Родительское собрание «Пересказ как одна из форм развития связной речи».
материал
Предварительный просмотр:
«Пересказ как одна из форм развития связной речи».
Цель: побудить родителей к обучению детей пересказам как одной из форм развития связной речи в домашних условиях.
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на родительском собрании.
Сегодня мы поговорим с вами о том, как нужно пересказывать сказки, небольшие тексты с детьми дома.
- Как вы считаете, нужно ли обучением пересказу текста заниматься с детьми дома?
- В наш век интенсивной компьютеризации мы очень мало времени уделяем общению со своими детьми. Многие считают, что занятия в детском саду, уроки в школе – этого достаточно для развития ребенка. Но практика показывает что, нашим детям необходима помощь родителей. Мы в детском саду на занятиях по развитию речи занимаемся обучением детей пересказу один - два раза в месяц. Этого не достаточно для наших детей, т.к. умение пересказывать, в дальнейшем пригодиться детям в успешном обучении в школе. Ребенок сможет свободно пересказать домашнее задание, логически последовательно подготовить урок по устным предметам, а если школьник будет свободно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная речь, но и письменная.
- Как Вы думаете, зачем нужно учить детей пересказу?
- В процессе того, когда ребенок пересказывает текст, сказку развивается речь, т.е.:
Обогащается и расширяется словарь;
Формируются навыки словоупотребления;
Усиливается языковое чутье;
Внимание и интерес к образному слову.
Развиваются все психические процессы:
Внимание (умение внимать);
Память (запоминание текста);
Мышление (логика изложения).
Возрастает роль произвольно- волевых процессов:
Усидчивость, умение дослушать до конца сказку, текст.
2. Для пересказа лучше подбирать произведения небольшие, с сюжетом, диалогом героев. Произведения описательного характера лучше не брать, т.к. ребенку будет сложно запомнить данный текст.
Если вы с ребенком прочитали, какую-то интересную сказку рассказ, но произведение длинное можно пересказать небольшой эпизод диалог, который больше всего понравился.
Как вы считаете надо ребенка нацеливать на запоминание перед первым чтением? Почему?
Конечно, нельзя, так как ребенок постоянно будет думать о том, что нужно запомнить и ничего не запомнит.
После чтения текста необходимо побеседовать о прочитанном. Вопросы должны быть последовательными, по развитию сюжета и такими, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал фразы из текста.
После беседы необходимо прочитать текст ещё раз и настроить ребенка на пересказ. При чтении текста не спешить, интонационно выразительно передавайте характер героев, их поведение.
Если ребенок начал рассказывать и замолчал, не спешите ему подсказывать дайте подумать. Если ребенку трудно вспомнить, можно задать, наводящий вопрос, уместен подсказ слова или фразы. Старайтесь, чтобы ребенок рассказал самостоятельно. Во время пересказа можно включать упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения.
3.А сейчас Вы, уважаемые родители, превратитесь в детей и мы с вами поучимся умению пересказывать.
- Посмотрите на доску (на доске картина с зимним пейзажем)
-Какое время года вы видите?
- Как вы догадались?
- Назовите этих птиц.
А как их можно назвать, одним словом?
- А почему они остались здесь и не улетели в теплые края?
-А вы знаете, какая птица выводит зимой птенцов?
- Отгадайте загадку: «Кто там прыгает, шуршит. Клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым. Клё! Клё! Клё! – Поёт со свистом. (Клёст).
Послушайте рассказ Ивана Соколова – Микитова «Клесты»:
«Тишину зимнего леса нарушают веселые птичьи голоса. Стайка клестов пролетела над головой, красными бусами обсыпала ель. Быстро и ловко теребят они тяжелые шишки и добывают из них семена. Клесты вьют свои гнезда зимою и выводят в них птенцов. Гнезда клестов трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев. Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих глубоких гнезд. Зато самец кормит заботливо самочку, поет ей веселую песенку.»
-Как назывался рассказ? («Клесты»)
- Что нарушает тишину зимнего леса? (Тишину зимнего леса нарушают весёлые птичьи голоса).
- С чем сравнил клестов автор рассказа? (С красными бусами).
- Чем питаются клесты? (Клесты питаются семенами еловых шишек).
-Как клесты добывают семена? (Быстро и ловко теребят тяжёлые шишки).
-Когда клёсты вьют свои гнёзда и выводят птенцов? (Клесты вьют свои гнёзда и выводят птенцов зимой).
-Почему гнёзда клестов трудно увидеть? ( Гнёзда клестов трудно увидеть, потому что они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев).
-Как самки высиживают птенцов? (Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих тёплых гнёзд).
-Что делает самец? (Самец кормит самочку и поёт ей песенку).
-А теперь, ребята, послушайте рассказ еще раз и постарайтесь запомнить.
-Кто хочет пересказать рассказ?
-Молодец. Хорошо пересказала.
-Вот таким образом проходит обучение пересказу.
1-Уважаемые родители, собрание подошло к концу. Спасибо большое, что пришли. Дарим вам памятки «Маленькие хитрости при обучении пересказу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пересказ – одна из форм обучения связной речи дошкольников
в данном материале подобран материал о пересказе как одной из форм обучения связной речи дошкольников...
«Пересказ, как одна из форм обучения связной речи и закрепления правильного произношения звуков»
Какие методы и приёмы используются для закрепления правильного произношения звуков в связной речи....
Родительское собрание на тему «Пересказ как одна из форм развития связной речи».
Конспект родительского собрания на тему «Пересказ как одна из форм развития связной речи». Также представлена анкета для родителей «Речь вашего ребенка»...
Семинар-практикум для педагогов "Пересказ как одна из форм развития связной речи дошкольников"
Семинар-праткикум для педагогов "Пересказ как одна из форм развития связной речи дошкольников " состоит из двух частей:теоретическая -ознакомитесь с современными методиками обучения пе...
Консультация для воспитателей: Пересказ — одна из форм обучения связной речи дошкольников
Консультация для воспитателей:«Пересказ — одна из форм обучения связной речи дошкольников»Подготовила: воспитатель Шапошникова НАВ соответствии с ФГОС дошкольного образования одними ...
Мастер класс для родителей "Пересказ как одна из форм развития связной речи"
Цель мастер класса побудить родителей к обучению детей пересказам как одной из форм развития связной речи в домашних условиях....
Родительское собрание на тему: «Песенки, потешки – как одна из форм развития активной речи детей раннего возраста»
Расширить представления родителей о роли малых фольклорных произведении в развитии речи детей раннего возраста.Формировать у родителей потребность в использовании малых фольклорных...