Мастер класс для родителей "Пересказ как одна из форм развития связной речи"
методическая разработка (подготовительная группа)

Мунгалова Вероника Сергеевна

Цель мастер класса побудить родителей к обучению детей пересказам как одной из форм развития связной речи в домашних условиях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Чебурашка»

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема «Пересказ как одна из форм развития связной речи».

Составила:

Мунгалова Вероника  Сергеевна

г. Краснокаменск 2019 г.

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Тема «Пересказ как одна из форм развития связной речи».

Цель: побудить родителей к обучению детей пересказам как одной из форм развития связной речи в домашних условиях.

Задачи:

1. Показать, как обучение пересказа влияет на всесторонние развитие ребенка;

3. Познакомить родителей с методикой обучения детей пересказу.

Оборудование: текст рассказа Ивана Соколова – Микитова «Клесты»

1 ЧАСТЬ. Теоретическая.

Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас!

Тема нашего мастер-класса «Пересказ как одна из форм развития связной речи».

Сегодня мы поговорим с вами о том, как нужно пересказывать сказки, небольшие тексты с детьми дома.

В  Федеральном государственном  образовательном  стандарте  дошкольного образования выделена образовательная область «Речевое развитие», которая  включает следующие задачи:  владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Одним из целевых ориентиров в них названа следующая характеристика развития ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки к грамотности.

Показателем богатства речи является:

  • Достаточный объём активного словаря;
  • Разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций;
  • Звуковое (выразительное) оформление связного высказывания.

Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи.

Понятие «связная речь» относится как к диалогической (т.е. разговорной), так и монологической (рассказывание) формам речи.

К основным методам обучения детей связной монологической речи относят обучение:

  • Рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.);
  • Устному сочинению по воображению;
  • Пересказу.

Одним из доступных и действенных средств развития связной речи является обучение детей пересказу произведений художественной литературы.

Пересказ – это связная и последовательная устная передача содержания прочитанного. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания.

Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи.  

.Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие ("Лиса и кувшин") и длинные ("Гуси-лебеди") – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.

Стихотворение не годится для пересказа – не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме.

Занятие по обучению пересказу имеет следующую типовую структуру:

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

2. Чтение произведения.

3. Беседа (анализ произведения). Словарная работа.

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом  уместна установка на пересказ. Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6.  Пересказ детьми.

2 часть. Практическая

А сейчас вы, уважаемые родители превратитесь в детей и мы с вами поучимся умению пересказывать.

Для пересказа я вам предлагаю рассказ «Клесты» (по И. Соколову — Микитову).

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

-  Посмотрите на доску (на доске картина с зимним пейзажем) Какое время года вы видите? (Это зима).

 - Как вы догадались? (На елках лежит снег).

 - Наступила зима. Снег покрыл поля, леса белым ковром. Все ли птицы еще осенью улетели в теплые края?

 - Назовите этих птиц. (Воробьи, вороны, сороки, дятлы, снегири, синицы, свиристели).

 - А как их можно назвать, одним словом? (Зимующие птицы).

 - А почему они остались здесь и не улетели в теплые края? (Потому что эти птицы могут найти себе корм).

 - Какая птица выводит зимой птенцов?

- Отгадайте загадку: «Кто там прыгает, шуршит. Клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым. Клё! Клё! Клё! – Поёт со свистом. (Клёст).

2. Послушайте рассказ Ивана Соколова – Микитова «Клесты».

Перед первым чтением нацеливать ребенка на запоминание не нужно? Почему? Потому что ребенок постоянно будет думать о том, что нужно запомнить и ничего не запомнит.

Тишину зимнего леса нарушают веселые птичьи голоса. Стайка клестов пролетела над головой, красными бусами обсыпала ель. Быстро и ловко теребят они тяжелые шишки и добывают из них семена. Клесты вьют свои гнезда зимою и выводят в них птенцов. Гнезда клестов трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев. Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих глубоких гнезд. Зато самец кормит заботливо самочку, поет ей веселую песенку.

3. Беседа по содержанию рассказа. Развитие диалогической речи.

В рассказе встречаются трудные незнакомые слова объяснить значение этих слов, можно подобрать синонимы.

Д/и «Скажи по-другому» - формирование навыка подбора и употребления  синонимов.

Подумайте, что они обозначают, как можно сказать по-другому?

Теребят – трясут, ковыряют, шелушат.

Ковыряют – шелушат, трясут.

Скрыты – спрятаны, не видны, закрыты чем-либо.

Добывать – доставать, находить.

После чтения текста побеседовать о прочитанном.

- Вопросы должны быть последовательными, по развитию сюжета и такими, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал фразы из текста.

Вопросы:

  • Что нарушает тишину зимнего леса? (Тишину зимнего леса нарушают весёлые птичьи голоса).
  • С чем сравнил клестов автор рассказа? (С красными бусами).
  • Чем питаются клесты? (Клесты питаются семенами еловых шишек).
  • Как клесты добывают семена? (Быстро и ловко теребят тяжёлые шишки).
  • Когда клёсты вьют свои гнёзда и выводят птенцов? (Клесты вьют свои гнёзда и выводят птенцов зимой).
  • Почему гнёзда клестов трудно увидеть? ( Гнёзда клестов трудно увидеть, потому что они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев).
  • Как самки высиживают птенцов? (Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих тёплых гнёзд).
  • Что делает самец? (Самец кормит самочку и поёт ей песенку).

4. Повторное чтение текста с установкой на запоминание и пересказ.

Еще  раз прочитать текст и настроить ребенка на пересказ.

 - При чтении текста не спешить, интонационно выразительно передавайте характер героев, их поведение.

5. ПЕРЕСКАЗ: предлагаю родителям пересказать.

Прочитали сказку или рассказ, а теперь можете предложить ребенку пересказать.

- Если ребенок начал рассказывать и замолчал, не спешите ему подсказывать дайте подумать. Если ребенку трудно вспомнить, можно задать, наводящий вопрос, уместен подсказ слова или фразы. Старайтесь, чтобы ребенок рассказал самостоятельно.

 Во время пересказа можно включать упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения. Использование графической мнемодорожки  помогает детям удержать в памяти последовательность, которая является планом рассказа.

Многие считают, что занятия в детском саду, уроки в школе – этого достаточно для развития ребенка. Но практика показывает что, нашим детям необходима помощь родителей. Мы в детском саду на занятиях по развитию речи занимаемся обучением детей пересказу один - два раза в месяц. Этого не достаточно для наших детей, т.к. умение пересказывать, в дальнейшем пригодиться детям в успешном обучении в школе. Ребенок сможет свободно пересказать домашнее задание, логически последовательно подготовить урок по устным предметам, а если школьник будет свободно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная речь, но и письменная.

3. Итог мастер-класса.

Уважаемые родители! Наш мастер-класс подошел к концу.

Скажите, пожалуйста, понравилось ли вам участвовать в мастер-классе? Что нового и интересного вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс«Коллекция пуговиц как одна из форм развития познавательных процессов дошкольников».

В рамках данного мастер-класса педагоги получат методические рекомендации по организации игровой деятельности с использованием пуговиц....

Мастер -класс для воспитателей " Пескография - одна из форм развития речевой деятельности детей"

В процессе рисования на песке у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности, память, а так же происходит активное формирование ре...

Родительское собрание на тему «Пересказ как одна из форм развития связной речи».

Конспект родительского собрания на тему «Пересказ как одна из форм развития связной речи». Также представлена анкета для родителей «Речь вашего ребенка»...

Семинар-практикум для педагогов "Пересказ как одна из форм развития связной речи дошкольников"

Семинар-праткикум для педагогов "Пересказ как одна из форм развития связной речи дошкольников " состоит из двух частей:теоретическая -ознакомитесь с современными  методиками обучения пе...

Мастер класс для педагогов «Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

laquo;Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»Цель: Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста развит...