уносит его под скамейку. Входит мама и видит: сидит Васька под скамейкой, а от сома остались одни кости. Всем досадно, а кот сыт.

    • Объясните значение словосочетаний: тут как тут; всем досадно,а кот сыт.
    • Расставьте картинки в нужной последовательности.

    18.Повторное чтение рассказа воспитателем.

    19.Пересказ рассказа детьми с опорой на картинки.

    20.: - Сеня и Костя вместе ходили на рыбалку. Кто они? (друзья).

             Игра «Дрозды»

    1. Рефлексия.

    Пояснение.

       Речевая деятельность ребенка должна быть так же многогранна, как и у взрослого, поэтому мое занятие, рассчитано на развитие следующих умений и навыков:

    • орфоэпические умения и навыки: правописание, произношение
    •  организация работы над дикцией
    • лексическая работа (обогащение словаря)
    • формирование умений строить фразы и умение пересказывать.

      Все это направлено на развитие речи в полном понимании этого слова.

       Преследуемая мною цель такова: многоканальное развитие речи (отрабатываются многие навыки)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Планирование индивидуально-подгрупповой работы по формированию звуковой культуры речи, лексико-грамматических компонентов и связной речи в средней группе для детей с ОНР

    Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в средней  группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План...

    Статья "Обучение педагогов развитию звуковой культуры речи у дошкольников по средством игровых приемов на мастер-классе".

    Цель данного мероприятия - научить развивать фонематический слух, восприятие по средством игровых приемов....

    Мастер-класс на тему "Моделирование как одно из средств развития связной речи"

    Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных ...

    Роль учителя-дефектолога в формировании звуковой культуры речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

    В статье представлены основные методы и приемы работы учителя-дефектолога по развитию звуковой культуры речи у детей с ограниченными возможностями здоровья....

    Звуковая культура речи и ее значение для развития личности ребенка.

    Из учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи...

    МАСТЕР-КЛАСС: «Звуковая культура речи в работе воспитателя ДОУ с учетом ФГОС»

    Понятие звуковой культуры речи.Задачи развития звуковой культуры речи.Методы и приемы воспитания звуковой культуры речи.Работа над  развитием  звуковой культуры речи с учетом ФГОС.Построение...

    Мастер-класс "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"

    Мастер-класс "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"...