Подвижные игры и упражнения при обучении детей прыжкам (старший возраст).
консультация по физкультуре (старшая группа) на тему

Есакова Татьяна Анатольевна

Анализируя учебно-методическую литературу можно выделить ряд педагогических условий, при которых обучение прыжкам в подвижных играх будет проходить эффективно:

— включение в систему работы подвижных игр и игровых упражнений с учетом возрастных особенностей детей пятого года жизни;

— применение   методики   поэтапного обучения;

— создание определенной методики руководства играми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_2015.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализируя учебно-методическую литературу можно выделить ряд педагогических условий, при которых обучение прыжкам в подвижных играх будет проходить эффективно:

— включение в систему работы подвижных игр и игровых упражнений с учетом возрастных особенностей детей пятого года жизни;

— применение   методики   поэтапного обучения;

— создание определенной методики руководства играми.

Все задания стараюсь подбирать с таким расчетом, чтобы они прежде всего были доступны для детей данного возраста: подпрыгивание, спрыгивание с невысоких предметов, прыжки через предметы, в длину с места. Прыжки в играх давались с постепенным усложнение. Например, задания «Прыгай к колокольчику», «Подпрыгни до воздушного шара» проводили вначале с небольшой подгруппой (6—8 детей). При такой организации дети чувствовали себя свободнее, увереннее, не мешали друг другу, соблюдали правильное направление, брали свой колокольчик; воспитатели регулировали высоту предметов, что позволяло легче научить детей прыжкам.

Постепенно я усложняю задачу в игровых упражнениях. Например, в игре «Прыгай к колокольчику» изменила расстояние до колокольчиков, развивая у детей умение выполнять более короткие или длинные прыжки, а в игровом упражнении «Подпрыгни до воздушного шара» повесила на шнур еще колокольчики; дети, подпрыгивая, касались предметов поочередно правой и левой рукой.

В дальнейшем я старалась подбирать игровые упражнения  таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее развитие прыжковых движений у детей.  Так,  например,  учиться спрыгивать с предметов дети начали в игровом упражнении «Спрыгни на дорожку». Для начала я поставила одну скамейку и объяснила детям, что спрыгивать с нее надо на цветную дорожку на полу. Показ сопровождала объяснением: «Сначала надо приготовиться: встать на скамейку так, чтобы носки немного выступали вперед и помогали упираться в край  скамейки;  замахнуться, сгибая ноги, слегка наклониться, руки отвести назад, смотреть перед собой; прыгнуть; ноги выпрямить толчком, руки вынести вперед и, согнув колени, приземлиться на носочки на цветную дорожку».

Во втором варианте этого упражнения я поставила четыре гимнастические скамейки параллельно друг другу на расстоянии метра, постелила дорожки разного цвета. Это дало возможность одновременно учить спрыгивать большее число детей и повторять упражнение от 6 до 10 раз. Затем повторяли это движение в подвижных играх «Воробушки и кот», «Лиса в курятнике».

Постепенно задания в играх усложнялись, благодаря чему совершенствовались двигательные навыки в разных видах прыжков. Так, например, при проведении подвижной игры «Угостим белку орешками» я предложила детям подпрыгнуть на двух ногах забросить «орешки» (шарики в дупло к белочке, которая очень любит орешки. Затем усложнила задание: подпрыгивать не на двух ногах, а на одной. Задания разной степени сложности позволил мне учитывать уровень развития прыжковых навыков каждого ребенка.

Дети хорошо играли в знакомые подвижные игры. Однако  наблюдения показали, что их интерес к игре и двигательная активность заметно снижаются, если знакомую игру про водить в течение длительного времени в одном и том же варианте, ничего не изменяя. Это обстоятельство заставило  более   серьезно   подходить  к выбору игр.  

При  разработке  вариантов подвижных игр я старалась использовать различные пособия и оборудование: шнуры, кубы, обручи, скамейки и т.д., что позволило, с одной стороны, усложнить двигательные задания, с другой — сохранить интерес к их выполнению.

Так, в игре «Птички и кошка» дети-«птички» занимали «гнезда» — обручи. Во втором варианте они могли использовать в качестве гнезда любой предмет, приподнятый над землей (скамейку, бревно, перекладину лесенки и т.д.).

Следующее педагогическое условие было связано с выстраиванием  этапов игры в определенной последовательности. Выделение этапов обучения связано с необходимостью обеспечить систематичность и преемственность работы по формированию  устойчивых умений в овладении детьми разными видами ми прыжков.

На этапе первоначального разучивания детям демонстрировала правильный, безукоризненно четкий образец прыжка в целом. Затем следовал детальный показ выполнения прыжка в более медленном темпе с пояснением последовательности всех его элементов. Внимание заострялось на ключевых составляющих: правильном отталкивании и приземлении.

Затем следовало практическое выполнение прыжка в целом: дети самостоятельно воспроизводили действие, слушая указания; проверяя таким образом практически, правильно ли поняли объяснение, а я исправляла их ошибки.

На этапе углубленного разучивания уточнялись техника, выполнение деталей каждого вида прыжка, постепенно исправлялись имеющиеся ошибки.

Техника выполнения прыжка на данном этапе обучения была уже знакома детям, поэтому при выборе методов и приемов учитывала степень сложности каждого вида прыжка. Простые по содержанию и структуре упражнения не показывала, обозначая двигательные действия словом.

Для закрепления движения детям предлагала вспомнить и рассказать об этапах выполнения прыжка. При этом ребенку предлагался план ответа: «Вспомни, какое исходное положение ног, рук; с чего начинается прыжок; что делать потом; как закончить». Обозначение действий словом способствует осознанию последовательности их выполнения, исключает механическое воспроизведение.

На этапе закрепления и совершенствования техники прыжков моя задача  заключалась в том, чтобы стимулировать детей к самостоятельному их выполнению и применению не только в подвижных играх, но и в повседневной жизни.

На данном этапе дети воспринимали задание сознательно, действовали целенаправленно. Способ выполнения прыжков автоматизировался, поэтому внимание ребенка было сосредоточено главным образом на их качестве. Благодаря такому подходу у детей должны постепенно формироваться идеомоторный образ прыжка, устанавливаться взаимосвязь между контролирующей частью (корой головного мозга) и исполняющей (опорно-двигательным аппаратом).

В соответствии с задачами каждого этапа подбирались необходимые игры.

Например, на этапе углубленного разучивания движений в подпрыгивании детям предлагала выполнить пружинистые полуприседания, затем подпрыгнуть на месте несколько раз, держа руки произвольно; закрепляла движение в играх: «Спугни бабочку», «Угостим белку орешками», «Зайцы». Разучивать спрыгивание начинала с упражнений «Спрыгни на дорожку», «Прыгни в кружок», а закрепляла в играх «Лиса в курятнике» и др. В прыжках в длину с места на этапе разучивания предлагала детям упражнения «Через ручеек», закрепляла в играх «Возьми флажок», «С бережка на бережок».

В качестве третьего педагогического условия было выделено создание определенной методики руководства подвижными играми и упражнениями. Подобная методика состоит в учете времени года, места и времени проведения занятия, погодных условий, а также возрастных особенностей детей, уровня их прыжковых умений и поставленных задач.

Для лучшего понимания игрового сюжета организовывала предварительную работу:  чтение художественных произведений, наблюдения за природой, деятельностью людей различных профессий, просмотр вместе с детьми видеофрагментов, проведение беседы и т.п.

Подвижная игра может быть организована одновременно со всеми детьми или с подгруппой, в зависимости от ее структуры и характера движений. Тщательно продумывала способы сбора детей на игру и игровые атрибуты.

Ознакомление детей с новой игрой проводила четко и лаконично. В ходе объяснения перед детьми ставила игровую цель, способствующую осознанию правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении новой подвижной игры сюжетного характера в целях лучшего перевоплощения ребенка в  игровой образ, развития фантазии и воображения использовала краткий образный сюжетный рассказ.          

Так, в ходе подготовки к проведению новой сюжетной игры «Лиса в курятнике» детям предлагала послушать небольшую сказку:  «Жила в лесу рыжая лисичка-сестричка. Как-то раз захотелось ей курочкой полакомиться, и побежала плутовка в деревню. Подбегает к курятнику, а его собаки сторожат. И решила лиса хитрость применить. Побежала обратно в лес, нашла волка и уговорила залезть с ней в курятник. «Ты, - говорит, - первым иди, а я за тобой побегу». Подошел волк к курятнику, собаки выскочили, залаяли и побежали за ним. А лиса залезла в  курятник и стала кур ловить».

Затем с помощью вопросов старалась выяснить, как дети поняли игру: по какому сигналу    курочки    начинают спрыгивать с насеста? Что моно сделать, чтобы лиса не поймала курочек? (Быстро запрыгнуть на скамейку, убежать, увернуться и т.п.).

С помощью считалки  выбирали лису, а остальные ребята становились курочками. Перед игрой  еще раз напоминала детям, как должны спрыгивать курочки (мягко приземляться на носочки). Затем раздавала детям эмблемы с изображением курочек и лисы. Это вызывало у детей радость и желание играть. Во время игры  заметила, что по сигналу «Куры!» некоторые дети, спрыгивая с насеста, низко приседали и тяжело опускались на всю ступню. Тогда  попросила «лису», чтобы она не убегала в нору, а подкралась к курочкам поближе и подслушала, какая из них тише всех спрыгнет с насеста.

Объясняя несюжетную подвижную игру, раскрывала последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал,  указывала местоположение играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию. Например, объясняя игру «Прыгай до флажка», говорила: «Ребята, сейчас вы подойдете к шнуру и по сигналу будете прыгать от него на двух ногах, продвигаясь вперед к флажкам». Когда ребенок окажется у флажка, он должен взять его, помахать им и положить на место. Обратно нужно возвратиться бегом. Четкое, выразительное объяснение игры с выделением главного помогало   пятилетним   детям переходить от восприятия ситуации к ее представлению.

Так как игровые правила способствуют воспитанию дисциплинированности, сообразительности, умения владеть собой, помогают осуществлять самоконтроль при объяснении игры, акцентировала внимание детей на выполнении игровых правил, постепенно усложняя и дополняя их.

После проведения данного этапа работы у детей наблюдалась положительная динамика развития прыжковых умений: с помощью наглядного метода и словесных инструкций большинство детей правильно выполняли движение.

Более подробно упражнения и игры представлены в  приложении.                                                                                                            

                                                                                                                             

                                                                                                                                Приложение 1

             

Подготовительные прыжковые упражнения

Подскоки вверх на месте на обеих ногах: ноги врозь, одна — вперед, другая — назад, руки на поясе, с поворотом на 90° за один прыжок.

Подскоки на месте:

— с поворотами вправо-влево: ноги скрестно;

— 20 раз (повторить 2—3 раза с перерывом);

— с хлопками перед собой, над головой: ставить руки в стороны, на пояс, к плечам. Прыжок вверх на двух ногах:

— с 3—4 шагов;

— на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м;

— прыжки на месте: энергично отталкиваться обеими ногами и пытаться достать предмет (шарик, погремушку), подвешенный на 8—10 см выше поднятой руки ребенка.

Подъем на носки и приземление на всю ступню:

— то же с махом руками вперед вверх;

— из полуприседа, руки опущены и немного отведены назад: выпрямить их, поднимаясь на носки и взмахивая руками вперед вверх.

Последовательные прыжки через 2—3 веревочки, лежащие  параллельно на расстоянии 30 см друг от друга, или из обруча в обруч с плоским ободом (3—4 обруча).

Прыжки в длину с места через «ручеек» (шириной 50—70 см) толчком обеих ног с приземлением на мягкую опору (коврик).

Прыжки с бревна (скамейки, куба) высотой 15 см приземление мягкое, устойчивое.

Последовательные прыжки через 2—3 предмета высотой 5 — 10 см.

Прыжки на месте на правой и левой ноге.

Прыжки с ноги на ногу.

Прямой галоп.

Прыжки на обеих ногах через неподвижную скакалку прямо и боком.

                                                                                                                                                     Приложение 2

Упражнения на укрепление мышц и связок стопы

Босохождение по песку, гальке, камушкам, ребристой доске.

Катание ногой мяча, гимнастической палки.

Удержание, перекладывание и бросание мелких предметов (камушков, желудей) пальцами ног.

Сгибание и разгибание ног в положении сидя на полу.

Пронация и супинация стоп и голеней в положении сидя и лежа на полу.

Ходьба на пятках, носках, внешней стороне стопы.

Поочередное движение ноги, перекаты с пятки на носок и обратно.

Из положения стоя на коленях садиться на пятки.

Выпады правой (левой) ногой со скамейки на пол и обратно, выпрыгивание на скамейку поочередно правой и левой ногой.

                                                                                                                                 Приложение 3

Игровые упражнения и подвижные игры для обучения прыжкам

Достань до мяча

Задача: упражнять в умении подпрыгивать на двух ногах на месте с касанием подвешенного предмета.

На веревку или ветку дерева подвешивается мяч в сетке. Дети поочередно подпрыгивают, стараясь ударить по мячу. Сначала задание выполняют дети небольшого роста. Затем мяч поднимают выше, и прыгают высокие дети.

Угости белку орешком

Задачи:

— упражнять в умении подпрыгивать на двух ногах на месте с касанием подвешенного предмета;

— развивать координацию рук и ног при толчке.

Игрушка белка находится на полочке или сучке дерева, а рядом, чуть выше поднятой руки ребенка, висит корзина. Чтобы угостить белку орешком (положить его в корзину), ребенок должен высоко подпрыгнуть. Инструктор следит, чтобы дети отталкивались одновременно двумя ногами и мягко приземлялись. Можно повесить 2— 3 корзинки, это даст возможность одновременно выполнять упражнение 2—3 детям. Учитывая рост детей, корзинки можно повесить на разной высоте.

Подпрыгни до воздушного шара

Задача: упражнять в умении подпрыгивать на двух ногах на месте с касанием подвешенного предмета.

На игровой площадке на расстоянии 3—5 м от земли натянут шнур. К нему привязаны шары так, чтобы они находились выше вытянутой руки ребенка. Инструктор предлагает детям подпрыгнуть и ударить по шару руками. Высота привязанных шаров регулируется в зависимости от роста детей и их возможностей. Инструктор следит, чтобы дети, подпрыгивая, касались шара двумя руками (с целью равномерной нагрузки на мышцы плечевого пояса).

Усложнение. На шнур можно повесить колокольчики, сделанных из бумаги бабочек и др. Инструктор следит, чтобы дети, подпрыгивая, касались предметов поочередно правой и левой рукой.

Ударь в бубен

Задачи:

— упражнять в умении подпрыгивать на двух ногах на месте с касанием подвешенного предмета;

— развивать координацию рук и ног при толчке.

На веревку или ветку дерева подвешивается бубен. Дети поочередно подпрыгивают, стараясь ударить в него.

Поймай комара

Задачи:        

— упражнять в умении подпрыгивать на двух ногах на месте с касанием подвешенного предмета;

— развивать координацию рук и ног при толчке.

Дети становятся в круг. В середине круга стоит инструктор с прутом в руках. К пруту привязан шнур, на конце которого прикреплен «комар» из бумаги. Инструктор ведет прут над головами детей, они подпрыгивают, стараясь дотронуться до комара.

Вокруг обруча

Задача: упражнять в умении подпрыгивать на двух ногах в движении.        

Дети стоят в больших обручах по два человека. По сигналу они выпрыгивают из обруча и прыгают на двух ногах вокруг  него. Каждый ребенок делает по 10 прыжков, постепенно количество прыжков увеличивается до 15. По сигналу дети отдыхают в обруче. Упражнение повторяется.

Прыгни через шнур

Задача: упражнять в умении подпрыгивать на двух ногах.

На полу протягивают шнур длиной 3—4 м. Дети подходят к шнуру и по сигналу перепрыгивают через него. Можно положить параллельно 5—8 шнуров разного цвета (на расстоянии по 70 см).

Прыгни в обруч

Задача: упражнять в умении подпрыгивать на двух ногах в движении.

На полу лежит обруч диаметром 1 м.  Детям предлагают подойти к нему ближе и прыгнуть в него, а затем выпрыгнуть. Упражнение выполняют одновременно три человека, повторяют его до 5 раз. После выполнения упражнений можно предложить детям походить и побегать вокруг обруча.

Спрыгни в обруч

Задача: упражнять в умении мягко приземляться на носки.

Перед скамейкой разложены плоские обручи. Дети встают на скамейку каждый напротив своего обруча и спрыгивают в него.

Спрыгни на дорожку

Задача: упражнять в умении мягко приземляться на носки.

Со скамейки высотой 15 см дети спрыгивают на цветную порожку из клеенки. На скамейке они стоят свободно, не мешая друг другу. При спрыгивании приземляются мягко на обе моги.

Усложнение. Инструктор ставит 3—4 гимнастические скамейки параллельно друг другу на расстоянии не менее 1 м, у каждой стелет дорожки разного цвета. Дети поочередно спрыгивают со всех скамеек. Упражнение повторяется от 3 до 5 раз в зависимости от подготовки детей.

Спрыгни в кружок

Задача: упражнять в умении мягко приземляться на носки.

Дети располагаются на скамейках. Инструктор предлагает ребятам спрыгнуть в кружок, напоминая, что нужно приземляться на согнутые ноги, стараясь не терять равновесия.

Воробушки на кормушке

Задача: упражнять в умении спрыгивать с предмета, мягко приземляясь на полусогнутые ноги.

На земле чертят или делают из шнура 2—3 небольших круга (диаметром 30— 40 см). Около них стоят невысокие скамейки (10—20 см). Двое-трое детей становятся на скамейку, по сигналу спрыгивают в круг, как воробушки с крыши.

Лягушки в болоте

Задача: продолжать упражнять в спрыгивании с предмета с отталкиванием двумя ногами.

Дети - «лягушки» располагаются на скамейках (деревьях, лежащих на земле). Площадка — «болото». Инструктор предлагает детям спрыгнуть в «болото», как лягушки, и «поплавать». Дети спрыгивают и бегают по площадке.

Воробушки и кот

Задача: закреплять умения детей отталкиваться двумя ногами, мягко приземляться на полусогнутые ноги, бегать в разных направлениях.

Дети стоят на скамеечках или на больших кубиках, разложенных на полу по одну сторону площадки. Это «воробушки на крыше». В стороне сидит «кот». Он спит. По сигналу «Воробушки полетели!» дети спрыгивают с предметов, расправив руки-«крылья», «разлетаются» во все стороны. Просыпается кот. Он поизносит «мяу-мяу» и бежит ловить  воробушков,   которые прячутся «на крыше»: встают на скамеечку или кубик. Пойманных кот отводит к себе в «дом».

                                                     Из обруча в обруч

Задача: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Плоские обручи (3—4 шт.) разложены по залу на расстоянии 30 см.  Дети прыгают на двух ногах друг за другом из обруча в обруч, продвигаясь вперед.

Зайцы и волк

Задачи:

— закреплять умение спрыгивать  мягко, приземляясь на носки с переходом на всю стопу; — развивать скорость реакции, ловкость.

Один из детей — «волк», остальные — «зайцы». Они отмечают себе домики на одной стороне площадки. Волк прячется на противоположной стороне — «в овраге».Инструктор произносит:

Зайки скачут — скок, скок, скок                                    

На зеленый на лужок,

Травку щиплют, слушают,

Не идет ли волк.

В это время зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, то прыгают на двух ногах, то присаживаются и щиплют травку. По сигналу «Волк!» тот выбегает из оврага и бежит за зайцами. Зайцы должны успеть спрятаться в свои домики.

Лиса в курятнике

Задачи:

— закреплять умение спрыгивать мягко, приземляясь на носки с переходом на всю стопу;

— развивать скорость реакции, ловкость.

 В  «курятнике»  на насте располагаются «куры» — дети стоят на скамейках, расставленных по одну сторону площадки. На противоположной стороне площадки находится «нор лисы». Остальная часть площадки — «двор». Лиса сидит в норе,  а куры ходят и бегают по двору, кудахчут, «хлопают крыльями». По сигналу «Лиса!» куры убегают, прячутся в курятник. взлетают на насест, а лиса старается схватить и утащить курицу, не успевшую взобраться на насест.

Птички и кошка

Задачи:

— закреплять умение собираться только по команде;

— спрыгивать на обе ноги, легко сгибая их в коленях.

Дети стоят на скамеечках или на больших кубиках, разложенных на полу по одну сторону площадки. Это «птички на крыше». В стороне сидит «кошка». Она спит. По сигналу «Птички полетели!» птички спрыгивают с крыши, расправив руки-«крылья», «разлетаются» во все стороны. Просыпается кошка. Она произносит «мяу-мяу» и бежит ловить птичек, которые прячутся на крыше: встают на скамеечку или кубик. Пойманных кошка отводит к себе в «дом».

Зайка серый умывается

Задачи:

— закреплять умение собираться только по команде;

— спрыгивать на обе ноги, легко сгибая их в коленях.

Все играющие образуют круг. Выбранный «зайка» становится в средину. Дети произносят:

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл  носик, вымыл ротик,

Вымыл ухо, вытер сухо!

«Зайка» проделывает движении но тексту. Затем скачет на двух ногах к кому-нибудь из детей. Тот, к кому приблизится зайка, прыжками отправляется ни середину круга.

Прыгай до флажка

Задачи:

— упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед;

— закреплять умение мягко приземляться после прыжка.

Цветные флажки кладут на стульчики или скамейку. На расстоянии 1—1,5 м от стульчиков  на полу протягивается шнур. Дети подходят к шнуру и по сигналу прыгают от него на двух ногах, продвигаясь вперед до флажков. Когда дети оказываются у флажков, они берут их, машут ими и кладут на место. Обратно возвращаются бегом.

Через ручеек

Задача: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

На площадке выкладывается из веревок, палок или скакалок «ручеек». Дети встают к ручейку и по сигналу «Прыг!» перепрыгивают через него, отталкиваясь двумя ногами, расходятся по площадке; по сигналу «Домой!» снова перепрыгивают.

С бережка на бережок

Задача: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Посередине площадки на землю кладется шнур — «ручеек». Дети идут в колонне, подходят к ручейку и становятся на одном его берегу. Воспитатель предлагает попрыгать с бережка на бережок и предупреждает, что прыгать нужно правильно, иначе можно попасть ногами в ручей. Дети с места, отталкиваясь двумя ногами, перепрыгивают ручей по 5—6 раз туда и обратно.

Возьми флажок

Задачи:

— упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед;

— учить действовать по сигналу.

Дети становятся по трое друг за другом на расстоянии 1— 2 шагов вдоль одной стороны зала. У противоположной стороны напротив каждой колонны расставлены флажки. Инструктор произносит:

Прыг-скок, прыг-скок,

Вот он — твой флажок.

Последнее слово — сигнал к прыжкам. Дети прыгают на двух ногах до флажков, поднимают их над головой.

По ровненькой дорожке

Задачи: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

По дорожкам (цветные шнуры, гимнастические палки или цветная клеенка) длиной 2—3 м дети прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. В конце дорожки каждый берет из коробки мяч, прокатывает его по той же дорожке в обратном направлении и бежит за ним. Если ребенку трудно выполнить упражнение, не следует требовать, чтобы он обязательно допрыгал до конца дорожки.

С кубика на кубик

Задача: закреплять умение мягко приземляться после прыжка.

С помощью детей воспитатель расставляет по кругу кубы на расстоянии 50—60 см друг о друга. Упражнение выполняю одновременно 2—3 ребенка. Каждый спрыгивает с куба и по кругу переходит к другому, встает на него, опять спрыгивав! и т.д.

Прыгни — повернись

Задачи:

— упражнять в умении прыгать на двух ногах с поворотами вправо-влево;

— развивать естественную координацию движений, ловкость.

Дети, свободно располагаясь по площадке, прыгают на месте под счет 1,2,3, на счет 4 поворачиваются направо на 45°. Снова делают три прыжка на месте, на четвертый поворачиваются направо и т.д. Вернувшись в и.п., выполняют прыжки в левую сторону.