Главные вкладки

    Статья "Обучение педагогов развитию звуковой культуры речи у дошкольников по средством игровых приемов на мастер-классе".
    статья по развитию речи по теме

    Цель данного мероприятия - научить развивать фонематический слух, восприятие по средством игровых приемов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обучение педагогов развитию звуковой культуры речи у дошкольников по средством игровых приемов на мастер-классе.

            Звуковая система речи включает в себя овладение правильным звукопроизношением и развитие фонематических процессов. К старшему дошкольному возрасту большинство детей овладевают всеми звуками родного языка. Достаточно большое значение в усвоении звукопроизношения имеет развитие фонематического слуха и восприятия, т.е. сенсорной базы языка.

            Фонематический слух – тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, сопоставлять слышимые звуки с их эталонами, хранящимися в человеческой памяти в «решетке фонем».

            Фонематическое восприятие  - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова (Сколько слогов в слове? Сколько звуков в слове? Какой звук стоит в начале, в конце, в середине слова?).

            Следует различать эти два взаимосвязанных  понятия, и знать, что своевременное развитие фонематического слуха и восприятия является основой для грамотного, безошибочного письма и чтения.

             Восприятие звуков речи и их произношение – это два взаимосвязанных процесса. Это хорошо видно в процессе индивидуальных занятий. Если ребенку предложить найти среди нескольких слов, слово с заданным звуком, то выполняя данное задание ребенок проговаривает слова, произнося в них звуки несколько протяжней. Таким образом,  дошкольник старается с помощью собственного произношения  проконтролировать наличие в слове заданного звука.

            Недостатки произношения звуков могут быть одной из причин нечеткой их дифференциации на слух, и, наоборот, нечеткая дифференциация определенных групп звуков на слух может быть причиной нечеткого или неправильного их произношения. Поэтому работа по различению звуков на слух должна вестись одновременно с закреплением правильного произношения отдельных звуков.

            С целью повышения компетентности педагогов в нашем учреждении проводятся деловые игры, мастер-классы, педагогические пробеги и т.д. Предоставляем вашему вниманию мастер-класс по развитию звуковой культуры речи.

            Цель: научить педагогов развивать фонематический слух, восприятие у дошкольников по средством игровых приемов.

             Педагоги с помощью жеребьевки делятся на две команды и занимают свои места за рабочими столиками. В команде по 5 человек. Команда придумывает свое название и выбирает капитана.

            Каждое задание выполняется коллективной работой команд. Последние задание выполняют капитаны команд. За каждое выполненное задание команда получает по одному слову из пословицы. Выигрывает та команда, которая быстрее заработает все слова из пословицы,  выложит их в правильной последовательности, расставив знаки препинания.

    1.Пирамида

    Цель: развивать слоговой анализ.

    Инструкция6 разложите картинки в виде пирамиды по количеству слогов 91 ряд – с одним слогом, 2 ряд – с двумя слогами, 3 ряд – с 3 слогами).

    2.Исправь ошибку.

    Цель: развивать фонематический слух.

    Инструкция: Найди и исправь ошибки, заменяя их нужным по смыслу словом.

    1. Там ползет зеленый лук

    С длинными усами.

    1. Тает снег, течет ручей,

    На ветвях полно врачей.

    1. Ехал дядя без жилета,

    Заплатил он штраф за это.

    1. Я рубашку сшила шишке.

    Я сошью ему штанишки.

    1. На пожелтевшую траву

    Роняет лев свою листву.

    3. Поговорка

    Цель: развивать анализ и синтез.

    Инструкция: Прочитай по первым буквам картинок зашифрованную поговорку.

    Правильный ответ: Без наук, как без рук.

    4. Отними по букве.

    Цель: развивать словесно-логическое мышление и языковой анализ и синтез.

    Инструкция: отгадайте загадки ориентируясь на схемы слов.

    1. Со мною все знакомы близко,

    Моя племянница – сосиска.

    _ _ _ _ _ С_

    1. Поверьте мне: когда сажусь,

    Я выше ростом становлюсь.

    С _ _ _ _ _

    1. Не выдам я своих примет,

    Но знай: в меня замок продет.

    С _ _ _ _

    1. Сошлись бойцы в упорной схватке,

    Друг друга , бьют надев перчатки.

    _ _ _ С

    1. Вишневый, яблочный, томатный,

    Я полезный, и приятный.

    С _ _

    5.  Веселая арифметика.

    Цель: развивать языковой синтез и словесно-логическое мышление.

    Инструкция: Образуйте новое слово с помощью прибавления буквы С к слову-отгадке.

    С + мелкое место поперек реки =?

    С + домашнее животное с мягкой пушистой шерстью = ?

    С + хвойный лес = ?

    С + спрятанные ценности = ?

    С + место стоянки судов = ?

    С + тонкая ветка = ?

    С + дом для отдыха =?

    6. Кроссворд.

    Цель: развивать звуко-буквенный анализ и синтез, логическое мышление.

    Инструкция: Впишите данные имена детей в клеточки и отгадайте как зовут девочку (мальчика).

    Правильные ответы: Майя, Егор.

    7.  Конкурс капитанов «Собери грибы в корзину».

    Цель: дифференцировать звуки [р]-[рь].

    Инструкция: Участник с коричневой корзинкой собирает «грибы» (грибочки с картинками на дифференцируемые звуки) с твердым звуком. Участник с оранжевой корзинкой собирает «грибы» с мягким звуком.

    8. Составление пословицы из заработанных слов.

    Цель: развивать языковой анализ и синтез.

    Инструкция: Из полученных слов составьте и прочтите пословицу.

    Правильные ответы: Возьми книгу в руки, не будет скуки.

                                        Хорошо того учить, кто хочет всё знать.

    9. Подведение итогов.

    10. Выставка игровых практических пособий на развитие фонематического восприятия, дифференциации различных звуков на слух.

     

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие звуковой культуры речи у дошкольников

    Полноценная речь ребенка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работе по воспитанию правильной речи следует уделять большое внимание. Систематическая работа над звукопр...

    Мастер - класс по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

    Целью мастер-класса является научить педагогов использовать свободное время для отработки звукопроизношения у детей дошкольного возраста....

    Педагогическая площадка воспитателей дошкольных отделений по обмену опытом: представление авторских разработок дидактических игр и пособий по развитию звуковой культуры речи у дошкольников

    Мероприятие носит конкурсный характер, проводится согласно "Положению о конкурсе на лучшую разработку дидактической игры, пособия по развитию звуковой культура речи дошкольников"...

    Консультация для педагогов "Артикуляционная гимнастика, как средство развития звуковой культуры речи".

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14300577","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"422","width":"480"}}]]...

    Методическая разработка. Мастер-класс для родителей : " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"

    Мастер-класс для родителей на тему: " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"Повышение компетентности родителей в вопросах развития звуковой культуры речи детей ...