ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
методическая разработка по физкультуре на тему

Ткаченко Ирина Владимировна

мЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

         

         Использование современных образовательных технологий

                           в воспитательно-образовательном процессе

      На современном этапе развития происходят изменения в образовательном  процессе, в этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию дошкольников, в широком спектре современных образовательных технологий. МБДОУ д/с № 5 работает по основной образовательной программе дошкольного образования, разработанной на основе  примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

      Исходя из образовательных потребностей дошкольников, а также

имеющихся в ДОУ условий, в своей практической деятельности использую следующие современные образовательные технологии:

-проектная деятельность,

-развивающие,

-игровые,

-личностно-ориентированные технологии взаимодействия педагога с детьми,

-ИКТ,

-здоровьесберегающие.

      Технология проектирования

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Метод проектов актуален и эффективен. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, приобщение к физической культуре  и общечеловеческим ценностям

На протяжении трёх лет  применяю проектную технологию. Внедрение в практику начиналось с использования краткосрочного проекта «Мой весёлый звонкий мяч» с участием педагога и детей. В дальнейшей работе  начала внедрять   проекты

- комплексные: “Мир спорта»;

- межгрупповые: “Зимняя спартакиада»;

- творческие: “Спорт и искусство»;

- групповые: “Весёлая физкультура”;

- индивидуальные: “Папа, мама, я – спортивная семья”;

- исследовательские: “История олимпийского движения»”. 

Участвуя в проекте, дети получили конкретные знания и представления об Олимпиаде и Олимпийских играх, спорте, здоровом образе жизни.  Это благоприятно повлияло на развитие у них физических навыков и умений, совместной деятельности, направленности на сотрудничество.    

Участие в проекте помогло детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником общего дела, привлечь родителей, что положительно сказалось на развитии личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Проект объединил семьи воспитанников, позволил родителям проводить больше времени с детьми, записать их в различные спортивные секции, в зависимости от предпочтения детей, которые проявились в проектной деятельности.

      Игровые  технологии- фундамент всего дошкольного образования, в свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство посвящено игре.

      Цель игровых технологий -воспитывать элементарные общепринятые нормы со сверстниками, взрослыми через игру, формировать у дошкольников нравственную культуру поведения, совершенствовать приобретенные навыки и умения.

     Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Игра - это прием организации деятельности детей в образовательной деятельности или набор приемов выстроенных в логике, как изучения заданного программного материала, так и организации заинтересованной познавательной деятельности дошкольников. Игры или игровые упражнения,  обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием. Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому с ее помощью в непосредственно образовательной деятельности   организовывается  не только умственная, но и моторная активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями.

    Целесообразно включенные в обучение игры или их элементы придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.

При использовании игровой образовательной технологии в физическом развитии использую следующие принципы.

1. Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретной образовательной деятельности.

2. Принцип адекватности используемого предметного содержания.

3. Принцип интерактивности

Методы и приемы:

-подвижные игры и игровые  упражнения,

-спортивные игры,

- кубанские подвижные игры,

-современные игры,

-авторские  подвижные игры.

         В процессе образовательной деятельности, наблюдая за животными, путешествуя с героями сказок, подражая олимпийским чемпионам, играя и наслаждаясь движениями, дошколята  приобретают привычку к здоровому образу жизни и овладевают основными когнитивными умениями:

предсказывать последствия действия или события;

проверять результаты собственных действий;

управлять своей деятельностью;

проверять реальность.

      Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Для успешного применения игровых технологий   организовала предметно – пространственную  среду. 

            Технологии  социально – личностного развития  и  благополучия, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Использование  данной  технологии  мною  в образовательном процессе помогает обеспечить  эмоциональную комфортность  и позитивное психологическое самочувствие  ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, а так же  и социально - эмоциональное благополучие  дошкольника в окружающем мире. В реализации личностно-ориентированной технологии я стремлюсь создать условия, в которых реализуются индивидуальные интересы и потребности дошкольников. В работе предусматриваю установление и развитие положительного взаимоотношения в общении на уровне «педагог-дети-группа». Вовлекаю дошкольников во все виды деятельности с целью выявления их способностей и качеств характера.

       Информационно-коммуникационные технологии

 Основным фактором, влияющим на здоровье человека, определяющим его состояние, является здоровый образ жизни. Новый подход к формированию здорового образа жизни требует кардинальных изменений в построении образовательного процесса, более высокой профессиональной подготовки инструкторов по физкультуре, обновления учебных планов, программ, пособий, средств, обеспечивающих процесс нововведений. Одним из важных условий обновления организации образовательного процесса является использование информационных компьютерных технологий (ИКТ), аудиосредств.

Для повышения качества физкультурных занятий я использую ресурсы сети Интернет. На сайтах planetadetstva.net, maam.ru я нахожу консультации для педагогов и родителей: по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, утренние разминки, упражнения на дыхание, которые потом использую на физкультурных занятиях,  конспекты образовательной деятельности, праздников и развлечений по правилам дорожного движения, по пожарной безопасности, сценарии Дней здоровья, которые после необходимой корректировки использую в работе с детьми.

В интернет - журнале «Планета детства» я нашла интересующие меня конспекты совместных физкультурных занятий с родителями. На сайте «ФизкультУра» я нахожу физкультминутки, пальчиковую гимнастику, интересные упражнения, подвижные игры, эстафеты, использую их на физкультурных занятиях, при подготовке консультаций для педагогов в ходе реализации проектов с детьми. Создаю презентации и применяю свои умения в работе с воспитанниками.

    Для расширения знаний о скакалке я организовала работу в проекте и создала презентацию «Школа скакалки». Из презентации дети узнали историю возникновения скакалки, я показала последовательность обучения прыжкам через скакалку на 2 ногах, напомнила, как подобрать скалку по росту, как правильно держать скакалку.

Для расширения знаний о ЗОЖ, об органах чувств, в рамках проведения «Дня здоровья» я демонстрировала детям старшей группы презентацию «Кем работает наш нос». Проблемой является то, что дети привыкли дышать на улице ртом, в результате частые простудные заболевания. Просмотрев презентацию, дети узнали, что в носу работают «машины: обогреватель, пылесос, увлажнитель», как это влияет на здоровье, почему надо на улице дышать через нос , как нос помогает нам оставаться здоровыми. С детьми был разучен комплекс дыхательных упражнений, которые используются после физической нагрузки, на воздухе, способствуют укреплению дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Итогом проекта стало развлечение «День здоровья», где дети показали знания правил ЗОЖ, проявили силу, быстроту, ловкость.

В своей деятельности я активно использую аудиосредства.

В системе используются на утренней гимнастике, на разминке на физкультурных занятиях музыкально-ритмические композиции: «Рыбы в море плавают», «Чимби-римби», «Аэробика для Бобика», «Хорошее настроение», «Шалунишки» «Зарядки с клоуном Плюхом», «Звееробика» и другие. Ритмичная музыка помимо поднятия настроения, задает такт движениям, помогает не выбиваться из заданного темпа, улучшает настроение. Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма.

Для улучшения физического развития воспитанников я провожу индивидуальную работу. Для лучшего усвоения техники выполнения упражнений, я подготовила несколько слайдов, на примере выполнения упражнений детьми я показала, как правильно выполнять упражнения: отжимание, растяжка, прыжки на скакалке, бросок мяча в корзину. На слайде видно положение туловища, рук, ног, как правильно держать скакалку или взять мяч.

Использую ИКТ в работе с родителями. На сайте ДОУ ds.blg5ucoz.ru размещаю фоторепортажи с соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья», совместных спортивных праздников», «Под мирным небом Родины моей», «Аты-баты мы солдаты» и отчёты о проведении праздников и развлечений в ДОУ. Помочь родителям в приобретении необходимых теоретических и практических знаний, познакомить их с упражнениями и подвижными играми, способствующими развитию у детей двигательных навыков, а также освоить приемы обучения этим упражнениям помогут «Рекомендации для родителей по развитию физических качеств детей», «Совместные игры родителей и детей», «Парные упражнения для взрослого и ребёнка», «Подвижные игры зимой на прогулке» для разных возрастов, консультация «Школа мяча», которые я также размещаю на сайте детского сада. Темы для консультаций определяются на встречах с родителями  и на индивидуальных консультациях.

    На своем личном сайте инструктора  по физической культуре maam.ru, nsportal. ru. я размещаю конспекты и разработки праздников и развлечений для посетителей моего сайта, отчёты о проведении развлечений и праздников.

   Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого я могу значительно разнообразить образовательный процесс, сделать его интересным, заинтересовать детей и тем самым повысить качество образования.

    В 2015 году  принимала участие во Всероссийском интернет -  конкурсе  "Вопросита», где в блиц-олимпиаде "Педагогические технологии" заняла второе место, а в блиц-олимпиаде «Методика работы с родителями» заняла первое место.

     Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации стали мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

      Здоровьесберегающие  технологии направленны на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие  его физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение дошкольнику возможности сохранения здоровья, формированию у него необходимых знаний, умений, навыков о  здоровом образе  жизни.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в детском саду подразделяются на:

Технологии обучения здоровому образу жизни

 -непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию проводится во всех возрастных группах три раза в неделю

-утренняя гимнастика (ежедневно)

-спортивные развлечения, праздники

-дни здоровья

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

 - пальчиковая  гимнастика. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно в любое удобное время, а так же во время образовательной деятельности;  
-
дыхательная  гимнастика. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время образовательной деятельности и после сна;

- бодрящая  гимнастика. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам, массажерам;

- самомассаж. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физ.минуток, в целях профилактики простудных заболеваний;
-динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые включают дыхательную, пальчиковую.) Проводятся  во время образовательной деятельности, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы  дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятий.
Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью;
-подвижные и спортивные игры- проводятся  как часть образовательной деятельности, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры;
-закаливание
-умывание прохладной водой после дневного сна. 
-босохождение в летний период;
-ритмопластика. Проводится, как часть образовательной деятельности, используется в праздниках, развлечениях;

-релаксация. Проводится во всех возрастных группах, используется спокойная  классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. 

Коррекционные технологии

Технология воздействия через сказки

    Одна из важных целей этих занятий - преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье. 
Технологии музыкального воздействия

Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Психогимнастика - элементы используются со  старшего возраста во время образовательной деятельности, утренней гимнастики.

    В каждой группе  оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов, родителей, дошкольников.
Здоровьесберегающие  технологии используются в работе с родителями: 
- консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, о пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, освещаются здоровьесберегающие технологии на родительских собраниях;

 папки-передвижки;

 практические показы (практикумы);

 анкетирование; совместные акции:

 спортивные праздники,

дни здоровья;

 памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?»,

 дни открытых дверей;

 обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы, мастер-классы);

 выпуск газеты ДОУ.

Реализация   современных требований к организации образовательного

процесса и  использование вышеперечисленных

педагогических, здоровьесберегающих  технологий в физкультурно – оздоровительной работе с  воспитанниками ДОУ, позволяет мне:

повышать качество педагогического воздействия на детей  за счёт формирования у них  целостной системы универсальных  знаний, умений и навыков;

координировать функциональные  нарушения  в физическом  развитии, раскрыть сохранные возможности и индивидуальные  способности;

побуждать детей  использовать полученные знания, умения, навыки в  самостоятельной двигательной деятельности, связанной с их потребностью в движении;

оптимизировать нагрузку с учётом индивидуальных, психологических и возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Взаимодействие с педагогами, родителями, их активное участие в физическом развитии дошкольников дают положительные результаты. Мы активные участники  спортивных праздников, соревнований. Наши достижения отмечены грамотами.

        Анализ результатов физической подготовки детей показал, что перечисленные технологии позволяют оздоровить воспитанников и значительно повысить эффективность обучения, развивать необходимые функции: самостоятельную организацию деятельности, общее интеллектуальное развитие, пространственное восприятие, моторную координацию, внимание, память.  Применение в работе  педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у дошкольников, педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Сравнительный анализ мониторинга ежегодно показывает положительную динамику уровня развития дошкольников, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения педагогических, здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную работу  ДОУ.

Таким образом, я сделала вывод, что только круглогодичный,  системный подход к организации  физкультурно-оздоровительных мероприятий, позволяет эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, дает позитивную  динамику оздоровления детского организма, позволяет   достичь положительных результатов: повышения  уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, а также способствует повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию. Система внедрения  современных образовательных технологий в образовательное пространство ДОУ позволила достичь повышения качества воспитательно-образовательной работы с детьми, которое выразилось в следующих результатах. Уровень здоровья и физического развития воспитанников значительно вырос, количество дошкольников,  имеющих высокий уровень физического развития повысился на 10 % и составляет 41%.

     

2014

2015год

В.с.- 21,7%

С-    58%

Н-     20,3%

В.с.- 41,7%

С-    49,7%

Н-    8,6%

 Уровень заболеваемости снизился на 3,5 %, значительно снизилось количество пропусков дошкольников по болезни. В целом положительная динамика результатов свидетельствует о том, что применение  педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста укрепляет здоровье детей, способствует формированию культуры здоровья, прививают любовь к физкультуре.

       В результате применения образовательных технологий воспитанники  показывают высокие результаты в физическом развитии, снизилась заболеваемость, выработалась тенденция к здоровому образу жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада

Использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада....

использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада

Использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада....

использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада

Использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада....

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

В условиях динамично меняющегося мира, стремительного  роста информационного потока, развития  новых информационных технологий, их возможностей  - информатизация сферы образования приоб...

Использование сказки в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста

Консультация для педагогов.Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста....

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ...