Мастер-класс на тему "Моделирование как одно из средств развития связной речи"
консультация по развитию речи на тему

Карсакова Елена Владимировна

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Как сформировать речь ребенка, напомнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

Для  того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки  и умения  в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в своей  работе по развитию связной речи детей...

медиасопровождение по ссылке http://issuu.com/murashi/docs/________/1?e=6928316/1063169

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

        

воспитатель

высшей категории

Карсакова Е.В.

МДОУ детский сад

«Страна чудес»

Урок рождается непросто:
Порой – с наивного вопроса,
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то…
Когда сомнений нет уж боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдает себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось…

Формирование группы

Приветствие «Какой я» Участники сидят по кругу.

- Начнем работу со знакомства. Вы будете по очереди называть свое имя и три присущие Вам качества.

Ведущий резюмирует сказанное:

-Какие замечательные сегодня собрались здесь творческие люди, желающие повысить свой интеллектуальный потенциал.

Деление на группы (метод «Составь фразу»)

Участники берут карточку, на которой написано слово (символ) и ищут еще двоих (троих, четверых), чтобы получилась «знакомая фраза»:

Цель мастер-класса:

  • передача  накопленного опыта по использованию приёмов моделирования на занятиях по развитию речи

Задачи:

  • Повышение компетентности, активизация  исследовательской позиции участников мастер-класса;
  • Апробация и обсуждение  эффективности приемов моделирования;

Формирование понятийного поля данной проблемы.

Цель: объяснить слушателям  целесообразность  использования приемов моделирования как одного из средств развития связной речи.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: (слайд 2)

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Плохая дикция.

  Специалисты отмечают рост числа дошкольников, имеющих нарушения речевого развития. Причинами этого роста являются: (слайд 3)

  • общая соматическая ослабленность детей;
  • педагогическая некомпетентность родителей;
  • увеличение нарушений перинатального развития детей;
  • эмоциональные депривации в семье (ребёнок лишен эмоциональных реакций, исходящих от других людей), берущие начало еще в младенческом возрасте.

И в итоге: в средней группе детского сада обнаруживается до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:

– ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;
– нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;
– отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания, где каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Работая по выбранной теме, я руководствовалась следующей идеей: способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов делают практически невозможным произвольное запоминание – мозг не хранит информацию в привычном смысле слова, он способен сохранять только внутренние связи между объектами.

Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. При помощи речи взрослые руководят действиями ребёнка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребёнка, даже в тот период, когда они ещё только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребёнком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач. Ещё более возрастает роль речи в тот период, когда она приобретает планирующую функцию. Здесь ребенок, казалось бы, думает вслух.
Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человечеством понятия, т. е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закреплённые в словах. А чтобы дошкольнику было легче это усвоить, и используются схемы, модели и мнемотаблицы.

Поэтому, взяв в основу исследования великих педагогов, осознав эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами,  изменяя и совершенствуя их, я в течение последних лет использую приёмы моделирования в работе по развитию речи  детей.

Реализуя данную технологию, я поставила перед собой следующие задачи: (слайд 4)

– помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об
  окружающем;
– обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
– учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
– развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную
  память;
– снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для
  лучшей адаптации в современном обществе;
– развивать мелкую моторику у детей.

(слайд 5)

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

(СЛАЙД 6)

Моделирование состоит из следующих этапов:

— усвоение и анализ сенсорного материала;

— перевод его на знаково-символический язык;

— работа с моделью.


Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
(СЛАЙД 7)

- знакомство с графическим способом представления информации;

- развитие умения дешифровки модели;

- формирование навыка самостоятельного моделирования.

На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей используются различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы.

Демонстрация методов работы

Я хочу  поделиться с вами некоторыми эффективными приемами работы на основе наглядного моделирования, т.е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Один из приемов работы – использование пиктограмм. (СЛАЙД 8)

 Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

– как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;

– как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;

– как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми

Сейчас я вам предлагаю самим  придумать пиктограммы к некоторым словам.  Напоминаю, что изображение должно быть графическим без прорисовки конкретных деталей, но отображающее особенный признак, присущий именно этому предмету. Возьмите листочки и нарисуйте пиктограммы к словам:

Практическая работа педагогов.

слова - предметы: гриб, мост, заяц, человек, река; (СЛАЙД 9)

В  старшем возрасте пиктограммы, обозначающие тот или иной предмет, заменяются единым графическим символом – прямой линией. Это позволяет ребёнку самостоятельно мыслить

слова-признаки: большой, маленький, грустный, веселый; (СЛАЙД 10)

Общим графическим символом к словам-признакам является волнистая линия

слова-действия: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растет, светит; (СЛАЙД 1)

Подумайте, какие слова-действия обозначены этими пиктограммами)

И опять же все действия могут быть обозначены единым символом. Мы с детьми  решили, что это будет  – стрелка.

Для создания пиктограмм к предлогам мы взяли за основу квадрат. Местоположение точки или стрелки подсказывает, какой предлог используется. (СЛАЙД 12)

символы-предлоги: в, от, над, на, через, из и т.д;

Пользуясь такими пиктограммами, мы побуждаем ребёнка к речевой активности.

Например: предлагается следующее задание (работа на доске – зарисовка)

«Составь словосочетание»

  • Взрослый предлагает две пиктограммы, а ребенок составляет предложение

(маленький котёнок, лягушка прыгает)

 «Исправь ошибку»

  • Взрослый предлагает две пиктограммы. Ребенку предлагается исправить ошибку и произнести правильное предложение.

(бабочка ползает)

«Составление фраз с предлогами»

  • Составь из пиктограмм произнесенную фразу  “На грибе листок”, “К пеньку ползет муравей”, “Над цветком летает бабочка” и т.д.
  • Опираясь на пиктограмму, придумай фразу.

Перейдём к следующему виду моделирования.

(СЛАЙД 13)

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком-либо различии между персонажами.

На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные.

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок, т.к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т.д.) легко переносятся на модели. В начале достаточно, чтобы ребенок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки.

Отработка приема происходит в результате повторяющихся заданий, содержание которых постепенно расширяется, обогащается новыми связями. В дальнейшем можно придумывать с детьми и новые сказки, используя готовые заместители или разыгрывая бытовые сюжеты.

Данный прием моделирования обеспечивает единство речевой и мыслительной деятельности.

«Мнезис» в переводе с латинского языка означает память. Таким образом, приемы мнемотехники (искусство запоминания) призваны облегчить запоминание и увеличить объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Особенность приема – применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц. (СЛАЙД 14)

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Что можно изобразить на мнемотаблице? В  мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста я рекомендую использовать цветные мнемотаблицы, т.к. еще идет формирование сенсорных эталонов. 

Последовательность работы с мнемотаблицами:

– рассматривание таблицы;
– перекодирование информации, преобразование предложенного материала из
  символов в образы;
– воспроизведение материала (пересказ, заучивание текста, составление рассказа…)

Мнемотаблицы могут быть (СЛАЙД 15) предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается    схематическая мнемотаблица.

Критериями усвоения являются: правильное воспроизведение материала, умение самостоятельно расшифровывать символы.

Мнемотаблицы  я  использую для:

  • Заучивания стихов, загадок, пословиц;
  • Пересказа текстов;
  • Составления описательных рассказов;
  • Составления рассказов по сюжетной и пейзажной картине

Пересказ   -   более   легкий   вид   монологической   речи,   так   как   он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то степени отраженная речь с известной долей самостоятельности. В процессе обучения пересказу ребенок получает элементарные знания о строении связного высказывания, набирает практический опыт говорения, что является своего рода ступенькой к достижению главной цели - овладению связной монологической речью. Картинно-графический план, выполненный в виде мнемотаблицы, помогает детям запомнить и воспроизвести заданный рассказ, не «потерять» значимые его части, служит стимулирующим средством, как и любая наглядность, повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, побуждает ребенка анализировать и рассуждать.

Если на первоначальном этапе обучения детям даётся готовая мнемотаблица, (СЛАЙД 16) то в последующем, ребёнок  может сам с помощью пиктограмм, символов составить для себя план пересказа. (СЛАЙД 17) Важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.

Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста и в известной степени базируется на овладении навыками пересказа.   При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значения моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного отбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка. Дети испытывают трудности в построении сюжета, и снова им на помощь приходит картинно-графический план или мнемотаблица. Она служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения.

Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Качество описательного текста определяется полнотой характеристики внешних признаков или внутренних качеств объекта описания.

Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Примеры мнемотаблиц:

-для описания предмета;

-для описания овощей (фруктов);

-для описания одежды;

-для описания времени года.

(СЛАЙД 18)

Для рассказа по сюжетной картине картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ. В практике работы в детском саду самым сложным является рассказывание по картине какого-либо художника. После совместного рассматривания картины я даю картинно-графический план. Даже если ребенок скажет по одному предложению по каждому пункту плана, уже получится небольшой рассказ.

(СЛАЙД 19)

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Нельзя не отметить, что не менее эффективны  приемы моделирования и в коррекции лексико-грамматической стороны речи.  Предлагаю вашему вниманию несколько моделей, используемых в различных игровых упражнениях. (СЛАЙД 20)

Это игровое упражнение предлагает правильно согласовать числительное с существительным. Слова «один-два-много» заменены соответствующими графическими изображениями.

- Согласование существительного и числительного.

- Модели с точками разного диаметра предлагают образовать слова с помощью суффиксов с опорой на величину предмета. (СЛАЙД 21)

- Образование сложных слов. (СЛАЙД 22)

Этот символ используется, когда детям предлагается образовать сложное слово. Пр: листопад, пароход, землеройка.

- Антонимы (СЛАЙД 23)

Подсказывает, что в следующем игровом упражнении нужно подобрать слова-антонимы, символ человечка вверх ногами.

Продуктивным является использование пиктограмм при формировании у детей умений конструировать предложения. Детям предлагается ряд пиктограмм, по которым они должны составить предложение. Например: (СЛАЙД 24)

Предлагаю практическое задание. С помощью представленного ряда моделей составьте своё предложение. (СЛАЙД 25)

Объяснение причин интереса к данной теме, её актуальность

Как я уже говорила, одна из актуальных проблем при переходе детей из детского сада в школу – это качество связной речи будущих первоклассников. В зоне особого внимания находятся монологические способности: программирование высказывания, составление рассказов, пересказ.

Использование приёмов моделирования вызывает у детей интерес к словотворчеству. Эмоциональное отношение к речевой деятельности повышает их познавательный интерес и оказывает положительное воздействие на процесс формирование связной речи. Кроме этого работа с моделями оказывает положительное воздействие на все стороны психического развития детей.

Использование приемов наглядного моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки таблицы с детьми), совершенствует мышление и речь детей, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес дошкольников к активной речевой деятельности.

Я считаю, моделирование  можно и нужно использовать на всех этапах обучения для облегчения процесса становления осмысленного связного высказывания у дошкольников.

Но всё же хочется подчеркнуть, что мнемотехникой не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование приёмов моделирования позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. (Слайд 26)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Добрый день, уважаемые коллеги!           СЛАЙД №1.                              Меня зову...

Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - популяризация инновационных идей, технол...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников.

Цель:- ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информаци...

Мастер- класс для педагогов ДОУ «Использование «Куба- трансформера»- для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР».

Ссылка на презентацию к мастер- классу: https://cloud.mail.ru/public/TqND/tPnDUeskDСсылка на буклет по мастер- классу: https://cloud.mail.ru/public/1vCq/8Af6AnL6e...

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речикак условие развития речевых способностей дошкольников»...

мастер-класс для педагогов по теме "Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи , памяти и мышления дошкольников...

Мастер класс для педагогов "Системный оператор одно из средств развития инженерного мышления дошкольников"

Мастер класс составлен для ознакомления  педагогов ДОУ с методом ТРИЗ технологии "Системный оператор"...